Статья 'Народная песня в современном российском информационном пространстве ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Народная песня в современном российском информационном пространстве

Девятов Владимир Сергеевич

Художественный руководитель ГБУКиО г. Москвы «Центр В. Девятова», Народный артист Российской Федерации

119136, Россия, г. Москва, 3-й Сетуньский проезд, 16

Devyatov Vladimir Sergeevich

Art Director at Devyatov Center for Russian Culture and Art, Honoured Artist of the Russian Federation

119136, Russia, g. Moscow, 3-i Setun'skii proezd, 16

devyatov55@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2019.7.30192

Дата направления статьи в редакцию:

03-07-2019


Дата публикации:

18-07-2019


Аннотация: В статье рассматриваются особенности и проблемы бытования народной песни в современном отечественном информационном пространстве. Осуществляющийся в последние десятилетия переход народной песни из бытовых форм существования в сценические и информационные определил трансформацию способов и условий ее распространения, в том числе, на основе внедрения инноваций. В статье представлен общий обзор структуры российских СМИ, изучена степень влияния и охвата аудитории современными медиасредствами. На основе таких показателей, как системность, периодичность, объем звучания выявлена качественная и количественная сторона присутствия русской народной песни в информационном поле телевидения, радио, печатных изданий и интернета. Основным методом проведенного исследования выступает анализ статистических данных, приведенных в отраслевых докладах «Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» за 2014 - 2017 гг., сведений ряда социологических исследований, анализ законодательных актов, касающихся вопросов теле- и радиовещания, аналитика содержания теле- и радиопрограмм, печатных изданий, интернет-контента. Автор приходит к выводу, что в современном информационном пространстве России народная песня занимает достаточно слабые позиции, и что задача сохранения и пропаганды народной песни как культурного достояния требует целенаправленной организации данного процесса средствами современных СМИ.


Ключевые слова:

народная песня, культурные ценности, информационное пространство, средства массовой информации, медиасредства, телевидение, радиовещание, интернет, печатные издания, трансляция

Abstract: The article deals with features and problems of a folk song existence in modern domestic information space. A folk song transition, realized in recent decades, from everyday forms of existence to stage and information ones, determined the transformation of methods and conditions of its spread, including the ones based on innovations introduction. The article presents a general overview of the Russian media structure, the degree of impact and audience coverage by modern media. On the basis of such indicators as consistency, frequency, the volume of sounding the qualitative and quantitative side of presence of the Russian folk song in the information field of television, radio, printed editions, and the Internet is revealed. The main method of the study is the analysis of statistical information given in the branch reports of the "Federal Agency on Press and Mass Communications of the Russian Federation", 2014-2017, the data of a number of sociological studies, the analysis of legislative acts relating to television and radio broadcasting, the analysis of the television and radio programs, printed publications, and Internet content. The author concludes that in modern Russian information a folk song space occupies a rather weak position, and the task of preserving and promoting folk songs as a cultural heritage requires the purposeful organization of the given process by means of modern mass media.


Keywords:

folk song, cultural values, information space, mass media, media, television, radio broadcasting, internet, printed publications, broadcasting

В современной социокультурной среде народные традиции, несмотря на их устойчивость, претерпевают изменения, связанные с наступлением эпохи информационной цивилизации, поэтому сохранение и популяризация традиционного русского народно-песенного творчества в создавшихся условиях подразумевают не только необходимость глубокого и объективного анализа данного явления, но и его синхронизацию и взаимодействие с другими актуальными процессами: «Новые технологии диктуют свои требования во всех жизнеобразующих сферах. Современный подход к культурным реалиям также должен определяться новыми категориями» [6, с. 295].

