Статья 'Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы ' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы

Стукалова Ирина Борисовна

доктор экономических наук

профессор, кафедра Торгововой политики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

117997, Россия, г. Москва, ул. Стремянный Пер., 38, оф. 404

Stukalova Irina Borisovna

Doctor of Economics

Professor, the department of Trade Policy, Plekhanov Russian University of Economics

117997, Russia, g. Moscow, ul. Stremyannyi Per., 38, of. 404

stukalova-irina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2021.4.36909

Дата направления статьи в редакцию:

15-11-2021


Дата публикации:

22-11-2021


Аннотация: Статья посвящена развитию электронной торговли в РФ. Актуальность темы исследования обусловлена высокими темпами роста данного сегмента торговли. Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли с учетом сопряженных с ним возможностей и угроз для потребителей, торгового бизнеса и национальной экономики в целом. Предметом исследования является процесс развития рынка электронной торговли. Инструментом исследования принята методология институционального подхода, которая предполагает учет в теоретическом анализе эволюции электронной торговли широкого спектра неэкономических факторов: социальных, научно-технических, технологических и прочих. Информационной базой исследования послужили данные Ассоциации компаний Интернет-торговли, Национальной ассоциации дистанционной торговли, труды отечественных и зарубежных ученых. Предложена авторская иерархия понятий: электронный бизнес, электронная коммерция и электронная торговля. Исследование истории эволюции форм торговли, позволило доказать, что электронная торговля является видом дистанционной торговли. Предложенная автором этапизация развития дистанционной торговли, позволила определить исторические пики ее развития, в том числе этап выделения электронной торговли в самостоятельный вид. Результаты анализа рынка электронной торговли позволили сделать следующие выводы: 1) электронная торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики, генерирующим новые рабочие места и налоговые поступления; 2) основными предпосылками активного развития рынка электронной торговли являются процессы цифровизации и глобализации экономики; 3) катализатором развития электронной торговли явилась пандемия Covid¬19 и связанные с ней карантинные ограничения. Развитие электронной торговли формирует целый спектр возможностей и угроз для всех её участников: государства; хозяйствующих субъектов и потребителей. Выявленные автором возможности и угрозы могут служить основой для разработки комплекса мероприятий по использованию возможностей и снижению риска угроз, вызванных развитием электронной торговли, который определит перспективы ее развития.


Ключевые слова:

электронная торговля, цифровая экономика, торговля, формы торговли, электронная коммерция, дистанционная торговля, эволюция, возможности, угрозы, customers

Abstract: This article is dedicated to the development of e-commerce in the Russian Federation. The relevance of this topic is substantiated by the growth rates of this segment of commerce. The goal lies in analysis of the prospects for the development of e-commerce, taking into account the potential opportunities and challenges for the consumers, retail businesses and national economy overall. The subject of this research is the process of development of the e-commerce market. The research employs institutional approach, which implies consideration of a wide range of noneconomic factors (social, scientific-technical, technological, etc.) in the theoretical analysis of the evolution of e-commerce. The information base contains the data from the Association of E-Commerce Companies, National Association of Mail Order and Distance Selling Trade, and the works of Russian and foreign scholars. The author offers a hierarchy of concepts: e-business, e-commerce, and online trade. Tracing the history of evolution of the forms of commerce proves that e-commerce is a type of distance trading. The proposed by the author stages of development of distance trading reveals the historical peaks of its development, including separation of e-commerce. The results of analysis of e-commerce market led to the following conclusions: 1) e-commerce is one of the dynamically developing sectors of the economy, which generates new job opportunities and tax revenues; 2) the key prerequisites for the active development of e-commerce market consist in processes of digitalization and globalization of the economy; 3) the COVID-19 pandemic became a catalyst for the development of e-commerce. The development of e-commerce creates a range of opportunities and risks for all parties involved: the state, business entities, and consumers. The opportunities and risks outlined by the author may contribute to elaboration of measures aimed at utilization of opportunities and mitigation of risk caused by the development of e-commerce, which would determine its development prospects.


