Статья 'А. С. Пушкин. Странник («Однажды странствуя среди долины дикой…») и комментарий к нему Ф. М. Достоевского.' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

А. С. Пушкин. Странник («Однажды странствуя среди долины дикой…») и комментарий к нему Ф. М. Достоевского

Давыдов Алексей Платонович

доктор культурологии

главный научный сотрудник, Институт социологии РАН

117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, кор. 5, оф. к. 209

Davydov Alexey Platonovich

Doctor of Cultural Studies

main research officer Institute of Sociology of Russian Acedemy of Science

117218, Russia, g. Moscow, ul. Krzhizhanovskogo, 24/35, kor. 5, of. k. 209

apdavydov@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.2.12296

Дата направления статьи в редакцию:

06-06-2014


Дата публикации:

20-06-2014


Аннотация: В статье опровергается оценка Ф. М. Достоевским пушкинского стихотворения "Странник", написанного по мотивам романа английского пастор-писателя Дж. Беньяна «The Pilgrim's progress», высказанная им в "Пушкинской речи" 8 июня 1880 г. Достоевский интерпретировал в ней Пушкина -- певца принципа личности как идеолога империи, церкви, религиозного народа, российской почвы, делал его как бы идейным союзником в своей идеологической работе. С этой точки зрения его Пушкинская речь была объективно антипушкинской речью, искажающей ценностный мир поэта. В статье доказывается, что в стихотворении не был выведен образ верующего протестанта, а на английском культурном материале был выведен типичный православный тип -- человек с рабской философией жизни и истеричным способом веры. В "Страннике" нет признаков всемирного народничества Пушкина, поэт создал в этом стихотворении русскую поэзию. Применен сравнительный социокультурный анализ текстов Пушкина и Достоевского, а также сравнение двух типов религий -- православия и протестантизма. Впервые в достоевсковедении осуществляется доказательство несостоятельности точки зрения Достоевского на пушкинского "Странника",опираясь на сравнительный анализ ценностей православия и протестантизма. Тем самым вывод об искажении Достоевским смысла "Странника" переходит из статуса декларируемого в статус доказанного. Это позволяет продвинуться вперед в понимания "Пушкинской речи" как объективно антипушкинской.


Ключевые слова:

Достоевский, Пушкин, стихотворение Странник, православие, протестантизм, молитва, цель искусства искусство, цель поэзии поэзия, Бог, спасение

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.