Статья 'Инновационное развитие экономики и оценка инновационного потенциала предприятия ' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Инновационное развитие экономики и оценка инновационного потенциала предприятия

Рассказова Алёна Валерьевна

студент, кафедра денежно-кредитных отношений и монетарной политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

129164, Россия, г. Москва, ул. Кибальчича, 1

Rasskazova Alena Valerevna

student of the Department of Money-And-Credit Relations and Monetary Policy at Financial University under the Government of the Russian Federation

129164, Russia, Moscow, str. Kibal'chicha, 1

alyona.rasskazova@gmail.com

DOI:

10.7256/2409-8647.2016.2.17788

Дата направления статьи в редакцию:

30-01-2016


Дата публикации:

17-06-2016


Аннотация: Объектом исследования являются инновационное развитие России и оценка инновационного потенциала отечественных компаний. Предметом исследования выступает совокупность программных документов, содержащих основные цели и направления инновационного развития на макро и микро уровнях. Автор подробно рассматривает теоретические подходы к толкованию инноваций, инновационного потенциала, методики оценки инновационного потенциала, а также нормативно-правовое регулирование (прежде всего, государственные программы в сфере инновационного развития), программы развития и финансовую отчетность ОАО «РЖД». Особое внимание уделяется реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» и оценки инновационного потенциала ОАО «РЖД». Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют комплексный анализ и системный подход к изучению первоис-точников, также методологические разработки отечественных ученых и спе-циалистов. Основными выводами исследования являются предложения, сформированные на базе анализа инновационных программ развития, которые должны способствовать улучшению экономического положения на макро и микро уровне. Также на основании анализа статистических данных сформирован результат реализации первого этапа «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». Новизна исследования заключается в комплексном изучении инновационного развития: на уровне государства и частного предприятия.


Ключевые слова:

государственное участие, инновации, инновационный потенциал, инновационное развитие, ОАО РЖД, оценка инновационного потенциала, стратегия инновационного развития, транспортная компания, финансовая устойчивость, финансирование НИОКР

Abstract: The object of the research is the innovatve development of Russia and assessment of innovative capacity of domestic companies. Set of the program documents describing the main objectives and directions of innovative development at the macro and micro levels acts as the subject of the present research. The author in detail considers theoretical approaches to interpretation of innovation, innovative capacity, innovative capacity assessment inventory, and legal and regulatory framework (first of all, state programs in the sphere of innovative development), development programs and financial reports provided by OAO (JSC) RZD (Russian Railways). Special attention is paid to the implementation of "The Strategy of Innovative Development of the Russian Federation 2020" and assessment of innovative capacity of JSC RZD. The theoretical and methodological basis of this research is constituted by the complex analysis and systems approach to studying primary sources as well as methodological developments of Russian scientists and specialists. The main conclusions of research are offers and recommendations made on the basis of the analysis of innovative development programs which should contribute to the improvement of the economic situation at the macro and micro level. Based on the analysis of statistical data the results of the implementation of the first stage of "The Strategy of Innovative Development of the Russian Federation 2020" are also presented. The novelty of the research is caused by the fact that the author carries out an in-depth study of innovative development: at the level of the state and at the level of private enterprises.


Keywords:

R&D financing, financial stability, transport company, innovative development strategy, innovative capacity assessment, Russian Railways (RZD), innovative development, innovative capacity, innovations, state participation

Развитость экономики сегодня во многом зависит от степени ее инновационности. Инновации не просто являются преимуществом в конкурентной борьбе производителей, они также приводят к сокращению издержек, повышению производительности, формируют технический и социально-экономический эффект.

Ученые, которые занимались исследованиями инноваций в экономике (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.), сходятся во мнении, что во многом именно инновационная экономика обеспечивает превосходство развитых стран. Ключевая особенность данного типа экономики – постоянное совершенствование технологий и производства, экспорт технологий и высокотехнологичных продуктов в большей степени, чем традиционных материальных товаров. Помимо того, в условиях инновационной экономики предприятия более не могут осуществлять материальное производство без привлечения новаторов и ученых, чей интеллект и создает основную прибыль, поскольку без постоянного технологического совершенствования невозможно создать конкурентный высокотехнологичный продукт. Также особую роль инновации должны выполнять в стимулировании развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [1].

В декабре 2011 года Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая была призвана «определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики» [8]. Помимо того, в Стратегии была заданы долгосрочные ориентиры развития.

