Культура и искусство - рубрика Стили, течения, школы
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Стили, течения, школы"
Стили, течения, школы
Хренов Н.А. - Символизм в контексте столкновения антропоморфной и дезантропоморфной тенденций в культуре
Аннотация: в статье обсуждается значимость символизма как художественного направления в русском искусстве рубежа ХIХ-ХХ вв. Во многом он возникает как порождение эпохи надлома империи. В связи с этим в статье выделяются следующие признаки символизма, оказывающиеся следствием периода надлома империи: символизм демонстрирует разрыв в преемственности между поколениями; для него характерна ставшая очевидной оппозиция между антропоморфными и дезантропоморфными тенденциями, т. е. между гуманитарной и естественнонаучной стихией. Последнее обстоятельство во многом способствует разрыву между «отцами» и «детьми». Если «отцы» представали позитивистами, то «дети»-символисты демонстрировали уход в мистику, теософию, мифологию, гностицизм, христианский персонализм, что сделало их близкими романтикам, почему собственно символизм часто обозначают как «неоромантизм». Поэтому в оппозиции модерна и романтизма, ставшей определяющей и для ХХ в., символисты подхватывают и развивают романтическую традицию.
Е. А. Попов - Модернизм и русский авангард: соотношение категориальных систем c. 0-0
Аннотация: предлагается обобщение накопленного в науке опыта соотношения сложных категориальных систем модернизма и русского авангарда ХХ в. Новый взгляд состоит в том, что модернизм рассматривается как общекультурный феномен, имеющий истоки в западной цивилизации и распространившийся повсеместно, а авангард является преимущественно русским явлением. Его актуализация важна для русского искусства и культуры, так как сформировала культуроцентричную эпоху — Серебряный век.
Чжиюань Г. - Деятельность и влияние советских музыкантов на образование в Шанхайской консерватории c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.38561

EDN: NCTVEC

Аннотация: Статья посвящена изучению различных аспектов деятельности и влияния советских музыкантов на музыкальную культуру и образование Шанхая. Автор приходит к выводу о том, что русские музыканты сыграли важную роль в становлении музыкальной жизни Шанхая и в целом всего Китая. Они способствовали распространению русской и европейской культурной и исполнительской традиции, распространяли произведения русских и европейских авторов, знакомили своих учеников с шедеврами мирового музыкального искусства. Традиции, заложенные русскими музыкальными деятелями в начале ХХ века, продолжили и укрепили советские специалисты, воспитавшие целую плеяду выдающихся музыкантов в Китае.   Особую роль сыграло укрепление русско-китайских связей после 1949 года. Многие советские музыканты были отправлены в КНР по соглашению стран. Среди них были выдающиеся педагоги и музыканты: Д. М. Серов, К.Н. Дмитревская, С. Г. Делициев, Н. Н. Делициева, Ф. Г. Арзаманов, И. Г. Беридзе и др. Они помогали разрабатывать учебные планы и программы, выступали с лекциями, докладами, проводили консультации и вели преподавательскую и организационную деятельность. Новизна статьи заключается в том, что в ней впервые предоставляются сведения о работе перечисленных советских музыкантов и проводится анализ их влияния на образования в Шанхайской консерватории.
Фещенко В.С. - Особенности решения сюжетов в храмовой живописи основоположниками религиозно-национального направления и художниками круга М. М. Васильева c. 1-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.11.39259

