Статья 'Дизайн концепция выставочного пространства государственного музея провинции Хэнань' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Дизайн концепция выставочного пространства государственного музея провинции Хэнань

Аббасов Ифтихар Балакишиевич

ORCID: 0000-0003-4805-8714

доктор технических наук

профессор, кафедра инженерной графики и компьютерного дизайна, Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия

347905, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Чехова, 22

Abbasov Iftikhar Balakishi

Doctor of Technical Science

Professor of the Department of Engineering Graphics and Computer Design at Southern Federal University, Engineering-Technological Academy

347905, Russia, Rostovskaya oblast', g. Taganrog, ul. Chekhova, 22

iftikhar_abbasov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ду Ифэй

магистр, кафедра инженерной графики и компьютерного дизайна, Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия

347928, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Чехова, 22

Du Ifei

Master's Degree Student, Department of Engineering Graphics and Computer Design, Southern Federal University, Engineering-Technological Academy

347928, Russia, Rostovskaya oblast', g. Taganrog, ul. Chekhova, 22

igkd@sfedu.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2023.6.38496

EDN:

SHSFJJ

Дата направления статьи в редакцию:

23-07-2022


Дата публикации:

05-07-2023


Аннотация: Хэнаньский музей является одним из первых музеев Китая, в условиях непрерывного развития технологий большинство музейных пространств требуют современного дизайна. В сегодняшней быстро развивающейся среде музейных брендов для данного музея необходим современный дизайн. Данная работа посвящена разработке новой концепции дизайна музейного пространства Хэнань, зала музыкальных инструментов Великого Шелкового пути, в целях разработки рекомендаций для дальнейшего продвижения бренда в области туристической привлекательности и развития местной экономики. Объектом исследования является музей провинции Хэнань, Китай, предметом является влияние бренда музея на популяризацию древнекитайской культуры. Приведен анализ некоторых азиатских музеев, описаны этапы становления музея, разработаны элементы ребрендинга: логотип, буклет, плакат, сайт, рекламная продукция музея. Предложена концепция дизайна помещения выставочного зала «Музыкальные инструменты Великого Шелкового пути», сделаны визуализации и создан видео облёт помещения зала, с наглядным представлением экспонатов для дистанционного доступа и просмотра. Был использован ситуационный подход к организации среды при разработке дизайна музейного пространства. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в ребрендинге музея культуры, в разработке новой концепции оформления выставочного зала музейного пространства Хэнаньского музея. Обсуждены некоторые современные тенденции развития дизайна музейного пространства на примере отечественных и зарубежных музеев.


Ключевые слова:

музей, история музея, этапы становления, дизайн концепция, музейное пространство, бренд музея, логотип, буклет, компьютерная модель, визуализация

Abstract: The Henan Museum is one of the first museums in China which requires modernization of its design. This work is devoted to the development of a new design concept for the Henan Museum space, the hall of musical instruments of the Great Silk Road, in order to develop recommendations for further brand promotion in the field of tourist attractiveness and the development of the local economy. The object of the study is the museum of Henan Province, China, the subject is the influence of the museum brand on the popularization of ancient Chinese culture. The analysis of some Asian museums is given, the stages of the museum's formation are described, the elements of rebranding are developed: logo, booklet, poster, website, advertising products of the museum. The concept of the design of the exhibition hall "Musical Instruments of the Great Silk Road" was proposed, visualizations were made and a video flight of the hall was created, with a visual representation of the exhibits for remote access and viewing. A situational approach to the organization of the environment was used when developing the design of the museum space. The scientific novelty and theoretical significance of the research lies in the rebranding of the Museum of Culture, in the development of a new concept for the design of the exhibition hall of the museum space of the Henan Museum. Some modern trends in the development of museum space design on the example of domestic and foreign museums are discussed.


