Man and Culture - rubric Arts and crafts
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Rubric "Arts and crafts"
Arts and crafts
Berezina E. - The town in the snuff-box: the image of a city in the Russian and Soviet lacquer miniature pp. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19106

Abstract: Based on the visual material of the collection “Russian lacquer miniature” of the Russian Museum of Decorative-Applied and Folk Art, the author examines the gallery of city images in the Russian and Soviet lacquer miniature, as well as suggest the original typology of images, locating them between the poles of the “real” and “utopic”. The images of the city panoramas were analyzed in the context of the replacing each other “regimes of vision” and supported by the power of technologies territories. The author describes the changed in the approaches towards representation of the urban space in the lacquer art, as well as follows the transformations the image of a city in perception of its residents. From the methodological perspective, the author bases herself upon the principles of visual research and structures the analysis of the content of images taking into account the social context of their existence. This work develops the tradition of studying the subjects with lacquer paining as a part of the Russian and Soviet material culture. Along with the introduction into the scientific discourse of the new visual historical sources, the result of the research consists in the fixation of the accompanying the change of historical eras dynamic of the visual culture, which is expressed in expansion of the “principles of vision” of the urban space, as well as the types of its imagery on the subjects with the lacquer miniature painting.
Unezheva Z., Sultanova A.M. - Womens national belt of the late XVIII the early XIX centuries pp. 27-30

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18731

Abstract:  The subject of this research is the belts to the women’s clothes of the late XVIII – the early XIX centuries. The authors conduct an analysis on designing the women’s national belt of this period from the fund of the National Historical Museum of Nalchik. Women’s clothes is directly associated with the ornamental art, particularly with jewelry accessories. Women’s belts are being studied by several different aspects: by shape, size, varieties of ornaments, designing techniques, etc. The meaning and role of belt in the life of Cherkess women is being examined. The method of this research is the study of reconstruction, designing technique and varieties of the women’s national belt, the analogue of which became the belt from the fund of the National Historical Museum of the Kabardino-Balkar Republic. The authors conclude that the silver belt were able to afford only the women from wealthy families; young ladies wore narrow belts, while the wide ones were more suitable for the status of older women. With the transformation of women’s clothes, takes place the design modification of the belt. It lost its functionality; the contemporary seamstresses simplified the shape of the belt. The world currently undergoes the processes of globalization, as well as experiences changes in the design of the ancient wares.  
Lavrov D.E. - P. D. Bazhenov, I. K. Balakin, V. A. Belov the artists-innovators in Russian lacquer crafts of the XX century pp. 38-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.32765

Abstract: The subject of this research is the analysis of works of the three prominent artists of various Russian manufacturing centers of lacquer miniatures of the XX century – P. D. Bazhenov (Palekh), I. K. Balakin (Mstyora), V. A. Belov (Kholuy). The goal of this article consists in the attempt to create a “comparative biography" of the artists of various lacquer crafts, as well as demonstrate fruitful work of the miniaturist-innovator in different fields of art that are not a part of the traditional folk art. Among the manifestations of such innovation, the author indicates that the listed miniature artists found themselves in other fields of fine art, such as easel paintings, stage performance, posters, caricatures. The application of biographical method of research allows focusing attention on experimentation and innovation as the key feature that unites all three masters of lacquer crafts: P. D. Bazhenov in Palekh (1930s), I. K. Balakin in Mstyora (1940s – 1950s), V. A. Belov in Kholuy (1960s – 1970s). The scientific novelty lies in studying the practices of implementation of peculiarities of the aforementioned types of art in the works of lacquer miniatures. The main conclusion consists in the fundamental provision on justification of the artistic pursuit by any artist of folk art, which was oppugned during the Soviet period of the history of Russian folk art.
Safronova E.M. - Moscow period of creativity of the ceramist P. K. Vaulin (1890-1903) pp. 47-57

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35212

Abstract: The subject of this research is the stylistic peculiarities and means of artistic expression of the architectural majolica by Peter Kuzmich Vaulin. The object of this research is the architectural-artistic ceramics of P. K. Vaulin on the facades of Moscow buildings at the turn of the XIX – XX centuries as cultural heritage site. Detailed analysis is conducted on the Moscow period of P. K. Vaulin. The author determines the circle of artists who worked with the ceramist, analyzes the phenomenon of the Abramtsevo art club and its impact upon the professional becoming of P. K. Vaulin. Special attention is given to the workshop in Abramtsevo as a true center of art and a source for the development of the national romantic trend in decorative and applied art, as well as to the architectural landmarks of Moscow with majolica decor designed by P. K. Vaulin. The theoretical and methodological framework is comprised of the scientific works on the theory and history of art, aesthetics, psychology of art and philosophy. The compositional-artistic analysis, comparative-descriptive method, and imagery-stylistic analysis allowed studying the means of artistic expression of architectural ceramics, the compositional interaction of materials and space, as well as style and formative peculiarities of ceramics. The conclusion is made that direct practical participation of professional artists in the Russian decorative and applied art in the late XIX century considerably impacted the development of applied art, and drew attention of the world community, emphasizing its value within the system of visual art. The analysis of architectural compositions indicates that P. K. Vaulin was a co-author of the ceramic works created by the artists of the Abramtsevo (Mamontov’s) art club. The scientific novelty consists in comprehensive examination of the works of Moscow Period of P. K. Vaulin in the area of facade ceramics, as well as the imagery-stylistic and artistic analysis of the compositions of the master.
Zheleznyak O.E., Akinfeeva I.I. - Ethnonational specificities of Buryat costume as identification elements of the image souvenirs products of Buryatia. pp. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23804