EDN: PLJJRI

Аннотация: Предметом исследования является выявление особенностей в решении сюжетов церковной живописи отдельных представителей религиозно-национального направления рубежа XIX - XX веков. Цель — показать развитие национальных тенденций русского монументального церковного искусства родоначальниками религиозно-национального направления на примерах творчества В. М.Васнецова, М. В. Нестерова, М.А. Врубеля и художников М. М. Васильева, А. П. Блазнова, Л. А. Пьяновского, К. С. Петрова-Водкина, Ф. Р. Райляна, выявить сходство и различие в манере и в передаче образов и композиций, а также обосновать значимость этих различий для искусствоведческой науки. Основой искусствоведческого исследования является формально-стилистический метод Г. Вельфлина, иконографический метод Н. П. Кондакова, иконологический метод Э. Панофского; метод феноменологического анализа эстетического восприятия художественного произведения В. В. Бычкова и Г. К. Вагнера. Сравнительный анализ росписей художников М. М. Васильева, А. П. Блазнова, Л. А. Пьяновского, Ф. Р. Райляна, К. С. Петрова-Водкина в сопоставлении с творчеством представителей «васнецовской школы» позволили увидеть развитие национального стиля в искусстве, от отвлеченно-образного понимания к осознанной духовно-символической интерпретации церковной живописи средневековья и допетровской Руси как целостное художественное явление религиозно-национального направления. Практическая значимость исследования заключается в том, что на примере художников «круга Васильева» выявлено своеобразное преодоление одной из основных проблем изобразительности иконописного образа, заключающейся в сохранении тонкого соотношения жизнеподобия и идеальности. В их работах, в контексте интерпретации, прослеживается та мера реализма образа, в какой духовное содержание может воплотиться в материальной форме, не утратив своего сакрального содержания, что является ценным примером и для современных художников, ставящих себе задачу создавать образы не копируя, но оставаясь в каноне.
Дегтярев В.В. - Архитектор Огастес Уэлби Пьюджин и готика как неостиль c. 8-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.25654

Аннотация: Предметом исследования является влияние, оказанное на архитектуру Готического возрождения деятельностью английского архитектора и публициста первой половины XIX века О.У. Пьюджина (1812-1852). Объект исследования - теоретические взгляды Пьюджина, изложенные в его печатных трудах, и степень их соответствия архитектурной практике времени, следующего за периодом деятельности Пьюджина. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понимание Пьюджином и его современниками идейной составляющей архитектуры, а также различия в их взглядах на этическую составляющую готики. Методологическая основа исследования предполагает комплексный подход, сочетающий искусствоведческие, общеисторические и культурологические методы. Для анализа историко-культурной ситуации, определявшей бытование и восприятие готической архитектуры, используются междисциплинарные методы. Основные выводы проведенного исследования следующие. В культуре своего времени Пьюджин занимал маргинальное положение, будучи представителем стиля мышления, принадлежавшего предыдущей эпохе. Соответственно, и воздействие Пьюджина на современную ему архитектуру было воздействием маргинала, намерения которого в определенный момент совпали с тенденциями развития архитектуры. Особым вкладом автора в исследование темы является установление связей Пьюджина с антикварной традицией и ментальностью предыдущей эпохи.
Дин Ч. - Объединения художников начала XXI века в контексте развития художественной жизни Санкт-Петербурга c. 65-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.10.48502

EDN: GLRPOQ

Аннотация: Деятельность современных художественных объединений, творческих союзов и арт-групп профессиональных художников Санкт-Петербурга в настоящее время является мало изученным и дискуссионным вопросом. Специфика петербургских сообществ такого рода тесно связана с традициями местной художественной школы, является одновременно новаторской, а порой и с радикальными творческими исканиями их представителей. Подобное сочетание приводит к формированию разнообразного, но неоднородного и подвижного культурного пространства города на Неве. Для понимания его специфики необходим анализ структуры, состава и содержания работы художественных объединений Северной Венеции, актуальных для начала XXI века. В современном Санкт-Петербурге продолжается процесс формирования арт-объединений разной формации, что способствует развитию изобразительного искусства и утверждения его основных форм, тем и жанров. Основным вкладом настоящего исследования в разработку проблематики является выявление основных причин создания «молодых» творческих объединений, деятельность которых не связана с работой Союза художников России, а также освещение процессов их вовлечения в культурную жизнь города. Установлено, что «молодым» творческим объединениям присуще единство идейно-стилевых взглядов и концепций, а также весьма гибкий характер, позволяющий активно вовлекаться в художественную жизнь Санкт-Петербурга и всей России, участвовать в самых разнообразных и разноплановых проектах.
Д. П. Шульгина - Эклектика в российской провинции: фактор архитектурного наследия при выявлении региональных особенностей c. 68-75
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития эклектики как особого архитектурного стиля конца XIX – начала ХХ в. Особое внимание уделено проявлениям архитектуры эклектики в российской провинции, прежде всего выявлению региональных различий в проявлении этого стиля. Показаны общие тенденции стиля и достаточно четкие различия между отдельными губерниями, которые зависят главным образом от архитектурной ситуации, сложившейся в регионах к середине XIX в. Дана характеристика проявления региональных различий для разных типов зданий и сооружений.
Л. Ю. Лиманская - Авангардные поиски в одесской школе живописи начала ХХ века c. 88-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62088

