по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2022
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2022
Книжная культура и искусство книги
Лавров Д.Е. - Работы палехских миниатюристов советского периода в области оформления художественных открыток (Палех и открытка) c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37077

EDN: EGJGLR

Аннотация: Статья посвящена феномену художественной открытки в палехском лаковом промысле в 1960-е – 1980-е гг. – малоизученной области народного искусства позднего советского периода. Предметом исследования является анализ свыше 20 комплектов палехских художественных открыток, имевших широкую популярность среди ценителей искусства, в их числе произведений К. С. Бокарёва, Б. Н. Кукулиева, А. М. Куркина и Е. И. Пашкова. Цель статьи – на широком круге привлекаемого автором материала показать важность изучения данной темы для познания истории и художественной специфики палехского лакового промысла в XX в., а также для успешного возрождения этих традиций в наше время.   Используя метод сравнительного анализа, а также иконографический и историко-системный методы исследования, автор подчёркивает важность значения выбранной темы, указывая на то, что, в отличие от всех других видов художественной продукции промысла, именно палехская открытка, издававшаяся миллионными тиражами, являлась истинно народным изделием, в советское время встречавшимся практически в каждом доме. Научная новизна исследования состоит в самой попытке комплексного анализа указанной темы; в частности, автор указывает на то, что основными жанрами изделий открыточной продукции промысла в 1960-е – 1980-е гг. являлись иллюстрации пушкинских и русских народных сказок, а также былин и идеологически значимых текстов. Основным выводом статьи является обоснование важности графических работ палехских художников-миниатюристов для понимания их общей творческой эволюции.
Сценические искусства
Лавров Д.Е. - Работы художников промысла палехской лаковой миниатюры в области оформления театральных постановок 1930-х – 1970-х гг. (Палех и театр) c. 9-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37011

EDN: EPDWQJ

Аннотация: Предметом предлагаемого исследования является исторический анализ работ мастеров палехского промысла 1930-х – 1970-х гг. в области оформления театральных постановок – малоизученного феномена русской народной культуры ХХ в. Автор статьи привлекает наиболее показательные примеры, обращаясь к эскизам, созданным художниками Палеха для постановок советского театра. Особое внимание в исследовании уделяется крупнейшим деятелям промысла, работавшим в области театрального оформления: И. И. Голикову, П. Д. Баженову, Н. М. Парилову, А. А. Котухиной. Цель статьи – на обширном материале многочисленных постановок крупных театров Москвы, Ленинграда и других городов показать важное значение творческого вклада палехских мастеров в развитие театрально-декорационного искусства советского времени.   Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и иконографический методы исследования, автор подчеркивает важность знания о работах палехских художников в области оформления театральных постановок для правильного понимания общей истории палехского промысла в ХХ в. Научная новизна исследования состоит в попытке анализа рассматриваемой темы как единого комплексного явления. Основным выводом статьи является тезис о неразрывной связи «театральных» работ палешан с лаковой миниатюрой: театрально-оформительские работы мастеров Палеха появляются в одно время с их опытами с лаковой миниатюрой; с театрами работали крупнейшие палехские миниатюристы; в течение всего советского периода опыт палешан в театрально-декорационном искусстве был востребован так же сильно, как и их лаковая миниатюра.
Социология культуры, социокультура
Bui V.H. - Трансформация социальных ролей в традиционных ремесленных деревнях в современном Вьетнаме c. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39062

