Статья '«Фауст» А. Сокурова: анатомия демонизма' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Н. А. Хренов «Фауст» А. Сокурова: анатомия демонизма

Аннотация: статья посвящена кинематографическому шедевру, связанному с попыткой режиссера А. Сокурова использовать гениальное создание И. В. Гете — трагедию «Фауст» — для высказывания о самых острых явлениях ХХ в., связанных с возникновением массы, массовых обществ и, как следствие этого, вождей и диктаторов. Фильм А. Сокурова не является экранизацией в привычном и традиционном смысле этого слова. Казалось бы, использование трагедии Гете для высказывания о современности способно привести к вульгарному и поверхностному толкованию классики. Но идея режиссера включить свой новый фильм в то, что он называет тетралогией, т. е. в группу его фильмов, посвященных диктаторам ХХ в. (В. И. Ленину, А. Гитлеру, Хирохито),потребовала углубиться в замысел Гете и понять, почему эта трагедия писалась им так трудно и так долго и не вся была напечатана при его жизни. Пытаясь разобраться в первичных интенциях замысла поэта, мы обнаруживаем исходную точку комплекса демонизма в западной культуре, объясняющего и восприятие нами политических вождей ХХ в.


Ключевые слова:

культурология, демонизм, диктатура, интертекст, фаустовская культура, экранизация, рационализм, постмодернизм, трансцендентное, утопия и антиутопия.

Abstract: The article is devoted to a cinematographic masterpiece caused by an attempt of a film director Alexander Sokurov to use Goethe’s brilliant worktragedy ‘Faust’ –and to tell about the most nettlesome issues of XX century related to formation of masses, mass societies and, as a consequence, group leaders and dictators. Alexander Sokurov’s film is not a screen version of Goethe’s ‘Faust’ in the traditional meaning of the word. It should seem that using Goethe’s tragedy for sharing his thoughts on modern issues must lead to superficial and vulgar interpretation of a classical writing. But Sokurov’s idea to include his new film in what he called ‘tetralogy’, i.e. a group of films devoted to famous dictators of XX century (Vladimir Lenin, Adolf Hitler and Hirohito) allowed to get a better insight into Goethe’s plot and to understand why that Goethe had such a difficult time writing that tragedy. If we try to understand the primary intentions of Goethe, we can find out the beginning of the demonism complex in Western culture that very well explains the way we perceive political leaders of XX century.


Keywords:

cultural studies, demonism, dictatorship, intertext, Faust’s culture, screen version, rationalism, postmodernism, transcendent, utopia and anti-utopia.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Аникст А. Гете и Фауст. От замысла к свершению. М., 1983.
2. Александрова Н. Первый немецкий фильм о Фаусте // Гетевские чтения. М., 2007.
3. Айснер Л. Демонический экран. М., 2010.
4. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
5. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.
6. Волынский А. Леонардо да Винчи. Киев, 1909.
7. Гете И. В. Избранные произведения: В 2 т. М., 1985.
8. Гете И. В. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1978.
9. Данилевский Н. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991.
10. Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.
11. Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008.
12. Зиммель Г. Гете // Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Философия культуры. М., 1996.
13. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. М., 1977.
14. Легенда о докторе Фаусте. М., 1978.
15. Лотман Ю., Успенский Б. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода // «Свое» и «чужое» в истории русской культуры. Труды по знаковым системам. ХУ. Вып. 576: Типология культур. Взаимное действие культур. Тарту, 1982.
16. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 1–2. М., 1992.
17. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Т. 1. М., 1990.
18. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.
19. Эккерман И. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1981.
20. Эпштейн М. Фауст и Петр. Типологический анализ параллельных мотивов у Гете и Пушкина // Гетевские чтения. М., 1984
References
1. Anikst A. Gete i Faust. Ot zamysla k sversheniyu. M., 1983.
2. Aleksandrova N. Pervyy nemetskiy fil'm o Fauste // Getevskie chteniya. M., 2007.
3. Aysner L. Demonicheskiy ekran. M., 2010.
4. Berdyaev N. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. M., 1989.
5. Veber A. Izbrannoe: Krizis evropeyskoy kul'tury. SPb., 1999.
6. Volynskiy A. Leonardo da Vinchi. Kiev, 1909.
7. Gete I. V. Izbrannye proizvedeniya: V 2 t. M., 1985.
8. Gete I. V. Sobranie sochineniy: V 10 t. M., 1978.
9. Danilevskiy N. Rossiya i Evropa. Vzglyad na kul'turnye i politicheskie otnosheniya slavyanskogo mira k germano-romanskomu. M., 1991.
10. Zhirmunskiy V. Nemetskiy romantizm i sovremennaya mistika. SPb., 1996.
11. Zedl'mayr Kh. Utrata serediny. M., 2008.
12. Zimmel' G. Gete // Zimmel' G. Izbrannoe. T. 1: Filosofiya kul'tury. M., 1996.
13. Krakauer Z. Psikhologicheskaya istoriya nemetskogo kino. M., 1977.
14. Legenda o doktore Fauste. M., 1978.
15. Lotman Yu., Uspenskiy B. «Izgoy» i «izgoynichestvo» kak sotsial'no-psikhologicheskaya pozitsiya v russkoy kul'ture preimushchestvenno dopetrovskogo perioda // «Svoe» i «chuzhoe» v istorii russkoy kul'tury. Trudy po znakovym sistemam. KhU. Vyp. 576: Tipologiya kul'tur. Vzaimnoe deystvie kul'tur. Tartu, 1982.
16. Lerner M. Razvitie tsivilizatsii v Amerike. T. 1–2. M., 1992.
17. Florenskiy P. Stolp i utverzhdenie istiny. T. 1. M., 1990.
18. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoy istorii. M., 1993.
19. Ekkerman I. Razgovory s Gete v poslednie gody ego zhizni. M., 1981.
20. Epshteyn M. Faust i Petr. Tipologicheskiy analiz parallel'nykh motivov u Gete i Pushkina // Getevskie chteniya. M., 1984
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.