Аннотация: Одесса занимает особое место в культурно-географическом пространстве Украины. Являясь крупным черноморским портом, она подобно Санкт-Петербургу выполняет функции связующего звена между Россией, Украиной и Европой. Ее удаленность от центральной части Украины создала предпосылки для поселения в этих краях неугодных официальным властям деятелей литературы и искусства. Тесная связь с западноевропейскими художественными центрами и присутствие представителей оппозиционных направлений в искусстве создали почву для формирования здесь самобытной школы живописи. Важную роль в формировании художественной жизни региона играло Одесское художественное училище, выпускники которого продолжали обучение в крупных художественных и образовательных центрах России и Европы. Истоки различных направлений авангардной живописи первых десятилетий ХХ в. во многом связаны с международной деятельностью В. Кандинского, Д. Бурлюка, В. Издебского, Т. Фраермана, А. Нюренберга , М. Бойчука, М. Жука, Н. Шелюто, проходивших обучение в Одессе, а затем в Париже, Мюнхене, Кракове, Вене.
Т. Т. Курсуа - Чешское искусство рубежа XIX−ХХ веков. Пражская сецессия c. 94-97
Аннотация: анализируется проблема чешской разновидности европейской сецессии. Рассматриваются особенности чешского искусства рубежа XIX–XX вв. в архитектуре, литературе, скульптуре и живописи, социальные, исторические и национальные факторы, обусловившие самобытность чешского искусства. Прослеживаются основные этапы деятельности художественного общества «Манес».
Е. А. Попов - Новая реальность русского художественного авангарда c. 95-101
Аннотация: традиционные попытки определения русского художественного авангарда начала ХХ в. через его отнесение к определенному художественному движению, направлению или школе едва ли способны в полной мере раскрыть суть явления. Автор обосновывает возможность иного подхода к определению его границ, полагая, что преодоление сугубо искусствоведческих подходов к анализу культурного наследия авангарда и обращение к авангардистскому дискурсу с позиций общекультурного развития позволит рассматривать именно культурное своеобразие авангарда. К традиционной позиции, концептуализирующей русский авангард как противостояние классической традиции в искусстве и культуре, он предлагает добавить новый подход, позволяющий взглянуть на авангард как на новую реальность — ценностно-смысловую систему, тип мировоззрения, преломление ценностей и норм эпохи, возводящих в абсолют нового человека, новый мир, новую культуру.
Гуларян А.Б. - Жанр «военно-утопического романа» в современной российской фантастике

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.1.11652

Аннотация: Одним из важнейших показателей готовности общества вести войну является наличие сценариев грядущей войны в литературе. Если перед Великой Отечественной войной советское руководство активно использовало жанр «военно-утопического романа» для подготовки общественного мнения к войне, то после ее окончания общественное мнение наложило запрет военно-утопическую тематику. Однако в настоящее время произведения о грядущей войне издаются значительными тиражами. Появилась возможность рассмотреть и классифицировать сценарии грядущих войн. Большинство подобных сценариев балансирует на грани осуществления-неосуществления. Одни сценарии можно назвать пессимистическими, они описывают поражение России в грядущей войне. Другие сценарии – оптимистические, они пропагандируют восстановление державы через победу в войне. Ключевые слова: грядущая война, военно-утопический роман, прогностические возможности, альтернативная история, алармизм, мобилизация общественного сознания. Таким образом, если подвести черту под всем вышеизложенным, современные сценарии грядущей войны, за исключением несбыточных или перешедших в разряд альтернативной истории рисуют следующую перспективу развития событий: 1) Россия может оказаться втянутой в войну с третьими странами или коалицией стран через конфликт на Украине или на Кавказе. Реже в качестве исходных точек конфликта называются Охотское или Баренцево моря. 2) Вероятнее всего, по мысли писателей, война России с США и их союзниками по НАТО, хотя некоторые писатели не исключают и столкновения с Японией или Китаем. 3) Война, скорее всего, выльется в цепь перетекающих друг в друга локальных конфликтов. В противном случае не исключен ограниченный, или даже полномасштабный обмен ядерными ударами. Тут следует вспомнить, что и Вторая Мировая война мыслилась инициаторами как цепь локальных молниеносных войн. Но через два года переросла в глобальную бойню. 4) Победа России в большинстве современных романов носит чудесный характер: писатели рисуют желательную картину будущего, не имеющую ничего общего с реальным положением дел, или используют разнообразные «волшебные» изобретения. Но это лучше упаднических настроений, характерных для этого жанра фантастики в позднем СССР. 5) Некоторая часть авторов сомневается в способности современного российского руководства твердо и адекватно защищать интересы страны военной силой. 6) Большинство авторов сходится в том, что в случае военного поражения нас ожидает не просто оккупация, но и растянутый по времени геноцид. В целом современные сценарии грядущих войн выполняют свою основную роль: подготовка общественного мнения к ведению «своей» войны и мобилизации общественного сознания страны в «угрожаемый период».
Гуларян А.Б. - Жанр «военно-утопического романа» в современной российской фантастике c. 105-113