Одним из значимых факторов бытования и трансформации народной песенной культуры в наши дни, безусловно, выступают особенности современного информационно-культурного пространства, в том числе, постоянно модернизирующиеся коммуникационные технологии и системы передачи информации. В этом контексте важное значение приобретает проблема содержания и способов трансляции информации о культурных ценностях (И.С. Бочарникова, М.В. Глаголев, М.Ю. Долгушина, Е.В. Иволга, Е.В. Кузнецова, В.В. Перевалов, К.М. Цвынар и др.), вызывающая неоднозначные суждения. С одной стороны, как пишет М. В. Глаголев, «технологии преобразования и трансляции текстовой, звуковой и визуальной информации в виде цифрового сигнала предоставили новые возможности для накопления, обработки и расширения доступа к информации о культурных ценностях» [2, с. 3], что определяет перспективность взаимодействия традиционной культуры с современной информационной средой. С другой стороны, «“живое” человеческое общение и непосредственная коммуникация с культурными ценностями подменяется взаимодействием с технологиями» [12, с. 99]. Наконец, третий немаловажный аспект – это возможность выбора информации, предназначенной для восприятия в т.ч. культурных ценностей, которая возникает благодаря многочисленным и разнообразным по форме и содержанию технологиям коммуникации. И здесь возникает вопрос критериев, по которым «передающая сторона» осуществляет этот отбор, что, в конечном итоге, в значительной степени влияет на формирование духовной и эстетической культуры общества в целом.

Народная песня, постепенно уходящая из привычной ей среды обитания, всё в большей степени попадает в зависимость от реалий современного информационного процесса. Практически исчезла существовавшая веками практика передачи традиции народного пения из уста в уста, от старшего поколения к младшему; крайне мало звучит народная песня в повседневной жизни россиян. Становясь преимущественно объектом деятельности самодеятельных и профессиональных артистов, народная песня переместилась из сферы культурного обихода в сценические условия, что определило ее попадание в информационное поле средств массовой коммуникации, и прежде всего, СМИ.

В настоящее время функционируют четыре основных вида средств массовой информации: печать, радио, телевидение и интернет. Эти виды или подсистемы включают печатные (бумажные и электронные) издания, программы радио и телевидения, интернет-каналы и сайты, совместно составляющие информационные ресурсы общества и способные транслировать любой контент практически во все точки планеты. Данные подсистемы появились в разное время, и поэтому носят характерные для своего периода возникновения черты. При этом каждая из них выполняет свою функцию, имеет свои специфические особенности и направленность действия, связанные, в частности, с регионом потребления (например, распространенности в нем тех или иных видов СМИ), с техническими возможностями потребления (например, наличие интернета), с возрастом потребителя и др.

Одним из наиболее мощных СМИ является телевидение, представляющее аудитории доступную возможность приобретения информации пассивным способом. Наглядность передаваемой телевидением информации в виде аудио- и видеосигналов, оперативность и многогранность программ и каналов, возможность одновременного восприятия звукового ряда и видеоряда привели к огромной популярности этого вида СМИ. В результате телевидение стало прогрессировать опережающими темпами и практически по всем параметрам заняло первое место в ряду прочих информационных средств.

Потребителем телепродукции выступает огромная аудитория: по данным Фонда «Общественное мнение», более 90 % взрослого населения смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, и большая часть из них (около 70 %) делает это каждый день [11, с. 22]. В возрастном отношении, конечно, преобладает старшее поколение, хотя, по результатам измерений международной исследовательской группы «Mediascope/TNS», ежедневно у телеэкрана оказывается 49 % зрителей в возрасте от 16 до 24 лет [11, с. 22].

Не секрет, что привычка телевизионных просмотров нередко приобретает у населения форму особого пристрастия – своеобразной привязанности к телевидению. Вслед за М. Ю. Долгушиной согласимся с высказыванием о том, что «многие из мыслящих людей сравнивали и сравнивают телевидение с наркотиками» [3], а также с приводимыми ею словами американского философа Т. Маккены: «Ни один из наркотиков не изолировал так быстро и совершенно своих потребителей от контакта с реальностью, как телевидение» [3].

Высокая популярность телевидения определяет быстрые темпы роста в городах России количества телеканалов. К примеру, в 2006 г. в российских городах было всего в среднем по 15 телеканалов, а через 10 лет, в 2016 г. их число выросло до 63.

С целью упорядочивания и регулирования ситуации с телевещанием на территории России на федеральном уровне был утвержден перечень из 20 общедоступных общероссийских телеканалов, которые обязательны к вещанию во всех регионах России. В его состав вошли телеканалы двух цифровых пакетов: первый мультиплекс РТРС-1 (Первый телеканал, телеканалы Россия-1, Матч ТВ, НТВ, Пятый канал, Россия-К, Россия-24, Карусель, ОТР, ТВ Центр) и второй мультиплекс РТРС-2 (Рен ТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ-3, Пятница!, Звезда, Мир, ТНТ, Муз-ТВ.

