по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 09-07-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Музыка и музыкальная культура
Алдаков И.А. - «Былинные звукоряды»: соната для арфы №2 Валерия Кикты в свете особенностей жанра c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38007

Аннотация: В данной статье производится рассмотрение сонаты для арфы соло №2 «Былинные звукоряды» Валерия Кикты с целью выявления жанровых особенностей, положенных в основу художественной задачи. Русская арфовая школа прошла собственный путь становления и обладает признанным авторитетом. Несмотря на данный факт, сочинения для солирующей арфы в творчестве современных отечественных авторов – явление довольно редкое. Валерий Кикта стал одним из композиторов, стремящихся возродить интерес к национальному арфовому искусству и выступающих за сохранение традиции. Его главное достижение на этом поприще заключено не только в создании новой музыки, прочно вошедшей в исполнительский и концертный репертуар, но и участие в организации Русского арфового общества. Проанализированные автором статьи три знаковые характеристики сочинения – жанр, тембр и лад – дали возможность определить произведение музыкального искусства как текст, поддающийся расшифровке. В процессе работы отдельное внимание уделено подробной характеристике традиционным и новаторским способам работы с материалом. Особый акцент сделан на поиске связей с отечественной композиторской школой и свойственной для нее опорой на народно-национальную культуру. Определен семиозис сонаты и составляющие его выразительные особенности музыкального языка. Символика былины в объединении с объявленным автором программным компонентом позволила обнаружить заключенное в ней «послание».
Культура и культуры
Севенюк Н.А. - Поместье Мевисбенк - памятник шотландского Просвещения c. 12-22

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38114

Аннотация: Предмет исследования – изменения, произошедшие в архитектуре шотландских загородных домов XVIII века под влиянием новых мировоззренческих установок эпохи шотландского Просвещения. Объект исследования – поместье Мевисбенк в графстве Милдотиан, принадлежащее одному из ведущих деятелей шотландского Просвещения сэру Кларку Пеникуику. Мевисбенк считается значимым памятником эпохи шотландского Просвещения, поскольку показывает, как происходящие в обществе изменения выразились в поиске тех архитектурных форм, которые отражали бы дух нового времени – времени разума и сопутствующей ему рациональности. При работе над статьей автор использовал методы формально-стилистического и сравнительного анализа, что позволило определить архитектурный стиль Мевисбенка. Новизна проведенного автором исследования заключается в том, что в настоящее время в отечественном искусствоведении практически отсутствуют фундаментальные работы, посвященные изучению вопросов эволюции шотландской архитектуры эпохи шотландского Просвещения. Основной вывод данного исследования – в XVIII веке благодаря деятельности местных просветителей впервые в шотландской архитектуре возникают первостепенные архитектурные решения, опережающие схожие тенденции английской архитектуры. Таким образом, появление на шотландской почве инновационных архитектурных решений позволяет утверждать, что шотландская архитектура XVIII века перестает рассматриваться как сугубо провинциальное, основывающиеся на английских и континентальных образцах, явление.
История искусств
Дядюнова Н.А. - Фронталь Сант-Марти де Пучбо и иконография Святого Мартина Турского в традиции каталонской алтарной живописи c. 23-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38220

