Статья 'Сборник «Амстердамский канционал» Яна Амоса Коменского: история создания и особенности композиции' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Сборник «Амстердамский канционал» Яна Амоса Коменского: история создания и особенности композиции

Ланцева Анна Михайловна

кандидат культурологии

доцент кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина

111402, Россия, г. Москва, ул. Вешняковская, 4, к.1

Lantceva Anna Mikhailovna

PhD in Cultural Studies

Docent, the department of Slavic Studies and Culturology, Institute of Slavic Culture of A. S. Kosygin Russian State University

111402, Russia, g. Moscow, ul. Veshnyakovskaya, 4, k.1

lancev86@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.4.20439

Дата направления статьи в редакцию:

18-09-2016


Дата публикации:

17-09-2016


Аннотация: Чешский канционал как литературно-музыкальный жанр приобрел широкую известность как в Чехии, так и за ее пределами благодаря большой популярности в христианском социуме сборников духовных песнопений, исполнявшихся церковным хором и общиной верующих. Литературно-музыкальный жанр канционала получил свое окончательное художественно-стилевое оформление, особое развитие и распространение в чешских народных массах в эпоху барокко, в XVII –XVIII вв., благодаря широкомасштабному процессу рекатолизации (католической Контрреформации) в Чехии. В то же время гимнографическое творчество чехов-некатоликов вынуждено было развиваться вне пределов страны. Канционал Я. А. Коменского, изданный в Амстердаме в 1659 г. и являющийся ярким примером чешской эмигрантской гимнографии, – яркое подтверждение религиозного противостояния католиков и протестантов в условиях доминирования Католической Церкви в Чехии. Амстердамский канционал, представляющий собой гармоничное сочетание музыки и текста, состоит из предисловия, парафразов псалмов, т. н. «главных», «служебных» и «событийных» песен. Методология исследования представляет собой историко-аналитический подход, благодаря которому в статье представлен синтез вербально-фонического и словесно-музыкального компонентов данного Канционала. Научная новизна данной статьи определяется ракурсом ( заключается в том, что) впервые в отечественной комениологии Я. А. Коменский представлен не только как выдающийся чешский философ и педагог, а как поэт и композитор, ключевая фигура Общины чешских братьев. Основными выводами данной статьи можно считать то, что в XVII в. сборник "Амстердамский канционал" занял важное место в истории духовного пения Общины чешских братьев благодаря тому, что Коменский мастерски преломил гимнографическое наследие гуситов сквозь призму барочной эстетики. Канционал Коменского остался выдающимся сборником духовных песен вплоть до наших дней. В настоящее время песни из Канционала широко известны в евангелической среде как в самой Чехии, так и за ее пределами.


Ключевые слова:

гимнография, Канционал, Ян Амос Коменский, мелодии песен, Община чешских братьев, парафразы псалмов, псалмы, чешский язык, утраквисты, барочная эстетика

Abstract: Czech hymnal as a literary-musical genre got its wide popularity thanks to the great wide spreading of the collections sacred songs used in the Christian society and performed by a church choir and the community of believers as in the Czech Republic as in abroad. Hymnal as a genre got its final artistically appearance, it developed and spread through the common people in the Czech lands during the Baroque epoch (XVII-XVIII centuries) due to the large-scale process of recatholization (Catholic Counter-Reformation). At the same time the hymnographic work of non-Catholic people from the Czech lands have had to develop outside the country. John Amos Comenius published in Amsterdam in 1659, which is the lively example of the Czech emigrant’s hymnography became an artistic symbol of striking confirmation of the religious opposition in the Czech lands. Amsterdamer hymnal, which is a skillful combination of music and text, consists of a preface, paraphrases of psalms, the songs so called «mains», «officials» and «eventualies». The research methodology is a historical and analytical approach, due to it the article exermine the synthesis of verbal - phonic and verbal-musical components of this Hymnal. The scientific originality of this paper consist in that Comenius is firstly in domestic komeniology represented not only as an outstanding Czech philosopher and educator, as well as a poet and composer, a key figure of the Unity of Brethren. It should be noted that in the XVII century Amsterdamer hymnal occupied an important place in the history of spiritual singing of the Unity of Brethren due to interpretation of the Hussite hymnographic heritage through the prism of Baroque aesthetics by genius of Comenius. Comenius’es Hymnal is remained outstanding miscellany of spiritual songs to this day. Nowdays the songs from this Hymnal is well known in evangelical environments both in Czech Republic and abroad.


