по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Искусство и искусствознание"
Искусство и искусствознание
Шириева Н.В., Коврикова Е.В. - Принципы музыкальной космогонии С. Губайдулиной (на примере цикла «Посвящение Марине Цветаевой») c. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25595

Аннотация: Предметом исследования являются особенности проявления онтологизированности музыкального мышления Софии Губайдулиной, которые через мифологичность, религиозность и «бивалентность» в единстве взаимоисключающих друг друга миров позволяют ощутить логику смыслообразований композитора в «парадигме» космогонических мифов» и «природного начала». Это обусловило особое внимание авторов к исследованию дифференциации сонористической ткани хоровых сочинений композитора и двух способов вокального интонирования – чистого и с примесью дыхания - посредством приравнивания их к категориям Космоса и Хаоса, свойственных творческому кредо Софии Губайдулиной. Методы: Религиозная составляющая содержания музыки композитора обусловила восприятие драматургии сочинений С. Губайдулиной с позиции эсхатологических мифов. Однако «бивалентность» стиля С. Губайдулиной позволяет усмотреть в нем результат объединения разных мифологических моделей: «просвечивание» сквозь структурную основу сюжета эсхатологического мифа контура более ранней мифологической системы, которая требует определения собственного онтологического статуса и системы мифов космогонического типа. Выводы:1. Рассмотрение музыкальной системы С.А. Губайдулиной в парадигме космогонических мифов, во-первых, дает возможность откорректировать глобальную оппозицию имманентного и трансцендентного, оппозиция Хаоса и Космоса, являющаяся базисным основанием структурной логики космогонических мифов.2. Уточнение онтологического статуса структурной модели мифомышления Губайдулиной дает возможность откорректировать аналитические параметры интерпретации ее музыкальных сочинений (на примере хорового цикла«Посвящение Марине Цветаевой») с точки зрения древних космогонических моделей проявляет в их звуковой материи и структурных способах ее организации систему оппозиций, в основе которых лежит мифема «природное-искусственное» (или «природное-культурное).
Белоносова И.В. - Особенности воплощения жанра сюиты в сочинениях Евгения Кравцова c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20389

Аннотация: В статье впервые рассматриваются камерно-инструментальные сочинения сибирского композитора Е.Н. Кравцова. Проводится мысль о том, что его сюиты для фортепиано, скрипки и фортепиано, созданные в период с 1964 по 2000 г., составляют особую страницу творчества композитора, демонстрируя вариант композиции барочной сюиты. Анализируются главные композиционные признаки барочной сюиты и степень их претворения в сочинениях Е. Кравцова. Исторический ракурс позволяет выявить основной инвариант барочной сюиты и его значимость для всех последующих исторических эпох. Важнейшие признаки барочной сюиты рассматриваются в контексте сравнительного анализа композиционных моделей сюит Е. Кравцова и других, в частности западно-европейских, композиторов. Делается вывод о том, что инвариант барочной сюиты рассматривался композитором как модель, символ эпохи барокко и воплощал идеал гармоничной и классически уравновешенной музыкальной композиции. Все высказываемые в статье положения наглядно подтверждаются и разъясняются в развернутых аналитических схемах. Статья расширяет и углубляет представления об особенностях камерно-инструментальной сюиты в творчестве современных отечественных композиторов.
Матюнина Д.С. - К вопросу о портретной концепции К. А. Сомова середины 1890-х гг.: портрет Н. Ф. Обер. c. 34-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25685

Аннотация: Предмет исследования статьи - живописный портрет Натальи Францевны Обер работы Константина Андреевича Сомова, относящийся к раннему периоду творчества художника - середине 1890-х гг. Портрет рассматривается в контексте живописных исканий художника "до-мирискуснического" этапа. Кроме этого, живописная манера и концепция портрета анализируется с учетом влияний на творчество Сомова актуальных тенденций отечественной и европейской портретной живописи рубежа XIX-XX вв.: традиции русского реалистического портрета, европейской и скандинавской линий импрессионизма и салона. Автор статьи использует метод сравнительного искусствоведческого анализа, рассматривая портрет Н. Ф. Обер, написанный К. А. Сомовым в 1896 г., на фоне других портретных работ художника и его современников. Особенно ценным вкладом в исследование сомовской портретной концепции представляется анализ новых тенденций, появляющихся в портрете Н. Ф. Обер: композиционный строй картины, декоративность живописи, специфика пространственного построения и особенности колорита. Все эти черты отмечаются автором статьи как ключевые для формирования иконографии сомовского портрета "зрелого" периода.
Му К. - Трансформация образов советского изобразительного искусства в послевоенный период (1945 - 1960 года) c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.23778

