Человек и культура - рубрика Архитектура и дизайн
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Архитектура и дизайн"
Архитектура и дизайн
Сафронова Е.М. - Петербургский период творчества П.К. Ваулина (1906-1914) c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35221

Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является архитектурная керамика Ваулина в решении фасадов зданий Санкт-Петербурга начала XX века. В работе был использован системный подход, позволяющий исследовать взаимосвязи исторических фактов с культурными особенностями изучаемого исторического периода. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики. Автор подробно рассматривает петербургский период художника-керамиста, открытие собственной художественной мастерской и активное участие в формировании декоративного облика Петербурга в начале XX века. Особенное внимание уделяется рассмотрению наиболее значимых работ мастера для архитектурного убранства города. Акцентируется внимание на его работах для Дома страхового общества «Россия», который служит блестящим примером гармоничного соединения майолики и архитектуры. В результате исследования автор заключает, что архитектурная керамика мастера во многом определила майоликовое убранство Петербурга – композиционные, фактурные, цветовые, образно-стилистические и пластические особенности керамических произведений позволили П.К. Ваулину влиять на эстетическое преобразование окружающей среды. Научная новизна исследования заключается в утверждении положения, что керамическая мастерская Ваулина являлась одним из ведущих производителей художественной майолики рассматриваемого периода времени. А также утверждается тезис, согласно которому мастерской «Гельдвейн – Ваулин», удалось гармонично соединить наследие лучших традиций прошлого со смелостью и неоднозначностью нового стиля модерн.
Лебедева Н.И., Жук А.Е. - Аэровокзал Пулково в Ленинграде – шедевр отечественного модернизма c. 1-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39540

EDN: LPVGLV

Аннотация: Статья посвящена комплексу Пулковского аэровокзала в Ленинграде – Санкт-Петербурге. В статье предлагается комплексное исследование архитектурного проекта (руководитель А.В. Жук) и его реализации как архитектурного феномена в социокультурном измерении, прослеживающегося от зарождения проекта с новейшими технологическими решениями до его реализации. Методология исследования базируется на историко-хронологическом, структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе историко-культурного анализа динамики создания архитектуры здания в статье выделяются несколько инновационных приемов и функций, выполняемых аэровокзалом, кроме основной технологической, таких как: репрезентативная; мемориальная, фиксирующая выдающиеся результаты деятельности творческого коллектива и строителей; художественная в рамках ансамблевого восприятия объекта. Показано совершенствование проекта в процессе работы над ним. В статье проиллюстрированы проектные решения, воплощенные в постройке в полном объеме, отражены масштабы строительства и совершенствование профессиональных методов и приемов. Проанализированы тексты и документы современные архитектурному замыслу и его реализации.   На основе проведенного исследования делается вывод о том, что проект и здание Пулковского аэровокзала представляет собой совершенный по функции и художественному образу объект, отражающий синтез новаторских приемов, учитывающий видовые особенности ландшафта и транслирующий авторский культурный опыт. Актуальность сохранения аэровокзала связана с его характеристиками уникальными для мировой архитектуры и пространства Санкт-Петербурга. Научная новизна исследования заключается в утверждении положения, что здание аэропорта Пулково является идеальным воплощений идей рационализма в сочетании с созданием яркого художественного образа. А также утверждается тезис, согласно которому творческому коллективу удалось гармонично соединить смелые технологические новации с гуманистической направленностью функционального объекта.
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Уткина И.В. - Архитектурный макет сквозь призму культурно-исторической традиции и новых технологий c. 20-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37053

