Статья 'Пределы эскалации коммуникативных технологий: ностальгия по площади. Продолжение' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Хренов Н.А. Пределы эскалации коммуникативных технологий: ностальгия по площади. Продолжение

Аннотация: В статье освещается вопрос о взаимоотношениях культуры и цивилизации, рассматриваемых сквозь призму развертывания коммуникативных процессов в истории. Острота этой проблемы осознается особенно в связи с функционированием во второй половине ХХ века телевидения, а в последние десятилетия интернета. Однако в это время лишь осознается то, что в реальной практике коммуникации существует со времен появления письменности. История массовой коммуникации связана с последовательным включением в культуру разных технологий, нередко выводящих коммуникативные процессы за пределы культуры. Технологии репрезентируют, прежде всего, установки цивилизации. Однако другой своей стороной массовая коммуникация обращена к культуре, которая в соответствии с утверждением И. Хейзинги, "рождается именно в личности и, следовательно, именно в личности сохраняет свое здоровье". Это несовпадение установок цивилизации и культуры в постановке проблемы личностного потенциала массовой коммуникации является, в конечном счете, решающим. Там, где массовая коммуникация выражает установки цивилизации, личность в коммуникативном процессе предстает объектом. Цивилизация заинтересована в расширении коммуникативного пространства и, следовательно, в подключении к коммуникации как можно большего количества людей. Массовая коммуникация призвана разрешать те проблемы, которые в истории цивилизации появляются в связи с возникновением массовых обществ и процессами омассовления культуры. Субъектом коммуникативных процессов личность предстает лишь в том случае, если технологии не выводят коммуникацию за пределы культуры, как это нередко происходит и о чем свидетельствует практика медиа, в том числе, кино, телевидения и интерната, а соотносятся с ее установками. Однако чтобы привести технологии в соответствие с установками культуры, необходимо время. Иногда критических оценок функционирования средств коммуникации, возникающих на основе мощных технологий, приходится ждать долго. До этого человечество нередко пребывает в эйфории от технических возможностей коммуникации. Такая постановка вопроса делает необходимым развертывание исторических исследований коммуникации, но отнюдь не в апологетическом понимании, как это нередко происходит.


Ключевые слова:

глобализация, индивидуализация, омассовление, массовая коммуникация, массмедиа, цивилизация, культура, книгопечатание, письменность, кинематограф

Abstract: The author of the article touches upon the issue about the relation between culture and civilization that are being viewed in terms of development of communication processes throughout history. The importance of this problem is especially recognized due to the appearance of TV broadcast at the second half of the XXth century and the Internet over the last decade. However, the only provision being actually recognized is that in actual practice communication has been existing since the times of appearance of the written language. The history of mass communication relates to the successive involvement of different technologies in the cultural process. Quite often these technologies take communication processes beyond the borders of culture. Technology represents civilization preferences. However, the other side of mass communication addresses culture which, in accordance with Johan Huizinga’s statement, ‘is born in personality and therefore retains its health in personality’. This discordance between preferences of civilization and culture plays the decisive role in raising the problem about personal potential of mass communication. Where mass communication expresses preferences of civilization, personality plays the role of an object in the communication process. Civilization tends to expand the communication space and therefore to involve as many people as possible into the communication process. Mass communication is meant to solve the problems that usually arise in the history of civilization when mass societies appear and processes of massification of culture are started. Personality becomes an actor of communication processes only when technology answers the preferences of culture but does not take communication beyond the borders of culture as it often happens and what mass media such as cinematograph, TV broadcast and the Internet often demonstrates. Sometimes it takes too long for the critical evaluation of the new communication media created on the basis of advanced technologies to be formed. So the humanity is often too excited about the opportunities that the new mean of communication may offer. Such statement of the question makes it necessary to undertake further historical researches of communication but not in the apologetic meaning as it often happens.


Keywords:

globalization, individualization, massification, civilization, mass communication, mass media, book printing, culture, written language, cinematograph.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.