Статья '«Ост-рок» как социокультурный феномен и специфика развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи ГДР' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

«Ост-рок» как социокультурный феномен и специфика развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи ГДР

Синеокий Олег Владимирович

доктор наук по социальным коммуникациям (специальность "документоведение, архивоведение", 27.00.02), научный сотрудник, профессор издательского дела

69002, Украина, г. Запорожье, ул. Александровская, 84

Synieokyi Oleg Vladimirovich

Doctor of Science in Social Communications (specialty "Document Studies, Archive Studies", 27.00.02), Scientific Associate, Professor of Publishing Industry, Publishing Group "Helvetica"

69002, Ukraine, g. Zaporozh'e, ul. Aleksandrovskaya, 84

vinyl-doc@email.ua
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.3.14661

Дата направления статьи в редакцию:

08-03-2015


Дата публикации:

24-04-2015


Аннотация: Культурное наследие в области фонографической подсистемы аудиовизуальной культуры рассматривается автором как открытая система социокультурных коммуникаций Восточной Европы, что представляет объект исследования. Предметом публикации является история восточно-германского рока как социодинамического фактора развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи в Германской Демократической Республике. Автором обосновано использование в современном культурологическом знании термина «ост-рок. Особое внимание уделяется характеристике системы грамзаписи ГДР. Проблемы изучения истории рок-музыки в артефактах грамзаписи ГДР рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов на феномен музыкальной звукозаписи. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетами выступают сравнительно-историческая методология и философско-антропологический анализ. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в ГДР (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы грамзаписи ГДР, базирующихся на государственной фирме «Deutsche Schallplatten Berlin» с несколькими торговыми марками, среди которых особое место занимала «Amiga», которая в настоящее время приобрела особый культурно-ностальгический статус.


Ключевые слова:

Бит-музыка, Ост-Рок, Фонографическая культура, Грампластинка, Лейбл, Фирма грамзаписи, Амига, Социалистический блок, Восточная Европа, Германская Демократическая Республика

Abstract: Cultural heritage in the field of audiovisual culture phonographic subsystem regarded by the author as an open system of socio-cultural communications in Eastern Europe, which is the object of study. The subject of this publication is the history of East German rock as sociodynamic factor in the development of communications in the field of music sound recording in the German Democratic Republic. The author is justified in the use of modern cultural knowledge of the term «Ost Rock». Particular attention is paid to the characterization of the record of the GDR. Problems of studying the history of rock music in the GDR record artifacts are considered in relation to varying interpretations. The methodological basis of the article is a systematic method, because the study is based on a synthesis of different views on the phenomenon of musical recordings. The author conducts scientific research, based on the most significant ideas belonging to different areas of modern humanities, where the priorities are the comparative-historical methodology and philosophical-anthropological analysis. The author concludes that actually rock music became the unofficial center of the special social and communication system, around which in the conditions of socialism in the GDR (as well as in other countries «Eastern Bloc») formed heterogeneous youth subcultures. The novelty of the research is to establish a communication system elements GDR record based on the state company «Deutsche Schallplatten Berlin» with several trademarks, including the special place occupied «Amiga», which has now acquired a special nostalgic cultural status.


Keywords:

Socialist Bloc, Amiga, Record Company, Label, Gramophone Record, Phonographic Culture, Ost Rock, Beat Music, East Europe, German Democratic Republic