EDN: WEZKDJ

Аннотация: Традиционные ремесленные деревни являются одной из популярных социально-экономических моделей с древних времен во многих странах и регионах. Во Вьетнаме традиционные ремесленные деревни внесли весьма позитивный вклад во всестороннее развитие местности. Эти успехи обозначили и признали чрезвычайно важную социальную роль отдельных лиц и организаций в сообществе ремесленных деревень. В настоящее время, в условиях модернизируемой жизни, традиционные ремесленные деревни сталкиваются с большими проблемами в поддержании своей деятельности в условиях изменений в современной социальной жизни. Таким образом, в этой статье признается необходимость описания изменений, а также адаптации социальных ролей в экономической, культурной и социальной жизни отдельных лиц и организаций в традиционном ремесленном деревенском сообществе сегодня. В статье выбран пример лаковой деревни Туонг Бинь Хиеп, провинция Бинь Зыонг. Основным методом, используемым в этом исследовании, является анкетирование (N = 297) домохозяйств, которые все еще производят традиционные лаковые изделия в ремесленной деревне Туонг Бинь Хип. Примените этот метод, чтобы уточнить анализ на основе наблюдения или собрать доступные данные, добавить полезную информацию, чтобы помочь объяснить факторы, которые меняют роли отдельных лиц и организаций, проводимые сегодня в традиционных ремесленных деревенских общинах. Основываясь на результатах исследования, автор сделает самые основные оценки, которые послужат предпосылкой для дальнейших исследований, чтобы найти решения для поддержки традиционных деревенских общин ремесленников во Вьетнаме перед лицом этих воздействий динамики современной жизни.
Культура и культуры
Аббасова Г.Э. - «Роза и перепелка». Метаморфозы в графике А.В. Николаева (Усто Мумина) 1930-х годов c. 32-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.29097

EDN: WBEQEJ

Аннотация: Расцвет творческой жизни Узбекистана, пришедшийся на 1920-е – 1930-е годы, был обусловлен не только оживленной деятельностью художественных группировок, выставками и целевыми командировками, но и активной работой художников в периодических изданиях различного толка. Графические циклы, публиковавшиеся на страницах газет и журналов, существенно расширяют устоявшиеся представления о темах, сюжетах и образах в творчестве мастеров советского Узбекистана. Порой эти публикации остаются единственным документальным подтверждением существования произведений, оказавшихся сегодня утраченными. Настоящая статья посвящена малоизвестной графике А.В. Николаева, работавшего под именем Усто Мумин, ее классификации, описанию и установлению связей между станковой живописью художника и графическими листами, которые он выполнял для таких изданий как “Maşala” («Машъала»), “Muştum” («Муштум») и «Правда Востока». В 1930-е годы поэтическая созерцательность, присущая ранней живописи Усто Мумина, уступила место строительству нового социального мифа. На данном этапе значительную роль в трансформации художественной манеры мастера сыграл его отъезд в 1929 году в Ленинград, где он посвятил себя работе над книжной и журнальной иллюстрацией. При этом художнику удалось найти то хрупкое равновесие, которое позволило при явной идеологической составляющей сохранить высокое художественное качество рисунка. Предметный мир своих произведений он наполнил образами, заимствованными из более ранних работ. Однако, извлеченные из мифологизированного контекста, они, как правило, лишались своей смысловой многозначности, приобретая приземленный характер. При этом безжалостная апелляция мастера к таким знаковым для его живописи 1920-х годов символам как роза и перепелка позволяют предположить, что изменения, происходившие в 1930-е годы в его творчестве, носили не только внешний характер, но были обусловлены более глубокими причинами.
Культурное наследие, традиции и инновации
Усов А.А. - Традиционный комплекс дома-двора в исторических поселениях Терского Поморья (по материалам экспедиции в с. Варзуга) c. 47-67

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39447

EDN: UKTINS

Аннотация: В статье представлены предварительные результаты архитектурно-этнографического обследования с. Варзуга. Предметом исследования является традиционный комплекс-дома двора в культурном ландшафте сельских исторических поселений Терского Поморья. Цель – определить место и роль дома в пространстве современного поморского поселения; выявить особенности архитектурно-конструктивного устройства, планировки и декора жилища как этномаркера русских на Севере и в Арктике. Исследование основано на эмпирическом материале, полученном в ходе экспедиционных работ 2022 г. в Терском районе Мурманской области. Работа опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А.Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества.   Научная новизна исследования заключается в том, что текущий статус поморского жилища слабо изучен, севернорусский дом-комплекс на современном этапе своего существования почти не представлен в актуальных исследованиях, что восполняется в данной работе. Также, осуществлена попытка сравнительного анализа жилища Терского и Онежского Поморья. Автор делает вывод, что изба с. Варзуга представляет собой более компактный вариант «бруса», который встречается в поселениях южного побережья Белого моря. Основное конструктивное отличие – «задняя» изба здесь соседствует не с холодной клетью, а со значительно уменьшенным хозяйственным двором, и имеет свой собственный «главный» фасад, выходящий на озадки дома. Однако в целом, даже значительно перестроенный дом сохраняет свое место как фактор формирования культурного ландшафта поселения, несет черты преемственности старинных плотницких традиций, и в своем лаконичном декоре заключает культурные смыслы, отражающие менталитет и характер местного поморского населения.
Социология культуры, социокультура
Винокурова У.А., Захарова А.Е. - Аксиологические основания экодуховных ценностей коренных народов Арктики c. 68-77

