Статья 'Сувенирная кукла в коллекциях Петербургского музея кукол' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Сувенирная кукла в коллекциях Петербургского музея кукол

Васильева Екатерина Александровна

зам. директора, НУ "Петербургский музей кукол"

199048, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Камская, 8

Vasileva Ekaterina Aleksandrovna

deputy director at St. Petersburg Museum of Dolls

199048, Russia, Saint Petersburg, str. Kamskaya, 8

dir@russiandolls.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2017.5.19447

Дата направления статьи в редакцию:

11-06-2016


Дата публикации:

26-06-2017


Аннотация: Объектом исследования является сувенирная кукла в ее разнообразных формах как продукт глобализации и активно развивающегося мирового и внутреннего туризма в контексте российской культуры XX-XXI вв. Предметы, изготовляемые специально для продажи путешественникам на память о поездке, появляются еще в Средние века благодаря паломничеству и сегодня приобретают особую популярность, новые черты и функции: воспоминание о месте, событии, человеке, брендирование компании, создание имиджа путем изобретения фирменных "безделушек" в подарок клиентам, партнерам и пр. Кукла обладает значительным репрезентативным потенциалом в сравнении со многими другими видами изделий, активно используется в образовании, музееведении и др.сферах, поэтому выделяется автором в отдельную категорию сувениров, изучается на примере обширного материала, собранного Петербургским музеем кукол. Основные методы исследования: культурологический, сравнительно-исторический анализ, демонстрирующий формирование типов, и типологический. Благодаря искусствоведческому подходу раскрыт технологический процесс создания традиционной петербургской сувенирной куклы. Кроме того, последние рассматриваются с точки зрения маркетинга. Актуальность работы не вызывает сомнений в силу новизны самого феномена сувенирной продукции, пока еще малоизученной, но обладающей разносторонними перспективами дальнейшего развития. В научном сообществе нет четких определений понятию "сувенирная кукла", которое, как правило, соотносится с другими видами человеческих фигурок или не учитывается вообще. Автор обращает внимание на неординарную внешнюю, историческую и функциональную специфику данных статуэток, предлагая их систематизировать.


Ключевые слова:

сувенирная кукла, сувенир, туризм, музей кукол, коллекция, традиции и современность, классификация кукол, Потешный промысел, народный художественный промысел, декоративно-прикладное искусство

УДК:

069.5

Abstract: The object of the research is the souvenir doll and varous kinds of souvenir doll as the product of globalisation and actively developing world and domestic tourism in terms of Russian cultur of the 20th - 21st centuries. Items especially made to be sold to travellers as a memory appeared in the Middle Ages as a result of piligrim's journeys and are now gaining in popularity, new features and functions such as creating memories about a place, event or individual, company's brand or image making through invention of trademark 'trifles' to be presented to clients, partners, etc. Doll has a significant representative potential compared to other crafts. It is also actively used in education, museum studies and other spheres. Therefore, the author of the present article views doll as a special category of souvenirs and studies it based on a wide material collected by St. Petersburg Museum of Dolls. The main research methods used by Vasilieva in her research include: culturological, comparative historical analysis used to desribe the process of developing various kinds of souvenir dolls a well as typological analysis. By using the cultural research approach, the author has described the technological process of creating traditional St. Petersburg souvenir dolls. Moreover, the latter are viewed from the point of view of marketing. The rationale of the research is obvious providing that souvenir production is an understudied phenomenon that has much potential for further development. The academic community does not offer a clear definition of souvenir doll. It is usually either associated with other kinds of human figures or not taken into account at all. The author of the present article pays attention to extraordinary external, historical and functional features of these figurines and offers their classification.


Keywords:

handicraft, folk artistic craft, amusing craft, plaything, traditions and modern age, collection, museum of dolls, tourism, souvenir, souvenir doll

Упрощенные представления туристов о русском костюме, сводимые преимущественно к красному сарафану, золотому кокошнику и пшеничной косе, сформированные в 1990-е годы, постепенно уходят в прошлое. Всему миру открывается этническое и религиозное многообразие России, взаимосвязанное между собой и гармонично сосуществующее. Это происходит вследствие расширения международных и внутренних коммуникаций, развития музейно-выставочного дела и образования, а также потребности человека в национальной идентификации.

Искушенность цивилизованного потребителя, его пресыщение возможностями выбора стимулируют появление новых качественных продуктов, зачастую локального характера, обращенных к истории, традициям и выделению индивидуальных оригинальных особенностей окружающей действительности.

