Статья 'Инвестиции в онлайн-образование в России (2016-2018 годы). ' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Инвестиции в онлайн-образование в России (2016-2018 годы)

Макарова Марина Владимировна

кандидат социологических наук

доцент кафедры коммерции и торгового дела Московского финансово-промышленного университета "Синергия"

105318, Россия, г. Москва, ул. Измайловский Вал, 2

Makarova Marina Vladimirovna

PhD in Sociology

Docent, Department of Commerce and Trade, Moscow University for Industry and Finance "Synergy"

105318, Russia, g. Moscow, ul. Izmailovskii Val, 2

makarova1382@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2020.3.30458

Дата направления статьи в редакцию:

05-08-2019


Дата публикации:

09-09-2020


Аннотация: Предметом исследования являются инвестиции в развитие онлайн-образования в России. Объект исследования - онлайн-образование в условиях современной цифровой экономики. Представлена динамика инвестиций в основные фонды и расходы государства из федерального бюджета с 2016 по 2018 гг. Обозначена возрастающая роль онлайн-образования на российском рынке образования. Проанализированы возрастающие расходы на развитие образования. Сделаны выводы о необходимости привлечения частных инвестиций в образовательные онлайн-проекты и активном развитии государственно-частного партнерства. Постановка задачи Доказать , что государственные расходы (инвестиции) на образование увеличиваются, но их явно недостаточно и нужно активно привлекать частные инвестиции, развивая государственно-частное партнерство. Методы исследования: сравнительный анализ, бюджетная статистика, общенаучные методы. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Государство развивает механизмы государственно-частного партнёрства. 2. В России остались только региональные инвестиционные фонды, Инвестиционный фонд Российской Федерации исчез. Создание такого фонда на федеральном уровне себя не оправдало. 3. Российское образование повышает свой рейтинг на мировом уровне, что еще больше влияет на развитие образования вузов в РФ и развивает экспорт образования. 5. Охват пользования интернетом российского населения неравномерен. Научная новизна исследования заключается в попытке определить направления в экспорте российского образования.


Ключевые слова:

экспорт, онлайн образование, дополнительное образование, инвестиции, образовательные организации, государственные расходы, малый бизнес, средний бизнес, государство, Россия

Abstract: The subject of this research is investments in development of online education in Russia. The object of this research is online education in the current conditions of digital economy. The author analyzes the dynamics of investments in capital assets and federal expenditure over the period from 2016 to 2018. The growing role of online education on the Russian education market is indicated. Analysis is conducted on the increased costs of education development. The conclusions are formulated on need for attracting private investments in online educational projects, as well as active development of public-private partnership. It is underlined that although federal expenditure (investments) on education is increasing, it is clearly insufficient and requires attraction of private investments through development of public-private partnership. The following conclusions were made: 1) the government develops mechanisms of public-private partnerships; 2. Only regional investment funds remain in Russia; the Investment Fund of the Russian Federation no longer exists, since its creation on the federal level was not justifiable; 3. Russian education increases its rating on the international level, which influence the development of higher education in the Russian Federation along with export of education; 4. Internet usage among Russian population is uneven. The scientific novelty consists in the attempt to determine the trends in export of Russian education.


Keywords:

export, distance education, additional education, investments, educational organizations, government spending, small businesses, medium-sized businesses, state, Russian

Введение.

Актуальность темы обусловлена тем, что рынок труда постоянно трансформируется и есть определенные несоответствия между компетенциями, которые формируются в образовательных организациях, и навыками, которые требует работодатель. Чтобы преобразовать процесс обучения, необходимы инвестиции, причем не только со стороны государства, но и частные.

Объект исследования − онлайн-образование в России. Предмет исследования − инвестиции в онлайн-образование в России в период с 2016 по 2018 год. Методы исследования: в основе исследования лежит теоретический анализ, обор научной литературы, сбор данных из открытых отчетов ведомств и организаций, сравнительный анализ.

Цель данной работы − выявить особенности инвестиционной политики государства в онлайн-образование в условиях цифровой экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

− определить понятия цифрового образования и онлайн-образования;

− определить особенности инвестиций в онлайн-образование;

-проанализировать перспективность введения в образование образовательных онлайн - платформ.

Обзор исследований.

Тему онлайн-образования с разных аспектов рассматривают в своей работе отечественные и зарубежные ученые. Онлайн-образование как базовый компонент современного образовательного процесса рассматривает Исаева О.В.[8], как электронное средство обучения Сыров В.Д., как инструмент бизнес-образования Чухомлин В.Д. и другие [18, 19,3]. Анализ инвестиций в онлайн-образование в современных исследованиях представлен незначительно[1].

