Статья 'Бизнес-инкубирование в условиях университета как форма малого предпринимательства и способ обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Бизнес-инкубирование в условиях университета как форма малого предпринимательства и способ обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения

Волошина Лада Александровна

Заместитель декана, факультет управления, ЧОУ ВО Московский университет им. С.Ю. Витте

115432, Россия, г. Москва, пр-д 2-Ой Кожуховский, 12/1, каб. 311

Voloshina Lada Aleksandrovna

Deputy Dean of Management Department, Moscow Witte University

115432, Russia, Moscow, Vtoroy Kozhukhovskii st., 12/1, room 311

lada_voloshina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8647.2015.2.15123

Дата направления статьи в редакцию:

25-04-2015


Дата публикации:

02-06-2015


Аннотация: Объектом исследования в данной статье является бизнес-инкубирование как форма малого бизнеса. Предметом исследования выступает функционирование бизнес инкубаторов в условиях вуза и обеспечение ими его конкурентоспособности. Автор подробно рассматривает социальную значимость бизнес-инкубатора как поддержки малого бизнеса, а также его роль в инновационной экономике. Особое внимание уделяется целям, задачам и механизмам функционирования инкубаторов как в целом в России и в мире, так и в конкретных университетах. Методом исследования является социально-экономический анализ деятельности университетов в плане бизнес-инкубирования, а также эмпирические данные, полученные за годы работы в образовательных учреждениях. Основные выводы автора заключаются в том, что отечественная высшая школа имеет огромные возможности обеспечивать на основе бизнес-инкубирования повышение конкурентоспособности вузов и влиять на формирование инновационной культуры, инновационного мышления и инновационного менталитета, на развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной экономики. Новизна статьи заключается в том, что бизнес-инкубирование как экономическое явление показано в ней в условиях университета в контексте весьма широкой социально экономической и общественно-политической проблематики.


Ключевые слова:

бизнес, инкубатор, инновации, экономика, предпринимательство, университет, знание, производство, образование, конкурентоспособность

Abstract: The article analyzes business incubation as a form of small entrepreneurship. The subject analyzed is functioning of business incubators in the conditions of a university and provision of competitive ability of this university with the help of these incubators. The author gives a detailed analysis of the social significance of a business incubator as a support for a small business, as well as its role in innovative economy. Especial attention is paid to the aims and mechanisms of functioning of incubators in Russia and in the world in whole, as well as in concrete universities. The method used by the author is social and economic analysis of universities’ activities in business incubation. The author also bases on empirical data attained by him within several years of his work in a number of universities. The author’s main conclusions are that the Russian system of higher education has large possibilities for providing competitive ability of universities and influence the formation of innovative culture and innovative mentality, as well as the development of a multilevel coaching of personnel for innovative economy, with the help of business incubation. The novelty of the article is that it shows business incubation as an economic phenomenon in the conditions of a university in the context of a wide range of economic, social and political problems.


Keywords:

production, knowledge, university, entrepreneurship, economy, innovations, incubator, business, education, competitive ability

В наши дни преимущества в конкурентной борьбе определяются не столько размером страны и запасами природных ресурсов, сколько скоростью освоения новых достижений и знаний, а также способностью трансформировать их в передовые технологии и продукцию. Для достижения этого необходимо использование рыночных механизмов, которые обеспечивают внедрение, быстрое обновление и широкое распространение инновационных технологий, а также увеличение выпуска продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

Одними из базовых элементов данной системы являются создаваемые в наши дни бизнес-инкубаторы, которые обеспечивают переход результатов научных разработок на рынок товаров и услуг. Ведущее место в таком процессе принадлежит инновационным бизнес-инкубаторам. Их главная задача заключается в создании и содействии успешному развитию начинающих фирм. Это необходимо, чтобы пройдя через программы поддержки, такие компании обрели организационную и финансовую жизнеспособность.