Аннотация: В статье предлагается комплексное исследование архитектурного макета (модели) как культурного феномена в культурно-историческом измерении от его зарождения до новейших технологических решений, применяемых в современном архитектурном макетировании. Методология исследования базируется на структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе анализа историко-культурного и современного развития архитектурного макета в статье выделяются пять социально-культурных функций, выполняемых архитектурным макетом в профессиональной деятельности, в обществе и культуре в целом: профессиональное планирование и сопровождение архитектурного проекта; презентация проекта заказчику; мемориализация выдающихся результатов деятельности человека; образовательное конструирование; художественное макетирование преимущественно в рамках ансамблевого вида искусств сценографии. Показано, что с начала XXI века основная функция архитектурного макета – совершенствование проекта – в большей степени сочетается с цифровым моделированием. Однако презентационная, мемориализационная, образовательная и художественная функции архитектурного макета продолжают осуществляться в реальном материале, расширяя масштабы распространения и совершенствуя профессиональные методы и приемы воплощения. Проанализировано значение 3D-печати для развития современного архитектурного макета. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что архитектурный макет представляет собой универсальную форму фиксации и передачи культурного опыта, возможности которой не умаляет развитие цифровых технологий и виртуальной реальности. Актуальность архитектурного макета в современном мире связана с уникальным свойством феномена - дарить человеку притягательную иллюзию символического присвоения пространства. Цифровизация общества, профессиональной деятельности и образования расширяет потребности в архитектурном макетировании и одновременно предоставляет новые возможности для реализации ряда социально-культурных функций архитектурного макета на новом уровне.
Елькина Е.Л., Иванова Е.Ю. - Скандинавский дизайн 21 века. Традиции и современность c. 22-27

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35511

Аннотация: В статье проводится анализ северного дизайна XXI столетия, его достижения и значение. Дизайн рассматривается автором как феномен, начавший свое развитие в эпоху промышленной революции, также современные направления в дизайне среды. В статье автор осмысливает многолетний тренд на экологичность и ответственное потребление в дизайне в целом, направления развития предметного дизайна. Использованы общенаучные методы: анализ, синтез и сравнение. Ведущим является аналитический подход, в рамках которого тенденции в развитии дизайна оцениваются как часть массовой культуры. При этом основным является их прямое назначение: повысить конкурентоспособность товаров на рынках. В основе дизайна лежат принципы функциональности, целесообразности. Цель дизайна - придать вещам определенные качества, такие как: эстетическая привлекательность, удобство, соразмерность человеку. Работа над проектом в дизайне включает определенные этапы: функциональный анализ, компоновка, конструирование, создание пространственной и графической структуры. Дизайн использует данные многих научных дисциплин: семиотики, эргономики, социологии, эстетики, философии, культурологии. Основы дизайна берут начало в истории искусства, архитектуры, в современных художественных направлениях и стилях, в концептуальном искусстве, в ремесленном опыте, вписанном в промышленное производство, соединяясь с инновационными технологиями и материалами. Использование стилистики северного дизайна обусловлена спросом на на вещи с качественным, недорогом дизайном.
Чан С. - Средовой дизайн и смежные дисциплины c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31573

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи между средовым дизайном и смежными дисциплинами, под которыми подразумеваются дизайн архитектурной среды и ландшафтная архитектура. Исследование построено на источниках российских и китайских авторов. Статья состоит из пяти частей. В первой из них изучен вопрос о классификации средового дизайна и смежных специальностей в системах образования России и Китая. Во второй части указывается на особенности развития академической дисциплины «средовой дизайн» в упомянутых странах. В третьей и четвертой частях подчёркиваются черты сходства и различия между дизайном среды, ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. В заключении сформулированы выводы по материалам статьи. Основными стали методы сравнительного анализа, применявшегося при изучении указанных сфер деятельности, а также системного анализа, необходимого при исследовании образовательных структур разных стран. В статье автор говорит о «художественной» специфике средового дизайна как академической дисциплины, относящейся к области образования «искусства» в Китае и России. Специальности «дизайн архитектурной среды» и «ландшафтный дизайн» включены в сферы «инженерного дела» и «сельского хозяйства». Несмотря на то, что три изучаемых в статье дисциплины исследуют среду как культурно-ценностное пространство, отличия в их классификации в системе образования формируют разницу между ними в отношении подготовки студентов.
Барсукова Н.И., Жемчужнова О.А. - Камины в общественных интерьерах: типологические и стилистические особенности c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.38382

