Статья 'История становления художественного образования Шанхая в первой четверти XX века ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

История становления художественного образования Шанхая в первой четверти XX века

Ху Вэньвэнь

ORCID: 0009-0003-1011-7704

кандидат искусствоведения

докторант, кафедра искусствоведеня, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского

660049, Россия, Красноярский область, г. Красноярск, ул. Ленина, № 22, кв. Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского

hu wenwen

PhD in Art History

Postgraduate student, Department of Art History, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky

660049, Russia, Krasnoyarsk region, Krasnoyarsk, Lenin St., No. 22, sq.

644533389@qq.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2023.10.44221

EDN:

ZKBPJB

Дата направления статьи в редакцию:

01-10-2023


Дата публикации:

08-10-2023


Аннотация: Объектом исследования статьи является процесс развития художественного образования китайского города Шанхая начала XX столетия. Предметом исследования стал вклад в культурную жизнь города образовательных учреждений, деятельность которых была направлена на подготовку мастеров в области изобразительного искусства. Целью статьи стало выявление уникального сценария развития художественного образования китайского мегаполиса, в формирование которого были включены творческие традиции не только Поднебесной, но и европейских стран, в том числе России. Для достижения данной цели были использованы научные методы таких дисциплин, как культурология, история, искусствоведение, определивших междисциплинарный характер исследования. В статье особое внимание уделено художественным обществам, деятельность которых в первой четверти XX столетия отличалась особенной активностью и направленностью как на развитие художественного образования, так и проведение творческих экспозиций. Для объективности полученных результатов в исследовании использовались уникальные документы, в том числе архивные источники и ретроспективная литература, что определяет научную новизну работы. Шанхай в первой четверти XX века стал «пионером» в становлении современной системы художественного образования страны. Под влиянием западной культуры творческое образование Шанхая за очень короткий срок претерпело глубокие трансформации, изменив художественную жизнь страны, внеся в нее жанровое, тематическое, технологическое.


Ключевые слова:

Китай, Шанхай, XX век, изобразительное искусство, художественное образование, художественная выставка, художник, педагог, художественные общества, художественная жизнь

Abstract: The object of research of the article is the process of development of art education in the Chinese city of Shanghai at the beginning of the XX century. The subject of the study is the contribution of educational institutions to the cultural life of the city, whose activities were aimed at training masters in the field of fine arts. The purpose of the article was to identify a unique scenario for the development of art education in the Chinese metropolis, in the formation of which the creative traditions of not only the Celestial Empire, but also European countries, including Russia, were included. The article pays special attention to art societies, whose activities in the first quarter of the XX century were particularly active and focused both on the development of art education and the organizing of creative expositions. For the objectivity of the results obtained, unique documents were used in the study, including archival sources and retrospective literature, which determines the scientific novelty of the work. Shanghai in the first quarter of the XX century became a "pioneer" in the formation of the modern system of art education in the country. Under the influence of Western culture, the creative education of Shanghai has undergone profound transformations in a very short time, changing the artistic life of the country, bringing genre, thematic, technological into it.


Keywords:

China, Shanghai, 20th century, arts, art education, art exhibition, artist, teacher, art societies, art life

Первые упоминания о Шанхае, как небольшой рыбацкой деревне, относятся к V веку. В XII столетии он развивался уже в городском статусе, привлекая внимание к себе предпринимателей и авантюристов со всего мира. Удобное географическое местоположение определило Шанхай центром политических и экономических баталий западного мира за сферы влияния. На протяжении веков город постоянно заселялся мигрантами. В XIX веке его улицы, имевшие ярко выраженный европейский колорит, наводнялись выходцами из Голландии, Португалии, Ирана, Англии, России, Германии, Америки. Согласно статистике, в 1930 году население Шанхая достигло 3 миллионов человек, 85% из которых прибыли из разных городов Китая и более чем из 40 стран мира [1, c. 9]. Приезжие активно участвовали в создании уникального архитектурного облика мегаполиса. Многонациональная культура Шанхая проявлялась в его внешнем образе и влияла на стремительный рост экономики, которая, в свою очередь, определяла повышенный спрос на образованных специалистов.