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39467

EDN: TVGQTJ

Аннотация: Арктика, занимающая шестую часть поверхности планеты, испытывающая глобальные изменения климата, является местом воспроизводства образа жизни коренных народов, их экодуховных ценностей, уникальных видов флоры и фауны. Символический универсум культуры определяется ее географическими и климатическими условиями. Планетарная гуманитарная мысль сосредотачивается вокруг Арктического океана, метафорически обозначаемого как современное Средиземноморье. Проблема состоит в признании духовного и интеллектуального наследия арктических коренных народов в процессе современного освоения ресурсов Арктики и во введении их экодуховных ценностей в образовательный процесс. Экодуховные ценности основаны на мировоззрении, признающем духовную взаимосвязь человека и природы, способствуют устойчивости экосистемы во всем ее многообразии природных и гуманитарных сфер. Целью нашего исследования является определение и выявление аксиологических оснований экодуховных ценностей коренных народов Арктики, значимых для межкультурных и межстрановых коммуникаций в северной циркумполярной зоне планеты. В работе использованы методология коренных учёных (Indigenous Methodology), метод системного анализа и синтеза, эмпирическое исследование в арктическом Хатанго-Анабарском регионе проведено в сочетании количественных и качественных социологических методов (стандартизированный анкетный опрос, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент). Выявлены пять фундаментальных мировоззренческих постулатов народов Арктики в качестве аксиологических оснований экодуховных ценностей, исходящие из этнокультурной модели отношения к Матери-Земле, сонастроенности с природно-климатическими особенностями и сопространственности экодуховных связей в среде обитания, геопсихических и духовных связей со священными местами, где происходит взаимосопряженность космических, земных и природных явлений с экодуховными ценностями человека.
Культура и культуры
Николовская Ю.В., Семейская Г.О. - Образ и стиль в современной пейзажной живописи c. 78-89

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39496

EDN: TGZHHQ

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является описание ряда творческих формалистских подходов к пейзажной живописи современности, которые зарождаются под влиянием переосмысления ведущих стилевых тенденций XX века художниками. Автором подробно анализируются подходы в пейзажном жанре, которые основаны на изучении мирового опыта и художественного наследия разных стран, а также принципах академизма. Особое внимание уделяется на то, чтобы проанализировать конкретные примеры современной пейзажной практики, которые получают широкое распространение. Также, крайне важной является характеристика сюжетов и образов произведений живописи, вариаций художественного языка, которые используются при визуализации.   Основными выводами исследования темы является детальное раскрытие понятие «образ» пейзажной живописи. Также идет разграничения понятия стиля в искусстве на стилевое направление, рассматриваемое в узком понимании, и исторический стиль, рассматриваемый более широко. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что в современной пейзажной живописи формалистический подход может стать одним из структурных компонентов нового стиля в искусстве, если этому будут сопутствовать соответствующие факторы. Форма в таком ракурсе как раз и является тем звеном, которое недостает творцу для создания полноценного творческого образа, сложившегося в его воображении.
Ван Ц. - Анализ сюжетов китайского резного нефрита из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук c. 90-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39159