EDN: FRJZBP

Аннотация: В статье поднимается проблема необходимости исследования каминов как художественных и прикладных объектов в современных интерьерах с точки зрения дизайн-проектирования. Очерчивается круг вопросов, связанных с дизайн-проектами оригинальных объектов каминов в общественных интерьерах. Предметом исследования является разработка типологического подхода к изучению и классификации данных объектов интерьера. Объектом исследования являются камины в общественных интерьерах. Особое внимание в статье уделяется анализу стилистического единства интерьеров и каминов, в связи с чем показано расположение каминов в интерьерах представительского класса, санаторно-оздоровительных объектов, музейной среде, библиотеках, отелях, в ресторанах и игровых заведениях. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: выявлены доминантные функции каминов в общественных интерьерах. Это прежде всего те, которые служат декорированию интерьера как средство эстетизации и как средство создания торжественности и парадности. Создание каминных залов в современных общественных интерьерах предназначены для приёмов, отдыха или культурного досуга так как создают непринужденную и комфортную зону. К основным стилистическим предпочтениям относятся стили, имеющие признаки парадности, торжественности, такие как барокко, классицизм, петровский стиль. Но в любом случае стилистические характеристики обусловлены особенностями интерьера и взаимосвязаны с ним.
Жигальцова Т.В. - Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества c. 57-66

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27006

Аннотация: Предметом исследования является историческое поселение Ворзогоры, расположенное в Онежском районе Архангельской области. Село Ворзогоры имеет большое количество культовых памятников регионального значения: зимняя Введенская церковь, летняя Никольская церковь, колокольня, церковь Зосимы и Савватия. В качестве объекта исследования рассмотрены пространственная организация, памятники культового деревянного зодчества в структуре поселения. В 2018 году в рамках проекта «Деревянный храм в контексте изучения русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного (по материалам Русского Севера и Арктики)» была осуществлена экспедиция «Историческое поселение Ворзогоры («погост с деревнями»)». Это поселение территориально относится одновременно к типичным сельским поселениям на Русском Севере и на Арктической территории Онежского Поморья. В ходе архитектурно-этнографического обследования села Ворзогоры (д. Кондратьевская и д. Яковлевская) было собрано 11 интервью, сделаны архитектурные обмеры жилых и хозяйственных построек. Большая часть материалов для публикации была выявлена в архивах и музеях: Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), Государственного архива Архангельской Области, Кенозерского национального парка, Онежского историко-мемориального музея, Музея Поморского быта (с. Ворзогоры). Наряду с общенаучными методами в работе используются специальные методы — структурный, культурно-исторический, этнокультурологический. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот ранее не опубликованных архивных и полевых материалов. В результате исследования определено структурное содержание пространственной организации села Ворзогор, где «погост» определяется как градообразующая доминанта. Полученные сведения и проанализированные материалы могут быть применены в научной, преподавательской и музейной деятельности.
Лебедева Н.И., Жук А.Е., Жук Е.А., Воронина Е.В. - История создания резиденции «К-2» в Ленинграде: камерный образец советского модернизма c. 75-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40589

EDN: TJMZZM

Аннотация: Статья посвящена правительственной резиденции «К-2» (дача - дом приемов Ленинградского Горисполкома) в Ленинграде – Санкт-Петербурге. В статье предлагается комплексное исследование архитектурного проекта (руководитель А.В. Жук) и его реализации как архитектурного феномена в социокультурном измерении. Методология исследования базируется на историко-хронологическом, структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе историко-культурного анализа динамики создания архитектуры здания в статье выделяются несколько инновационных приемов и функций, выполняемых резиденцией таких как: репрезентативная; мемориальная, фиксирующая выдающиеся результаты деятельности творческого коллектива и строителей; художественная в рамках ансамблевого восприятия объекта. Указаны источники поисков художественного решения проекта в процессе работы над ним. В статье проиллюстрированы решения, воплощенные в постройке, отражены масштабы строительства и совершенствование профессиональных методов и приемов.         Проанализированы документы, современные архитектурному замыслу и его реализации, тексты воспоминаний А.В. Жука и искусствоведов. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что дом приемов представляет собой совершенный по функции и художественному образу объект, отражающий синтез новаторских приемов, учитывающий видовые особенности ландшафта. Актуальность сохранения объекта связана с его характеристиками уникальными для пространства Санкт-Петербурга. Научная новизна заключается в утверждении положения, что здание резиденции является воплощением идей рационализма в сочетании с созданием утонченного художественного образа. А также утверждается тезис, согласно которому творческому коллективу удалось гармонично соединить новации с традиционными решениями в интерьере здания.
Назарова Л.Р. - Современные тенденции стилеобразования в дизайне музейных веб-сайтов c. 77-90