Keywords:

e-tradе, digital economy, trade, trade forms, e-commerce, distance trade, evolution, opportunities, threats, потребители

Постановка задачи

Современные экономические процессы и системы подвержены воздействию двух важнейших процессов современности: цифровизации и глобализации. Цифровизация оказывает все большее влияние на все сферы экономики и ее отдельные сегменты. В частности, в последние годы высокие темпы роста демонстрирует электронная торговля. В контексте цифровизации экономики усиливается технологическая составляющая данного сегмента торговли: внедряются новые инструменты, поддерживающие искусственный интеллект, аналитику больших данных, автоматизацию бизнес-процессов, развиваются платформенные решения. Параллельно процессы интеграции и глобализации экономики стимулируют появление новых видов, форм продаж и каналов распределения товаров на глобальном рынке. Одной из таких форм торговли является электронная торговля.

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и сопряженных с ним возможностей и угроз для потребителей, торгового бизнеса и национальной экономики в целом.

Инструментом исследования принята методология институционального подхода, которая предполагает учет в теоретическом анализе эволюции торговли широкого спектра неэкономических факторов: социальных, научно-технических, технологических и прочих. Информационной базой исследования послужили данные Ассоциации компаний Интернет-торговли, Национальной ассоциации дистанционной торговли, труды отечественных и зарубежных ученых.

В трудах российских и зарубежных исследователей широкое распространение получили такие термины, как электронная коммерция, цифровая торговля, безбумажная торговля, дистанционная торговля, Интернет-торговля, онлайн-торговля, онлайн-ритейл. Порой авторы трактуют их как синонимы, однако большинство российских исследователей в основном придерживаются мнения о наличии определённой иерархии данных понятий и соотнесения их как части к целому. Систематизация дефиниций, в том числе термина электронной торговли, представляется нам важной не только в теоретическом, но и в практическом плане, так как позволит четко очертить сферу её функционирования и однозначно оценивать статистически объемы и темпы ее развития, а также сравнить их с сопоставимыми зарубежными показателями.

В трудах зарубежных исследователей общепринятым является термин «e-commerce» (сокращенно от electronic commerce, дословный перевод ­ «электронная коммерция»), обозначающий продажи как товаров, так и услуг в режиме онлайн [1]. Декларация о глобальной электронной коммерции, принятая на Министерской конференции ВТО в мае 1998 г. значительно шире трактует термин «e-commerce», добавляя в него фазы производства и распределения: «производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств» [2]. Такое толкование представляется нам слишком расширительным. Оно явно выходит за рамки торговли, которая ограничена рамками сферы обращения. Другие зарубежные источники, напротив, фактически приравнивают суть электронной коммерции к торговле, интерпретируя её как продвижение, продажу и покупку товаров и услуг в сети Интернет [3, 4].

Исследованиями в сфере электронной коммерции и электронной торговли занимались российские учёные: И. Г. Балабанов, Л. А. Брагин, Л. П. Гаврилов, И.В. Гончарук, Г.Г. Иванов, М. Делибатова, М. А. Медведева, Т. В. Панкина, А.И. Савельев и др. [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. Большинство исследователей трактуют дефиниции «электронная коммерция» и «электронная торговля» как синонимы на основе калькирования англоязычного термина «e-commerce» [5, 7, 8, 9]. Другие справедливо разделяют данные дефиниции, прежде всего исходя из того, что в традиционном понимании дефиниция «коммерция» значительно шире по сфере своего охвата термина «торговля» [6, 11].

Критический анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы. На наш взгляд, содержательно следует выделить три понятия: электронный бизнес, электронная коммерция и электронная торговля. Самое общее, самое широкое понятие ­ электронный бизнес. Оно включает в себя совокупность бизнес-процессов, телекоммуникационные сети, информационные технологии и электронные процедуры, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности. Электронная коммерция является составной частью электронного бизнеса, инструмент взаимодействия между продавцом и покупателем, при котором хотя бы один из ключевых параметров сделки по передаче прав собственности на товары и услуги осуществлен электронным способом. Представляется, что определение электронной коммерции, предложенное М. А. Медведевой, является достаточно емким и содержательным. Она рассматривает электронную коммерцию как «процесс покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации» [10]. Электронная торговля, является составной частью электронной коммерции и ограничивается деятельностью по осуществлению исключительно договоров купли-продажи. Электронная торговля является составной частью электронной коммерции. Под электронной торговлей следует понимать коммерческую деятельность, направленную на осуществление актов купли-продажи товаров с использованием информационных систем, в том числе сети Интернет и электронных процедур. использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур.

