Статья 'Состояние государственной задолженности в мировой экономике и новые подходы к управлению долгом' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Состояние государственной задолженности в мировой экономике и новые подходы к управлению долгом

Цвирко Светлана Эдуардовна

кандидат экономических наук

доцент, Департамент мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Tsvirko Svetlana Eduardovna

PhD in Economics

Docent, the department of World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, g. Moscow, Leningradskii prospekt, 49

s_ts@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2021.3.36610

Дата направления статьи в редакцию:

08-10-2021


Дата публикации:

15-10-2021


Аннотация: Статья посвящена состоянию мировой государственной задолженности и новым подходам к регулированию государственного долга как в развитых, так и в развивающихся странах. Предметом исследования является государственный долг в различных группах стран. Изучение ситуации с государственной долговой задолженностью в мире и особенностей регулирования государственного долга необходимо для выявления положительного зарубежного опыта с целью возможного применения в России. В качестве методологической основы исследования использовался системный подход к изучению объекта исследования. Основные научные методы, применявшиеся при написании данной статьи: ретроспективный анализ, сравнение, обобщение, классификация.     Установлено, что факторами значительного роста государственной задолженности являются: резкое сокращение экономической активности и снижение доходов в бюджет; увеличение государственных расходов, в том числе, связанное с антикризисными мерами; рост первичного дефицита и, как следствие, необходимость увеличения заимствований. Дополнительно у стран с низким и средним уровнем доходов выявлены проблемы с значительным оттоком капитала с их финансовых рынков, девальвацией национальных валют и сложности с рефинансированием долгов. Проанализирована структура и динамика государственной задолженности, сложившиеся под влиянием пандемии COVID-19. Выявлены риски, связанные с государственной задолженностью. Показано, что многие развитые страны смогли адаптировать свои финансовые операции в ответ на растущие потребности в заемных средствах: изменены существующие механизмы выхода на рынок долговых обязательств; произошли изменения в практике проведения аукционов по размещению новых выпусков государственных ценных бумаг. Развивающимся странам требуется реструктуризация задолженности. Сделан вывод о том, что процесс сокращения долга вызывает необходимость новых подходов к управлению задолженностью, в том числе новых методов сокращения рисков, усиления контроля, направленного на борьбу с «кредитными пузырями»; ясных и четких правил реструктуризации долга, соблюдаемых всеми кредиторами.


Ключевые слова: долг, задолженность, коронавирусный кризис, риски, управление, урегулирование, реструктуризация, cписание, международные финансовые организации, МВФ

Abstract: This article is devoted to the state of public global public debt and new approaches towards its regulation in both developed and developing countries. The subject of this research is public debt in different groups of countries. Analysis of the situation with global public debt and the peculiarities of its regulation is necessary to learn positive foreign experience for its possible application in Russia. The following factors of significant increase of public debt are outlined: severe reduction of economic activity and decline in government revenue; increase of public spending, including related to anti-crisis measures; growing primary deficit, and this, the need to increase borrowings. The countries with low and middle income additionally face significant capital outflows from their financial markets, devaluation of national currencies, and difficulties with debt refinancing. Analysis is conducted on the structure and dynamics of public debt that developed due to the COVID-19 pandemic. The author describes the risks associated with public debt. It is noted that many developed countries were able to adjust their financial operations in response to the growing need for borrowed funds: change the existing mechanisms for entering the debt market; amend the practice of conducting auctions government securities auctions. Developing countries need debt restructuring. The conclusion is made that the debt relief process requires new approaches towards debt management, including new methods of risk mitigation, enhanced control aimed at countering “credit bubbles”; clear regulation of debt restructuring observed by all creditors.



Keywords:

write-off, restructuring, settlement, management, risks, coronavirus crisis, indebtedness, debt, international financial organizations, IMF

Введение

В условиях пандемии COVID-19 резко увеличились потребности как развивающихся, так и ведущих развитых стран в финансировании для поддержания экономической активности. В частности, объявленные фискальные меры, связанные с реакцией на пандемию COVID-19, в мировом масштабе составили 11,7 трлн долл. США, или 12 % ВВП [11, p. 1]. Вероятно, в дальнейшем данный показатель еще увеличится. Антикризисные меры, предпринимаемые правительствами различных государств, приводят к росту заимствований и, соответственно, государственного долга. Таким образом, текущая ситуация с коронавирусной инфекцией актуализировала вопрос совершенствования управления государственным долгом как одного из важнейших направлений экономической политики в каждом государстве.

Несмотря на наличие большого количества материалов, опубликованных в российских и зарубежных источниках по теме государственного долга за последние несколько десятилетий, ряд вопросов, связанных с новыми тенденциями в долговой сфере, остаются не раскрытыми и представляют научный интерес.

