Человек и культура - рубрика Культурное наследие, традиции и инновации
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культурное наследие, традиции и инновации"
Культурное наследие, традиции и инновации
Слабуха А.В. - Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 1): организационно-методические проблемы c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20712

Аннотация: Настоящее исследование посвящено актуальным проблемам организации методического обеспечения государственных мер по установлению историко-культурной ценности объектов культурного наследия (памятников архитектуры). Проблемы рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Внимание сосредоточено на начальном этапе выявления ценного историко-культурного наследия - обоснования решения региональным органом государственной охраны памятников о включении объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия. Методы настоящего исследования включают изучение актуального федерального законодательства и организацию практической работы государственных органов в сфере охраны объектов культурного наследия. Выявлено отсутствие разработанной системы установления ценности объектов наследия для использования на начальном этапе принятия решения региональными органами охраны. Обоснована необходимость разработки формализованного методического обеспечения установления ценности объекта. Даны предложения о совершенствовании форм эффективной работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Лощенков А.В. - Классы и тексты в учебной программе колледжа Лоселлинг монастырского университета Дрепунг c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.36985

Аннотация: Статья посвящена системе образования в философском колледже Дрепунг Лоселлинг (Индия), введению в научный оборот полного перечня предметов и названий текстов с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов, размещенных на электронном ресурсе TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Обучение студентов начинается с предварительного изучения логики и эпистемологии, затем переходят к изучению пяти великих трактатов, составляющих ядро учебной программы. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации.    Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Панчен Сонам Дакпой. Также основными тибетскими авторами, на истолкование которых опираются при прохождении монастырского курса обучения, являются Чже Цонкапа, Гендун Друб и Цонава Шерап Сангпо. Главным методом усвоения материала считается процесс дебатов, занимающий большую часть времени учебного процесса. При иммиграции тибетцев в Индию и воссоздании колледжа Лоселлинг была сохранена структура учебной программы, однако есть и нововведения за счет добавления нескольких классов обучения и дополнительных уроков по грамматике и истории школы гелуг.
Слабуха А.В. - Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 2): критерии и метод в современной экспертной практике c. 9-22

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20767

Аннотация: Исследование посвящено методическим проблемам установления историко-культурной ценности объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Работа сосредоточена на вопросах методики оценки на этапе принятия решения региональным органом о включении объекта (памятника архитектуры) в перечень выявленных объектов культурного наследия. К настоящему времени имеются различные представления о критериях историко-культурной ценности памятников, однако отсутствует общепринятая методика их оценки. Настоящее исследование включает комплексное изучение научно-методического знания в среде научной, производственной и охранной деятельности. На основе исследовательского опыта представлена апробированная экспертная методика установления историко-культурной ценности памятника, включающая комплекс ценностных характеристик и критериев оценки. Она может быть актуальной для обоснования решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, в последствии - в государственный реестр объектов культурного наследия.
Надехина Ю.П., Крюкова Е.В., Геокчакян А.Г. - "Культура труда" и "культурная революция" в СССР. Деятельность ЦИТа в 1920-е - 1930-е гг. c. 15-22

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40422

EDN: MJZWUI

Аннотация: Сегодня мы наблюдаем переход к новым формациям культуры труда, в условиях перехода от индустриальной экономики к цифровой экономике. Подобные процессы проходили и во времена становления советского государства. Тогда, культура труда проходила свою трансформацию от условий традиционной экономики к условиям индустриального мира. Особую роль в этих процессах сыграли институты труда, созданные в 1920-х гг. Основной целью статьи является анализ процесса формирования новой культуры труда через деятельность цитовцев, проходившего в условиях культурной революции в СССР. Актуальность темы обусловлена историческим аспектом рассмотрения описанной проблемы, а не экономическим. Авторы обращаются к периодической печати обозначенного периода, к архивным документам, а также к современным научным изысканиям. В результате авторы приходят к выводу, что в 1920-е – 30-е годы в СССР процессы формирования культуры труда и культурная революция шли параллельно и активно влияли друг на друга. В нашей стране принципы научной организации труда приобретают характер важного инструмента скорейшего продвижения по пути восстановления народного хозяйства после разрухи Первой мировой и Гражданской войн. Деятельность Центрального института труда заложила основу для творческого подхода к трудовым отношениям, особая роль в этом принадлежала директору ЦИТа – А.К. Гастеву.
Карелина Н.А. - Аборигенный туризм как одно из направлений сохранения и развития культуры коренных народов Канады c. 20-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30482

Аннотация: Предметом исследования является развитие аборигенного туризма в Канаде как одного из важных направлений сохранения и развития культурного наследия ее коренных жителей. Аборигенный туризм в Канаде определяется деятельностью только тех туристических компаний и организаций, которые в большей степени принадлежат представителям коренного населения – индейцам, метисам или инуитам, управляются и/или контролируются ими. Основное внимание автор уделяет не только экономическим показателям развития данного вида туриндустрии, но и основным видам деятельности аборигенных туристических компаний, принципам их работы и перспективам развития с точки зрения устойчивого развития используемых территорий в целях развития и сохранения традиционных культурных практик и языка индейских общин. В проведенном исследовании широко используются общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительный подход, обработка статистической информации. Исследование показало устойчивое развитие аборигенного туризма в Канаде, увеличивающийся интерес как со стороны туристов, так и со стороны коренного населения. Основными факторами этого роста становится стремление туристов получить новый культурный опыт и знания, а также желание аборигенных общин улучшить свое социо-экономическое положение и направить дальнейшее развитие на сохранение традиционного хозяйственного уклада и родной культуры. В связи с этим отмечается ежегодное увеличение численности занятых представителей коренного населения и количества осуществляемых ими видов туристической деятельности. Подобный опыт имеет особую практическую значимость для разработки региональных программ поддержки и развития коренных малочисленных народов России.
Жигальцова Т.В. - Село Ворзогоры – историческое поселение Онежского Поморья, Арктической зоны РФ c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27570