Теоретическая часть.

Возникновение термина «цифровое образование» связано с развитием Интернета. Точкой отсчета стремительного развития эры Интернета можно считать 2011 год, когда компания Apple выпустила айфоны 4 поколения. Изменилась скорость и объем передачи данных. Элементы онлайн-образования были и в «доинтернетовскую» эпоху, но сегодня мир в буквальном смысле открыт каждому человеку.

Инвестиции в образование – это материальные (денежные средства) и нематериальные (время) ресурсы, вкладываемые в развитие человеческого капитала. Отдача от инвестиций выражается не только в денежном эквиваленте, но и в уровне удовлетворения своей работой и многими другими факторами.

Онлайн - образование является частью так называемого цифрового образования. И его можно рассматривать как фактор, способствующий развитию человеческого капитала. То есть средства, вложенные государством и частными инвесторами в развитие онлайн-образования, рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. В онлайн-образование включены массовые открытые онлайн-курсы (МООК), системы управления образованием (LMS), использование новых технологий: дополненной и виртуальной реальностей (AR и VR), анализ больших данных (Big Data) и многое другое.

В России есть элементы цифрового образования, среди образовательных организациях они распределены неравномерно. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, совсем небольшая доля его в дополнительном школьном образовании. Отдельные курсы в цифровой среде чаще представляют собой тексты лекций, видео-лекции, различные задания.

Государственные расходы на образование (государственные инвестиции) включают в себя государственные расходы на образовательные учреждения (государственные и частные), администрацию образования, выполнение государственного задания, средства, выделенные на национальные проекты в сфере образования[5].

Направления развития онлайн-обучения в России можно представить следующими крупными направлениями:

а) высшее образование (бакалавриат, магистратура, в том числе для иностранных граждан);

б) дополнительное образование для детей;

в) дополнительное образование для всех желающих;

г) бизнес-образование.

Сейчас, когда МООК-платформы активно внедряются в образовательный процесс, можно привлечь огромную целевую аудиторию[7].

В нынешних условиях доход можно получить от развития экспорта образования, что успешно и осуществляется. Экспорт российского образования можно определить следующими направлениями[20]:

1) государственные программы и национальные проекты;

2) цифровое образование;

3) обучение иностранных студентов.

Практическая часть.

Государство выделяет средства на обучение следующих групп:

а) иностранных студентов (получения дохода университетами, увеличение потребительских расходов);

б) детей с целью развития их человеческого потенциала;

в) российских предпенсионеров.

Планируемые показатели по численности иностранных студентов определяется как 710 тыс.человек к 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – до 3 млн. 500 тыс. человек[20].

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, государство ориентируется на 373 млрд. рублей в 2025 году.

Среди целей развития онлайн-образования – охват населения России дополнительным образованием[10,12]. Приоритетные группы включают в себя дошкольников, школьников и людей предпенсионного возраста.

Из федерального бюджета будет направляться ежегодно 5 млрд руб. с 2019 по 2024 год на повышение квалификации предпенсионеров. Расходы регионов оцениваются в 263,3 млн руб. в год [17].

В федеральном бюджете введен подраздел «Расходы на дополнительное образование». Государство предоставляет субсидии негосударственным организациям, которые занимаются внеклассными программами на конкурсной основе. В рамках дополнительного образования реализуются механизмы государственно-частного партнерства, с участием крупных компаний и корпораций.

Ниже в таблице 1 представлены некоторые национальные проекты. Государственно-частное партнерство указывается и при строительстве общеобразовательных школ.

Таблица 1 − Национальные проекты Российской Федерации в сфере образования

Название национального проекта

Бюджет национального проекта , млрд. руб.

Ориентировочные результаты

Сроки проекта , год

Социальные лифты для каждого

4,7

Количество человек – 1,7 млн. человек.

2024

Экспорт образования

107,5

Число иностранных студентов около 425 тыс.чел.

300 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию.

2024

Социальная активность

27,3

Не менее 20% россиян, охваченных волонтерством и добровольческим движением.

2024

Современная школа

295,1

230 тыс. новых мест в школах, 25 школ , построенных с привлечением частных инвестиций.

2024

Успех каждого ребенка

80.5

Дополнительным образованием будут охвачены до 80% детей от 5 до 18 лет.

2024

Цифровая образовательная среда

79,8

340 центров , более 130 тыс. детей

2024

Источник: составлено автором на основании данных с официального сайта «Будущее России. Национальные проекты» [2].