Keywords:

the museum, history of the museum, stages of formation, design concept, museum space, the brand of the museum, logo, booklet, computer model, rendering

Актуальность исследования

Музей - это место, которое распространяет культуру и уникальным образом демонстрирует её людям. Музейное пространство – это способ отражения культуры общества в рамках одного пространства. Музейное пространство создается с помощью определенных экспозиционных приемов, материалов, предназначено для раскрытия смысла, посыла экспозиции [1],[2]. В целом это пространство объединяет не только архитектурную основу, также и визуальную оболочку музейных экспозиций. К составляющим музейного пространства можно отнести их цифровое сопровождение в виде сайта, виртуального тура для дистанционного доступа.
Дизайн музейного пространства является одним из наиболее важных способов привлечения посетителей. Более того, дизайн музейного пространства может внести в музей уникальную художественную атмосферу, чтобы музей продолжал развиваться. Дизайн музея основан на демонстрации культурных реликвий и образцов в определенном пространстве. Благодаря дальнейшему разумному планированию и особому дизайну пространства культурные реликвии могут быть более тесно интегрированы с окружающей средой, создавая более доступную культурную атмосферу.
Главным объектом обслуживания музейного пространства являются посетители, туристы. Надо создать функционально удобную среду для посещения туристов, максимально привлекая их внимание, пробуждая желание исследовать культурные реликвии, экспонаты. Музей также является общественным местом, где люди получают культурное образование, проводят досуг, однако некоторые выставочные пространства все ещё имеют проблемы с удовлетворением потребностей масс, что приводит к постепенному снижению количества посетителей [3].
В настоящее время в Китае есть много музеев, которые используют корпоративный имидж, как часть своего бренда. В таких условиях необходимо активно развивать все аспекты музейного бренда для удовлетворения потребностей музеев в современном обществе [4]. В этой работе ключевым направлением исследования является внедрение культуры бренда в государственный музей провинции Хэнань, музей с долгой историей должен идти в ногу со временем.

Цель, задачи исследования

Данная работа посвящена разработке новой концепции дизайна музейного пространства Хэнань, зала музыкальных инструментов Великого Шелкового пути, в целях разработки рекомендаций для дальнейшего продвижения бренда в области туристической привлекательности и развития местной экономики. Объектом исследования является музей провинции Хэнань, Китай, предметом является влияние бренда музея на популяризацию древнекитайской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо: сделать анализ современного состояния бренда некоторых азиатских музеев истории, культуры, определить особенности развития музея провинции Хэнань, выявить исторические аспекты существования культуры Великого Шелкового пути, определить и разработать компоненты новой концепции дизайна для музейного пространства провинции Хэнань на примере зала Музыкальные инструменты Великого Шелкового пути. В рамках новой дизайн-концепции планируется создание логотипа музея, рекламной, полиграфической продукции, проектирование и моделирование помещения выставочного зала Музыкальных инструментов Великого Шелкового пути.
Научная гипотеза исследования предполагает, что обновленный бренд музея, созданный на основе современных технологических требований будет продвигать и популяризировать историю и культуру Китая.
В данной работе в основном рассматриваются методы анализа и синтеза на основе исторических данных и информации, полученной из профессиональной литературы. В работе применены следующие методы исследования: исторический подход, логический подход, системный анализ. Был использован ситуационный подход к организации среды при разработке дизайна музейного пространства. На основе стилистического и сравнительного анализа описаны составляющие бренда некоторых аналогичных музеев Юго-восточной Азии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в анализе бренда южно-азиатских музеев истории, культуры в целях ребрендинга данного музея, в разработке проекта оригинальной дизайн-концепции зала выставочного пространства Хэнаньского музея.

