Статья 'Искусство в дизайне. Специфика создания визуального образа музыкально-художественного события' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Искусство в дизайне. Специфика создания визуального образа музыкально-художественного события

Демидова Мальвина Васильевна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра информационных технологий и компьютерного дизайна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

191186, Россия, г. Санкт–петербург, наб. Дворцовая, 2

Demidova Malvina

PhD in Art History

Associate Professor, Department of Information Technology and Computer Design, St. Petersburg State Institute of Culture

191186, Russia, g. Sankt–peterburg, nab. Dvortsovaya, 2

malvina.demidova@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2023.5.37762

EDN:

CDSVWP

Дата направления статьи в редакцию:

30-03-2022


Дата публикации:

06-06-2023


Аннотация: Объектом исследования статьи является актуальная для современного дизайнера тема – формы репрезентации звукового/музыкального образа визуальными выразительными средствами. Предметом исследования служат примеры информационно-сопроводительных материалов, разработанных для культурных событий, связанных с музыкой. Анализируются проекты современных авторов Дуана Чжихуа (Duan Zhihua) и Росио Галарца (Rocío Galarza). Цель работы - рассмотреть специфику создания визуального образа музыкальной/звуковой композиции, а также дизайнерский подход ведения проектной работы по созданию композиции, в которой визуальный и звуковой контексты образуют структурное единство. Метод исследования в данной работе состоит в применении аналитического подхода к анализу дизайнерских проектов, посвященных музыке, который основан на синтезе иконографического и семантического анализа композиционных решений, и может использоваться в проектной, исследовательской и образовательной деятельности дизайнера. Научная новизна исследования заключается во введении в оборот нового эмпирического материала, в котором создание проектной композиционной формы рассматривается как создание коммуникативной системы, основанной на комбинировании выразительных средств, кодирующих информацию о визуальном и звуковом содержании. Исследование показало, что музыкальный образ воспринимаемый, как правило, посредством исполнителя, в создании его визуального эквивалента предполагает его интерпретацию дизайнером. Анализ размещенных в сети проектов современных дизайнеров подтвердил, что в визуальном образе, несущем информацию о музыкально-художественном событии, визуальный и звуковой контексты образуют структурное единство, становясь уникальным предметом для изучения, способствуя разработке и совершенствованию методов проектирования в дизайне. В работах современных дизайнеров Дуана Чжихуа и Росио Галарца наблюдается стремление к разработке композиций, отличающихся легко прочитываемой семантической связью художественно-выразительных элементов с широким социокультурным контекстом.


Ключевые слова:

дизайн, музыка, мультимедиа, полиграфия, визуальный дизайн, фирменный стиль, визуально-звуковой образ, музыкально-художественное событие, плакат, буклет

Abstract: The object of the research of the article is an actual topic for a modern designer – the forms of representation of a sound/musical image by visual expressive means. The subject of the study are examples of information and accompanying materials developed for cultural events related to music. The projects of contemporary authors Duan Zhihua and Rocio Galarza (Rocío Galarza) are analyzed. The purpose of the work is to consider the specifics of creating a visual image of a musical/sound composition, as well as the design approach of conducting project work on creating a composition in which visual and sound contexts form a structural unity. The research method in this work consists in applying an analytical approach to the analysis of design projects dedicated to music, which is based on the synthesis of iconographic and semantic analysis of compositional solutions, and can be used in the design, research and educational activities of the designer. The scientific novelty of the research lies in the introduction of new empirical material into circulation, in which the creation of a project compositional form is considered as the creation of a communicative system based on the combination of expressive means encoding information about visual and sound content. The study showed that the musical image perceived, as a rule, through the performer, in creating its visual equivalent implies its interpretation by the designer. The analysis of the projects of modern designers posted on the web confirmed that in a visual image that carries information about a musical and artistic event, visual and sound contexts form a structural unity, becoming a unique subject for study, contributing to the development and improvement of design methods. In the works of modern designers Duan Zhihua and Rocio Galarza, there is a desire to develop compositions that differ in an easily readable semantic connection of artistic and expressive elements with a broad socio-cultural context.


Keywords:

design, music, multimedia, polygraphy, visual design, corporate identity, visual and sound image, music and art event, poster, booklet

Современная практика требует от дизайнера навыков владения разнообразными способами передачи содержания проекта, включая умение работать в современных программных средах разработки с разного вида визуальной и звуковой информацией. Данная статья посвящена актуальным практическим проблемам, которые стоят перед дизайнером, специализирующимся в области графического дизайна и мультимедиа.

