Статья 'Условия достижения интеллектуального лидерства организацией ' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Условия достижения интеллектуального лидерства организацией

Пронин Сергей Николаевич

магистр, кафедра менеджмента и маркетинга, ЧОУВО "Московский университет им. С.Ю. Витте"

109378, Россия, г. Москва, ул. Есенинский Бульвар, 2

Pronin Sergei Nikolaevich

master's student of the Department of Management and Marketing at Moscow Witte University

109378, Russia, Moscow, str. Eseninsky Boulevard, 2

altavip@yandex.ru
Пронина Елена Викторовна

старший преподаватель, кафедра менеджмента и маркетинга, ЧОУВО "Московский университет им. С.Ю. Витте"

109378, Россия, г. Москва, ул. Есенинский Бульвар, 2

Pronina Elena Viktorovna

senior lecturer of the Department of Management and Marketing at Moscow Witte University

109378, Russia, Moscow, str. Yesenin's Boulevard, 2

aleksashina_elena@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-8647.2015.4.16134

Дата направления статьи в редакцию:

13-08-2015


Дата публикации:

10-01-2016


Аннотация: Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования рынка интеллектуального капитала и достижения интеллектуального лидерства организациями. Объектом исследования являются экономические субъекты микроуровня и факторы, влияющие на их состояние. Автор подробно рассматривает предпосылки формирования концепции интеллектуально лидерства, концептуальные основы стратегии интеллектуального лидерства и преимущества ее реализации. Особое внимание уделяется командному подходу при достижении интеллектуального лидерства организацией, а также интеллектуальному капиталу, человеческому фактору, корпоративной культуре и репутации организации. Методологическую основу исследования составили системный анализ в изучении экономических отношений, методы качественного анализа, научной абстракции, эволюционно-институционального анализа. Научная новизна определяется развитием теоретико-методических основ, дополняющих теорию интеллектуального капитала, способствующих повышению эффективности управления человеческими ресурсами и функционирования предприятия в современных условиях. Основными выводами проведенного исследования являются определение условий, необходимых для достижения организацией интеллектуального лидерства, основными среди которых являются сетевой тип организационной структуры, наличие стратегии опережающего развития и формирование инновационной корпоративной культуры.


Ключевые слова:

интеллектуальный капитал, лидерство, интеллектуальное лидерство, командный подход, сетевые структуры, стратегия интеллектуального лидерства, корпоративная культура, инновации, человеческие ресурсы, репутация

Abstract: The subject of research are the socio-economic relations arising in the process of functioning of the market of intellectual capital and achieve intellectual leadership organizations.Object of research are micro-level economic actors and factors that affect their condition.The author considers in detail the prerequisites for the formation of the concept of intellectual leadership, the conceptual basis of the strategy of intellectual leadership and the benefits of its implementation.Special attention is given to a team approach in achieving intellectual leadership organization, as well as intellectual capital, human factors, corporate culture and reputation of the organization.The methodological basis for the study was a systematic analysis in the study of economic relations, methods of qualitative analysis, scientific abstraction, evolutionary-institutional analysis. Scientific novelty is determined by the development of theoretical and methodical bases complementary to the theory of intellectual capital, enhancing the effectiveness of human resource management and functioning of the enterprise in modern conditions. The main conclusions of the research are to determine the conditions necessary to achieve the organization's intellectual leadership, chief among which are the network type of organizational structure, strategy of advanced development and the formation of an innovative corporate culture.


Keywords:

intellectual capital, leadership, intellectual leadership, a team approach, network structure, the strategy of intellectual leadership, corporate culture, innovation, human resources, reputation

Формирование инновационной экономики, основанной на знаниях, требует опережающего развития человеческого капитала и значительного роста интеллектуального потенциала экономических субъектов, что неоднократно подчеркивается в работах Алексашиной Т.В. [1, 2]. Соответственно и перед любой компанией по мере ее развития и внедрения новых технологий возникает необходимость достижения статуса «интеллектуальный лидер».

Разработка концепции интеллектуального лидерства организации связана:

1) с переходом на принцип открытой информации и ограничение вертикали власти;

2) с упрощением и относительной «дешевизной» инновационной деятельности;

3) с переходом новаторства от разработки новых товаров и услуг к созданию бизнес-моделей.

Интеллектуальное лидерство в контексте организации – это статус, позиция, положение в профессиональной сфере, позволяющие диктовать «правила игры» на рынке интеллектуального капитала и влиять на поведение экономических субъектов, побуждая их воспроизводить новые знания и способствовать процессу коммерциализации инноваций, активизировать креативное мышление и инновационное поведение работников [3].

Лидерство в корпорации не ассоциируются только с одним либо несколькими субъектами, а охватывают самые разные уровни корпоративной деятельности. В связи с этим, можно говорить о «системе лидерских отношений» в рамках современной корпорации, представляющей собой группу из представителей различных вертикально-горизонтальных микросетевых сообществ. Идеальным является такое состояние, когда вся корпорация охвачена единой «лидерской сетью» во главе с корпоративной креативной элитой и представителями высшего руководства, обладающими лидерскими качествами. Таким образом, формируется лидерский тип корпоративного управления, состоящий в целенаправленном формировании и функционировании соответствующей «лидерской сети».