Первые такие инкубаторы появились еще в 1950-е годы в Соединённом Королевстве. Тем не менее, наибольшее распространение, особенно в конце XX века они получили в Соединённых Штатах Америки. За последние десять лет число бизнес-инкубаторов в этой стране увеличилось с нескольких десятков до шестисот, а во всём мире их сегодня насчитывается уже более четырёх тысяч, причём лидерами в данной сфере являются США, Китай и Евросоюз. Можно выделить следующие основные причины, поспособствовавшие быстрому распространению бизнес-инкубаторов в мире [1].

1) Приход в упадок городских центров, а также отдельных регионов. Инкубаторы, которые создавались в рамках этой схемы, были открыты на свободных производственных площадях фабрик и заводов, на местах бывших школ, складов – в любых зданиях, которые возможно было приспособить для офисных и офисно-производственных помещений. Эти инкубаторы выполняли в первую очередь функции создания новых рабочих мест. Они были связаны в большинстве своём с нетехнологичным бизнесом;

2) Поощрение и мотивация к предпринимательской активности и инновационной деятельности в институтах и университетах. Инкубаторами, появившимися по этой причине, выполнялись функции поддержки наукоёмкого предпринимательства.

3) Инициативы по открытию бизнес-инкубаторов, которые были предприняты для того чтобы создать привлекательные условия частным инвесторам, называемым по-другому бизнес-ангелами. Удобство подобной схемы работы для венчурных капиталистов заключалось в том, что таким образом они могли контролировать по некоторым параметрам своих клиентов, создавая при этом им условия для работы. Эти инкубаторы поддерживают и фирмы высоких технологий, и нетехнологическое предпринимательство.

Мировым опытом доказывается, что инкубирование представляет собой один из самых эффективных способов поддержки малого бизнеса. Исследование, которое проводилось Управлением экономического развития Министерства торговли Соединённых Штатов Америки шесть лет назад, показало, что на каждые вложенные десять тысяч долларов инкубаторами были созданы сорок пять рабочих мест. Строительство дорог, например, создавало за такие же деньги только пять.

Сегодня бизнес-инкубаторы рассматривают в первую очередь как элемент инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, и одновременно как инструмент социальной, экономической, инновационной и структурной политики.

Сейчас в России инкубирование как форма поддержки малого предпринимательства, тем более актуальна в виду специфических условий развития бизнеса (пробелы в законодательстве, экономический кризис и т.д.). Роль инкубатора при создании новых малых предприятий заключается не только в непосредственной инкубации. Она состоит также в том, что за счёт профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях, органами местного самоуправления и региональной власти может быть оказана поддержка предприятиям, чья деятельность соответствует приоритетам развития территории, на которой они располагаются.

Основными элементами поддержки и внимания к нуждам начинающих компаний можно назвать наличие в инкубаторе оборудованных площадей для малых предприятий, стабильные условия аренды этих площадей, доступ к кредитованию, консалтингу, обучению и юридической поддержке по вопросам ведения бизнеса, страхования, лицензирования, получения патентов, регистрации и другим юридическим, маркетинговым и бухгалтерским услугам. Кроме того инкубатор является настоящей школой бизнеса: на небольшом пространстве может быть собрана вся необходимая информация, а часто первыми клиентами малого предприятия, становятся компании, которые тоже размещены на площадях инкубатора. Всё это в итоге существенно увеличивает шансы бизнеса на выживание и сокращает затраты на его создание, а также организационную деятельность организационную деятельность.

Влияние деятельности бизнес-инкубаторов на экономическое развитие территории или бизнес-сообщества может быть определено исходя из стратегических целей развития. Оно может быть комплексным или специализированным. Чем больше групп клиентов обслуживаются бизнес-инкубатором, тем больше функций развития в он реализует. Широкий спектр функций такой структуры стимулирует активное использование механизмов инкубирования во всём мире, в различных экономических системах, для решения задач самого разного уровня [2]. Обычно для реализации программы поддержки бизнеса инкубаторами привлекаются ресурсы, уже существующие в регионе: финансовые, производственные, кадровые, технологические и другие. Так инкубаторы активно взаимодействуют с административными структурами, крупным бизнесом и учебными учреждениями.

