Статья 'Обзор современных цифровых практик для управления малым бизнесом' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Обзор современных цифровых практик для управления малым бизнесом

Прыгунова Мария Игоревна

ORCID: 0000-0003-4290-6487

кандидат экономических наук

ведущий научный сотрудник отдела качественных исследований ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан», доцент кафедры Общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета

420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 23/6, оф. 1004

Prygunova Mariya Igorevna

PhD in Economics

Leading Researcher of the Department of Qualitative Research of GBU "Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan", Associate Professor of the Department of General Management of Kazan (Volga Region) Federal University

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Karla Marksa, 23/6, of. 1004

mariya.prigunova@tatar.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Тумаков Ильяс Камилович

студент, кафедра Общего менеджмента, Казанский (Приволжский) федеральный университет

420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, 4

Tumakov Il'yas Kamilovich

Student, Department of General Management, Kazan (Volga Region) Federal University

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Butlerova, 4

iktumakov@stud.kpfu.ru

DOI:

10.25136/2409-8647.2022.4.38393

EDN:

MAWPKK

Дата направления статьи в редакцию:

05-07-2022


Дата публикации:

06-01-2023


Аннотация: Объектом исследования выступают цифровые программы, используемые малыми предприятиями для управления бизнесом. Авторы в начале статьи подробно останавливаются на самом понятии малого и среднего предпринимательства, освящают существующие подходы к анализу предпринимательства и перечисляют общепринятые критерии малого предприятия в Российской Федерации. Далее авторы приводят доводы о необходимости использования цифровых технологий при ведении бизнеса и дают краткий обзор распространенных программных обеспечений управления малым бизнесом. Для малых предприятий существует множество таких подходов и инструментов, основанных на эффективном управлении фирмой. Особое внимание уделяется преимуществам рассматриваемых программ, а также возможным способам их применения. Новизна исследования заключается в выделении ключевых преимуществ представленных в статье цифровых популярных программ по управлению малым бизнесом. Программы для малого бизнеса гарантируют, что вся организация компании будет синхронизирована, а деятельность фирмы в целом эффективно оптимизирована. Особым вкладом авторов в исследование темы является попытка разделить инструменты управления малым предприятием на тематические группы по направлениям: взаимоотношения с клиентами, облачное сотрудничество, электронное выставление счетов, социальные сети, маркетинг, бухгалтерский учет, управление проектом. Основным выводом проведенного исследования выступает тот факт, что малый бизнес не отстает от крупного в применении инновационных технологий по управлению бизнес-процессами.


Ключевые слова:

предпринимательство, критерии малого бизнеса, управление бизнесом, цифровые технологии, взаимоотношение с клиентами, облачное сотрудничество, электронное выставление счетов, управление социальными сетями, управление проектом, эффективное управление

Abstract: The object of the study is digital programs used by small enterprises for business management. At the beginning of the article, the authors dwell in detail on the very concept of small and medium-sized entrepreneurship, present existing approaches to the analysis of entrepreneurship and list the generally accepted criteria of a small enterprise in the Russian Federation. Further, the authors give arguments about the need to use digital technologies in doing business and give a brief overview of common small business management software. For small businesses, there are many such approaches and tools based on effective management of the company. Special attention is paid to the advantages of the programs under consideration, as well as possible ways of their application. The novelty of the research lies in highlighting the key advantages of the digital popular small business management programs presented in the article. Small business programs ensure that the entire organization of the company is synchronized, and the company's activities as a whole are effectively optimized. A special contribution of the authors to the study of the topic is an attempt to divide small business management tools into thematic groups in the following areas: customer relations, cloud collaboration, electronic billing, social networks, marketing, accounting, project management. The main conclusion of the study is the fact that small businesses are not lagging behind large ones in the application of innovative technologies for business process management.


