Статья 'Инновации в управленческих технологиях на уровне региональной кооперативной системы' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Инновации в управленческих технологиях на уровне региональной кооперативной системы

Розанова Людмила Ивановна

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник, Институт экономики ФИЦ Карельский научный центр РАН

185030, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. А. Невского, 50

Rozanova Lyudmila Ivanovna

PhD in Economics

Senior Scientific Associate, Institute of Economics of the Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

185030, Russia, respublika Resp Kareliya, g. Petrozavodsk, pr. A.Nevskogo, 50

lirozanova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8647.2015.2.15039

Дата направления статьи в редакцию:

17-04-2015


Дата публикации:

02-06-2015


Аннотация: В статье автор обращает внимание на то, теория управления в большей степени ориентирована на управленческие технологии, применяемые крупными компаниями. Развитие малого и среднего предпринимательства в самых различных секторах экономики требует новых методов управления. На примере развития сельской кредитной кооперации как новой организационной формы на рынке финансовых услуг автор показывает эффективность реализации потенциала саморазвития и демократических форм управления. Вместе с тем автор обращает внимание на то, что государственная помощь в развитии кооперативной системы не может быть эффективной, если она имеет непоследовательный характер. В работе используется метод сравнительного ситуационного анализа, когда могут появляться новые формы и способы организации, приёмы, методы, навыки, опыт управления. По результатам исследования автор приходит к выводу, что методы управления, близкие к национальной культуре, традициям оказываются более эффективными. Функция самоуправления, заложенная в кооперативной форме, обнаруживает сильную тенденцию к самосохранению даже в условиях кризиса. Таким образом, на примере развития сельской кредитной кооперации показано, что важной составляющей в совершенствовании технологии управления является ориентация на национальную культуру, выработанные ценности и традиции, разделяемые членами организации.


Ключевые слова:

изменчивость внешней среды, инновации, новые потребности, технология управления, методы регулирования, программно-целевой метод, предпринимательская экономика, малый бизнес, микрокредитование, кредитная кооперация

Abstract: In this article, the author pays attention to the fact that the theory of management, to a large extent, is oriented on managing technologies used by big companies. However, the development of small and medium-size businesses in a number of sectors of economy demands new methods of managing. Through the example of a village credit corporation as a new form of organization at the market of financial services, the author shows the effectiveness of realization of the potential of self-development and democratic forms of management. At the same time, the author notes that the government’s aid for the development of a cooperative system cannot be effective if it has an inconsequent character. In this article, the author uses the method of comparative situational analysis in approaching the issues of when new forms, methods and experience of management can appear. Basing on the results of his analysis, the author comes to the conclusion that methods of management that are close to the national cultural traditions, as a rule, prove to be more effective. The function of self-administration, which is inherent in the cooperative form, displays a strong trend for self-preservation even in the conditions of a crisis. Thus, through the example of development of a village credit corporation, the author shows that orientation on the traditional values of the national culture, which are shared by the members of the corporation, is an important component for perfecting the technologies of management.


Keywords:

small business, business economy, special-purpose program, methods of regulation, technology of management, new demands, innovations, mutability of the environment, micro crediting, credit cooperation

Введение

Высокая изменчивость внешней среды предполагает постоянную готовность бизнеса вносить изменения внутри организации. Цикличность экономика тоже диктует необходимость замены старых, устоявшихся методов регулирования и управления ввиду их неэффективности на новом витке развития. Инновации чаще всего в нашем понимании ассоциируются с новыми технологиями, изменяющими производственный процесс, хотя при его изменении может меняться не только технология изготовления какого-либо продукта, но и организационные принципы либо методы (или технологии) управления данным процессом. В большинстве своем инновации оказываются достаточно простыми, а в инновационный процесс могут вовлекаться идеи, даже не являющиеся "новыми", но создающие конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или позволяющие заполнить те сегменты рынка, на которые еще не обратили внимания и не вышли другие участники рынка. Возникновение инноваций возможно в самых различных секторах и не обязательно, что они должны носить радикальный характер. Инновации могут проявляться в появлении новых организационных форм, новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. Требуются и инновационные подходы в менеджменте.