В конце XIX–начале XX века в городе открылись первые университеты, созданные европейцами, представителями миссионерских школ. Затем в процесс включились богатые китайцы, приглашавшие работать в частные учебные заведения западных педагогов. Например, 1905 году несколько шанхайских предпринимателей основали Фуданьский университет, который сегодня является одним из крупнейших образовательных учреждений в мире.

Так же активно происходило формирование системы художественного образования. В Шанхае была популярна идея интеграции традиционного китайского и современного искусства, приветствовался поиск новых творческих идей и все инициативы в этой области поддерживались населением уже с середины XIX века. В этот период Шанхайской католической церковью был основан художественный музей Тушаньвань, в котором проводились занятия для прихожан. Преподавателями были итальянские миссионеры, которые, в том числе, рассказывали о традициях европейского религиозного искусства. Для горожан данный опыт, знакомивший их с западной живописью, был первым [2, с. 149].

В 1901 году в Китае был основан журнал «Мир образования», в нем стали публиковаться статьи о западных образовательных системах в области изобразительного искусства, техниках и материалах, используемых европейскими мастерами. В 1904 году правительство Цин обнародовало «Устав школы Чжоу Дин», согласно которому рисование и курсы ремесел стали обязательными предметами для школьников и студентов колледжей. В городе осуществляли деятельность более 1000 начальных школ и 149 заведений среднего образования, в которых велись предметы по изобразительному искусству. Наиболее ярко это нововведение внедрялось в образовательные программы школы Чэнчжун, основанной в 1899 году; среднеобразовательной школы Юкай, открытой британским бизнесменом; английской миссионерской школы «Меллен-колледж» и американской миссионерской школы среднего образования для девочек. До 1949 года в Шанхае работало более 40 государственных, частных и церковных колледжей и университетов, в которых также преподавались основы художественного мастерства. В Американском церковном университете «Сент-университет» была организована ассоциация по изучению искусства и этот опыт подхватили многие адепты искусства, создавшие такие известные творческие кооперации, как художественная ассоциация Чэньгуан, ассоциация живописи «Белый гусь» и т. д.

Эстетическое воспитание населения было названо одной из пяти целей национального образования и молодежь города нацелилась на изучение европейской художественной культуры, освоение иностранных языков, прежде всего, русского и японского, через которые могла получить знания в области изобразительного творчества. В 1907 году был издан первый в Китае учебник по искусству, а в 1912 году на средства Лю Хайсу был открыт частный Шанхайский колледж изящный искусств – первый в Поднебесной. Его деятельность началась с работы в двух направлений – по рисунку и общеобразовательным предметам. В 1919 году директором колледжа стал Цай Юаньпей, занимавший до этого пост президента Пекинского университета. Он, известный в стране педагог и философ, пригласил меценатов Лян Цичао, Юань Ситао, Шэнь Эньфу и Хуан Яньпея возглавить Попечительский совет учреждения. Основатель колледжа Лю Хайсу стал работать деканом. Такие нововведения дали мощный толчок к развитию и позволили приобщить к процессу лучших в Шанхае учителей, таких: как политик и философ Кан Ювэя; политик, философ и писатель Лян Цичао; литературовед, историк, общественный деятель Го Моруо; философ Лу Ченя; философ, писатель Ху Ши; писатель Чжан Шичжао; поэт, писатель Сюй Чжимо; поэт Чжу Тяньфаня; специалист по китайской литературе Лю Жунчана; специалист по мировой литературе Чжаня Ипина. Основы каллиграфии в колледже преподавали Лу Фэнцзы, Ли Цзянь, Ма Гунъюй, Тан Юн; резку печатей – Ван Гэчжэнь Фан Цзекан, Хуан Сяочи; китайскую живопись – Ли Баокюань, Чжу Вэньюнь, Хэ Тяньцзянь, Лай Чушэн, Чжан Ишэн, Пань Тяньшоу, У Фужи, Гу Кунбо, Чжу Лэсань, Ван Шэнъюань, Се Гунчжань, Хуан Биньхун, а также Гао Цзяньфу, Е Гунчуо, Чжан Дацянь, прошедшие обучение в Японии. В этой же стране получили образование Чен Баойи, Чжу Цичжань, Се Хайянь, Ван Ячэнь, Гуань Лян, Ни Идэ, Чжоу Циньхао, Лу Хуша, Цзян Даньшу, ставшие учителями западной живописи. Последний также учился в Корее. Методы и приемы европейского искусства объясняли студентам колледжа Цзян Чжаохэ, Ли Иши, учившиеся в Великобритании и Ли Чаоши, который помимо английской подготовки получил знания во Франции. Там же, на берегах реки Сены осваивали азы искусства Чжоу Бичу, У Фадин. Выпускник Парижского университета Фу Лэй преподавал западную теорию и историю искусств, французский язык. Пан Юлян и Цзян Сяоюй, также обучавшиеся во Франции, помимо западной живописи, объясняли своим воспитанникам основы скульптуры. Весомую лепту в образовательный процесс внесли русские живописцы Василий Степанович Подгурский и Штойбин (имя неизвестно), испанский художник Кандзи, японский мастер Исии Байтинг [3, c. 390]. Ведущими педагогами колледжа были Чжан Ченбо (скульптура), Чжоу Сибао (рисунок), а также учителя музыкальных дисциплин: Хэ Лутин, Тан Шучжэнь, Дин Шаньдэ, Ма Сыконг, Вэй Чжунлэ, Чжэн Цзиньвэнь, Оуян Юцянь, Хуан Цзы. Последний из них проходил подготовку в Соединенных штатах Америки.

