Статья 'Проблема классификации графического искусства анархистской периодики рубежа XIX–XX вв.' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Проблема классификации графического искусства анархистской периодики рубежа XIX–XX вв.

Веласкес Сабогаль Поль Марсело

аспирант, кафедра истории западноевропейского искусства, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7–9

Velásquez Sabogal Paúl Marcelo

Postgraduate student, Department of History of Western European Art, St. Petersburg State University (St. Petersburg State University)

199034, Russia, g. Saint Petersburg, nab. Universitetskaya, 7–9

st073511@student.spbu.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2022.6.35993

EDN:

EKSCFP

Дата направления статьи в редакцию:

23-06-2021


Дата публикации:

30-06-2022


Аннотация: Предметом исследования является существующая классификация графического искусства анархистской периодики рубежа XIX–XX вв. Объектом исследования служат публикации, посвященные проблеме составления классификации произведений графического искусства анархизма. Это работы Р. и Е. Гербертов, А. Дардел, Л. Литвак, Ж. Годар-Даванта, К. Фергюсон - зарубежных специалистов в области графики анархизма. Отечественных публикаций по данной теме не имеется. Особое внимание автор статьи обращает на сходство в подходах к классификации разных авторов и существующие лакуны в данной области искусствоведения с целью определения дальнейших перспектив исследования рассматриваемой проблематики.   Научная новизна работы заключается в выяснении не систематизированных в российской историографии тенденций классификации, предлагаемых в литературе на английском, французском и испанском языках, на основе которых разрабатывается методологическая база для анализа темы. Методы, использованные в работе, следующие: анализ историографии с целью выявления существующих подходов к изучению графики анархистской периодики; компаративистский анализ, позволяющий сопоставить две основные тенденции (по тематико-иконографическому и образно-тематическому принципу) между собой, найдя дальнейшие перспективы интерпретации и существующие лакуны. Результаты исследования раскрывают существующую традицию классификации, авторы которой продвигают свои методы, препятствуя появлению других подходов и типов классификации, могущих пролить свет не только на образ анархиста, но и на особенности диалога между анархистской графикой и художественным авангардом.


Ключевые слова:

анархистская периодика, графическое искусство, классификация, художественный авангард, иконографические направления, тематико-иконографический принцип, образно-тематический принцип, рубеж веков, анархистская история искусства, зарубежная литература

Abstract: The subject of the study is the existing classification of graphic art of anarchist periodicals of the turn of the XIX–XX centuries. The object of the research is publications devoted to the problem of compiling a classification of works of graphic art of anarchism. These are the works of R. and E. Herbertov, A. Dardel, L. Litvak, J. Godard-Davant, K. Ferguson - foreign experts in the field of anarchist graphics. There are no domestic publications on this topic. The author of the article pays special attention to the similarity in approaches to the classification of different authors and the existing gaps in this field of art criticism in order to determine further prospects for the study of the issues under consideration.   The scientific novelty of the work is to clarify the classification trends not systematized in Russian historiography, proposed in the literature in English, French and Spanish, on the basis of which a methodological basis for the analysis of the topic is being developed. The methods used in the work are as follows: analysis of historiography in order to identify existing approaches to the study of graphics of anarchist periodicals; comparative analysis, which allows us to compare the two main trends (according to the thematic-iconographic and figurative-thematic principle) with each other, finding further perspectives of interpretation and existing gaps. The results of the study reveal the existing tradition of classification, the authors of which promote their methods, preventing the emergence of other approaches and types of classification that can shed light not only on the image of an anarchist, but also on the peculiarities of the dialogue between anarchist graphics and the artistic avant-garde.