Abstract: The object of this research is the traditional Buryat costume, peculiarities of its current existence as an identity system in modern space of the global worldview and transnational cultures. The subject of this study is the specificity of using the unique features of Buryat costume as a source of autochthonous characteristics of the "place" in creating the souvenir gifts. The thoroughly examine such aspects, as color and ornament in the national Buryat costume, and their role in revealing the authenticity Buryat culture. Particular attention is paid to the analysis of regional souvenir products in the context of researching the problems of cultural identity, images of ancestral ethnic costume, which are used for creating the image souvenir products of Buryatia, reflecting the actual specifics of the "place", rather than “imaginary identities”. Methods of comparative-historical, ethnographic analysis and marketing research applied during the course of this research allow collecting the extensive ethnic material, review a diverse assortment of products presented in the souvenir market of Ulan-Ude and the republic, as well as compare the original models of traditional clothes and samples of souvenirs depicting the national costume elements and/or ethnic images. The scientific novelty consists in the highlighted ethnonational features of the costume, color systems and the specifics of ornamental decoration, most popular elements Buryat clothing, tranlated as the identifying codes, as well as their interpretation in souvenir products. An important role is also played by the tribal differences of a costume as a distinct “identifier” that allows distinguishing the ethnic images, including in souvenir products. Using the individual characteristics of Buryat costume in manufacturing souvenir products will provide opportunity to expand the assortment of souvenirs, separate Buryat motifs from the similar Mongolian, as well as achieve deeper “association” with the culture of this region, turning souvenirs into the image products of the “place”.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура - рубрика Декоративно-прикладное искусство
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно-прикладное искусство
Березина Е.С. - «Городок в табакерке»: образ города в русской и советской лаковой миниатюре c. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19106

Аннотация: На визуальном материале коллекции «Русская лаковая миниатюра» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства автор рассматривает галерею городских образов в русской и советской лаковой миниатюре и предлагает свою типологию изображений, располагая их между полюсами «реального» и «утопического». Изображения городских видов проанализированы в контексте сменяющих друг друга «режимов видения» и поддерживаемых властью технологий показа территорий. Описывая, как менялись подходы к репрезентации городского пространства в искусстве художественных лаков, автор прослеживает трансформации образа города в воображении жителей государства. С точки зрения методологии, автор опирается на принципы визуальных исследований и строит анализ содержания изображений учитывая социальный контекст их бытования. Исследование развивает традицию рассмотрения предметов с лаковой живописью как части российской и советской материальной культуры. Помимо введения в научный оборот новых визуальных исторических источников результатом исследования является фиксация сопровождающей смену исторических эпох динамики визуальной культуры, которая выражается в расширении «принципов видения» городского пространства и типов его изображения на предметах с лаковой миниатюрной росписью.
Унежева З.С., Султанова А.М. - Женский национальный пояс конца XVIII- первой половине XIX в.в. c. 27-30

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18731

Аннотация: Предметом исследования являются пояса к женской одежде конца XVIII-первой половине XIX в. Проведет анализ по выполнению женского национального пояса конца XVIII-первой половины XIX в. из фонда Национального Краеведческого музея Нальчика. Женская одежда неразрывно связанная с произведениями декоративного искусства, в частности с ювелирными украшениями. Изучаются несколько различий женских поясов: по форме, объему, размерам, разновидностям орнаментов, по технике выполнения и т.д. Рассматривается значения и место быть женского пояса в жизни черкесских девушек и женщин. Методом данного исследования является изучение реконструкции, техники выполнения и разновидности женского национального пояса, аналогом которого стал пояс из фонда Национального Краеведческого музее Кабардино-Балкарской республики. В результате проведенных исследований можно прийти к следующему суждению, что пояс женский серебряный могли позволить носить девушки из богатых семьей, молодые девушки носили пояса узкие, а широкие уже по статусу подходило больше всего женщинам. Трансформации женской одежды, происходит стилизация и самого пояса. Утратило свою функциональность женский национальный пояс. Стали делать современные мастера-ювелиры пояса без разъёмные, упростили форму пояса. В современном мире происходит глобализация, видоизменение и стилизация старинных изделий.
Лавров Д.Е. - П.Д. Баженов, И.К. Балакин, В.А. Белов – художники-новаторы в русских лаковых промыслах XX века c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.32765

