Человек и культура - рубрика Декоративно-прикладное искусство
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно-прикладное искусство
Березина Е.С. - «Городок в табакерке»: образ города в русской и советской лаковой миниатюре c. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19106

Аннотация: На визуальном материале коллекции «Русская лаковая миниатюра» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства автор рассматривает галерею городских образов в русской и советской лаковой миниатюре и предлагает свою типологию изображений, располагая их между полюсами «реального» и «утопического». Изображения городских видов проанализированы в контексте сменяющих друг друга «режимов видения» и поддерживаемых властью технологий показа территорий. Описывая, как менялись подходы к репрезентации городского пространства в искусстве художественных лаков, автор прослеживает трансформации образа города в воображении жителей государства. С точки зрения методологии, автор опирается на принципы визуальных исследований и строит анализ содержания изображений учитывая социальный контекст их бытования. Исследование развивает традицию рассмотрения предметов с лаковой живописью как части российской и советской материальной культуры. Помимо введения в научный оборот новых визуальных исторических источников результатом исследования является фиксация сопровождающей смену исторических эпох динамики визуальной культуры, которая выражается в расширении «принципов видения» городского пространства и типов его изображения на предметах с лаковой миниатюрной росписью.
Унежева З.С., Султанова А.М. - Женский национальный пояс конца XVIII- первой половине XIX в.в. c. 27-30

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18731

Аннотация: Предметом исследования являются пояса к женской одежде конца XVIII-первой половине XIX в. Проведет анализ по выполнению женского национального пояса конца XVIII-первой половины XIX в. из фонда Национального Краеведческого музея Нальчика. Женская одежда неразрывно связанная с произведениями декоративного искусства, в частности с ювелирными украшениями. Изучаются несколько различий женских поясов: по форме, объему, размерам, разновидностям орнаментов, по технике выполнения и т.д. Рассматривается значения и место быть женского пояса в жизни черкесских девушек и женщин. Методом данного исследования является изучение реконструкции, техники выполнения и разновидности женского национального пояса, аналогом которого стал пояс из фонда Национального Краеведческого музее Кабардино-Балкарской республики. В результате проведенных исследований можно прийти к следующему суждению, что пояс женский серебряный могли позволить носить девушки из богатых семьей, молодые девушки носили пояса узкие, а широкие уже по статусу подходило больше всего женщинам. Трансформации женской одежды, происходит стилизация и самого пояса. Утратило свою функциональность женский национальный пояс. Стали делать современные мастера-ювелиры пояса без разъёмные, упростили форму пояса. В современном мире происходит глобализация, видоизменение и стилизация старинных изделий.
Лавров Д.Е. - П.Д. Баженов, И.К. Балакин, В.А. Белов – художники-новаторы в русских лаковых промыслах XX века c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.32765

Аннотация: Предметом исследования является анализ творчества трёх крупных художников различных центров производства лаковой миниатюры России ХХ века – П.Д. Баженова (Палех), И.К. Балакина (Мстёра), В.А. Белова (Холуй). Цель статьи – помимо попытки создания «сравнительного жизнеописания» художников различных лаковых промыслов, показать саму возможность плодотворной работы миниатюриста-новатора в различных областях искусства, не связанных с традиционным народным творчеством. Среди проявлений этого новаторства рассматривается «уход» перечисленных художников-миниатюристов в другие области изобразительного искусства, такие как станковое панно, театральные постановки, плакат, шарж. Используя биографический метод исследования, автор в то же время акцентирует внимание на экспериментировании и новаторстве как основной черте, объединяющей всех трёх мастеров данных лаковых промыслов: П.Д. Баженова в Палехе – в 1930-е г., И.К. Балакина во Мстёре – в 1940-е – 1950-е гг., В.А. Белова в Холуе – в 1960-е – 1970-е гг. Научная новизна исследования заключается в изучении практик внедрения перечисленными художниками особенностей перечисленных видов искусства в произведения лаковой миниатюры. Основным выводом статьи является принципиальное положение о правомерности творческого поиска любым художником народного искусства, которое оспаривалось в советский период истории русского народного искусства.
Сафронова Е.М. - Московский период творчества художника-керамиста П. К. Ваулина (1890-1903) c. 47-57

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35212

Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является собственно архитектурно-художественная керамика П.К. Ваулина на фасадах зданий Москвы рубежа XIX-XX веков, как объект культурного наследия. Автор подробно рассматривает московский период деятельности мастера, обозначает круг художников, работавших с керамистом, анализирует феномен абрамцевского художественного кружка и его влияние на становление П.К. Ваулина. Особое внимание уделено мастерской в Абрамцево, как настоящему художественному центру и источнику формирования национально-романтического направления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а также наиболее значимым архитектурным памятникам Москвы с использованием майоликового декора в исполнении П.К. Ваулина. Теоретической и методологической базой статьи явились научные труды по теории и истории искусства, эстетике, психологии искусства и философии. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики.В результате исследования автор заключает, что непосредственное участие профессиональных художников в практике русского декоративно-прикладного искусства в конце XIX века серьезно повлияло на развитие прикладного искусства и обратило на себя внимание мирового сообщества, таким образом, способствовало прогрессу и высокой значимости этого направления искусства в системе изобразительных искусств. Анализ архитектурных произведений, приведенных в статье, позволяет назвать П.К. Ваулина соавтором керамических произведений, созданных художниками мамонтовского кружка. Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании творчества П.К. Ваулина московского периода деятельности в области фасадной керамики, а также образно-стилистическом и художественном анализе произведений мастера.
Железняк О.Е., Акинфеева И.И. - Этнонациональные особенности бурятского костюма как идентифицирующие элементы имиджевой сувенирной продукции Бурятии. c. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23804

Аннотация: Объектом исследования является традиционный костюмный комплекс бурят, особенности его сегодняшнего существования как системы идентичности в современном пространстве глобального мировидения и транснациональных культур. Предметом исследования становится специфика использования уникальных черт бурятского костюма в качестве источника автохтонных характеристик «места» при создании сувенирных изделий. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как цвет и орнамент в национальном бурятском костюме, их роль и возможности в выявлении аутентичности культуры Бурятии. Особое внимание в статье уделяется анализу региональной сувенирной продукции в контексте исследования проблем культурной идентичности, образам родового этнического костюма, которые используются для создания имиджевых сувениров Бурятии, отражающих реальную специфику «места», а не «воображаемые идентичности». Методы сравнительно-исторического, этнографического анализа и маркетинговые исследования, использованные в процессе работы, позволили собрать обширный этнический материал, рассмотреть разнообразный ассортимент предметов, представленных на сувенирном рынке Улан-Удэ и республики, и провести сравнительное описание оригинальных моделей традиционной одежды и образцов сувенирной продукции с изображением элементов национального костюма и/или применением этнических образов. Выделенные этнонациональные особенности костюма, цветовые системы и специфика орнаментального декорирования, наиболее часто употребляемые элементы бурятской одежды, транслируемые в качестве своеобразных идентифицирующих кодов, а также их интерпретации в сувенирной продукции составляют новизну работы. Важную роль, наряду с этим, играют родоплеменные отличия костюмного комплекса как уникальный «опознаватель», позволяющий дифференцировать этнические образы, в т.ч. в сувенирной продукции.Использование при создании сувенирной продукции индивидуальных характеристик бурятского костюма, проявленных в ходе исследования, предоставит возможность расширить ассортиментную линейку сувениров, отделить бурятские мотивы от схожих монгольских и достичь б′ольшой «привязки» к культуре региона, превратив сувенир в поистине имиджевую продукцию «места».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"