За внимание зрителя в конкурентной борьбе сражаются не только эти 20 телеканалов, но и множество локальных и тематических каналов, распространяемых, в том числе платным телевидением, а также региональное телевидение. Однако подавляющая часть аудитории из года в год остается именно за этими общедоступными телеканалами, примерный общий охват аудитории которых составляет 83-87% от всего числа зрителей. В целом ситуацию с отечественным телевидением как СМИ характеризует развитие конкуренции между телеканалами, что дает потребителю их продукции широкую возможность выбора.

Следующей подсистемой средств массовой информации выступает радио. Согласно информации Европейского вещательного союза, 90% жителей России имеют в своем пользовании радиоприемники, что свидетельствует о высоком уровне востребованности радио как средства массовой информации [8, с. 21]. По данным «Mediascope/TNS», 80% слушателей радио (жителей городов с численностью населения 100 тысяч человек и более) используют автомобильные радиоприемники, почти половина (47%) применяют для прослушивания радиоприемники; 23% слушают радио через мобильные телефоны и смартфоны, 21% аудитории используют для этого компьютер и ноутбук. Только 16% жителей городов слушают проводное радио, 13% слушают радио через телевизор, 6% используют для прослушивания радио плеер и столько же – планшет [8, с. 22].

По-прежнему остается важнейшим информационным и коммуникационным носителем в условиях российского общества печатная пресса: из 79786 наименований средств массовой информации, включенных в реестр «Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (Роскомнадзор) по состоянию на 17 апреля 2017 года, две трети составляют периодические печатные издания. Из них 37% – журналы, 28% – газеты и около 5% – бюллетени, альманахи и прочие. Ещё 11% – онлайн-СМИ, в значительной части представленные сайтами и другими цифровыми продуктами периодических печатных изданий. 10% пришлось на ТВ, 7% – на радио, 2% – на информагентства и 3% – на прочие СМИ [9, с.7]. Согласно информации ФГУП «Почта России» разовый подписной тираж периодических печатных изданий во втором полугодии 2016 года равнялся 18,5 миллионов экземпляров [9, с. 8].

Вместе с тем, телевидение и радио, обладая целым рядом безусловных достоинств, в числе которых необходимо назвать доступность, наглядность, структурированность и системность, имеют такой недостаток, как так называемая «принудительность» телепрограмм – невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, осуществить повтор и т.д., что обусловило поиск новых информационных систем, позволяющих исключить названные проблемы. В результате сформировалась совершенно новая система передачи информации и появилось новое СМИ – Интернет, который объединил в себе положительные стороны технического прогресса. В вопросах оперативности, наглядности, возможности многоразового и отложенного просмотра и прослушивания, избирательности и по многим другим параметрам интернет превосходит все существующие СМИ.

Интернет является наиболее активно развивающимся СМИ, охватывающим всё большую и большую аудиторию. Согласно данным компании маркетинговых исследований «GFK Russia», совокупная аудитория пользователей Интернета в возрасте от 16 лет и старше в России за 2016 г. составила 84 млн. человек или 70,4% взрослого населения страны. Место интернета среди других медиасредств России по показателю недельного охвата во втором полугодии 2016 года практически сравнялось с телевидением. Cамым быстрорастущим сегментом, по итогам 2016 г., стал мобильный Интернет – он составил 56 млн. пользователей [5]. В 2017 г. количество пользователей интернетом в России выросло еще на 3 млн. [5].

Таким образом, общий обзор структуры, степени влияния и охвата аудитории российскими средствами массовой информации позволяет сделать вывод об изменениях внутреннего наполнения информационного поля. Так, сократилось влияние радио и печати и значительно увеличилось значение интернета. Несмотря на это, по-прежнему сохраняется приоритет телевидения в сфере информационных услуг, поскольку его потребителем, в основном, выступает более старшее поколение.

Являясь одним из механизмов продвижения продуктов массовой культуры, СМИ ориентируются на социокультурные потребности широких слоев населения. В процессе реализации этого направления средства информации интенсивно используют потенциал эмоционального воздействия, которым обладает музыкальное искусство, и поэтому музыка занимает значительную часть пространства вещания СМИ.