В свою очередь, так стремительно прогрессирующая сегодня индустрия туризма, совершенствуясь, провоцирует, в том числе, модернизацию своего обязательного элемента – сувенира, вещи, приобретаемой путешественником на память о поездке. Этот предмет, возникший и получивший широкое распространение благодаря странствиям и паломничеству, а теперь известный также в роли рекламного, фирменного, корпоративного подарка, по преимуществу должен быть небольшого размера, относительно недорогой и достаточно крепкий, т. е. способный выдержать долгую дорогу. При этом, обязан привлекать внимание покупателей своей аттрактивностью и неординарностью, ярко и добросовестно презентовать место, которому посвящен, не редко становясь объектом коллекционирования, украшением интерьера, выставочным экспонатом или игрушкой.

Сувенирная кукла в национальных или исторических одеждах в полной мере может обладать всеми вышеназванными и необходимыми свойствами и посредством своего наряда становиться выразительным репрезентантом края, события, самобытно и естественно отражать менталитет народа.

В качестве примера рассмотрим собрание Петербургского музея кукол [1], основанного в 1998 году на Камской улице Васильевского острова и располагающего одной из самых крупных коллекций сувенирных кукол в городе. Этот относительно небольшой, частный культурно-туристический центр отличается своей многогранной и, что интересно, не только музейной деятельностью в результате объединения нескольких взаимосвязанных структурообразующих направлений под одной крышей: производство — музей — магазин.

Обратим внимание, что учредителем музея является созданная в 1991 году петербургская мастерская по изготовлению сувенирных кукол «Потешный промысел» [2], чьи промышленные образцы, а также личная коллекция разнообразных игрушек директора Галины Николаевны Варенюк на этапе возникновения составляли основу экспозиции в количестве более 1000 единиц хранения. Сейчас музейные фонды насчитывают около 40000 предметов, в основном декоративно-прикладного искусства, а именно, фарфоровые куклы вышеназванного собственного производства, разработанные профессиональными художниками в течение 25 лет творческого развития, а также современные и антикварные, авторские, театральные, детские, обрядовые, сувенирные куклы российских и зарубежных мастеров. Кроме того, как дополнение к заданной и основополагающей тематике, здесь представлены, помимо общих научно-вспомогательных материалов, элементы национальных и сценических костюмов, декораций, старинная мебель, бытовые традиционные вещи, текстильные коллажи и другие этнографические и художественные изделия. В целом, нужно отметить, что многообразное и разновременное собрание музея охватывает практически все виды кукольного ремесла и позволяет изучать феномен куклы предельно подробно.   

Сувенирные игрушки занимают тут особое положение, однако до сих пор по экономическим причинам не имеют выделенного зала, открыто демонстрируются лишь частично и главным образом на кратковременных выставках. Эта отдельно выделенная группа состоит из предметов, напрямую связанных с туризмом и хронологически охватывает период с середины XX века до сегодняшних дней, географическими рамками не ограничена. Коллекция дает возможность проводить классификацию сувенирных кукол, пока еще мало изученных в силу своей непредсказуемо растущей мировой популярности и быстрого эволюционирования типов.

Интересно заметить, что сувенирами зачастую становятся вышедшие из массового употребления и потерявшие утилитарное значение некоторые изделия народных художественных промыслов, устаревшие предметы быта и ритуала. Такой вид охарактеризован исторической трансформацией его первичных функций, уходящих на второй план или исчезающих вообще. В музее он представлен экземплярами этнических обрядовых, крестьянских, театральных сувенирных кукол (Индия, штат Раджастхан, Тайланд, чешские марионетки), а также репликами древнеславянских идолов и др. А заглянув в любой петербургский магазин подарков, можно увидеть кукол-домовых, всевозможные сувенирные обереги в славянском стиле и даже огородное пугало.

Обратим внимание на разновидность куклы, которая придумывалась мастерами изначально специально с целью ее дальнейшей реализации в местах пролегания туристических маршрутов, то есть для путешественников. Например, С. Глаголь в начале XX века описал фигурки Сергиева Посада, знаменитого игрушечного центра, предназначенные не для забавы, но имеющие свойства сувенира, «памятки о посещениях паломником святых мест. Такие изделия сохранились в виде резных монахов и монахинь и некоторых святых…» [3, с. 65-84]. Под святым местом здесь подразумевается Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В обоих случаях сувениры изготовляются носителями той культуры, которую представляют, с применением в большей степени ручного труда и использованием материалов и сырья, типичных для местности. К таким куклам, в частности, относятся хранящиеся в музее словацкие кукурузные, соломенные белорусские, льняные вологодские, африканские, египетские (изображения бедуинов), индийские, куклы народов Сибири, сшитые из натурального оленьего меха, и т.п.