На рис. 1 представлена численность учащихся по дополнительным общеобразовательным программам. Из диаграммы следует, что социально –педагогическое направление и физкультура развиваются среди этой группы быстрее всего. Намного меньше востребованность программ технического направления и естественно-научного направления.

Рис. 1. Численность учащихся по дополнительным общеобразовательным программам, тыс. чел.

Источник: составлено автором на основе данных Росстата.

На рис. 2 представлена динамика численности обучающихся по программам повышения квалификации и программам переподготовки, мы видим, что численность обучающихся увеличивается.

Рис. 2. Численность обучающихся по программам повышения квалификации и программам профессиональной подготовки, тыс. человек.

Источник: составлено автором на основе данных Росстата.

Говоря о возможности развития онлайн-образования, следует напомнить о дифференциации в регионах по развитию [11,12] Задача государства во главе с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций – обеспечить равный доступ к услугам связи и интернету.

Направления онлайн-обучения среди частных образовательных онлайн-школ можно разделить на следующие:

1. Онлайн обучение английскому языку.

2. Онлайн-школы программирования.

3. Онлайн – академии бизнеса.

4. Онлайн – обучение искусству.

Онлайн-обучение охватило огромное количество потребителей, когда в 2012 году активно начали развиваться МООК- платформы. Лидером по числу пользователей и по числу курсов в мире является «Сoursera». В России есть образовательные платформы Универсариум, ИНТУИТ, Businesslearning, Хан-Академия в России, Образование.РФ, Лекториум, Stepic(курсы по программированию), Hexlet UNIWEB и другие. Самой популярной платформой остается «Сoursera».

Дополнительное образование у школьников представлено созданием технопарков( «Кванториум») и различными программами дополнительного образования в образовательных организациях. Частные инвестиции поступали от компаний «Ростех», «Роскосмос», «РЖД», «Сибур», «Ростелеком», «Норникель», КамАЗ, «Северсталь». За два года реализации проекта технопарков этими компаниями было направлено на развитие и укрепление технопарков свыше 1,5 млрд. рублей.

Доля расходов государства на развитие образования увеличивается из года в год. В федеральном бюджете на 2019 год и на 2020–2021 годы выделены средства на реализацию федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» и национального проекта «Наука» ( на 2019 год – 5,022 млрд. рублей, на 2020 год – 11,429 млрд. рублей, на 2021 год – 7,115 млрд рублей) [9,14,16].

Однако инвестиции в гражданскую науку снижаются [13].

Таблица 1 − Государственные расходы на образование

2016 год

2017 год

2018 год

Федеральный бюджет

856,6

1549

1781,6

Расходы на образование

37963,1

40311,2

39565,3

В % от расходов федерального бюджета

2,25

3,84

4,5

Таблица 2− Расходы на науку из федерального бюджета

2016 год

2017 год

Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета, млн. руб.

402722,3

377882,2

В процентах к расходам федерального бюджета

2,45

2,30

Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики

Таблица 3 − Инвестиции в нефинансовые активы Российской Федерации

Показатель

2016 год

2017 год

2018 год

Инвестиции в основной капитал, млрд рублей

11282,5

12262,2

13618,0

В % к итогу

98,7

98,6

98,9

Источник: данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики [6].

Инвестиции в нефинансовые активы в России практически не увеличиваются, что демонстрирует нам таблица 3.

Учитывая, что конкуренция со стороны других государств усиливается, российское онлайн-образование должно представлять на рынке достойные продукты, онлайн-курсы, школы.

В связи с тем, что цифровому образованию уделяется огромное внимание со стороны государства, есть шанс занять свою нишу на этом рынке.

Выводы:

1. Привлечение частных инвестиций в развитие онлайн-образования остается главной задачей на сегодняшний момент. Можно активно развивать направление онлайн-образования иностранных школьников. Государственно-частное партнерство остается актуальным направлением развития.

2. Развитие технологических и организационных решений в сфере онлайн-образования должно быть направлено на реализацию творческого потенциала и развития креативности, то есть на развитие человеческого капитала человека.