Данное исследование направлено на рассмотрение влияния пандемии коронавируса на государственную задолженность, анализ объема и структуры государственных долгов в мировой экономике, обобщение опыта стран по подходам к управлению государственным долгом и выработку некоторых рекомендаций, связанных с управлением долгом.

Изучение ситуации с государственной долговой задолженностью в мире и особенностей регулирования государственного долга необходимо для выявления положительного зарубежного опыта с целью возможного применения в России.

Методология исследования

В качестве методологической основы исследования использовался системный подход к изучению объекта исследования. Основные научные методы, применявшиеся при написании данной статьи: ретроспективный анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Информационной базой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых (Звоновой Е.А. [4],[5], Красавиной Л.Н. [3],[6], Хейфеца Б.А. [9], Бьюлоу Д., Рейнхарта К., Рогоффа К., Требиша К. [1], Далио Р. [2] и др.); статистические и аналитические отчеты и доклады, публикуемые международными организациями, такими как Организация объединенных наций, Международный валютный фонд (периодические публикации Global Financial Stability Report и Fiscal Monitor) и Организация экономического сотрудничества и развития.

Анализ структуры и динамики государственной задолженности в мировой экономике

В таблице 1 представлена информация о валовых показателях государственного долга в различных странах и группах стран за последние несколько лет, а также прогнозы МВФ на период до 2026 г.

Таблица 1 – Валовый государственный долг в мировой экономике, % от ВВП

Фактические показатели

Прогноз

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

Валовый гос. долг,

мир

82,3

83,7

97,3

98,9

99,0

99,4

99,5

99,5

99,3

Развитые страны

102,5

103,8

120,1

122,5

121,6

121,8

121,5

121,4

121,1

США

106,6

108,2

127,1

132,8

132,1

132,4

133,0

133,9

134,9

еврозона

85,8

84,0

96,9

98,2

96,5

95,6

94,4

93,1

91,9

Франция

98,0

98,1

113,5

115,2

114,3

115,2

115,9

116,3

116,9

Германия

61,8

59,6

68,9

70,3

67,3

64,8

62,2

59,6

57,1

Италия

134,4

134,6

155,6

157,1

155,5

155,1

153,7

152,0

151,0

Испания

97,4

95,5

117,1

118,4

117,3

117,3

116,8

117,7

118,4

Япония

232,5

234,9

256,2

256,5

253,6

252,9

253,4

254.0

254,7

Великобритания

85,8

85,2

103,7

107,1

109,1

110,7

111,4

112,2

113,0

Канада

88,8

86,8

117,8

116,3

112,8

109,3

105,7

102,0

98,1

Развивающиеся рынки и страны со среднем уровнем доходов

52,4

54,7

64,4

65,1

67,3

69,2

70,8

72,2

73,2

За исключением стран Б. Востока, Сев. Африки, Афганистана, Пакистана

54,2

56,3

66,7

67,1

69,2

71,1

72,7

74,0

75,0

Китай

53,8

57,1

66,8

69,6

73,7

77,3

80,4

83,3

86,0

Индия

70,2

73,9

89,6

86,6

86,3

85,7

84,8

83,8

82,6

Россия

13,6

13,8

19,3

18,1

17,7

17,6

17,7

17,3

17,4

Бразилия

85,6

87,7

98,9

98,4

98,8

100,1

101,0

101,4

101,7

ЮАР

56,7

62,2

77,1

80,8

84,4

87,2

89,9

92,5

94,9

Страны Б. Востока, Сев. Африки, Афганистан, Пакистан

44,1

49,0

56,6

53,7

54,4

55,1

55,7

55,9

55,4

Развивающиеся страны с низким уровнем доходов

42,8

44,3

49,5

48,6

48,2

47,5

46,9

46,3

45,7

Источник: составлено по [12, p. 4].

Как следует из таблицы 1, валовой мировой долг увеличится до 99 мирового % ВВП в 2022 г. с незначительными колебаниями вокруг данного показателя в период до 2026 г. Большая часть прироста государственного долга в глобальной экономике приходится на развитые страны. В развитых странах валовый государственный долг составил 120 % ВВП в 2020 г. и ожидается дальнейшее увеличение данного показателя до 122,5 % ВВП по итогам 2021 г. с последующим незначительным снижением до 121,1 % к 2026 г. Развитые страны имеют значительные суммы валового государственного долга по отношению к ВВП, превышающие рекомендуемые пороговые значения. Наиболее высокий показатель отношения государственного долга к ВВП наблюдается и прогнозируются в Японии. Высокий уровень государственного долга к ВВП демонстрируется в США. Что касается зоны евро, то в этом регионе у Италии наблюдается значительная государственная долговая нагрузка. Кроме этого, в зоне евро значительными государственными долгами обременены Испания и Франция. Помимо уже перечисленных из стран Группы семи (J7) США, Японии, Италии, Франции, стабильно увеличивается государственный долг у Великобритании (если в 2018 г. показатель составил 85,8 % ВВП, то к 2026 г. ожидается 113 % ВВП). Относительно небольшой государственный долг наблюдается у Германии. Канада значительно нарастила долг в период 2019-2020 гг., однако в дальнейшем прогнозируется плавное снижение данного показателя.

