Статья 'Перспективы расширения авиационного сообщения в условиях развития проектов «Территории опережающего развития» пограничного юга Дальнего Востока ' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Перспективы расширения авиационного сообщения в условиях развития проектов «Территории опережающего развития» пограничного юга Дальнего Востока

Зайцева Ирина Владимировна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра №17 "Экономика", Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

196210, Россия, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38, оф. 536а

Zaitseva Irina Vladimirovna

PhD in Economics

Docent, the department of Economics, Saint Petersburg State University of Civil Aviation

196210, Russia, Sankt-Peterburg, g. Saint Petersburg, ul. Pilotov, 38, of. 536a

irina_zay4@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2022.2.33723

EDN:

SXTSPY

Дата направления статьи в редакцию:

23-08-2020


Дата публикации:

06-07-2022


Аннотация: Развитие транспортной системы, в частности воздушных перевозок, обеспечивает выполнение национальных целей в области социального обеспечения, экономического роста, технологического уклада. Инструментами реализации национальных целей является система государственных программ развития территорий, отраслей. С 2014 года на Дальнем Востоке сформированы экономические зоны, призванные обеспечить глобальную конкурентоспособность условий инвестирования и движение в страны АТР. Важным фактором, влияющим на эффективность инвестиционных проектов, является сбалансированное развитие транспортной сети в границах экономических зон. Предметом исследования является авиационная транспортная сеть как драйвер роста проектов «Территории опережающего развития» юга Дальневосточного региона, за исключением Забайкальского края и Бурятии. Выбор территориальных образований обосновывается пограничным расположением с КНР, что влияет на интеграцию торговых отношений, а также существующей экономической активностью вдоль границы со стороны Китая. В качестве объекта исследования выступает инфраструктура воздушного транспорта, находящаяся на рассматриваемых территориях.      В работе использовались методы теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение, индукция. В результате проведенного исследования было предложено увеличить количество аэродромов в экономических зонах пограничных территорий, что позволит не только сформировать часть пограничной транспортной структуры, но и повысить уровень инвестиционной привлекательности зон, относящихся к территориям опережающего развития. Основанием для исследования расположения пунктов авиационной транспортной сети в экономических пограничных зонах послужило: одновременное действие стратегически важных правовых документов, один из которых направлен на развитие отрасли (Транспортная стратегия РФ до 2030 года), другой на развитие региона («О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»), в результате чего, для получения большего системного эффекта, становится возможным их синхронизация; результаты, полученные в процессе изучения аэродромной сети в границах ТОР, которые свидетельствуют о несформированности авиационная сети для поддержания инвестиционной привлекательности территорий.


Ключевые слова:

инфраструктура воздушного транспорта, территории опережающего развития, Дальний Восток, авиационная сеть, эффективность проекта, посадочная площадка, аэродром, экономическая система, экономические зоны, гражданская авиация

Abstract: The development of the transport system, in particular air transportation, ensures the fulfillment of national goals in the field of social security, economic growth, and technological structure. The instruments for the implementation of national goals are the system of state programs for the development of territories and industries. Since 2014, economic zones have been formed in the Far East, designed to ensure global competitiveness of investment conditions and movement to the Asia-Pacific countries. An important factor affecting the effectiveness of investment projects is the balanced development of the transport network within the boundaries of economic zones. The subject of the study is the aviation transport network as a driver of the growth of the "Territories of Advanced Development" projects in the south of the Far Eastern region, with the exception of the Trans-Baikal Territory and Buryatia. The choice of territorial entities is justified by the border location with the PRC, which affects the integration of trade relations, as well as the existing economic activity along the border from China. The object of the study is the air transport infrastructure located in the territories under consideration.      The methods of theoretical research were used in the work: analysis, synthesis, generalization, induction. As a result of the study, it was proposed to increase the number of airfields in the economic zones of the border territories, which will not only form part of the border transport structure, but also increase the level of investment attractiveness of the zones belonging to the territories of advanced development. The basis for the study of the location of points of the aviation transport network in economic border zones was: the simultaneous operation of strategically important legal documents, one of which is aimed at the development of the industry (Transport Strategy of the Russian Federation until 2030), the other at the development of the region ("On territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation"), as a result of which, to obtain a greater systemic effect, it becomes possible to synchronize them; the results obtained in the process of studying the airfield network within the boundaries of the TOP, which indicate that the aviation network is not formed to maintain the investment attractiveness of the territories.