Яркий зрительный образ музыкально-художественного события должен надолго оставаться в памяти участников. По этой причине разработке информационно-рекламного сопровождения праздничного концерта или фестиваля сегодня уделяется не меньше внимания, чем составлению репертуара, сценарию, режиссуре и репетиции каждого отдельного номера. Проектирование и разработка фирменного стиля и графического наполнения всех информационных носителей культурного события является творческой задачей дизайнера, что предполагает создание гармонии между точно найденной художественной формой и содержанием, выстраивание соответствия визуального образа звуковому, нахождение баланса между привлекательностью и практичностью, функциональностью и легкостью прочитывания информации.

Актуальность темы исследования обусловлена значительным увеличением количества мероприятий в сфере культуры, включающих одновременно различные виды и формы подачи информации, а также не ослабевающим вниманием теоретиков дизайна и педагогов-практиков в области дизайна к исследованию специфики визуальных форм, несущих информацию о звуковом пространстве и содержании музыкально-художественных проектов. Рассмотрение сложных вопросов реализации эстетической и художественной коммуникации в дизайнерских проектах, разработанных для музыкально-художественных событий, открывает возможность углубленного изучения представлений о специфике взаимодействий в современной системе отношений «коммуникационный дизайн – искусство – общество».

Создания визуального образа музыкально-художественного события требует решения определенных задач. Во-первых, следует прояснить, в чем именно усматриваются особенности и специфика визуального образа данного музыкально-художественного события. Во-вторых, надо проанализировать содержание звукового материала музыкально-художественного события, для которого создается композиция дизайн-проекта. В-третьих, на примере работ современных дизайнеров необходимо рассмотреть возможные механизмы создания визуальной композиции, несущей информацию о звуке, звуковом пространстве проекта, что должно способствовать лучшему пониманию техники «грамматического» исследования структурного взаимодействия всех композиционных элементов. Решению этих задач должен способствовать аналитический подход к исследованию материала, который может эффективно использоваться как в проектной, так и образовательной деятельности дизайнера.

В различных областях гуманитарных знаний существуют разные методы анализа и изучения содержания сложных смысловых систем. Так, например, в работе отечественного автора Д.Р. Валеевой [3] содержится анализ наиболее распространенных методов исследования идеи текстового содержания, активно применяющиеся в лингвистике, а именно: компонентный анализ, исследование внутренней формы слова, контекстуальный анализ и другие методы исследования. Она отмечает: «Исследование концептуальной структуры текста имеет особое значение, поскольку в художественных произведениях репрезентируется как базовая, общенациональная концептуальная картина мира, так и индивидуально-авторская» [3]. Содержательный аспект абстрактной живописи на примере отечественных художников начала ХХ века с помощью иконологического метода анализа раскрывает в своей работе М.В. Дроник [8]. Графический дизайн в контексте современной визуальной культуры и новых технологий рассматривает в своей работе Р.Ю. Овчинникова [17]. Изучению сущности феномена художественного образа в музыкальном искусстве посвящена работа Р.З. Комурджи [11]. Специфику создания музыкального образа посредством объяснения художественных принципов музыкальных стилей раскрывает С.С. Скребков [19]. Визуализацию музыкального образа выразительными средствами живописи на примере творчества М.Чюрлениса анализирует А. Андрияускас [1]. На музыкальной фактуре останавливает свое внимание российский художник, теоретик авангардного течения начала XX века В. Марков [14] и другие известные авангардисты того времени [16, 21]. Интерпретации нотного текста с использованием визуальных средств, а также фиксации его образа и содержания посредством современной нотной графики посвящены работы М.В. Демидовой [6], Сэ Хёнга Ким [10], Л. Кун [13] и В. Мартынова [15]. Важность вопросов изучения не только истории, но и теории музыкальной письменности отмечает С.Е. Энглин [20]. Исследователь Е.В. Герцман [4] акцентирует внимание на том, что любая нотная запись всегда сопровождается, казалось бы, «мелочами», но при этом от них очень часто «зависит “живое дыхание” нотной системы, способствующее более подробной передаче звучащей музыки» [4, С.68]. Как монолитное образование вербальных и невербальных (параграфемных) средств, т.е. креолизованный текст, предлагает рассматривать произведения печатной рекламы Ф.Л. Косицкая [12]. Анализ, описанный в приведенных работах, важен для выявления функциональных подходов к созданию визуального образа и стиля информационно-сопроводительных материалов для музыкально-художественного события, а также определения механизма применения их на практике разработки стратегии коммуникации со зрителем.

Музыкальный образ воспринимается, как правило, через исполнителя. Он не может быть воспринят, как произведения визуального искусства живописи, графики, фотографии или скульптуры, созданные непосредственно самим скульптором или художником. При разработке визуального образа музыкального события в роли своеобразного интерпретатора звукового материала выступает дизайнер. В создании визуального образа звукового произведения дизайнер пользуется близким набором графических средств, как и композитор, фиксирующий посредством графических знаков и изображений содержание музыкального произведения. В зависимости от своего художественного, профессионального и жизненного опыта дизайнер с одной стороны расшифровывает образ звукового или музыкального произведения, с другой – создает его снова, каждый раз вырабатывая новый механизм комбинирования графических изображений, часто сочетая при этом элементы разных семиотических систем, такие как буквы и нотные знаки. Если музыкальный образ представляет собой целостную смысловую систему интонаций, то визуальный образ – систему графических знаков, эмоциональное настроение и содержание которой также считывается зрителем и зависит уже от его опыта и визуальной подготовленности.

