Статья 'Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере АПК' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере АПК

Груднева Алла Александровна

кандидат экономических наук

старший преподаватель, кафедра налогов и налогообложения, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева

127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

Grudneva Alla Aleksandrovna

PhD in Economics

senior researcher of the Department of Taxes and Taxation at Russian Timiryazev State Agrarian University

127550, Russia, Moscow, str. Timiryazevskaya, 49

kokotko@list.ru

DOI:

10.7256/2409-8647.2016.4.21013

Дата направления статьи в редакцию:

08-11-2016


Дата публикации:

20-11-2016


Аннотация: Специфика современной конкурентной среды и особенности стратегического управления предприятием в условиях проводимых в стране аграрных реформ обусловливают необходимость совершенствования мер поддержки и развития малых и средних агропромышленных предприятий для целей повышения их конкурентоспособности эффективности производственной деятельности. Цель статьи – исследование и обобщение проблем развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в аграрной сфере. Исходя из данной цели в статье поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены современные концептуальные подходы к развитию МСП в сфере АПК, представленные в отечественной и зарубежной литературе; обобщены барьеры развития малых и средних агропромышленных предприятий; преимущества и особенности кластерной кооперации в сфере АПК. В процессе исследования использованы категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, сравнительный анализ, синтез и логическое обобщение. В результате исследования автором обобщены проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере АПК и выявлены отдельные меры поддержки МСП с учетом функции, которые они выполняют в цепочке создания стоимости конечного продукта АПК. Анализ существующих в литературе теоретических подходов к эффективизации процессов кооперации в АПК в рамках кластерного подхода позволил обобщить и систематизировать преимущества, особенности и проблемы формирования агропромышленных кластеров в России, а также предложить ряд мер по развитию МСП в АПК регионов. Использование разработанных рекомендаций позволит усовершенствовать управление процессом кластеризации в сфере АПК и повысить эффективность разрабатываемых кластерных инициатив. Выводы исследования могут быть учтены при разработке мероприятий по поддержке МСП в сфере АПК на региональном уровне, а также оценке их эффективности.


Ключевые слова:

агропромышленный комплекс региона, сельскохозяйственные предприятия, малый бизнес, поддержка и развитие, кооперация, интеграция, кластерный подход, кластерная инициатива, агропромышленный кластер, проблемы формирования

Abstract: Specific features of today's competitive environment and particularities of corporate strategic management under conditions of ongoing land reforms create the need to improve measures aimed at supporting and developing small and medium businesses in order to increase their competitive ability and production efficiency. The purpose of the research is to study and summarize problems of small and medium businesses in the agricultural sector. Based on that, the author presents and solves the following tasks: analyzes modern conceptual approaches to the development of small and medium businesses in the agricultural sector described in Russian and foreign literature; summarizes gaps and barriers faced by small and medium agricultural enterprises; and analyzes advantages and disadvantages of cluster cooperation in the agricultural sector. In the course of her research Rudneva has used categorical, subject-object, sytems approaches, comparative analysis, synthesis and logical generalization. As a result of the research, the author summarizes problems faced by small and medium agricultural businesses and defines particular measures to support small and medium businesses taking into account their functions performed as part of creating the cost of the final agricultural product. Analysis of current theoretical approaches to raising the efficiency of cooperation processes in the agricultural sector has allowed to summarize and systematize advantages, peculiarities and problems of developing agricultural clusters in Russia as well as to offer a number of measures aimed at development of small and medium business in the agricultural sector. According to the author, recommendations made in the article will allow to improve the process of managing clusterisation processes in the agricultural sector and icnrease efficiency of developed cluster initiatives. The research conclusions can be taken into account when developing measures aimed at supporting small and medium agricultural business enterprises at the regional level as well as evaluating efficiency of these measures. 


Keywords:

problems related to development, agricultural cluster, cluster initiative, cluster approach, integration, cooperation, support and development, small business, agricultural entities, region's agricultural complex

Малым и средним формам хозяйствования отводится важнейшая роль в обеспечении процессов устойчивого экономического развития регионов. Именно малый и средний агропромышленный бизнес создает ту самую социальную и экономическую основу, которая позволяет сохранять сельский образ жизни, развивать сельские территории, создавать массовую сельскохозяйственную продукцию, гибко и своевременно реагируя на изменяющуюся конъюнктуру в сфере спроса и предложения.

