Человек и культура - рубрика Теория коммуникации и медиалогия
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Теория коммуникации и медиалогия"
Теория коммуникации и медиалогия
Симбирцева Н.А. - Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19826

Аннотация: Предметом исследования является медиаактивность как личностное качество человека XXI века. Объектом исследования − современный субъект культуры как создатель, и потребитель разнокачественной информации. Автор рассматривает активность личности как проявление себя в разных формах поведения, образе жизни и мышления. Особое внимание уделяется особенностям пути от адаптации к условиям существования в техногенном мире до критического осмысления реальности требует от человека проявления особых качеств и навыков работы с медиаинформацией, представленной содержанием Интернет-ресурсов, коммуникативных связей, социально-культурными практиками. Медиаграмотность современного человека есть ключевое условие успешной и состоятельной самореализации в профессии, творчестве, жизни. В работе используется метод комплексного, эмпирического, аксиологического анализа проблемы медиаактивности как качества субъекта XXI века в социокультурной среде с целью выявления его значимости и потенциала. Новизна исследования состоит в определении медиаактивности как ключевой характеристики человека постиндустриальной эпохи. Рассматривается особенность проявления реакционной активности человека, а также условия, при которых медиаактивность носит осмысленный, творческий характер и способствует самореализации личности. Освоение медиапространства открывает перспективы новых методов работы с информацией и сохранения гуманистических основ в пределах социокультурной реальности.
Фирулина Е.Г. - Медиаобраз России в глянцевом журнале c. 29-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.20053

Аннотация: Предметом настоящего исследования является медиаобраз России в глянцевом журнале, объектом – фотографии в глянцевом журнале «Vogue». Цель работы – реконструкция образа России как полисемантичного текста через ретроспективу фотографий на «русскую тему». Русский балет, вокзалы, старинные особняки, меховые шапки и шубы, березовые рощи, кокошники и другие культурные единицы создают хорошо узнаваемую художественную реальность, текст, созданный из алллюзий и цитат. Смыслы текста наращиваются во времени, накапливая историческую память и генерируя новые сообщения. Методологической основой работы послужил семантический анализ, который позволил выявить компоненты образа России в глянцевом журнале. Новизна исследования заключается в попытке анализа медиаобраза России в глянцевом журнале. Данный анализ открывает перспективы дальнейших исследований образа России в современных массмедиа. Основные выводы автора заключаются в том, что образ России в глянцевом журнале представляет собой медиаобраз, основанный на известных стереотипах, повторяющихся сюжетах, темах и деталях. Можно увидеть, что стереотипы за всю достаточно длительную историю журнала мало изменились. Базовыми стереотипами являются русская зима, фольклор, балет, космос. Среди ведущих ракурсов, обыгрывающих образ России в журнале «Vogue», можно выделить фотопортреты знаменитых деятелей культуры, зимние сюжеты, темы балета, вокзала, храма и монастыря, фольклорные и «советские» мотивы, темы космоса и карнавала. Значительное место в формировании образа России в глянцевом журнале занимает архитектурный пейзаж, выраженный, главным образом, петербургским, а также московским текстом. Образ России также создан с помощью многочисленных деталей, которые отсылают к известным стереотипам. Образ России обладает такой чертой как цитатность – фотографы обращаются к историческому и литературному материалу: революции и белогвардейскому движению, истории балета, а также к образам из произведений Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Б. Пастернака.
Трофимова Г.А. - Культура телевидения: плюсы и минусы c. 45-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14062

Аннотация: Субъектом культурного процесса всегда с момента своего появления было телевидение. Немаловажную роль играет оно и сейчас. Между тем, как представляется, само телевидение как культурное сообщество должно отвечать определенным принципам: проявлять должное уважение к зрителям, к истории страны, традициям и нравам народов, проживающих в ней, к родному языку. Однако культурный облик современного телевидения имеет как положительные, так и отрицательные черты. Именно их изучению и посвятил автор свою статью. Для осуществления поставленной цели применялись различные общенаучные методы: формального анализа, сравнения, моделирования, наблюдения; лексико-грамматический. В результате исследования автором были определены основные достоинства современного телевидения и названы его дефекты, связанные с качеством показа, выбором тематики передач и фильмов, использованием произведений литературы и кинематографа, давно ставших культурным достоянием народа. Был сделан вывод о необходимости устранения недостатков телевизионного показа. И предложено в качестве необходимого действия создание своеобразного Кодекса уважения интересов зрителей и следования ему, а также должного соблюдения отечественного законодательства.
Синеокий О.В. - Ранняя восточно-европейская рок-журналистика как особый информационно-культурный канал (современный взгляд на проблему) c. 56-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15277