Разнообразие знаний, привезенных в Шанхай со всего мира, позволили коллективу колледжа максимально расширить профессиональный арсенал образовательных программ включением таких предметов, как анатомия, вопросы современного искусства, эстетика, цветоведение, композиция, философия искусства, перспектива, теория и история отечественного и зарубежного искусства, психология, литература, иностранные языки. В синтезе педагогических подходов, западных и восточных традиций искусства, передовых методик, в учреждении была создана уникальная модель обучения, направленная на развитие китайского современного искусства, свободного от традиционных догм. Например, большую популярность получила система факультативных занятий, согласно которой обучающиеся сами выбирали предметы из предложенного перечня и педагогов, которые их вели. Более того, студенты по своему усмотрению определяли учителей для освоения дисциплин обязательного цикла.

В 1920 году колледж впервые организовал работу летних школ, в которых пожелали учиться не только любители искусства, но и абитуриенты, готовившиеся к вступительным экзаменам, студенты художественных учреждений, желавшие дополнительно обучаться летом, учителя рисования общеобразовательных и рисовальных школ, считавшие необходимым пройти курсы повышения квалификации. Данный опыт оказался успешным, в летнее время количество обучающихся достигало 200 человек. Однако желающих учиться было намного больше, поэтому вскоре состоялся набор на заочную форму обучения.

Постоянное совершенствование методических систем позволило колледжу стать ведущим образовательным учреждением страны в области изобразительного искусства, а в 1921 году поменять статус на Шанхайскую академию изящных искусств. Ее студентами могли стать только выпускники школ, в образовательном цикле которых были художественные дисциплины. Академией был взят курс на массовое обучение молодых художников, которые в будущем могли бы включиться в развитие творческой экономики страны. Для успешного достижения этой цели меценаты инвестировали финансы на строительство новых корпусов учреждения [4, c. 160], что в итоге позволило расширить список преподаваемых специальностей и ввести такие предметы, как: китайская живопись, западная живопись, скульптура, дизайн, музыка, декоративно-прикладное искусство, педагогика в области искусства.