Развитие МСП в сфере АПК – комплексная задача, решение которой зависит от сложного сочетания экономических, социальных и институциональных причин и условий [2; 3; 4]. Регулирование процессов развития малого и среднего бизнеса во многом определяется спецификой агропромышленного производства и связанными с ней особенностями экономики сельского хозяйства. На современном этапе одной из важных задач является разработка концепции, совершенствование методологии управления развитием малого и среднего агропромышленного предпринимательства.

Решение назревших проблем возможно с помощью консолидации усилий государства и негосударственных структур, имеющих непосредственное отношение к АПК, направлению их усилий на повышение эффективности предпринимательской деятельности в АПК.

В настоящей статье исследуются основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере АПК. Принимая во внимание тот факт, что успех МСП обусловлен уникальной комбинацией преимуществ, которые зависят от конкретных причин и условий, в целях разработки мер поддержки и развития МСП автором исследуется комплекс внешних и внутренних факторов, которые положительно влияют на успешность развития потенциала МСП. Также в число основных задач, поставленных автором, входит анализ различных подходов к развитию МСП в АПК, в т. ч. кластерного подхода. В этой связи рассматриваются концепции промышленных кластеров, определяются преимущества и барьеры развития агропромышленных кластеров с участием МСП. Итогом проведенного исследования являются рекомендации по совершенствованию реализуемых программ поддержки МСП и проводимой кластеризации в АПК.

Основные барьеры развития малых и средних агропромышленных предприятий

МСП во всем мире сталкиваются с рядом проблем, как внутренних, так и внешних, которые препятствуют их развитию. К факторам, негативно влияющим на развитие МСП относят недостаточный доступ к финансовым услугам и рынкам, неблагоприятную политику и нормативно-правовую среду, а также трудности получения «экономии за счет эффекта масштаба», нестабильные системы внутреннего контроля, плохая культура управления, коррупция, риски безопасности, отсутствие квалифицированных кадров, а также соответствующей инфраструктуры – лишь некоторые из барьеров развития малого и среднего бизнеса [2; 4; 5; 8; 11].

Слабость малого и среднего бизнеса в АПК традиционно является фактором низкой социальной эффективности агропромышленного сектора в целом. Факторы формирования и развития АПК, а также комбинации этих факторов являются специфическими для каждого региона. На развитие всех отраслей регионального АПК непосредственно влияет уровень социально-экономического развития региона, в основном за счет уровня развития производственной и социальной инфраструктуры. Структура, специализация и производство регионального АПК во многом определяется преобладающим влиянием природных условий и ресурсов, структурой земельного фонда, особенностями системы расчетов и др. [4, c. 3-5]

Невысокая стоимость продукции малого сельскохозяйственного бизнеса отражает низкую эффективность производства. Многие малые предприятий имеют малые и нестабильные объемы производства, повышенные затраты и в результате – низкие цены реализации по сравнению с крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями.

Из-за финансовой неустойчивости и зачастую непрозрачности деятельности МСП трудно получить внешнее финансирование, необходимое для модернизации и развития производства. Результатом этого становится консервирование технологической отсталости.

В этой связи к наиболее существенным барьерам развития общим для всех МСП относят отсутствие доступа к финансированию и к рынкам [5; 9; 10; 11]. Эти два фактора справедливы для всех МСП, но еще более критическое значение из-за специфики производства они имеют для малых сельскохозяйственных предприятий. Без оборотного капитала и капитальных вложений малый бизнес обречен на ежедневную борьбу за выживание. Производственный цикл сельскохозяйственной деятельности предопределен и, следовательно, доступность и предсказуемость финансирования имеет важное значение для успешной работы малого предприятия [6, c. 11-12]. Согласно статистике ВТО, в развивающихся странах более 45-55% МСП не имеют доступа к кредитам финансовых учреждений, и эта цифра может увеличиться до 72% в случае микропредприятий АПК [11]. Структурам управления МСП часто не хватает формализованности: это затрудняет сбор необходимой для выдачи кредита финансовой информации и повышает кредитные риски. МСП зачастую не состоянии обеспечить необходимый для получения кредита перечень документов, а также не имеют приемлемого имущества, которое могло бы выступить в качестве предмета залога по кредиту.

