по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура повседневности"
Культура повседневности
Антонова А.А. - Преобразование публичных пространств в современной городской культуре c. 1-7

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21820

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, происходящие с публичными пространствами в современной городской культуре. В работе рассмотрены причины, которые, по мнению большинства исследователей, ведут к упадку традиционной общественной жизни и мест ее реализации.Несмотря на пессимистичные прогнозы , автор пытается представить доводы в пользу существования новых форм публичных пространств, а так же иных видов проявления общественной жизни в городах. Автор выделяет два концепта, недостаточно проработанных, в исследованиях публичных городских пространств: «мобильность» и «гибридность». Их рассмотрение позволяет отойти от конфронтации между публичной и частной сферами, а так же выявить новые формы общественного взаимодействия через призму текучести современной жизни. Теоретическое основание исследования основано на концепции «мобильной социологии» Дж. Урри. Концепт «мобильности», в основе которого лежит отказ от мышления в «терминах стабильных структур», позволяет построить новую методологию изучения общественных пространств. К основным результатам исследования можно отнести, прежде всего, признание существования некой двойственности во всех социальных процессах. Этот вывод позволяет увидеть смешение публичной и частной жизни и возникновению гибридных пространств в городской среде (библиотеки с удаленным доступом, парки с элементами виртуальной реальности). Кроме этого, возникают новые виды публичных пространств (мобильные ярмарки, виртуальные социальные сети) и новые способы реализации публичности в традиционных пространствах (вай-фай доступ, мобильные предметы интерьера).Перспектива исследований в данном направлении заключается в выявлении механизмов влияния подобных изменений на городскую культуру.
Мостицкая Н.Д. - Современный развлекательный туризм как форма праздничной культуры c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27454

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является сфера туризма в его культурной репрезентации. Благодаря использованию методологического конструкта "праздничное-повседневное" в работе анализируются сущностные основы практики туризма как формы "праздничности". Особое внимание уделяется сравнительному анализу ценностных оснований развлекательного туризма и христианского праздника. Автор последовательно раскрывает этапы культурной практики развлекательного туризма как формы конструирования праздничной реальности, но при этом, сопоставляя его с традиционной схемой архаического праздника, характеризует современные практики развлекательного туризма как форму "праздничной" трансляции идеологии культуры потребления. Методологическим фундаментом работы послужили труды Д. В. Пивоварова о сущностных аспектах процесса идеалообразования в культуре, теория синергии, изложенная в трудах С.С. Хоружего, а также концепция современного глобализма в работе А. С. Панарина. Новизна исследования заключается в использовании конструкта "праздничное-повседневное" для анализа праздничной культуры, что позволяет рассматривать социокультурные процессы в аспекте идеалообразования и культуротворчества. Особым вкладом автора является определение сущностной основы развлекательного туризма как ориентации на опыт эмоционализации повседневной практики и конструирования симулякра "праздничности".
Говар Н.А. - «В зеркале времени»: тематика и жанровое своеобразие фортепианной миниатюры в русской культуре XIX - начала XX вв. c. 34-41

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.22041

Аннотация: Предметом исследования является отечественная фортепианная миниатюра XIX-начала XX вв., рассматриваемая в её любительском сегменте. Своеобразие пьес заключается в самобытном преломлении в отечественной музыкальной среде традиций бидермейера, нашедших отражение в тематике и жанрах фортепианных сочинений малой формы. В статье уделяется также внимание музыкальному дилетантизму как специфическому явлению русской культуры, широко распространённому в данный период времени. Творчество композиторов-дилетантов, неоднородное в своей основе, с одной стороны, относится к константным элементам культуры. Вместе с тем, оно может служить предвестником новых веяний, в том числе и в жанровой сфере, что наглядно отражает раннее появление в любительской среде «европейского регтайма». Тематика фортепианных пьес, распространённых в любительской практике, демонстрирует способность миниатюры становиться своеобразной «хроникой эпохи», фиксируя в своей панораме множество значимых событий современности. Методы, применяемые в работе, включают в себя системный, жанровый и герменевтический подходы, позволяющие наиболее адекватно отразить предмет исследования. Основными выводами проведённого исследования являются следующие положения: традиции фортепианного музицирования во многом связаны с искусством бидермейера; в русской фортепианной культуре рубежа веков заметную роль играют композиторы-дилетанты, создающие целый пласт пьес различных жанров и тематики; фортепианная миниатюра в её любительском сегменте не только служит источником лирических высказываний, но являет собой своеобразную «летопись времени», отражающую наиболее значимые события современности;миниатюра как наиболее коммуникативный жанр музыкального творчества играет важную роль в формировании отечественных культурных традиций.
Янутш О.А. - Культурно-образовательное пространство: к определению границ и содержания понятия c. 38-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.21431