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является иконография и культ Святого Мартина в Турского в традиции каталонской алтарной живописи на дереве. Непосредственно объектом исследования стал уникальный живописный памятник первой половины XII века – фронталь Сант-Марти де Пучбо, некогда считавшийся одним из наиболее древних произведений каталонской романской живописи. Автором была предпринята попытка развеять историографический миф о древности этого памятника и встроить его в современный ему историко-культурный и политический контекст. Именно метод иконографического анализа позволил связать создание фронталя Сант-Марти де Пучбо с особым культом Святого Мартина Турского в каталонских комарках, а также с его покровительством барселонским графам. В ходе исследования автором был сделан вывод о том, что создание фронталя Сант-Марти де Пучбо связано с деятельностью барселонского графа Рамона Беренгера III, святым покровителем которого являлся Святой Мартин. Этот вывод позволил более точно датировать фронталь из церкви Сант-Марти де Пучбо. О связи почитания культа Святого Мартина и деятельности Рамона Беренгера свидетельствуют архивные документы, а также некоторые посвященные Святому Мартину памятники, находящиеся на территориях, подконтрольных барселонскому графу. Проведенный анализ позволил связать иконографию Святого Мартина на фронтале из Пучбо с иконографией Рамона Беренгера III на надгробии графа из монастыря Санта-Мария де Риполь, что также позволило автору сделать вывод о том, что анализируемый фронталь и скульптурное надгробие могли быть выполнены в одной мастерской. Новизна исследования заключается в том, что ранее еще не предпринималась попытка полностью реконструировать контекст заказа этого произведения каталонской алтарной живописи и определить точное время и место его создания.
Культура и культуры
Гоголев А.И., Стручкова Н.А., Яковлева К.М. - Феномен жизнеспособности в современном обществе культуры охотников, рыболовов и собирателей (на примере ессейских якутов) c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38058

Аннотация: Предметом исследования является жизнеспособность сообщества охотников, рыболов в современном обществе в условиях крайнего Севера. В данной статье обосновываются особенности жизнеспособности ессейских якутов в контексте исторического развития механизмов саморегуляции, адаптации и культурного воспроизводства. Объектом исследования являются ессейские якуты, проживающие в п. Ессей Эвенкийского национального района Красноярского края. Ессейские якуты являются уникальной локальной группой якутов, так как они сохранили якутский язык и самосознание в иноязычном и иноэтничном окружении. В условиях крайнего Севера якуты Ессея успешно перешли на оленеводство, рыболовство и охоту, отсюда отличие культуры жизнеобеспечения от якутов Республики Саха (Якутия). Основными выводами проведенного исследования являются выявление механизмов противодействия неустойчивости в результате которого возникает новая устойчивость. Ессейские якуты смогли сохранить элементы традиционной культуры якутов, при этом трансформируя ее под новые условия жизни. И если до ХХI века ессейцы чувствовали свою отдаленность, то с развитием информационного общества, СМИ, мессенджеров, влились в "якутский мир", что способствовало трансформации уникальной культуры ессейцев. Особым вкладом авторов в исследовании темы является то, что использованы личные полевые материалы, собранные в 2014 году в п. Ессей и п. Тура Красноярского края. Новизной исследования являются выявленные механизмы по сохранению традиционной культуры, а так же неопубликованные ранее полевые материалы.
Чжэн Л. - С. Фейнберг — композитор-мыслитель эпохи серебряного века c. 47-60

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38208

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление культурологических и музыкально-педагогических аспектов жизни и творчества одного из ведущих представителей московской фортепьянной школы в исполнительстве и педагогике С. Фейнберга. На формирование композиторского и исполнительского стиля С. Фейнберга оказали многие композиторы Серебряного века, ведущими из которых были А. Скрябин и Н. Метнер. Предметом исследования выступает круг интересов С. Фейнберга. С. Фенберг был одним из лучших исполнителей И.С. Баха, Л. Бетховена, Р. Шумана, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Метнера, А. Скрябина. Интерпретации С. Фейнберга сочинений А. Скрябина считались наиболее близкими к авторским. Исполнение С. Фейнберга отличалось строгостью, точным следованием авторскому тексту, интеллектуальной интерпретацией. С. Фейнберг обобщил свои взгляды в музыковедческих трудах: «32 сонаты Бетховена», «Пианизм как искусство», «Судьба музыкальной формы» и других. Объектом исследования является рассмотрение индивидуального композиторского стиля С. Фейберга. С первых опусов творчества С. Фейнберга интересовал жанр фортепианной сонаты. Посредством синтеза методов исследования представлены некоторые особенности сонат №1, №2, №6 и №12. Автор подробно рассматривает композиционные приемы, в частности тяготение к поэмности и монотематизму, присущее композиторам-романтикам, широкое использование полифонии. Значительным событием для музыкантов стал выпуск диска «Фейнберг играет Фейнберга», выпущенного Московской консерваторией в 2021 году, в который вошли записи его двенадцати сонат. Основным выводом проведенного исследования становится то, что стиль С. Фейберга абсолютно индивидуален, что обнаруживается в характере тематизма, способах его развития, приемах фортепианного изложения. Кроме того, тонкий знаток фортепиано, С. Фейнберг создает новые виды виртуозной техники. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучение стиля С. Фейберга основано на воспоминаниях и теоретических исследованиях С. Фейнберга.
Искусство и искусствознание
Сычева Ю.А. - Принцип типологического параллелизма Заветов в христианской иконографии: к проблеме терминологии c. 61-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38269