3. Активнее привлекать к разработке курсов педагогов образовательных организаций.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Инвестиции в онлайн-образование в России (2016-2018 годы)»

Предмет исследования – автором не обозначен, в тексте статьи он не прослеживается.
Понять, что конкретно исследует автор из текста статьи затруднительно. Статья про динамику затрат на онланйн-обучение? Про оценку эффективности инвестиций в него? Или про распределение затрат по направлениям и видам обучения?
Вариант – изменить название статьи, сделать его более предметным, в том числе через проблемную составляющую. Кроме того, статья была бы более предметной и имела проблемный характер, если бы автор сравнил инвестиции в России и за рубежом или периоды «д» и «осле» начала цифровизации в образовании.
Методология исследования вызывает ряд сомнений и вопросов. Применены методы обзора литературы по заявленной теме, но отсутствует аналитическая канва. Рекомендация – провести сравнительный анализ имеющихся в литературе исследований, подходов по заявленной теме.
В эмпирической части исследования методология не прослеживается. Автор не представляет ни анализ опыта реализации подобных программ, не презентует свой вариант методики организации самоподготовки.
Выводы в заключительной части не связаны с материалом статьи, не подтверждены эмпирически и аналитически. Например, положение о потенциале комплекса традиционных и инновационных методов является очевидным. Вывод о результативности сочетания методического и дидактико-методологического синтеза не связан с содержанием статьи.
Самое серьезное замечание по методологии – это проработать категориальный аппарат работы, особенно в части терминов.
Актуальность представленной статьи не взывает сомнения. Она обоснована повышенным интересом к поиску путей интенсификации образования. Один из инструментов – это цифровизация образования в целом и внедрение технологий онлайн-образования в частности. Это важный вопрос в связи с необходимостью качественной подготовки при реализации обучения студентов вузов.
Но аргументация автором актуальности вызывает сомнения, т.к. он идет по пути обоснования важности темы через идею про экспорт образования.
Научная новизна исследования прослеживается в отношении идеи про анализ инвестиций на онлайн-образование. Но в силу отсутствия методологической стройности в работе, новизна не подкреплена авторской позицией и данными исследования.
Стиль, структура, содержание.
В работе есть введение, основная часть с обзором литературы. Во вводной части обоснована актуальность заявленной темы. Рекомендация – развести понятия «онлайн-образование» и «цифровое образование».
В основной части автор описывает 3 направления экспорта российского образования. Но их описание носит обрывочней характер, как констатация фактов, не связанных между собой. Также приводит как примеры необходимость увеличения дополнительного образования, а также образования людей пред пенсионного возраста. Отсутствует логическая цепочка между описанием этих направлений и темой про инвестиции в онлайн-образование.
Автор приводит обзор по показателям численности учащихся по дополнительным образовательным программам, программам повышения квалификации и программам профессиональной подготовки по направлениям образования (техническое, естественно-научное и пр.). Здесь непонятно, какое это отношение имеет к теме статьи про инвестиции в онлайн-образование.
Важно при оперировании цифрами из данных Росстата и ФСГС привести ссылки на конкретные источники, ресурсы.
В конце статьи представлено заключение. Выводы имеют общий характер, не подкреплены фактической информацией, не связаны с содержанием представленной статьи.
Стиль статьи не соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям. Наблюдается множество стилистических погрешностей, в таблицах отсутствуют единицы измерения (например, в таблице 1). Необходимые ссылки на литературу представлены.
Библиография насчитывает 14 источников. Они оформлены с нарушениями требований ГОСта.
Апелляция к оппонентам – статья вызывает интерес, но требует доработки с учётом замечаний, изложенных по тексту.
Главное – проработать методологию и представить предмет исследования с точки зрения методики подготовки и ее результативности. Важно исправить замечания касательно оформления материалов.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья может быть интересна для читателей после исправления замечаний. Вызовет интерес педагогов, методистов, руководителей в образовании, чиновников.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Цифровизация всех сфер жизни обуславливает поиск новых инструментов получения знаний, в том числе в режиме он-лайн. В связи с этим, выбранная автором тема исследования не вызывает сомнений.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе инвестирования сферы он-лайн образования.
Методология, использованная автором, основана на следующих методах научного познания: сравнение, анализ, синтез теоретического и практического материала. Анализ библиографии позволяет сделать вывод о том, что автор в достаточном объеме изучил источники по исследуемой проблематике. Труды зарубежных авторов в статье не рассматриваются.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости инвестирования в онлайн- образования
Автор на хорошем теоретическом и методологическом уровне проводит анализ рынка он-лайн образования. Рецензируемая работа представляет собой оригинальную научную статью. Выводы обоснованы. В качестве замечаний хотелось бы отметить следующее. Таблицы и диаграммы должны сопровождаться не только констатацией факта увеличился/уменьшился показатель, но и выводами автора о причинах таких изменений (статья должна носить научный, а не реферативный характер). Раздел выводы следует стилистически проработать (Например: «Активнее привлекать к разработке курсов педагогов….» кому привлекать? )
Представленный материал может открыть новые перспективы для дальнейших исследований. Он будет интересен тем, кто занимается изучением проблем развития образования в условиях цифровизации. Статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и может быть рекомендована к публикации после доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.