Аннотация: Предметом исследования является советское искусство в контексте развития художественной культуры послевоенного периода (1945 – 1960 года). Также внимание сосредоточено на росте художественных кадров, притоке молодых сил, национальном и творческом многообразии произведений искусств как достижении на исследуемом этапе времени. Целью работы стала необходимость расширить существующие знания обизобразительном искусстве первого послевоенного пятнадцатилетия, которое теснейшим образом связывается с предшествующим этапом - периодом Великой Отечественной войны. А также акцентирование внимания на том, как художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, высокие моральные качества советских людей.В исследовании подчеркивается, что живописцы, пережившие годы тяжких страданий в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке.С точки зрения теории искусства автор статьи охарактеризовала взаимосвязь между понятиями «советское искусство», «официально утвержденное искусство» и «реалистический метод». Методология исследования предопределена целью работы, а ее базисом стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание советской живописи исследуемого периода. Методологической базой исследования стали тематически необходимые труды по теории и истории искусства, истории культуры СССР, философии искусства. Использован также ряд электронных изданий.Основой статьи выступает сравнительно-исторический метод, которыйпомогает определить специфику советского изобразительного искусства послевоенного периода (1945 – 1960 гг.). Благодаря этому методу в статье уточняется, что трансформации в художественно-образной структуре живописи СССР учеными отслеживаются, начиная еще с довоенного периода. Новизна статьи заключается в пересмотре эволюции советского послевоенного изобразительного искусства с точки зрения непосредственноговпечатленияхудожников-участниковвойны.А также в характеристике значения творчества русских живописцев в развитии и сбережении отечественного искусства ХХ века. В выводах подчеркивается тот факт, что изобразительное искусство 1945 – 1960 годов повлияло на популяризацию тематики русской живописи послевоенных лет, которая была посвящена событиям Великой отечественной войны. На материалах фронтовых воспоминаний советскими художниками создано большое количество картин. Кроме этого, на культурную арену вышло неофициальное искусство, представленное на выставках и вызвавшее вокруг себя ажиотаж и критику со стороны властей.
Аверьянова ?.?. - Между фотографией и искусством. Некоторые аспекты публикации «Фотография – не искусство». Ман Рэй/Андре Бретон (1937) c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26500

Аннотация: Статья посвящена анализу небольшого альбома «Фотография – не искусство» (1937) созданного французским художником и фотографом американского происхождения Ман Рэем в сотрудничестве с лидером сюрреализма Андре Бретоном. Комбинация фотографий и подписей к ним, поэтическое предисловие Бретона представляют довольно необычную художественную концепцию, до сих пор малоизученную, открытую для множественных прочтений и толкований. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с дискурсом об искусстве фотографии, ставшим особо актуальным в период нарастающего к ней интереса со стороны художников-авангардистов и отношение к этой теме одного из главных представителей модернизма. Автор сосредотачивает своё внимание на уникальном изобразительном ряде альбома, его специфике, рассуждая о природе фотографического изображения в контексте художественных идей 1920-1930-х гг.: дадаизма, сюрреализма, «новой вещественности». Новизна исследования состоит в представлении оригинальных выводов автора о взаимосвязи личной эстетической программы художника и культурных практик эпохи. Риторика и семантика фотографии как «специфического искусства» связана с её уникальной дескриптивной способностью быть не только прямой и правдивой, но многозначительной и иллюзорной. Действительно, снимки альбома демонстрируют возможность сделать видимым нечто, что не принадлежит порядку видимого, а значит понятийного. Автор приходит к выводу, что «банальный», часто не заслуживающий особого внимания исследователей творчества Ман Рэя фоторяд вовсе не вторичен, а сам проект, осуществлённый художником-модернистом, обладающим высоким уровнем компетенции в область культурного маркетинга, демонстрирует новую специфику «художественной продукции» её релевантность эстетической, идеологической или коммерческой изобразительной модели.
Яйленко ?.?. - Образ святого Иеронима в искусстве венецианского Возрождения и идеал созерцательного досуга. c. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26567