Keywords:

entrepreneurship, small business criteria, business management, digital technologies, customer relationship, cloud collaboration, electronic invoicing, social media management, project management, effective management

Введение

Одной из важнейшей составной части рыночной экономики является малое предпринимательство. Развитие малого бизнеса способствует экономическому росту, снижению безработицы и насыщению рынков экономики в целом. Большое число субъектов малых предприятий усиливает конкуренцию между ними, именно поэтому каждый субъект старается повысить конкурентоспособность и занять наиболее выгодную для себя позицию. Поэтому применение различных стратегий по управлению бизнесом особенно важно для малого предприятия. Руководству необходимо выбрать одну или даже несколько стратегий, обеспечивающих выживание фирмы в жесткой конкурентной среде [1].

В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дано единое определение для субъектов малого и среднего предпринимательства. В Законе сказано, что субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [2].

Малое предпринимательство является одним из сложных и интересных социально-экономических феноменов в науке. При этом его значение нельзя переоценить, так как малое и среднее предпринимательство является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста региона и страны в целом, а также структуру и качество валового национального продукта [3]. В текущих социально-экономических условиях малое предпринимательство – это ключевой фактор социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения [4].

В цифровом мире главным преимуществом любого предприятия становится не владение им достаточным количеством факторов производства, а своевременное получение достоверное и актуальной информации. Информация в глобальном мире - это основной ресурс, на основании которого предприятие должно грамотно, рационально и своевременно принимать управленческие решения. Именно поэтому организации, в особенности малого бизнеса, должны внедрять в свою деятельность самые передовые и инновационные методы управления и контроля [5].

В 1996 на свет появилась первая научно-популярная книга, посвященная концепции цифровизации экономики, автором данного труда является Николас Негропонте, который в своем труде представил свои предложения по развитию цифровых технологий и их дальнейшем возможном применении [6].

Основная часть

Внедрение цифровых платформ и бизнес-моделей легло в основу устойчивых конкурентных преимуществ за счет снижения издержек и обеспечения лучшего качества «потребительского опыта». В то время как в 2018 г. на компании, реализовавшие цифровую трансформацию, приходилось 16,6% от мирового ВВП (13,5 трлн долл.), к 2023 г., по прогнозам, их вклад составит уже более половины (53,3 трлн долл.). Такие потенциальные выгоды стимулируют бизнес активнее использовать цифровые технологии. Ожидается, что только внедрение искусственного интеллекта в ключевых секторах экономики и социальной сферы даст прирост добавленной стоимости от 3,5 до 5,8 трлн долл [7].

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [8].

Главными препятствиями на пути к цифровизации среднего и малого бизнеса в России являются незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат и нехватка средств на внедрение цифровых технологий. Такой вывод был сделан в рамках исследования, проведенного в 2019 году банком «Открытие», Google, Mail.ru Group, Московской школой управления Сколково и РАЭК, его оператором выступил Аналитический центр НАФИ. Первую причину указали 21%, вторую — 20% предпринимателей, опрошенных в ходе исследования, всего в ходе всероссийского репрезентативного опроса было опрошено 580 руководящих сотрудников предприятий.

Также среди преимуществ цифровизации 34% респондентов указали удобство контроля над процессами, а 33% — увеличение скорости работы. Несмотря на наличие трудностей, 92% предпринимателей считают, что цифровизация дает бизнесу преимущества [9].

Через год был проведен аналогичный замер индекса цифровизации бизнеса, и он равен 50 пунктам по шкале от 0 до 100 – такое значение сохраняется с февраля 2020 года. При этом высокий уровень цифровизации имеют 8% компаний в целом по России. Среди компаний среднего бизнеса эта доля достигает 20%, среди ИП и микрокомпаний – 7-8%, среди малых предприятий – 17% [10].

На протяжении 2021 года многим малым предприятиям приходилось преодолевать огромные трудности, чтобы продолжать свою деятельность. Этот год стал одним из самых трудных для малого бизнеса в истории (рисунок 1).

Рисунок 1 – Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в России, ед. [11]

Из данного рисунка можно увидеть, что количество зарегистрированных субъектов малых структур в России за исследуемый период постоянно сокращалось. В 2021 году зафиксировано наименьшее количество успешно функционирующих предприятий малого формата, которое составило 212429 ед., что на 21,34% меньше, чем в 2015 году.