Аннотация: В статье рассматривается историческое поселение – с. Ворзогоры Онежского района, Архангельской области как объект историко-культурного наследия Европейского Севера и Арктики в процессе формирования социума и традиционной культуры русского субэтноса – поморов. Работа выполнена в рамках научного проекта «Комплексное исследование формирования и трансформации историко-культурного наследия в этно-социальной динамике Европейского Севера и Арктики» на основе архивного и экспедиционного материалов. Теоретико-методологические основанием исследования в соответствии с его междисциплинарным характером, послужил ряд методов: системный, историко-типологический, культурно-исторический, социокультурный, этно-культурологический, архитектурно-искусствоведческий, историко-архивный; метод архитектурно-этнографического обследования исторических поселений Онежского района (обследование рядовой застройки; проведение схематических обмеров; выявление датировки памятников; этнографическое анкетирование и запись устной традиции; фотофиксация памятников традиционной культуры, сельского культурного ландшафта с. Ворзогоры Онежского района). В результате проведенных работ выполнены: а) теоретические исследования: выявлены особенности пространственной организации, типологии – «погост с деревнями», топонимической и планировочной структуры исторического поселения с. Ворзогоры, Онежский район; раскрыты историко-архитектурные свойства культовой, жилой архитектуры с. Ворзогоры, Онежский район; б) практические исследования: проанализированы и обработаны материалы специально организованной экспедиции в Онежский район Архангельской области (2018 год); собраны и проанализированы новые архивные источники Государственного Архива Архангельской Области, Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области.
Данилова О.Н., Каяк А.Б. - Репрезентация наследия протодизайна костюма коренных народов российского Дальнего Востока в информационно-креативном пространстве АТР: глокализационный контекст c. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26819

Аннотация: Предметом исследования является процесс трансформации наследия протодизайна костюма коренных народов российского ДВ в условиях глобализации, что потребовало изучения современных локальных отличий культур коренных народов, их этнонациональных традиций, генезиса и условий сохранения механизмов передачи этнокультурного наследия народа по поколениям. С этой целью был использован термин «глокализация», позволяющий в противовес макромасштабной глобализационной динамике событий, исследовать на микроуровне проблематику АТР и специфику социокультурных процессов, происходящих в этом региональном пространстве. В ходе решения этой проблемы была выявлена методологическая основа исследования, в качестве которой была использована концепция межкультурного и межцивилизационного взаимодействия, а также ряд аналитических инструментов, в том числе понятие «информационно-креативное пространство», доказавшее в ходе исследования свою теоретическую и прикладную целесообразность и универсальность. Применение этого понятия в исследовании содействовало эффективности проведения компаративистского анализа проблематики наследования протодизайна костюма коренных народов. В его рамках удалось выявить социокультурные закономерности и механизмы наследования принципов формообразования объектов протодизайна костюма в сфере этно- и экодизайна современного костюма. Этим обусловлена инновационная значимость исследования, в котором синкрезис выше обозначенных методологических линий показал свою инструментальность и оптимальную теоретико-методологическую значимость.
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.) c. 36-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36873

EDN: XAUILF

Аннотация: Статья посвящена анализу выставочной деятельности мастеров палехской лаковой миниатюры. Автор избрал в качестве хронологического периода первые пятнадцать лет существования данного промысла – от его зарождения в первой половине 1920-х гг. до начала Второй мировой войны. Предметом исследования, таким образом, является анализ выставочных практик палехского художественного промысла довоенного времени (1923-1939 гг.) Статья показывает важность выставочной деятельности палехского лакового промысла на всех этапах этого краткого, но, тем не менее, крайне насыщенного событиями периода. Цель статьи – показать то значение, которое выставочная деятельность имела для успеха и общественного признания Палеха как нового и быстро ставшего самым известным лакового промысла России.     Научная новизна статьи состоит в том, что, используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, автор анализирует наиболее важные отечественные и зарубежные смотры 1920-х – 1930-х гг., на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры. Автор подчёркивает важное обстоятельство: само становление и укрепление промысла палехской лаковой миниатюры в первой половине и середине 1920-х гг. было вызвано именно успехом выставлявшихся опытных образцов на крупнейших выставках того времени, таких как Всероссийская выставка 1923 г. в Москве, а также Международная выставка в Париже 1925 г. При этом показано, что успех на смотрах сопутствовал изделиям Палеха и далее (выставка «10 лет Октября» 1927 г., Советская выставка в Нью-Йорке 1928 г., Международная выставка в Париже 1937 г. и многие другие выставки, анализируемые в статье). Таким образом, именно обоснование успешности выставочной деятельности промысла палехской лаковой миниатюры как важного фактора его общественного признания является основным выводом статьи.
Федорова С.Н. - Характеристика модели этнокультурного туризма в Республике Саха (Якутия) c. 42-49

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.28451

Аннотация: Представляемый в статье анализ является результатом научного исследования проблемы этнокультурного туризма Республики Саха (Якутия), целью которого был анализ теоретических аспектов и практических положений, раскрывающих специфику этнокультурного регионального туризма и адаптация полученных результатов для сохранения природного и культурного наследия народов Якутии и использования в туристской деятельности для её дальнейшего совершенствования и развития. В данной статье представлен единственный аспект исследования – модель этнокультурного туризма в Республике Саха (Якутия). Методологическую основу данной статьи составляют принципы системно-структурного, культурно-географического, исторического, цивилизационного и культурологического подходов. Научная новизна: выявлен и охарактеризован ресурсный потенциал видов этнокультурного туризма Республики Саха (Якутия) как культурно и социально эффективных форм использования и сохранения природно-культурного наследия в современных условиях; определены специфические черты этнокультурного туризма. Вывод: Этнокультурный туризм позволит обеспечить сохранность традиционной культуры и актуализирует внимание к особенностям национальной культуры и природы как у жителей региона, так и у его гостей.
Ван Ш. - Современная китайская живопись на военную тематику: «новый реализм» и верность традициям c. 46-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38497