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «культурно-образовательное пространство», определяемого автором как объективно существующая в культуре система зон (локусов) физической и виртуальной реальности, используемых для реализации практик образования (обучения, воспитания, просвещения) и саморазвития ребенка. Приводятся основные факторы, влияющие на характер и качество структуры соответствующего феномена: демографический; социально-экономический; соотношение и взаимодействие частного (private) и общественного (public) сегментов образования; ментальное пространство культуры, определяющее место и статус детства в культуре. Теоретико-методологической основой исследования выступает культурология образования, сформировавшаяся в конце XX - начале XXI вв. на базе психологии, педагогики, социологии образования, философии образования и культурологии. Предложенная в статье типология зон (локусов) может служить теоретической основой как для дальнейшего проведения сравнительных историко-культурных исследований, так и для проектирования новых сегментов культурно-образовательного пространства (региона, города, конкретного учреждения), соответствующих системе инвариантных и вариативных практик бытия ребенка в современном мире.
Кошман Л.В. - Культурное пространство русского города XIX – начала XX вв. К вопросу о креативности исторической памяти. c. 42-115

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.639

Аннотация: Город в России в XIX столетии играл важную роль в культурно-интеграционных и центробежных процессах, общественно-культурной жизни страны в целом. В статье рассматривается становление и развитие культурного пространства города Нового времени и буржуазной эпохи. Культурное пространство города XIX в. сохраняло традиционные элементы (ландшафтная застройка) в сочетании с принципиально новыми чертами, привнесёнными в архитектурно-пространственную среду города «волевыми» решениями власти (строительство «по образцам») и модернизационными процессами, происходившими в конце XIX – начале XX вв. Особенностью культурного пространства русского города была «выгонная» земля, окружавшая город и создававшая основу для длительного сохранения сельскохозяйственных занятий горожан. Будучи полифункциональным социальным организмом, город в России выполнял важнейшую культурную функцию. Культура города, креативная по преимуществу, в значительной степени определяла культурный потенциал общества, каким обладала Россия в начале XX в. Культурное пространство города, понимаемое как совокупность архитектурного облика, инфраструктуры муниципального хозяйства, общественно-культурной среды – социального пространства функционирования культуры – следует рассматривать как один из аспектов национального культурного наследия, достойного нашей исторической памяти.
Голомидова О.Ю. - Туризм как инструмент преобразования городской культуры c. 53-62

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27607

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению тесной взаимосвязи современного города и массового туризма. Объектом исследования является городская культура и ее трансформация под воздействием туристских потоков. Город определяется через метафору культурной лаборатории, а туризм рассматривается как ее порождение и одновременно «лабораторный инструмент», преобразующий городскую среду. Влияние массового туризма на городскую культуру носит противоречивый характер. Целью статьи является выявление неочевидных на первый взгляд преимуществ развития туризма в городах вопреки популярному тренду, выражающемуся в критике массового туризма. В качестве методологической основы автор обращается к городской социологии Р. Парка, драматургической социологии И. Гофмана и концепции симулякра Ж. Бодрийяра. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на проблемы, приносимые «избыточным» туризмом ряду мировых туристских центров, в большинстве случаев можно найти позитивные результаты развития массового туризма: преображение городов, их стремление к соразмерности человеку, попытки формирования благоприятного географического образа территории, актуализация культурного потенциала места, «оживление» и преображение заброшенных городских территорий. В статье выявляются и такие аспекты воздействия туризма на городскую культуру как стимулирование креативности и предпринимательской активности горожан, повышения уровня социальной ответственности. Это приводит к выводу, что грамотный подход к развитию туристской сферы может позволить добиться реализации новых возможностей туризма для развития городов.
Брыкина Ю.Я. - Обман как элемент повседневной культуры купечества (на материале ранней драматургии А. Н. Островского): источниковедческий аспект c. 67-74