Реализация Стратегии осуществляется в два этапа. Первый этап был завершен в 2013 году, в связи с чем мы можем оценить, успешно ли происходит исполнение Стратегии, и насколько реалистичные цели были заявлены Правительством (табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели инновационного развития

Показатель

Единица измерения

2010

2011

2012

2013

2014

2016

2020

Целевой показатель

единиц

2,0

2,1

2,3

2,8

Коэффициент изобретательской активности

единиц

2,01

1,85

2,00

2,00

1,65

Целевой показатель

процент

7,7

9,6

15,0

25,0

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций

процент

4,5

8,8

12,1

13,7

11,5

Целевой показатель

процент

4,9

7,2

15,4

25,0

Доля инновационной продукции в общем объеме продукции

процент

4,9

6,1

7,8

8,9

8,2

Целевой показатель

процент

0,4

2,0

5,0

8,0

Доля новой для рынка инновационной продукции в общем объеме продукции

процент

0,8

0,6

1,1

1,1

1,1

Целевой показатель

единиц

11,0

24,0

47,0

60,0

Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства

единиц

10,8

11,1

11,1

10,9

10,9

Затраты на инновации:

млрд. рублей

в фактических ценах

млрд. рублей

400,8

733,8

904,6

1112,4

1211,9

в постоянных ценах 2000 года

млрд. рублей

101,1

159,7

183,3

214,6

218,1

Удельный вес затрат на инновации

процент

1,6

2,2

2,5

2,9

2,9

Источник: составлено автором на основании данных «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и данных Федеральной службы государственной статистики

Если произвести анализ целевых и реальных показателей за период с 2010 по 2013 год, то можно констатировать, что Стратегия реализуется успешно – ориентиры практически по всем показателям достигнуты, а на некоторых направлениях даже превышают целевые показатели.

Важно отметить роль субъектов Российской Федерации в обеспечении инновационного развития нашего государства. Так, в Калужской области до 2030 года запланирована реализация 12 приоритетных проектов, в т.ч. посредством формирования 7 специальных кластеров [2].

Также можно отметить, что государство не просто выделяло субсидии, – удалось привлечь внимание частных инвесторов. В 2013 году Россия оказалась самым быстро растущим венчурным рынком в Европе. Однако уже в 2014 году, в связи с усложнившейся геополитической обстановкой, произошел резкий отток капитала, что не могло не сказаться на показателях. В сравнении с 2013 годом показатели 2014, если и не сократились, то остались на прежнем уровне, и это при том, что предыдущие четыре года они росли.

Помимо того, что ситуация ухудшается из-за изменений внешних и внутренних условий развития, что привело к недостатку финансовых ресурсов и закрытию некоторых рынков высокотехнологичных продуктов для России, отсутствуют реальные экономические стимулы для внедрения инноваций, не выделены инструменты для поддержки именно частных компаний.

Более того, негативно сказывается на инновационном развитии отсутствие коэффициентов и методов оценки инновационной деятельности и инновационного потенциала предприятий. Сложность оценки данного явления состоит также в том, что природу инновации можно определять двояко. Если инновация – это процесс создания и реализации научно-технических достижений, то инновационный потенциал обеспечивается наличием новшеств, а также материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Если говорить об инновации как о результате творческой деятельности ученых и новаторов, то инновационный потенциал включает в себя совокупность необходимых для этого ресурсов: научно-технических, инвестиционных и материально-технических.

На данный момент в России не существует единого определения инновационного потенциала предприятия, в связи с чем и разнятся методологии его оценки в зависимости от понимания сути инноваций и инновационного потенциала. Так, ряд ученых (Ю.П. Анисимова, И.В. Пешкова, Е.В. Солнцева) для оценки инновационного потенциала предприятия используют интегральный показатель, который включает в себя обобщающие показатели по научно-техническим, финансовым, организационным и кадровым элементам предприятия, скорректированные на коэффициенты значимости элементов [3].

Также существует методика оценки инновационного потенциала, в основе которой лежит установление размера финансово-экономических ресурсов, достаточного для осуществления не только инновационной, но и операционной деятельности [4]. Эта методика основывается на трехфакторной модели определения финансовой устойчивости предприятия.

В связи с тем, что в нынешних экономических условиях для отечественных предприятий, ориентированных на развитие инновационной составляющей собственного производства, зачастую встает вопрос о недостаточном финансировании, применение последней указанной методологии определения инновационного потенциала можно назвать справедливым и актуальным.