EDN: VYFDKP

Аннотация: В современном искусстве Китая особая роль принадлежит живописи на военную тему. Ее становление началось в связи с необходимостью вести визуальную летопись революционной борьбы за Новый Китай, утверждения его статуса в глазах народа. Изначально в качестве главного художественного метода был выбран реализм. К рубежу XX и XXI веков в результате воздействия тенденций современного искусства возник «новый реализм». Предметом исследования настоящей статьи является живописное творчество современных китайских художников, посвящающих свои картины военным сюжетам и темам. Особое внимание уделяет искусствоведческому анализу формальной и содержательной стороны живописных произведений конца ХХ – начала XXI вв.   Основным выводом исследования является установление того факта, что под влиянием так называемого «нового реализма» китайская живопись, связанная с образами войны, армии, флота, изменилась в сторону актуальных эпохе образов, а также методов и приемов построения изображений. Однако в то же время нельзя не отметить, что по-прежнему сохраняется связь с традициями, что позволяет охарактеризовать процесс эволюции китайской школы батальной живописи. Новизной статьи является введение в научный оборот российского искусствоведения серии картин китайских мастеров, посвященных военным темам. В целом, батальный жанр в китайской живописи связывается в работе со становлением Китайской Народной Республики и рассматривается в политическом и социокультурном контексте.
Урмина И.А. - Современные информационные технологии как ресурс трансляции социокультурного знания c. 47-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.27534

Аннотация: Предметом исследования является современное состояние социокультурного пространства, в том числе в глобальном измерении. Рассматриваются проблемы усвоения актуальных знаний молодыми в разнородном и хаотично направленном информационном потоке, кодирования и дешифровки многозначных смыслов объектов культурно-исторического наследия. Анализируется процесс формирования модели наследия как выбор разными поколениями разных его частей. Область научного познания рассматривается как совокупность накопленных человечеством систематизированных объективных знаний. Рассматривается роль науки, в которой концентрируется рациональное, то есть обоснованное, достоверное, надежное знание людей об окружении и самих себе, которое интерсубъективно, может разделяться и транслироваться людьми в коммуникативных процессах. Оценивается также значимость культурного наследия, в том числе научного, которое для нового поколения является лишь иллюстративной информацией, не связанной с текущей жизнью и требующей актуализации, то есть рационального освоения с целью использования в решении жизненно важных для индивида задач. Методами исследования являются следующие: структурно-функциональный в его социологическом варианте; структурный и функциональный в их культурно-антропологической интерпретации. Новизной исследования является анализ возможности введения коммуникационного потенциала электронных и цифровых технологий в практику передачи культурного наследия . Указывается, что эти технологии не должны заменять нарративные способы передачи социокультурного, в том числе научного наследия, а его освоение должно учитывать тот факт, что, например, первичные и неизменные качества классической науки до XXI века в современной науке стали дополняться вторичными, что повлекло переоценку количественных методов и классификаций.
Усов А.А. - Традиционный комплекс дома-двора в исторических поселениях Терского Поморья (по материалам экспедиции в с. Варзуга) c. 47-67

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39447

EDN: UKTINS

Аннотация: В статье представлены предварительные результаты архитектурно-этнографического обследования с. Варзуга. Предметом исследования является традиционный комплекс-дома двора в культурном ландшафте сельских исторических поселений Терского Поморья. Цель – определить место и роль дома в пространстве современного поморского поселения; выявить особенности архитектурно-конструктивного устройства, планировки и декора жилища как этномаркера русских на Севере и в Арктике. Исследование основано на эмпирическом материале, полученном в ходе экспедиционных работ 2022 г. в Терском районе Мурманской области. Работа опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А.Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества.   Научная новизна исследования заключается в том, что текущий статус поморского жилища слабо изучен, севернорусский дом-комплекс на современном этапе своего существования почти не представлен в актуальных исследованиях, что восполняется в данной работе. Также, осуществлена попытка сравнительного анализа жилища Терского и Онежского Поморья. Автор делает вывод, что изба с. Варзуга представляет собой более компактный вариант «бруса», который встречается в поселениях южного побережья Белого моря. Основное конструктивное отличие – «задняя» изба здесь соседствует не с холодной клетью, а со значительно уменьшенным хозяйственным двором, и имеет свой собственный «главный» фасад, выходящий на озадки дома. Однако в целом, даже значительно перестроенный дом сохраняет свое место как фактор формирования культурного ландшафта поселения, несет черты преемственности старинных плотницких традиций, и в своем лаконичном декоре заключает культурные смыслы, отражающие менталитет и характер местного поморского населения.
Кудряшов С.М. - Шведская модель церковно-государственных отношений c. 53-80

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.1452

Аннотация: Особенностью Шведской церкви является ее широкое участие в реализации государственных программ, таких как сохранение культурного наследия, преодоление последствий кризисов и катастроф, попечение о кладбищах, которое регулируется законодательством. Участие Шведской церкви в реализации этих программ способствовало тому, что в условиях общей секуляризации в мире, она сохранила свое влияние в обществе.
Мулызева А.Б. - Этническое своеобразие антропоморфных художественных образов в глиняной игрушке самарских мастеров c. 56-72

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.7996

Аннотация: В статье анализируются антропоморфные образы глиняных игрушек, с позиции их ментальных этнических характеристик и семантики. Это сувенирные изделия современных мастеров - игрушечников Самарского края, в творчестве которых демонстрируется полиэтничный состав населения региона Поволжья. Анализ проведён методами искусствоведения, этнографии и истории; в игрушке рассмотрены три аспекта: типология по форме, конструкции и технике декорирования.
Яковлева Е.Л. - Гастрономическая импровизация о кашах в татарской кухне c. 57-67