Библиография
1. Roszak T. The Making of a Counter Culture: [Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition] / Theodore Roszak. – University of California Press, United States, 1995. – 303 p.
2. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 1997. – 512 с.
3. Квасова И.И. Социология культуры: учеб. пособие / И.И. Квасова. – М.: РУДН, 2005. – 182 с.
4. Лагутина А.В. Молодежная культура как игровая мифоритуальная система: автореф. дис. ... канд. философ. наук : 24.00.01 / А.В. Лагутина ; НОУ ВПО Гуманитарный ун-т. – Тюмень, 2013. – 28 с.
5. Саяпина И.А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества : автореф. дисс. … докт. культурологии: 24.00.01 / И.А. Саяпина. – Краснодар: КГУКИ, 2001. – 48 с.
6. Сорокин П. Социальная и культурная динамика : исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин, пер. с англ. – СПб.: РХГИ, 2000. – 1056 с.
7. Селезнева Е.Н. Избирательная преемственность исторического опыта и культурное наследие / Е.Н. Селезнева // Обсерватория культуры. – 2004. – № 1. – С. 86-90.
8. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: дис. … канд. филсоф. наук: 24.00.01 / А.А. Мазенкова. – Тюмень, 2009. – 151 с.
9. Невская Т.Н. Эволюция рок-культуры в России: автореф. дис. … канд. культурол. : 24.00.01 / Т.Н. Невская ; С-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2009. – 22 с.
10. Музыкальная эстрада социалистических стран: [библиографический указатель для организаторов дискотек и ведущих музыкальных дископрограмм]. – М. : ВНМЦ НТ и КПР, 1983. – 50 с.
11. Wicke P. The Times They Are A-Changin’: [Rock Music and Political Change in East Germany] / Peter Wicke. – Garofalo, Reebee (Hg.), 1992. – p. 81–92.
12. Szemere A. The Politics of Marginality: [A Rock Musical Subculture in Socialist Hungary in the Early 1980’s] / A. Szemere. – Garofalo, Reebee (Hg.), 1992. – 141 p.
13. Szemere A. Up From the Underground: [The Culture of Rock Music in Postsocialist Hungary] / Anna Szemere. – The Pensylvania State University Press, University Park, 2001. – 264 p.
14. Brüll M. Jazz auf Amiga. Die Jazz-Schallplatten des Amiga-Labels von 1947 bis 1990 / Mathias Brüll. – Pro Business, Berlin, 2003. – 533 p.
15. Rauhut M. Amiga. Die Diskographie aller Rock-und Pop-Produktionen 1964–1999 / B. Rauhut, M. Rauhut. – Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf, 1999. – 575 p.
16. Reus H. Musikjournalismus – Ergebnisse aus der wissenschaftlichen Forschung / H. Reus // Weinacht S., Scherer H. [Ed.] Wissenschaftliche Perspektiven auf Musik und Medien. – Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2008. – S. 84–102.
17. Wonneberg F. Labelkunde Vinyl : [Schallplattenfirmen, Etikettenstammbäume, Matrizenschlüssel, Qualitätsparameter] / Frank Wonneberg. – Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf, 2008. – 541 p.
18. Bideleux R. A History of Eastern Europe : Crisis and Change / Robert Bideleux. – Psychology Press, 1998. – 685 p.
19. Crampton R.J. Eastern Europe in the Twentieth Century – and After / R.J. Crampton. – Psychology Press, 1997. – 526 p.
20. Wolchik S.L. Central and East European Politics: From Communism to Democracy / S.L. Wolchik, J.L. Curry. – Rowman & Littlefield, 2008. – 389 p.
21. Kraus M. Russia and Eastern Europe After Communism : The Search for New Political, Economic, and Security Systems / Michael Kraus, Ronald D. Liebowitz. – Westview Press, 1996. – 349 p.
22. Zuzowski R. Political Change in Eastern Europe Since 1989: Prospects for Liberal Democracy and a Market Economy / Robert Zuzowski. – Greenwood Publishing Group, 1998. – 165 p.
23. Гаевский А. Под обломками Берлинской стены: Восточногерманский рок. Часть 2 (ELEKTRA, LIFT, STERN-COMBO MEISSEN) / А. Гаевский // InRock. – 2010. – № 3 (42). – С.18–20.
24. Гаевский А. Под обломками Берлинской стены: Восточногерманский рок. Часть 1 (PUHDYS, KLAUS RENFT COMBO, KARRUSSEL, PANTA RHEI, KARAT) / А. Гаевский // InRock. – 2010. – № 2 (41). – С. 14–16.
25. Gotz H. Rocklexikon der DDR / Hintze Gotz. – Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf, 1999. – 352 p.
26. State Labels of Central Europe 1960–1990 // Eurоpopmusic [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.europopmusic.eu/Newsletters/Features/ State_labels.html.