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.11061

Аннотация: Композиционная деятельность по созданию музейного веб-сайта направлена на организацию элементов художественной формы (текста, двухмерной и трёхмерной графики, аудио- и видеоматериалов) и соподчинения друг другу его компонентов. Это позволяет достичь определенной гармонизации пространства мультимедийного продукта как творческого продукта, сформулировать и уточнить эмоционально-образную структуру и характер звучания и планировать особенности потребительской культуры. Для дизайнера важно умение выразить свой замысел с помощью изобразительных средств, сделать его доступным и понятным зрителю. Объектом проводимого автором данной статьи исследования выступает дизайн-проектирование музейного веб-сайта как мультимедийного продукта. Предметом исследования является процесс проектирования музейного веб-сайта ка мультимедийного продукта. Критерии оценки дизайна музейного веб-сайта как мультимедийного продукта: структура сценария мультимедийного продукта (многовариантная, нелинейная), функциональность (удобство навигации, эргономичность при просмотре), адекватная режиссерскому замыслу композиционная цельность дизайна мультимедийного продукта, соответствие стилистическим признакам одной из трёх парадигм развития искусства (классика, модернизм, постмодернизм).
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Модерн в архитектуре южнобережных вилл и дворцов как вклад выдающихся личностей их владельцев и архитекторов в культурный ландшафт Крыма c. 96-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69201

EDN: SFFMWB

Аннотация: Стиль модерн в архитектуре конца XIX-первой трети ХХ в. отличался синтезом всех предшествующих стилей и свободной вариативностью композиции как основных архитектурных объемов, так и их декора. В зависимости от преобладания в конкретном здании того или иного стиля его причисляют к подстилям, например, неоготика, необарокко, неоренессанс, нео-рюсс и т.д. Характерной особенностью модерна также является использование архитекторами разнообразных этнических элементов. Предметом статьи является культурологическая характеристика вилл и дворцов Южного берега Крыма и отраженный в них архитекторами индивидуальный характер в соответствии с требованиями заказчиков, их национальной и профессиональной принадлежностью, интересами и увлечениями. Особым вкладом авторов является анализ приведенных примеров архитектуры и ее декора не абстрактно, а в тесной связи с личностью их владельцев и заказчиков.  В статье применены методы историзма и компаративистский метод в анализе принадлежности архитектурного объекта к тому или иному стилю; методы анализа и синтеза в характеристиках стилей как отдельных частей архитектурных памятников, так и всего здания в целом. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем авторами впервые описаны виллы и дворцы Южного берега Крыма не только с историко-архитектурной и историко-искусствоведческой точек зрения, а с точки зрения соответствия стилей зданий индивидуальным особенностям личностей их владельцев. Выводы. 1. Стиль модерн распространился в Западной и Восточной Европе, в том числе и в Крыму, с конца XIX в., и просуществовал на полуострове вплоть до 1930-х гг. Нарядный характер загородных вилл и дворцов, преимущественно белых, был особенно актуален в Крыму, контрастируя с синим небом и морем и яркой растительностью, создавая типичный южный колорит курортной местности. 2. Культурный ландшафт Крыма составляет пестрое разнообразие этнических культур, наследия государственных образований, а также выдающихся личностей, внесших в него свой вклад. В этом смысле неповторимые здания и их связь с личностями их владельцев представляют собой одну из характерных черт историко-культурного ландшафта Крыма.
Панкратова А.В. - Плоский дизайн как маркер гипермодерна c. 101-111