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18692

Аннотация: Предметом исследования стала тема обмана в деловой и частной жизни купечества в ранних произведениях А. Н. Островского. Уже современники воспринимали пьесы А. Н. Островского как сатиру на пороки и недостатки купеческого сословия. Стараниями литературной критики революционно-демократического направления, и прежде всего Н. А. Добролюбова, в общественном мнении сформировалось мнение об А. Н. Островском, как обличителе «темного царства». Под этим "царством" подразумевалось, прежде всего, купечество, приверженное традициям «Домостроя». Цель работы – выяснить, насколько справедлив был драматург, в литературной форме порицая этот порок; насколько масштабным было это явление в купеческой среде. Для достижения цели работы было проанализировано содержание ранних произведений А. Н. Островского, описывающих купеческий быт дореферменного периода. Данные о мотивах, способах обмана в деловой сфере и быту, изображенные в пьесах, были сопоставлены с воспоминаниями представителей этого сословия об этом времени. Новизна исследования состоит в использовании произведений драматургии как исторического источника для изучения проявлений обмана и мошенничества в предпринимательской деятельности и частной жизни купечества. В результате исследования выяснилось, что в основе сюжетов почти всех ранних пьес А. Н. Островского лежит та или иная форма обмана. Вряд ли это означало, что драматург не знал за купечеством положительных черт. Однако он выбрал позицию сатирика, обнажая пороки этого сословия, что сразу сказалось на театральной судьбе его ранних произведений, с огромным трудом пробивавшихся на сцену. Обман, как одна из темных сторон деловой и домашнего уклада купечества, выведен драматургом очень рельефно. Это стало одной из причин формирования отрицательного стереотипа о купеческом мире. Мемуаристы поднимали тему обмана и мошенничества очень аккуратно, обозначая, так правило, причины вынуждающие к подобным действиям в деловой сфере. Однако и факты явного мошенничества ими не отрицаются. Негативные стороны частной жизни в мемуарах практически отсутствуют. Сопоставление отобранных для работы произведений А. Н. Островского с источниками личного происхождения свидетельствует о достоверности явлений обмана и мошенничества, описанных в пьесах драматурга, что позволяет причислить раннюю драматургию Александра Николаевича к историческим источникам для изучения предпринимательской деятельности и частной жизни купеческого сословия.
Сиюхова А.М., Кубова А.А. - Дресс-код как элемент профессиональной культуры преподавателя вуза c. 73-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.17964

Аннотация: Предметом изучения является отношение к дресс-коду в профессиональной деятельности. Дресс-код рассматривается как фактор формирования имиджа организации. На основании анализа научной литературы выявляются роль и значение дресс-кода в сфере образования. Определяются основные аспекты дресс-кода во взаимодействии организации и личности: коммуникативный, организационно-управленческий, психологический, экономический, правовой, гендерный, статусно-дифференцирующий. Выявляется мнение профессорского сообщества региона о возможности введения такой формы академической одежды как мантия. Методологией исследования является комплексный подход рассмотрения дресс-кода как фактора профессиональной культуры преподавателя вуза. Локально используется метод социологического опроса в форме интервью. В соответствии с результатами опроса профессорского сообщества по отношению к обязательному ношению мантии в университетах делается вывод о отсутствии необходимости введения обязательного ношения мантии в университете. Также делается вывод о дуальной функциональности дресс-кода, способного как увеличить, так и снизить эффективность труда, вследствие чего нежелательно вводить его в жесткой форме.
Канокова Ф.Ю. - Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев c. 80-87

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21521

Аннотация: Предметом настоящего исследования является комплекс мужского и женского традиционного костюма ногайцев, в котором отражены черты характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. На сегодняшний день исследуемый вопрос характеризуется недостаточной степенью изученностью, он практически не представлен в музеях и национальном быту, а основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников, фотоснимки XVIII-XX в. Данное исследования проводится с целью заполнения образовавшегося пробела. В работе использованы общие и частные методы культурологического и искусствоведческого исследования, в связи с дисперсным проживанием ногайцев применен метод полевой этнографии. В исследовании впервые выявляются не только локальные особенности, но и общие черты, характеризующие ногайский костюм как явление цельное, монументальное, имеющее общую конструктивную и композиционную систему. Проведенное исследование призвано получить дальнейшее развитие в реконструкции костюмов для музейных коллекций и сценических вариаций.
Светличная И.В. - Трансформации семиотики прически c. 101-120

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17820

Аннотация: Предметом исследования является процесс влияния трансформации семиотических характеристик прически на выбор стиля прически. Объектом исследования является семиотика прически как основа восприятия образа в процессе взаимопроникновения культур. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияния семиотики прически на формирование визуальной культуры человека, предпосылки проникновения визуальных культур разных исторических периодов в современную моду, трансформации внешних характеристик прически в их символичном значении в визуальной культуре внешнего образа. Особое внимание уделяется изучению семиотики прически через проникновение символики форм, линий и цвета других культур в современные стили. В основе исследования лежат методы семиотического и компаративистского анализа. Компаративистский анализ позволил выявить в современной визуальной культуре устойчивые стилевые предпочтения. Семиотический анализ позволил рассмотреть прическу как систему взаимосвязанных характеристик, символичное значение которых является основой семиотики прически. Анализ полученных данных позволил исследовать многозначность семиотической системы прически и выявить путем моделирования предпосылки выбора форма, линии и цвет прически, посредством трансформации символики внутри форм в условиях смены культур. Основными выводами, проведенного исследования является, выявление значения символики прически в формировании современной визуальной культуры. Новизна исследования заключается в выявлении предпосылок трансформации визуальной семиотики прически, возникшей в результате устойчивого сохранения символики культур Древнего Египта, Античности и Нового Времени через взаимопроникновение символики характеристик, влияющих на семиотику внешнего образа в современной визуальной культуре.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"