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.1.64241

Аннотация: Одним из важнейших показателей готовности общества вести войну является наличие сценариев грядущей войны в литературе. Если перед Великой Отечественной войной советское руководство активно использовало жанр «военно-утопического романа» для подготовки общественного мнения к войне, то после ее окончания общественное мнение наложило запрет военно-утопическую тематику. Однако в настоящее время произведения о грядущей войне издаются значительными тиражами. Появилась возможность рассмотреть и классифицировать сценарии грядущих войн. Большинство подобных сценариев балансирует на грани осуществления-неосуществления. Одни сценарии можно назвать пессимистическими, они описывают поражение России в грядущей войне. Другие сценарии – оптимистические, они пропагандируют восстановление державы через победу в войне. Ключевые слова: грядущая война, военно-утопический роман, прогностические возможности, альтернативная история, алармизм, мобилизация общественного сознания. Таким образом, если подвести черту под всем вышеизложенным, современные сценарии грядущей войны, за исключением несбыточных или перешедших в разряд альтернативной истории рисуют следующую перспективу развития событий: 1) Россия может оказаться втянутой в войну с третьими странами или коалицией стран через конфликт на Украине или на Кавказе. Реже в качестве исходных точек конфликта называются Охотское или Баренцево моря. 2) Вероятнее всего, по мысли писателей, война России с США и их союзниками по НАТО, хотя некоторые писатели не исключают и столкновения с Японией или Китаем. 3) Война, скорее всего, выльется в цепь перетекающих друг в друга локальных конфликтов. В противном случае не исключен ограниченный, или даже полномасштабный обмен ядерными ударами. Тут следует вспомнить, что и Вторая Мировая война мыслилась инициаторами как цепь локальных молниеносных войн. Но через два года переросла в глобальную бойню. 4) Победа России в большинстве современных романов носит чудесный характер: писатели рисуют желательную картину будущего, не имеющую ничего общего с реальным положением дел, или используют разнообразные «волшебные» изобретения. Но это лучше упаднических настроений, характерных для этого жанра фантастики в позднем СССР. 5) Некоторая часть авторов сомневается в способности современного российского руководства твердо и адекватно защищать интересы страны военной силой. 6) Большинство авторов сходится в том, что в случае военного поражения нас ожидает не просто оккупация, но и растянутый по времени геноцид. В целом современные сценарии грядущих войн выполняют свою основную роль: подготовка общественного мнения к ведению «своей» войны и мобилизации общественного сознания страны в «угрожаемый период».
Попова Л.В. - Миф и реальность в творчестве итальянских неореалистов c. 153-164