Деятельностью инкубатора достигается согласование интересов малого бизнеса, учебных и исследовательских институтов, промышленности и региона в целом. При помощи механизма инкубирования большие предприятия могут получить доход от использования имеющихся у них ресурсов. Предприятия, институты, университеты и научно-исследовательские институты получают возможность предоставлять своим специалистам условия для завершения исследований в малых предприятиях и для создания на этой основе новой технологии, техники и материалов [3].

Совместная деятельность в инкубаторах позволяет малым инновационным компаниям за счёт использования научно-технического и производственного потенциала региона, его научных кадров и материальной базы ускорять внедрение новых технологий, повышать конкурентоспособность выпускаемых товаров, снижать затраты на проведение НИОКР. Появляются возможности повышать профессиональный уровень работников фирм, проводить научную и технологическую экспертизу, получать консультации специалистов, работающих в отрасли. При этом местные органы власти и население получают дополнительные рабочие места в созданных малых предприятиях, новые товары и услуги, а также технологии. Всё это повышает престиж региона или муниципального образования, что в свою очередь влечёт за собой совершенствование социальной инфраструктуры, дополнительный инвестиционный капитал, стимулирование развития образования, науки и разнообразных поддерживающих услуг в регионе. Таким образом, бизнес-инкубаторы становятся связующим звеном и выступают катализатором экономического развития местности.

Среди иных преимуществ инкубаторов как экономической модели следует отметить гибкость их функциональной структуры, которая позволяет инкубатору приспосабливаться к различным внешним условиям для решения разных задач социального и экономического развития. Разнообразие и гибкость моделей инкубаторов позволяет вписывать их в программные документы, которые направлены на решение проблем социально-экономического развития различных регионов и городов. Практический же опыт, накопивши в нашей стране и в мире, даёт возможность реализовывать следующие актуальные задачи местного и/или регионального значения.

1) Создавать новые рабочие места.

2) Оживлять экономическую активность региона в целом/

3) Содействовать структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению количества новых малых предприятий.

4) Более эффективно производить традиционные товары и открывать качественно новые виды предпринимательской деятельности.

5) Развивать отдельные отрасли промышленности и диверсифицировать местную экономику.

6) Решать проблемы занятости в среде молодежи, безработных, инвалидов и других социальных групп населения, которые нуждаются в определённой поддержке.

7) Обучать и повышать квалификацию предпринимателей, общий уровень экономического образования в клиентурной среде, предпринимательскую способность населения региона;

8) Повышать конкурентоспособность местной продукции на отечественном рынке с возможностями выхода её на зарубежные рынки.

На сегодняшний день в нашей стране уже создано более сотни инкубаторов – структур для поддержки малого бизнеса на начальном этапе его деятельности. Стандартный перечень услуг, предоставляемых резидентам, включает бесплатные (или сдаваемые по льготной цене) офисные помещения и переговорные комнаты, помощь в установлении связей с потенциальными клиентами и инвесторами, а также предоставление информационной и консалтинговой помощи. Основное отличие бизнес-инкубатора от других форм поддержки инновационной деятельности заключается в людях, выполняющих функции наставников и партнеров по развитию.

Рассмотрим ниже три самых эффективных российских инкубатора города Москвы, которые работают при вузах.

1. Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ представляет собой это открытую некоммерческую площадку, созданную пять лет назад году в рамках академии для оказания помощи начинающим и инноваторам и предпринимателям. В задачи инкубатора входит предоставление инфраструктуры и комплекса услуг начинающим бизнесменам; реализация слушателями Академии знаний, полученных в процессе обучения; содействие развитию инновационной экономики России. Данный инкубатор является открытым, это значит, что его резидентами стать быть как выпускники и слушатели академии, так и люди, которые ранее не имели никакого отношения к ней. Резидентам инкубатора академия выделяет рабочие места, которые оборудованы компьютером и доступом в Интернет (не более трёх на одну команду), предоставляет возможность пользоваться переговорной комнатой инкубатора для проведения встреч и переговоров; предоставляет помощь в «упаковке» проекта для презентации его потенциальным инвесторам, оказывает бухгалтерские и юридические консультации и помощь в подготовке налоговой отчётности; даёт возможность участия в специально организованных инвестиционных сессиях для презентации своих проектов инвесторам; консультации и рекомендации опытных предпринимателей, представителей венчурного бизнеса и прохождения учебных курсов по различным темам, связанным с предпринимательством; оказывает финансирование участия проекта в профильных мероприятиях и отраслевых выставках, финансирование заказных исследований; даёт возможность использования оргтехники инкубатора; оплачивает расходы, связанные с регистрацией юридического лица.