С началом пандемии малый бизнес столкнулся с целым рядом проблем. На рисунке 2 представлены основные из них.

Рисунок 2 – Проблемы малого бизнеса с начала пандемии, % [12]

Многие владельцы бизнеса говорят, что кризис COVID-19 привел к потере доходов (23%), в то время как другие жалуются на сокращение бюджета (11%) и временное закрытие (11%). Некоторым предприятиям пришлось сократить заработную плату своим сотрудникам (10%).

Предприятия, стремящиеся восстановиться после пандемии, должны учитывать новые тенденции малого бизнеса, которые, вероятно, сохранятся. Чтобы выполнить это требование, владельцы малого бизнеса могут воспользоваться перечисленными направлениями развития, т.к. постоянное совершенствование помогает предприятием стабильно и успешно функционировать, наращивая свои ключевые показатели.

Исследователи отмечают, что крупный бизнес в России активно занимается цифровой трансформацией, но малый и средний бизнес еще не вполне осознает выгоды цифровой экономики для бизнес-процессов, а также не понимает, какое место он занимает в госпрограмме цифровизации экономики.

Современные инструменты управления малым предприятием включают в себя большое количество передовых технологий, рассмотрим наиболее распространенные из них:

1.Инструменты управления взаимоотношениями с клиентами. CRM-программы могут отслеживать почти каждую деталь бизнеса, которая происходит между компанией и ее клиентами, от их платежного адреса до предпочтительного дня доставки. CRM-системы сначала разрабатывались для крупного бизнеса с большими отделами продаж, но теперь эти системы доступны и для малого предпринимательства.

2. Инструменты облачного сотрудничества. За последнее десятилетие предприятия осознали, что хранить информацию, необходимую для ведения бизнеса, в Интернете проще и дешевле, чем на собственных серверах. Такое использование Интернета стало известно как «облачные вычисления» или просто «облачные хранилища». Если используется Gmail для электронной почты или хранение файлов производится на Google Диске, то данные компании уже находятся в облаке. Quickbooks предлагает программное обеспечение для бухгалтерского учета, которое не нужно устанавливать на свой компьютер, у него есть версия в облаке. Более новые бухгалтерские программы, такие как Freshbooks и Xero, предназначены только для облачных вычислений.

3. Инструменты электронного выставления счетов. Электронные инструменты для выставления счетов можно использовать с компьютера, планшета или смартфона, и многие из них основаны на облачных технологиях, например, онлайн-касса. Это позволяет сотрудникам в любое время отправить счет с рабочей площадки, что сокращает временные затраты на взаимодействие с контрагентами. Инструменты электронного выставления счетов предлагают разные варианты для малого бизнеса и позволяют клиентам отправлять платежи непосредственно в банк или через специализированную электронную платежную систему.

4. Инструменты управления социальными сетями. Сегодня социальные сети являются одной из площадок продвижения продукции компании, поиска новых клиентов, повышения узнаваемости и мониторинга спроса. Существует множество бесплатных или недорогих инструментов управления социальными сетями, например Hootsuite и Buffer. Многие из лучших инструментов управления социальными сетями бесплатны на уровне использования и наиболее распространенном в малом бизнесе [13].

Также существуют специализированные программные обеспечения по управлению малым предприятием, включающим в себя множество контролируемых процессов, а именно:

1. Маркетинг. Программное обеспечение для маркетинга малого предприятия может приумножить результаты обычного маркетолога с помощью мощных инструментов, которые обеспечивают глубокое понимание данных о клиентах, что в итоге приводит к увеличению потенциальных и постоянных покупателей.

2. Бухгалтерский учет. Если управляющему малым бизнесом необходимо отслеживать транзакции и движение входящих и исходящих денег, современное бухгалтерское программное обеспечение и инструменты помогут в этом малому предприятию. С помощью таких программ появляется возможность не держать в штате бухгалтера, владелец бизнеса сможет сам формировать всю необходимую отчетность.