В целях ознакомления с данной методологией, проверкой ее адекватности актуальным условиям отечественной экономики и правомерности применения, осуществлен расчет всех представленных в рамках данной методики показателей, проведен анализ результатов. В качестве объекта исследования была выбрана компания ОАО «РЖД» как одна из крупнейших отечественных корпораций, 100% акций которой принадлежит государству.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» на сегодняшний день крупнейшая отечественная транспортная компания. За первое полугодие 2015 года пассажирооборот и грузооборот «РЖД» составили 52,8 млрд пасс.-км и 1123,3 млрд т-км соответственно [7]. Если проанализировать данные за аналогичный период предшествующих лет (табл. 2), можно констатировать негативные тенденции в работе компании: показатели неуклонно снижаются, несмотря на то, что период с 2011 по 2013 год характеризовался значительным ростом.

Таблица 2. Показатели деятельности ОАО "РЖД"

Показатель

I полугодие 2011 г.

I полугодие 2012 г.

I полугодие 2013 г.

I полугодие 2014 г.

I полугодие 2015 г.

Пассажирские перевозки, млн чел.

463,9

497,7

527,6

513,7

488,1

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

60,2

62,6

62,0

57,5

52,8

Грузовые перевозки, млн тонн

607,7

628,8

605,5

599,5

588,9

Грузооборот, млрд тарифных т-км

1,05 трлн

1103,2

1070,7

1131,2

1123,3

Источник: составлено автором на основании данных ОАО «РЖД»

Те же тенденции можно наблюдать и в разрезе финансовых результатов деятельности (табл. 3 и рис. 1). Так, чистая прибыль компании снижалась на протяжении последних пяти лет, в 2014 году выявлен убыток в размере 44 млрд рублей, несмотря на рост выручки. Обусловлено это пересмотром политики компании.

Таблица 3. Отчет о финансовых результатах деятельности ОАО "РЖД", млн. руб.

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015 – III кв.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от продажи (за минусом НДС, акцизов ...)

1 288 337,4

1 366 015,0

1 376 582,0

1 401 729,0

1 124 716,0

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

1 215 403,4

1 298 480,0

1 317 718,0

1 343 160,0

1 032 005,0

Валовая прибыль

72 934,0

67 535,0

58 864,0

58 569,0

92 711,0

Коммерческие расходы

165,3

120,0

84,0

73,0

47,0

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продажи

72 768,7

67 415,0

58 780,0

58 496,0

92 664,0

Операционные доходы и расходы

Проценты к получению

3 521,4

5 667,0

3 718,0

2 910,0

8 197,0

Проценты к уплате

17 647,1

17 162,0

25 188,0

34 693,0

45 769,0

Доходы от участия в других организациях

21 346,6

9 826,0

23 018,0

16 681,0

2 833,0

Прочие доходы

290 602,8

299 118,0

192 988,0

232 861,0

237 882,0

Прочие расходы

294 036,2

298 711,0

233 917,0

315 493,0

282 825,0

Внереализационные доходы и расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

76 556,1

66 153,0

19 399,0

- 39 238,0

12 982,0

Текущий налог на прибыль

- 47 352,1

- 40 643,0

- 6 373,0

- 163,0

- 5 316,0

Чрезвычайные доходы и расходы

Отложенные налоговые обязательства

53 642,5

64 928,0

76 197,0

89 999,0

106 647,0

Чистая прибыль (убыток)

16 821,5

14 110,0

740,0

- 44 078,0

- 8 880,0

Источник: составлено автором на основании данных системы «СПАРК»

_1._____2222__.

Рисунок 1. Финансовые результаты деятельности ОАО "РЖД", млрд руб.

В 2010 году ОАО «РЖД» была разработана программа инновационного развития на период до 2015 года, в которой были выделены приоритетные направления развития и разработана программа финансирования инновационных проектов.

Проанализируем ресурсное обеспечение инновационных программ (табл. 4). Предполагалось, что финансирование инновационного развития большей частью будет осуществлено за счет собственных средств компании. Причем стоит отметить, что по отношению к доходам выделенный объем средств лишь в 2015 году составил 0,01%, что вполне объяснимо. «РЖД» практически не получает прибыль, в 2014 году они вовсе понесли убыток в размере 99,32 млрд рублей (по данным отчетности МСФО).

Таблица 4. Финансирование программ НИОКР по основным направлениям деятельности ОАО "РЖД"

2011

2012

2013

2014

2015

Изменение, (+/-)

В абсолютном исчислении

Темп прироста, в %

Объем финансирования гражданских НИОКР, млн. руб.

5750,3

7172,6

10001,5

13440

18500

12749,7

222%

в. т.ч. за счет собственных средств

5678,3

7100,1

9942,1

13440

18500

12821,7

226%

Доходы ОАО «РЖД», млн. руб.