Современные мультимедийные технологии позволяют объединять в единую композицию не только элементы разных семиотических систем, но и выразительные средства разных видов искусства. То, как возможности анимации графических форм и линий изменяют восприятие границ композиционного пространства, раскрепощают мышление дизайнера, расширяют палитру профессиональных выразительных средств, наглядно представляют учебные проекты студентов кафедры информационных технологий и компьютерного дизайна Санкт-Петербургского государственного института искусств. В качестве примеров, размещенных в сети, можно привести проекты моушн-дизайнеров. Дипломный проект О. Болдиной, посвящен созданию мультимедийного контента для выставки «Авангард в динамике». В частности, ею представлен фрагмент мультимедийной выставки, посвященный картине В. Кандинского “Различные происшествия”» [2]. Дипломный проект, созданный В. Семиной, представляет «Мультимедийную выставку “Кандинский, Лентулов, Малевич”» [18]. Созданию визуально-звукового синтеза, нахождению интересных конструктивных решений соединения элементов и частей композиционной формы способствовало изучение в учебном процессе композиционных принципов стилей и направлений не только визуальных искусств, но и музыки. Музыкальное или звуковое сопровождение, воспринимаемое совместно с развивающейся во времени визуальной композицией, способствует эмоциональному «переживанию» увиденного и, следовательно, получает большое значение в информационно-образной структуре мультимедийного произведения.

При этом студенты-дизайнеры, специализирующиеся в области графического дизайна, в процессе создания и разработки полиграфической продукции для музыкально-художественного события в большинстве случаев предпочитают опираться на ставшие привычными правила швейцарского интернационального стиля, в котором метод организации листа, способ соподчинения элементов и создание композиционного контраста определяют геометрическая простота и порядок.

Вместе с тем при разработке и динамично-развивающейся, и статичной композиции дизайнер может сознательно отталкиваться от музыкального или звукового образа, чтобы решать задачи, связанные с передачей ярких ощущений и переживаний от тесно связанных между собой аспектов восприятия. Сегодня целенаправленный анализ музыкального материала при разработке проекта, связанного с музыкальной темой, должен лежать в основе пути к совершенствованию эмоционального и аналитического подхода при поиске новых композиционных решений.

Современные социальные медиа-платформы и интернет-сервисы позволяют просмотреть большое количество работ современных дизайнеров, созданных для музыкально-художественных событий. Среди таких ресурсов можно назвать платформы Bēhance и Pinterest, интернет-сайт конкурса профессиональных веб-дизайнеров Awwwards, а также фотохостинг Flickr. Содержанием настоящего исследования является анализ проектов современных дизайнеров, представленных на этих платформах и посвященных разработке фирменного стиля и информационного сопровождения различных мероприятий в сфере культуры, связанных с музыкой. Для анализа были выбраны работы таких авторов как Дуана Чжихуа (Duan Zhihua) [25] и Росио Галарца (Rocío Galarza) [22], чтобы на их примере показать новаторство в трактовке форм при создании свободной композиции, посвященной музыкальной теме.

В 2016 году графический дизайнер из Шанхая Дуан Чжихуа (Duan Zhihua) представил на Московском фестивале графического дизайна «Золотая пчела» серию плакатов, посвященных мюзиклу «Нотр-Дам де Пари». Созданные им визуальные образы напоминают графическую нотацию (graphic notation или graphic score в англ. языке), представляющую музыку с помощью символов, выходящих за рамки традиционной нотной записи (Рис.1).

Рис. 1. Серия имиджевых постеров на тему мюзикла «Нотр-Дам де Пари», 2016

Дизайнер: Дуан Чжихуа (Duan Zhihua)

Работа Дуана, является продолжением нового подхода к созданию визуального образа звукового пространства и графической записи нотного текста, получившим популярность в 1950-х, который начиная с того времени стал использоваться композиторами как в сочетании с традиционной нотной записью, так и вместо нее. Яркий пример такой нотографики – партитура Fontana Mix – музыкального произведения, созданного Джоном Кейджем (Рис.2) [9, C. 57], в котором наблюдается случайное столкновение неожиданных звуков. Наряду с самой музыкой Кейдж создал нотную запись, используя 10 листов бумаги и 12 прозрачных пленок, которые при наложении создавали структуру, из которой можно было составить партитуру исполнения.