Музей провинции Хэнань

Провинция Хэнань расположена в центральной части Китая со столицей в городе Чжэнчжоу. Хэнань находится на стыке прибрежной открытой местности, центрального и западного районов и является важным транспортным узлом в Китае. По состоянию на конец 2021 года постоянное население провинции Хэнань составляло 98,83 миллиона человек. Расположенный в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ, провинция Хэнань является одним из мест зарождения древней китайской цивилизации [5].
Здесь в период культуры Пэйлиган около восьми тысяч лет назад зародились ремесла, такие как земледелие, животноводство и гончарное дело. В период средней и поздней культуры Луншань, более четырех тысяч лет назад, Центральные равнины вступили в эпоху комбинированного использования изделий из камня и бронзы. Более 20 ортодоксальных династий, таких как династия Ся и династия Шан, последовательно основали или переносили свою столицу в Хэнань. В Хэнани располагаются четыре из восьми древних столиц Китая, а именно Лоян, древняя столица тринадцати династий, Кайфэн, древняя столица восьми династий, Аньян, древняя столица семи династий Чжэнчжоу, древняя столица Ся и Шан.

Исторические этапы создания музея провинции Хэнань

Основанный в 1927 году, Хэнаньский музей является одним из самых старых и крупных музеев Китая. Музей расположен в городе Чжэнчжоу, площадь застройки 55 тысяч квадратных метров [6],[7]. В 2009 году он был выбран в качестве первой партии национальных музеев, построенных совместно центральными и местными органами власти. В настоящее время в музее Хэнаня хранится коллекция из более чем 170 000 культурных реликвий, наиболее отличительными из которых являются доисторические культурные реликвии, бронза Шан и Чжоу, керамика, нефрит и резьба по камню прошлых династий. Выбор именно данного китайского музея обусловлен тем, что один из авторов статьи является уроженцем данной провинции, и эта работа поможет популяризации культуры родного края.
Большинство культурных реликвий были получены в начале двадцатого века из археологических раскопок в Шанцю, Лоян, Аньян, Кайфэн, Сычуань, Санмэнься, Хуэйсянь, Синьчжэн. Среди коллекций более 5000 экземпляров первоклассных национальных культурных реликвий, имеющих высокую историческую, культурную и художественную ценность, а некоторые коллекции известны как национальные сокровища. Во время антияпонской войны часть ценных культурных реликвий из музея Хэнань была сохранена в Тайваньском историческом музее. С 1930 по 1937 год были периодом беспрецедентного развития для музея Хэнань, коллекции содержали самые многочисленные и изысканные исторические реликвии с местными особенностями Хэнани.
В 1948 году Народно-освободительная армия Китая освободила древнюю столицу Кайфэн. Партия и правительство придали большое значение культурному просвещению и культурным мероприятиям, музей снова начал процветать. В 1961 году музей Хэнань был перенесен из Кайфэна в Чжэнчжоу, в столицу провинции, с лучшим выставочным центром. Однако, когда музей был организован и осуществлял различные виды деятельности, началась беспрецедентная культурная революция. За 10 лет Культурной революции работа музея была парализована, и её деятельность была заброшена, позднее музей постепенно начал восстанавливаться, и вступил в новый период исторического развития. Особенно в 1980-х годах популярность музея продолжала расти, с углублением реформ 1990-х годов и открытости, международные культурные обмены и быстрое развитие туризма еще больше способствовали развитию национальных музеев.
Основное здание главного выставочного зала музея Хэнань напоминает древнюю обсерваторию династии Юань (самая ранняя сохранившаяся обсерватория в Китае, расположенная в Дэнфэн, Хэнань (рис.1, слева). Музей интерпретируется как «Пирамида с короной», корона имеет форму прямоугольного сосуда, символизирующая Центральные равнины Китая (рис.1, справа). В главном зале есть голубые прозрачные окна сверху донизу и прозрачный стеклянный пояс, что выглядит очень величественно [8].

640(1) 20181227171854914

Рис.1. Обсерватория древней династии Юань (Дэнфэн, Хэнань) и современное здание музея Хэнань

Выставочная деятельность музея

В начале создания музея Хэнань придавали большое значение сбору культурных реликвий. Однако из-за отсутствия опыта, работа музея была случайной, часто просто собирали редкие коллекции, а сами коллекции были достаточно сложными: хорошее и плохое смешивались.
Особо стоит отметить, что музей также выступил с инициативой провести несколько полевых раскопок и получил большое количество раскопанных культурных реликвий. Коллекции стали не только многочисленными, но также качественными и ценными. Такие, как квадратный горшок с лотосом и краном, девятиручный нефрит жуйи в округе Дэнфэн (рис.2). Именно благодаря большому количеству культурных реликвий он значительно повысил свой статус в национальном музейном кругу, а также получил высокую оценку за рубежом.