1238500

1354900

1462400

1600000

1850000

611500

49%

Количество результатов интеллектуальной деятельности, получивших правовую охрану

1400

1650

1900

2150

2400

1000

71%

Расходы на НИОКР по отношению к доходам, в процентах

0,0046

0,0053

0,0068

0,0084

0,01

0,0054

117%

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных «Программы инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года»

Чтобы убедиться в том, что корпорация не располагает средствами, необходимыми для увеличения финансирования НИОКР, произведем оценку инновационного потенциала корпорации с применением методики, основанной на оценке финансовой устойчивости. Применение данной методологии позволит выявить степень обеспеченности запасов и затрат, включая расходы на создание инноваций, собственными и заемными средствами, а также их соотношением.

На первом этапе необходимо провести расчеты, характерные для определения финансовой устойчивости предприятия.

Вычислим наличие рабочего капитала по следующей формуле:

Ес = ИсF (1)

где:

Ес – наличие рабочего капитала;

Ис – источники собственных средств;

F – основные средства и капитальные вложения.

Ес = 3516208 – 4457297 = - 941089

Данный результат свидетельствует о том, что в компании существует дефицит собственных оборотных средств.

Затем определим наличие рабочего капитала и долгосрочных источников заимствований для формирования запасов и затрат:

Ет = Ес + Кт (2)

где:

Ет – наличие рабочего капитала и долгосрочных источников заимствований для формирования запасов и затрат;

Кт – долгосрочные кредиты и займы.

Ет = - 941089 + 805710 = - 135379

Отрицательный показатель говорит о том, что размер собственных оборотных с учетом заемных долгосрочных средств опять же является недостаточным.

А также необходимо подсчитать общую величину основных источников средств для создания запасов и затрат:

ЕΣ = Ет + Кt (3)

где:

ЕΣ – общая величина по основным источникам средств для создания запасов и затрат;

Кt – краткосрочные кредиты и заемные средства.

ЕΣ = - 135379 + 524826 = 389447

На данном этапе расчетов можно сделать вывод о том, что компания функционирует большей частью за счет заемных средств.

После того, как были определены все возможные источники, формирующие запасы и затраты для производственно-хозяйственной деятельности, необходимо проверить, достаточен ли их объем для покрытия запасов и затрат, а также для внедрения инновационных технологий.

Излишек (недостаток) рабочего капитала для снабжения производственного процесса и для введения технологий:

± Ес = ЕсZ – `sum`С (4)

где:

Z – запасы и затраты;

S С – средства, необходимые для освоения инноваций.

± Ес = - 941089 – 72276 – 13440 = - 1026805

Излишек (недостаток) рабочего капитала и долгосрочных источников заимствований для формирования производственно-хозяйственных запасов и затрат на внедрение инноваций:

± Ет = ЕтZ – `sum` С (5)

± Ет = - 135379 – 72276 – 13440 = - 221095

Поскольку компания имеет дефицит собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников, внедрение и разработка инноваций способны оказывать негативное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность, привести к перебоям производства.

Излишек (недостаток) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:

± ЕΣ = ЕΣ Z – `sum` С (6)

± ЕΣ = 389447 – 72276 – 13440 = 303731

Три последних рассчитанных показателя являются базой для классификации инновационного потенциала предприятия. Для этого используется трехмерный показатель:

S = {S1 (x1); S2 (x2); S3 (x3)}

где:

х1 = ± Ес; х2 = ± Ет; x3 = ±ЕΣ.

Значения функции S (x) равно единице, если х больше или равен нулю, и составляет нуль, когда х, соответственно, ниже нуля.

Таким образом, получаем следующую модель:

S = {0; 0; 1}

Расчеты проведены с использованием данных бухгалтерского баланса по итогам деятельности за 2014 год, а также «Программы инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года».

Основываясь на результатах расчетов, можно характеризовать финансовое состояние ОАО «РЖД» как неустойчивое, поскольку покрытие затрат осуществляется за счет всей совокупности средств: собственных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов.

Однако, если в состав запасов и затрат включить затраты на инновационное развитие компании, ситуация сильно не изменится – в целом оказывается удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственно-хозяйственных запасов и затрат, но для развития инновационного потенциала необходимо привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Если же финансирование будет происходить исключительно за счет собственных ресурсов – существует вероятность того, что средств на обеспечение основной деятельности предприятия не хватит, или предприятие будет вынуждено заморозить начатые инновационные проекты из-за недостаточного финансирования.