27. Amiga [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ddr-wissen.de/wiki/ddr.pl?Amiga.
28. Гаевский А.Ю. Рок Восточной Европы. Энциклопедический справочник / А.Ю. Гаевский – Выпуск 1. – М. : Изд-во ИП Галин А.В., 2009. – 432 с. 28. Amiga (Platten label) // Wikipedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Amiga_(Plattenlabel).
29. Ost-Rock – Lexikon: Bands–Daten–Platten–Kult–Bücher–Geschichten [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ostbeat.de/.
30. Bellaphon Records // Wikipedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Bellaphon_Records.
31. Синеокий О.В. Политика организации индустрии грамзаписи в ГДР и особенности правового статуса рекорд-лейбла «Amiga» / О.В. Синеокий // Вісник Донецького національного університету : [зб. наук. праць.] : серія «Економіка і право». – 2012. – № 1. – С. 296–303.
32. Синеокий О.В. Музыкальная звукозапись как институт социальной коммуникации в ЧССР и ГДР / О.В. Синеокий // Известия Уральского федерального университета: серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры» (Екатеринбург). – 2013. – № 1. – С. 29–35.
33. Синєокий О.В. Феномен східно-німецького рекордингу / О.В. Синєокий // Наукові записки Інституту журналістики : науковий збірник / [за ред. В.В. Різуна ; КНУ імені Тараса Шевченка]. – К., 2013. – Т. 51. – квіт.–черв. – С. 82–86.
34. Синєокий О.В. Інститут музичного звукозапису у системі соціальних комунікацій : інформаційний аналіз східно-німецького досвіду / О.В. Синєокий // Наукові записки Української академії друкарства. – 2013. – № 1 (42). – С. 14–23.
35. Синеокий О.В. Грамзапись как институт социальной коммуникации. Организационно-правовой анализ опыта Германской Демократической Республики, Венгерской Народной Республики и Польской Народной Республики / О.В. Синеокий // Евразийский юридический журнал: научный и научно-практический журнал (Москва). – 2013. – № 2 (57). – С. 105–108.
References
1. Roszak T. The Making of a Counter Culture: [Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition] / Theodore Roszak. – University of California Press, United States, 1995. – 303 p.
2. Karmin A.S. Osnovy kul'turologii: morfologiya kul'tury / A.S. Karmin. – SPb.: Lan', 1997. – 512 s.
3. Kvasova I.I. Sotsiologiya kul'tury: ucheb. posobie / I.I. Kvasova. – M.: RUDN, 2005. – 182 s.
4. Lagutina A.V. Molodezhnaya kul'tura kak igrovaya miforitual'naya sistema: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk : 24.00.01 / A.V. Lagutina ; NOU VPO Gumanitarnyi un-t. – Tyumen', 2013. – 28 s.
5. Sayapina I.A. Informatsiya, kommunikatsiya, translyatsiya v sotsiokul'turnykh protsessakh sovremennogo obshchestva : avtoref. diss. … dokt. kul'turologii: 24.00.01 / I.A. Sayapina. – Krasnodar: KGUKI, 2001. – 48 s.
6. Sorokin P. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika : issledovanie izmenenii v bol'shikh sistemakh iskusstva, istiny, etiki, prava i obshchestvennykh otnoshenii / P. Sorokin, per. s angl. – SPb.: RKhGI, 2000. – 1056 s.
7. Selezneva E.N. Izbiratel'naya preemstvennost' istoricheskogo opyta i kul'turnoe nasledie / E.N. Selezneva // Observatoriya kul'tury. – 2004. – № 1. – S. 86-90.
8. Mazenkova A.A. Kul'turnoe nasledie kak samoorganizuyushchayasya sistema: dis. … kand. filsof. nauk: 24.00.01 / A.A. Mazenkova. – Tyumen', 2009. – 151 s.
9. Nevskaya T.N. Evolyutsiya rok-kul'tury v Rossii: avtoref. dis. … kand. kul'turol. : 24.00.01 / T.N. Nevskaya ; S-Peterb. gos. un-t kul'tury i iskusstv. – SPb., 2009. – 22 s.
10. Muzykal'naya estrada sotsialisticheskikh stran: [bibliograficheskii ukazatel' dlya organizatorov diskotek i vedushchikh muzykal'nykh diskoprogramm]. – M. : VNMTs NT i KPR, 1983. – 50 s.
11. Wicke P. The Times They Are A-Changin’: [Rock Music and Political Change in East Germany] / Peter Wicke. – Garofalo, Reebee (Hg.), 1992. – p. 81–92.
12. Szemere A. The Politics of Marginality: [A Rock Musical Subculture in Socialist Hungary in the Early 1980’s] / A. Szemere. – Garofalo, Reebee (Hg.), 1992. – 141 p.
13. Szemere A. Up From the Underground: [The Culture of Rock Music in Postsocialist Hungary] / Anna Szemere. – The Pensylvania State University Press, University Park, 2001. – 264 p.