Keywords:

anarchist periodicals, graphic art, classification, artistic avant-garde, iconographic trends, thematic and iconographic principle, figurative-thematic principle, turn of the century, anarchist history of art, foreign literature

Взаимосвязь анархизма и искусства на рубеже XIX–XX вв. вызывает интерес как в отечественном [1-5], так и в зарубежном [7, 12, 14, 15, 17, 18] искусствоведении. В течение последних четырех десятилетий сформировалось несколько направлений анализа этой проблемы, фокусирующихся на разных аспектах теории и истории изобразительных искусств. Графика анархистской периодики является одним из самых ярких аспектов проявления указанной взаимосвязи и темой нашей статьи. Актуальность исследования заключается в том, что в данной публикации впервые систематизируются и характеризуются основные тенденции изучения выше обозначенной темы, проливая свет на общие места и существующие лакуны. Методы, использованные в работе, следующие: метод, основанный на анализе историографии, использующийся для систематизации существующих подходов к анализу графики анархистской периодики; а также метод компаративистского анализа, полезный для того, чтобы сопоставить друг с другом точку зрения разных авторов, найдя общие пути и определив перспективы дальнейшего изучения проблемы. Теоретической базой исследования являются публикации, посвященные взаимосвязи графического искусства и анархизма рубежа XIX–XX вв., написанные на английском [10, 13], французском [8, 9, 11] и испанском языках [6, 16]. К сожалению, на русском языке отсутствуют публикации по теме графики анархистской печатной культуры прошлого века, что еще раз подчеркивает важную роль данной статьи. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов статьи в аналитических исследованиях, а также в подготовке к публикации источников по проблеме диалога между политикой и эстетикой в свете классического анархизма и его прессы. Научная новизна исследования определяется тем, что ратифицируется ранее не систематизированный методологический инструментарий, необходимый для рассмотрения области исследования, остающейся по сей день маргинальной в современном искусствоведении.

Для достижения нашей цели мы предполагаем решить следующие задачи: проанализировать тенденции, существующие в классификации графики анархистской периодики по тематико-иконографическому и образно-тематическому принципу, и, таким образом, продемонстрировать необходимость поиска новых подходов.

Анализ выбранной темы опирается на знание других видов искусства, таких как живопись и скульптура, и понимание существования определенных географических границ. Вышеизложенное препятствует становлению методологических и аналитических групп, с помощью которых исследователь может восстановить панораму графики анархистской периодики в виде международного и автономного эстетического явления. Мы обращаемся к проблеме классификации имея в виду определение этого явления в виде независимой исследовательской темы. Следует отметить два момента.

Во-первых, идентификация иконографических тенденций, которые, будучи связанными с анархистским мировоззрением, возникают не только из теоретической, но и из культурной среды, то есть общих жестов, аллегорий и символики. Во-вторых, объединение подобных иконографических тенденций по образно-тематическому принципу, с обращением внимания на графику с точки зрения ее пропагандистской функции, то есть как носителя морального, военного или утопического послания. Обе стратегии классификации нашего предмета изучения не сильно менялись в течение ряда лет, препятствуя, в большой мере, рассмотрению литографий, ксилографий, офортов, линогравюр, фотографий, коллажей, рисунков углем и гуашью, за пределами узкой семантики их непосредственного политического послания.

Анализируя первый вид классификации, мы должны обратиться к публикации Роберта и Евгении Гербертов, которые выделяют три группы произведений, основанные на 1) романтизации «аграрных тем», 2) отказе от «индустриализации городской жизни» [13, с. 478] и 3) на «утопических представлениях будущего анархистского состояния» [13, с. 480]. Имея в виду иллюстрации, сделанные для изданий анархистской периодики LesTempsNouveaux, Le Pére Peinard и LaSociale такими, связанными с импрессионизмом и неоимпрессионизмом, художниками, как Камиль Писсарро, Поль Синяк, Максимильен Люс, Анри Габриэль Ибельс, Теофиль Александр Стейнлен, Тео ван Рейссельберге, Анри Кросс, Люсьен Писсарро, авторы идентифицируют два главные образа.

Во-первых, вдохновлённый Густавом Курбе и Жаном Франсуа Милле образ «крестьянина», который представлен «всегда на работе», в чем видится «дань здоровому, хотя и обремененному существованию» [13, с. 480]. Во-вторых, образ «городского рабочего», отражающий понятие отчуждённого труда [13, с. 478]. В свою очередь, образ «стивидора» является транзитом между доиндустриальным менталитетом XIX в. и внезапной индустриализацией ХХ в., транзитом, в контексте которого художники обращали внимание на «промышленные пригороды» [13, 478], включая целый рад образов трудовой среды.