Срок нахождения команды в данном бизнес-инкубаторе составляет один год. После его окончания он может быть продлён ещё на год решением Экспертного совета. Все услуги предоставляются бесплатно в течение первого года, а на второй год условия их оказания согласуются индивидуально. После выхода из инкубатора команда обязуется в течение трёх после выхода указывать рядом со своим логотипом подстрочник «Проект бизнес-инкубатора Академии народного хозяйства».

2. Бизнес-инкубатор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» является подразделением ВШЭ, помогающим студентам создавать и развивать новые успешные бизнесы. Он был открыт 1 декабря 2006 года. Данный инкубатор финансирует стартапы, оказывает PR-услуги и продвижение проектов инкубатора на выставках.В год этот инкубатор выпускает около пяти проектов. Это те проекты, которые выиграли конкурс и стали резидентами. Самыми известными выпускниками инкубатора ВШЭ являются интерактивная система по торговле цветами B2b flowers, пенсионный навигатор Pensiamarket.ru; Skillopedia – интернет-сервис, который нацелен на обучение пользователей Интернета через видео, Roomix — программа, позволяющая каждому создать в интернете дизайн интерьера, используя мебель и товары для ремонта из каталогов самых разных магазинов.В студенты имеют возможность обучиться наиболее совершенным методам построения нового бизнеса. Для этого инкубатор проводит практически каждый день различные предпринимательские мероприятия: конкурсы бизнес-проектов, мастер-классы успешных предпринимателей, образовательные программы и многое другое. Они открыты и бесплатны для всех желающих.Бизнес-инкубатором поддерживаются инновационные стартапы во всех отраслях. Каждый стартап может получить доступ к ресурсам и профессиональную помощь экспертов инкубатора. Места в инкубаторе Высшей школы экономики предоставляются проектным командам, прошедшим конкурсный отбор. Бизнес-инкубатор старается выделить рабочие места максимальному количеству перспективных стартапов, однако, но это не всегда возможно. Именно поэтому был введён такой статус, как «ассоциированный резидент». Такие проекты получают доступ ко всем ресурсам бизнес-инкубатора, кроме рабочих помещений, и имеют приоритет при рассмотрении на следующем конкурсе. Все услуги и ресурсы бизнес-инкубатора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» предоставляются бесплатно. К конкурсному участию в отборе в инкубатор допускаются молодые коллективы, в составе которых могут быть студенты, аспиранты и выпускники любых университетов, при этомв составе данных коллективов-претендентов должно быть не менее двух участников.

Источниками финансирования бизнес-инкубатора ВШЭ служат гранты и целевое финансирование, в том числе в рамках Инновационной образовательной программы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», вознаграждения за выполнение научных разработок, экспертиз, консультаций и других научных и научно-исследовательских работ, которые выполняются лабораторией ВШЭ по договорам или государственным контрактам с физическими и юридическими лицами, министерствами и ведомствами; спонсорские взносы юридических и физических лиц, предоставляемые НИУ-ВШЭ на безвозмездной основе для целевого финансирования деятельности инкубатора; благотворительные взносы и иное безвозмездно передаваемое имущество, получаемое НИУ-ВШЭ от третьих лиц в интересах инкубатора.