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является формирующийся в зарубежной и отечественной историографической традиции терминологический аппарат, описывающий понятия, связанные с принципом типологического параллелизма Заветов в христианской иконографии. Данный принцип основывается на доктрине "Согласования Заветов" (рассмотрения ветхозаветных событий в качестве прообразов новозаветной истории) и лежит в основе организации сюжетов уже в ряде памятников раннехристианского искусства. В эпоху Высокого Средневековья этот принцип становится одним из основополагающих в иконографии памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Предметом исследования стал процесс сложения общепринятой терминологии в исследованиях, посвященных рассматриваемому иконографическому приему. В статье также поднимается проблема корреляции между терминами, используемыми в зарубежной и отечественной историографии. На основании анализа сложения терминологического аппарата в исследованиях по христианской иконографии в статье делается вывод об отсутствии в современной науке, в особенности в отечественной, единой системы терминов для описания чрезвычайно важного и распространенного феномена христианской иконографии – отражения в изобразительных циклах принципа "Согласования Заветов". Прослеживая этимологию используемых понятий, автор статьи наглядно демонстрирует существующие противоречия в терминах "тип", "антитип" и "антетип", а также анализирует сложности, возникающие при переводе данных понятий на русский язык. На основании этого исследования становится возможным предложить наиболее корректные и однозначно трактуемые термины. Актуальность исследования объясняется отсутствием в отечественной исследовательской литературе системы терминов для обозначения рассматриваемого иконографического принципа, а также отдельных ветхозаветных сюжетов-прообразов и их новозаветных аналогий.
Социология культуры, социокультура
Никифорова С.В. - Становление субкультуры театрального зрителя в культурном пространстве провинциального города c. 69-82

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.37940

EDN: SHQIGN

Аннотация: Чтобы определить специфику и характер становления субкультуры театрального зрителя провинциального города на примере Якутска, рассмотрена история отношений театра и зрителя. Предложены варианты стратегии формирования субкультуры театралов в молодежной среде провинциального города (студенты колледжей и вузов как «костяк» зрительской аудитории). Специфика предмета исследования обусловила применение междисциплинарного, социокультурного и культурологического подходов, что позволило интегрировать методы культурологии, социологии, искусствоведения, фольклористики и педагогики. Культурологический подход позволил определить характер изменений культурного пространства. Синхронический метод предоставил возможность проанализировать в срезовом режиме и выделить три этапа становления субкультуры театрального зрителя. Более детально рассмотрена динамика становления субкультуры театралов Якутска в рамках временных границ: 1960-2020-е годы. Это время, когда театр сформировался как органичный институт современной якутской культуры, а не нечто искусственно привнесенное в национальную культуру. Определена косвенная критериальная база, свидетельствующая о росте компетентности театрального зрителя в провинциальном городе: смена репертуара, проблематики, режиссерских стилей, участие в театральных конкурсах и фестивалях, гастрольная политика, ценовая. Предложена конвергенция разных видов культурного «потребления»: гибридные формы работы совместно с музеями, филармонией, библиотеками; организация творческих встреч, экскурсий на репетиции, предпремьерные просмотры, благотворительные акции и т.д. Региональная специфика коммуникации «театр – зритель» оказывает влияние на формирование как нравственных, так и эстетических взглядов зрителя; воздействует на национальное самосознание народа, способствует укреплению духовных ориентиров.
Знак, слово, речь, язык
Рамирес Родригес П. - О природе поведения фразеологических коллокаций и идиоматических выражений в испанском языке c. 83-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.35516