IMG_256 IMG_256

Рис.2. Культурные реликвии в музее, выставочный зал «Древний нефрит провинции Хэнань»

Период с 1977 по 1997 год можно назвать 20-летием великого развития Хэнаньского музея, выставочная работа велась ярко и постепенно зарекомендовала себя как музей национальных культурных реликвий. За последние десять лет, с постоянным углублением работы с культурными реликвиями, давно хранившиеся культурные реликвии, наконец, снова выставились. Департаменты культуры различных регионов и городов собрали большое количество прекрасных культурных реликвий. Эти изысканные реликвии, такие как жемчуг, инкрустированный на земле Центральных равнин, излучают сверкающее сияние и непременно привлекают бесчисленное количество туристов из Китая и из-за рубежа своим бесконечным очарованием [9],[10].
Музей провинции Хэнань - это не только место сбора культурных реликвий, культурного просвещения, но и важное место для научных исследований [11]. В период с 1931 по 1938 год Хэнаньский музей опубликовал более 100 томов каталогов и исследовательских работ по культурным реликвиям. В 1977 году при поддержке Музея провинции Хэнань был выпущен первый культурный журнал провинциального уровня "Henan Cultural Newsletter". Постепенно сформировались академические журналы с местными особенностями и уникальными стилями, которые привлекают всё большее внимание культурных и музейных кругов. Далее рассмотрим в качестве аналога некоторые музеи Юго-восточной Азии исторического, культурного профиля.

Исторические музеи Юго-восточной Азии

Для сравнения и анализа были отобраны десять крупных профильных музеев стран Юго-восточной Азии. Были составлены таблицы с логотипом, экстерьером, интерьером, носителями бренда, фирменными цветами этих музеев. На рис. 3, 4 представлены сравнительные данные этих дести музеев.
1. Токийский национальный музей Японии расположен в северной части парка Уэно в Токио, основан в 1938 году, здесь в доверительном хранении находится 87 предметов китайских сокровищ, 634 предмета важных культурных реликвий.
2. Национальный музей природы и науки - крупнейший музей естествознания в Японии. Расположен в парке Уэно в Токио, основан 1871 году, коллекционный фонд состоит из более чем 89 000 экспонатов.
3. Национальный музей Кореи – крупнейший на территории Республики Корея исторический и художественный музей и культурный центр, основан в 1945 году, расположен в столице страны городе Сеуле, коллекционный фонд состоит из 220 000 экспонатов.
4. Сеульский исторический музей находится в одном из северных районов Сеула – Чонногу, создан в 2002 году.
5. Национальный музей Бангкока – центральный национальный музей Таиланда, крупнейший музей Юго-Восточной Азии, основан в 1874 году. В музее представлена коллекция произведений тайского искусства и истории.

Рис.3. Музеи Юго-восточной Азии, часть I

6. Музей Сиама – расположен на улице Санамчай в Бангкоке, Таиланд, создан в 2007 году.
7. Национальный музей Сингапура – старейший музей в Сингапуре. История данного заведения начинается в 1849 году, является одной из секций библиотеки Сингапурского института.
8. Национальный музей Малайзии, основан в 1963 году в Куала-Лумпур в здании, напоминающим внешне традиционный малайский дом.
9. Музей цивилизаций Азии (Asian Civilisations Museum) – это сингапурский музей, рассказывающий об исторических корнях страны через описание культуры азиатских народов за последние пять тысяч лет. Коллекционный фонд состоит из 1500 исторических, культурных артефактов.
10. Национальный музей Индонезии – центральный музей истории и культуры Индонезии в Джакарте. Основан в 1778 году, коллекционный фонд состоит из 140 000 экспонатов.