Основная часть

Первостепенное внимание к менеджменту, совершенствованию системы организации и управления становится одним из аспектов успешной деятельности, поскольку эффективность функционирования не только конкретной фирмы, но и более сложной экономической системы как регион, зависит от скорости реакций на происходящие изменения или внешние вызовы. Неспособность быстро реагировать на данные импульсы приводит к потере рыночной ниши или к банкротству хозяйствующих субъектов. В результате несостоятельности отдельных предприятий приходят в депрессивное состояние и территории, что отчетливо проявляется в существенной дифференциации российских регионов [1]. Качество менеджмента на всех иерархических уровнях обеспечивает экономическое и социальное развитие. Новая ситуация на рынке, диктуемая внешними вызовами, нацеливает на поиск нетрадиционных социальных технологий, своеобразных форм самореализации и вовлеченности в социальную среду.

Поэтому ещё в начале реформ многие экономисты отмечали наряду с общеэкономическим кризисом кризис организационный. Необходимы новые подходы как к организации новых форм предпринимательства и сфер деятельности, нацеленные на восполнение неудовлетворенных потребностей, так и к подготовке менеджеров-новаторов, способных улавливать в меняющемся мире благоприятные возможности для развития своего бизнеса. В условиях структурных изменений в общественном производстве к инновациям следует относить и технологию управления, применение которой может приносить предпринимателю определенные конкурентные преимущества.

Примечательно, что тенденции постиндустриального развития во многих развитых странах обнаруживают такие явления, как рост экономики преимущественно за счет обслуживающих отраслей. Сектор финансовых услуг также становится в числе ведущих. К примеру, в США одна из фирм по финансовому обслуживанию, клиентами которой являлись достаточно благополучные, но небогатые специалисты и мелкие бизнесмены в небольших городах или фермеры в пригородах, сумела за пять лет (1979-1984 гг.) создать наибольшее количество рабочих мест и обеспечить наиболее быстрый рост доходов и прибыли. Это был период, когда в прогнозах экономистов предполагалось снижение численности занятых в американской экономике на длительную перспективу в связи со значительным сокращением персонала на крупных предприятиях. Но именно небольшими и средними учреждениями и промышленными предприятиями было создано в начале 80-х около 35 млн. новых рабочих мест, несмотря на то, что проблемам управления малыми формами предпринимательства не уделялось внимания.

Теория в тот период была больше ориентирована на управленческие технологии, применяемые крупными компаниями. «Возникновение предпринимательской экономики явилось событием не только экономическим и технологическим, но и культурным и психологическим». Двигательной силой таких глубинных изменений не только во взглядах, но и в ценностных установках и в поведении является «технология и называется она управлением» [2, с.9-10, 18]. А приложение управленческих принципов стало возможным благодаря новым областям применения, поиску и использованию новых потребностей. «Полезным знанием» управление стало, пройдя стадии развития как практика, превратившись в область знаний, дисциплину.

Недостаточно исследованной областью в практике российского предпринимательства являются именно управленческие технологии, анализ которых мог бы внести вклад в теорию инновационно-кадрового менеджмента, находящуюся в пограничной зоне между двумя областями управленческой науки: инновационным менеджментом и управлением персоналом. Неизбежность инновационного развития, без которого невозможно представить современную конкурентоспособную фирму, требует вносить изменения во всю систему управления персоналом. Поскольку персонал с высоким уровнем его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становятся сегодня главной движущей силой развития. Важную роль при этом играет накопление знаний в той ли иной области, их конкретизация и адаптация в хозяйственной практике. В то же время перенос накопленных знаний на определенную почву, попытка культивировать их в специфической среде в ожидании предполагаемых эффектов не всегда может принести желаемых результатов.

Методы управления, близкие к национальной культуре, традициям оказываются более эффективными. Нидерландский социопсихолог и антрополог Герт Хофстеде, автор теории организационной антропологии, утверждал, что корпоративная культура образуется на базе ценностей, которые уже присутствуют в национальной культуре. Согласно теории Г. Хофстеде, нужно, чтобы любое организационное начинание опиралось на культурные особенности и культурные ожидания, иначе оно не будет воспринято и вызовет резкое недоверие и резкое отчуждение [2].