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.70172

EDN: WZSLAY

Аннотация: Объектом исследования является неореализм ― течение в итальянском кино 1940–1950-х гг. Предметом исследования является творчество режиссеров-неореалистов Роберто Росселлини, Чезаре Дзаваттини, Джузеппе де Сантиса, Витторио де Сики, Альберто Латуады. Черты неореализма присущи также раннему творчеству режиссеров Лукино Висконти («Одержимость» 1943 г., «Земля дрожит» 1948 г.), Федерико Феллини («Дорога» 1954 г., «Ночи Кабирии» 1957 г.), Пьеро Паоло Пазолини («Аккатоне» 1961 г., «Мама Рома» 1962 г.), Микеланджело Антониони «Люди с реки По» 1947 г.). Неореализм складывается под влиянием французского поэтического реализма, а также, под влиянием веризма, особенно, творчества Л. Пиранделло. В центре внимания неореалистов стал человек во взаимодействии с обществом, окружающей средой.  Целью данного исследования является рассмотрение особенностей реализма и неореализма, рассмотрение пространства, создаваемого режиссерами. В данном исследовании применяются различные методы исследования - феноменологический, интертекстуальный, сравнительный, герменевтический, метод контент-анализа - в их сочетании и взаимодополнительности. Научная новизна данного исследования заключена в противопоставлении мифологического и реального пространства в фильмах итальянских режиссеров, а также в применении комплексного подхода. Основным выводом данного исследования является тезис, что миф и реальность в творчестве итальянских неореалистов взаимодействуют друг с другом. Несмотря на документальный подход к съемке, неореалисты создают свою, особую реальность, обращаются к истории и мифу. Понятие «неореализм» довольно сложное, многие его представители называли себя реалистами. В центре внимания неореализма становится человек во взаимодействии с обществом, с окружающей средой. В качестве принципов неореализма можно выделить хоральность, то есть, взаимодействие людей. Отдельной чертой неореализма является обращение к фантазии. Ф. Феллини и М. Антониони открывают новую главу в истории итальянского кинематографа.
Муратов А.М. - Неоидеалистическая тенденция в отечественном изобразительном искусстве

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.9223

Аннотация: В статье предлагается и обосновывается гипотеза о существовании в искусстве ХХ века особого течения, коренящегося в проблематике художественной культуры второй половины XIX в. С наибольшей отчетливостью теоретические постулаты этого движения были сформулированы в трудах участников немецкой группы неоидеалистов, которые основывались на собственной творческой практике. Однако, если в искусствоведческой литературе неоидеализм рассматривался лишь как локальное явление немецкой культуры, то в данной статье он представлен как одно из фундаментальных направлений искусства последних полутора столетий Германии и Европы, а также России, где оно получило яркое и всестороннее развитие прежде всего в творчестве В. А. Фаворского и художников его школы, а также в деятельности ряда скульпторов и живописцев, и где по сей день обнаруживаются его признаки. Отмечается, что неоидеализм развивался не изолированно от других течений искусства, взаимодействуя с такими явлениями, как постимпрессионизм, символизм, модерн, неоклассицизм, авангард, но при этом сохраняя собственную сущность и своеобразие.
А. М. Муратов - Неоидеалистическая тенденция в отечественном изобразительном искусстве c. 439-445

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.63015

Аннотация: в статье предлагается и обосновывается гипотеза о существовании в искусстве ХХ в. особого течения, коренящегося в проблематике художественной культуры второй половины XIX в. С наибольшей отчетливостью теоретические постулаты этого движения были сформулированы в трудах участников немецкой группы неоидеалистов, которые основывались на собственной творческой практике. Однако, если в искусствоведческой литературе неоидеализм рассматривался лишь как локальное явление немецкой культуры, то в данной статье он представлен как одно из фундаментальных направлений искусства последних полутора столетий в Германии и Европе, а также в России, где оно получило яркое и всестороннее развитие прежде всего в творчестве В. А. Фаворского и художников его школы, а также в деятельности ряда скульпторов и живописцев, и где по сей день обнаруживаются его признаки. Отмечается, что неоидеализм развивался не изолированно от других течений искусства, взаимодействуя с такими явлениями, как постимпрессионизм, символизм, модерн, неоклассицизм, авангард, но при этом сохраняя собственную сущность и своеобразие.
Токмачев К.Ю. - Гуманизм Брейгеля

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.16460

Аннотация: В статье обсуждается живописная манера голландского художника Питера Брейгеля Старшего, отражающая, по мнению автора, поворот в сознании некоторой части европейцев от религиозного мировосприятия к гуманистическому. Текст построен как предисловие автора к статье о Брейгеле итальянского искусствоведа А. Бови, которую автор перевел на русский язык. Перевод статьи А.Бови приводится далее в тексте. В центре рассмотрения соотношение философии неоплатонизма, соответствующей, по мнению автора, мировоззрению (и живописным стилям) в эпохи Средневековья и Возрождения, и рационализма, пришедшего им на смену в Новое время. Переход от неоплатонизма к рационализму рассматривается как проекция мировоззрения из многослойного "иконического пространства" хоры (терминология А.Лидова и Ж.Деррида) на эмпирическое чувственно-данное многообразие. Гуманизм рассматривается как постапокалиптическая фаза религиозного сознания. Живопись Брейгеля - это разрыв с традиционной католической эстетикой и открытие новой эстетики - протестантской. На смену мифологии и метафизике неоплатонизма приходит гуманизм и опытное естествознание. Однако этот функциональный, лишенный метафизического измерения, технологический взгляд на мир превращает живопись в фотографию, а человека - в гомункулуса.
Токмачев К.Ю. - Гуманизм Брейгеля c. 549-564