Рис.4. Музеи Юго-восточной Азии, часть II

Относительно анализа бренда данных музеев, нас интересует в основном логотип (фирменный знак), носители бренда и фирменные цвета. Представленные логотипы содержать как шрифтовую часть (в основном рубленные шрифты), так и графическую (кроме Национальных музеев Сингапура и Токио). Графическая часть составлена на основе силуэтов флоры и фауны (национальный музей природы и науки Токио, Национальный музей Бангкока), на основе религиозных символов (национальный музей Кореи), петроглифа (музей Сиама), геометрического знака из ритмических пятен (национальный музей Индонезии), также с аббревиатурами (Токийский национальный музей, Национальный музей Малайзии, Музей цивилизаций Азии).
На всех логотипах музеев национальные названия дублируются англоязычными версиями. В экстерьере большинства зданий можно отметить европейский стиль, некоторые имеют этническую основу. Интерьеры в основном отличаются в соответствии с содержанием экспозиции, фирменные цвета поддерживают национальную символику и носителей бренда (черный, серый, красный, терракотовый, оттенки лазурного и желто-зеленого). Можно заметить, что фирменные цвета достаточно приглушенные, нет ярких оттенков (синего, голубого, желтого). Отмеченные особенности рассмотренных музеев демонстрируют скорее особенности их отраслевой принадлежности к музейному делу.

Ребрендинг музея провинции Хэнань

За последние несколько лет корпоративный имидж Хэнаньского музея не претерпел серьезных изменений. Основная причина в том, что логотип в то время был вдохновлен внешним видом здания музея. При разработке нового бренда основное внимание необходимо уделить классическим культурным реликвиям, а также историческим источникам, на которых основана культура Центральных равнин.
Следует отметить, что был предложен новый фирменный логотип, и он вдохновлен формой классических культурных реликвий в музее. Поэтому, чтобы люди поняли историческое происхождение, необходимо сосредоточить внимание на этой культурной реликвии.
При проектировании выставочного зала необходимо учитывать дизайн для улучшения имиджа, в том числе общего и корпоративного воздействия. При этом также необходимо принять во внимание цветовое оформление всего пространства: цвета должны гармонировать друг с другом, не должно быть слишком отстраненных и не соответствующих тематике выставки [12],[13].
В тексте, знакомящем с культурными реликвиями, шрифт должен быть унифицирован, текст должен быть написан удобным для чтения шрифтом. Также надо обратить внимание на гармонию цвета шрифта с фоном. Это важный аспект посещения выставки зрителем. Особое внимание также следует уделить плакатам и билбордам, а выставка должна выдерживать единый стиль с имиджем бренда [10],[14].

Разработка логотипа, фирменных носителей

Первым шагом в создании и развитии бренда является создание различных дизайнерских решений логотипа. Ниже приведен ассоциативный ряд изображений (рис.5). Бронзовые изделия – древнейший вид китайского творчества. Своим разнообразием форм, типами украшений и уровнем техники литья китайская бронза является блистательным вкладом в мировое искусство. Традиционные китайские орнаменты относятся к узорам с уникальными национальными художественными стилями, передаваемыми из поколения в поколение.

QQ截图20211128053952 QQ截图20211128053848

Рис.5. Ассоциативный ряд: бронзовый бокал в форме птицы, традиционный китайский орнамент, изображение птицы

На базе иллюстративного материала были предложены следующие поисковые варианты эскизов логотипа (рис.6).