Согласно расчетам МВФ, в 2020 г. произошло значительное увеличение отношения государственного долга к ВВП по сравнению с 2019 г.: в развитых странах в целом рост составил 16,3 процентных пункта (п.п.); в США - 18,9 п.п.; в зоне евро в целом - 12,9 п.п., во Франции - 15,4 п.п., в Германии - 9,3 п.п., в Италии – 21,0 п.п., в Испании - 21,6 п.п.; в Японии - 21,3 п.п.; в Великобритании - 18,5 п.п.; в Канаде - 31 п.п. Безусловно, данный рост вызван снижением доходов государственных бюджетов и расходами на антикризисные меры, связанные с пандемией COVID-19.

Что касается стран с формирующимся рынком и стран со средним уровнем дохода, то в целом у них более низкий уровень государственного долга по отношению к ВВП, чем у развитых стран. Также на период до 2026 г. прогнозируется рост валового государственного долга по отношению к ВВП, и в отличие от стран с развитой экономикой этот рост прогнозируется до конца прогнозного периода (2026 г.). Это можно объяснить более умеренными перспективами роста ВВП по отношению к долгу. Скачок уровня государственного долга к ВВП в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в странах БРИКС был менее значительным, чем в развитых странах: в Китае рост составил 10,4 п.п.; в Индии - 15,7 п.п.; в России – 5,5 п.п. в Бразилии - 11,1 п. п .; в ЮАР - 14,9 п.п. Наивысший уровень государственного долга к ВВП демонстрирует Бразилия с соответствующим показателем в 98,9 % в 2020 г.

Развивающиеся страны довольно разнородны в плане долговой ситуации. Например, расчеты показателей государственного долга для стран Ближнего Востока, Северной Африки, Афганистана, Пакистана показывают, что по состоянию на 2020 г. их валовой государственный долг к ВВП составил 56,6 % с прогнозом соответствующего показателя к 2026 г. в 55,4 % ВВП. Что касается прогнозов для развивающихся стран, не входящих в регион Ближнего Востока, Северной Африки, Афганистана, Пакистана, прогнозируется, что они столкнутся с более значительным увеличением этого коэффициента с 66,7% в 2020 г. до 75,0 % в 2025 г.

Уровень государственного долга по отношению к ВВП в развивающихся странах с низкими доходами относительно невелик по сравнению со странами с формирующимся рынком и особенно по сравнению с развитыми странами, но этот факт не означает отсутствия долговых проблем в связи с риском пролонгации и другие видами рисков. У 44% стран с низким уровнем дохода и наименее развитых стран наблюдается подверженность высокому риску кризиса внешней задолженности или же они уже находятся в состоянии долгового кризиса [15, p. 127]. Следует согласиться с Е.А. Звоновой [4],[5], Л.Н. Красавиной [3],[6] и другими исследователями, которые отмечают, что даже при формально низких показателях долга страны могут сталкиваться с разнообразными рисками во внешнедолговой сфере.

Целесообразно также анализировать нетто показатели государственного долга (таблица 2). Действительно, чистый показатель долга развитых стран ниже, чем при рассмотрении валовых показателей. Наиболее значительное различие между валовыми и нетто- показателями государственного долга наблюдается у Японии. Тем не менее, долговые показатели развитых стран выходят за рамки рекомендуемых уровней.

Таблица 2 – Нетто-показатели государственного долга в мировой экономике, % от ВВП

Фактические показатели

Прогноз

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

Нетто гос. долг, мир

68,0

68,6

83,2

86,3

86,6

86,9

86,9

87,2

87,3

развитые

страны

74,8

75,2

90,8

94,2

94,4

94,7

94,8

95,4

95,8

развивающиеся страны

37,0

38,7

46,0

47,7

49,1

50,3

51,2

51,6

51,3

Источник: составлено по [12, p. 4].

Следует отметить, что еще до пандемии уровень государственного и частного долга в мировой экономике был чрезмерным и продолжал расти в большинстве стран. Как было отмечено Б.А. Хейфецем в 2017 г., в отличие от формально преодоленного глобального финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., глобальный долговой кризис, миновав острый период, продолжился [9]. Совместно государственный и частный долг достиг в 2019 г. 225 % мирового ВВП, что было на 30 процентных пунктов выше уровня, наблюдавшегося до мирового финансового кризиса 2008 г. Глобальный государственный долг рос более значительными темпами, чем задолженность в целом за этот период, составив 83,7 % ВВП в 2019 г. [11, p. ix].