Keywords:

air transport infrastructure, territories of advanced development, Far East, aviation network, project effectiveness, landing pad, airfield, economic system, economic zones, civil aviation

В экономической системе заложен принцип максимизации возможностей, выгод. Сформированные на Дальнем Востоке экономические зоны в виде «территориий опережающего развития» (ТОР) не являются исключением [1]. Подобная форма государственно-частного партнерства позволяет ускорить темпы экономического развития региона за счет привлечения смешанных инвестиций. Инвестиционные вложения позволяют задействовать имеющийся ресурсный потенциал территорий, но максимизация эффекта или возрастание эффективности возможна при учете определенных факторов. Наличие развитой транспортной инфраструктуры имеет синергетический эффект для развивающегося в регионе бизнеса - это улучшение качества жизни населения, увеличение производительности труда, создание рабочих мест, привлечение инвестиции, активное внедрение инновационных технологий, повышение надежности и безопасности перевозок. Соглашения в рамках одних ТОР предполагают организацию транспортной инфраструктуры за счет средств инвесторов, других - формирование за счет средств бюджетов в соответствии с потребностями частных инвесторов. Изучение территорий, на которых располагаются производственные, логистические и иные площадки, позволило сделать вывод о полной доступности автомобильного транспорта, в некоторых случаях в совокупности с железнодорожным, водным (ТОР «Белогорск», «Надежденская», «Нефтехимический», ТОРы Хабаровского края и т.д.). Все представленные виды транспорта ориентированы на тонажную доставку сырья, материалов, готовой продукции. Досутпность воздушного транспорта, позволяющего обеспечить высокую скорость передвижения, характерна не для всех ТОР.

Авиационная инфраструктура пограничных образований [2], имеющих статус экономических зон в соответствии с № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года представлена в таблице 1.

Таблица 1

Обеспеченность авиационной инфраструктурой пограничных территорий

юга Дальнего Востока, имеющих статус территорий опережающего развития

Административные и национальное образования

Аэродром/посадочная площадка

Количество реализуемых ТОР/Свободный порт

Предприятие, эксплуатирующее аэродром

Приморский край

Владивосток (Кневичи)

4/1

АО «Международный аэропорт Владивосток»

Агзу, Амгу, Восток, Дальнегорск, Дальнереченск, Единка, Кавалерово, Максимовка, Малая Кема, Пластун, Преображение, Самарга, Светлая, Терней, Усть-Соболевка

КГУАП «Пластун-Авиа»

Хабаровский край

Хабаровск (Новый)

3/1

ОАО «Хабаровский Аэропорт»

Комсомольск-на-Амуре (Дзёмги)

Филиал ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»

Комсомольск-на-Амуре (Хурба)

ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт»

Николаевск-на-Амуре, Чегдомын, Нелькан, Советская Гавань

КГУП «Хабаровские авиалинии»

Аян (Мунук), Богородское, Херпучи, Чумикан, Охотск

ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»

Тукчи, Ургалан

ОАО «АС «Амур»

Амурская область

Благовещенск (Игнатьево)

3

ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск»

Зея, Тында, Экимчан, Береговой, Бомнак, Горный, Октябрский, Февральск, Хвойный

ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»

Бурейка

АО «Русгидро»

Белогорск

ООО «Мост-Восток Хеликоптерс»

Свободный, Заречная, Новокиевский Увал

ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза»

Фрегат

НП «Дальтрансаэро»

Еврейская автономная область

-

-

-

Сгруппирован перечень аэродромов пограничных административных и национального образований юга Дальнего Востока: Хабаровский край - Хабаровск (Новый) класс А, 2 аэродрома класса В, 11 аэродромов (посадочных площадок) класса Г, Д, Е; Приморский край - Владивосток (Кневичи) класс А, 15 аэродромов класса (Г, Д, Е); Амурская область - Благовещенск (Игнатьево) класса В, 15 аэродромов (посадочных площадок) класса Г, Д, Е.

Поскольку в статье рассматривается возможность трансформации авиационной транспортной сети в целях использования полного потенциала инвестиционной привлекательности, то аэродромы и посадочные площадки, которые используются в анализе имеют определенные характеристики. Так, в работе предполагается, что аэродромы (посадочные площадки) необходимы для перевозки групп пассажиров к производственным площадкам, действующим на территориях опережающего развития. Перевозка людей возможна на типах ВС с вместимостью до 20 человек (местные перевозки), к ним относятся Ан-2, Л-410, DHC 6-400, вертолеты и т.д. Соответственно, представленные посадочные площадки соответствуют категории А, но здесь также необходимо отметить, что не все представленные площадки могут принимать типы ВС, характерные для этой категории, так, например, посадочная площадка «Бомнак» после реконструкции в 2020 году сможет принимать Л-410 [3].