Деятельность в сфере АПК в значительной степени отличается от других видов деятельности, которые осуществляют субъекты с целью достижения прибыли. В то время как финансирование, как правило, является основной проблемой для сельхозпроизводителей в начале уборки урожая и производственных циклов, отсутствие должного кредитования в совокупности с низкой добавленной стоимостью продукции негативно влияет на устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе. Для того, чтобы защитить источники дохода МСП решающее значение имеет создание стабильного и последовательного доступа к рынкам. Доступ к рынкам является серьезной проблемой для МСП в сфере АПК и влияет, как на МСП в области переработки с/х продукции, так и в области сельхозпроизводства. Малые предприятия зачастую готовы и способны производить больше продукции, но из-за отсутствия доступа к рынкам и особенностей сельхозпродукции (небольшие сроки хранения), вынужденно отказываются от расширения производства. Эта проблема обостряется, если МСП вынуждены продавать продукцию в разгар уборки урожая – период низких цен на сельхозпродукцию – из-за избыточного предложения конкретной культуры на местном рынке. В этом случае неразвитая инфраструктура рынка является дополнительным фактором, сдерживающим развитие МСП. Недостатки инфраструктуры земледелия – хранения, транспортировки и складирования продукции сельского хозяйства – сдерживают небольших сельхозпроизводителей от выхода на региональный рынок, лишая их возможности продать свою продукцию по высокой стоимости.

В целях выявления существующих в отечественной и зарубежной литературе подходов в рамках настоящего исследования был проведён анализ, в результате которого мы обобщили общие факторы, которые положительно влияют на успешность развития потенциала МСП АПК (таблица 1). Данные факторы можно отнести к внешней по отношению к предприятиям бизнес-среде (внешние факторы) и факторам, непосредственно зависящим от ресурсных характеристик самого МСП (внутренние факторы). Факторы внешней бизнес-среды включают в себя макроэкономические условия, права собственности на землю, обеспечение соблюдения лесного законодательства, рынки, нормативно-правовую базу и финансовые услуги, в то время как внутренние факторы – организационный потенциал, кластеризацию, возможности управления бизнесом, а также потенциал в области управления земельными ресурсами.

Таблица 1

Факторы, влияющие на успешность деятельности МСП АПК

(1) Макроэкономическая среда

Стабильная фискальная и денежно-кредитная политика

Дружественные условия торговли

Положительный инвестиционный климат для предприятий АПК в целом

(2) Права собственности на землю и права землепользования

Юридические права и титулы должны определяться на основе четкого, безопасного владения и пользования земельными и водными ресурсами

Децентрализация полномочий и передача прав на управление земельными ресурсами на местный уровень

(3) Земельное законодательство

Эффективное исполнение норм земельного законодательства, препятствующее возникновению административных барьеров, коррупции и другим видам деятельности, которые оказывают негативное влияние на деятельность МСП

(4) Рынки

Повышение дохода от продаж на существующих рынках за счет реализации продукции с высокой добавленной стоимостью и доступ к внутренним нишевым рынкам, сертификация, эффективные взаимосвязи и обмен рыночной информацией, улучшение рыночной инфраструктуры

Диверсификация и расширение рыночных возможностей за пределами основной направленности хозяйственной деятельности

(5) Нормативное регулирование

Нормативные рамки, которые являются адекватными, простыми и интуитивно понятными для руководства МСП пропорционально их типу и размеру

(6) Финансовые услуги

Доступные и достаточные кредиты на развитие, страхование рисков и др. источники финансирования основного капитала, специфические для нужд МСП

(7) Организационные возможности

Возможности, связанные с эффективным управлением МСП (организационные и институциональные условия)

Механизмы разрешения внешних и внутренних конфликтов, справедливое распределение выгод