Основными факторами значительного роста государственной задолженности являются: резкое сокращение экономической активности и снижение доходов в бюджет; увеличение государственных расходов, в том числе, связанное с антикризисными мерами; рост первичного дефицита и, как следствие, необходимость увеличения заимствований.

У стран с низким и средним уровнем доходов помимо проблем, вызванных увеличением расходов и сокращением доходов бюджетов, существует еще одна сложность, связанная с значительным оттоком капитала с их финансовых рынков. Так, высокий уровень и скорость оттока портфельных инвестиций с февраля по апрель 2020 г. создали серьезные сбои на финансовых рынках развивающихся стран [13, p. 20.]. Это, в свою очередь, привело к девальвации национальных валют, усугубило бремя внешнего долга, обострило проблему рефинансирования долга.

В сложном положении находятся в настоящее время страны, ранее не имевшие доступа на международные рынки капитала и накопившие долги в период низких процентных ставок. Расходы, связанные с обслуживанием долгов, у стран с низким и средним уровнем доходов увеличились более, чем в 2 раза, составив 6 % в 2000 г. и 13% в 2019 г. от государственных доходов; а в четверти малых островных развивающихся государств соответствующий показатель превышает 40 % [10, p. 98.].

Заслуживает особого внимания структура государственной задолженности. Рост заимствований на мировом рынке капитала в предшествующий период привел к тому, что 69 % задолженности развивающихся стран приходятся на коммерческих кредиторов (по сравнению с 41 % в 2010 г.) [10, p.98]. Исследователи отмечают негативные тенденции, связанные с долгами перед частными кредиторами, в том числе, проблемы с реструктуризацией такой задолженности. Так, значительная часть задолженности приходится на долг перед развивающимися странами, в первую очередь, перед Китаем, который является крупным кредитором, предоставляющим финансовые ресурсы на двусторонней основе на условиях значительной степени обусловленности и обеспеченности кредитов. В целом, структура двусторонних кредиторов претерпевает в последнее время значительные изменения: доля кредиторов, входящих в Парижский клуб, уменьшается при увеличении кредитования со стороны Китая.

Задолженность ряда стран, в том числе, внешняя задолженность развивающихся стран, стала более краткосрочной и, соответственно, подверженной риску пролонгации.

В текущих условиях коронавирусного кризиса многие государства могут столкнуться с резким ростом условных обязательств бюджетов. Со вспышкой пандемии увеличились уязвимость и риски в различных секторах, в том числе, в корпоративном, банковском. Серьезной проблемой в ряде стран является квазигосударственная задолженность. Наблюдается рост объема государственных облигаций в портфелях банков, по этому каналу также могут распространяться риски. Имеются сложности с долгом на региональном уровне.

Необходимо отметить значительную степень дифференциации между развивающимися странами, некоторые из которых продолжают иметь доступ на мировой рынок ссудных капиталов и могут воспользоваться ситуацией низких процентных ставок; другие же сталкиваются с ростом кредитных спредов по долговым обязательствам; ряд развивающихся стран уже потеряли доступ на рынок заимствований.

Меры реагирования на государственные долговые проблемы и новые подходы к управлению государственным долгом в развитых странах

Необходимо разграничивать подходы к изменениям управления государственным долгом в развитых и развивающихся странах в кризисных условиях.

Как показывает анализ деятельности министерств и ведомств, ответственных за управление государственными долгами в странах-членах ОЭСР, многие суверенные эмитенты смогли адаптировать свои финансовые операции в ответ на растущие потребности в заемных средствах и проблемы, связанные с повышенной неопределенностью. Особенности изменений в проведении размещений государственных долговых обязательств в странах-членах ОЭСР отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Временные и долгосрочные изменения в размещении государственных долговых обязательств в странах-членах ОЭСР (основано на ответах из 35 стран-членов ОЭСР)

временные изменения

долгосрочные изменения

аукционы

аукционный календарь

18 «да», 13 «нет»

6 «да», 22 «нет»

частота проведения аукционов

20 «чаще», 0 «реже», 13 «без изменений»

7 «чаще», 0 «реже», 22 «без изменений»

пост-аукционные опции (удовлетворение неконкурентоспособных заявок)

4 «чаще», 1 «реже», 18 «без изменений»

4 «чаще», 1 «реже», 17 «без изменений»

прочие техники размещения

использование синдикаций

16 «чаще», 0 «реже», 16 «без изменений»

6 «чаще», 1 «реже», 23 «без изменений»

использование частных размещений

8 «чаще», 1 «реже», 12 «без изменений»

1 «чаще», 1 «реже», 16 «без изменений»

Источник: [14, p. 19].

