Статья 'Булез и IRCAM' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Булез и IRCAM

Петрусева Надежда Андреевна

доктор искусствоведения

профессор, заведующий кафедрой теории и истории музыки, член всероссийской организации "Союз композиторов", ФГБОУ ВО "Пермский институт культуры"

614067, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Красноводская, 13

Petruseva Nadezhda Andreevna

Doctor of Art History

Professor, Head of the Department of Theory and History of Music, Member of the All-Russian Organization "Union of Composers", Perm State Institute of Culture

614067, Russia, Permskii krai, g. Perm', ul. Krasnovodskaya, 13

petrusyova@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.5.17171

Дата направления статьи в редакцию:

02-12-2015


Дата публикации:

28-10-2016


Аннотация: Предметом исследования является деятельность ведущего композитора, теоретика, полемиста, педагога и дирижера Новой музыки Пьера Булеза, приведшая к возникновению Института исследования и координации акустики и музыки (IRCAM, Париж, Центр Ж. Помпиду). Рассмотрены контекст и этапы деятельности Булеза, три типа музыкальных учреждений (обучающие, исполняющие и исследовательские), структура IRCAM; его статья «Технология и композитор», ставшая манифестом IRCAM; булезовская интерпретация тотального сериализма, период отрицания предшествующей (ближайшей) традиции и переход к периоду «синтеза». Используется комплексный метод исследования как сочетание сравнительной компаративистики, структурно-музыкальных методов и элементов социальных методов. Новизна исследования заключается в попытке очертить грани опыта антропосоциологического исследования на примере социокультурной деятельности Пьера Булеза. В качестве вывода прочерчивается единая линия развития в деятельности Булеза, которая начинаясь непосредственными проблемами эстетики, музыкального материала, языка и вопросами новой концепции формы, через проблемы восприятия и исполнения музыки приходит к музыкальным учреждениям.


Ключевые слова:

периоды деятельности Булеза, Институт IRCAM, Новая музыка, постсериальный модернизм, «векторная композиция», типы музыкальных учреждений, обучающие, исполняющие Новую музыку, исследовательские, структура и манифест

Abstract: The subject of the research is the activity of a leading composer, theorist, polemist, teacher and conductor of New Music Pierre Boulez whose activity led to the foundation of Institute for Research and Coordination in Acoustics/Music (IRCAM, the Centre Pompidou in Paris). Petruseva analyzes the environment and stages of Boulez' creative activity, three types of musical establishments (training, performing and research establishments), IRCAM structure; Boulez' article 'Technology and the Composer' that became the manifesto of IRCAM; Boulez' interpretation of the total serialism, denial of preceding (nearest) tradition and transition to the period of 'synthesis'. The researcher uses an integrated research method that combines comparative studies, structural musical methods and elements of social methods. The novelty of the research is caused by the fact that the author tries to outline the borders of anthroposociological research based on the example of Pierre Boulez' sociocultural activity. As a conclusion, the author describes the single line of Boulez' activity that starts with immediate problems of aesthetics, musical material, language and New Music concept and comes to musical establishments through the problems of perception and music performance. 


Keywords:

structure and manifesto, research-related, performing New Music, teaching, types of musical establishments, 'vector composition', post-serialistic modernism, New Music, IRCAM (Institut de Recherche et de Coordination Ac, stages of Boulez' creative activity