Традиционное лидерство, управление культурой предприятия

(8) Кластеризация

Существование кластеров (производственных организаций, общественных сетей и ассоциаций, кооперативов и отраслевых ассоциаций)

(9) Бизнес-менеджмент

Добросовестная деловая практика: бухгалтерский учет и управление финансами, предпринимательство и долгосрочное видение, технический прогресс и инновации, знание законодательства, человеческие ресурсы, опыт управления маркетингом, знаниями, коммуникациями

(10) Управление земельными ресурсами

Навыки управления земельными ресурсами и технические знания, связанные с ведением сельского хозяйства, производственные мощности, технология и инфраструктура, инновации в практике управления сельским хозяйством, диверсификация и сертификация.

Источник: составлено автором.

Формирование мер поддержки и развития МСП АПК предполагает учет данного комплекса факторов, их анализ и контроль со стороны руководства и менеджеров МСП, а также иных заинтересованных лиц. Кроме того, необходимо учитывать, что потребности МСП АПК могут варьироваться в зависимости от функции, которые они выполняют в цепочке создания стоимости, в которой они работают (см. таблицу 2): малым и средним сельхозпроизводителям может потребоваться финансирование на закупку сырья в начале цикла уборки урожая, в то время как МСП, перерабатывающие сельхозпродукцию, будут нуждаться в финансировании приобретения продукции для переработки в конце уборочного цикла.

Таблица 2

Основные типы МСП в сфере АПК

Производство с/х техники

Производство сельхозпродукции

Логистика, торговля и дистрибуция

Проектирование, сборка или производство сельхозоборудования и сельхозтехники

Выращивание и уборка основных сельскохозяйственных культур, скотоводство и птицеводство

Обеспечение логистики, дистрибуции и продажи сельскохозпродукции

Финансирование НИОКР и развития инфраструктуры.

Финансирование на стадии НИ.

Как правило, имеют капиталоемкие модели, которые требуют усиления производственных мощностей

Финансирование на закупку материалов и необходимого оборудования.

Страдают от погодных и климатических рисков, а также вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.

Испытывают трудности доступа к развитым рынкам с высокой добавленной стоимостью

Как правило, имеют капиталоемкие модели, которые требуют оборудования складов, холодильных складов, а также приобретение транспортных средств

В значительной степени зависят от государственной инфраструктуры (дороги, шоссе, электросети)

Переработка и упаковка сельхозпродукции

Оптовая торговля

Ритейл

Процесс или упаковки сельскохозпродукции для продажи потребителям или оптовикам

Закупки сырья или продуктов переработки фермерских хозяйств для экспорта или продажи розничным торговцам

Продажа сельскохозпродукции потребителям через розничные рынки (сети)

Финансирование оборотного капитала на закупку сырья.

Как правило, имеют капиталоемкие модели, которые требуют соответствующих производственных мощностей.

Часто не в состоянии получить доступ на международные рынки с высокой добавленной стоимостью

Финансирование оборотного капитала на приобретение продукции во время уборки урожая.

Капиталоемким модели, которые могут потребовать создания складских помещений и соответствующего материально-технического обеспечения.

Не в состоянии получить доступ на рынки с высокой добавленной стоимостью

Финансирование оборотного капитала для приобретения различных товаров, а также операции розничной торговли.

Капиталоемкие модели, которые могут потребовать создания новых торговых точек

Источник: составлено автором

Развитие МСП в сфере АПК: существующие подходы

Вопросы о роли государства в развитии МСП АПК, о формах и методах государственного регулирования деятельности агропромышленных предприятий до сих пор остаются дискуссионными. В специальной и научной литературе обычно обсуждаются возможности государственного регулирования и поддержки МСП, предприятий АПК и его последствий для экономики и общества.