Как следует из таблицы 3, в странах-членах ОЭСР активизировались работа по изменению существующих механизмов выхода на рынок долговых обязательств (например, увеличились размер и количество аукционов). Произошли изменения в практике проведения аукционов по размещению новых выпусков государственных ценных бумаг. В некоторых случаях управляющие государственным долгом стран-членов ОЭСР расширили использование синдикаций, частных размещений и дополнительных неконкурентных аукционов, чтобы увеличить гибкость в отношении программ финансирования.

В основных странах с развитой экономикой значительная часть государственных расходов, связанных с пандемией, финансируется за счет краткосрочной задолженности. Так, доля краткосрочных инструментов в выпуске рыночных долговых обязательств центрального правительства в странах ОЭСР, составлявшая в среднем 40% за последние пять лет, увеличилась до 48% в 2020 г. [14, p. 16]. В противовес тенденции к увеличению среднего срока погашения государственного долга, наблюдавшейся после финансового кризиса 2008 г., данный показатель в странах ОЭСР снизился (с 7,9 года в 2019 г. до 7,7 года в 2020 г.) [14, p.24].

Увеличение заимствований также создало предпосылки для введения как новых сроков погашения, так и новых ценных бумаг. Например, зеленые облигации стали чаще выпускаться суверенными заемщиками, в том числе в 2020 г. состоялись дебютные выпуски Германии, Венгрии и Швеции.

Несмотря на низкие процентные расходы, значительные уровни обслуживания долга в сочетании с сохраняющимися большими потребностями в новых заимствованиях привели к более высокому риску рефинансирования для многих суверенных государств в странах ОЭСР.

Следует согласиться с позицией Р. Дарио, который обращает внимание на необходимость дополнительно к денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикам уделять значительное внимание макропруденциальному регулированию для более эффективного предотвращения долговых проблем в экономиках стран [2, c.481]. Напомним, что макропруденциальная политка представляет собой набор инструментов, с помощью которых кредит может быть направлен в ту или иную сферу посредством регуляторных действий центрального банка. Как считает Р. Далио, потребность в макропруденциальной политике вызвана кредитным дисбалансом, когда в одних сферах возникают финансовые «пузыри», а другие страдают от нехватки кредита. Количественное смягчение, активно проводимое во многих развитых странах мира в качестве антикризисной меры, часто способствует образованию финансовых «пузырей», даже если экономика все еще находится на этапе восстановления. В текущих условиях проведения антикризисных мер в условиях пандемии COVID-19 значение эффективно проводимой макропруденциальной политики возрастает.

Проблемы и перспективы урегулирования государственного долга в развивающихся странах

Развивающиеся страны с низким уровнем доходом остро нуждаются в поддержке со стороны международных организаций. Как отмечает в своем отчете за 2021 финансовый год МВФ, данная организация получила беспрецедентное число запросов на предоставление экстренного финансирования в условиях пандемии COVID-19. В общей сложности с начала коронавирусного кризиса были одобрены кредиты 86 странам на сумму свыше 110 млрд долларов США, в связи с чем общий объем обязательств МВФ по предоставлению кредитов увеличился до более чем 285 млрд долларов США, из которых выделение более одной трети было одобрено с конца марта 2020 г. [8, c.8]. МВФ также предоставил 29 своим беднейшим членам поддержку, связанную с облегчением долгового бремени, посредством Трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф. МВФ нацелен на поиск дополнительных ресурсов для облегчения бремени долга и обеспечения достаточных ресурсов в виде грантов для удовлетворения потребностей государств-членов в случае других шоковых событий, отвечающих критериям Трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф в будущем.

В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, МВФ, Всемирный банк, «Группа 20» предприняли ряд мер, направленных на купирование негативных последствий для экономик различных стран. Помимо предоставления финансовых ресурсов, международные организации выступили с инициативой относительно моратория на выплату задолженности для беднейших стран мира. После вступления этой инициативы в силу в мае 2020 г. 43 страны получили до конца 2020 года 5,7 млрд долларов США в счет облегчения бремени долга. Два шестимесячных продления срока действия этой инициативы до конца 2021 г. позволят оказать значительную помощь по облегчению бремени обслуживания долга [8, c.10].

Однако частные кредиторы имеют слабую мотивацию к тому, чтобы последовать примеру официальных кредиторов. При этом около 18 % задолженности стран, имеющих право воспользоваться мораторием на выплаты по долгу, приходится на коммерческих кредиторов (соответствующий показатель в 2010 г. составлял 5 %) [10, p. 98.].