14. Brüll M. Jazz auf Amiga. Die Jazz-Schallplatten des Amiga-Labels von 1947 bis 1990 / Mathias Brüll. – Pro Business, Berlin, 2003. – 533 p.
15. Rauhut M. Amiga. Die Diskographie aller Rock-und Pop-Produktionen 1964–1999 / B. Rauhut, M. Rauhut. – Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf, 1999. – 575 p.
16. Reus H. Musikjournalismus – Ergebnisse aus der wissenschaftlichen Forschung / H. Reus // Weinacht S., Scherer H. [Ed.] Wissenschaftliche Perspektiven auf Musik und Medien. – Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2008. – S. 84–102.
17. Wonneberg F. Labelkunde Vinyl : [Schallplattenfirmen, Etikettenstammbäume, Matrizenschlüssel, Qualitätsparameter] / Frank Wonneberg. – Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf, 2008. – 541 p.
18. Bideleux R. A History of Eastern Europe : Crisis and Change / Robert Bideleux. – Psychology Press, 1998. – 685 p.
19. Crampton R.J. Eastern Europe in the Twentieth Century – and After / R.J. Crampton. – Psychology Press, 1997. – 526 p.
20. Wolchik S.L. Central and East European Politics: From Communism to Democracy / S.L. Wolchik, J.L. Curry. – Rowman & Littlefield, 2008. – 389 p.
21. Kraus M. Russia and Eastern Europe After Communism : The Search for New Political, Economic, and Security Systems / Michael Kraus, Ronald D. Liebowitz. – Westview Press, 1996. – 349 p.
22. Zuzowski R. Political Change in Eastern Europe Since 1989: Prospects for Liberal Democracy and a Market Economy / Robert Zuzowski. – Greenwood Publishing Group, 1998. – 165 p.
23. Gaevskii A. Pod oblomkami Berlinskoi steny: Vostochnogermanskii rok. Chast' 2 (ELEKTRA, LIFT, STERN-COMBO MEISSEN) / A. Gaevskii // InRock. – 2010. – № 3 (42). – S.18–20.
24. Gaevskii A. Pod oblomkami Berlinskoi steny: Vostochnogermanskii rok. Chast' 1 (PUHDYS, KLAUS RENFT COMBO, KARRUSSEL, PANTA RHEI, KARAT) / A. Gaevskii // InRock. – 2010. – № 2 (41). – S. 14–16.
25. Gotz H. Rocklexikon der DDR / Hintze Gotz. – Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf, 1999. – 352 p.
26. State Labels of Central Europe 1960–1990 // Europopmusic [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: www.europopmusic.eu/Newsletters/Features/ State_labels.html.
27. Amiga [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: www.ddr-wissen.de/wiki/ddr.pl?Amiga.
28. Gaevskii A.Yu. Rok Vostochnoi Evropy. Entsiklopedicheskii spravochnik / A.Yu. Gaevskii – Vypusk 1. – M. : Izd-vo IP Galin A.V., 2009. – 432 s. 28. Amiga (Platten label) // Wikipedia [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://de.wikipedia.org/wiki/Amiga_(Plattenlabel).
29. Ost-Rock – Lexikon: Bands–Daten–Platten–Kult–Bücher–Geschichten [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.ostbeat.de/.
30. Bellaphon Records // Wikipedia [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://en.wikipedia.org/wiki/Bellaphon_Records.
31. Sineokii O.V. Politika organizatsii industrii gramzapisi v GDR i osobennosti pravovogo statusa rekord-leibla «Amiga» / O.V. Sineokii // Vіsnik Donets'kogo natsіonal'nogo unіversitetu : [zb. nauk. prats'.] : serіya «Ekonomіka і pravo». – 2012. – № 1. – S. 296–303.
32. Sineokii O.V. Muzykal'naya zvukozapis' kak institut sotsial'noi kommunikatsii v ChSSR i GDR / O.V. Sineokii // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta: seriya 1 «Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury» (Ekaterinburg). – 2013. – № 1. – S. 29–35.
33. Sinєokii O.V. Fenomen skhіdno-nіmets'kogo rekordingu / O.V. Sinєokii // Naukovі zapiski Іnstitutu zhurnalіstiki : naukovii zbіrnik / [za red. V.V. Rіzuna ; KNU іmenі Tarasa Shevchenka]. – K., 2013. – T. 51. – kvіt.–cherv. – S. 82–86.
34. Sinєokii O.V. Іnstitut muzichnogo zvukozapisu u sistemі sotsіal'nikh komunіkatsіi : іnformatsіinii analіz skhіdno-nіmets'kogo dosvіdu / O.V. Sinєokii // Naukovі zapiski Ukraїns'koї akademії drukarstva. – 2013. – № 1 (42). – S. 14–23.
35. Sineokii O.V. Gramzapis' kak institut sotsial'noi kommunikatsii. Organizatsionno-pravovoi analiz opyta Germanskoi Demokraticheskoi Respubliki, Vengerskoi Narodnoi Respubliki i Pol'skoi Narodnoi Respubliki / O.V. Sineokii // Evraziiskii yuridicheskii zhurnal: nauchnyi i nauchno-prakticheskii zhurnal (Moskva). – 2013. – № 2 (57). – S. 105–108.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.