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.26550

Аннотация: Объектом исследования стала татарская национальная кухня. Анализ ее рецептов, зафиксированных только в XIX веке, привел к выводу о значительной доле в меню татар каш и кашеобразных блюд, встречаемых в первых и вторых блюдах, а также разнообразной выпечке в виде начинок. Кашеварение татар имеет древние истоки, что обусловлено хозяйственной деятельностью народа, занимавшегося с незапамятных времен земледелием и выращиванием зерновых/бобовых культур. Распространенность каш как в повседневном, так и праздничном рационе татар является показателем не только сытности кухни, но и своеобразной заботы о насыщении организма человека растительными белками, углеводами и витаминами. Приготавливаемые в казане на открытом/закрытом огне каши оказываются мощным культурным символом единения людей, плодородия, приумножения, роста, богатства и сытой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается посредством исторического и диалектического анализа, помогающему выдвинуть гипотезу о значимости каш в татарской кухне и их обязательном присутствии на повседневном, праздничном и даже чайном столе. Автор выдвигает гипотезу о том, что татарское лакомство чак-чак, сделанное из муки, яиц и меда, олицетворяет собой зерно и оказывается символической заменой каши на столе во время чаепития. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании специфики татарской национальной кухни и выявлении ее гастрономического кода.
Щупленков Н.О. - Сохранение национально-культурной идентичности и поиск новых ее форм в эмиграции «первой волны» c. 58-84

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14130

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления деятельности по сохранению национально-культурный идентичности российскими эмигрантами 1920–1930-х годов. Оказавшись в инокультурной среде, российская диаспора была вынуждена создавать новые модели поведения, зачастую конфликтующие с прежним укладом жизни, что грозило социальной разобщенностью, конфликтами с представителями других стран, денационализацией. Глубокая обеспокоенность мыслящей частью российской диаспоры утратой национальных идеалов, национально-культурных традиций предопределили активный поиск духовных скреп. В условиях современной России историческая память о недавнем опыте сохранения национально-культурной идентичности российскими эмигрантами 1920–1930-х годов может помочь понять наилучшие пути развития общества. Ретроспективный метод позволяет восстановить историческое пространство, на фоне которого происходил процесс сохранения национально-культурной идентичности. Показана роль русских традиций, русской православной церкви в формировании и поддержании национально-культурной идентичности эмигрантов. Выделены несколько уровней, составляющих самосознание российских эмигрантов, позволивших им долгое время сохранять идентичность в условиях инокультурной среды: вербальный, психолого-конструктивный и уровень культурно-ценностной осознанности. Выявлена роль российской эмиграции «культурного моста» между западной цивилизацией и Россией.
Смирнова Е.А. - Спектакль В. В. Магара «Отелло» (Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского, 2011) c. 59-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23894

Аннотация: Предметом исследования является поэтика спектакля «Отелло», созданного Владимиром Владимировичем Магаром в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А. В. Луначарского в 2011 году. Анализируются основные особенности творческой манеры режиссера: создание игровой атмосферы и романтического двоемирия, использование многосоставной литературно-драматургической основы постановок, их монтажной композиции и музыкального построения, сочетания различных способов существования актера, системы лейтмотивов и др. Рассматриваются игровой способ и проживание как условия создания актерского ансамбля. Исследуется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе прессы, посвященной спектаклю. Творчество севастопольского режиссера Владимира Магара совершенно не изучено, и данная статья является продолжением исследования поэтики его спектаклей. Анализ поэтики спектакля «Отелло» важен для понимания основных принципов его режиссерской деятельности. Исследование его режиссерской манеры может восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской работы.
Дианова Ю.В., Дианов С.А. - Ярмарочное прошлое и настоящее для геокультурного брендинга уральских городов c. 60-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32836

Аннотация: Предметом исследования является ярмарочное прошлое и настоящее уральских городов для геокультурного брендинга. Объектом исследования выступает геокультурный потенциал малых исторических уральских городов - Ирбита и Красноуфимска. В процессе исследования было установлено, что в современном городском пространстве наиболее заметны творческие инициативы, в которых отчетливо прослеживается альтернативное видение того, как должен выглядеть образ города и его местных сообществ (производительных, потребительских, творческих). Показано, что геокультурные ресурсы города – это сплав конкретных природно-ландшафтных и социокультурных ресурсов, перманентно «провоцирующих» создание ситуации для творческого действия. В статье отмечается главная направленность креативного действия – выявление скрытых возможностей данных ресурсов и последующая их эксплуатация с целью апробации новых перспективных предложений, полезных как собственно для творческой самореализации, так и для налаживания эффективной стратегии геокультурного брендинга города. Решение рассматриваемых в статье проблем опирается на концепцию геокультурного брендинга городов и территорий в том виде, в котором она представлена в научных трудах Д.Н. Замятина, а также на теорию креативного города Ч. Лэндри, в особенности, на положение о творческом действии. Научная новизна заключается в том, что в данной статье впервые демонстрируются возможности применения концепции геокультурного брендинга к ярмарочному действию. Отход от традиционного понимания назначения ярмарки, признание ее генератором «креативной энергии» города, вокруг которого концентрируется культуротворческая деятельность людей, позволяет находить согласованные (компромиссные) решения между местными властями, бизнес-сообществами и творческими группами населения.
Гордиенко Е.В. - Вьетнамские духи местности (тханьхоанг): история культа и его современное состояние c. 62-76