Рис.6. Поисковые варианты логотипа

В результате обсуждений был выбран следующий окончательный вариант логотипа музея Хэнань, который представлен на рис.7, слева. Новый логотип в основном базируется на известной коллекции культурных реликвий музея Хэнань, на стилизованном бокале в форме птицы. Также разработан упаковочный орнамент на основе логотипа в стиле традиционных китайских узоров (рис.7, справа). Использование повторяющихся орнаментов и их комбинаций, создает красивый фон, который может применяться для изготовления фирменной графики и упаковки.

logo_画板 1_画板 1 辅助图形_画板 1

Рис.7. Окончательный вариант логотипа и узор для упаковочной продукции

В качестве фирменных цветов были выбраны оттенки терракотового цвета: C:29, M:99, Y:100, K:0 и C:59, M:81, Y:100, K:44. Оттенки, выбранные для бренда, соответствуют цветам, используемым в унифицированных оттенках интерьера музея. В качестве фирменных шрифтов были выбраны Running Hand и Source Serif Variable, которые будут использованы при разработке фирменной полиграфической продукции.

Буклет является носителем фирменного стиля, с помощью линий, изображений и текста его можно объединить в творческое и изысканное произведение для отображения бренда музея и содержание выставки (рис.8).

буклет-01 буклет-02

Рис.8. Буклет музея

Независимо от того, в какой форме представлен плакат, он должен иметь сильное визуальное воздействие и художественную привлекательность. Музейные плакаты должны выражать тематику, название выставки, время и место проведения (рис.9).

1 2

Рис.9. Плакаты выставки музея, посвященной музыкальным инструментам Великого Шелкового пути

Также был предложен дизайн сайта Хэнаньского музея, который сейчас является важным направлением развития оцифровки экспонатов, и последующего ознакомления с коллекцией музея.

Концепция дизайна выставочного зала «Музыкальные инструменты Великого Шелкового пути»

Шелковый путь в широком смысле делится на Сухопутный Шелковый путь и Морской Шелковый путь. Сухопутный Шелковый путь берет свое начало во времена династии Западная Хань (202–208 гг. до н. э.), когда император династии Хань У отправил посланника в западные регионы, через Ганьсу и Синьцзян в Среднюю и Западную Азию и соединил средиземноморские страны доступом по суше [4],[5].
Морской Шелковый путь в основном проходил через Южно-Китайское море, поэтому её также называют Южно-Китайским морским Шелковым путем. Морской шелковый путь был сформирован во времена династий Цинь и Хань, развивался и процветал при династиях Суй, Тан, Сун, Юань и Мин. Традиционный Шелковый путь начинается с древней столицы Китая Чанъаня, и достигает Средиземного моря через страны Центральной Азии, заканчивается в Риме, с общей протяженностью 6440 километров. Эта дорога считается перекрестком древних цивилизаций Востока и Запада, а шелк являлся самым представительным грузом. На протяжении тысячелетий по Шелковому пути путешествовали кочевники, племена, торговцы, верующие, дипломаты, солдаты и ученые-исследователи.
Со временем Шелковый путь стал собирательным названием для всех политических, экономических и культурных обменов между древним Китаем и Западом. Основным вкладом Шелкового пути в развитие древнекитайского общества был экономическим, он позволял жителям Центральных равнин вести товарную торговлю со своими западными соседями. Помимо экономического вклада, ещё одним вкладом Шелкового пути был культурный аспект в развитие древнекитайского общества. Многие правители Центральных равнин начали принимать открытую дипломатическую стратегию по отношении к соседним странам в Центральной и Западной Азии. Взаимное поглощение значительно способствовало культурному обмену между Китаем и странами Средней и Западной Азии.
В музее Хэнань одновременно открыто множество выставок, среди них «Музыкальные инструменты Великого Шелкового пути» – последняя выставка. Это позволяет посетителям погрузиться в историю и культуру, благодаря музыкальным инструментам, которыми торговали на Шелковом пути, и знакомству с исторической информацией. Выставка призвана рассказать людям об исторических аспектах и значительном влиянии Шелкового пути. На рис. 10 в виде таблицы представлены традиционные музыкальные инструменты, типичная архитектура храмов, этнические рисунки и национальные орнаменты стран Юго-восточной Азии [6]. Путем наглядного сравнения можно заметить национальные особенности культуры и искусства этих стран. В них есть что-то общее, объединяющее, одновременно у них остаются свои нюансы, признаки, указывающие на этническую принадлежность.