Для стран с чрезмерным уровнем государственного долга решение проблемы невозможно без реструктуризации задолженности. Еще до наступления кризисных явлений, связанных с пандемией COVID-19, проявились негативные тенденции, связанные с задолженностью перед коммерческими кредиторами. Так, коммерческим кредиторам все чаще удается получить непомерно большую долю погашения задолженности при реструктуризации долга [1, c.14]. Это подтверждается примерами из опыта урегулирования кризиса задолженности 1980-х гг. в странах с развивающимися рынками, а также европейского долгового кризиса 2010 г. Официальные кредиторы вынуждены брать на себя груз проблем, связанных с помощью должнику; нести расходы, связанные со списаниями. Как отмечает Д. Бьюлоу с соавторами, еще одна проблема связана с применением новой тактики несогласия и судебной тяжбы со стороны частных инвесторов. Наблюдается затяжной характер долговых кризисов, на преодоление эпизода дефолта в среднем уходит 7 лет и при этом, как правило, имеют место несколько раундов реструктуризации [1, c.14].

Необходимо более активно применять методы урегулирования долга (списание, конверсия, секьюритизация, выкуп долга с дисконтом). Они могут способствовать улучшению ситуации с долгом, однако должны проводиться в рамках общей политики по улучшению макроэкономических показателей страны.

В целом, актуально увеличение различных программ по облегчению долгового бремени стран, испытывающих сложности с государственной задолженностью: расширенные и продленные приостановки платежей по долгам, снижение требований для получения права на приостановку платежей, наращивание официальной помощи развитию (Official Development Assistance (ОDA)).

Требуется совершенствование законодательства, связанного с реструктуризацией долгов. Изменения в структуре кредиторов поставили новые задачи, которые необходимо решить. Возможные решения, направленные на участие частных кредиторов в урегулировании задолженности, включают:

- стимулы, предоставляемые Советом по финансовой стабильности, Банком международных расчетов и другими регулирующими органами в виде уменьшения некоторых требований к кредиторам и инвесторам, соглашающимся на реструктуризацию задолженности, или, наоборот,

- принуждение к приостановке получения выплат по долгу, даже при отсутствии оговорки о форс-мажоре в контрактах на облигации.

Правовые меры должны быть направлены на предотвращение хищнического поведения некоторых кредиторов, в том числе ограничения на суммы, которые могут быть получены от продажи государственных облигаций, приобретенных со значительной скидкой; противодействие блокированию инвестиционными фондами принятия решений в связи с реструктуризацией долга.

Сокращение государственного долга требует широкого спектра решений. В целом, процесс сокращения долга вызывает необходимость поиска новых подходов к управлению задолженностью. Необходимы новые методы сокращения рисков; усиление контроля, направленного на борьбу с «кредитными пузырями»; ясные и четкие правила реструктуризации долга, соблюдаемые всеми кредиторами [7, с. 54].

Заключение

В целом, развивающиеся страны пострадали от последствий пандемии COVID-19 значительно больше, чем развитые страны, что обусловлено значительной зависимостью от конъюнктуры внешних рынков, в том числе доходов от внешней торговли товарами и международного туризма. Лишь крупные экономики смогли реализовать существенные денежно-кредитные и фискальные антикризисные меры, недоступные для других стран. Для развивающихся стран характерно ограниченное пространство для маневра, что может помешать проведению необходимой антикризисной политики в экономиках и препятствовать экономическому росту в будущем.

Проблемы в долговой сфере в условиях коронакризиса заключаются в значительном росте как государственной, так и частной задолженности; сложностях с рефинансированием долга у части заемщиков; негативных изменениях в структуре задолженности, в том числе, в структуре кредиторов, что ведет к затруднениям с урегулированием долга.

Ввиду неопределенности глобальных перспектив и увеличения потребностей в рефинансировании, для всех суверенных эмитентов актуально рассмотрение возможности использования инструментов финансирования на случай непредвиденных обстоятельств; увеличение финансовых возможностей за счет выпуска новых типов ценных бумаг; изменения размеров размещений на аукционах и новых техник их проведения. Целесообразно, чтобы правительства, которые значительно увеличили краткосрочные заимствования, при наступлении такой возможности, провели перебалансировку своего портфеля обязательств и увеличили долю более долгосрочных обязательств.

У многих развивающихся стран возросла необходимость в реструктуризации задолженности. Возможности облегчения долгового бремени в дальнейшем будут зависеть от многих факторов, включая тип кредиторов (официальные / частные), вероятности выплаты оставшейся части долга и других стимулов пойти на урегулирование задолженности. Фундаментальным условием снижения остроты долговой проблемы во всех странах и регионах является достижение стабильного экономического роста.

Принимая во внимание текущие прогнозы экономического роста и бюджетного дефицита, государственный долг в большинстве развитых и развивающихся стран будет продолжать расти, что актуализирует необходимость мер по повышению эффективности управления государственного долга в мировой экономике.