Круг образовательно-педагогических проблем, решавшихся в учебных аудиториях академии, также обсуждался на страницах профессиональных журналов, которые издавались в стенах академии, таких как «Искусство», «Конглинг», «Арт-еженедельник», «Друг учителя музыки», «Ежемесячник искусства», «Мир искусства», «Обучение красоте» и так далее. В них публиковали статьи педагоги и студенты. Ими же активно создавались творческие кооперации, например, группа западной живописи, первая в Китае; ассоциация восточной живописи; ассоциация исследований восточного искусства; ассоциация образования провинции Цзянсу; ассоциация исследований изящных искусств; ассоциация Тяньма; художественная группа западной живописи; клуб Чуенань; клуб живописи литераторов, члены которой осваивали знания по китайской и европейской культуре. Важную роль в общем процессе играли студенческие союзы, объединявшие молодежь по самым различным направлениям – спорту, музыке, театру [5], изобразительному искусству, как например, ассоциация исследования комических гравюр на дереве Те Лю.

Яркая деятельность Шанхайской академии изящных искусств не только обогатило образовательную жизнь города, но и подготовила большое количество профессиональных художников, работавших впоследствии во всех провинциях Китая. Согласно статистике, ее выпускниками с 1914 по 1937 год стали более 1760 человек. Творчество некоторых из них – Лю Канга, Гао Хун, Мао Фея, Сюй Бэйхуна, Чжу Цзинюня, Ци Чжан, Ван Цзыюань, Е Цзайчжэня, Ян Цюаня, Сюэ Ланьци, Цзинь Ланьсунь, Ван Линьи, У Даюй, Ван Цзыюнь, Ша Ци、Ю Чжидао, Чэнь Ган, Фэн Цишу, Янь Дижэнь, Хуан Чэнфан, а также девушек Пан Юлян, Лю Вэй, Ронг Цзюньли – было известно не только в Китае, но и за его пределами.

Выдающаяся деятельность Шанхайской академии изящных искусств очень быстро приобрела известность в стране и стала стимулом для открытия новых учреждений. В 1926 году был основан Шанхайский художественный колледж Синьхуа, в состав которого вошли преподаватели Шанхайской академии изящных искусств, которые, работая в реализме, продолжили эксперименты по интеграции отечественного и зарубежного искусства. Возглавил колледж Сюй Ланси, художник, прошедший обучение в Японии. Он организовал работу четырех факультетов, получивших названия «Китайская живопись», «Европейская живопись», «Декоративно-прикладное» и «Музыкальное искусство». В 1944 году учреждение было закрыто за отказ регистрироваться в Японии и обнародовать списки преподавателей и студентов. И, тем не менее, за 18 лет своей работы колледж воспитал плеяду ярких художников, в том числе таких живописцев, как Ли Цинпин, У Цинся, Шэнь Тунхэн, скульптор Чжан Чэнжэнь, музыкант Не Эр и др.

В 1919 году в Шанхае была создана Китайская ассоциация эстетического образования. Эта кооперация объединила учителей всей страны, ставивших перед собой задачу развития художественного образования на государственном уровне. Для членов товарищества было важно сформировать новый взгляд общества на жизнь, заменив «эстетику религии эстетикой творчества» [6, с. 481]. Эта идея была центральной в воззрениях Цай Юаньпэя, министра просвещения Китайской республики, которые он отстаивал в своей работе «Замена религии эстетическим образованием». Благодаря такой установке Китайская ассоциация эстетического образования настаивала на том, чтобы эстетическая подготовка детей и молодежи была обязательной и включала в себя занятия по рисованию, рукоделию, музыке, литературе, а также гимнастике [7, с. 5]. Основателями ассоциации были представители более 10 образовательных учреждений Шанхая: Цзян Даньшу, Чжоу Лянтан, Чжоу Линсун, Лю Хайсу, Цай Сяогу, Цзинь Мэнчжоу, Чэнь Мо, Чжан Гунби, Чен Мэн, Юй Чжаочжоу, Ху Цзичэнь, Сяо Туйгун, Лю Чжипин, Го Бокуань, Фэн Цзикай, Фу Яньчан, У Мэнфэй [8, c. 89].