В контексте исследуемой в настоящей работе темы необходимо выявить, какие позиции занимает сегодня в информационном пространстве России народная музыкальная культура, и, в частности, народная песня, и каковы особенности ее существования в современных реалиях. Исследованию данного вопроса, к сожалению, уделяется крайне мало внимания как со стороны государственных структур и научного сообщества, так и со стороны самих СМИ. В первую очередь рассмотрим телевидение как наиболее массовый вид медиасредств, охватывающий, по мнению потребителей информационного рынка, около 60 % получаемой информации. В основу материала для изучения вопроса об объемах народной песни на российских телеканалах легли отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2014 - 2017 гг. «О состоянии, тенденциях и перспективах развития телевидения в России», анализ законодательных актов, касающихся вопросов телерадиовещания и анализ телепрограмм.

Вещание народной песни на телевидении, как правило, осуществляется либо путем системного, периодического показа программ, посвященных этому жанру, либо в бессистемном варианте, когда народная музыка звучит в эфире как отдельный номер концерта или программы, либо в форме трансляции сольного концерта конкретного коллектива. Ниже приведена таблица с указанием наличия этих двух вариантов в сетке вещания двадцати обязательных общероссийских каналов (по данным на 2017 г.).

Таблица 1.

Объем звучания русской народной песни в эфире общероссийских обязательных общедоступных телеканалов

Телеканал

Системный показ

Бессистемный показ

Название периодической

программы

Продол-

жительность показа в год

Первый канал

еженедельно

в среднем 2 раза в месяц

«Играй гармонь, любимая»

2250 минут

Россия-1

не осуществляется

в среднем 2 раза в месяц

-

90 минут

Матч ТВ

не осуществляется

не осуществляется

-

-

НТВ

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Пятый канал

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Россия-Культура

не осуществляется

в среднем 1 раз в месяц

-

600 минут

Россия-24

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Карусель

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Общественное

Телевидение России

(ОТР)

не осуществляется

в среднем 1 раз в месяц

-

600 минут

ТВ Центр

не осуществляется

в среднем 2 раза в месяц

-

90 минут

РЕН ТВ

не осуществляется

не осуществляется

-

-

СПАС

не осуществляется

в среднем 1 раз в месяц

-

-

СТС

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Домашний

не осуществляется

не осуществляется

-

-

ТВ-3

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Пятница!

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Звезда

не осуществляется

в среднем 1 раз в месяц

-

40 минут

Мир

не осуществляется

в среднем 1 раз в полгода

-

10 минут

ТНТ

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Муз-ТВ

не осуществляется

не осуществляется

-

-

Всего

3680 минут

Как видим, суммарное время звучания народной песни на 20 федеральных общероссийских телеканалах (первый и второй мультиплекс) составляет около 3680 минут в год, или, с учетом погрешности, около 0,7% годового эфирного времени каналов. Наиболее объемно информация о народной песне, коллективах и исполнителях, работающих в этом жанре, представлена на Первом телеканале (около 0,3% времени в год) – в основном за счет периодической еженедельной программы «Играй гармонь, любимая», а также на телеканалах Россия-Культура (около 0,1% времени в год) и ОТР (около 0,1% времени в год). Показательным является тот факт, что только на одном из общедоступных обязательных телеканалов имеется систематически выходящая программа, посвященная народной песне, и лишь два телеканала (ОТР и Россия-Культура) периодически показывают концерты коллективов и исполнителей народной песни. Четыре телеканала (Россия-1, ТВ Центр, Звезда, Мир) показывают отдельные концертные номера коллективов и исполнителей народной песни. Остальные же тринадцать каналов вообще не имеют в своей вещательной сетке соответствующих трансляций.