Библиография
1.
Бьюлоу Д., Рейнхарт К., Рогофф К., Требиш К. Пандемия задолженности // Финансы и развитие. — 2020. — Сентябрь. — С.12-16.
2.
Далио Р. Большие долговые кризисы. Принципы преодоления / Рэй Далио: пер. с англ. [Виктория Френч]. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 496 с.
3.
Долговая политика: мировой опыт и российская практика: монография / под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансовый университет, 2011. – 160 с.
4.
Звонова Е.А. Особенности управления внешним долгом Российской Федерации в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 15. – № 4. – С. 695 – 709.
5.
Звонова Е.А. Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза // Вестник Финансового университета. — 2016. − Т. 20. − №4 (94). − С. 105−117.
6.
Красавина Л.Н. Риски в сфере внешних заимствований и проблемы модернизации долговой политики России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 4. − С. 125−126.
7.
Мировой финансовый рынок и Россия: монография / А.Н. Агрба, Т.Т. Адамия, П.В. Алексеев [и др.]; под ред. Е.А. Звоновой. – М.: Прометей, 2021. – 210 с.
8.
Создание лучшего будущего. Годовой отчет МВФ 2021 года. International Monetary Fund. 2021. [Электронный ресурс]. — 2021. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2021/eng/downloads/imf-annual-report-2021-ru.pdf (дата обращения: 15.09.2021).
9.
Хейфец Б.А. Новая волна глобального долгового кризиса: риски возрастают // Вопросы экономики. 2017. № 12. − С. 81−95.
10.
Financing for Development in the Era of COVID-19 and Beyond. UN. September 2020. [Электронный ресурс]. — 2020. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/part_ii_detailed_menu_of_options_financing_for_development_covid19.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
11.
Fiscal Monitor. A Fair Shot. International Monetary Fund. October 2020. [Электронный ресурс]. — 2020. URL: https:// https:// www.imf.org/en/Publications/FM/Issues/2020/09/30/october-2020-fiscal-monitor (дата обращения: 01.09.2021).
12.
Fiscal Monitor. Policies for Recovery. International Monetary Fund. April 2021. [Электронный ресурс]. — 2021. URL: https:// www.imf.org/en/Publications/FM/Issues/2021/03/29/fiscal-monitor-april-2021 (дата обращения: 01.09.2021).
13.
Global Financial Stability Report: Bridge to Recovery. International Monetary Fund. International Monetary Fund. October 2020. [Электронный ресурс]. — 2020. URL: https://www.imf.org/en/Publications/GFSR (дата обращения: 01.09.2021).
14.
Sovereign borrowing outlook for OECD countries 2021. [Электронный ресурс]. — 2021. URL: https://www.oecd.org/daf/fin/public-debt/Sovereign-Borrowing-Outlook-in-OECD-Countries-2021.pdf (дата обращения: 15.06.2021).
15.
United Nations, Inter-agency Task Force on Financing for Development, Financing for Sustainable Development Report 2020. New York: United Nations. [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://developmentfinance.un.org/fsdr2020 (дата обращения: 01.09.2021).
References
1.
B'yulou D., Reinkhart K., Rogoff K., Trebish K. Pandemiya zadolzhennosti // Finansy i razvitie. — 2020. — Sentyabr'. — S.12-16.
2.
Dalio R. Bol'shie dolgovye krizisy. Printsipy preodoleniya / Rei Dalio: per. s angl. [Viktoriya French]. – Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2021. – 496 s.
3.
Dolgovaya politika: mirovoi opyt i rossiiskaya praktika: monografiya / pod red. L.N. Krasavinoi. M.: Finansovyi universitet, 2011. – 160 s.
4.
Zvonova E.A. Osobennosti upravleniya vneshnim dolgom Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh usloviyakh // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. – 2019. – T. 15. – № 4. – S. 695 – 709.
5.
Zvonova E.A. Sovremennye problemy gosudarstvennykh dolgov i suverennykh defoltov v stranakh Evrosoyuza // Vestnik Finansovogo universiteta. — 2016. − T. 20. − №4 (94). − S. 105−117.
6.
Krasavina L.N. Riski v sfere vneshnikh zaimstvovanii i problemy modernizatsii dolgovoi politiki Rossii // Problemy prognozirovaniya. 2010. № 4. − S. 125−126.
7.
Mirovoi finansovyi rynok i Rossiya: monografiya / A.N. Agrba, T.T. Adamiya, P.V. Alekseev [i dr.]; pod red. E.A. Zvonovoi. – M.: Prometei, 2021. – 210 s.
8.
Sozdanie luchshego budushchego. Godovoi otchet MVF 2021 goda. International Monetary Fund. 2021. [Elektronnyi resurs]. — 2021. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2021/eng/downloads/imf-annual-report-2021-ru.pdf (data obrashcheniya: 15.09.2021).
9.
Kheifets B.A. Novaya volna global'nogo dolgovogo krizisa: riski vozrastayut // Voprosy ekonomiki. 2017. № 12. − S. 81−95.
10.
Financing for Development in the Era of COVID-19 and Beyond. UN. September 2020. [Elektronnyi resurs]. — 2020. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/part_ii_detailed_menu_of_options_financing_for_development_covid19.pdf (data obrashcheniya: 01.09.2021).
11.