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.34912

Аннотация: Предметом исследования является плоский дизайн как основная стилистика и визуальное выражение эпохи гипермодерна. Так как современный дизайн больше не соответствует характеристикам постмодерна, в статье делается предположение о наступлении нового периода в дизайне – гипермодерна. Гипермодерн – термин, означающий усиление в дизайне тенденций, заложенных в эпоху модернизма: ориентация на современность, технологичность, разрыв с прошлым и отсутствие эстетической иерархии. Плоский дизайн является стилем, визуально выражающим данные тенденции. Корпусом материала исследования являются выпускные квалификационные работы по графическому дизайну, дизайну интерьера и промышленному дизайну, выполненные в 2020 году на кафедре дизайна НИУ «МЭИ» и на кафедре графического дизайна и визуальных коммуникаций РГУ им. Косыгина. Автор использует метод семиотического анализа, который позволяет выявить основной тип знаков, который используется в плоском дизайне, а также эксплицировать основные характеристики плоского дизайна.   Основной вывод исследования заключается в том, что плоский дизайн отражает основной запрос эпохи гипермодерна – демократизацию сознания, нивелирование любых различий вплоть до уничтожения индивидуальности. Идея нивелирования социальных различий, заложенная в дизайне модернизма, в гипермодерне доходит до идеи стирания любых различий, любой иерархии, в том числе эстетической. Наличие эстетической иерархии в дизайне предполагает использование выразительных знаков – знаков-индексов, иконических знаков и знаков-символов. Деконструкция эстетической иерархии приводит к использованию в дизайне невыразительных знаков – знаков-симулякров. Наиболее невыразительным знаком является симулякр четвертого порядка – знак, у которого не только означаемое, но и означающее сводится к нулю. Плоский дизайн использует симулякры четвертого порядка в качестве основной знаковой формы, тем самым, отвечая запросу гипермодерна.
Семененко Д.А., Назаров Ю.В. - Применение тактильных напольных указателей в зданиях общественного назначения c. 103-111

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37848

Аннотация: Инфраструктура современных государств и мегаполисов весьма сложна и обширна, поэтому ориентация человека в городском пространстве крайне необходима. Данная статья посвящена проблеме адаптации окружающего пространства для незрячих и слабовидящих людей, публикация призвана способствовать решению задачи ориентации в среде данной группы потребителей. Ведь, несмотря на кажущееся относительно небольшое количество незрячих и слабовидящих людей по сравнению со здоровыми гражданами, в действительности в мире насчитывается более 2,2 миллиарда людей с нарушениями зрения разной сложности, которые также, как и обычные люди должны иметь возможность свободного перемещения в окружающем пространстве.   Для детального осознания изложенной проблемы авторами был проанализирован опыт применения в зданиях общественного назначения различных средств, таких как тактильные напольные указатели, мнемосхемы, тактильные таблички, навигаторы, а также мобильных приложений. Проблемы доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья возникают повсеместно. Понимание ситуации с доступностью и поиск разнообразных решений, способствующих адаптации среды, а также описание всевозможных разработок, имеющих отношение к области «доступного дизайна» и представленных в данной в статье, сможет повысить качество жизни незрячих и слабовидящих людей в нашем сложном мире.
Гудкова Т.В. - Архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве c. 106-114

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20409

Аннотация: Предметом исследования является архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в жилом минималистическом архитектурном пространстве. В статье рассматривается архитектурное жилое пространство как малое социальное пространство, которое имеет сходные характеристики с общим понятием, но, одновременно, и специфические особенности. Общность функций архитектурного пространства, как более общей категории, и жилого архитектурного пространства, дает основания для исследования его наравне с другими архитектурными социальными пространствами. Для этого автором были выделены особенности, характерные для минималистического архитектурного пространства. На основании антропологического подхода минималистическое жилое архитектурное пространство рассматривается как особый способ опредмечивания себя при помощи архитектурно-художественных средств образа и стиля жизни. На основании базовых стилистических средств минималистической архитектуры делаются выводы о том, что ведущими средствами архитектурно-художественного выражения стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве являются простота, пустота и функциональность: простота во всем (предметах, мебели, поверхностях, функциях и т.д.); пустота внутреннего пространства (без вещей с минимумом мебели); качественная и высокотехнологическая функциональность процессов жизнеобеспечения в режиме «сон-бодрствование».
Соколова М.В. - Викторианский загородный дом как зеркало викторианского образа жизни c. 121-130