Большинство мероприятий (программ), направленные на развитие МСП конечной целью имеют сокращение масштабов бедности на селе, создания рабочих мест и экономическое развитие в целом [11]. Таким образом, они направлены на решение проблем, с которыми сталкиваются МСП и формирование экосистемы, в которой они функционируют. В литературе выделяются четыре основных подхода, которые используются для развития МСП АПК: развитие рынка; развитие торговли; сетевой подход или развитие цепочек создания добавленной стоимости (ЦСДС); развитие механизмов финансирования МСП; «целевой» подход – конкретные меры по развитию МСП в АПК. Одни подходы (развитие рынка, развитие торговли, развитие механизмов финансирования МСП) на разных уровнях решают нормативные и рыночные (экосистемные) проблемы, другие (развитие ЦСДС; «целевой» подход) предполагают реализацию мер поддержки «снизу вверх» путем укрепления производственного потенциала МСП.

В эпоху либерализации мировой торговли и экономической глобализации, большие требования предъявляются к способности МСП повышать их эффективность и производительность, адаптироваться к рынку. По мере создания все новых рыночных возможностей, отдельные МСП в сфере АПК все еще не в состоянии воспользоваться ими, т.к. это требует производство продукции с более высоким качеством, конкурентными ценами и хорошим послепродажным обслуживанием, наращивания объемов производства, соответствие стандартам качества и регулярных поставок. Многие МСП испытывают трудности в получении экономии за счет эффекта масштаба, не имеют соответствующих образовательных и информационных ресурсов, маркетинговых навыков, логистики и технологических инноваций.

Сетевой подход в развитии МСП АПК ориентирован на обеспечение лучшего взаимодействия, передачи знаний, торговли, финансирования и партнерских отношений между различными участниками цепочки создания стоимости продукта – поставщиками, производителями, переработчиками, торговцами и логистическими компаниями. В рамках данного подхода позитивный потенциал развития МСП АПК заключается в углублении кооперации и интеграции крупного бизнеса и МСП, для обеспечения сбыта продукции. Вариантом такой кооперации является образование кластерных систем. Опыт многих стран с развитой экономикой показывает, что кластеры могут быть мощным средством для преодоления вышеуказанных препятствий и достижения успеха в условиях все более конкурентной рыночной среды.

Агропромышленные кластеры: преимущества и особенности формирования

Промышленные кластеры и их влияние на развитие промышленности на протяжении нескольких десятилетий являются предметом активной научной дискуссии. Сегодня не существует сектора экономики, который бы не был охвачен кластеризацией, ввиду их несомненной привлекательности – способности мобилизовать знания, людей, производство и рынки. АПК не является исключением, и кластеры в настоящее время играют очень важную роль в горизонтальном реинжиниринге бизнес-процессов.

Кластерная модель и промышленные районы – две формы эффективного конкурентного развития для промышленно развитых стран, который реализует преимущества экономической агломерации [16]. Промышленные районы являются формой экономической агломерации, когда компании связаны аналогичной предпринимательской деятельностью, что приводит к более гибкой системе производства, лучше приспособленной к меняющимся рынкам. Кластер в качестве модели экономической агломерации, которая опирается на создание новых знаний, инноваций и увеличение прибыли, связан с конкретными областями (регионами), где за пределами цепочки создания ценности происходит обмен деловой и технической информацией. Маршалл рассматривает внешние факторы в качестве ключевых для любой экономической агломерации, обеспечивающих совокупный эффект [14]. Три внешних фактора, от которых больше всего зависит формирование кластера: 1) распределение в области входов с эффектом масштаба, связанных со спросом; 2) наличие специализированной рабочей силы, достаточной, чтобы обеспечить хорошее согласование между заданиями и рабочими; 3) хороший поток идей и обмена знаниями, поощрение технологических переливов и роста.