Третья категория включает виды «работающих крестьян», «веселых рыбаков», «морских пейзажей», «танцующих нимф» и другие темы, напоминающие «идиллические пейзажи» [13, с. 480] с воображаемым гармоничным анархистским будущим. Конфликт между представлением городского, сельского и буколического ландшафтов указывает на постоянное напряжение, существующее в анархистском мировоззрении рубежа веков и раскрывающееся на примере противостояния между натурой и цивилизацией, а также культурой и государством [18], противостояния, в котором выражается поиск человеческого состояния до возникновения социальных структур.

По тому же пути пошла Алине Дардел, которая, анализируя эволюцию графического искусства в LesTempsNouveaux, предлагает три группы образов: 1) образы, выражающие «дух восстания», 2) образы «социального неравенства» и 3) образы-«ссылки на определенную эпоху (Прошлое, настоящее и будущее)» [9, с. 25]. Первая группа объединяет образы «разрушителя» и «поджигателя» [9, с. 25], атрибуты которых – кирка, топор, коса и лопата, а также огонь и факел. Во вторую группу автор включает два образа, с которыми художники отождествляют жертв социальной несправедливости. С одной стороны, образ «бродяги», который, в свою очередь, группирует вокруг себя целый ряд героев того времени, а именно «иммигранта, беглеца, богему, салтимбанк, нищих и бандитов, слепых и калек, уличных музыкантов, мелких торговцев и разносчиков» [9, с. 31]. С другой стороны, образ «рабочего», соединяющего «крестьянина, шахтёра, ткача, стекольщика, докера и бурлака» [9, с. 32].

Согласно Дарделу и Лили Литваку [16], иконографические источники подобных образов в анархистской визуальной культуре можно найти на протяжении истории искусства в творчестве Франсиско де Гойи, Эжена Делакруа, Оноре Домье, Густава Курбе, Жан-Франсуа Милле, а также Рембрандта, Жака Калло, Иеронима Босха, Ганса Гольбейна, Лукаса Кранаха, Питера Брейгеля, Уильяма Хогарта, Томаса Роулендсона и Теодора Жерико. Все вышеназванные образы тоже намекают на напряжение, существующее между идеальным агарным прошлым и декадентским промышленным будущим, что становится более ясным в третьей группе.

Относительно третьей группы Дардел отмечает три момента. Во-первых, журналистский интерес к отечественным и зарубежным событиям. Во-вторых, воспоминание о прошлых революционных проектах, таких, как Парижская коммуна. В-третьих, стремление к «новому миру», характерным атрибутом которого является «восходящее солнце», сопровождающееся такими словами, как «справедливость» и «анархия» [9, с. 33-34]. В тот же ряд Литвак ставит «рассвет» как символ «социального назначения» и «искупления человечества», окруженный словами «Свобода», «Истина», «Семя» и «Свободная любовь» [16, с. 73-74]. Кроме того, Дардел освещает образ «освободительницы» [9, с. 36] (Илл. 1) как аллегории справедливости, свободы и анархии, атрибутами которой являются факел, сломанные цепи, черный или красный флаг, оливковая ветвь, фригийская шапка, фигура освободительницы, по наблюдениям Дардел, обычно представлена полностью обнаженной или завернутой в тунику, но с обнаженной грудью, и поднимающей одну или обе руки.

Иллюстрация 1. Теофиль Александр Стейнлен. LaLibératrice. Литография. 40.4 x 49.3 см. 22 ноября 1902. Альбом литографий LesTempsNouveaux. Галерея Альбертина. DG1914/318

Так же как Роберт и Евгения Герберты, Дардел выделяет отдельные произведения и имена. Одной из наиболее обсуждаемых работ является картина Синьяка Во времена гармонии. Золотой век не в прошлом, а в будущем (1894–1895), включенная в третью группу. Важно упомянуть, что, как указывает Анне-Мари Бушар [8], Синьяк превратил живопись в литографию под названием Завтрашний либертарианский золотой век (Илл. 2) (1895–1896), предназначенную для LesTempsNouveaux. В том же ряду стоит литография Разрушители (1896) (Илл. 3), также Синьяка, которая является своего рода символом рабочего, восстающего против капитализма, и объединяет вышеназванные образы городского рабочего и разрушителя. В случае представления сельских деятелей и образа бродяги, авторы обращают особое внимание на иллюстрации Писарро (отца и сына) (Илл. 4).