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.66914

Аннотация: В статье обсуждается живописная манера голландского художника Питера Брейгеля Старшего, отражающая, по мнению автора, поворот в сознании некоторой части европейцев от религиозного мировосприятия к гуманистическому. Текст построен как предисловие автора к статье о Брейгеле итальянского искусствоведа А. Бови, которую автор перевел на русский язык. Перевод статьи А.Бови приводится далее в тексте. В центре рассмотрения соотношение философии неоплатонизма, соответствующей, по мнению автора, мировоззрению (и живописным стилям) в эпохи Средневековья и Возрождения, и рационализма, пришедшего им на смену в Новое время. Переход от неоплатонизма к рационализму рассматривается как проекция мировоззрения из многослойного "иконического пространства" хоры (терминология А.Лидова и Ж.Деррида) на эмпирическое чувственно-данное многообразие. Гуманизм рассматривается как постапокалиптическая фаза религиозного сознания. Живопись Брейгеля - это разрыв с традиционной католической эстетикой и открытие новой эстетики - протестантской. На смену мифологии и метафизике неоплатонизма приходит гуманизм и опытное естествознание. Однако этот функциональный, лишенный метафизического измерения, технологический взгляд на мир превращает живопись в фотографию, а человека - в гомункулуса.
Попов Е.А. - Роль русского художественного авангарда в культуротворчестве начала ХХ века

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.9467

Аннотация: В работах, посвященных русскому художественному авангарду рубежа ХХ - ХХI столетий, выделяются две основные тенденции: 1) разрыв с культурно-исторической традицией и построение новой системы ценностей; 2) идейно-художественная связь авангарда и модернизма. Так или иначе эти работы раскрывают особенности "производства" различных авангардистских художественных форм - новый язык, новый стиль искусства и т.д. В настоящей статье основной акцент делается на характеристике русского художественного авангарда с точки зрения его культуротворческого потенциала. В качестве главного вывода приводится мысль о том, что "производство" форм для русского авангарда - это лишь необходимая эмпирическая модель, но онтологическая сущность состоит в созидании совершенно особенной уникальной культурной системы, в которой имеются свои ценности и нормы и складывается своя модель "управления" ими. Такие выводы подкреплены цитатами из работ самих деятелей русского авангарда, а также идеологов культуры и искусства указанного периода.
Попов Е.А. - Роль русского художественного авангарда в культуротворчестве начала ХХ века c. 570-578

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.63372

Аннотация: В работах, посвященных русскому художественному авангарду рубежа ХХ - ХХI столетий, выделяются две основные тенденции: 1) разрыв с культурно-исторической традицией и построение новой системы ценностей; 2) идейно-художественная связь авангарда и модернизма. Так или иначе эти работы раскрывают особенности "производства" различных авангардистских художественных форм - новый язык, новый стиль искусства и т.д. В настоящей статье основной акцент делается на характеристике русского художественного авангарда с точки зрения его культуротворческого потенциала. В качестве главного вывода приводится мысль о том, что "производство" форм для русского авангарда - это лишь необходимая эмпирическая модель, но онтологическая сущность состоит в созидании совершенно особенной уникальной культурной системы, в которой имеются свои ценности и нормы и складывается своя модель "управления" ими. Такие выводы подкреплены цитатами из работ самих деятелей русского авангарда, а также идеологов культуры и искусства указанного периода.
Раков В.П. - Основные концепты поэтики неразрешимостей