Рис. 2. Партитура: Фонтана-мих (Fontana Mix), 1958

Композитор: Джон Кейдж (John Cage)

Не менее интересны партитуры Романа Хаубенштока-Рамати, например, "Multiple 1", 1969 [23], или офорты того же композитора, такие как "Konstellationen ", 1971 г. (Рис.3) [24], которые способны вызвать ощущение слышания музыки даже в то время, когда она не звучит.

Рис. 3. Офорт "Созвездия" ("Konstellationen "), 1971

Графика: Р. Хаубеншток-Рамати (R. Haubenstock-Ramati)

Серия Дуана Чжихуа «Нотр-Дам де Пари» приемами комбинирования графических элементов, будто передающих распространение звуковых волн, близка по образу нотным записям композиторов авангардистов. Дизайнер разработал абстрактное композиционное пространство, изменяющееся от плаката к плакату в зависимости от музыкального события, которое в нем фиксируется, и героя, который живет и взаимодействует с этой созданной для него пространственной средой.

В мюзикле, как и в романе Виктора Гюго, ареной житейских страстей выступает собор Нотр-Дам де Пари. Чжихуа использует рисованные изображения его элементов, такие как готическое окно-роза, колокола, изображение портала готического собора, тюремная решетка, а также ломаные и волнообразные линии, фрагменты текста, и другие абстрактные формы и фактуры. Он трансформирует создаваемое пространство в зависимости от изменений эмоционального состояния действующего героя-персонажа на событие, которое тот в данный момент переживает. Подобная творческая методика была когда-то разработана М. Чюрленисом. В статье «Чюрленис и проблема синтеза искусства» исследователь и критик В. Иванов отмечает что «принципиальная новизна творческого метода литовского художника усматривается в “живописной обработке элементов зрительного созерцания по принципу, заимствованному из музыки”» [1].

Словно мелодии в музыкальном произведении, разнообразные графические темы в плакатах Чжихуа варьируются, развиваются, трансформируется, напряженно сталкиваются, переплетается с элементами сопутствующих сюжетных тем, различных по глубине планов. Подобно тому, как через интонацию музыка способна отражать внешнюю по отношению к композитору диалектику материального мира, у Чжихуа выбор графических элементов, способы их обработки, поиск форм их конструктивного взаимодействия – все решает основную задачу, связанную с созданием точно найденного визуального образа, как отражения звукового.

В современном мире, располагая свободным доступом к освоению линейной нотной записи, мало кто задумывается над тем, «какой сложный и длительный путь нужно было пройти, чтобы в профессиональный обиход вошла та нотная письменность, которая, несмотря на все свои недостатки, могла достаточно полно (во всяком случае, по сложившимся представлениям) отражать звучащий материал. Чтобы понять хотя бы частично возникавшие сложности, достаточно представить трудности тех, кто впервые поставил перед собой задачу письменно запечатлеть хотя бы один звук. Ведь его нельзя было даже нарисовать на писчем материале, поскольку он невидим» [4, С.69]. Сейчас композиторы продолжают активно развивать современные формы графической нотной записи, а дизайнеры, вторя им, ищут свои визуальные средства, способные передать образ звукового пространства, который будет понятен каждому. Зритель может быть часто лишён непосредственного слухового контакта с произведениями, включенными в событие или концерт, вдохновившими дизайнера на создание визуализации образа. Музыка – искусство живое, воспринимаемое эмоционально. При этом графика способна передать все тонкости вибрации, характер интонации и тембра звуков, создав у зрителя ощущение, что он чувствует звуковое пространство, слышит каждый звук. «Нотр-Дам де Пари» Дуана Чжихуа – серия графических произведений, которую не только возможно прочитать как современную партитуру, но и почувствовать эмоции, услышать звук, погрузиться в атмосферу происходящих событий.

Другой пример – визуальный дизайн, фирменный стиль фестиваля, разработанный Росио Галарца (Rocío Galarza) из Буэнос-Айреса, занимающейся иллюстрацией и редакционным дизайном. Ее работу Limbo / Festival de Freak folk (Galarza R., 2013) отличает яркость и безудержность энергии созданного образа, легкость и одновременно четкость систематизации информации, ясность и запоминаемость формы подачи материала, вариативность, которая не может не вызывать заслуженного эмоционального отклика у зрителя (Рис.4).

Рис.4. Рекламные постеры фестиваля Freak folk / Limbo, 2013

Дизайнер: Росио Галарца (R. Galarza)

Freak folk (Фрик-фолк) – музыкальный жанр, который включает и объединяет в себе множество других жанров. Он характеризуется эклектичностью, слиянием элементов акустического мира с электронным миром и экспериментированием с нетрадиционными инструментами и очень специфическими голосами. Freak folk стремится экспериментировать со звуковыми эффектами, художественным обыгрыванием ошибочного попадания в звуковой тон, различными мутациями звука и звуковыми слоями. Из названия самого жанра возникает концепция трансформации, переосмысления того, что является «традиционным».