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38950

EDN: HMGISH

Аннотация: В данной статье рассматривается культ духов-покровителей местности тханьхоанг (thành hoàng) во Вьетнаме. Это духи, почитаемые в качестве покровителей деревень, деревенских общин и городских кварталов Вьетнама, защищают от бедствий, эпидемий, войн и т. п. Это мифические, исторические и псевдоисторические персонажи, имеющие заслуги перед местностью и ее жителями. Почитание тханьхоангов коренится в традиционной культуре вьетнамцев и веками выступает неотъемлемой частью т. н. вьетнамской народной религии (tín ngưỡng dân gian Việt Nam). Духи местности входят в пантеон многочисленных божеств и духов (thần), почитаемых вьетнамцами поныне, несмотря на антирелигиозную политику коммунистической партии Вьетнама во второй половине XX в.   В статье предложена реконструкция истории культа и описание его современного состояния. Рассмотрены вехи его развития: оформление культа при династии Поздние Ле (1428–1788), тенденции развития при династии Нгуен (1802-1945), на правление которой пришел период колонизации Вьетнама французами, упадок культа во второй половине ХХ в. в социалистическом Вьетнаме, возрождение культа и всей религиозной системы с началом экономических реформ и демократизации общественной жизни в 1980-90-е гг., наконец, современный расцвет культа и особенности его адаптации к современным условиям. Именно определение исторических форм культа позволяет выявить динамику в его развитии и описать неизбежные трансформации культа, происходящие в XXI в., но часто не осознаваемые носителями культуры, воспринимающими культ как древнюю неизменную традицию. Культ тханьхоангов ранее специально не исследовался отечественными востоковедами. Нами предложено первое системное описание истории культа и оценка его современного состояния. Данная статья продолжает цикл наших работ, посвященных различным аспектам культа тханьхоангов.
Блейх Н.О. - Просветительские тенденции в творчестве основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова c. 64-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.23080

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является творческое наследие Коста Левановича Хетагурова. На основе архивных, научных и документальных материалов анализируются его жизненный путь и просветительское наследие. Автор подробно останавливается на педагогических воззрениях мыслителя, который сам, не будучи педагогом, внес весомый вклад в духовное наследие кавказских народов. Особое внимание уделяется его взглядам по вопросам постановки народного образования в Осетии: расширению сети школ, дидактическим принципам обучения, воспитания национальных кадров. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о роли личности в истории. Проведенное исследование показало, что Коста Леванович Хетагуров являлся критиком существующей системы образования и воспитания молодых сограждан, предлагая свой взгляд на устройство новой школы. Делаются выводы, что идеи Коста по развитию школьного обучения актуальны и до сих пор имеют большую практическую ценность.
Яковлева Е.Л. - Реконструкция гастрономического кода татарской национальной кухни c. 68-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.26945

Аннотация: Объектом исследования стал анализ специфики национальной кухни татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начала XX вв. с целью выявления гастрономического кода. На его формирование оказали мощное влияние естественно-географические, культурно-исторические и религиозные факторы. В гастрономическом коде татар посредством рецептов зафиксированы определенный перечень продуктов, их сочетание между собой, технология приготовления. В гастрономическом коде татар отразилась жизненная позиция народа, связанная с пониманием еды как божественного дара, роскоши и блага. Перечисленное демонстрируется в народной мудрости и гостеприимстве татар, уважительно относящихся к процессу приготовления еды и ее вкушению. В целом гастрономический код выстраивался на пересечении интуитивного, эмоционального и рационального, материального и духовного, благодаря чему сложился упорядоченный образ еды татарского народа. Обозначенная проблематика рассматривается посредством культурно-исторического анализа и исследования рецептов, помогающих подтвердить гипотезу о наличии гастрономического кода в культуре татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начале XX вв. Автор осуществляет попытку реконструкции гастрономического кода татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начала XX вв., выявляя его составляющие. Положения и выводы статьи можно использовать для дальнейшего исследования гастрономического кода татарской национальной кухни, динамики его развития, связи с культурой и традицией народа.
Кананерова Е.Н. - Проблема коллективизации в Правобережной Молдавии в советской историографии c. 69-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35816

Аннотация: Объект исследования, результаты которого представлены в данной статье, – это советская историческая парадигма в ее развитии. Предмет в свою очередь определяется как достижения советских историков в изучении послевоенной коллективизации в Правобережной Молдавии. Автор подробно останавливается на том, как объективные и субъективные факторы влияли на развитие исторической науки в советское время. В статье детально изучена эволюция тем и оценок в статьях, монографиях и коллективных обобщающих трудах, посвященных истории республики в целом. При работе над статьей применялись как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, типологизации и идеализации), так и специальные историографические (метод периодизации, историко-генетический, историко-системный, сравнительно-исторический)        Новизна исследования определяется тем, что автор анализирует труды советских историков с позиций современной исторической парадигмы, основы которой были заложены научной школой В. П. Данилова. По итогам изучения советской историографии коллективизации в Правобережной Молдавии можно сделать следующие выводы. Во-первых, основной проблемой советских историков был ограниченный доступ к архивным документам. Во-вторых, аграрная историография данной проблематики зачастую субъективна и интерпретирует сведения доступных архивных документов и разнообразные статистические сведения в русле общепринятых советских идеологических установок. В третьих, как и в случае с изучением коллективизации 1920-1930 гг., темы, связанные с нарушениями при коллективизации, «раскулачиванием» оставались под идеологическим запретом. В-пятых спецификой историографии коллективизации в Правобережной Молдавии стало значительное внимание историков к этой проблеме во второй половине 1960-1970 годов, что связано, по нашему предположению, с правлением Л.И.Брежнева, который в 1951-1952 годах был первым секретарём ЦК КП(б) МССР и руководил укрупнением колхозов в республике.
Кимеева Т.И., Полевод В.А. - Методика актуализации историко-культурного и природного наследия в деятельности вузовского музея c. 72-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21095

Аннотация: Предметом исследования является деятельность музея "Археология, этнография и экология Сибири" по актуализации объектов историко-культурного и природного наследия, каким являются этнографические и энтомологические собрания музея. Соответственно музейные собрания рассматриваются в качестве объекта исследования. Целью является выявление особенностей актуализации наследия в рамках культурно-образовательной деятельности музея и обоснование подходов, методов и рекомендаций, способствующих оптимизации данной деятельности, когда коллекции на основе музейных методов включаются в современное социокультурное пространство. Анализ процесса актуализации музейного собрания в целом, с учетом специфических характеристик этнокультурного и природного наследия, основан на системном методологическом подходе. Научная новизна данной статьи проявляется в необходимости определения возможностей включения различных видов наследия в современное пространство музея и совершенствовании теоретической базы по актуализации этого наследия в отношении к музейным практикам. Исследование выявляет широкие возможности и перспективы актуализации не только этнографических материалов, но и энтомологических собраний.
Родионова Д.Д., Гусев С.И., Толкалова Я.И. - Актуализация культурного наследия музейными средствами для посетителей с ограниченными возможностями здоровья по слуху c. 72-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35540