3. Управление проектом. Основная цель инструментов управления проектами — следить за командной работой и добиваться оптимального уровня производительности. Программное обеспечение и инструменты для управления проектами предоставляют малым предприятиям услуги по обеспечению сбалансированной рабочей нагрузки для команд и позволяют выполнять поставленные задачи в назначенное время [14].

В современную эпоху концепция виртуальных рабочих мест и удаленной работы развивается. Программы для малого бизнеса гарантируют, что вся организация компании будет синхронизирована, а деятельность фирмы в целом эффективно оптимизирована [15]. Данный факт подтверждается анализом существующих программ как для совсем небольших компаний, которые только начинают свою деятельность, так и для бизнеса, принявшего решение начать свое масштабирование.

Результаты

В рамках исследования была проведена классификация наиболее часто встречающихся программных продуктов для малого бизнеса с возможностью получения бесплатной или условно-бесплатной пробной версии. Из исследования исключены программы, которые на данный момент времени недоступны на территории Российской Федерации. Краткие результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Популярные программные обеспечения управления малым бизнесом*

Название

Описание

Стоимость

Аналоги и альтернативы

Asana

Asana - эта программа, которая является одним из важных инструментов для малого бизнеса. Она используются для сосредоточения на поставленных целях, проектах и оперативных задачах бизнеса, находящихся в стадии роста. С помощью данного цифрового продукта все задачи независимо от их размера можно контролировать в одном месте [16].

0 - 30,49 $ в месяц (24,99$ за пользователя в месяц при оплате раз в год)

ПланФикс - конструктор, при помощи которого строится система управления собственной командой или компанией.

nTask - инструмент для малого бизнеса, который помогает эффективно управлять задачами и проектами компании.

Scrum Time - система управления проектами на основе гибких методологий: Scrum, Kanban, XP.

Brizo - CRM и Управленческий учёт в одном простом инструменте. Позволяет управлять рентабельностью продаж в CRM и финансовой эффективностью бизнеса.

Trello

Trello, наряду с Asana, дополняет тройку программного обеспечения для малого бизнеса. Данная программа позволяет работать совместно с командами, помогает визуально организовывать и расставлять приоритеты командных проектов. Программа обладает удобным интерфейсом.

0-17,5 $ в месяц.

WEEEK — гибкая и простая система управления проектами и задачами, в основе которой лежит принцип недельного планирования. Кроме досок, которые не уступают в функциональности доскам Trello, в WEEEK есть режим календаря. Задачи со всех проектов можно просматривать одновременно.

Wrike - большое и комплексное решение, где многие важные возможности скрыты за платной подпиской. Например, встроенный тайм-трекер, отчёты, режим календаря (в бесплатной версии здесь, как и в Trello, нельзя посмотреть загрузку по разным проектам в одном месте). Явным минусом программы выступает громоздкий интерфейс.

YouGile, как и WEEEK — российский сервис. Но в отличие от WEEEK, он ориентирован исключительно на работу по принципам Agile. Однозначный плюс YouGile — лаконичный и понятный интерфейс, доски. Задачи можно смотреть не только на досках, но и на диаграмме Ганта. У задач есть система приоритетов и встроенные чаты (вместо комментариев).

Rodeo Software

Rodeo Software — это инструмент управления проектами, который призван помочь малому бизнесу оптимизировать свою прибыль при эффективной работе над своевременным выполнением проектов. Он предлагает все функции, необходимые для управления проектами, без лишних сложностей (и затрат). Инструмент имеет простой интерфейс, в котором легко ориентироваться даже тем, кто не разбирается в технике. Он включает такие функции, как бюджетирование, отслеживание времени, списки задач и отчетность, которые помогают планировать и выполнять проекты эффективно и результативно.

От 29,99 $ в месяц на 1 пользователя (бесплатная пробная версия).

SendPulse - простая CRM для малого бизнеса, подходит для продажи товаров и услуг. Ориентирована на пользователей, которые еще не работали с подобными сервисами, но уже хотят упорядочить свои сделки — перейти к централизованной онлайн-системе.

«Мегаплан» - система управления предприятием. Автоматизирует рутинные бизнес-процессы, ведет журнал событий, записывает звонки, отправляет напоминания ответственным сотрудникам. Платформа интегрирована с программами сквозной аналитики, бухучета и сдачи отчетности.