Анализ развития рынка электронной торговли

В настоящее время электронная торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов торговой сферы и национальной экономики в целом любой страны, характеризующих влияние цифровых изменений современной жизни. Ряд исследователей склонны даже рассматривать ее как «индикатор развития цифровой экономики» [13].

Источниками аналитической информации о состоянии и тенденциях развития электронной торговли в глобальном масштабе являются официальные отчеты международных организаций, регулирующих международную торговлю: Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, а также международные и национальные банки, ассоциации, объединяющие участников рынка электронной торговли, консалтинговые компании. В России источниками такой аналитики являются: Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ) [14] и Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) [15], которые проводят собственные исследования рынка электронной торговли и его ключевых участников.

По данным АКИТ объем покупок, совершенных россиянами в российских и зарубежных интернет-магазинах, составил в 2021 году 3,221 трлн рублей, что на 58,5% больше, чем в 2019 году. В 2020 году произошел рост доли локального рынка Интернет-торговли РФ, которая увеличилась до 86% (против 71% в 2019 году). Значительное снижение доли трансграничного рынка связано с пандемией, вызвавшей ограничения грузоперевозок и, как следствие, увеличение сроков доставки покупок [8, 14, 16].

Стремительное развитие внутренней электронной торговли вызвало формирование: «100 тыс. новых рабочих мест; 80 млрд рублей «дополнительных поступлений в российский бюджет в виде налоговых отчислений (без учета НДС)» и около 2 млрд рублей в виде таможенных платежей» [18]. Одновременно трансграничные компании начали активную локализацию бизнеса в России, продемонстрировав готовность инвестирования в развитие трансграничной электронной торговли. По прогнозу АКИТ в 2021 году тенденция роста рынка Интернет-торговли сохраниться, при этом темп прироста прогнозируется на уровне 8% при сохранении доли локального рынка на уровне 86%.

Рис.1. Динамика рынка Интернет-торговли РФ, в млрд. руб.

(составлено автором по данным АКИТ) [14].

В общем объёме оборота розничной торговли доля электронной торговли РФ составила 9,6%. Несмотря на то, что данный показатель увеличился за последние три года практически в 2 раза, доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли РФ еще пока отстает от показателей мировых лидеров: Великобритания – 27,6%, КНР – 24,5%, США – 13,6% [14], однако при сохранении сложившихся темпах роста уже через, 3-5 лет может войти в тройку стран-лидеров.

Эволюция форм торговли

Выделяет две формы розничной торговли: магазинная и внемагазинная [19]. Магазинная или традиционная торговля предполагает совершение покупки покупателем в стационарной торговой сети путем прямого контакта с продавцом и возможностью непосредственного ознакомления покупателя с товаром. Внемагазинная ­ совершение покупки вне торговой сети. Таким образом, в основе получившего широкое распространение понятия «дистанционная» торговля исторически и логически лежит понятие «внемагазинная» торговля. Между тем, данные понятия не являются синонимичными. Сущностным идентификатором дистанционной торговли является способ получения информации о товаре, исключающий «возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром (образцом товара) до заключения договора купли-продажи» [20]. Получить информацию о товаре при дистанционной торговле потребители могут как с использованием информационно-коммуникационных средств, «так и с использованием традиционных средств обмена данными («бумажные» каталоги, буклеты)» [21, с. 2].

Широкое распространение среди исследователей получил термин «посылочная» торговля [22, 23]. Он даже также зафиксирован в национальном стандарте — ГОСТ 51303 «Торговля Термины и определения» [20], который рассматривает его как вид дистанционной торговли. Между тем, нам представляется использование термина «посылочная» торговля неправомерным, так как в основу классификации видов торговли положен не способ получения информации о товаре, а способ доставки путем почтовых отправлений. В этой связи следует согласиться с позицией экспертов НАДТ, которые включают в ее состав: торговлю по каталогам; торговлю посредством телевидения (радио) и электронную торговлю [15].