При этом отмечается, что посадочные площадки в большинстве случаев не обеспечены радиосветотехническим оборудование. Так же в исследовании не учитываются вертодромы и посадочные площадки, эксплуатируемые нефтеперекачивающими станциями.

На основании проведенного аналитического исследования было определено, что Хабаровский и Приморский край имеют по одному аэродрому, принимающему все типы воздушных судов и разветвленную сеть аэродромов и посадочных площадок. Транспортная система Амурской области, на территории которой реализуется 3 особые экономические зоны включает 15 аэродромов, посадочных площадок и один аэродром, который согласно российской классификации, относится к классу В. Еврейская автономная область в связи с географическими особенностями и наименьшей территорией не имеет ни одного аэродрома при этом на ее территории реализуется ТОР «Амуро-Хинганская» с планируемым объемом инвестиций в 13,6 млрд руб. [4].

Представленные данные в таблице 1 позволяют отметить, что предприятия-эксплуатанты аэродромов в той или иной степени принадлежат государственным органам власти различных уровней, исключение составляет ОАО «АС «Амур», который эксплуатирует две посадочные площадки, расположенные в районе собственной добычи драгоценных металлов на территории Аяно-Майского района Хабаровского края. Так же необходимо отметить следующее: все представленные выше аэродромы кроме класса А, Б, В и кроме аэродромов, частично или полностью принадлежащих органам власти, выполняют социальную функцию, т.е. по большей части поддерживают транспортно-санитарные связи. Но 4 посадочные площадки, эксплуатантом которых является частное лица, выполняют экономическую функцию, способствуя ускорению логистических процессов персонала предприятия.

Общая схема расположения аэродромов и «Территорий опережающего развития» пограничных образований юга Дальнего Востока представлена на рисунке 1.

Изображение выглядит как текст, карта

Автоматически созданное описание

Рисунок 1. Общая схема расположения аэродромов и «Территорий опережающего развития» пограничных образований юга Дальнего Востока

Допущения. В схеме не обозначены все площадки ТОР, а только те, которые находятся на большом удалении друг от друга (в рамках понимания цели исследования).

Представленные на схеме аэродромы Приморского края располагаются вдоль побережья Японского моря, один находится вблизи с границей КНР (п/п Дальнереченск) и два недалеко от границы Приморского и Хабаровского края (п/п Агзу, п/п Восток). Расположение ТОР на территории Приморского края характеризуется относительной сгруппированностью, все ТОРы располагаются в южной части.

Удаленность ТОР «Большой Камень» от ближайшего аэропорта 41 км (аэропорт Владивосток). Инвестиционную деятельность на этой территории ведут 19 резидентов с общим объемом инвестиционного портфеля – 263,1 млрд рублей, в настоящее время инвестировано более 58,5 млрд рублей, создано 4 533 рабочих места. [5]

ТОР «Надеждинская» находится на расстоянии 25 км от аэропорта Владивосток, деятельность ведут 66 резидентов с уже реализованным объемом инвестиций 13,1 млрд. руб. и созданными 967 рабочими местами [6].

В ТОР «Михайловский» осуществляют деятельность 10 резидентов, и по данным за 2018 год объем частных инвестиций составил 72 млрд. рублей [7], расстояние до ближайшего аэропорта более 90 км. (Владивосток). Вблизи ТОР, на границе с РФ в китайской провинции Хэйлунцзян с конца 2017 года ведется строительство гражданского аэропорта. Так же необходимо отметить, что аэропорт располагается вблизи г. Суйфэньхэ, который является крупнейшим коридором Китая в Россию [8]. Таким образом, на территории, являющейся экономическим коридором с КНР и относящейся к ТОР (с привлечением иностранных инвестиций) отсутствует воздушное сообщение.

ТОР «Нефтехимический» находится на территории Находкинского городского округа с реализованным объемом инвестиций 600 млрд. руб. [9]. Ближайший аэропорт к ТОРу - Владивосток расположен в 120 км. Второй по удаленности аэродром «Преображение» по автомобильной дороге - 240 км.

В Хабаровском крае действуют три ТОР – «Хабаровск», «Комсомольск» и «Николаевск» с общим объемом инвестиций в размере 60 млрд рублей. Все действующие площадки находятся в близости с транспортными узлами, включающие воздушные сети.

На территории Еврейской автономной области действует ТОР «Амуро-Хинганская». Резиденты вложили в реализацию своих проектов более 1,8 млрд рублей, создано 151 рабочее место [10]. Транспортная система ЕАО не сбалансирована и включает в себя только автомобильную, железнодорожную, водную сеть, при этом на территории области не находится ни одного аэродрома. Несмотря на то, что соглашения подразумевают организацию всей инфраструктуры за счет средств резидентов, государство может оказать содействие в строительстве аэродрома для улучшения логистических связей не только участников ТОР, но в целом социально-экономического развития области.