Созданная Росио Галарца для Limbo имиджевая графика представляет множество свободных вариаций с комбинированием изобразительных элементов (фрагментов портретов исполнителей, музыкальных инструментов, пишущей машинки, курицы, орнамента из ромбов, отдельных элементов цифр и букв, и множества других), а также шрифтовых композиций со всевозможными «визуальными шумами», «дефектами» изображения. Применение эффекта, имитирующего результат действия сильного ветра, способствовал созданию яркого художественного образа. Ветер подул и все привел в движение, все перепутал, смешал даже различные гарнитуры шрифта, и не только на одном полотне/листе или развороте, но часто в одном слове.

На Freak folk фестивале, как правило, предлагается погрузиться в состояние праздника, постоянного движения, экспериментов и вибраций, в ритме диссонирующих гармоний и мощных голосов. Удачно выбранные Росио Галарца технические выразительные средства оформления и конструирования всех визуальных составляющих специфического креолизованного текста, способствовали созданию точной интерпретации и передачи смысла предстоящего на тот момент события – яркого Limbo. Текст визуального дизайна Limbo помимо изображений и шрифта определил и выбор стиля типографики, цвет, композицию, модульную сетку, макет текста. Все элементы скомпонованы так, что как по нотам направляют движение взгляда зрителя, определяют характер этого движения, создают ритмический рельеф, полифонию переплетающихся информационных потоков, линий, как в музыке, или в танце. Известно, что танцорам также важно свободно ориентироваться в нотных партитурах, в которых они находят опору и вдохновение для своих новых постановок [5]. Дизайнер же, анализируя графическое структурирование, расстановку акцентов в нотной графике, может увидеть много общего с искусством типографики и по-новому почувствовать звучащую материю, найти соответствующие приемы, подчеркивающие выразительность темы посредством ритма и фактуры.

Еще одна важная основа дизайнерской графической конструкции, созданной Р. Галарца –модульная сетка, которая призвана способствовать ясной, четкой организации композиционного материала. Ни на плакатах фестиваля Limbo, со всей чёткостью расстановки информационных и композиционных акцентов, ни на других носителях, билетах, буклете с программой, этот внутренний каркас, присутствуя зримо, не воспринимается навязчивым и не лишает проект яркости, колорита и индивидуальности. Он, подобно композиционной схеме в музыке, с одной стороны помогает Росио Галарца упорядочить весь материал, с другой – не сдерживает эмоциональность, энергию и буйство красок (Рис.5).

Рис. 5. Буклет-программа фестиваля Freak folk / Limbo, 2013

Дизайнер: Росио Галарца (R. Galarza)

Визуальные образы, художественно осмысленные и разработанные дизайнерами, в частности, созданные в проектах Дуаном Чжихуа и Росио Галарца, отражая общепонятные и значимые для человека явления действительности профессиональными специфическими средствами, не всегда могут иметь единственно возможную трактовку, так как они вступают во взаимодействие с уникальным опытом реципиента. Однако невозможно не отметить, что отличительной особенностью их проектов является легко прочитываемая семантическая связь созданных элементов художественной выразительности, используемых в композиции, с широким социокультурным контекстом.

Дизайнерский метод мышления универсален и состоит в поиске осмысленных, оригинальных, остроумных эстетических и технологических решений, разных проектов, в том числе – мультимедийных. Для осмысления визуального решения звукового образа музыкально-художественного события в статье был проведен детальный разбор с аналитическим описанием дизайнерских проектов, основанный на синтезе иконографического и семантического анализа реализации дизайнерского замысла.

В результате, в заключение статьи можно сделать следующие выводы:

Во-первых: так как, музыкальный образ воспринимается, как правило, посредством исполнителя, то специфика создания его визуального эквивалента закономерно предполагает интерпретацию его дизайнером.

Во-вторых: особенность создания визуального образа музыкально-художественного события связана с возможностью соединения в одной семиотической системе изобразительных мотивов, абстрактных форм, фактур, шрифта и блоков текста, графических обозначений чисел и нотной записи – всех элементов, посредством которых создается креолизованный текст. Такой текст следует рассматривать как коммуникативную систему, имеющую особое, синтезированное воздействие на зрителя, технические выразительные средства оформления которой способствуют повышению качества эффективности восприятия и глубины интерпретации образа и содержания.

В-третьих: исследованию структурного взаимодействия всех элементов композиции креолизованного текста, информирующего о музыкально-художественном событии, способствует проведение аналогий между получившей популярность в 1950-х новой графической записи нотного текста и современной типографикой. Механизм создания подобного креолизованного текста, несущего информацию о музыкальном или звуковом содержании, рассмотренный на примере работ Дуан Чжихуа и Росио Галарца, с успехом может применяться в исследовательской, образовательной и непосредственно в проектной деятельности дизайнера.

