по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2022
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 06-11-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2022
История искусств
Агеева П.Р. - Эволюция монументальной живописи Фридриха Овербека c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38785

EDN: VXMNQN

Аннотация: Предметом исследования являются монументальные росписи, а также картоны и эскизы немецкого художника, одного из основателей «Союза святого Луки», Фридриха Овербека (Johann Friedrich Overbeck; 1789–1869), в сопоставлении с его станковыми работами и фресками мастеров его круга. Объект исследования – специфика и эволюция подхода художника к монументальной живописи. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей фресковой живописи Фридриха Овербека, а кроме того – в анализе эволюции манеры его работы над монументальными циклами. В качестве методологической основы исследования используется стилистический, иконографический и историко-культурный анализ. Научная новизна статьи заключается в том, что несмотря на то, что деятельность Овербека стала одним из важных явлений европейской художественной жизни первой половины XIX века, в отечественной и западной историографии проблема формирования и развития его подхода к фресковой живописи практически не был затронута. В данном исследовании был прослежен постепенный переход в творчестве Овербека от простых иллюстративных композиций к сложным многоуровневым по своему смыслу программам. Основная специфика монументальных циклов Овербека относительно других назарейцев заключается в усложнении символического содержания работ, в первую очередь основанного на использовании «типологического символизма».
Культура и культуры
Велединский О.В. - Китайские студии в российском театральном вузе. Этнопсихологический подход в преподавании сценической речи c. 18-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38935

EDN: DXIJDQ

Аннотация: В статье обсуждается актуальная тема обучения иноязычных студентов в сфере современного российского театрального образования. Предмет исследования – своеобразие речевого обучения китайских студентов-актеров в рамках экспериментального российско-китайского театрально-образовательного проекта Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург) и Центральной академии драмы (Пекин). Обобщается опыт преподавания сценической речи в однородных китайских группах, прослеживаются реальные проявления значимых этнопсихологических феноменов и возможности их использования в учебных целях. Автор, непосредственный участник проекта, анализирует ход и результаты эксперимента с позиции оптимального соответствия учебного процесса выявленным психологическим, ментальным и национально-культурным особенностям китайских студентов-актеров.   Новизна исследования заключается в опытном обосновании варианта этноориентированной модели речевого обучения китайских студентов в русской театральной школе, осуществляемой с использованием двух языков (русского и китайского) в России, а затем в Китае. Это обеспечивает последовательность и смысл голосоречевого воспитания, возможность перехода приобретенных речевых навыков в национальную художественную практику. Результатом исследования стали этнопсихологические, ментальные и национально-культурные особенности, обнаруженные в практике и влияющие на процесс речевого обучения. Учет и использование совокупности этих факторов реализует этнопсихологический подход к преподаванию сценической речи китайским студентам-актерам.
Ярцев С.В., Шушунова Е.В. - К вопросу об усилении хтонического начала в возрожденном культе Афродиты в Северном Причерноморье в первые века нашей эры c. 35-47

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.39053

EDN: IZJULN

Аннотация: Объектом исследования является область религиозного мировоззрения эллинов Северного Причерноморья в античную эпоху. Предметом исследования является проблема возрождения культа Афродиты на Боспоре и в Херсонесе в первых веках нашей эры и усиление в данных верованиях хтонического начала. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как мифологическое происхождение, наличие различных эпиклез греко-варварской Афродиты, ее связь с другими женскими божествами, а также особенности хтонических функций, изначально присущих этой богини любви и семейной жизни. Особое внимание уделяется участию Афродиты в погребальном обряде и покровительству божеством умерших душ. Основные выводы проведенного исследования связаны с выявленными многофакторными причинами популярности культа Афродиты в Северном Причерноморье в римский период. Важнейшие из них, это распространение у самих римлян культа данного божества, возможность Афродиты охватить божественной защитой достаточно широкий круг местного населения, включая моряков, а также особенность реакции местных эллинов на римскую культурную экспансию. При этом особым вкладом авторов в исследование темы является установление связи коренных изменений почитаний Афродиты в Северном Причерноморье с демократизацией апофеоза умерших в первых веках нашей эры.   Новизна исследования заключается в проведении первого в историографии комплексного исследования по указанной тематике, которое позволило выявить одну из главных причин возвращения популярности, а также архаизации культа Афродиты в Северном Причерноморье в римский период. По мнению авторов, это была возросшая необходимость в обожествлении умерших родственников, с целью обеспечения покоя их душ и достижения бессмертия. Именно Афродита – древнейшее и старшее эллинское божество, в качестве Владычицы потустороннего мира, с большей долей эффективности могло вдохнуть в покойного божественные силы, а также обеспечить его рождение в новом качестве.
Культура и цивилизация
Мэн Х. - Становление китайского натюрморта в контексте взаимодействия западной и восточной художественных традиций c. 48-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38791