Исследование приемлемости коллективизма в методе управления новой организационной формой на рынке финансовых услуг базируется на анализе процесса становления кредитной кооперации в Республике Карелия. Потребность в кооперативной форме организации ссудо-сберегательной деятельности была обусловлена образовавшейся пустой нишей на рынке финансовых услуг в сельской местности. Обращая внимание на тот факт, что территория Республики Карелия крайне дифференцирована по экономическому потенциалу, а депрессивное состояние экономики многих районов Карелии удерживается в силу ограничений для входа на данные территории банковских структур, это предопределяет неоднородность обеспеченности территорий финансовыми услугами. Особенно остро обозначилась данная проблема в сельской местности, где длительное время накапливался кредитный дефицит. Нарастание кредитного дефицита в аграрном секторе привело к появлению на финансовом рынке нового вида услуг - кредитной кооперации. Собственно, новым следует признать именно то, чего нет у других: формы и способы организации, приёмы, методы, навыки, опыт.

В целом для российской экономики, несмотря на историческую преемственность, формирующийся кооперативный сектор стал новым. Новизна заключается как в самой организационной форме, так и в изменении технологии управления, в создании системы управления кооперативами. В настоящий момент от тактики и стратегических замыслов построения сети кооперативных объединений зависит успех и эффективность самой кооперативной системы. Если в стратегическом плане предусматривается создание надежно действующей системы, то ориентиром в управленческой технологии становится не усиление централизации, а предоставление большей свободы и самостоятельности низовым первичным кооперативам, которые являются составными частями региональной кооперативной системы, структурно объединенной в кооператив второго уровня.

Достаточно убедительно подтверждается факт большей устойчивости кооперативной системы именно в условиях свободы и самостоятельности первичных кооперативов. В анализе эффективности методов управления нельзя исключать иерархическую структуру, включающую не только собственно кооперативный сектор, но и государственное управление, осуществляемое программно-целевым методом. Как показали исследования, до государственного вмешательства кооперативный сектор на рынке финансовых услуг развивался вполне успешно. И так, перейдем к последовательному, поэтапному изучению процесса становления сельской кредитной кооперации.

Проявление инновационного характера управления очевидны на примере формирования региональной системы сельской кредитной кооперации, которая за пять предкризисных лет функционирования показывала стремительно растущую динамику. Так, на начало деятельности по состоянию на 1.01.2004 г. численность пайщиков в сельской кредитной кооперации составляла всего 76 человек, а сумма займов, выданных за 2003 г. – 328,7 тыс. рублей, то на 1.01.2008 г. в ее региональную сеть входило уже 1824 пайщика (не только физические, но и юридические лица), а портфель займов составлял 82,1 млн рублей. За первое полугодие 2008 г., по данным Карельского республиканского сельскохозяйственного кредитного потребительского (КРСПК) «Карелагро», портфель займов увеличился до 120 955 тыс. руб. (по состоянию на 01.07.2008).

В предкризисный период успешно развивались не только кооперативы, территориально расположенные вблизи столицы Карелии, но и в отдаленных северных районах республики. Так, по рейтинговой оценке Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), на 1.10.2008 г. в списке 158 крупнейших по активам кооперативов России присутствовало 6 карельских кооперативов, причем три из них по местоположению находятся в самых отдаленных районах Карелии, а кооператив второго уровня занимал 47 место.

Для сельских территорий кредитная кооперация становится самым доступным инструментом оказания финансовых услуг на основе взаимопомощи, организуя локальные сообщества на условиях самоуправления, что отражается и на гражданской активности, развитии гражданского общества. Вне системы сельской кредитной кооперации действуют кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), часть которых объединена в Ассоциацию кредитных союзов Карелии, часть функционирует самостоятельно, не входя ни в профессиональные объединения, ни в общественные (ассоциации, союзы) организации, кроме обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО). В среднем портфель займов отдельных КПКГ достигал на 1.01.08 г. от 47 до 90 млн. руб.

В целом в развитие регионального рынка финансовых услуг в плане его автономии кредитная кооперация вносит существенный вклад, аккумулируя значительные денежные средства. Ввиду отсутствия статистических данных по всем кооперативам трудно точно оценить их долю на региональном рынке, но даже по оценке деятельности отдельных из них (по их динамике) можно предположить, что данной форме население отдаленных районов отдает предпочтение. Поэтому, если говорить о финансовых организациях, зарегистрированных в регионе, то перспективы развития кредитной кооперации как основы, прежде всего, муниципальной экономики, более привлекательны, чем регионального банка, поскольку территориальный охват будет значительно шире.