Библиография
1. Деррида Ж. Маркс и сыновья / Пер. с франц. Д. Новикова. – М.: Logosaltera, 2006. –С. 85.
2. Мессиан О. Техника моего музыкального языка / Пер. с франц. и коммен. М. Чебурнкиной. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1994. – 128 с.
3. Окунева Е. Г. Анализ серийной и сериальной музыки / учеб. пособие. –Петрозаводск, 2012. – С. 111–121.
4. Петрусева Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. – М., 2002. – С. 70–73, 94–128, 155–179, 163–185, С. 186–210, 299–307.
5. Петрусева Н. Музыкальная композиция ХХ века: структуры, методы анализа. В 2-х частях. Часть 1. – Пермь, 2006. – С. 155–179.
6. Петрусева Н. Концепт «Композиция и ее жесты» Пьера Булеза // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. статей по материалам международной конференции / Петрозаводская гос. консерватория им. А. К. Глазунова. – Петрозаводск, 2013. – С. 60–69.
7. Петрусева Н. «Система координат» в музыке П. Булеза и С. Шаррино: к проблеме эстетического осмысления музыкальной композиции // Обсерватория культуры, 2015. № 2. – С. 84–92.
8. Born G. Rationalizing culture. IRCAM, Boulez, and the Institutionalization of Musical Avant-Garde. Univ. of California press. – Berkeley and Los Angeles, California, 1995. – Р. 66, 73, 81, 80–84, 103, 107, 108, 110–111.
9. Boulez P. Оn music today / trans. by S. Bradshaw and R. Bennett. – Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971. – Р. 35–36.
10. Boulez P. Orientations. Collected Writing’s by Pierre Boulez edited by Jean-Jacques Nattiez. Тrans. вy Martin Cooper. – Hаrvard Univ. Press. Cambridge, 1986. – Р. 14, 443, 486–494.
11. Boulez P. Leitlinien. Gedankengänge eines Komponisten. – Bärenreiter. Metzler. Kassel, 2000. – S. 89–121.
12. Hirsbrunner T. Pierre Boulez und sein Werk. – Laaber: Laaber–Verlag, 1985. – S. 185.
13. Koblyakob L. Pierre Boulez: A World of Harmony. – Chur. London. Paris: Harwood academic publishers, 1986. – 130 p.
14. Musée National d’art Moderne – Centre Pompidou. Paris: SCALA GROUP, 2011. 96 p.
15. Walters D. The Aesthetics of Pierre Boulez. Department of Music University of Durham, 2003–2004. – P. 366.
References
1. Derrida Zh. Marks i synov'ya / Per. s frants. D. Novikova. – M.: Logosaltera, 2006. –S. 85.
2. Messian O. Tekhnika moego muzykal'nogo yazyka / Per. s frants. i kommen. M. Cheburnkinoi. – M.: Greko-latinskii kabinet Yu. A. Shichalina, 1994. – 128 s.
3. Okuneva E. G. Analiz seriinoi i serial'noi muzyki / ucheb. posobie. –Petrozavodsk, 2012. – S. 111–121.
4. Petruseva N. P'er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal'noi kompozitsii. – M., 2002. – S. 70–73, 94–128, 155–179, 163–185, S. 186–210, 299–307.
5. Petruseva N. Muzykal'naya kompozitsiya KhKh veka: struktury, metody analiza. V 2-kh chastyakh. Chast' 1. – Perm', 2006. – S. 155–179.
6. Petruseva N. Kontsept «Kompozitsiya i ee zhesty» P'era Buleza // Tekst khudozhestvennyi: grani interpretatsii: Sb. nauch. statei po materialam mezhdunarodnoi konferentsii / Petrozavodskaya gos. konservatoriya im. A. K. Glazunova. – Petrozavodsk, 2013. – S. 60–69.
7. Petruseva N. «Sistema koordinat» v muzyke P. Buleza i S. Sharrino: k probleme esteticheskogo osmysleniya muzykal'noi kompozitsii // Observatoriya kul'tury, 2015. № 2. – S. 84–92.
8. Born G. Rationalizing culture. IRCAM, Boulez, and the Institutionalization of Musical Avant-Garde. Univ. of California press. – Berkeley and Los Angeles, California, 1995. – R. 66, 73, 81, 80–84, 103, 107, 108, 110–111.
9. Boulez P. On music today / trans. by S. Bradshaw and R. Bennett. – Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971. – R. 35–36.
10. Boulez P. Orientations. Collected Writing’s by Pierre Boulez edited by Jean-Jacques Nattiez. Trans. vy Martin Cooper. – Harvard Univ. Press. Cambridge, 1986. – R. 14, 443, 486–494.
11. Boulez P. Leitlinien. Gedankengänge eines Komponisten. – Bärenreiter. Metzler. Kassel, 2000. – S. 89–121.
12. Hirsbrunner T. Pierre Boulez und sein Werk. – Laaber: Laaber–Verlag, 1985. – S. 185.
13. Koblyakob L. Pierre Boulez: A World of Harmony. – Chur. London. Paris: Harwood academic publishers, 1986. – 130 p.
14. Musée National d’art Moderne – Centre Pompidou. Paris: SCALA GROUP, 2011. 96 p.
15. Walters D. The Aesthetics of Pierre Boulez. Department of Music University of Durham, 2003–2004. – P. 366.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.