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.27546

Аннотация: Статья посвящена социальному аспекту в истории британской усадебный архитектуры. Рассматривается планировочная структура викторианского загородного дома, которая, на взгляд автора, достаточно точно отражает определенный образ жизни, характерный для английского лэндлорда викторианского времени. Детально характеризуются две главные составляющие английского усадебного дома: так называемый основной блок и служебные помещения. Подробно изучается, как структурируется каждая из указанных частей и каким образом их элементы оказываются задействованными в повседневной жизни владельцев усадьбы. Помимо такого традиционного для искусствоведения метода, как формальный анализ, автор прибегает к детальном изучению планировочных решений, использует историков-культурный метод. Несмотря на то, что Викторианский усадебный дом нередко становился предметом детального изучения, по сей день достаточно редко осуществляются попытки проследить взаимосвязь его архитектурного решения и особенностей образа жизни определенного социального слоя в определённую эпоху. Прагматизм мышления, характерный для эпохи позитивизма, рождает стремление найти максимально рациональное решение, соответствующее запросам викторианской семьи.
Григорьева М.Б. - Ведущие проектные методы интерпретации традиционной культуры в формировании художественного образа среды (на примере современных общественных интерьеров Крыма). c. 127-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33193

Аннотация: Предметом исследования является образное и стилистическое решение современных общественных интерьеров, расположенных на территории Крыма (отелей и предприятий общественного питания), выполненных в этнической стилистике. Актуальность вопроса обусловлена тем, что использование компонентов традиционной культуры, как основополагающих в построении образа общественного пространства в последнее десятилетие, приобретает особую значимость. В первую очередь это связано с актуализацией интереса к традиционной народной культуре: аутентичной кухне, фольклору, окружающему пространству, что в свою очередь является определенным ответом человечества на глобализационные процессы, происходящие в современном мире. Цель исследования — выявить и детерминировать ведущие проектные методы формирования этнического образа общественного пространства на примере объектов, расположенных на территории Крыма. Исследование строится на анализе объектов предприятий общественного питания, гостиниц и отелей, как наиболее выразительных с художественной точки зрения.        Научная новизна заключается в комплексном анализе общественных объектов с ярко выраженной стилизацией среднеазиатского искусства. Детерминация художественных приемов обеспечивает системный подход в оценке художественной ценности современных общественных пространств. Создание образа рассматривается с точки зрения композиционных методов, которые в свою очередь становятся базисом для дальнейшего оформления и декорирования среды. В результате исследования выявлены два ведущих метода формирования образа: ретроспективизм и авторская стилизация. Установлено, что в аспекте восприятия реципиентом оба метода имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Практическая значимость исследования состоит в формировании возможных оценочных категорий, при анализе творческих подходов авторов к реализации этно-тематики при проектировании среды.
Чан С. - Проект «Танец листьев» – пример организации выставочного пространства в рамках дизайна окружающей среды c. 131-145