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.9598

Аннотация: Статья посвящена описанию структурных компонентов стилей Серебряного века, нашедших реализацию в произведениях А. Белого, М. Цветаевой, В. Розанова и не-которых футуристов. Их имена исследователь относит к числу представителей, как он пишет, поэтики неразрешимостей, в которой синтезируются эпохально-характерные чер-ты не только искусства слова, но и культуры вообще. Важным фактором в миметических стратегиях творчества выступает понятие «запредельного», то есть того, что находится вне словесного контекста, будучи, тем не менее, неотрывным от него. При этом сущест-венное значение имеют такие концепты, как укон и меон, лингвистическая морфность и бесплотность в составе эстетического высказывания и стиля в целом. В статье развивают-ся идеи, изложенные в ранее опубликованных трудах автора. Ключевые слова: риторическая культура, искусствоведение, неисследимое, каллиграфия стиля, его фигурность, семантическая неопределенность и спиралевидность, открытая форма, а также хореографичность текста.
Раков В.П. - Основные концепты поэтики неразрешимостей c. 633-652

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64025

Аннотация: Статья посвящена описанию структурных компонентов стилей Серебряного века, нашедших реализацию в произведениях А. Белого, М. Цветаевой, В. Розанова и не-которых футуристов. Их имена исследователь относит к числу представителей, как он пишет, поэтики неразрешимостей, в которой синтезируются эпохально-характерные чер-ты не только искусства слова, но и культуры вообще. Важным фактором в миметических стратегиях творчества выступает понятие «запредельного», то есть того, что находится вне словесного контекста, будучи, тем не менее, неотрывным от него. При этом сущест-венное значение имеют такие концепты, как укон и меон, лингвистическая морфность и бесплотность в составе эстетического высказывания и стиля в целом. В статье развивают-ся идеи, изложенные в ранее опубликованных трудах автора. Ключевые слова: риторическая культура, искусствоведение, неисследимое, каллиграфия стиля, его фигурность, семантическая неопределенность и спиралевидность, открытая форма, а также хореографичность текста.
Пешков Д.И. - Мартин Адан: У истоков барочных концепций в латиноамериканской культуре ХХ века

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13172

Аннотация: Статья знакомит с одной из первых барочных концепций в латиноамериканской культурологии и литературоведении, которая была сформулирована известным перуанским поэтом-модернистом Мартином Аданом. Сделана попытка анализа этого малоизученного момента в истории латиноамериканской гуманитарной мысли, при этом автор увязывает идеи Адана с известными барочными концепциями Латинской Америки второй половины ХХ века. Автор попытается идентифицировать и выделить важнейшие открытия Адана, которые сыграли важную роль в культурной самоидентификации Латинской Америки. В процессе исследования автор идет от частного к общему и стремится показать: какое значение для становления барочных концепций Латинской Америки сыграла работа Мартина Адана "О борочном в Перу". Идеи автора анализировались в сопоставлении с другими барочными концепциями. На фоне повышенного интереса современной культурологии к таким феноменам как барокко, необарокко, труд Адана привлекает к себе внимание поскольку предпринял одну из первых попыток рассмотреть ключевые этапы культуры Латинской Америке через призму барочной эстетики. В рамках данной статьи автор стремится доказать важность идей Адана для будущих барочных концепций в Латинской Америке и продемонстрировать их взаимосвязь с теориями Хосе Лесамы Лимы, Алехо Карпентьера и Ирлимар Кьямпи
Пешков Д.И. - Мартин Адан: У истоков барочных концепций в латиноамериканской культуре ХХ века c. 696-701

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65707

Аннотация: Статья знакомит с одной из первых барочных концепций в латиноамериканской культурологии и литературоведении, которая была сформулирована известным перуанским поэтом-модернистом Мартином Аданом. Сделана попытка анализа этого малоизученного момента в истории латиноамериканской гуманитарной мысли, при этом автор увязывает идеи Адана с известными барочными концепциями Латинской Америки второй половины ХХ века. Автор попытается идентифицировать и выделить важнейшие открытия Адана, которые сыграли важную роль в культурной самоидентификации Латинской Америки. В процессе исследования автор идет от частного к общему и стремится показать: какое значение для становления барочных концепций Латинской Америки сыграла работа Мартина Адана "О борочном в Перу". Идеи автора анализировались в сопоставлении с другими барочными концепциями. На фоне повышенного интереса современной культурологии к таким феноменам как барокко, необарокко, труд Адана привлекает к себе внимание поскольку предпринял одну из первых попыток рассмотреть ключевые этапы культуры Латинской Америке через призму барочной эстетики. В рамках данной статьи автор стремится доказать важность идей Адана для будущих барочных концепций в Латинской Америке и продемонстрировать их взаимосвязь с теориями Хосе Лесамы Лимы, Алехо Карпентьера и Ирлимар Кьямпи
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.