Keywords:

hymnography, Hymnal, John Amos Comenius, melodies of songs, the Unity of Brethren, paraphrases of psalms, psalms, czech language, the members of utraquism, baroque aesthetics

Библиография
1. Daňhelka Jiří. Je Jan Amos Komenský pokračovatelem Jana Blahoslava?// Studia Comeniana et historica, 1989, roč. 19, č. 38. S. 48–53.
2. Komenský J. A. O poezii české. // Vybrané spisy Jana Amose Komenského. Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1974. Sv. 7.
3. Komenský J. A. Kancionál. Praha: Kalich, 1992, ed. Ema Suchá. S. 222.
4. Konrád Karel J. A. Komenský jako hudební skladatel kancionálu.// Cyril 11, 1884. S. 42—45, 50—52.
5. Patera Adolf J. A. Komenského myšlenky o novém vydání českého kancionálu.// Časopis Českého Muzea 65, 1891. S. 214—224.
6. Settari Olga Die hymnologischen Forschungen Vladimír Helferts. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 11/12, 1976. S. 31—35, 77.
7. Settari Olga Helferts Vladimír Hymnologie im Lichte seines wissenschaftlichen Nachlasses. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 10, 1975. S. 83—105.
8. Settari Olga K problematice Amsterodamského kancionálu. //Muzeum J. A. Komenského v Uherském Brodě.// Zpráva za první pololetí 1965. S. 31—37.
9. Settari Olga Vladimír Helfert a jeho práce na Komenského kancionálu. // Zprávy Bertramky, Praha, 1970. S. 13—17.
10. Škarka Antonín Básnické dílo J. A. Komenského. //Komenský Jan Amos. Dílo Jana Amose Komenského . Praha: Academia, 1983. S. 123–152.
11. Škarka Antonín Jan Amos Komenský// Hrabák J. (red.). Dějiny české literatury: starší česká literatura. Praha: Nakladatelství ČSAV, 1959. Sv. I. S. 412–454.
12. Škarka Antonín K některým základním textologickým problémům kritického vydání českých spisů J. A. Komenského.// Informační bulletin pro otázky jazykovědné, 1963, č. 4. S. 36–43.
13. Škarka Antonín Komenský — básník duchovních písní. //Archiv pro bádání o životě a spisech J. A. Komenského. Zábřeh: Vl. nákl. 1937.
14. Třanovský Jiří. Sborník k 300. výročí kancionálu Cithara sanctorum. Bratislava: Učená společnost Šafaříkova, 1936.
References
1. Daňhelka Jiří. Je Jan Amos Komenský pokračovatelem Jana Blahoslava?// Studia Comeniana et historica, 1989, roč. 19, č. 38. S. 48–53.
2. Komenský J. A. O poezii české. // Vybrané spisy Jana Amose Komenského. Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1974. Sv. 7.
3. Komenský J. A. Kancionál. Praha: Kalich, 1992, ed. Ema Suchá. S. 222.
4. Konrád Karel J. A. Komenský jako hudební skladatel kancionálu.// Cyril 11, 1884. S. 42—45, 50—52.
5. Patera Adolf J. A. Komenského myšlenky o novém vydání českého kancionálu.// Časopis Českého Muzea 65, 1891. S. 214—224.
6. Settari Olga Die hymnologischen Forschungen Vladimír Helferts. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 11/12, 1976. S. 31—35, 77.
7. Settari Olga Helferts Vladimír Hymnologie im Lichte seines wissenschaftlichen Nachlasses. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 10, 1975. S. 83—105.
8. Settari Olga K problematice Amsterodamského kancionálu. //Muzeum J. A. Komenského v Uherském Brodě.// Zpráva za první pololetí 1965. S. 31—37.
9. Settari Olga Vladimír Helfert a jeho práce na Komenského kancionálu. // Zprávy Bertramky, Praha, 1970. S. 13—17.
10. Škarka Antonín Básnické dílo J. A. Komenského. //Komenský Jan Amos. Dílo Jana Amose Komenského . Praha: Academia, 1983. S. 123–152.
11. Škarka Antonín Jan Amos Komenský// Hrabák J. (red.). Dějiny české literatury: starší česká literatura. Praha: Nakladatelství ČSAV, 1959. Sv. I. S. 412–454.
12. Škarka Antonín K některým základním textologickým problémům kritického vydání českých spisů J. A. Komenského.// Informační bulletin pro otázky jazykovědné, 1963, č. 4. S. 36–43.
13. Škarka Antonín Komenský — básník duchovních písní. //Archiv pro bádání o životě a spisech J. A. Komenského. Zábřeh: Vl. nákl. 1937.
14. Třanovský Jiří. Sborník k 300. výročí kancionálu Cithara sanctorum. Bratislava: Učená společnost Šafaříkova, 1936.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.