Одновременно с созданием Китайской ассоциации эстетического образования в городе начала работать Шанхайская педагогическая школа, специализировавшаяся на подготовке преподавателей рисования для начальных и средних школ. Ее основателями стали выпускники отделения живописи Чжэцзянской педагогической школы У Мэнфэй, Лю Чжипин и Фэн Цзикай, заметившие кадровый голод среди учителей рисования, который был характерен не только для Шанхая, но и для всей страны. Директором школы стал У Мэнфэй, который начал профессиональную подготовку педагогов с занятий по живописи, архитектуре, рисунку, музыке. Учителя рисования в течении двух лет делали наброски, эскизы, затем писали с натуры. Они осваивали различные техники и технологии, работали акварелью, пастелью, углем, карандашом, маслом. Ими изучалась западноевропейская история искусств, классическая перспектива, академический и декоративный рисунок, плоскостная и пространственная композиции, а также решались различные творческие задачи при написании постановок. Уделялось внимание работе с глиной, гипсом, деревом, металлом, соломой, бамбуком. Через систему обучения в Шанхайской педагогической школе прошли художники, получившие вскоре известность в городе: Ле Фэнцзы, Ван Цзиюань, Ван Чжуншань, Ли Чаоши, Чжун Цзытун и другие.

В 1924 году Шанхайская педагогическая школа была переименована сначала в Шанхайскую педагогическую школу искусств, а затем, практически сразу в Шанхайский педагогический университет [9, c. 491]. В 1925 году, объединившись с Восточной художественной школой, основанной в 1923 году, по настоянию членов ассоциации исследований восточного искусства, школа сменила статус на Шанхайский университет искусств [10, с. 37].

Ректором университета стал У Чжихуэй, его заместителем был назначен Чжоу Циньхао, получивший профессиональное образование в Токийской школе изящных искусств. Вернувшись из Японии в Шанхай, он преподавал в Шанхайской академии изящных искусств. В 1922 году Чжоу Циньхао основал ассоциацию исследований восточной живописи, а в 1923 году –Ассоциацию исследований восточного искусства. Его деятельная натура активно включилась в работу над образовательной программой университета. Он стоял у истоков открытия нескольких кафедр – живописи, музыки, дизайна, литературы, скульптуры [11, c. 127], вошедших в состав факультета изящных искусств Шанхайского университета искусств. Его возглавил профессор Хун Е, специалист по европейской живописи, имевший опыт педагогической работы в Шанхайской академии изящных искусств. Преподавательский состав факультета был очень авторитетным, многие из них обучались за границей и имели бесценный опыт педагогической работы, в том числе в Шанхайской академии изящных искусств и других образовательных учреждениях города. Например, Чэнь Баои прошел подготовку в Японии, где осваивал азы масляной живописи. Его коллегами были Ли Чаоши, Цянь Бинхэ, Фэн Цзыкай, Чэнь Сяоцзян, Ли Сян, Хуан Баову, Чэнь Вандао, Ван Лайтянь, У Мэнфэй, Василий Степанович Подгорский и другие.

Педагоги университета обучали начинающих художников масляной живописи, традиционной китайской живописи, каллиграфии, скульптуре, эстетике, истории китайского искусства, истории мирового искусства и истории западноевропейской живописи. Профильные предметы дополнялись лекциями по истории музыки, литературе, философии, общественным наукам. Студентов обучали так, чтобы каждый из них ставил перед собой амбициозные цели и имел знания и навыки для их реализации. В университете продолжилась традиция летних школ, начатая в 1920 году Шанхайским колледжем изящный искусств. Молодежь с удовольствием училась в них, участвовала в работе форумов, клубов по интересам, вступала в различные союзы и товарищества. Самыми массовыми объединениями были ассоциация изучения живописи и ассоциация выпускников изящных искусств. Последняя была учреждена первыми выпускниками университета, которые развернули большую работу для повышения статуса своей alma-mater. Они редактировали учебники по искусству для начальной и средней школы, издавали ежеквартальные журналы, направленные на популяризацию художественного творчества; включались в организацию студенческих выставок и летних школ. Таким образом решалась государственная задача по развитию образовательной системы Китая, и эта инициатива вскоре была подхвачена Департаментом изящных искусств, учредившим ассоциацию живописи Танмэй. Её целью было развитие художественного творчества, которое включало «изучение живописи и развитие ясных художественных мыслей и чувств учащихся» [12, c. 233]. Началось мощное студенческое движение различных вузов страны, которые участвовали в организации благотворительных городских выставок с целью сбора средств для рабочих Поднебесной.