EDN: HMFHMC

Аннотация: Китайская живопись цветов и птиц и западный натюрморт уникальны, но имеют определенное сходство в представлении объектов материального мира. Создававшие их художники относились к разным культурам, но обращались к похожим мотивам, средствам выражения, а также художественным материалам и приемам работы с ними. Постепенно их взаимодействие усиливалось, что приводило к заимствованиям и изменениям художественных концепций. В качестве главной проблемы настоящего исследования рассматриваются параллели в эволюции жанра натюрморта в китайской и западноевропейской живописи с XVII века по настоящее время — времени активного развития указанного жанра и на Западе, и на Востоке. Целью исследования является поиск сходства и различия в подходах китайских и западноевропейских художников при создании произведений в жанре натюрморт с точки зрения построения фона, композиции, цвета, способов выражения замысла, а также выбора темы и мотива изображения. Последовательно дается сравнительная характеристика творчества художников различных периодов от Караваджо и Ли Суна до Маркуса Люперца и Чжоу Шаохуа, а также целого ряда современных китайских живописцев. Комплексный художественный анализ картин различных авторов показывает, что в настоящее время можно говорить о поиске традиций в создании натюрморта в синтезе принципов западноевропейского искусства и гохуа.
Культурное наследие, традиции и инновации
Гордиенко Е.В. - Вьетнамские духи местности (тханьхоанг): история культа и его современное состояние c. 62-76

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38950

EDN: HMGISH

Аннотация: В данной статье рассматривается культ духов-покровителей местности тханьхоанг (thành hoàng) во Вьетнаме. Это духи, почитаемые в качестве покровителей деревень, деревенских общин и городских кварталов Вьетнама, защищают от бедствий, эпидемий, войн и т. п. Это мифические, исторические и псевдоисторические персонажи, имеющие заслуги перед местностью и ее жителями. Почитание тханьхоангов коренится в традиционной культуре вьетнамцев и веками выступает неотъемлемой частью т. н. вьетнамской народной религии (tín ngưỡng dân gian Việt Nam). Духи местности входят в пантеон многочисленных божеств и духов (thần), почитаемых вьетнамцами поныне, несмотря на антирелигиозную политику коммунистической партии Вьетнама во второй половине XX в.   В статье предложена реконструкция истории культа и описание его современного состояния. Рассмотрены вехи его развития: оформление культа при династии Поздние Ле (1428–1788), тенденции развития при династии Нгуен (1802-1945), на правление которой пришел период колонизации Вьетнама французами, упадок культа во второй половине ХХ в. в социалистическом Вьетнаме, возрождение культа и всей религиозной системы с началом экономических реформ и демократизации общественной жизни в 1980-90-е гг., наконец, современный расцвет культа и особенности его адаптации к современным условиям. Именно определение исторических форм культа позволяет выявить динамику в его развитии и описать неизбежные трансформации культа, происходящие в XXI в., но часто не осознаваемые носителями культуры, воспринимающими культ как древнюю неизменную традицию. Культ тханьхоангов ранее специально не исследовался отечественными востоковедами. Нами предложено первое системное описание истории культа и оценка его современного состояния. Данная статья продолжает цикл наших работ, посвященных различным аспектам культа тханьхоангов.
Искусство и искусствознание
Калина Н.Д. - Конструктивный реализм в построении художественных образов изобразительного искусства в контексте создания символических смыслов c. 77-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38275

EDN: EBEVWE

Аннотация: Объектом исследования являются символические и аллегорические смыслы художественных образов изобразительного искусства, построенных в единстве многообразного с опорой на принцип взаимосвязи реального и условного. Предметом исследования становится сравнение способов метафизического и конструктивного реализма в создании эстетически выразительных форм художественных образов, выражающих символические смыслы. В статье систематизированы методы создания художественных образов в конструктивном реализме: типизация, стилизация, художественные и теоретические обобщения, анализ, синтез, применение конструктивных идей объединения частей целого, геометрическое обобщение формы в построении пространственной структуры объекта, художественные интерпретации. Основным методом исследования образов становится анализ визуальных контекстов применения концепции методов и других средств построения художественных образов. Новизна статьи заключается в конструктивном реализме в создании более глубоких символических смыслов, чем передают общепринятые формы реализма. При конструктивном реализме эстетически выразительные образы создаются в единстве разнородного и не искажают конвенциональных значений смыслов. В дифференциации средств и интеграции слоев изображения образ представляет единый символический смысл. В результате анализа конструктивного реализма выявлено четыре закономерных процесса построения единства многообразного в форме и содержании художественных образов. Вывод состоит в том, что конструктивный реализм к построению художественных образов обладает практической значимостью. Образы характеризуются эстетической выразительностью, этим привлекают внимание зрителей. В выражении через форму символических смыслов, образы приобретают потенциал визуальной коммуникации с людьми.
Лу С. - Роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве c. 106-116