MixMax

MixMax — это плагин для браузера, который помогает отслеживать переписку, планировать электронные письма, а также использовать последовательности и напоминания.

От 49 $ в месяц на 1 пользователя (14-дневная бесплатная пробная версия).

SalesHandy является платформой взаимодействия продаж. Он обеспечивает отслеживание электронной почты, слияние, отслеживание документов и планирование электронной почты.

Gmelius превращает ваш почтовый ящик Gmail / G Suite в рабочее пространство вашей компании.

Yesware - это универсальный инструментарий продаж. Программа позволяет отслеживать электронную почту и презентации, создавать шаблоны, регистрировать звонки в CRM и многое другое прямо из папки «Входящие».

Datananas помогает компаниям B2B увеличить продажи благодаря последовательности продаж по электронной почте.

Automate.io

Automate.io позволяет подключать различные облачные приложения, которые используют предприниматели — маркетинг, продажи, платежи, веб-формы, совместная работа, электронная почта и автоматизировать рутинные задачи.

Можно создавать простые однозначные интеграции или рабочие процессы из нескольких приложений. Automate.io поддерживает — Google Apps, Slack, Trello, Salesforce, Pipedrive, MailChimp, Infusionsoft, Zendesk, Quickbooks и более 50 других популярных приложений [17].

0-199 $ в месяц. Есть бесплатный тариф. Стоимость подписки по бизнес тарифу начинается от 9,99 $ за пользователя в месяц.

1С:Комплексная автоматизация — это программа для построения на предприятии единой информационной системы, охватывающей основные задачи управления и учета;

Albato — сервис, который позволяет за пять минут самостоятельно связать более сотни различных систем: CRM, аналитику, управление рекламой, мессенджеры;

Webjack - cистема, позволяющая интегрировать между собой различные сервисы и обеспечить обмен данными между ними; ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов.

*составлено авторами

Еще одним инструментом для малого бизнеса в настоящее время является приложение для видеоконференций «Zoom», которое часто применяется в образовательном процессе или в рамках межличностного взаимодействия. Данная программа предоставляет малым предприятиям возможности и средства для проведения онлайн-встреч и вебинаров с помощью программного обеспечения для видеоконференций, встроенного прямо в основной мессенджер. Бесплатный план Zoom позволяет проводить неограниченное количество встреч, в которых могут участвовать до 100 человек с ограничением в 40 минут.

Заключение

На основе проведенного обзора современных представлений о состоянии и проблемах малого предпринимательства, мы еще раз подтвердили необходимость акцентировать внимание руководителей малого бизнеса на передовых практиках управления с использованием цифровых технологий. Внедрение цифровых платформ и бизнес-моделей может лечь в основу устойчивых конкурентных преимуществ за счет снижения издержек и повышения качества. Однако незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат и нехватка средств на внедрение новых технологий может и дальше будет сдерживать их развитие.

Таким образом, рассмотрев современные инструменты управления малым предприятием, можно сделать вывод, что малый бизнес не отстает от крупного в возможностях применения передовых технологий по управлению бизнес-процессами. Для обеспечения конкурентного преимущества, быстрого и стабильного развития деятельности фирмы, необходимо переходить на цифровой менеджмент. В представленной выше таблице присутствует значительное количество приложений и программ, в том числе и от отечественных разработчиков, которые могут применяться в небольших компаниях. Кроме того, в связи с тем, что на малых предприятиях работает небольшое количество сотрудников, то такие компании могут использовать в рамках своей деятельности бесплатные или условно-бесплатные программы. Для малых предприятий существует множество таких подходов и инструментов, основанных на эффективном управлении фирмой как зарубежных, так и российских аналогов.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Статья, исходя из названия, должна быть посвящена обзору современных цифровых практик для управления малым бизнесом. Представляется, что корректировка названия посредством замены слова «обзор» на «развитие» расширило бы потенциальную читательскую аудиторию, а также способствовало бы повышению качества научного исследования.