Более подробно остановимся на сувенирных фарфоровых куклах «Потешного промысла», являющихся элементами материальной культуры Санкт-Петербурга, привлекательной туристской дестинации. Предприятие создавалось в эпоху Перестройки, ориентируясь, прежде всего, на иностранных туристов, поэтому первой продукцией были статуэтки в образах русских красавиц, одетые в пестрые ситцевые сарафаны. Открытие музея кукол помогло развитию более качественного и разностороннего подхода в отношении создаваемых продуктов, чему способствовало к тому же сотрудничество со специалистами Российского этнографического музея и Кунсткамеры, Академии театрального искусства. Кроме того, наличие в музее обширной библиотеки научной литературы по искусству, истории костюма, театра и педагогике содействует сотрудникам музейного и промышленного отделов в проектировании новых моделей кукол, изобретении технологий и проработке деталей одежды.

Сегодняшний ассортимент компании значительно расширен и адресован аудиториям различных возрастов, национальностей и социальных статусов, содержит более 2000 наименований кукол в исторических, военных, этнографических, сказочных и иных костюмах. Лучшие образцы по решению Федерального Художественного Совета при Министерстве промышленности, науки и технологий РФ были зарегистрированы как изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства [4]. Высокая оценка объясняется историческим подтверждением бытования на территории Петербурга и Ленинградской области подобных кукол в дореволюционный период, а главное, добросовестным исполнением каждой модели в художественных, культурных и эстетических традициях города.

Сувенирные куклы «Потешного промысла» создаются из недорогих материалов, но без применения новейших электронных достижений, это рукотворные и многодельные вещи, выпускающиеся только маленькими тиражами и поэтому исключают какое-либо повторение или точное шаблонное копирование оригинала. Высота изделий варьируется от 10 до 60 см, пропорции самого востребованного товара не выше 26 см. Конструкция состоит из нескольких разнородных частей: фарфоровые заготовки (головы, руки и ноги), картонный каркас в форме конуса или тубуса, текстильная одежда. Все детали скрепляются клеем ПВА. Лицо расписывается акриловыми красками с учетом гендерных, возрастных и этнических типов, волосы имитируются хлопчатобумажными нитками. Детали костюма (головной убор, рукава, юбка или брюки и др.) сшиваются по отдельности и собираются при помощи того же клея прямо на кукле, из чего можно сделать вывод, что технология сборки не предполагает игровой подвижности куклы, ее переодевания, т.к. одежда в данном случае не съемная. Готовое изделие статично и хранится или экспонируется только вертикально.

Многосоставность куклы, ее синтезирующие свойства определяют четкое и поэтапное разделение труда при ее изготовлении, каждый выпущенный продукт подразумевает коллективное творчество рукодельниц и художников разных профилей. Понимаем, что «мастера, занимающиеся производством кукол, должны не только иметь художественное образование, но и в совершенстве владеть ремесленными техниками, обладать профессиональным опытом» [5]. На предприятии существуют керамическая мастерская, участок росписи, экспериментальный и производственный цеха, отдел сбыта и ассортиментный кабинет.

Несмотря на то, что куклы «Потешного промысла» именуются сувенирами, но приобретаются зачастую в подарок детям, закупаются школьными и дошкольными образовательными учреждениями в качестве наглядных пособий, с дидактической целью, музеями для обогащения экспозиций [6], магазинами и ресторанами для оформления витрин и дизайна интерьера, некоторые экземпляры используются даже в быту: грелки на чайник и самовар, шкатулки и елочные украшения. Игрушечные человечки обрели уже своих настоящих страстных поклонников в России и за рубежом, составляющих из кукол домашние мини-музеи, «охотящихся» за необычными интерпретациями оригинала и отслеживающих выпуск новых моделей.

В данный период времени компания особенно популярна и знаменита своей коллекцией национальных сувенирных кукол в костюмах народов России, в т. ч. аборигенов Севера. Помимо российских этносов, в каталоге присутствуют прибалты, скандинавы, немцы, шотландцы, нынешние и древние греки, сербы и многие другие европейцы, африканцы, индейские племена, народы Кавказа, индийцы, корейцы, китайцы, арабы и прочие. В качестве прототипов таких кукол вспомним аналогичные, но скульптурные изображения Императорского фарфорового завода - знаменитую серию «Народы России», начатую в к. XVIII в. и продолженную скульптором П. Каменским при Николае II [7, с. 97-102]. Для российского общества характерно проявление интереса к изучению разнообразных культур, существующих на огромных территориях страны, объединенных единой государственностью.