EDN: OGUZOL

Аннотация: В самых разных культурных контекстах примитивные представления неизменно соответствовали социально-культурному фону эпохи, в результате чего сформировалось немало легенд и религиозных ритуалов, связанных с нефритом. Сюжеты китайского искусства резьбы по нефриту – это плод многовекового культурного и исторического опыта. Они являются выражением духа национальной культуры в форме. Таким образом, предметом настоящего исследования являются сюжеты китайского резного нефрита из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (далее - Кунсткамера). Объектом исследования выступают предметы китайского искусства резьбы по нефриту, находящиеся в коллекции Кунсткамеры. Основной вывод этого исследования заключается в том, что сюжеты, выполненные в резьбе по нефриту, были связаны с мифологией и религией, а их художественное выражение отражало нефритовую культуру разных исторических периодов и представления разных социальных слоев. Новизна исследования заключается в том, что в статье делается акцент на определении возраста нефритовых изделий посредством анализа их сюжетов, а также подтверждается, что древние художники посредством геометрических форм и динамичности изображения сосны как одного из центрального образа растительных сюжетов усиливали передачу пространственной перспективы в искусстве резьбы по нефриту. Это может представлять интерес для исследователей смежных научных областей.
Круглова Е.В. - Вокальный метод великого Николы Антонио Порпоры c. 103-110

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39435

EDN: NKDXAX

Аннотация: Имя Н. А. Порпоры вошло в историю музыки, прежде всего, как блестящего неаполитанского композитора. Вместе с тем, он был одним из величайших вокальных педагогов своего времени, воспитавших плеяду знаменитых певцов. Школа Порпоры значительно отличалась от других. По отзывам современников его ученики пели иным образом, а педагогический метод был неслыханным на то время. Предлагаемая статья посвящена актуальным вопросам вокальной школы выдающегося учителя пения XVIII века Н. А. Порпоры. Статья выстроена на основе общенаучных и специальных музыковедческих подходов, направленных на изучение рассматриваемого явления. Методологическую основу составляет принцип историзма. Использованы культурно-исторический и сравнительный методы анализа. С помощью культурно-исторического метода прослеживается динамика в становлении певческих школ в эпоху барокко. Сравнительный метод позволяет обнаружить и описать особенности вокального метода великого педагога Порпоры, а также выявить его отличие от других педагогических установок, существовавших в тот исторический период. Впервые сделана попытка реконструкции педагогического метода великого Порпоры. Проведен анализ его уникальной системы знаменитых упражнений, по которым маэстро в течении шести лет обучал своего талантливого ученика Каффарелли, ставшего впоследствии певцом мирового значения.
Культура и цивилизация
Шульгина О.В., Шульгина Д.П., Михайленко Н.Л. - Роль картографической культуры в развитии познавательной, научной, коммуникативной и творческой деятельности человека c. 111-127

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.38505

EDN: NTZCTR

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли картографической культуры в развитии познавательной, научной, коммуникативной и творческой деятельности человека. Географические карты рассматриваются как феномен мировой культуры и освещается их значимая роль во многих сферах жизни и деятельности человека. Раскрыто понятие картографической культуры. В основу исследования положены литературные, картографические источники, материалы музейных экспозиций и современных картографических выставок, собрание карт личного архива авторов, значительный опыт преподавания картографических и географических дисциплин в вузе и школе. В работе использованы методы визуального и системно-структурного анализа, сопоставления, исторический и логический.   Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении множественной разносторонней информации, характеризующей проявления картографической культуры, условия ее формирования, компоненты этой культуры, в доказательстве на примерах значения картографической культуры в жизни современного человека. Основные выводы проведенного исследования: картографическая культура охватывает умения человека понимать, знать, читать карты; иметь развитое картографическое мышление и сформированное картографическое мировоззрение; представление о богатстве и разнообразии картографических произведений; умение создавать хотя бы на элементарном уровне тематические карто-схемы, воспринимать и воссоздавать картографические образы. Главной составляющей картографической культуры является овладения языком географических карт как одним из важнейших средств коммуникации, имеющим большое познавательное, мировоззренческое, идеологическое значение, обладающим наглядностью, доступностью, информационной емкостью, понятным на международном уровне.
Культурное наследие, традиции и инновации
Карагодин А.В., Булавинцева Е.В. - Комплексное источниковедение на службе историков и краеведов: новые сведения об имениях Южного берега Крыма в XIX – начале XX в. и их владельцах (на примере изучения местности Магарач) c. 128-150