Иллюстрация 2. Поль Синьяк. L'âge d'or libertaire de demain. Литография. 37.5 x 50.2 см. 1895–1896. Национальная библиотеки Франции, AA4 Rés.

Иллюстрация 3. Поль Синьяк. LesDémolisseurs. Литография. 47 × 30.5 см. 29 сентября 1896. Альбом литографий LesTempsNouveaux. Музей искусств Метрополитен.

Иллюстрация 4. Камиль Писсарро. LesTrimardeurs. Литография. 25 x 30,2 см. 2 апреля 1898. Альбом литографий LesTempsNouveaux. Национальная библиотеки Франции, Gallica.

Об образе крестьянина также рассуждает Литвак, которая в испанской анархистской прессе указывает на тенденцию к представлению «идеализированных и вечных крестьян» как префигурации через «моральные ландшафты, обладающие библейским величием» анархистской сельской аркадии [16, с. 70-71]. Книгой Красный взгляд уже упомянутого автора является исследование по преимуществу о графическом искусстве анархистской газетной культуры, написанное на испанском языке. В нем следует выделить реконструкцию на основе богатого корпуса иллюстраций, сделанных анонимными или малоизвестными художниками, такими, как Фермин Сагистра, антиавторитарного искусства, интерпретируемого в свете теории, философии и критики искусства либертарианского движения в Испании.

Автор осуществляет тематико-стилистический анализ, подчеркивая две тенденции. Во-первых, тему «врагов народа», а именно «буржуа или капиталиста, военного и священника» [16, с. 62], чьи представления соответствует ряду прототипических физиономий, вдохновленных, в значительной степени, прото-морфопсихологическими теориями И. К. Лафатера и Ф. Й. Галля, на основе которых можно составить представление о внешнем облике как отражении психического и морального разложения субъекта. Более того, враги народа приобретают аллегорическое измерение в виде «фантастических существ», которых автор, вспомнив символическую функцию средневековой гаргулии, интерпретирует как способ «изгнать демонов» [16, с. 74] из анархистского общества.

Во-вторых, тему «угнетенных», то есть «бедняка, старика, ребенка, женщины, калеки, больного» [16, с. 64-65], образов, соответствующих темам, идентифицированным Дарделом [9] и Гербертами [13]. Одна из новинок в исследованиях испанского автора – это идентификация одной из стратегий визуальной пропаганды. Речь идет об использовании «контрастов» [16, с. 75], позволяющих эффективное сравнение между образом жизни богатых и бедных, буржуа и рабочего. Эта стратегия представляет собой моральный урок, проливающий свет на то, кто хороший, а кто плохой, и демонстрирующий сцены, в которых представляются «с одной стороны, оргии, разгильдяйства, пороки, паразитизм. С другой – нищета, рабство, голод, изнурительный труд» [16, 74-76].

Несмотря на подобные подходы к классификации, нас удивляет отсутствие идентификации образа анархиста. Анархист как тема иллюстрации революционной и антиреволюционной прессы рубежа веков открывает широкую иконографическую панораму. В ней искусствовед сталкивается с эклектическим мировоззрением, включая ссылки на древнегреческую культуру, средневековые образы, психиатрические теории, а также на космические, религиозные и мистические источники, что реализуется и выражается исключительно, в образе анархиста.

Второй вид классификации воплощается в исследовании Жанне Годар-Даванта. Анализируя издания аргентинской периодики ElPerseguido и LaAntorcha, автор добавляет две группы образов. С одной стороны, «нравоучительный образ», который подразумевает «дидактическую функцию» и «функцию протеста» [11, с. 111], и который формирует критическое мышление, чтобы противостоять «гегемонистским системам» [11, с. 113]. С другой стороны, «мобилизующий образ», выполняющий «утопическую функцию» и «функцию пропаганды» [11, с. 111] ради формулировки идеализированной будущей анархистской панорамы, а также срочного ответа на сложившиеся социальные ситуации. Естественно, подобные функции состоят из образов, обсуждаемых в иконографических построениях предыдущих авторов, что указывает на становление традиции классификации, в которой разные взгляды гармонично переплетаются.