Петербургский музей кукол и «Потешный промысел» сотрудничают с правительственной организацией «Дом дружбы Ленинградской области» [8], занимающейся межнациональными и межконфессиональными отношениями, специально для которой разрабатываются коллекции в этнографических костюмах народов, проживающих в регионе, где «по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, живут и работают представители 141 народа» [9]. К ним относятся, в том числе, коренные жители, такие как карелы, вепсы, ижора, водь, финны-ингерманландцы. Здесь мы видим, что сувенирные куклы выпускаются заведомо не для продажи, а для экспонирования ее на международных и межэтнических мероприятиях с целью налаживания мирного диалога, укрепления гражданского единства, сохранения и развития духовной культуры и традиций, поддержания социокультурных связей.

Поэтому сувенирную куклу в национальном костюме можно назвать посредником между народами, несущим дружбу и взаимопонимание благодаря ее активной коммуникативной составляющей [10, s. 183-242]

Однако при создании такого изделия перед художниками всегда возникает один и тот же вопрос о пределах допустимого упрощения или стилизации одежды в ее уменьшенном кукольном варианте. Мы знаем, что любые исторические костюмы, будь то военные или этнографические, имеют свои специфические знаковые детали: крой, фактура ткани, цвет, отделка, общий силуэт и пропорции, без учета которых может потеряться смысловое содержание куклы. Важно понимание назначения выпускаемого продукта, степень желательного заимствования и соблюдения точности при передаче тех или иных нюансов.

Отсюда предполагаем, что сувенирную куклу в национальном костюме можно разделить на два вида: этнографическую, т.е. сохраняющую локальные особенности определенного народа, своего рода макет, и стилизованную, фольклорную, обобщающую яркие черты этноса и отвечающую реалиям времени, моды. Последняя допускает выделение и гипертрофированность отдельных частей (слишком большой кокошник, перегруженность отделки), осознанные «ошибки» в выборе материала (нижняя рубаха из того же материала, что и сарафан), акцентирует внимание покупателя на прообразе готового изделия (пышная кукла-матрешка, кукла по мотивам дымковской игрушки). Здесь можно провести параллель с созданием театральных костюмов, требующих незаурядного умения и таланта в воплощении идеи посредством сценографии [11, с. 257-266]. В качестве положительного примера отметим работу преподавателя Академии театрального искусства Слезиной Т.В., ученики которой отрабатывают мастерство художников-технологов сценического костюма в основном на куклах и, надо сказать, очень успешно. Многие из таких студенческих работ экспонируются в Петербургском музее кукол.   

Театральные приемы, такие как роспись и окрашивание ткани, набойка, и, самое главное, искусство имитации (подделка, подражание) [11, с. 316] успешно применяет и «Потешный промысел». При всей серьезности и ответственности в отношении изготовления сувенирной этнографической куклы, некоторые мелкие орнаменты и аксессуары практически невозможно перенести с реальной одежды на миниатюрную. Кроме того, задача масштабного моделирования, копирования выходит за рамки поставленной цели производства недорого и доступного сувенира. Поэтому костюм куклы делается максимально приближенным к аутентичному, с фиксацией его характерной отличительной индивидуальности. Главное правило такой куклы – добиться узнаваемости этноса, сохранить целостность, не искажая модель авторскими модификациям, но опуская или имитируя некоторые подробности, например, застежку, пуговицы или украшения.

Следовательно, натуральные камни, шелк или мех часто заменяются искусственными, ожерелья и бусы - металлизированной вязаной тесьмой, монисто из монет - пайетками, кольчуга - подкрашенным трикотажем крупной вязки, ручная вышивка – жаккардовой тесьмой, оружие клеится из картона и дерева, и, соответственно, каравай или фрукты лепятся из фарфора. Золотное шитье подменяется позолоченным кружевом, аппликацией вырезанных из парчи фрагментов или рисуется на ткани объемным контуром. Нижнее белье у кукол отсутствует или выполняется частично, только те детали, которые видны, отдельно кроятся манжеты, воротник или нижняя юбка, прикрепляются к основной, верхней одежде изнутри. В результате художники достигают эффекта этнографичности, достоверности путем внешнего сходства, с помощью театральных технологий.