Аннотация: Представлены результаты документального исследования о публикациях о поп- и рок-музыке, выполненных авторами из стран Восточной Европы в период социализма. Освещены малоизученные страницы в истории восточно-европейской музыкальной журналистики в социокультурном контексте возникновения и эволюции рок-культуры. Раскрывается социально-информационная и культурно-коммуникационная роль рок-публикаций зарубежных авторов на русском языке для советских читателей. Проведен сравнительный анализ соотношения публикаций о восточно-европейской поп-музыке в советских журналах за период с 1958 по 1982 гг. Применялся сравнительно-исторический и культурологический методы. В качестве эмпирической базы выступают журналистские тексты из газетной и журнальной советской периодической печати, а также музыкальная информационно-справочная и публицистическая литература стран Восточной Европы. Основным выводам является то, что во времена социализма восточно-европейская рок-журналистика выступала для советских любителей рока особым информационно-культурным каналом. История восточно-европейской рок-музыки и современное состояние музыкальной индустрии в бывших странах «социалистического содружества», во всех современных русскоязычных рок-изданиях освещено в минимальном объеме.
Синеокий О.В. - Рок в советской печати, «самиздате», постсоветских книгах и журналах (историко-культурологический анализ) c. 58-76

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.15280

Аннотация: Изучение закономерностей отражения рок-информации в различных документальных медиаисточниках является актуальной научной историко-культурной проблемой. Отражение истории восточно-европейской поп-культуры бывших стран «социалистического содружества» в музыкальной литературе, а также социальные последствия «цифровой революции» в сфере рок-журналистики остаются дополнительными малоизученными секторами. Предметом статьи является построение хронологической цепочки публикаций, связанных с зарубежной и отечественной рок-культурой в советской и постсоветской (российской и украинской) печати с целью проведения культурологического анализа. В статье автором раскрывается особая социально-информационная роль «рок-самиздата» (первых независимых публикаций) во времена социализма. Применялся методологический инструментарий ряда гуманитарных наук (исторический и культурологический методы). В качестве эмпирической базы выступают журналистские тексты из газетной и журнальной периодической печати, информационно-справочная литература, книги советских, российских и украинских авторов. Одним из основных выводов является то, что во времена социализма рок-пресса развивалась параллельно в двух информационно-правовых плоскостях – легальной (молодежные музыкальные журналы и газеты) и подпольной (печатный и рукописный «рок-самиздат»). «Рок-самиздат», публикации в официальной печати и множественные недокументные коммуникации во времена социализма выполнили социоинформационные функции как элементы особой медиакультурной системы средств связи.
Хэ Я. - Практические аспекты использования чат-ботов для обучения русскому языку в рамках межкультурной коммуникации c. 60-75

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69151

EDN: WHHTFU

Аннотация: Чат-бот на основе искусственного интеллекта является комплексным научно-исследовательским и учебным инструментом для преподавателей русского языка и китайских студентов, изучающих русский язык и культуру. Данная статья посвящена вопросу интеграции чат-бота в учебный процесс в рамках изучения русского языка китайскими студентами. Рассматриваются возможности использования чат-бота в аспекте РКИ в очном и дистанционных форматах, а также выявляются его преимущества и недостатки в приобретении конкретных практических навыков, в частности, при изучении русских чисел. Цель данного исследования заключалась в изучении возможностей использовании чат-бота для выявления значения языковых единиц и корректности грамматических конструкций, а также культурных особенностей в процессе обучения русскому языку как иностранному. Методом исследования является анализ корректности и полезности ответов чат-бота (ChatGLM) на вопросы, связанные с русским языком и культурой. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении практических аспектов использования чат-бота для изучения русского языка и культуры. Результаты данного исследования показывают, что чат-бот является полезным инструментом и позволяет осуществлять языковую практику, задавать вопросы на русском и китайском языках и получать ответы от системы. Чат-бот в ограниченной степени может исправлять ошибки, подсказывать правильные фразы и помогать студентам улучшать свои навыки межкультурной коммуникации на иностранном языке. Методы и технологии машинного обучения, такие как чат-бот, при разумном к ним отношении могут быть использованы для улучшения навыков владения иностранным языком и знакомства с культурой в контексте межкультурного общения. Результаты могут быть использованы при создании методических разработок в сфере русско-китайской межкультурной коммуникации, а также в процессе обучения соответствующим языкам.
Бычкова О.А., Никитина А.В. - Образы игры и игрока в пространстве литературы и компьютерных игр c. 69-80