В-четвертых: комплексный анализ размещенных в сети интернет проектов современных дизайнеров подтверждает, что в визуальном образе, несущем информацию о музыкально-художественном событии, визуальный и звуковой контексты образуют структурное единство, становясь уникальным предметом для изучения, способствуя разработке и совершенствованию методов проектирования в дизайне.

В-пятых: отмечено, что современные проекты, в частности, работы Дуана Чжихуа и Росио Галарца, в которых наблюдается стремление к свободным, новаторским композиционных формам, постконструктивистким решениям, отличает наличие легко прочитываемой семантической связи элементов художественной выразительности с широким социокультурным контекстом.

Специфика разработки визуального дизайна мультимедийной или полиграфической продукции музыкально-художественного события требует различных путей поиска и разных методов создания визуализации, которые сами по себе в каждом проекте могут становиться инновационными. Аналитический подход к исследованию звукового/музыкального материала незаменим при разработке дизайнерами стратегий коммуникации со зрителем, для которого создаются информационно-рекламные материалы о музыкально-художественном событии.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы лежат в более детальном изучении процесса создания образа эстетически и художественно-значимого текста. На сегодняшний день они тесно связаны с развитием новых технологий, с запросом общества на разработку новой мультимедийной продукции, в которой просматривается понятный алгоритм переключения внимания с одного вида информации на другой, способствующий охвату всей формы подачи материалов в целом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Визуальные образы постепенно становятся самостоятельными объектами для всестороннего изучения, включая междисциплинарное. Небесспорным является утверждение о соотношении искусства и дизайна, однако некоторые авторы приводят убедительные доводы на этот счет, и в целом проблема приобретает важное значение для исследовательской рефлексии. В этой связи автор, также актуализируя вопрос об «искусстве в дизайне», вправе рассчитывать на получение эвристически значимых итоговых результатов.
Между тем, оценивая содержание рецензируемой статьи, следует обратить внимание на практикоориентированный характер материала, при этом тональность работы связана с выделением субъекта – дизайнера. Обычно в подобных исследованиях акцент делается на свойствах или особенностях конкретных видов искусства или творчества, здесь же автор статьи выбрал не совсем тривиальный объект для изучения. Полагаю, что это можно отметить как важный момент, меняющий в принципе сложившуюся направленность или традицию исследований проблематики соотношения искусства и дизайна.
Преимуществом выбранного автором подхода следует также назвать достаточно удачные иллюстрации, подтверждающие те или иные авторские суждения. Да, хотелось бы, чтобы автор сопроводил свой материал визуальными иллюстрациями, но и описав имеющиеся примеры, он в общем-то сохранил их смысл и в нужном ключе расставил акценты. Кроме того, автор серьезно подошел к анализу научного дискурса по теме, представил анализа широкого круга источников, касающихся образности и образов, примечательно, что оценке подлежали различные виды образности или образов, что позволило автору сопоставить варианты дизайнерских решений, связанных как раз с теми или иными видами визуального образа. Не могу согласиться с формулировкой практической значимости исследования: «Практическая значимость исследования заключается в применении аналитического подхода к исследованию композиции дизайн проектов посвященных музыке, который включает метод контент-анализа и концептуальный метод, и может использоваться в проектной и образовательной деятельности дизайнера» (приводя цитату, я сохраняю «авторскую» ошибочную пунктуацию). Здесь речь идет о методологии, а не о практической значимости – автору необходимо конкретизировать, какую задачу в принципе способно помочь решить его исследование.
Затронуты в статье, хотя и достаточно поверхностно, некоторые важные аспекты участия исполнителя, например, в подаче музыкального образа. Нередко в научном дискурсе появляются статьи по поводу оценки роли исполнителя в интерпретации художественного произведения или передаче художественного образа через исполнительство – вполне разумно, что автор статьи также не прошел мимо этого важного направления исследований и «вписал» свои нарадотки в сложившийся на этот счет исследовательский контекст.
Автору предстоит всерьез выправить текст на предмет большого числа языковых погрешностей – становится очевидным, что автор явно не в ладах с грамматикой русского языка, а точнее с запятыми. Местами это выглядит просто парадоксально: «Современные, социальные медиа-платформы и интернет-сервисы…» и т.д. (приведу аналогию: мама, мыла раму – так будет правильно?). Одним словом в этой части исследовательская культура некоторым образом у автора статьи страдает, а вместе с этим страдают и читатели, которые сталкиваются, извините, с безграмотным текстом.
Местами текст статьи демонстрирует нарушение логики изложения материала, когда автор неожиданным образом перескакивает с одной излагаемой мысли на другую без всякой подготовки читателя – при этом основная нить повествования теряется, а авторская концепция сама по себе тускнеет. Так, например, ближе к финалу статьи автор, рассуждая о проекте Росио Галарца, быстро переходит к обобщениям по поводу дизайнерского метода мышления (кстати, об этом аспекте автор вообще упоминает вскользь, хотя именно он дает нам возможность получить результаты оценки соотношения дизайна и искусства). Отсутствие выводов, а также следования четкой логике научного поиска затрудняют понимание материала и становятся основанием, чтобы вести речь о необходимости доработки данного материала.


Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования, как следует из заголовка и целеполагания, автор определяет специфику создания визуального образа музыкально-художественного события. Детально анализируются лишь две дизайнерские работы. Из чего следует, что предмет исследования сформулирован слишком широко. На деле раскрыта специфика создания визуальных образов лишь в двух работах: Дуан Чжихуа (Duan Zhihua) к мюзиклу «Нотр-Дам де Пари» и Росио Галарца (Rocío Galarza) к Festival de Freak folk. Это, хотя и показательные, но частные случаи, логика выборки которых автором в статье не раскрыта. Случайный тип выборки, опосредованный алгоритмами поисковых интернет-сервисов и эстетическими вкусами автора, не является аргументом, позволяющим делать стилистическое обобщение или указать на универсальность дизайнерских приемов. Поэтому попытка обобщения хорошо проанализированных примеров выглядит спорной. Автору необходимо скорректировать предмет исследования так, чтобы он отражал сильную сторону работы – анализ эмпирического материала.
Методология исследования автором не продумана: нет взаимосвязи задач исследования с приемами их решений, перечисленных во введении методических подходов с представленными результатами в основной (аналитической) части. Слишком обобщенно автором понимается конкретно-научный метод контент-анализа, на деле в работе не используемый. Сильной стороной является синтез детального иконографического и семантического анализа дизайнерских проектов Дуан Чжихуа и Росио Галарца, а также попытка сравнения креолизованного текста Дуан Чжихуа с визуальным рядом кластерной партитуры Р. Хаубеншток-Рамати. Правда объективная взаимосвязь произведений Чжихуа и Хаубеншток-Рамати осталась неочевидной: их сравнение эклектично и не оправдано. Из поставленных задач частично решена лишь одна (первая): выявлена специфика визуальных образов двух музыкальных событий в интерпретациях Дуана Чжихуа и Росио Галарца. Остальные задачи сформулированы слишком широко и на проанализированном автором материале не могут быть решены.
Актуальность выбранной автором темы исследования (взаимосвязь музыкальных и художественных образов в конструировании сообщения о музыкальном событии) чрезвычайно высока. Она обусловлена переломным моментом в современном искусстве дизайна. Отмечается стремление современных дизайнеров к отказу от конструктивизма в пользу постконструктивистких решений, отличающихся семантической связью элементов художественной выразительности с широким социокультурным контекстом. Эта связь прослежена автором, но, к сожалению, результаты её выявления не получили достаточного внимания и не отражены в выводах.
Научная новизна в работе присутствует: введен в оборот новый эмпирический материал, который детально проанализирован; примененный синтез искусствоведческих методов анализа эмпирического материала отражает авторскую позицию и достоин внимания. Однако достоинства работы перечеркивает терминологическая эклектика («коммуникационный дизайн», «аналитическое описание», «метод контент-анализа», «основное содержание исследования» - будто есть неосновное, «набор поискового выражения» и др.), которая затрудняет прочтение авторской мысли.
Стиль текста нуждается в серьезной доработке: 1) много несогласованных сложно сочиненных предложений (например, «Основным содержанием исследования является анализ дизайн-проектов современных дизайнеров, посвященные разработке фирменного стиля и информационного сопровождения различных мероприятий в сфере культуры, связанных с музыкой, а именно авторов Дуана Чжихуа (Duan Zhihua) [23] и Росио Галарца (Rocío Galarza) [20]») – необходимо выверить и упростить авторскую мысль, чтобы избежать разночтений; 2) необходимо избегать произвольной авторской трактовки терминов, выверяя обоснованность их употребления на основе проанализированной литературы.
Структура статьи не выполняет стандартных функций: нет логической связи введения, основной части и выводов. Содержание текста нуждается в литературном редактировании.
Библиография в целом раскрывает проблемную область исследования, но пункты 14, 15, 16, 17 нуждаются в корректуре согласно требованиям ГОСТ.
Апелляция к оппонентам корректна
Интерес читательской аудитории журнала «Культура и искусство» статье гарантирован после её доработки и ликвидации обозначенных рецензентом недочетов.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Постоянное развитие информационных технологий в современном обществе, в том числе и в сфере культуры и искусства, обуславливает бесспорную актуальность темы настоящей статьи. Как пишет автор в ее начале, данная работа «посвящена актуальным практическим проблемам, которые стоят перед дизайнером, специализирующимся в области графического дизайна и мультимедиа». Актуальность применения дизайнером обновляющихся технологий для воплощения творческого замысла и концепции визуального дизайн-проекта мультимедийной или полиграфической продукции при создании музыкально-художественных событий, безусловна.