Исследование истории возникновения и эволюции дистанционной торговли [21, 23, 24, 27] позволило автору выделить несколько пиковых точек в ее развитии.

Отсчет целесообразно начать с формирования торговой бизнес-модели, которая использовала в качестве источника информации о товаре некий прообраз каталога и почтовую инфраструктуру для доставки товаров потребителям (70-е гг. ХIХ в.). Дистанционная торговля зародилась в северных штатах США, когда возникала реальная необходимость снабжения населения сельской местности и труднодоступных регионов потребительскими товарами, в которых розничная торговля могла предложить лишь ограниченный ассортимент товаров. Почтовая инфраструктура явилась фактически единственно возможным инструментом доведения потребительских товаров до населения. Позднее торговля по каталогам получила развитие в Европе. В дореволюционной России, территория и плотность населения которой была во многом аналогична США, дистанционная торговля появилась лишь в начале ХХ в., однако широкого распространения она не поучила.

Следующий историческим пиком развития дистанционной торговли можно признать 50–60-е гг. ХХ в. Магазинная форма в этот период достигла своего расцвета. В этот же период, параллельно происходит развитие торговли по каталогам. Активно растут такие компании, как Quelly, ОТТО, Nekermann, Peter Justensen и другие. Основным социально-экономическим фактором, стимулирующим активное развитие дистанционной торговли, стала очередная волна эмансипация женщин, их массовый выход на работу, кардинальное изменение патриархального семейного уклада, которое потребовало сокращение времени на ведение домашнего хозяйства и посещение торговых предприятий. В 70–80-е гг. ХХ в. в дистанционной торговле благодаря развитию научно-технического прогресса появляется новый информационный канал для потребителей — телевидение (радио).

Следующий эволюционный пик в развитии дистанционной торговли начинается в 90-е гг. ХХ в. Он характеризуется выделением собственно электронной торговли в состав дистанционной. Этому способствовало развитие научно-технического прогресса, а также масштабное распространение Интернет-технологий. Процессы концентрации капитала в торговле привели к появлению торговых мега-форматов, развитию торговых сетей. Торговые компании, работающие в традиционном формате, создают параллельно Интернет-магазины. Происходит вовлечение в оборот дистанционной торговли новых товарных групп, развивается омниканальность, происходит взаимная трансформация и взаимопроникновение видов дистанционной торговли. Параллельно с организационно-технологическими факторами на данном этапе существенное влияние на развитие дистанционной торговли оказывают социальные: очередной рост социального статуса женщин, их признание в бизнесе и общественно-политической жизни общества, а также формирование основного покупательского ядра из представителей поколения Х и вхождение в платежеспособный возраст поколения Z [29]. Розничная торговля окончательно перешагнула национальные границы государств за счет развития электронной трансграничной торговли.

В настоящее время можно зафиксировать очередной пик в эволюции дистанционной, в первую очередь электронной торговли. Пандемия Covid-19 и связанные с ней ограничительные меры карантинного характера явились катализатором интенсивного ее развития в том числе с бесконтактной доставкой. Произошли кардинальные сдвиги в структуре и культуре потребления. Представляется, что 2020 г. в развитии электронной торговли стал своеобразной «точкой невозврата», когда дистанционный формат торговли охватил практически всю потребительскую аудиторию.

Возможности и угрозы

Развитие электронной торговли формирует целый спектр возможностей и угроз для всех её участников. К участникам процесса электронной торговли относятся: государство; хозяйствующие субъекты (торговые предприятия, поставщики, сервис-провайдеры, владельцы агрегаторов) и потребители.