3. Проектный бизнес-инкубатор МГТУ им. Баумана является объектом инфраструктуры университета и поддержки проектных студенческих коллективов, а также отдельных предпринимателей, потенциальных субъектов малого инновационного технологического бизнеса. Этот инкубатор оказывает поддержку на ранней стадии их деятельности, то есть до регистрации юридического лица, посредством предоставления рабочих мест в университетских помещениях и оказания консультационных, процессных, юридических, финансовых и прочих услуг. Смысл создания проектного бизнес-инкубатора заключался в обучении успешных менеджеров инноваций, то есть предпринимателей, которые способны учиться, переучиваться и которые обладают возможностями успешно действовать в изменяющихся ситуациях, поскольку главная причина гибели инновационных старт-ап компаний (около 70%) – это неадекватный менеджмент.

Любой университет представляет собой не только универсальное учебное учреждение с набором разнообразных направлений и профилей подготовки, а учебное заведение, которое даёт универсальное базовое образование для любой специальности. Возможно переименовать любой институт в университет, однако, без фундаментальной подготовки он всё равно остается институтом. Современный университет в широком смысле этого понятия защищает интересы науки; управляет процессом подготовки научных кадров на различных факультетах и в имеющихся в нём филиалах, внедряет в практику результаты научных достижений, которые приводят к росту эффективности производства.

Одной из важнейших характеристик университетского образования является определённая устойчивость (но не консервативность). За счёт этого с одной стороны возможно поддержание традиционно высокого образовательного стандарта, с другой – освоение новых областей знания. На протяжении веков университеты были и остаются не только образовательными, но и научными, духовными центрами мировых цивилизаций, они исторически представляют собой очаги эталонного знания. Университеты в наше время становятся мощными интеграционными силами, которые способны к решению многих насущных проблем человечества. Университеты переживают эпоху своего очередного исторического самоопределения. Как и средневековые университеты (их исторические предшественники), современные университеты видят свою неповторимую социокультурную миссию в сохранении и развитии высших человеческих качеств и ценностей. Увеличение числа вузов, в том числе и частных, которое отмечается в мировом образовательном пространстве, является в целом положительной тенденцией. Эта тенденция направлена на расширение охват населения разными видами обучения и на формирование основ непрерывного образования. Институциональная диверсификация будет продолжаться, но представляется, что традиционные университеты сохранят свою ведущую роль, особенно в сфере научных исследований и профессиональной подготовки, а также переподготовки [4].

Знания в наши дни являются основой глобальной конкурентной экономики. Высшим учебным заведениям, в том числе и университетам, нужно учиться чутко реагировать на её нужды и на изменения требований рынка труда, которому необходим высокоразвитый человеческий капитал, создаваемый на основе сочетания в образовании инновационного и традиционного подходов.

За последнее десятилетие в нашей стране произошёл существенный сдвиг в общественном сознании в плане ценности образования. На смену уравнительно-иждивенческим настроениям, свойственным как молодому, так и взрослому населению в целом, пришло понимание того, что существенным фактором современной образовательной культуры становится признание приоритета личной ответственности каждого человека за собственное благополучие, квалификацию и интеллект. В виду этого на отечественные университеты возлагается важная задача помощи людям в освоении новых социально-экономических условий жизни, так как это не просто иной тип хозяйствования, но и иной тип культуры, образа жизни.

Механическое превращение отечественных классических университетов по подобию и образцу некоторых американских или европейских не произошло и не произойдёт. Лучше всего это видно на примере введения во многих российских вузах многоуровневости, носящей скорее внешний, нежели внутренний характер. Университеты должны и могут становиться самостоятельными и полноправными субъектами общественной и политической жизни страны. Они имеют возможность эффективно конкурировать с политическими партиями по масштабу и глубине влияния на общество. Кроме того университеты влияют на «очеловечивание» всех сторон общественной и образовательной жизни, а следовательно, являются приоритетными в системе гуманитаризации высшего образования.

Таким образом, отечественная высшая школа имеет огромные возможности за счет бизнес-инкубирования обеспечить повышение конкурентоспособности и влиять на формирование инновационной культуры, инновационного мышления и инновационного менталитета, на развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной экономики.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.