Вместе с тем, до сих пор ощущается недостаток кадрового обеспечения низовых первичных кооперативов. Подготовка менеджеров, понимающих и разделяющих идеологию кооперативной деятельности, является одной из существующих ныне проблем. Довольно часто методы управления не соответствуют демократическим кооперативным принципам, которые лежат и в основе инновационного менеджмента. Инновационные технологии управления заключаются не только в демократическом стиле, но также в том, что они приводят к снижению трансакционных издержек. Так, головной кооператив второго уровня (республиканского) КРСКПК «Карелагро», взяв на себя консалтинговые функции, обучал первичные низовые кооперативы как ведению управленческого учета, так и методикам оценки малого сельского бизнеса, который становится одним из основных потребителей финансовых услуг, оказываемых кооперативами. Управленческая структура республиканского кооператива численно ограничивается минимально необходимым составом: исполнительный директор и бухгалтер. Юридические услуги низовым кооперативам оказывали специалисты и кооперативы первого уровня, уже накопившие определенный опыт. Большую часть прочих услуг кооперативы оказывают друг другу либо на взаимовыгодных условиях, либо на волонтерских (особенно на стадии становления), чем достигается сокращение управленческих расходов и при этом повышение эффективности деятельности всей кооперативной системы. Анализируя деятельность кредитных кооперативов в нашем регионе, становится ясным, что многое зависит не столько от внешних регулирующих воздействий, сколько от личной мотивации руководителей кооперативов и активности самих пайщиков.

В то же время многие кредитные потребительские кооператив, пережив начальный этап становления, отходят от демократических принципов управления, становясь фактически в организационном плане хозяйственным обществом, но не кооперативом в его юридическом статусе. Их скорее следовало бы относить к обществам с ограниченной ответственностью. Подобная структура работает в большей степени на интересы управленцев. Хотя данный вопрос остается спорным: либо демократия, либо эффективный менеджмент, как считают многие практики, понимая последнее в смысле закрытости инструментов эффективного управления - ими должны владеть только менеджеры. Конечные результаты деятельности (доход, прибыль), безусловно, являются показательными. Вместе с тем, попытки объединения таких кооперативов, где доминируют интересы сформировавшейся руководящей элиты, очень проблематичны. И наоборот, где интересы пайщиков стоят на первом плане, включение низовых кооперативов в структуру второго порядка происходит не в принудительном, а в добровольном порядке. Поскольку спрос на финансовые услуги достаточно высок, в республике в последние годы отмечается также и количественный рост кредитных кооперативов. Но надежность их вне рамок кооперативных принципов управления, единых подходов в организации не всегда безупречна, о чем говорит череда банкротств отдельных кооперативов.

На этапе формирования новой кооперативной системы в России важно определить не только организационную структуру, определяющую сетевое взаимодействие кооперативов, но и управленческие принципы. Данная проблема иногда выносится на обсуждение, хотя серьезного ее исследования – каким же видится организационное строительство разнопрофильных кооперативов в России – пока нет. В то же время во многих статьях по кооперативной тематике понятия «система», «системный подход», «формирование кооперативной сети» и пр. можно встретить часто. Но за этим редко просматривается действительно система как единство входящих в нее элементов. Поэтому модель горизонтального взаимодействия низовых кооперативов с верхней иерархией региональной системы (выходящей на национальный уровень, то есть вертикально сформированную сеть), которая постепенно выстраивается можно считать перспективной. Тогда демократические принципы управления, положенные в основу новых управленческих технологий, не будут казаться утопией и станут рассматриваться в качестве инноваций.

Также следует сказать о высоком интеграционном потенциале сельской кредитной кооперации, объединяющий самые различные виды сельского предпринимательства, включая сельский туризм, который во всем мире становится одним из привлекательных турпродуктов. Выполняя не только судо-сберегательные функции, но и посреднические, обеспечивающие товарно-денежное обращение, кредитная кооперация является связующим звеном, объединяющим другие виды деятельности, представленные входящими в кредитный кооператив малыми формами хозяйствования. Эффективная деятельность сельских кредитных кооперативов в регионе способствовала созданию в 2007 г. 136 предприятий малого и среднего бизнеса на селе, которые в свою очередь предоставляют рабочие места местному населению.