В 1927 году в мегаполисе произошел контрреволюционный переворот, Шанхайский университет был закрыт. Несмотря на то, что вуз проработал недолго, а количество выпускников составляло 46 человек, модель образования, разработанная в его стенах, дала бесценный опыт для последующего сценария художественного образования Китая. Философия обучения, которая культивировалась в Шанхайском университете искусств, способствовала распространению новых взглядов в развитии культуры, реализации ярких творческих идей и синтезу различных художественных традиций.

Итак, подводя итог исследованию, сформулируем следующие выводы. Во-первых, Шанхай в первой четверти XX века стал «пионером» в становлении современной системы художественного образования страны, даже опередив в этом процессе город Харбин, который также отличался инициативностью, отзывчивостью к новаторским идеям и склонностью к синтезу различных художественных традиций и школ. Под влиянием западной культуры творческое образование Шанхая за очень короткий срок претерпело глубокие трансформации, изменив художественную жизнь страны, внеся в нее жанровое, тематическое, технологическое разнообразие, расширив палитру изобразительного и выразительного языка искусства .

Во-вторых, именно в Шанхае были открыты учебные заведения, которые в скором времени из-за новаторства образовательных программ, преодолевали рамки собственного статуса. Примером может стать деятельность Шанхайского колледжа изящных искусств, который в 1921 году работал уже под академической вывеской. В работу обновленного учреждения включились педагоги Шанхайской художественной академии Синьхуа, Шанхайской демонстрационной школы, Китайской художественной академии, Шанхайской высшей академии изящных искусств, Чанминской художественной академии, художественного отдела Шанхайского университета. Их мастерство, в том числе и педагогическое, было известно не только в стране, но и за ее пределами. В 1952 году Шанхайская академия изящных искусств, объединившись с несколькими вузами, стала осуществлять деятельность как Нанкинский колледж искусств, а с 1959 года – Нанкинская академия художеств, работающая и сегодня. Таким образом, основной чертой сценария художественного образования, сформированного в Шанхае в начале XX века, стала кооперация ресурсов, которая проявила себя и во второй половине прошлого столетия, став важной характеристикой национальной профессионального обучения в области изобразительного искусства.

В-третьих, взлет искусства Шанхая в первой половине XX века был обусловлен концентрацией в нем большого количества молодых художников, многие из которых получили образование за границей. Они работали не только в среднем и высшем звене, но и в рисовальных школах, которые открывались в Шанхае в большом количестве. Благодаря прессе горожане узнавали о приеме в школу живописи и музыки (1907 год), женскую художественную школу Сунцзян, женскую художественную школу Сунху (1909 год) и другие. В 1910 году Чжоу Сян основал заочную школу китайской и западной живописи, а также Институт комплексного обучения, включавшего занятия по изобразительному искусству. В 1911 году он содействовал открытию Шанхайской академии масляной живописи. Вскоре в образовательный процесс в области изобразительного искусства активно включились частные учебные центры и студии, созданные живописцами, такие как художественный класс «Рисующие друзья», студия Раньин и другие. Однако, несмотря на массовость подобных инициатив и их социальную востребованность, работа в них отличалась нестабильностью: ученики посещали подобные «кружки» бессистемно, наблюдалась текучка среди педагогов, отсутствовали образовательные программы, а учредители старались не регистрировать свою деятельность в городском отделе образования.