Методология исследования. Методология исследования базируется на перечислении общеизвестных фактов и характеристик программного обеспечения. Общие и специальные методы проведения научных исследования автором не применялись.

Актуальность изучения вопросов применения современных цифровых практик для управления малым бизнесом имеет огромное значение, т.к. способствует не только упрощению его текущих экономических и организационных процессов, но и делает более простым взаимодействие заказчика и клиента, что может стать серьезным стимулом для развития данного сегмента коммерческих организаций.

Научная новизна в рецензируемом материале отсутствует, т.к. отсутствуют какие-либо результаты НАУЧНОГО исследования. Автору рекомендуется определить конкретные социально-экономические эффекты использования каждого программного продукта, приведённого в тексте статьи, отметив сильные/слабые стороны и рассчитав сумму денежных средств, которую можно сэкономить и объём иных получаемых выгод от их использования.

Стиль, структура, содержание. Стиль изложения текста научный. При этом, выбранная структура является достаточно спорной, т.к. автор во вступительной части статьи вместо обоснования сути проблемы очень подробно останавливается на критериях отнесения к субъектам малого предпринимательства, что не было выбрано в качестве предмета исследования. Содержание статьи представляет собой перечисление общеизвестных фактов. При этом информация о программах представлена в виде, который может быть использован при формировании каталогов программного обеспечения. Иная практическая значимость у данного материала отсутствует.
Оформление таблиц рекомендуется осуществлять, опираясь на требования ГОСТ.
Достаточно сомнительным выглядит вывод «рассмотрев современные инструменты управления малым предприятием, можно сделать вывод, что малый бизнес не отстает от крупного в применении инновационных технологий по управлению бизнес-процессами». В тексте статьи какого-либо сравнения перечня используемых технологий малым и крупным бизнесом не содержится, на основании чего сделан такой вывод? Как он связан с другими фрагментами текста? Более того, в выводе отмечается про инновационные технологии. Автор приравнивает инновационные и цифровые технологии?

Библиография. Список литературы включает 10 источников. При этом, автором абсолютно не изучены нормативные правовые акты, регулирующие цифровизацию социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также зарубежная научная литература.

Апелляция к оппонентам. В рецензируемом материале не содержится научная дискуссия. При доработке статьи и дополнению обоснованными проблемами, причинами их возникновения и путями решения автору рекомендуется обсудить их с результатами, полученными другими исследователями. Подобное сравнение позволит автору дополнительно сфокусировать внимание на приращении научного знания и практической значимости проведенного исследования.