Показательна и сравнительная аналитика «удельного веса» эфирного времени, посвященного народной музыке, с другими «жанрами» российского телевидения. При этом следует принять как исходные данные, что в целом доминирует развлекательный контент. Итак, по данным «Аналитического центра Vi», исследовавшего структуру эфира 17 крупнейших отечественных телевизионных каналов, в 2016 г. 21 % эфира заняли телесериалы. На втором месте по популярности у вещателей – художественные фильмы (16 %), на третьем, если не учитывать рекламу и коммерческие программы, – развлекательные программы и мультипликационные фильмы (по 11 %) [11]. Сравнивая эти показатели с объемом эфирного времени, уделяемого телеканалами народной песне, получается, что сериалов на них больше в 30 раз, художественных фильмов в 22 раза, а мультфильмов в 15 раз больше, чем звучания народной музыки. Исключением является телеканал Россия-Культура, не имеющий рекламного времени. Однако ввиду незначительных объемов вещания народно-песенного материала, которые имеются на этом телеканале (около 600 минут в год) и крайне низкого, по сравнению с Первым телеканалом, телеканалами Россия-1, НТВ охвата аудитории (всего 1,3%), этот факт не имеет решающего значения. В отраслевых докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за последние годы вообще не говорится о воспитательной, патриотической, духовной и культуроформирующей роли телевидения, не говоря уже о народной песне.

Примерно такая же ситуация складывается и на Российском радио. В ежегодных докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2014-2017 гг. «Радиовещание в России» [8], отсутствует упоминание о радиостанциях, передающих на своих волнах народную песню. В таблице 2 приведены данные о наличии в 2016 году в эфире радиостанций перечисленных холдингов народных песен, музыки или программ, посвященных коллективам и исполнителям народной музыки.

Таблица 2.

Объем звучания русской народной песни в эфире российских радиостанций

Холдинг

Радиостанция

Программа

Отдельные номера

Частота выхода

ВГТРК

Радио России

1) «Фолк-альбом Радио России»;

2) «На завалинке» (закрыта с 01.01.2018)

Еженедельно по 20 мин.

Маяк

-

-

-

Радио Культура

-

-

-

Вести FM

-

-

-

ЕМГ

Европа плюс

-

-

-

Ретро FM

-

-

-

Радио 7 на семи холмах

-

-

-

Спорт FM

-

-

-

Дорожное радио

-

+

1 песня в 2 недели

РМГ

Русское радио

-

-

-

Радио Монте- Карло

-

-

-

Hit FM

-

-

-

Maximum

-

-

-

ГПМ радио

Авторадио

-

-

-

Юмор FM

-

-

-

Радио Energy

-

-

-

Радио Romantika

-

-

Детское радио

-

-

-

Эхо Москвы

-

-

-

Like FM

-

-

-

Relax FM

-

-

-

Сomedy радио

-

-

-

KRUTOY MEDIA

Love Radio

-

-

-

Радио Дача

-

+

1 песня в 2 недели

Такси FM

-

-

-

Весна FM

-

-

-

Мультимедиа Холдинг

Наше радио

-

-

-

Радио Шоколад

-

-

-

Радио Best FM

-

-

-

Rock FM

-

-

-

Радио Джаз

-

-

-

Румедиа

-

-

-

Business FM

-

-

-

Изюм

Русский Хит

-

-

-

Восток FM

-

-

-

Москва Медиа

Capital FM

-

-

-

Москва FM

-

-

-

Радио Москвы

-

-

-

Исходя из данных, приведенных в таблице, следует, что на волнах ведущих радиохолдингов России практически отсутствует звучание народной песни (музыки) и соответствующих тематических программ. Из региональных радиостанций только одна известная радиостанция – «Казак FM» (Краснодарский край и Адыгея) имеет фолк-формат, то есть постоянно передает народную песню или музыку. Также в незначительных объемах вещает народную музыку «Радио Ваня» (Санкт-Петербург).

Аналогичная ситуация сложилась и на российском медиарынке печатных СМИ. По сей день выходят четыре Всероссийских периодических печатных издания, включающих информацию о народной песне. Это журнал «Живая старина» (4 номера в год) и альманах «Традиционная культура» (6 номеров год), утвержденные Государственным Республиканским центром русского фольклора (ГРЦРФ), журнал «Народное творчество» (8 номеров в год), издаваемый при поддержке Министерства культуры РФ и журнал «Традиции» (8 номеров в год), принадлежащий Музыкально-литературному издательству Союза художников. Данные издания имеют научно-популярный статус и используются, как правило, специалистами и любителями фольклора. Общий тираж перечисленных изданий составляет 7-8 тысяч экземпляров в год, что, конечно, несравнимо по масштабам с 18,5 млн. разового подписного тиража всех печатных изданий России (в 2016 г.). Таким образом, из 55850 наименований печатных изданий России единицы (не более 10, с учетом региональных изданий) располагают на своих страницах информацию о народной песне, коллективах и исполнителях этого жанра.