Актуальность таких образов, функций и стратегий в культурно-художественном и социально-политическом пространстве нашего века ратифицируется на выставке LesVillesArdentes. Art, travail, révolte 18701914 («Пылающие Города. Искусство, труд, восстание, 1870–1914»)[1] в Музее изобразительных искусств г. Кан в 2020 г. В ней раскрывается панорама искусства социальной критики импрессионистов, постимпрессионистов и натуралистов, посвященного разным аспектам социальной и трудовой жизни с конца XIX в. до начала ХХ в. во Франции. Естественно, графика занимает важное место на этой выставке, на которой выделяются работы Жюля-Феликса Гранжуана, Франтишека Купки, Синьяка, Стейнлена, Пьера Наудина и Мориса Радиге для журналов LAssietteaubeurre и LeChambardsocialiste.

Классификация Кэти Фергюсон вырастает, в большой степени, на уже существующей почве. Автор сосредоточила свое внимание на трех иллюстрациях анархистского журнала MotherEarth. Первая, сделанная анонимным автором, предлагающим новую трактовку темы Адама и Евы, намекает на возвращение и восстановление потерянного рая: образ «вдохновения» составляют обнаженные тела, сломанные цепи, буколический пейзаж и рука, поднимаемая к рассвету [10, с. 178]. Во второй иллюстрации, сделанной Гранжуаном исключительно для журнала Эммы Гольдмана, изображается Матерь Земля, заключенная в темницу капитализмом, нацеливающимся оружием «закона» на рабочий класс, стремящийся спасти плененную аллегорию. Здесь мы оказываемся перед образом «восстания» [10, с. 180].

Обе группы классификации К. Фергюсон контаминируют с классификациями Дардела, Годар-Даванта, Литвака, Гербертов. Вместе с тем, третья иллюстрация, рассматриваемая Фергюсон, знакомит нас с «модернистским» образом [10, с. 184]. Речь идет об антимилитаристской картине прото-кубистской тенденции, сделанной Ман Рэем. Иллюстрацией, выполняемой архаическими формами, является игра перспектив и планов в виде коллажа, на поверхности которого можно созерцать одновременно флаг США, двух заключенных, военную сцену, в которой пара военных убивает революционеров, и образ Христа на кресте (Илл. 5). Учитывая дальнейшие творческие новации художника в рамках дадаизма и сюрреализма, модернистский образ напоминает размышления Патриции Лейтена о роли графического искусства в освобождении живописи [15]. Как утверждает Фергюсон, мы перед «художественным и литературным восстанием не только в аспекте содержания, но и в аспекте формы» [10, с. 184].

Иллюстрация 5. Мэн Рай. War. Обложка номера от сентября 1914 журнала MotherEarth. Vol. IX, № 7.

Революция в форме и содержании будет особенно ясной несколько лет спустя на примере изданий испанской анархистской периодики Estudios, Orto, Umbral, TiemposNuevos, ¡Liberación!, выходивших с 1928 г. до 1939 г., в которых используется авангардная техника фотомонтажа такими художниками-фотографами, как Мануэль Монлеон, Анхель Лескарбоура, Маргарет Михаэлис и Кати Орна. Об этом пишут авторы книги Анархистская графика. Фотография и социальная революция, посвященной анализу культурного и художественного контекста Барселоны [6].

Как следует из проведенного выше анализа, мы видим, что требуется изобретение новых систем классификации анархистской графики в свете не только другого иконографического направления на основе образа анархиста, но и в свете стилистических тенденций художественного авангарда и модернистской эстетики. Более того, новые подходы к систематизации должны отвечать характеру самой передачи визуальных материалов в изданиях либертарианской периодики, которая была основана на трансграничной миграции образов вне официальных каналов культурного, экономического и политического обмена.