И тем не менее, даже в этом, самом проблемном звене общей образовательной цепи, были совершенно уникальные учреждения. Например, частная студия «Студия Чонгрен», основанная Чжан Чунжэнь, получившим образование в Бельгии. В этой школе учащиеся получали знания в области живописи и скульптуры на уровне, соответствовавшем лучшим европейским образовательным учреждениям. В студии Чжан Чунжэня обучалась молодежь из всех стран мира. Среди его учеников, которых насчитывалось более 300 человек, наибольшую известность приобрели художники Ян Юрэнь и Цю Жуйминь. Сегодня мастер Чжан Чунжэнь считается одним из основоположников современной китайской скульптуры.

Таким образом, художественные силы, сосредоточенные в Шанхае в первой четверти прошлого столетия, обладающие высоким уровнем концентрации профессиональных знаний, инициативностью, готовностью к экспериментам, развитию и кооперации, сформировали сценарий развития изобразительного искусства Китая, и, повлияли на сложение его образа XXI века.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «История становления художественного образования Шанхая в первой четверти XX века», в которой проведено исследование процесса формирования системы художественного образования.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что на рубеже XIX–ХX веков активно происходило формирование системы китайского художественного образования. В Шанхае была популярна идея интеграции традиционного китайского и современного искусства, приветствовался поиск новых творческих идей, поддерживаемых населением города. Автор отмечает влияние западной культуры на творческое образование Шанхая, которое за очень короткий срок претерпело глубокие трансформации, изменив художественную жизнь страны, внеся в нее жанровое, тематическое, технологическое разнообразие, расширив палитру изобразительного и выразительного языка искусства.
Актуальность исследования определяет увеличивающийся масштаб тесных культурных контактов, развивающихся между Россией и Китаем, в том числе и в художественной сфере.
Методологическую основу составил комплексный подход, включающий общенаучные методы анализа и синтеза, а также описательный, социокультурный и исторический анализ. Теоретической основой исследования выступают труды таких китайских искусствоведов как Ма Линь, Чжоу Сян, Чжан Юйцунь и др. Эмпирическую базу составили мемуары, воспоминания и архивные материалы по изучаемой тематике.
Цель работы заключается в анализе процесса становления современной системы художественного образования Китая и вклада творческой элиты Шанхая в формирование общего направления эстетического воспитания. Автор поясняет выбор предмета исследования тем, что художественные силы, сосредоточенные в Шанхае в первой четверти прошлого столетия, обладающие высоким уровнем концентрации профессиональных знаний, инициативностью, готовностью к экспериментам, развитию и кооперации, сформировали сценарий развития изобразительного искусства Китая, и повлияли на формирования его образа в XXI веке.
К сожалению, автором не проведен анализ степени научной проработанности проблематики, поэтому представляется затруднительным делать заключение о научной новизне исследования.
Автором детально изучены и описаны исторические этапы формирования направления художественного образования Шанхая, начиная с создания в 1901 году журнала «Мир образования», в котором стали публиковаться статьи о западных образовательных системах в области изобразительного искусства, техниках и материалах, используемых европейскими мастерами.
Автором отмечены социокультурные предпосылки возникновения в Шанхая направления эстетического воспитания и художественного образования, а именно: формирование многонациональной культуры иммигрантами, рост экономики, потребность в учебных заведениях.
Особое внимание автором уделено роли государства в формировании курса художественного воспитания и образования граждан. Эстетическое воспитание населения было названо одной из пяти целей национального образования, и молодежь города нацелилась на изучение европейской художественной культуры, освоение иностранных языков, прежде всего, русского и японского, через которые могла получить знания в области изобразительного творчества. Так, автор особо отмечает, что в 1904 году правительство Цин обнародовало «Устав школы Чжоу Дин», согласно которому рисование и курсы ремесел стали обязательными предметами для школьников и студентов колледжей. В 1907 году был издан первый в Китае учебник по искусству, а в 1912 году на средства Лю Хайсу был открыт частный Шанхайский колледж изящный искусств.
Автором отмечен вклад русских художников в становление художественной образовательной системы Шанхая.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение предпосылок создания и процессов формирования института художественного образования определенного государства представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список исследования состоит всего лишь из 12 источников и содержит недостаточное количество непосредственно научных трудов для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.