Благодаря кластеризации, отдельные МСП АПК могут решать текущие проблемы, связанные с их размером, производственным процессом, маркетингом, закупкой материалов, рисками, связанными с колебаниями спроса и рыночной информации, а также улучшать свои конкурентные позиции. При этом преимущества кластерной системы неоспоримы. В кластерах создаются предпосылки для снижения трансакционных и транспортных издержек, затрат на создание объектов инфраструктуры. Формируются условия для повышения базы квалификации работников у всех участников, уровня доступа к информации, органам государственного управления и общественным благам. Благодаря кооперации предприятий в кластере, они могут воспользоваться эффектом внешней экономии: наличие поставщиков сырья, комплектующих изделий, машин и деталей; наличие работников с конкретными навыками; наличие предприятий, производящих сельхозтехнику, а также сервисных и ремонтных предприятия. Кластер также способен привлечь многих оптовых покупателей и способствовать продаже продукции на отдаленных рынках. Кроме того, кластеризация облегчает правительству, финансовым институтам, университетам и другим НПО разработку и реализацию точечных мер поддержки и развития МСП. Отдельные предприятия в кластере могут получить коллективную эффективность. Кластер содействует созданию местных промышленных связей без существенных затрат. Тем не менее, эти экономические преимущества могут быть достигнуты только в том случае кластер имеет хорошо развитые внутренние и внешние сети. Внутренние сети могут быть определены как бизнес-кооперации или связи между предприятиями внутри кластера, которые могут находиться в различных формах, например, маркетинга, дистрибуции, производства, закупок материалов и подготовки работников. Внешние сети – это бизнес-связи и другие формы связи между предприятиями внутри кластера и субъектами вне его, таких как финансовые организации, поставщики материалов и услуг, университетами и др. [10]

Под агропромышленными кластерами понимается региональная (горизонтальная и вертикальная) интеграция малых, крупных и средних сельхозпроизводителей и учреждений, специализирующихся в сельском хозяйстве или АПК. Эти кластеры становятся конкурентным фактором для сельского хозяйства в 21-м веке в условиях глобализации, производства высокой стоимости, распределения и использования инноваций и повышения эффективности производства.

Развитие малых и средних предприятий АПК в России

По состоянию на 1 января 2015 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике. Малые предприятия составляют 5,2 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Малые и средние агропромышленные предприятия занимают в сельском хозяйстве России определенную нишу. Доля малого сельскохозяйственного бизнеса по России составляет около 30%. Однако его роль в отдельных округах и субъектах РФ заметно отличается от среднего значения. Россия – это страна крупных аграрных предприятий и очень мелких крестьянских хозяйств, домашних подворий; среднего звена, которое призвано «связывать» крупный и малый агропромышленный бизнес, практически нет.

Между крупным и мелким агропромышленным бизнесом сегодня существует определенное закономерное отраслевое разделение труда. В отраслях требующих повышенной механизации и крупномасштабности производства (производство зерна, сахарной свекла семян подсолнечника), преобладают крупные сельхозпредприятия – их доля в производстве этой продукции составляет 70-80%. Достаточно велика в производстве данной продукции и доля крестьянских фермерских хозяйств – 20-30% [2; 4, с. 6]. Некоторые производства сельскохозяйственных культур, например, картофелеводство и овощеводством, требуют значительных затрат ручного труда. В этой связи в этих отраслях лидирующие позиции занимают хозяйства населения: около 70% овощей и 80% картофеля выращивается населением. На личные подсобные хозяйства приходится производство более 20% мяса и 40% молока. Значение хозяйствующих субъектов малого агробизнеса состоит в том, что они специализируются на видах сельскохозяйственной продукции с большой долей трудоемких операций, производство которых неэффективно в крупных хозяйствах. Кроме того, именно малый бизнес производит экологически чистые продукты питания, пользующиеся сегодня повышенным спросом у населения.

Отечественные МСП АПК нельзя назвать эффективными и активно развивающимися. Уровень инвестиций в малый и средний бизнес остается низким, их основным источником являются собственные средства организаций. Развитие большинства малых предприятий замедляет недостаток собственных средств, а также трудности с получением средств заемных [2; 3; 4; 5; 6].

Рентабельность и продукции, и активов на МСП ниже, чем в среднем по экономике России, а значит, и возможности формирования собственных средств в МСП ограничены. Ввиду того, что собственных средств у малых предприятий значительно меньше, чем у средних и крупных, коэффициент автономии у малых предприятий в 1,4 раза ниже по сравнению со средним показателем по экономике в целом (28,5 % против 40,1 %). Доля убыточных предприятий на МСП также значительно выше.