Fiscal Monitor. A Fair Shot. International Monetary Fund. October 2020. [Elektronnyi resurs]. — 2020. URL: https:// https:// www.imf.org/en/Publications/FM/Issues/2020/09/30/october-2020-fiscal-monitor (data obrashcheniya: 01.09.2021).
12.
Fiscal Monitor. Policies for Recovery. International Monetary Fund. April 2021. [Elektronnyi resurs]. — 2021. URL: https:// www.imf.org/en/Publications/FM/Issues/2021/03/29/fiscal-monitor-april-2021 (data obrashcheniya: 01.09.2021).
13.
Global Financial Stability Report: Bridge to Recovery. International Monetary Fund. International Monetary Fund. October 2020. [Elektronnyi resurs]. — 2020. URL: https://www.imf.org/en/Publications/GFSR (data obrashcheniya: 01.09.2021).
14.
Sovereign borrowing outlook for OECD countries 2021. [Elektronnyi resurs]. — 2021. URL: https://www.oecd.org/daf/fin/public-debt/Sovereign-Borrowing-Outlook-in-OECD-Countries-2021.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2021).
15.
United Nations, Inter-agency Task Force on Financing for Development, Financing for Sustainable Development Report 2020. New York: United Nations. [Elektronnyi resurs]. 2020. URL: https://developmentfinance.un.org/fsdr2020 (data obrashcheniya: 01.09.2021).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья посвящена изучению государственной задолженности в мировой экономике и новым подходам к управлению долгом в современных условиях.
Методология исследования основана на анализе информации о валовых показателях государственного долга в различных странах и группах стран за последние несколько лет, а также прогнозах международного валютного фонда на период до 2026 г., применении системного подхода к изучению объекта исследования и использовании таких научных методов, как: ретроспективный анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Актуальность исследования в представленных материалах связывается с тем, что антикризисные меры, предпринимаемые правительствами различных государств по преодолению последствий пандемии COVID-19, приводят к росту заимствований и, соответственно, государственного долга, а вопрос совершенствования управления государственным долгом выступает в современных условиях одним из важнейших направлений экономической политики в каждом государстве. В статье приведены сведения о том, что совместно государственный и частный долг достиг в 2019 г. 225 % мирового ВВП, а глобальный государственный долг составил 83,7 % ВВП.
Научная новизна представленного исследования, по мнению рецензента, заключается в выводах о том, что развивающиеся страны пострадали от последствий пандемии COVID-19 значительно больше, чем развитые страны, что обусловлено значительной зависимостью от конъюнктуры внешних рынков, в том числе доходов от внешней торговли товарами и международного туризма, а также в прогнозировании дальнейшего роста государственного долга на основе изучения текущих прогнозов экономического роста и бюджетного дефицита в мировой экономической системе.
В статье структурно выделены следующие разделы: Введение, Методология исследования, Анализ структуры и динамики государственной задолженности в мировой экономике, Меры реагирования на государственные долговые проблемы и новые подходы к управлению государственным долгом в развитых странах, Проблемы и перспективы урегулирования государственного долга в развивающихся странах, Заключение, Библиография.
Во введении обоснована актуальность исследования и отмечена его направленность на рассмотрение влияния пандемии коронавируса на государственную задолженность, анализ объема и структуры государственных долгов в мировой экономике, обобщение опыта стран по подходам к управлению государственным долгом и выработку рекомендаций по управлению долгом. Далее приведены данные о размере валового государственного долга в мировой экономике в процентах от ВВП в странах с различным уровнем дохода, проанализированы анализировать нетто показатели государственного долга в развитых и развивающихся странах, прослежено изменение структуры государственной задолженности, показаны временные и долгосрочные изменения в размещении государственных долговых обязательств в странах-членах ОЭСР, представлены возможные решения, направленные на участие частных кредиторов в урегулировании задолженности. В заключении отмечается, что фундаментальным условием снижения остроты долговой проблемы во всех странах и регионах является достижение стабильного экономического роста.
Библиография статьи включает 15 источников, представленных научными монографиями, публикациями отечественных и зарубежных авторов в периодических научных журналах, обзорами и докладами, размещенными в сети Интернет.
Рецензируемый материал подготовлен на актуальную тему, обладает элементами научной новизны, может быть интересен широкому кругу читателей, интересующихся проблемами регулирования государственного долга в мировой экономике и рекомендуется к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"