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38677

EDN: DYYYIQ

Аннотация: В статье раскрывается роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве. Даосизм рассматривается как духовный компонент традиционной культуры Китая, влияющий на все сферы человеческой сущности, в том числе на ее выражение в изобразительном искусстве. Проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы показать, как даосские представления о человеке и мире вокруг выразились в произведениях пейзажной живописи V–XIV веков, когда происходило как становление и развитие искусства изображения природы, так и формирование основополагающих принципов садово-паркового планирования. На оба феномена китайской культуре очевидное влияние оказывал даосизм, поэтому в фокусе внимания находятся живописные образы садов и парков и средства их художественного воплощения, которые сложились в результате воздействия философско-религиозных идей.   Целью публикации рассматривается стилистический и семантический анализ китайских средневековых пейзажей с изображением садово-парковых ансамблей и элементов, сформированных под влиянием даосской эстетики. Подобный ракурс должен обогатить российскую науку новыми сведениями о формировании и обогащении образного ряда в пейзажах китайских мастеров на протяжении длительного периода времени, а также оценить своеобразие визуальной интерпретации ими философско-эстетических представлений. Это позволит увидеть, как образы садов и парков передавали через символику изображений внутренний мир человека и самих авторов, как идеи даосов, связанные с названными образами, проявлялись не только в тематике картин, но и в художественной форме.
Декоративно-прикладное искусство
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1945-1989 гг.) c. 117-125

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.36910

EDN: CMYTQB

Аннотация: Исследование является продолжением статьи «Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.)», опубликованной в научном журнале «Человек и культура». Предметом предлагаемой работы является анализ выставочной деятельности палехского лакового промысла в послевоенный период, ограниченный второй половиной 1940-х и концом 1980-х гг. Цель статьи – используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, показать специфику указанного периода в истории выставочной деятельности палехского промысла. Подчёркивая преемственность выставочной деятельности 1940-х – 1980-х гг. с довоенным периодом, автор в то же время указывает и на те новые черты, которые появляются в выставочных практиках промысла в послевоенное время.   Научная новизна исследования состоит в том, что автор подвергает анализу наиболее важные художественные смотры Советского Союза, на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры в 1940-е – 1980-е гг. Особое внимание в статье уделяется деятельности Государственного музея палехского искусства, ставшего после своего открытия в 1935 г. важным выставочным центром изделий лакового промысла, рассматриваются персональные, ретроспективные, тематические и передвижные выставки. Основным выводом статьи является обоснование важности рассмотренной темы для понимания того общественного признания и известности, которые приобрёл промысел палехской лаковой миниатюры в поздний советский период, а также в постсоветское время.
О поэзии и прозе
Никитин Д.С. - Из истории англо-индийской политической сатиры XIX в.: «Индия в 1983 г.» Т. Харт-Дэвиса c. 126-132

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.37273

EDN: DBEWQJ

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является англо-индийское сообщество - слой населения Британской Индии, состоящий из родившихся в Индии или постоянно проживавших в ней англичан. В начале 1880-х гг. сообщество столкнулось с новым фактором политической жизни - бурным развитием индийского национализма, и реакция сообщества на новые веяния отразилась в политической сатире исследуемого периода - в частности, в памфлете Томаса Харт-Дэвиса "Индия в 1983 г." В памфлете описано гипотетическое общество Индии будущего, которая освободилась от британского владычества, но оказалась неспособной к самостоятельному существованию.   В результате проведенного исследования были сделаны выводы о том, что в начале 1880-х гг. англо-индийское сообщество представляло собой замкнутую, обособленную прослойку населения, которая отрицательно относилась к требованиям индийской интеллигенции о расширении прав коренного населения в управлении страной. Критика требований зарождавшегося национального движения нашла свое выражение в политической сатире, одним из примеров которой стал памфлет Т. Харт-Дэвиса "Индия в 1893 г.", в котором отразились представления англо-индийского сообщества о незрелости и беспочвенности политических требований деятелей Индийского национального конгресса и национального движения в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.