Актуальные проблемы деятельности малого бизнеса ослабляют его экономически и социально и не позволяют ему выполнить свою роль основной градообразующей базы многих поселений в сельскохозяйственных регионах. Их нивелирование невозможно без государственной поддержки и государственного регулирования процессов развития малого и среднего бизнеса, которое во многом определяется спецификой агропромышленного производства и связанными с ней особенностями экономики сельского хозяйства.

В последние годы благодаря повышенному вниманию правительства к проблемам МСП и реализации государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса в России в значительной степени удалось преодолеть застой в развитии малых и средних предприятий АПК. На государственном уровне уже сложилось понимание того, что агропромышленные кластеры являются ценными инструментами для стимулирования экономического роста АПК, связи местных производителей с региональными и глобальными цепочками создания стоимости. Министерство сельского хозяйства РФ выступает за развитие малого агробизнеса через создание кооперативов как в сельских поселениях, так и "на базе перерабатывающих заводов" и интеграцию с крупным бизнесом, который должен взять на себя вопросы сбыта продукции. Сегодня малый бизнес на селе получает не более 30% господдержки, которая оказывается аграрному сектору страны. Этот показатель планируется довести до 50%. Без интеграции с крупным бизнесом развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно.

Некоторые из подобных кластерных инициатив в сфере АПК реализуются в форме: 1) агропромышленных комплексов; 2) агропромышленных парков; 3) агро-экспортных зон; 4) экспортных консорциумов пищевой и сельскохозяйственной продукции и т.п. Первопроходцем в части создания аграрных кластеров в РФ является Белгородская область. В аграрном секторе региона присутствует сочетание земледелия и животноводства, сотрудничество крупного бизнеса и малых форм хозяйствования. Однако полноценных агропромышленных кластеров, в которых выполнялись бы все интеграционные условия, в нашей стране нет. Одна из причин – значительное социально-экономическое неравенство в аграрной сфере. Построение кластеров АПК с участием МСП в менее развитых регионах является сложной задачей, поскольку в них преобладают мелкие сельхозпроизводители, что несет определённые трудности для создания критической массы, необходимой для роста.

Успешное развитие агропромышленных кластеров зависит от ряда критических факторов, наиболее важным из которых является доступ к выходу на рынок, внутренняя организация и сотрудничество / совместные действия фирм кластера, устойчивость поставок сырья и других необходимых ресурсов, наличие организаций самопомощи, качество поддержки местных органов власти, а также внешние связи с банками и местными образовательными и научно-исследовательскими организациями.

При поддержке развития АПК кластеров необходимо преодолеть существующие проблемы их формирования: 1) АПК кластер не имеет своей конкретной региональной характеристики, что приводит к конкуренции внутри кластера из-за одной и той же производственной структуры; 2) отсутствуют крупные приятия («голова дракона» [9]), которые имеют сильную рыночную конкурентоспособность и высокую способность организовать большое число МСП; 3) возможность для технологических инноваций в сельскохозяйственном кластере все еще остается слабой, а уровень технологий по-прежнему на низком уровне; 4) внутренняя возможность организации кластера является слабой, трудно создать внутренне позитивную бизнес-среду. Существует недостаток сотрудничества между субъектами кластера. Взаимосвязи не установлены, уменьшается синергический эффект кластера.

Государственная политика развития МСП АПК должна сочетаться с хорошей бизнес-средой, которая может быть создана с помощью соответствующей макроэкономической политики, влияющей на торговлю, инвестиции, денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, политику в области конкуренции, заработной платы и рынков труда, образования и технологий и сельскохозяйственных, промышленных и других секторах. Другими словами, политика в области развития МСП с использованием кластерного подхода должна в полной мере поддерживаться соответствующей макроэкономической политикой.

Обеспечение возможности выхода на рынок, а не только предоставление субсидий, специальных кредитных схем и финансирование программ технической модернизации должно быть приоритетом государственной политики поддержки МСП АПК. В рамках государственных программ имеет смысл поддерживать те из существующих АПК кластеров, которые имеют потенциал для увеличения своих рынков готовой продукции внутри страны или за рубежом и обеспечения поставок сырья и других необходимых ресурсов.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.