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30991

Аннотация: В статье уделяется основное внимание различным методам создания выставочного пространства как особой художественной формы интерактивного взаимодействия. Исследование выполнено на основе анализа авторского проекта «Танец листьев». Название связано с темой и визуальным содержанием выставки. Тема выставки посвящена роли фотографа и фотографий в современной жизни, в чем также заключается и социальная значимость проекта. Данная тема отражается в форме выставочных конструкций: они выполнены в виде деревьев и листьев, где фотограф сравнивается с деревом, дающим жизнь листьям – фотографиям. В данном исследовании описаны методы, с помощью которых был создан проект «Танец листьев». Помимо методов выставочного и средового дизайна, были применены разные технологические приемы, которые сделали выставку площадкой взаимодействия между выставочным пространством и человеком. В частности, одним из технологических приемов было использование различного светового оборудования. Кроме того, в данном исследовании показана роль методов социальной коммуникации при создании дизайнерских проектов. В результате анализа проекта «Танец листьев» был сделан вывод о том, что дизайн выставочной среды является платформой, соединяющей в себе искусство и технологии. Дизайн выставки – это не только явление в рамках одного мероприятия, это не просто площадка информационного и интерактивного взаимодействия между посетителями, посетителями и пространством, это также и феномен, который может иметь продолжение за границами конкретного места и времени и обладать функциональным значением в бытовой жизни.
Дадьянова И.Б. - Веб-дизайн в профессиональной деятельности графического дизайнера c. 137-148

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40574

EDN: RTMRZO

Аннотация: Предметом исследования является веб-дизайн в профессиональной деятельности графических дизайнеров, комплексный анализ данной отрасли дизайна, ее особенности, проблемы и специфика. Проанализирован процесс проектирования веб-сайта с точки зрения его этапов. Рассмотрен феномен веб-дизайна через призму профессиональной деятельности дизайнера как специалиста по художественному проектированию внешнего вида различных элементов среды. Выявлены особенности преподавания дисциплины “Веб-дизайн” в сфере высшего образования. В ходе исследования были использованы общелогические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция). Также были задействованы методы систематизации научных знаний – типология и классификация.     Научная новизна исследования заключается в попытке выработать основные принципы концепции веб-дизайна, которые бы учитывали и творческую, и техническую составляющую обсуждаемой сферы дизайна. В результате исследования были выделены специфические характеристики веб-дизайна, рассмотрен пул художественных навыков и технологий, которыми необходимо овладеть веб-дизайнеру, процесс проектирования веб-сайта. Также был проанализирован образовательный аспект подготовки веб-дизайнеров, раскрывающийся в возможности сочетать культурную, художественную и техническую подготовку в процессе обучения графического дизайнера, позволяющий в дальнейшей профессиональной деятельности ориентироваться в постоянно изменяющихся тенденциях дизайна и быть подкованным в плане современных информационных технологий.
Лебедев Н.И. - Опыт дизайн-проектирования промышленного оборудования: к вопросу о стандартизации в промышленном дизайне (на материале проекта модернизации испытательного оборудования индийской компании BiSS) c. 161-184

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31943

Аннотация: Актуальность освещаемых в статье вопросов обращения к стандартизации в ходе дизайн-проектирования определяется наблюдаемым в последние десятилетия изменением характера организации окружающего человека предметного мира, его усложнением и возрастающей неупорядоченностью. Предметом исследования является специфика применения принципов стандартизации в проектной практике промышленного дизайна с акцентом на интерпретацию последнего как деятельности по проектированию пользовательского опыта. Особое внимание уделяется описанию и анализу опыта обращения к проектным возможностям стандартизации в ходе разработки дизайна промышленного испытательного оборудования. В ходе анализа автор обращается как к современным исследованиям в области промышленного дизайна, так и к ставшим классикой теории дизайна работам, одновременно опираясь в своем исследовании на такие методы как наблюдение (в том числе включенное, в частности, такая его форма как «шедоуинг» или сопровождение), метод проектного моделирования, проектно-экспериментальный метод. Научная новизна исследования заключается в определении и уточнении места стандартизации в современном промышленном дизайне, которое сегодня лежит в поле проектирования опыта пользовательского взаимодействия. Важным итогом явилось также создание разработки, новизна которой подтверждена международным патентом. Результатом применения принципов стандартизации в ходе дизайн-проектирования органов управления и защитных элементов испытательных машин стало комплексное решение таких задач, как обеспечение стилистического единства всего модельного ряда оборудования, эргономика рабочих мест операторов, экономия материальных, человеческих и временных ресурсов. В заключение намечаются перспективы присутствия стандартизации в промышленном дизайне ближайшего будущего в связи с необходимостью приведения растущего множества технических устройств к «общему знаменателю».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.