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34481

Аннотация: Предметом исследования стали образы игры и игроков. Они в пространстве художественного произведения облекаются в метафорические, часто демонические одежды, так или иначе получая нравственно-этическую интерпретацию. Проблемой игры и игрока в критике занимались Ю. Манн («О понятии игры как художественном образе»), В. В. Виноградов (Стиль «Пиковой дамы»), Е. Добин («Туз и дама (А. Пушкин «Пиковая дама»)), Р. Кайуа («Игры и люди»), Р. Бартл, британский писатель и исследователь онлайн-игр, американский ученый Ник Йи и многие другие. Однако сопоставление литературных источников на заданную тему и исследований в области компьютерных игр проводится впервые.    Научная новизна данной работы состоит в подробном изучении психотипа игрока как на материале русской литературы (А. С. Пушкин «Пиковая дама». В. В. Набоков «Защита Лужина»), так и с применением практики современных компьютерных игр, в которой этот тип получил многообразное реальное воплощение и развитие, связанное как с их жанровым разнообразием, так и с развитием самого психотипа игрока. Еще в произведениях русской классической литературы игра предстает как автономное пространство, вовлекающее внутрь себя игрока, и часто имеет губительные последствия для его личности. Кроме того, сделано наблюдение о важной характерологической черте игрока: его понятийном, «дословном» восприятии мира, которое базируется на рецепции визуальных образов мира в ущерб словесным. Следовательно, и русская литература, и исследовательская практика современных видеоигр с разных сторон подходят к изучению образов «игры и игрока», постигают причины и следствия проблем, возникающих в заданном предметном поле, и помогают их разрешению. Полученные данные в ходе такого сравнительно-сопоставительного анализа взаимообогащают друг друга.
Калина Н.Д. - Факторы визуальной коммуникации как осмысление процессов конструирования артефактов культуры c. 77-91

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.32988

Аннотация: Предметом исследования является визуальная коммуникация. Цель статьи показать теорию построения артефактов визуальной культуры в изображениях, обладающих коммуникативным потенциалом. Изображения, строятся в системе взаимосвязанных значений, образующих целостные образы, наглядно демонстрирующие людям смысловые модели - условие доступного визуального восприятия формы и содержания артефактов. Теория включает три фактора визуальной коммуникации: построение эстетически выразительных форм в системе конвенциональных значений содержания; конструирование пространственной структуры артефактов общекультурным геометрическим языком и художественными интерпретациями; построение культурно значимой информации в изображениях когнитивными, художественными и символическими знаками и символами языков культуры. Новизна исследования состоит в применении конструктивистского подхода к дискретному кодированию артефактов визуальной культуры в системе значений, представляющих содержание через синтез формы эстетически выразительного образа. В дизайн-образовании проведено исследование применения конструктивистского подхода к построению визуальных артефактов. Результаты исследования зависели от выставки работ студентов экспериментальных групп вместе с работами других студентов. Выставка показала, что упорядоченные произведения, построенные в конструктивном стиле, в большей степени привлекают внимание зрителей, чем работы других студентов. Конструктивистский подход к дизайн-образованию способствует оптимизации визуальной коммуникации с людьми.
Булатов И.А. - Роль «Дня русской культуры» в формировании идентичности русской эмиграции «первой волны» c. 91-101

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40016

EDN: UDQZWZ

Аннотация: Предметом исследования является День русской культуры, праздновавшийся в большинстве стран русской эмиграции в день рождения А.С. Пушкина. В статье это торжество рассматривается не как узко культурное мероприятие, а как национальный праздник, то есть мероприятие чья ценность признаётся всеми членами нации, которые как зрители или участники вовлекаются в торжества. Особое внимание уделяется трём ключевым функциям праздника: объединяющей, защищающей молодежь от денационализации и поддерживающей чувство коллективного достоинства. Рассматриваются и другие функции, самые очевидные из которых развлекательная и просветительская, но именно эти три влияли на формирование особой эмигрантской идентичности. Демонстрируется, что несмотря на сохраняющиеся разногласия, разные политические силы принимали участие в подготовке и проведении праздника. При этом взгляд на историческое значение русской культуры и роль Пушкина мог различаться, но полемика оставалась в рамках праздника, который служил площадкой для коммуникации. Отдельное внимание уделяется прессе и её влиянию на становление и развитие Дня русской культуры. В тексте отмечается, что День русской культуры был феноменом белой эмиграции, выражающим её ценности и чаяния. Данное торжество существовало и закрепляло белоэмигрантскую мифологию, одной из ключевых характеристик, которой была вера в скорое возвращение на Родину, «освобожденную» от коммунистов. Победа во Второй Мировой войне Советского Союза, привела к разочарованию эмигрантов в этой идее. Также в конце 40-г гг. в эмиграцию попала «вторая волна», сильно отличавшаяся по своим ценностям от предшественников. Эти факторы предопределили затухание и исчезновение, такого важного символа белой эмиграции, каким являлся День русской культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.