Статья '«Фауст» А. Сокурова: анатомия демонизма' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

«Фауст» А. Сокурова: анатомия демонизма

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2012.12.8619

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:



Аннотация: статья посвящена кинематографическому шедевру, связанному с попыткой режиссера А. Сокурова использовать гениальное создание Гете – трагедию «Фауст» для высказывания о самых острых явлениях ХХ в., связанных с возникновением массы, массовых обществ и, как следствие этого, вождей и диктаторов. Фильм А. Сокурова не является экранизацией в привычном и традиционном смысле этого слова. Казалось бы, использование трагедии Гете для высказывания о современности способно привести к вульгарному и поверхностному толкованию классики. Но идея режиссера включить свой новый фильм в то, что он называет тетралогией, т. е. в группу его фильмов, посвященных диктаторам ХХ в. (В.И. Ленину, А. Гитлеру, Хирохито), пробуждает необходимость углубиться в замысел Гете и понять, почему эта трагедия писалась им так трудно и так долго и не вся была напечатана при жизни автора. Пытаясь разобраться в первичных интенциях замысла поэта, мы обнаруживаем исходную точку комплекса демонизма в западной культуре, объясняющего и восприятие нами политических вождей ХХ в.


Ключевые слова:

Культурология, демонизм, диктатура, интертекст, фаустовская культура, экранизация, рационализм, постмодернизм, трансцендентное, утопия и антиутопия

Библиография
Аникст А. Гете и Фауст. От замысла к свершению. М., 1983;

Александрова Н. Первый немецкий фильм о Фаусте. В кн.: Гетевские чтения. М., 2007;

Айснер Л. Демонический экран. М., 2010;

Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989;

Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999;

Волынский А. Леонардо да Винчи. Киев., 1909;

Гете И. В. Избранные произведения в 2-х т., М., 1985;

Гете И. В. Собрание сочинений в 10 т., М., 1978;

Данилевский Н. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991;

Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996;

Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008;

Зиммель Г. Гете. В кн. : Зиммель Г. Избранное., т. 1. Философия культуры. М., 1996;

Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. М., 1977;

Легенда о докторе Фаусте. М., 1978;

Лотман Ю., Успенский Б. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода («Свое» и «чужое» в истории русской культуры). Труды по знаковым системам. ХУ. Выпуск 576. Типология культур. Взаимное действие культур. Тарту. 1982;

Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 1-2., М., 1992;

Флоренский П. Столп и утверждение истины. Т. 1., М., 1990;

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993;

Эккерман И. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1981;

Эпштейн М. Фауст и Петр. Типологический анализ параллельных мотивов у Гете и Пушкина. В кн. Гетевские чтения. М., 1984


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.