Аннотация: Предметом исследования является актуализация культурного наследия музейными средствами. Объектом исследования - адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху, в частности опыт музеев России. Музей играет существенную роль в многогранных процессах социокультурной адаптации, самоидентификации и общественной инклюзии инвалидов, обладая комплексом уникальных критериев, способностью накапливать и транслировать культурный потенциал. Активное участие музеев в решении социокультурных проблем во многом определяет вектор дальнейшего развития музейной деятельности, применяя современные культурные практики. Авторы считают, что работа с посетителями с ограниченными возможностями с нарушениями слуха требует переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспозиционного материала. Основными выводами проведённого исследования авторы считают, что музейные специалисты должны ориентироваться на индивидуальные особенности каждого посетителя, учитывая его возможности при выборе канала музейной коммуникации, форм, методов и подходов. Кроме того, планирование работы специалиста музея должно осуществляться совместно с педагогами, реабилитологами, социальными работниками, психологами и непосредственно с инвалидами. При этом для каждого конкретного музея должны быть предусмотрены условия для работы с детьми каждой категории инвалидности. Именно на этом была основана разработка концепции экскурсии "Глазами мы Вас слышим" на базе Кузбасского государственного краеведческого музея.
Назанян К.Г. - Тенденции становления системы охраны памятников в России во второй половине XIX в.: роль православного духовенства c. 73-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.24147

Аннотация: В статье рассматриваются постепенное осознание необходимости сохранения древностей как у светских специалистов, так и у представителей православного духовенства, а также предпринятые государством и Русской Православной Церковью (как частью государственного аппарата) действия по охране памятников церковной старины в XIX – начале XX вв. Благодаря анализу литературы и источников, можно сделать вывод о попытке создания единой системы охраны памятников истории и культуры, которому помешали революционные события, произошедшие в России в 1917 г. В исследовании использовались исторический метод, анализа и синтеза, а также биографический (сведения о выдающихся священниках-краеведах). Также в статье названы причины, которые препятствовали созданию общегосударственной системы сохранения отечественных древностей. Научная новизна характеризуется анализом указанных источников и литературы: от периодической печати XIX века до современных исследований. В научный оборот вводятся сведения о деятельности малоизвестных персоналий духовного звания.
Белозор А.Ф. - Культурная безопасность как основа культурной идентичности c. 80-86

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28819

Аннотация: Цель настоящего исследования – раскрыть значимость культурной безопасности носителя определенных духовных и нравственных ценностей как основы его культурного самоопределения. В статье рассмотрены и проанализированы сущность феномена культурной безопасности, его роль и место в общенациональной и мировой безопасности. Раскрывается важность принятия во внимание факторов культурной идентичности и культурного многообразия при разработке стратегии глобальной безопасности. Особое внимание уделяется важности осознания собственной культурной безопасности носителями различных культур, проживающих в одном государстве. Представлен анализ различных научных подходов к содержанию понятия «культурная безопасность». Терминологическая цепочка «культурная идентичность», «культурная угроза», «культурное разнообразие» также введена в контекст статьи. Объектом исследования является культурная безопасность, предметом исследования служит влияние культурных угроз на культурную самоидентичность. В ходе исследования автором использован системный, структурно-функциональный и типологический анализ, а также компаративный метод. Новизна исследования заключается во всестороннем анализе полиобъектной специфики и предметного поля культурной безопасности, а также ее влияния на формирование индивидуумом своей культурной идентичности. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что связь между культурой, культурной самоидентичностью и безопасностью является фиксирующим звеном процессов жизни общества. Культура в данном случае выступает как полноправный компонент национальной и международной безопасности благодаря своему многоаспектному характеру. Осознание представителями как национальных меньшинств, так и представителями титульной нации безопасности своих культур, традиций, материального и духовного наследия является ключевым фактором для сохранения бесконфликтной ситуации в государстве и установления духовно-нравственного единства граждан.
Шульгина О.В., Шульгина Д.П. - Особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки c. 85-96

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.5.43526

EDN: CFDGXN

Аннотация: Статья посвящена исследованию формирования культурно-ландшафтной среды Москвы. Культурный ландшафт рассматривается как результат сотворчества природы и человека, которое особенно ярко проявляется в урбанизированном пространстве. Прослеживается это в историческом и культурологическом контекстах на примере территории, расположенной в долине реки Раменки. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной территории, вошедшей в состав Москвы лишь в средине ХХ в. и важностью научного осмысления современных архитектурно-ландшафтных преобразований. В основу работы положены литературные, архивные, картографические источники, данные собственных краеведческих наблюдений. В работе использованы исторические и картографические методы исследования, а также методы краеведческих наблюдений, системно-структурного анализа. Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении множественной разносторонней информации, характеризующей историю формирования культурного ландшафта одного из районов Москвы; в выявлении факторов, определивших особенности становления и изменение во времени этих ландшафтов, в оценке влияния современных архитектурно-градостроительных подходов на экологическую ситуацию. Основные выводы проведенного исследования: несмотря на многовековые усилия людей по доминированию в системе «природа-общество-человек», с развитием экологической культуры усиливается приоритет природных ценностей в формировании городских ландшафтов; природное наследие Москвы является составным элементом ее культурного наследия; сооружение современных жилых комплексов вблизи объектов природного наследия, как ни парадоксально, способствует улучшению экологической ситуации, креативному улучшению визуальной среды.
Хотко Б.С. - Традиционная культовая практика абхазов как способ сохранения этноса в условиях глобализации c. 89-94