В подобных условиях реализация стратегии инновационного развития кажется маловероятной. Определенно можно констатировать недостаточные объемы ресурсного обеспечения инновационных программ – необходимо привлечь средства частных инвесторов или выделить средства из бюджета.

По нашему мнению, компании «РЖД» как монополисту рынка пассажироперевозок стоит сосредоточить свое внимание, в первую очередь, на инновациях, позволяющих сократить издержки производства. Это позволит не только улучшить инновационный потенциал компании, но и, вероятно, повысит ее финансовую устойчивость.

Кроме того, стоит отметить, что компании оказывается серьезная поддержка со стороны государства: выделяются субсидии на поддержание финансовой устойчивости (31,8 млрд рублей в 2015 году); отдельно предоставляют субсидии на компенсацию затрат на пассажирские перевозки (37,1 млрд рублей); предоставляются налоговые льготы; обнуляется НДС [5]. В сложившейся ситуации представляется необходимым ужесточение контроля за расходованием средств, в связи с тем, что за компанией были замечены случаи нецелевого расходования. Так в публикуемый «Общероссийским народным фронтом» индекс расточительности (который, по сути своей, представляет собой рейтинг компаний, разместивших самые дорогие товарные позиции заказов на официальном портале государственных закупок), ОАО «РЖД» была внесена за заказ на покупку автомобиля стоимостью 8,17 млн рублей [6].

Также важно, чтобы финансирование происходило не только за счет государственных субсидий, но и частных компаний. Необходимо вызвать интерес у частных инвесторов, что также может быть простимулировано государством. Например, может быть создан механизм снижения риска частных инвестиций, или же основаны новые технико-внедренческие зоны.

На данный момент наиболее заметными частными партнерами можно назвать китайских инвесторов – обсуждается финансирование строительства высокоскоростной магистрали в размере 400 млрд рублей. На модернизацию Транссиба и БАМа потребуется 562 млрд рублей (150 млрд направлено из ФНС). Необходимо привлечь внимание и отечественных крупных компаний, возможно и применить меры стимулирующего характера.

Также важно отметить, что практически все инновационные продукты, освоенные «РЖД», – это разработки иностранных компаний (например, немецкой компаний «Siemens»). Необходимы развивать отечественные разработки, что позволит также повысить инновационный потенциал экономики страны.

Таким образом, в результате проведенного анализа программных документов и финансовой отчетности ОАО «РЖД», следует сделать следующие выводы и предложения, направленные на улучшение.

1. Сегодня одним из приоритетных направлений отечественной экономики является стимулирование инновационного развития. Первый этап реализации «Стратегии инновационного развития» в целом можно характеризовать как успешный. Однако ухудшение геополитической обстановки ставит под вопрос успешность дальнейшей реализации Стратегии.

2. Важно учитывать, что развитие инноваций формируют не столько государственные трансферты, как частные инвестиции. Так в 2013 году Россия оказалась самым быстро растущим венчурным рынком в Европе, что, в свою очередь, отразилось на показателях инновационного развития.

3. На сегодняшний день в условиях отечественного рынка отсутствуют реальные экономические стимулы для внедрения инноваций, не выделены инструменты для поддержки именно частных компаний.

4. На данный момент в России не существует единого определения инновационного потенциала предприятия, в связи с чем и разнятся методологии его оценки в зависимости от понимания сути инноваций и инновационного потенциала.

5. На инновационном развитии негативно сказывается отсутствие единообразных коэффициентов и методов оценки инновационной деятельности и инновационного потенциала предприятий.

6. Текущее финансовое состояние компании ОАО «РЖД» можно охарактеризовать как неустойчивое. Помимо того, был выявлен недостаток средств для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и внедрения инноваций. Для целей реализации стратегии инновационного развития необходимо привлечь дополнительные средства.

7. Компании необходимо привлекать не только средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в достаточно крупных размерах, но и вызвать интерес у частных инвесторов.

8. В связи с тем, что «РЖД» получает крупные субсидии необходимо создать внутренний механизм контроля за расходованием этих средств в целях предотвращения их нецелевого использования.

9. «РЖД» как монополисту рынка с низкой прибыльностью деятельности стоит, по нашему мнению, в первую очередь осуществлять инновации, способствующие снижению издержек.

10. Поскольку большая часть внедряемых инноваций – разработки иностранных компаний, возможно целесообразно было бы создать специализированный инновационный кластер, что скажется на инновационном развитии не только отдельной компании, но и повысит инновационный потенциал экономики государства.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.