Более позитивная тенденция по всё большему использованию в качестве информационного поля коллективами и исполнителями народной песни, в том числе «возрастными», наметилась в сети Интернет. Согласно опросу, проведенному среди коллективов и исполнителей народной песни, около 70 % из них имеют свои сайты в интернет-пространстве. Также около 66% опрошенных размещают информацию о себе в социальных сетях. Кроме того, жанр народной песни достаточно широко представлен в таком популярном онлайн-бренде как видеохостинг «YouTube». Практически любого исполнителя или коллектив народной песни можно послушать или посмотреть через различные виды интернет-поисковиков. Таким образом, интернет в настоящее время, несомненно, является ведущим СМИ по трансляции жанра народной песни. Причин здесь множество, но, пожалуй, главная – это отсутствие каких-либо препятствующих (административных, режиссерских, журналистских и пр.) факторов, свойственных другим СМИ: для размещения информации в интернете достаточно просто желания, небольших навыков и незначительных материальных вложений.

Немаловажное значение в вопросе укрепления позиций народной песни в информационном пространстве играет построение эффективной системы управления и регулирования этими процессами, как со стороны руководящих государственных органов, так и на уровне холдингов и корпораций, обеспечивающих работу СМИ. Хорошим подспорьем в решении данного вопроса может послужить имеющийся зарубежный опыт. Так, в системе Европейского Вещательного Союза (European Broadcasting Union), объединяющего с 1950 г. крупнейшие вещательные корпорации Европы (от России – это ВГТРК и Первый телеканал) в течение многих лет функционирует «Департамент фольклора», который участвует в работе по проведению Всеевропейских фестивалей и конкурсов фолк-исполнителей, организуя их аудио- и видеозапись и последующий эфир. Кроме того, данный Департамент собирает записи концертов и выступлений коллективов народного направления из стран участниц Союза, осуществляя их распространение и популяризацию через СМИ [1]. В системе отечественных вещательных корпораций, в том числе, государственных, в настоящее время подобная структура отсутствует. Хотя подобный опыт в России имелся: на телевидении СССР, а далее и на Российском телевидении, с 1967 по 1996 гг. действовала «Главная редакция народного творчества». Таким образом, можно сделать вывод о наличии существенных резервов в использовании СМИ в вопросе поддержки интереса к народной песне и ее популяризации.

Интересная инициатива была предпринята в 2014 г. депутатом Госдумы РФ от КПРФ И. Никитчуком, который внес в Думу законопроект, «обязывающий государственное ТВ и радио транслировать песни народов России». Данным законодательным предложением предусматривалось закрепить «за государственными федеральными и региональными СМИ квоту в 75% от общего эфирного времени в сутки для трансляции звуковых и аудиовизуальных произведений, распространяющих культурные ценности народов, проживающих на территории Российской Федерации и исполняемых на русском языке или на национальных языках народов РФ» [10]. Характерно, что за нарушение указанной квоты предусматривались штрафные санкции. Внесенный законопроект был в дальнейшем отклонен на одном из пленарных заседаний ГД.