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.31528

Аннотация: Рассматривается феномен сохранности традиционной культовой практики у абхазов в современных условиях. Основные задачи исследования: изучение обрядности в контексте традиционной веры (религии) абхазов, создание «сценария» ритуальной практики, а также оценка актуальности и роли этого феномена в жизни современного абхазского этноса. Автор приходит к выводу о том, что культовая практика выступает формой идентичности абхазов, культурным ядром и позволяет этносу самосохраниться в условиях глобализации и многочисленных разрушительных для этноса тенденциях современности. В работе использованы методы полевых исследований, а также сравнительно-типологические, исторические методы и метод включенного наблюдения. основными результатами проведенного исследования является вывод о том, что в современном абхазском обществе доминируют традиционные ценности и традиционная вера (религия), на "фоне" которых реализуются христианские или исламские практики. Традиционная вера является укорененной, всеохватной, регулируемой институтом жрецов и истинной верой всего абхазского этноса. Достоверность исследования подтверждается экспедиционными материалами автора, полученными в результате экспедиционной работы в период 2013 - 2017 годов.
Русанов В.В. - Конфессиональный вызов как средство самоидентификации (на примере алтайского народа) c. 95-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16888

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает пути национального самоопределения алтайского народа в рамках движения бурханизма. Под воздействием исторических событий, национальный выбор Горного Алтая двигался от стремления к этническому самоопределению на религиозном фундаменте, к национально-политическому оформлению идеи независимого Горного Алтая. Автор, рассматривает глубинные причины и конфессиональную ситуацию в инородческой среде. Вскрывается специфика общественных отношений населения Горного Алтая в начале XX в. Показана взаимосвязь событий в контексте исторической памяти и национально-культурного менталитета алтайского народа. Исходя из характера современного историко-правового знания, автор стремился к органическому соединению элементов социального анализа, культурного и антропологического подхода. В основу исследования были положены общенаучные принципы историзма и объективности. Научная новизна заключается в том, что в предлагаемом исследовании, религиозный путь самоидентификации на территории Горного Алтая, представлен как единый - непрерывный этнонациональный поиск. Пути национального самоопределения алтайского народа в начале XX в., рассмотрены не только комплексно, что ранее не предпринималось, но главное – с отражением внутренней сущности происходивших событий и явлений.
Фаритов В.Т. - Пушкин и Ницше: перспективы сравнительного литературно-философского исследования c. 100-125

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15186

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются перспективы и направления сравнительного литературно-философского исследования творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше. Параллели в миросозерцании русского поэта и немецкого философа выявляются на основе сопоставления фактов жизни и творчества; отношения к античности, атеизму, язычеству и христианству; взглядов на человека и современную культуру. Целью сравнительного исследования является экспликация философской значимости поэтического мировоззрения Пушкина в контексте идей Ницше как основоположника неклассической парадигмы современной философской мысли. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Результатом исследования является экспликация общих мотивов в мировоззрении Пушкина и Ницше. Философская значимость поэзии Пушкина раскрывается не только на основе отечественной философской мысли (В. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский и др.), но и в контексте европейской философии. Тем самым раскрываются перспективы для выявления мирового значения творчества Пушкина.
Захарова А.Е. - Традиционная культура как основной маркер этнической идентичности арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) c. 105-115

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34739

Аннотация: Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020 году полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийского) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях.   Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Геокультурный брендинг города: "Верхокамская усадьба". c. 128-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33134

Аннотация: Дается представление о геокультурном потенциале города Верещагино Пермского края, который целесообразно использовать для реализации креативных сценариев развития современной городской среды. Объектом исследования является городской культурный ландшафт, предметом исследования выступает перспективный бренд-образ "Верхокамская усадьба". В 2023 г. город, который в научно-популярных изданиях именуют «западными воротами Урала», отметит 125-летний юбилей. В статье проанализированы типичные для провинциального города проблемы (демографические, коммунальные, социокультурные). В визуальный образ городской среды предлагается ввести перспективную колористическую палитру. Особое внимание уделяется историко-культурным аспектам развития на верещагинской земле феномена подвижничества.       Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что у г. Верещагино есть уникальный шанс стать комфортным для проживания городом, местом притяжения людей, которые через активные подвижнические практики поддерживают и воспроизводят социально-историческую самобытность хозяйственного уклада страны. Данная авторская инициатива основана на теории и методологии геокультурного брендинга городов и территорий (Д.Н. Замятин). В предлагаемом бренд-образе «Верхокамская усадьба» заключены зримые и незримые смыслы творчества и подвижничества, выступающие как ментальные основы в авторском проекте модельной стратегии геокультурного брендинга города Верещагино.
Карагодин А.В., Булавинцева Е.В. - Комплексное источниковедение на службе историков и краеведов: новые сведения об имениях Южного берега Крыма в XIX – начале XX в. и их владельцах (на примере изучения местности Магарач). c. 128-150

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37220

EDN: NRGDYH

Аннотация: Предметом исследования является история культурного ландшафта Южного берега Крыма XIX - нач. XX в. и новые методы ее изучения. Эта тема долго находилась на периферии отечественной историографии, однако в последние годы привлекла внимание как профессиональных историков, так и местных краеведов. Их совместные усилия направлены на локализацию былых имений и курортов, установление имен их владельцев и гостей, реконструкцию визуального облика городов и поселков, изучение истории повседневности, выявление социально-экономических, социокультурных факторов, повлиявших на ход курортного освоения ЮБК в «императорскую» эпоху. Это должно послужить установлению более справедливого представления о ценности памятников истории и культуры, зачастую «невидимых» среди современной застройки, распространению исторического знания, просвещению жителей Крыма и его гостей. Новизна предпринятого исследования заключается в его историографическом и методологическом ракурсе. Обзор актуальных достижений авторов в деле реконструкции истории культурного ландшафта Южного берега Крыма, в частности, местности Магарач (начиная с рубежа 1830-х гг., когда там указом М.С.Воронцова была создана колония просвещенных дворян-виноделов, и до 1920 г.), сопровождается разбором источниковедческого и методического арсенала, позволившего добиться успехов в ликвидации «белых пятен». Это, прежде всего, приемы комплексного источниковедения, существенно повышающие информационную отдачу источников разных типов (письменных, визуальных, вещественных) и видов, а также вооруженность современными методиками исторического исследования – цифровой картографией, работой с ГИС-системами, базами оцифрованных визуальных данных.
Илларионов В.В., Максимова А.А. - Забытые ритуалы белых шаманов c. 141-149