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37220

EDN: NRGDYH

Аннотация: Предметом исследования является история культурного ландшафта Южного берега Крыма XIX - нач. XX в. и новые методы ее изучения. Эта тема долго находилась на периферии отечественной историографии, однако в последние годы привлекла внимание как профессиональных историков, так и местных краеведов. Их совместные усилия направлены на локализацию былых имений и курортов, установление имен их владельцев и гостей, реконструкцию визуального облика городов и поселков, изучение истории повседневности, выявление социально-экономических, социокультурных факторов, повлиявших на ход курортного освоения ЮБК в «императорскую» эпоху. Это должно послужить установлению более справедливого представления о ценности памятников истории и культуры, зачастую «невидимых» среди современной застройки, распространению исторического знания, просвещению жителей Крыма и его гостей. Новизна предпринятого исследования заключается в его историографическом и методологическом ракурсе. Обзор актуальных достижений авторов в деле реконструкции истории культурного ландшафта Южного берега Крыма, в частности, местности Магарач (начиная с рубежа 1830-х гг., когда там указом М.С.Воронцова была создана колония просвещенных дворян-виноделов, и до 1920 г.), сопровождается разбором источниковедческого и методического арсенала, позволившего добиться успехов в ликвидации «белых пятен». Это, прежде всего, приемы комплексного источниковедения, существенно повышающие информационную отдачу источников разных типов (письменных, визуальных, вещественных) и видов, а также вооруженность современными методиками исторического исследования – цифровой картографией, работой с ГИС-системами, базами оцифрованных визуальных данных.
Электронная культура и интернет
Керуак А.В. - Технология дополненной реальности как способ преодоления киберэскапизма c. 151-156

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37021

EDN: NTBZPI

Аннотация: В статье рассматривается проблема киберэскапизма и опасностей, которые представляет бегство от реальности в виртуальное пространство. В то время как стремление к эскапизму само по себе не представляет существенной опасности для эскаписта, конкретные способы побега в «иномирие» могут нанести вред. Интернет позволяет найти наиболее быстрый и не затратный способ такого бегства, но также он может стать причиной потери собственной идентичности и потери связи пользователя с реальностью. Постановка проблемы проведена на основе работ культуролога Е. Н. Шапинской, обратившей внимание на негативные последствия эскапистского опыта в киберсреде. Проблема особенно актуальна в наши дни, с учетом практически повсеместного перехода социальной и профессиональной жизни в «онлайн». Автор приходит к выводам, что в качестве решения проблемы возможно рассмотреть использование технологии дополненной реальности, при которой человек не погружается полностью в виртуальный мир, а интегрирует виртуальные образы в окружающую среду. Так, пространство преображается и удовлетворяет потребность в «побеге», смене обстановки и деятельности. Однако, реальность не заменяется на искусственную, что позволяет избежать проблем, связанных с чрезмерным использованием киберпространства. Исследований, в которых дополненная реальность выступала бы методом решения проблемы киберэскапизма ранее не проводилось.
Искусство и искусствознание
Селезнев Е.К. - Проблема интерактивности современных медиа на примере фильма «Внутренняя империя» Дэвида Линча c. 157-167

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37364

EDN: KUGGGW

Аннотация: Автором работы затрагивается вопрос о том, применим ли термин «интерактивность» исключительно к произведениям с присутствием механизма выбора сюжетных линий, или допустимо утверждать, что интерактивным также может быть признано любое произведение, открытое к множеству интерпретаций и содержащее в себе некий интерактивный потенциал. Автором утверждается, что предпосылки для появления таких произведений следует искать в творчестве авангардистов 1960-х годов, таких как Пол Шариц, и кинематографе постмодернизма. Объектом исследования является фильм «Внутренняя империя» Дэвида Линча, который автор определяет как произведение с интерактивным потенциалом. Предметом исследования являются гипер-нарративные конструкции и способы их конструирования. Цель работы заключена в ответе на вопрос о том, как экранные произведения становятся интерактивными, несмотря на отсутствие в них механизмов выбора сюжетных линий, как с этим связан интернет, и почему всё это актуализирует прием остранения, описанный Виктором Шкловским еще в 1916 году. Новизна исследования заключается в предложении автором концепции, что экранное произведение без механизмов непосредственного выбора сюжетных ходов может быть отнесено к группе интерактивных благодаря присутствию в нем некоего «интерактивного потенциала». В качестве ответа на вопрос, при каких условиях в произведении может быть обнаружен такой интерактивный потенциал, автором выдвигается гипотеза, что его появлению предшествуют гипер-нарративные конструкции и использование в тексте приема остранения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.