Статья 'Познание мифа и мифы познания (к поэтике мифотворчества). ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Познание мифа и мифы познания (к поэтике мифотворчества)

Спектор Давид Михайлович

кандидат архитектуры

доцент, Московский архитектурно-строительный институт

109451, Россия, г. Москва, ул. 3-я Кабельная, 1

Spektor David Mikhailovich

PhD in Architecture

Docent, the department of Architecture, Moscow State University of Architecture and Civil Engineering

109451 Russia, Moscow, 3-ya Kabelnaya 1

daspektor@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.3.14538

Дата направления статьи в редакцию:

22-02-2015


Дата публикации:

24-04-2015


Аннотация: Интерпретации мифа, при всем разнообразии, основываются на достаточно узком круге антропологических идей, над которыми главенствует идея «человека разумного». Понимание мифа связано с ней прямо (рационалистическая интерпретация) либо косвенно (модели, основанные на структуралистских и семантических подходах). В данной статье намечена трактовка мифа, обусловленная реальными обстоятельствами его происхождения и первичными функциями, связанными прежде всего не с рациональной экспозицией действительности, но с инициацией определенной инстанции, олицетворяющей коллективный дух. Метод исследования обусловлен критикой распространенных мифологических концепций; в ее ходе устанавливается их предвзятость и априоризм, обусловленный довлеющей позитивистской позицией. В статье показывается, что заря человеческой истории ознаменована не постепенным накоплением интеллектуального ресурса, но взрывным отказом от опоры на схемы и алгоритмы действия, отказом, потребовавшим совершенно специфического обеспечения, одним из элементов которого выступает миф. В содержательном отношении миф наследует следующим функциям культурного становления: а) удержания пафоса и его переносу в жизненный мир в звучащем слове; б) инициации настроенностей на коллективно-спонтанное событие «вдруг» (экстатических переживаний), в) укоренению в составе психики инстанции вовлечения, реагирующей на окружение как существо (целое, мир) определенной характерности, подчиняющей явленное.


Ключевые слова:

Логическое и алогическое, спонтанные реакции, трансцендентальная эстетика, разделенная мотивация, миф, генезис, ритуал, жертвоприношение, перенос, героизация

Abstract: Interpretations of the myth, at all variety, are based rather narrow circle of anthropological ideas among which the model of "homo sapiens" predominates. The understanding of the myth is connected with it directly (rationalistic interpretation) or indirectly (the models based on structuralist and semantic approaches). In this article the treatment of the myth caused by the real circumstances of its origin and primary functions connected first of all not with a rational exposition of reality, but with initiation of the certain instance representing collective spirit is planned. The method of research is caused by criticism of widespread mythological concepts; in its course their bias and the apriorizm caused by the prevailing positivistic position is established. In article is shown that the dawn of human history is marked not by gradual accumulation of an intellectual resource, but as explosive refusal of a support on schemes and algorithms of action, the refusal which demanded absolutely specific providing, one of which elements the myth acts. In the substantial relation the myth inherits to the following functions of cultural formation: a) deduction of pathos and to its transfer to the vital world in the sounding word; b) initiations of readiness for collective and spontaneous reaction "suddenly" (to ecstatic experience), c) to rooting as a part of mentality of the instance of involvement reacting to an environment as a being (whole, the world) the certain typicalness subordinating the shown.


Keywords:

genesis, myth, the shared motivation, the transcendental esthetics, spontaneous reactions, Logical and a-logical, ritual, sacrifice, transfer, glorification

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.