Итак, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Высокотехнологичная информационная среда занимает всё больше места в пространстве культуры, при этом роль новых методов представления, обработки, хранения и трансляции информации выходит за рамки чисто инструментальной, формируя интегральный опыт влияния на культуру. Современные технологии обеспечивают новые возможности доступа к информации о тех или иных объектах нематериальной культуры, к которым относится и народная песенная традиция. Сегодня наблюдается прогрессирующий переход народной песни из бытовых форм существования в сценические и информационные, что предполагает трансформацию условий ее распространения, в том числе, на основе внедрения инноваций. Особую роль в этом процессе играют медиасредства, основной функцией которых по отношению к национальной культуре выступает пропаганда и популяризация народной песни через ее систематическую трансляцию, через создание соответствующего контента и предоставление достаточного количества информации об исполнителях и коллективах этого жанра. Однако проведенный анализ позволяет говорить не только о крайне низкой доле присутствия народной музыки в информационном пространстве отечественных СМИ, но и о практически полном отсутствии целенаправленной политики по организации пропаганды народной песни как культурного достояния средствами современных технологий.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Замечания:
«Одним из значимых факторов бытования и трансформации народной песенной культуры в наши дни, безусловно, выступают особенности (одним из факторов... выступают особенности?) современного информационно-культурного пространства, в том числе, постоянно модернизирующиеся коммуникационные технологии и системы передачи информации. » Стилистика.
«Наконец, третий немаловажный аспект – это возможность выбора информации, поступающей (? предназначенной?) для восприятия (и, соответственно, культурных ценностей (что — соответственно?)), которая возникает благодаря многочисленным и разнообразным по форме и содержанию технологиям коммуникации.» Возникает она «благодаря» иным причинам.
«Народная песня, постепенно уходящая из привычной ей среды обитания, всё в большей степени попадает в зависимость от реалий современного информационного процесса.»
Но в этом нет ничего специфического. В подобную «зависимость» погружены все «реалии» современной жизни.
«Практически исчезла существовавшая веками практика передачи традиции народного пения из уста в уста, от старшего поколения к младшему; крайне мало звучит народная песня в повседневной жизни россиян. »
Стоит ли повторять этот рефрен, звучащий по крайней мере несколько десятилетий?
«В настоящее время функционируют четыре основных вида средств массовой информации: печать, радио, телевидение и интернет. Эти виды или подсистемы включают печатные (бумажные и электронные) издания, программы радио и телевидения, интернет-каналы и сайты, совместно составляющие информационные ресурсы общества и способные транслировать любой контент практически во все точки планеты. »
Обращает на себя внимание:
а) постоянная тривиализация излагаемого;
б) «блуждание» мысли, заставляющей подозревать ее отсутствие.
«Одним из наиболее мощных СМИ является телевидение, представляющее аудитории доступную возможность приобретения информации пассивным способом.  »
Это, безусловно, ценная информация.
Далее (выборочно):
«В структуру крупнейших отечественных радиохолдингов входят следующие радиостанции:
- ВГТРК (Радио России, Маяк, Радио Культура, Вести FM);
- Европейская медиагруппа (ЕМГ) (Европа Плюс, Дорожное радио, Ретро FM, Радио 7 на семи холмах, Спорт FM, Новое Радио);
- Русская медиагруппа (РМГ) (Русское Радио, DFM, Радио Монте- Карло, Hit FM, Maximum);
- Газпром-Медиа Радио (ГПМ Радио) (Авторадио, Юмор FM, Радио Energy, Радио Romantika, Эхо Москвы, Like FM, Детское радио, Relax FM, Comedy Radio);
- Krutoy Media (Love Radio, Радио Дача, Такси FM, Весна FM);
- Мультимедиа Холдиг (Наше Радио, Радио Best FM, Rock FM, Радио Джаз);
- Румедиа (Business FM, Радио Шоколад);
- Изюм (Русский хит, Восток FM);
- Москва Медиа (Capital FM, Москва FM, Радио Москвы).»
К чему этот список?
Отчаявшись уловить основную мысль, обратимся к завершению.
«Сегодня наблюдается прогрессирующий переход народной песни из бытовых форм существования в сценические и информационные, что предполагает трансформацию условий ее распространения, в том числе, на основе внедрения инноваций (это «сегодня» совершенно неопределенно). Особую роль в этом процессе играют медиасредства, основной функцией которых по отношению к национальной культуре выступает пропаганда и популяризация народной песни через ее систематическую трансляцию, через создание соответствующего контента и предоставление достаточного количества информации об исполнителях и коллективах этого жанра. Однако проведенный анализ позволяет говорить не только о крайне низкой доле присутствия народной музыки в информационном пространстве отечественных СМИ, но и о практически полном отсутствии целенаправленной политики по организации пропаганды народной песни как культурного достояния средствами современных технологий. »
Выводы достаточно обтекаемые и слабо связанные с приведенным и как-будто достаточно обширным анализом.

Суммирующее замечание:
а) работа, очевидно, обладает неким своеобразным содержанием и интересом, однако его усвоение предельно затруднено чрезвычайной аморфностью логической структуры;
б) статья имеет прежде всего социологический характер и лишь отчасти соответствует профилю журнала.

Заключение: работа лишь отчасти отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, как в стилистическом, так и в структурно-логическом отношении, но все же может быть опубликована после незначительной редакционной доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.