Команды являются необходимым элементом организационной структуры интеллектуальной организации и максимально способствуют обмену знаниями и эффективному функционированию инновационных процессов. Способность команды к самостоятельным активным действиям обуславливает ее приоритет в инновационной сфере. Члены команды отличаются готовностью понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, склонностью к обучению и самообучению, к обмену информацией, к выполнению функций нескольких проектных ролей, высоким уровнем специальных знаний, ориентацией не только на результат, но и на процесс, что и обеспечивает достижение лучших результатов [4].

Следовательно, можно выделить ряд преимуществ, которые создает проектная группа командной структуры в инновационной деятельности:

1) объединение внутренних исследований компании с внешними идеями с целью использования этих идей в собственном бизнесе или реализация их посредством рынка идей;

2) привлечение инноваций и увеличение объёма привлекаемых новых технологий и ноу-хау с ориентацией на повышение эффективности их внедрения;

3) расширенное воспроизводство знаний и опыта членов команды проекта за счет их высокой потребности создание чего-то нового в ситуации высокой неопределенности;

4) формирование инновационного поведения и мышления посредством эффективного сотрудничества, обмена знаниями и идеями специалистов из разных предметных областей.

Стартовый этап в движении предприятия к завоеванию лидерских позиций – формирование стратегии развития. Стратегия интеллектуального лидерства (СИЛ) для предприятий была впервые описана Б.Ю. Сербиновским через взаимодействие и сочетание трех основных базовых стратегии: минимизации издержек, качества (формулируя ее как «качество выше цены») и интеллектуального лидерства [5].

Внешняя цель СИЛ – лидерство организации на рынке, внутренняя – создание условий для достижения внешнего лидерства через интеллектуальное лидерство отдельных работников, поскольку лидерство внешнее создается и культивируется внутри организации.

Реализация стратегии интеллектуального лидерства в организации приводит:

- к формированию корпоративного интеллектуального капитала и повышению интеллектуального уровня персонала;

- к достижению научных результатов и созданию научно-прикладных разработок, которые должны доводиться до практически используемых инноваций;

- к созданию условий для работы персонала, способствующих наилучшей реализации интеллектуального потенциала сотрудников;

- к развитию механизмов продвижения результатов интеллектуального труда на рынок путем трансформации идей и коммерциализации инноваций.

Такое лидерство может достигаться по отдельным направлениям, а в результате реализации СИЛ достижения организации трансформируются в конкурентные преимущества и создают условия для получения коммерческих, рыночных выгод.

Специфические принципы функционирования рынка интеллектуального капитала, выделенные в статье, подчеркивают необходимость учета поведения экономических субъектов на рынке интеллектуального капитала и рационального использования интеллектуальных ресурсов, что способствует достижению организацией интеллектуального лидерства [6, С. 7].

По мнению д.э.н., профессора Смирнова В.Т. интеллектуальный капитал фирмы (ИКФ) включает систему взаимодействия профессиональных знаний персонала, фирменные ноу-хау и объекты интеллектуальной собственности, как собственные, так и привлеченные, обеспечивающие конкурентные преимущества фирмы в разработке, освоении и распространении инноваций в отрасли, устойчивое или лидирующее положение на рынке, достаточные доходы для финансирования инновационно-инвестиционных проектов и программ, выполнения обязательств перед персоналом и государством [7, 8].

Корпоративный интеллектуальный капитал, имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций:

  1. наличие и прогрессивное развитие коллективной интеллектуальной собственности;
  2. становление креативного типа мышления работников, управляющего персонала;
  3. преимущественное формирование в данной системе капитала интеллектуального центра, охватывающего постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления.

Именно он обеспечивает интеллектуальное лидерство компании путем создания и реализации интеллектуалоемких товаров и их реализации на внутреннем и внешнем рынках, а также выступает важнейшим элементом производительных сил инновационной экономики.

Человеческий фактор играет решающую роль в достижении интеллектуального лидерства. Работники как главный ресурс предприятия нуждаются в стабильности своего положения и организации в целом. Понимания этого можно ожидать от трудового коллектива, который на протяжении длительного времени характеризуется относительно постоянным составом, высокой корпоративной культурой [9, 10].

Репутация организации и правильное построение взаимоотношений с клиентами является важным аспектом в достижении интеллектуального лидерства, поскольку расширяются возможности получения социальных гарантий, обеспечивающих доступ к различным ресурсам, открытия новых горизонтов и формируется спрос на инновации.

Таким образом, для достижения организацией интеллектуального лидерства необходимо иметь:

1) сетевой тип организационной структуры и ее возможность быстрой реакции на изменения внешней среды;

2) наличие стратегии развития, ориентированной на разработку опережающих инноваций и внедрение современных методов управления;

3) сформированность корпоративного интеллектуального капитала, направленного на развитие креативного мышления и инновационного поведения работников организации;

4) инновационную корпоративную культуры;

5) положительную репутацию организации;

6) открытую систему информации, обеспечивающую информационную поддержку и безопасность инновационной деятельности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.