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34222

Аннотация: Предметом исследования является репертуар белого шамана И.А. Суздалова-Сапалая. Объект исследования - шаманские ритуалы И.А. Суздалова-Сапалая. Хронологически исследование охватывает первую половину XX века. В исследовании использованы следующие научные методы: описание, анализ, синтез. Методологическая база нашего исследования включает эмпирический метод – описание: в данной работе представлено фиксирование шаманских обрядов информантами, общелогический метод – анализ – анализ обрядов по хронологии; синтез обрядов в составе ритуала шамана айыы. Методы синтеза и анализа, описание шаманских обрядов раскрывают некоторые страницы древних верований предков народа саха. Авторы подробно рассматривают репертуар шамана Сапалая - Ивана Андреевича Суздалова, уроженца Абыйского района Республики Саха (Якутия). Авторами статьи вводятся в научный оборот уникальные материалы по якутскому шаманизму. В ней дано подробное описание ритуалов последнего шамана айыы (белого шамана) И.А. Суздалова-Сапалая, зафиксированное фольклористами-собирателями. Наследие Ивана Андреевича Суздалова - Сапалая дает нам некоторые детали уже забытой ранней веры якутов. Описание обрядов, рассказанных Сапалаем, дает нам представление о картине мира, вере, загробной жизни, о трех душах человеческого бытия, об обрядовых и ритуальных действах якутов.
Кеня И.А. - Диалог культур русской и французской цивилизации: имена и судьбы c. 147-165

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.523

Аннотация: Статья посвящена знаковым фигурам в диалоге культур русской и французской цивилизации. Это писатели и поэты: Ф.Тютчев, А.Толстой, И.Бунин; политические деятели: М.Стахович, В.Тенишев; философ-богослов С.Булгаков, меценаты и просветители супруги Тенишевы. Их деятельность была связана с брянско-орловским краем, а позднее с Францией. В статье отражен их вклад в развитие русско-французского сотрудничества в культурной, научной и общественно-политической сфере.
Алексеев-Апраксин А.М. - Диалог поколений: огонь и лёд культурных изменений c. 150-162

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34235

Аннотация: Статья посвящена определению роли «диалога поколений» в развитии мировой культуры. Автор обосновывает онтологический статус данного феномена, который имеет место в пространстве культур восточных и западных, древних и современных. В работе показано, что понятие «диалог поколений» превышает объем понятия «культурные универсалии», введенное социальными и культурными антропологами в XX веке, поскольку обеспечивает исследователей не только принципиальной сопоставимостью этнических культур и возможностями компаративных изысканий, но позволяет работать с любыми современными формами самоорганизации, определяя принципиальную возможность существования культуры. Основная цель работы: провести анализ культурного наследования и передачи знания. В качестве ключевых режимов развертывания культуры в работе выделяются два дихотомических по способу реализации основания культурной динамики. 1). Одно обеспечивает собирание и упорядочивание накопленного знания, включая работу по каталогизации и совершенствованию пользовательского интерфейса, реализуясь в принятии и сохранении завещанного предками и передачи новым поколениям всего доброго, красивого и полезного. 2). Другое направлено на разрушение традиций, устоев, отчуждение от своего, включая практики забвения, а также заимствования и творческого синтеза разного. Данный способ развития служит обновлению культуры. В качестве иллюстрации данной формы межкультурного диалога приводится современное бенедектинское аббатство св. Виллиброрда в Дутинхеме, в котором на регулярной основе католические монахи и прихожане практикуют дзенские медитации. Делается общий вывод о том, что диалог поколений, имея онтологический статус, обеспечивает возможность развертывания культуры во времени и пространстве. Дихотомические режимы осуществления этого диалога располагают несовпадающими способами актуализации культурной памяти. В статье показано, что выявленные механизмы диалога поколений, по-разному осложняя реальность, универсальны и архетипичны. Их сбалансированное сосуществование представляется необходимым для полноценного развития культуры в настоящем и обозримом будущем.
Алексеева Л.С. - Монастырские и храмовые ризницы в дореволюционный период: история и состояние c. 155-160

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35752

Аннотация: На протяжении многих веков Русская православная церковь создает и хранит бесценное историко-культурное наследие, большую часть которого составляют произведения древнерусского искусства, церемониальная утварь и другое. Во второй половине XIX века отмечается всплеск памятникоохранительной деятельности, в эту деятельность включается и Церковь. Для сохранения памятников церковной старины, открываются церковные музеи. В дореволюционный период, музеи действовали при духовных академиях и семинариях, епархиях, храмах и монастырях и других структурных подразделениях РПЦ. Группа церковных музеев, действовавших в рассматриваемое время на базе монастырей и храмов изучена менее всего. Предметом данного исследования являются ризничные собрания храмов и монастырей. На примере ризниц, действовавших при крупных храмах и монастырях Новгорода, Пскова, Ярославля и Ростова представлен ретроспективный обзор деятельности крупных древлехранилищ. На основе сохранившихся описей ризниц, рассматривается содержание их собраний. На характер собраний оказывали влияние культурные и торговые связи городов. Например, новгородские ризницы хранят предметы, связанные с распространением православия на Руси, в то время, как в ярославских древлехранилищах преимущественно находились памятники более позднего периода. На основе деятельности рассмотренных собраний, автор приходит к выводу, что они выполняли такие функции, как выявление, сохранение, изучение и трансляция культурного наследия. Таким образом, дореволюционные монастырские и храмовые древлехранилища выполняли роль церковных музеев. Дальнейшему развитию группы церковных музеев, действовавших при храмах и монастырях, помешали исторические преобразования в ХХ веке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.