Выводы, интерес читательской аудитории. С учётом вышеизложенного, статья рекомендуется к опубликованию только после доработки и проведения повторного рецензирования. При этом, принимая во внимание актуальность изучения цифровых практик управления малым бизнесом, она будет востребована у широкой читательской аудитории.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья посвящена обзору современных цифровых практик для управления малым бизнесом.
Методология исследования базируется на обобщении литературных источников, посвященных рассматриваемой теме, анализе статистической информации о развитии малого бизнеса, наглядном представлении выявленных тенденций.
Актуальность исследования авторы справедливо связывают с тем, что развитие малого бизнеса во многом определяет темпы экономического роста региона и страны в целом, а также структуру и качество валового национального продукта, оказывает влияние на социальное развитие и обеспечение стабильно высокого уровня занятости населения.
Научная новизна в исследовании, к сожалению, четко не сформулирована.
В своей работе авторы, опираясь на федеральное законодательство и встречающие в научных публикациях точки зрения, приводят обор современных представлений о состоянии и проблемах малого предпринимательства, акцентируя внимание на передовых практиках управления малым бизнесом с использованием цифровых технологий. Высказывается мнение, что внедрение цифровых платформ и бизнес-моделей легло в основу устойчивых конкурентных преимуществ за счет снижения издержек и повышения качества. Среди узких мест называется незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат и нехватка средств на внедрение новых технологий. Особое внимание уделено проблемам малого бизнеса, связанным с пандемией коронавируса. Далее в статье рассмотрены современные инструменты управления малыми предприятиями: инструменты управления взаимоотношениями с клиентами, облачного сотрудничества, электронного выставления счетов, управления социальными сетями. В отдельной таблице приведено описание популярного программного обеспечения управления малым бизнесом: Asana, Automate.io, Trello, Rodeo Software, MixMax. По результатам исследования сделан вывод о том, что малый бизнес не отстает от крупного в возможностях применения передовых технологий по управлению бизнес-процессами.
Библиографический список включает 17 наименований источников: научные публикации на русском и английском языках, диссертации, законодательные акты, интернет-ресурсы, на которые в тексте приведены адресные ссылки, свидетельствующие о наличии в публикации апелляции к оппонентам.
По представленному на рецензирование материалу следует высказать некоторые замечания.
Во-первых, в тексте не выделены такие общепринятые в современных научных статьях разделы как введение, материал и методы исследования, результаты и их обсуждение, заключение.
Во-вторых, научную новизну результатов исследования целесообразно сформулировать более четко.
В-третьих, наименование рисунка 1, по мнению рецензента, требует корректировки, поскольку здесь отражено изменение количества лишь малых предприятий, а число микропредприятий и индивидуальных предпринимателей не приведено, в связи с чем наименование «Количество зарегистрированных субъектов малых структур в России» может ввести читателей в заблуждение относительно сути рассматриваемого показателя и происходящих процессов.
Тема статьи актуальна, материал соответствует тематике журнала «Теоретическая и прикладная экономика», однако статья нуждается в доработке перед её опубликованием.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования.
Предметом исследования являются современные цифровые практики для управления малым бизнесом.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором.
Актуальность
Тема работы актуальна, в связи с недостаточной проработанностью вопроса в теоретическом аспекте и практической значимостью цифровых практик в управлении предприятиями малого бизнеса.
Научная новизна
Недостаток. Автор сформулировал новизну предпринятого исследования.
Вывод «Внедрение цифровых платформ и бизнес-моделей может лечь в основу устойчивых конкурентных преимуществ за счет снижения издержек и повышения качества» содержит элемент научной новизны, но этот вывод желательно подтвердить цифрами.
Стиль, структура, содержание
Содержание работы
Стиль статьи научный, вместе с тем, статья написана понятным языком. В статье излагаются на достаточном теоретическом уровне суждения, доступные для восприятия читателем. Структура статьи отражает логику решения поставленных задач. Содержание статьи соответствует названию. Материал излагается последовательно. Достоинством является хорошая иллюстративность работы.
В работе показано, что внедрение цифровых платформ и бизнес-моделей легло в основу устойчивых конкурентных преимуществ за счет снижения издержек и обеспечения выпуска продукции и оказания услуг лучшего качества; установлены главными препятствия на пути к цифровизации среднего и малого бизнеса в России; показаны современные цифровые инструменты управления малым предприятием; проведена классификация наиболее часто встречающихся программных продуктов для малого бизнеса с возможностью получения бесплатной или условно-бесплатной пробной версии.
Недостатки: Надо устранить опечатки ( «главным преимуществом любого предприятия становится не владением»), стилистические ошибки. Допускаются просторечные выражения («Некоторым предприятиям пришлось урезать заработную плату») и элементы экспрессии («работать с впечатляющим уровнем гибкости»).
В выводах присутствует недосказанность, незавершенность и позволяет
Следовало бы сформулировать предложения по результатам проведенного анализа, раскрыв более обстоятельно основную мысль автора.
Следует особо подтвердить вывод, «что малый бизнес не отстает от крупного в возможностях применения передовых технологий по управлению бизнес-процессами. Для обеспечения конкурентного преимущества, быстрого и стабильного развития деятельности фирмы, необходимо переходить на цифровой менеджмент».
Библиография
Список литературы соответствует заявленной теме исследования. Список литературы включает современные публикации и российских, и иностранных авторов.
Апелляция к оппонентам. В изложении автора отсутствуют дискуссионный момент отсутствует.
Выводы, интерес читательской аудитории
Рецензируемая статья вызывает интерес читательской аудитории. Статью рекомендуется опубликовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.