Любопытно отметить, по наблюдениям отдела сбыта «Потешного промысла», что иностранные европейские и американские гости Петербурга чаще интересуются статуэтками в стилизованных ярких русских одеждах, в то время как азиатские и российские оказываются увлеченными выбором, покупают в большей степени кукольных светских дам, солдатиков, литературных героев, этнографические модели и более требовательны к их исполнению. Компания предлагает также кукол в виде персонажей Щелкунчика и балерин, презентующих театр, антропоморфных животных по книжным иллюстрациям Е.М. Рачева и В.М. Васнецова, персонажи картин, портреты известных личностей (Петр I, А.В. Суворов), серии фигурок, посвященных А.С. Пушкину [12, с. 144] и т.п.

Таким образом, мы дали краткую характеристику сувенирным куклам, продающимся на территории производителя. Но необходимо обозначить и другой быстроразвивающийся тип продукции, получивший повсеместное распространение в к. XX – н. XXI вв. А именно, о сувенирных куклах, заказываемых российскими коммерсантами в Китае, но одетых в соответствующие костюмы (боярыня, царица, императрица Екатерина, гусары и пр.), для розничной и оптовой продажи от имени России. Ярким примером служит партворк «Куклы в народных костюмах» издательского дома «Де Агостини» [13, с. 140-144]. Такая ситуация выглядит своеобразным побочным эффектом современных глобальных тенденций коммерциализации и автоматизации, когда ручной труд отходит на второй план, а народные художественные ремесла вытесняются с туристического рынка.  Орнаменты, вышивки и другие мелкие детали имитируются не тесьмой и подбором фурнитуры, а шелкографией, все натуральные материалы заменяются синтетикой, куклы выпускаются большими тиражами одинакового качества и не подразумевают какой-либо вариативности.

Мы наблюдаем также благоприятные тенденции такой деятельности, которые эффективно демонстрирует именно «Потешный промысел». Куклы, производимые в Петербурге, культурной столице России, востребованы туристами не только в пределах Ленинградской области, но закупаются оптом представителями других регионов. Например, специально для Администрации Воронежской области были изготовлены куклы в народных костюмах воронежских женщин, для Элисты - куклы-калмыки, для Мурманска – саамы, поморы, и даже сказочный традиционный персонаж Чакхли. Как следствие, путешественник, останавливаясь в Ростове-на-Дону, Казани или Майкопе, покупает на память о поездке кукол в казачьих, татарских и адыгейских нарядах, «рожденных» в Санкт-Петербурге. Среди зарубежных заказчиков можно вспомнить Саудовскую Аравию (куклы-макеты и шкатулки в арабских одеждах), Канадскую украинскую диаспору, Эстонию, Финляндию, обращающихся к предприятию и музею с просьбой проектирования этнографических коллекций. Спрос на эту продукцию говорит о высоком мастерстве и образованности петербургских специалистов и художников, которым доверяют создание национальных сувениров и брендов, несмотря на относительно высокую стоимость такого товара. Это означает, что попытки самостоятельного изготовления аналогичных кукол на своей Родине встречаются с определенными трудностями.

Пожалуй, самым важным звеном в описанной схеме становится Петербургский музей кукол, который, как уже говорилось выше, обеспечивает научное сопровождение подобных сделок, консультируя мастеров на этапе макетирования образца. И прямой диалог «Потешного промысла» с иногородними клиентами, предоставляющими иллюстративные и текстовые материалы для ознакомления со своими этносами, позволяет пополнять библиотеку новыми знаниями по истории костюма. И, самое главное, благодаря таким заказам комплектуются фонды музея, расширяется его коллекция сувенирных кукол, ведь каждый утвержденный клиентом образец, остается в собственности предприятия.

Разумеется, собрание Петербургского музея кукол непрестанно увеличивается также путем закупки необычных или недостающих предметов на специализированных выставках, у частных лиц и не редко обогащается подаренными вещами, уникальность и редкость которых порой сложно оценить.

В заключение отметим, что сувенирная кукла сегодня чрезвычайно актуальна и требует более развернутого исторического и географического анализа, систематизации и определения понятий. Нам удалось в показать ее многоликость и особенности благодаря работе в Петербургском музее кукол. Обращаем особое внимание на проблему импортозамещения, сохранения ручного труда в создании сувениров и возрождения народных художественных промыслов.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.