Аннотация: Предметом исследования является группа произведений искусства венецианского Возрождения, объединенных показом одной художественной темы, изображения святого Иеронима, христианского писателя и деятеля церкви, среди сельской природы. Ее оформление в местной школе связано с распространением в венецианском обществе гуманистического идеала созерцательного досуга, воплощением которого служит образ святого, иногда отождествлявшегося с фигурой ренессансного гуманиста. Особое внимание уделяется картинам ведущих художников местной школы живописи – Джованни Беллини, Тициана, Лоренцо Лотто, в которых прослеживается эволюция данного образа, сначала осуществлявшаяся под воздействием положений гуманизма, а в дальнейшем испытавшая влияние со стороны идейных установок Контрреформации Метод исследования заключается в рассмотрении различных иконографических типов изображения святого, при котором основное внимание уделяется анализу художественного построения показанной сцены и принципов композиционной организации окружающего пейзажа, а также тому, как осуществляется в картинном формате соединение ландшафта и человеческой фигуры. Новизна работы заключается в том, что впервые прослежена историческая эволюция изображения святого Иеронима в венецианском искусстве и показано, как происходило сложение новой иконографической схемы, представляющей христианского теолога размышляющим среди природы, подобно античному философу. Ее существование было ограничено временем двух первых десятилетий XVI века, после чего художники снова вернулись к изображению кающегося Иеронима, которое представлялось в большей степени соответствующим требованиям религиозной догматики.
Чжан Ц. - Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы c. 75-90

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19406

Аннотация: В статье Чжан Цзунгуана «Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы» объектом исследования является дворцовая живопись указанного периода. Предмет рассмотрения – живописные работы цинской эпохи, написанные придворными художниками и достоверно отражающие реальные лица и события. Автор подробно рассматривает произведения, посвященные военным действиям, инспекционным походам императоров, жертвоприношениям, церемониям, пирам, подношениям даров, охоте, при этом оговаривается отличие понятия «реализм» в европейском и китайском искусствоведении. Особое внимание автор уделяет демонстрации художественных достоинств этих произведений и показывает, каким образом в некоторых из них проявляется сино-европейский стиль. Методологической основой статьи стали философские и общенаучные, а также частнонаучные методы и принципы: сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, анализ и синтез, индукция и дедукция; методы искусствоведческого изучения большого количества изобразительного материала, сравнительно-стилистический метод; культурологические методы исследования социокультурных реалий, в том числе компаративный, социологический, аксиологический, семиотический. Новизна проведенного, в частности на основании некоторого впервые вводимого в российское искусствоведение материала, исследования заключается в подробном искусствоведческом описании и атрибуции произведений «документальной живописи», в аргументированном утверждении высокой художественной и исторической ценности описываемых работ, в констатации синергического характера взаимодействия западных и китайских техник живописи в эпоху Цин.
Бурматов М.А. - Зарождение новых форм песенного репертуара в Советской России (20-30-е годы ХХ века) c. 88-97

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.22039

Аннотация: Объектом исследования является советская песня 20-30-х гг. ХХ века как жанрово-стилевой феномен. Предмет исследования - изучение проблем истории развития, содержательной структуры, особенностей песенного репертуара в эти годы. Смена общественно-политической формации в России, вызванная революционными событиями Октября 1917 года, серьезно видоизменила национальную культурную идентичность, в т.ч. в песенном творчестве. В статье делается попытка проследить исполнительские традиции того времени (народная песня, городской фольклор, массовая песня). Используя методику анализа, автор отмечает наличие кризиса в ряде устоявшихся песенных жанров, развитие на их фоне новых форм песенного репертуара. В работе указывается на ряд особенностей, характерных для отечественного вокального искусства на указанном историческом временном этапе. Так, акцентируется внимание на развитие лирической интонации в песне, что способствовало популяризации музыкальных произведений. Наличие широкого самодеятельного творчества. Выделяется роль джазовой музыкальной культуры как катализатора в развитии новых черт эстрадного музыкального творчества.
Соколова М.В. - Основные типологические элементы и их значение в викторианском загородном доме c. 97-106

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29300

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является британский загородный дом эпохи королевы Виктории. Предметом исследования стали основные типологические элементы, характерные для загородного жилища викторианского времени, такие как башня, так называемый Большой холл и капелла. Важно отметить, что эти элементы не просто типичны для викторианских усадебный домов, они несут важнейшую смысловую нагрузку. Идеи социального служения и нравственной ответственности перед обществом, столь значимые для менталитета викторианского времени, находят себе в этих формах зримое воплощение Методология, использованная в данной работе, включает в себя такие традиционные методы искусствоведческого исследования, как формально-стилистический и историко-культорологический анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что Викторианский усадебный дом рассматривается в нем не только как определённое явление в истории архитектуры, но, прежде всего, как феномен, позволяющий пролить свет, на особенности викторианского менталитета. Проведённое исследование позволяет показать, каким образом он находит себе непосредственное воплощение в архитектуре английского загородного дома рассматриваемой эпохи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"