Автор статьи представляет подробный обзор существующих источников по теме исследования, с указанием методов анализа, примененных в них. «Анализ, описанный в приведенных работах, важен для выявления функциональных подходов к созданию визуального образа», – резюмирует автор. Однако избранный им самим подход к исследованию (а не к практической стороне своей темы) пока остается непонятен. Хотя такой предмет изучения, как «специфика создания визуального образа музыкально-художественного события» содержит серьезный потенциал для исследования, например, с междисциплинарной позиции.
Лишь в финале основной части статьи автор определяет свой подход к исследованию: «Для осмысления визуального решения звукового образа музыкально-художественного события в статье был проведен детальный разбор с аналитическим описанием дизайнерских проектов, основанный на синтезе иконографического и семантического анализа реализации дизайнерского замысла». Все же такую ключевую позицию всей работы, как методология, рекомендуется определять в начале исследования.

Определение основного ракурса исследования – «анализ проектов современных дизайнеров … посвященных разработке фирменного стиля и информационного сопровождения различных мероприятий в сфере культуры, связанных с музыкой» – также затеряно в тексте статьи. Одним словом, преамбула, объясняющая очевидную актуальность и важность «объединения в единую композицию» «выразительных средств разных видов искусства» или «целенаправленного анализа музыкального материала при разработке проекта, связанного с музыкальной темой», получилась несколько затянутой.

Этим критические замечания ограничиваются.

Выбранные работы дизайнеров Дуана Чжихуа и Росио Галарца, на примере которых которых автор показывает «новаторство в трактовке форм при создании свободной композиции, посвященной музыкальной теме», рассмотрены автором с умелым использованием компонентного, сопоставительного, семантико-когнитивного анализа, описательного и классификационного методов.

Статья обладает несомненной научной новизной, большой практической значимостью, демонстрирует глубокое и доскональное знание автором специфики изучаемого предмета.

Стиль исследователя, при очевидной научности изложения, отличается своеобразием, высокой художественностью, содержательностью и иными достоинствами. Структура статьи (за исключением уже упомянутых недостатков) четкая и логичная.

Содержание работы демонстрирует множество достоинств, в числе которых особо хочется отметить четкость и изобразительную содержательность характеристик при анализе выбранных дизайнерских работ, обширность выводов. Например: «Зритель может быть часто лишён непосредственного слухового контакта с произведениями, включенными в событие или концерт, вдохновившими дизайнера на создание визуализации образа. Музыка – искусство живое, воспринимаемое эмоционально. При этом графика способна передать все тонкости вибрации, характер интонации и тембра звуков, создав у зрителя ощущение, что он чувствует звуковое пространство, слышит каждый звук. «Нотр-Дам де Пари» Дуана Чжихуа – серия графических произведений, которую не только возможно прочитать как современную партитуру, но и почувствовать эмоции, услышать звук, погрузиться в атмосферу происходящих событий». Или: «Созданная Росио Галарца для Limbo имиджевая графика представляет множество свободных вариаций с комбинированием изобразительных элементов (фрагментов портретов исполнителей, музыкальных инструментов, пишущей машинки, курицы, орнамента из ромбов, отдельных элементов цифр и букв, и множества других), а также шрифтовых композиций со всевозможными «визуальными шумами», «дефектами» изображения».

Библиография достаточно обширна, включает основные источники по теме, в т.ч. иностранные, оформлена корректно. Апелляция к оппонентам сделана на высоконаучном уровне.

В заключительном параграфе автор поэтапно подытоживает достигнутые результаты исследования, после чего делает конструктивные и обстоятельные выводы: «Аналитический подход к исследованию звукового/музыкального материала незаменим при разработке дизайнерами стратегий коммуникации со зрителем, для которого создаются информационно-рекламные материалы о музыкально-художественном событии». В итоге автор справедливо заключает, что перспективы дальнейшего изучения вопроса «тесно связаны с развитием новых технологий, с запросом общества на разработку новой мультимедийной продукции, в которой просматривается понятный алгоритм переключения внимания с одного вида информации на другой, способствующий охвату всей формы подачи материалов в целом».

Можно полагать, что данная работа представляет бесспорный интерес для исследователей и профессионалов в области компьютеризации художественного и проектного творчества, в педагогической практике подготовки дизайнеров и для самих дизайнеров, работающих в среде компьютерных мультимедиа, а также для самой широкой читательской аудитории, интересующейся музыкально-художественными событиями.





Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.