Таблица 1. Возможности и угрозы развития электронной торговли

Участники

процесса

электронной

торговли

Возможности

Угрозы

Потребители

широкий и глубокий ассортимент товаров;

экономия временных и финансовых затрат покупателей;

оперативность поиска товара;

отсутствие временных ограничений для совершения покупки;

отсутствие географических ограничений для совершения покупки;

удобство оплаты товаров;

удобство доставки товаров;

возможность получения индивидуального предложения;

возможность получить дополнительную информацию о потребительских качествах товара из отзывов покупателей, ранее совершавших покупки

обязательное наличие у потребителя технических устройств и условий размещения и оплаты заказа;

отсутствие возможности предварительной тактильной оценки потребительских свойств товара;

ожидание товара с момента заказа до момента получения;

наличие риска мошенничества

Субъекты предпринимательской деятельности в сфере электронной торговли

относительно низкий барьер для входа на рынок;

относительно короткий период запуска бизнес-проекта;

более низкие операционные расходы;

расширение ассортиментной линейки за счет минимизации товарных запасов;

оптимизация цепочек поставок;

экстерриториальность сделок;

возможность формировать персональные предложения потребителям на основе их цифровых следов

зависимость от развития IT- технологий;

часть потребительской аудитории не будет охвачена;

значительные инвестиции в логистическую инфраструктуру;

обеспечение информационной безопасности;

усиливающаяся зависимость поставщиков товаров (услуг) от маркетплейсов;

невозможность использования стимулирующих инструментов визуального мерчандайзинга

Торговля

как

самостоятельный

сектор национальной экономики

потенциальный рост объемов потребления и объемов розничного товарооборота;

потенциальный рост налоговых и таможенных поступлений;

потенциальный рост рабочих мест для трудовых ресурсов низкой квалификации;

потенциальный рост инвестиций, в том числе иностранных

изменение структуры занятости и квалификационных требований к трудовым ресурсам торговли;

массовое высвобождение торговых площадей;

снижение социально-коммуникативной функции торговых центров;

потенциальный риск снижения конкурентоспособности среднего и малого торгового бизнеса;

снижение деловой активности девелоперских компаний

Потребители, несомненно, получат от развития электронной торговли социально-экономический эффект, суть которого заключается в новом качестве потребления. Экономический эффект, прежде всего, проявляется в экономии потребительских расходов. Социальный эффект – это высвобождение времени потребителей на совершение покупки и повышении качества обслуживания за счет удобства поиска и оплаты товаров; отсутствие временных и географических ограничений для совершения покупки; персонификация товарного предложения; возможность выбора условий оплаты и доставки. При этом следует понимать, что часть покупательской аудитории не будет вовлечена в процесс электронной торговли в силу целого ряда причин важнейшим, важнейшими из которых являются вероятность обманутых покупательских ожиданий и наличие разрыва (временного лага) между фактом совершения покупки и фактом получения товара покупателем [9 с. 2068, 23 с. 95].

Субъекты предпринимательской деятельности в сфере электронной торговли могут получить экономический эффект за счет сокращения периода окупаемости торгового бизнеса; относительно небольшого объема первоначальных финансовых инвестиций, расширения ассортиментной линейки путем минимизации товарных запасов, а также сокращения и изменения структуры торгового персонала. Главными угрозами для субъектов хозяйствования, которые необходимо минимизировать или нейтрализовать, являются отсутствие прямого контакта с потребителями и высокая зависимость от IT-технологий.

Для национальной экономики в целом положительным эффектом является развитие розничного товарооборота, который сопровождается ростом поступлений налоговых и таможенных платежей. При этом, государство должно гарантировать защиту прав потребителей, а также нейтрализовать риск падения конкурентоспособности малого и среднего торгового бизнеса, в том числе в сфере электронной торговли.

Заключение

Подводя итог, можно констатировать следующие результаты и выводы.

Критический анализ литературных источников позволил автору выстроить иерархию понятий: электронный бизнес, электронная коммерция и электронная торговля.

Исследование истории эволюции форм торговли, позволило доказать, что электронная торговли является видом дистанционной торговли. Предложенная автором этапизация развития дистанционной торговли, позволила определить исторические пики ее развития, в том числе этап выделения электронной торговли в самостоятельный вид.

Результаты анализа рынка электронной торговли позволили сделать следующие выводы: 1) электронная торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики, генерирующим новые рабочие места и налоговые поступления; 2) основными предпосылками активного развития рынка электронной торговли являются процессы цифровизации и глобализации экономики; 3) катализатором развития электронной торговли явилась пандемия Covid­19 и связанные с ней карантинные ограничения. В развитии электронной торговли 2020 г. стал своеобразной «точкой невозврата», когда дистанционный формат торговли охватил практически всю потребительскую аудиторию.