В Амурской области располагаются три территории опережающего развития. ТОР «Приамурская» состоит из двух площадок, первая в районе села Ровное, вторая в районе села Березовка. Особенностью площадок является участие китайских инвесторов с долей вложений более 50 %. Воздушная логистика данного ТОР является оптимальной, поскольку площадки находятся в непосредственной близости с аэропортом Благовещенск (Игнатьево) – Ровное - 24 км, вторая площадка Березовка – 49 км.

ТОР «Белогорск» располагается возле крупного транспортного узла Дальнего Востока, а именно на пересечении транспортных коридоров: Транссиб, федеральная трасса «Амур», автомагистраль и железная дорога Белогорск-Благовещенск, ближайший аэродром - аэропорт Благовещенск (Игнатьево) находится на расстоянии 130 км В настоящее время в рамках ТОРа ведут инвестиционную деятельность 9 резидентов, уже создано около 800 рабочих мест, в перспективе еще 200, частные инвестиции превышают 5,5 млрд рублей [11].

В ТОР «Свободный» деятельность ведут 8 резидентов, совокупный инвестиционный объем проектов уже превышает 1 трлн рублей, создано 4 700 рабочих мест [12]. Особенностью ТОР является то, что в него входит две площадки (Сковородино и Свободный), которые располагаются в противоположных частях области вдоль границы с КНР. Площадка «Свободный» находится на расстоянии 149 км от ближайшего аэродрома - аэропорт Благовещенск (Игнатьево), расстояние от площадки «Сковородино» до ближайшего аэродрома «Зея» - 320 км, до аэропорта Благовещенск (Игнатьево) - 639 км.

В таблице 2 представлены расстояния от территорий опережающего развития до ближайших аэродромов или посадочных площадок по автомобильной дороге.

Таблица 2

Ближайшее расстояние между аэродромом и площадками ТОР

Наименование ТОР

Расстояние, км

Аэродром/посадочная площадка

Приморский край

Большой камень

41

Владивосток (класс А)

Надеждинская

25

Владивосток (класс А)

Михайловский

90

Владивосток (класс А)

Нефтехимический

120

Владивосток (класс А)

Хабаровский край

Хабаровск

50

Хабаровск (класс А)

Комсомольск

50

Хабаровск (класс А)

Николаевск

50

Хабаровск (класс А)

Амурская область

Приамурская (Ровное)

24

Благовещенск (класс В)

Приамурская (Березовка)

49

Благовещенск (класс В)

Белогорск

130

Благовещенск (класс В)

Свободный

320

Зея (п/п)

Еврейская автономная область

Амуро-Хинганская

Отсутствует

Проведенное исследование позволило выявить ТОР, в которых отсутствует воздушное сообщение, это ТОР, находящаяся в ЕАО; в Амурской области ТОР «Белогорск», Приморский край – ТОР «Нефтехимический», ТОР «Михайловский» поездка до ближайшего аэродрома составит более 1 часа; ТОР «Свободный» - более 3-х часов; на остальных территориях путь до аэродрома ориентировочно занимает 30-60 мин поездки на автотранспорте.

Большое количество преференций, которые предоставляются резидентам активизируют инвестиционную привлекательность территорий. Наличие транспортной инфраструктуры является основным условием развития бизнеса. Как было отмечено ранее автомобильный, речной/морской, железнодорожный транспорт, действующий на территориях, осуществляет тоннажную перевозку, а воздушная сеть позволяет сделать транспортное сообщение более удобным для перевозки пассажиров. В связи с этим делается вывод о необходимости расширения авиационной транспортной сети за счет увеличения количества аэродромов. Предполагается, что аэродромы будут ориентированы на предоставление услуг по обслуживанию нерегулярных перевозок пассажиров и багажа по индивидуальным заказам, деловых, личных целях. Предложение сформулировано для следующих экономических зон: ЕАО; Амурская область – ТОР «Свободный», «Белогорск»; Приморский край – ТОР «Михайловский» (что в большей степени связано с пограничным расположением крупного торгового коридора), ТОР «Нефтехимический». Подоюное расщирение позволит достичь системного эффекта в виде улучшения логистики для инвесторов, менеджмента предприятий-резидентов, трудовых ресурсов. В настоящее время авиационная транспортная сеть административных и национального образования ориентирована на осуществление транспортных услуг населению.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.