Графическое искусство либертарианской газетной культуры должно занимать важное место в истории искусства. Исследование в этой области проливает свет не только на малоизученных или забытых художников, но и на тематико-иконографические тенденции, а также на инновации творческих жанров, которые нашли на анархистских страницах плодородную почву для своего роста. Низкий уровень разработанности нашего предмета основывается на его ограниченной трактовке как иллюстративном и пропагандистском языке, эстетические особенности которого отвечают, прежде всего, принципу политической ориентации. Хотя подобный подход необходим, он ограничивает размах интерпретаций с точки зрения искусствоведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучение графического искусства может осуществляться не только посредством сравнительно-иконографического анализа, используемого несколькими из уже цитировавшихся авторов. Кардинальной проблемой является трансграничное состояние визуального пространства анархизма, то есть не только географические и временные пределы, но и стилистические, и тематические. Вышеизложенное подразумевает плюральный поток эстетических и политических ценностей в рамках движения художественного авангарда. Эти оси будут способствовать восстановлению исторической роли анархистской графики как международного и автономного эстетического явления в политическом, культурном и художественном пространстве рубежа XIX–ХХ вв.

[1] Выставка доступна по адресу: https://mba.caen.fr/exposition/les-villes-ardentes (дата обращения: 20.01.2020).

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью в Журнал: Культура и искусство
«Проблема классификации графического искусства анархистской периодики рубежа XIX–XX вв.»

Предметом исследования является классификация графического искусства анархистской периодики конца XIX – начала ХХ вв. Основываясь на публикациях, выходивших на английском, французском и испанском языке, автор ставит перед собой следующие задачи: проанализировать тенденции, существующие в классификации графики анархистской периодики по тематико-иконографическому и образно-тематическому принципу, и продемонстрировать необходимость поиска новых подходов.

Методология исследования основана на анализе историографии, используется также метод компаративистского анализа, позволяющий сравнить различные подходы к изучению проблемы.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в данной публикации впервые систематизируются и характеризуются основные тенденции изучения графического искусства анархистской периодики рубежа XIX–XX вв. Взаимосвязь анархизма и искусства на рубеже XIX–XX вв. вызывает интерес как в отечественном, так и в зарубежном искусствоведении, что привело к формированию нескольких исследовательских направлений, различающихся как методами, так и исследуемыми аспектами, именно этим направлениям уделяет внимание автор.

Научная новизна представленной статьи состоит обусловлена тем, что до настоящего времени на русском языке не выходило публикаций, посвященных анализу графики анархистской печатной культуры прошлого века. Автором ратифицируется ранее не систематизированный методологический инструментарий, необходимый для рассмотрения области исследования, остающейся по сей день маргинальной в современном искусствоведении.

Статья посвящена исследованию классификации графического искусства анархистской периодики рубежа XIX–XX вв., а также более общей проблеме диалога между политикой и эстетикой в свете классического анархизма и его прессы.
Автор выделяет два основных подхода: идентификация иконографических тенденций, которые, будучи связанными с анархистским мировоззрением, возникают не только из теоретической, но и из культурной среды, то есть общих жестов, аллегорий и символики; и объединение подобных иконографических тенденций по образно-тематическому принципу, с обращением внимания на графику с точки зрения ее пропагандистской функции, то есть как носителя морального, военного или утопического послания.
В ходе исследования автор обращает внимание на то, что в предложенных классификациях не учитывается образ анархиста, хотя именно он является важным элементом иконографии исследуемого направления в искусстве. Исходя из этого, автор приходит к выводу, что требуется изобретение новых систем классификации анархистской графики в свете не только другого иконографического направления на основе образа анархиста , но и в свете стилистических тенденций художественного авангарда и модернистской эстетики.
Результаты исследования изложены в статье логично и последовательно, строгим научным, но в то же время доступным для восприятия языком. Использование графического материала оправданно и уместно, позволяет автору наглядно проиллюстрировать процесс исследования и основные выводы.

Библиографический список включает 18 источников на английском, французском, испанском и русском языках, которые позволили подтвердить результаты исследования, проведенного автором, а также обосновать методологию и основные положения статьи.

Статья информативна, выполнена на высоком научном уровне и несомненно вызовет интерес не только у специалистов, но и у широкого круга читателей.

Статья может быть рекомендована к изданию в журнале «Культура и искусство».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.