Развитие электронной торговли формирует целый спектр возможностей и угроз для всех её участников: государства; хозяйствующих субъектов и потребителей Выявленные автором возможности и угрозы могут служить основой для разработки комплекса мероприятий по использованию возможностей и снижению риска угроз, вызванных развитием электронной торговли, который определит перспективы ее развития.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статьи является электронная торговля и перспективы ее развития.
Методология исследования базируется на обобщении современных публикаций, посвященных электронной торговле, ее роли в развитии экономики и общества.
Актуальность исследования авторы справедливо связывают с двумя важнейшими процессами современности: цифровизацией и глобализацией, высокими темпами роста электронной торговли в последние годы.
Научная новизна представленного исследования, по мнению рецензента, заключается в результатах проведенного анализа перспектив развития электронной торговли и сопряженных возможностей и угроз для потребителей, торгового бизнеса и национальной экономики в целом.
Структурно в статье выделены следующие разделы: Постановка задачи, Анализ развития рынка электронной торговли, Эволюция форм торговли, Возможности и угрозы, Заключение, Библиография.
В первом разделе отмечено усиление технологической составляющей данного электронной торговли: внедрение новых инструментов, поддерживающих искусственный интеллект, аналитику больших данных, автоматизацию бизнес-процессов, а также развитие платформенных решений. Авторы рассматривают терминологический аппарат: электронная коммерция, цифровая торговля, безбумажная торговля, дистанционная торговля, Интернет-торговля, онлайн-торговля, онлайн-ритейл и отмечают, что систематизация дефиниций важна как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку очерчивает сферу функционирования электронной торговли и позволяет однозначно оценивать статистически объемы и темпы ее развития, проводить сопоставления с зарубежными показателями. Под электронной торговлей в статье понимается коммерческая деятельность, направленная на осуществление актов купли-продажи товаров с использованием информационных систем, в том числе сети Интернет и электронных процедур.
При проведении анализа развития рынка электронной торговли авторы отмечают, что в настоящее время электронная торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов торговой сферы и национальной экономики в целом любой страны, характеризующих влияние цифровых изменений современной жизни. Приводятся интересные данные: объем покупок, совершенных россиянами в российских и зарубежных интернет-магазинах, в 2021 году оказался на 58,5% больше, чем в 2019 году. Отмечен рост доли локального рынка Интернет-торговли РФ в 2020 году с 71 до 86%, объясняемый авторами ограничениями грузоперевозок в период пандемии и, как следствие, увеличением сроков доставки покупок.
В следующем разделе статьи при рассмотрении эволюция форм торговли выделены две формы розничной торговли: магазинная и внемагазинная, а также несколько пиковых точек в развитии дистанционной торговли. Далее рассмотрены возможности и угрозы для участников процесса электронной торговли.
В Заключении сделаны выводы о том, что, электронная торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики, генерирующим новые рабочие места и налоговые поступления; основными предпосылками активного развития рынка электронной торговли являются процессы цифровизации и глобализации экономики; катализатором развития электронной торговли явилась пандемия Covid¬19 и связанные с ней карантинные ограничения. Практическая значимость исследования состоит том, что выявленные автором возможности и угрозы могут служить основой для разработки комплекса мероприятий по использованию возможностей и снижению риска угроз, вызванных развитием электронной торговли.
Библиография статьи отличается свой обширностью, включает 28 источников на русском и на английском языках. На приведенные в списке литературы источники в тексте имеются адресные ссылки, свидетельствующие о наличии в публикации апелляции к оппонентам. В целом содержание и стиль изложения материала соответствует сложившейся при оформлении результатов научных исследований практике публикаций.
Однако, положительно оценивая проделанную авторами статьи работу, следует отметить и недочет: последний абзац первого раздела статьи нуждается в корректировке в виду допущенной технической погрешности оформления – слова «использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур» здесь повторяются дважды.
Рецензируемое исследование актуально, связано с тематикой журнала «Теоретическая и прикладная экономика», в статье содержатся элементы приращения научного знания, обладающие практической ценностью для управления процессом развития электронной торговли.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.