Аннотация: Предметом исследования является анализ творчества трёх крупных художников различных центров производства лаковой миниатюры России ХХ века – П.Д. Баженова (Палех), И.К. Балакина (Мстёра), В.А. Белова (Холуй). Цель статьи – помимо попытки создания «сравнительного жизнеописания» художников различных лаковых промыслов, показать саму возможность плодотворной работы миниатюриста-новатора в различных областях искусства, не связанных с традиционным народным творчеством. Среди проявлений этого новаторства рассматривается «уход» перечисленных художников-миниатюристов в другие области изобразительного искусства, такие как станковое панно, театральные постановки, плакат, шарж. Используя биографический метод исследования, автор в то же время акцентирует внимание на экспериментировании и новаторстве как основной черте, объединяющей всех трёх мастеров данных лаковых промыслов: П.Д. Баженова в Палехе – в 1930-е г., И.К. Балакина во Мстёре – в 1940-е – 1950-е гг., В.А. Белова в Холуе – в 1960-е – 1970-е гг. Научная новизна исследования заключается в изучении практик внедрения перечисленными художниками особенностей перечисленных видов искусства в произведения лаковой миниатюры. Основным выводом статьи является принципиальное положение о правомерности творческого поиска любым художником народного искусства, которое оспаривалось в советский период истории русского народного искусства.
Сафронова Е.М. - Московский период творчества художника-керамиста П. К. Ваулина (1890-1903) c. 47-57

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35212

Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является собственно архитектурно-художественная керамика П.К. Ваулина на фасадах зданий Москвы рубежа XIX-XX веков, как объект культурного наследия. Автор подробно рассматривает московский период деятельности мастера, обозначает круг художников, работавших с керамистом, анализирует феномен абрамцевского художественного кружка и его влияние на становление П.К. Ваулина. Особое внимание уделено мастерской в Абрамцево, как настоящему художественному центру и источнику формирования национально-романтического направления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а также наиболее значимым архитектурным памятникам Москвы с использованием майоликового декора в исполнении П.К. Ваулина. Теоретической и методологической базой статьи явились научные труды по теории и истории искусства, эстетике, психологии искусства и философии. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики.В результате исследования автор заключает, что непосредственное участие профессиональных художников в практике русского декоративно-прикладного искусства в конце XIX века серьезно повлияло на развитие прикладного искусства и обратило на себя внимание мирового сообщества, таким образом, способствовало прогрессу и высокой значимости этого направления искусства в системе изобразительных искусств. Анализ архитектурных произведений, приведенных в статье, позволяет назвать П.К. Ваулина соавтором керамических произведений, созданных художниками мамонтовского кружка. Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании творчества П.К. Ваулина московского периода деятельности в области фасадной керамики, а также образно-стилистическом и художественном анализе произведений мастера.
Железняк О.Е., Акинфеева И.И. - Этнонациональные особенности бурятского костюма как идентифицирующие элементы имиджевой сувенирной продукции Бурятии. c. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23804

Аннотация: Объектом исследования является традиционный костюмный комплекс бурят, особенности его сегодняшнего существования как системы идентичности в современном пространстве глобального мировидения и транснациональных культур. Предметом исследования становится специфика использования уникальных черт бурятского костюма в качестве источника автохтонных характеристик «места» при создании сувенирных изделий. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как цвет и орнамент в национальном бурятском костюме, их роль и возможности в выявлении аутентичности культуры Бурятии. Особое внимание в статье уделяется анализу региональной сувенирной продукции в контексте исследования проблем культурной идентичности, образам родового этнического костюма, которые используются для создания имиджевых сувениров Бурятии, отражающих реальную специфику «места», а не «воображаемые идентичности». Методы сравнительно-исторического, этнографического анализа и маркетинговые исследования, использованные в процессе работы, позволили собрать обширный этнический материал, рассмотреть разнообразный ассортимент предметов, представленных на сувенирном рынке Улан-Удэ и республики, и провести сравнительное описание оригинальных моделей традиционной одежды и образцов сувенирной продукции с изображением элементов национального костюма и/или применением этнических образов. Выделенные этнонациональные особенности костюма, цветовые системы и специфика орнаментального декорирования, наиболее часто употребляемые элементы бурятской одежды, транслируемые в качестве своеобразных идентифицирующих кодов, а также их интерпретации в сувенирной продукции составляют новизну работы. Важную роль, наряду с этим, играют родоплеменные отличия костюмного комплекса как уникальный «опознаватель», позволяющий дифференцировать этнические образы, в т.ч. в сувенирной продукции.Использование при создании сувенирной продукции индивидуальных характеристик бурятского костюма, проявленных в ходе исследования, предоставит возможность расширить ассортиментную линейку сувениров, отделить бурятские мотивы от схожих монгольских и достичь б′ольшой «привязки» к культуре региона, превратив сувенир в поистине имиджевую продукцию «места».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"