Проблема микрокредитования характерна для многих стран: более половины населения мира не имеет доступа к финансовым услугам обычных банков. Микрокредитование как концепция была разработана профессором экономики Мухаммедом Юнусом (родился в Бангладеш), который получил образование в США. В 1976 г. на родине он организовал структуру микрокредитования (с 1.10.1983 г. при поддержке властей превратившуюся в полноценный банк) и получил в 2006 г. вместе со своим банком Нобелевскую премию мира. При посещении России Мухаммед Янус в интервью «Экономическим известиям» (26.03.2008) отметил: «Недостающий элемент глобальной мозаики - социальный бизнес… Grameen Bank начинается с веры, что кредит является правом человека… Наша методология базируется не на материальных запасах, которые есть у человека, а на его собственном потенциале. Мы верим, что все люди, включая самых бедных, обладают безграничным потенциалом… Люди ценят предоставленный им шанс улучшить свое благосостояние». Как показала практика, потенциал саморазвития оказывается наиболее действенным, чем государственная помощь.

В частности, для сельской кредитной кооперации участие в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», начавшееся в 2008 г., окончилось провалом. Особенно негативным для функционирования сельских кредитных кооперативов стало получение так называемых льготных кредитов (с обещанным государством субсидированием процентной ставки) от банков- участников проекта. В разгар кризиса никаких субсидий кооперативы не успели получить, в то время как банки потребовали срочного возврата полученных кредитов. Примечательным в этой связи является то, что в Национальном докладе о ходе реализации ПНП «Развитие АПК» кооперативам –участникам места не нашлось. Непоследовательность государственной поддержки кооперативного движения для многих кооперативов, получивших банковский кредит на развитие, обернулась банкротством, тогда как самостоятельное развитие шло вполне успешно, о чем констатировалось в вышеизложенном.

В то же время большую практическую помощь в организации сельского бизнеса и кооперативов в Республике Карелия оказали наши соседи - финские партнеры, которые рассматривают кооперативы как одну из новых форм предпринимательства, подчеркивая, что все ценности кооператива определяются при демократическом принятии совместных решений, равноправных принципах в работе. На одной из дискуссионных площадок (научно-практическая конференция «Национальный проект развитие сельских территорий», Петрозаводск 31 мая 2008 г.) представитель финской конфедерации кооперативов «Pellervo» Юхани Лехто в докладе «Кооператив как новая форма предпринимательства» отметил, что при попытке работать вместе уменьшаются затраты, что снижает риск предприятия. Неудивительно, что Финляндия одна из активных в кооперативном движении стран, где число пайщиков кооперативов по отношению к общей численности населения страны самое высокое.

Заключение

Новые формы и методы управления проходят этапы спада и снижения их эффективности в зависимости от степени вовлеченности членов кооператива в процесс управления. Также следует отметить, длительное сотрудничество с финскими партнерами дало много положительного в накоплении опыта. В этой связи автор склоняется к мнению российского социолога В. Дубицкой о том, что совсем не надо быть американцами, чтобы добиться экономической эффективности организации (эффективный менеджер отождествляется с успехом бизнеса, которым управляет). Когда мы говорим о «социализме» шведов, то ведь там нет социализма, там построена система управления, которая базируется на постулатах их культуры. Знали они это или не знали, но близкие человеческие отношения там реализованы в системе управления и очень эффективно работают. Если говорить о региональных особенностях нашей корпоративной культуры, то Центральная Россия скорее как Северная Европа, как шведы, финны [5,6]. С опорой на ценности национальной культуры, которые проявляются при любых воздействиях через сильную тенденцию к самосохранению, можно совершенствовать технологию управления, поскольку структуры практик (понимается как корпоративная культура) поддаются целенаправленному формированию и изменению. Тот факт, что даже в сложных кризисных условиях и неадекватных методах государственного регулирования, кредитная кооперация в нашем регионе все-таки развивается, говорит о гораздо большем влиянии на эффективность управления саморазвития, а не ожидание государственной помощи.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.