EDN: SWWAHW

Аннотация: Статья посвящена проблематике идентификации идиоматических выражений в области фразеологии. На основе концепции фразеологии она изучает языковые единицы, характеризующиеся фиксированными и воспроизводимыми комбинациями слов в речи. Идиоматические устойчивые выражения во фразеологической сфере являются фразеологическими единицами языковой системы со следующими отличительными особенностями: внутренняя фиксация, смысловая единица и внешняя фиксация. Большинство идиомов, которые представлены в работе состоят из общеупотребительных слов испанского языка, хотя некоторые из них включают диакритические слова или определенную структурную аномалию. Также важно учитывать особое влияние этих фразеологических единиц на общую структуру разговора, в первую очередь на аргументацию, а также на их прагматическую связующую функцию. В данной работе особое внимание уделяется прагматической составляющей. Когда говорящий использует один из этих фразеологических единиц он производит оценку, и следствием этой оценки является выразительный оттенок фразеологических единиц. Внутри группы идиомов обычно признается, что глагольные идиомы составляют подгруппу, компоненты которой отличаются тем, что они образованы глаголом и рядом фиксированных дополнений, а также тем, что их поведение в речи аналогично поведению простых глаголов. Принимая во внимание формальные и семантические характеристики глагольных идиом с коллокационной базой можно отметить, что коллокации существительное + глагол или артикль + существительное + глагол является продуктивным источником глагольных идиом, поскольку в процессе метафоризация они становятся глагольными идиомами, приобретающими идиоматическое значение. Приведённая сравнительная классификация глагольных устойчивых выражений позволяет сделать вывод что глагольные идиомы - это на самом деле сложные коллокации, наделенные идиоматичностью, используемые для подчёркивания разговорной речи.
История искусств
Лавров Д.Е. - Празднование 50-летнего юбилея промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. c. 94-101

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.36593

EDN: TOGZNC

Аннотация: Предметом данного исследования является анализ 50-летнего юбилея советского промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. Подробно раскрывается предыстория и ход проведения праздничных торжеств, даётся характеристика тем направлениям деятельности, которые использовали советское государство, интеллигенция и общество для популяризации и признания палехского промысла. Цель статьи заключается в попытке доказательства важной роли официального празднования 50-летия палехской лаковой миниатюры для развития этого промысла, а также утвердить принципиальный тезис о важности исследования данного феномена – праздновании юбилеев промысла палехской лаковой миниатюры советского периода – для изучения его истории.   Используя нарративный, ретроспективный и историко-системный методы исследования, автор акцентирует внимание на важности поддержки государства и общества для жизнедеятельности палехского промысла советского периода, что является крайне актуальной проблемой и в наше время, когда промысел, по мнению многих палехских художников, переживает упадок именно вследствие недостаточного внимания со стороны государства. Таким образом, научная новизна исследования состоит в попытке комплексного описания конкретного исторического явления, которое способно послужить моделью для будущей государственной политики по отношению к Палеху как уникальному достоянию российской культуры. Высказанное мнение о необходимости повтора советского опыта и является основным выводом предлагаемой статьи.
Музыка и музыкальная культура
Чжан И. - Изучение трендов современной музыкальной культуры с целью повышения компетентности будущих педагогов по вокалу c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.37914

EDN: TUEYXL

Аннотация: В статье предпринята попытка обоснования необходимости повышенного внимания заинтересованных сторон к актуальности обновления профессиональной подготовки педагогов по вокалу. Автор публикации пошагово раскрывает идеальную структуру компетентности педагога по вокалу на основании систематизированных им взглядов различных экспертов, а также предлагает делать отдельные принципиальные акценты на комплексном изучении студентами трендов современной музыкальной культуры, поскольку осознанное и целенаправленное ознакомление с таковыми является, на его взгляд, неотъемлемым элементом в системе современной профессиональной компетентности. Достаточно подробно раскрываются личностные и профессиональные характеристики, которыми должен обладать каждый будущий педагог по вокалу; подчёркивается особенное значение каждого из этих слагаемых успеха в конкурентной борьбе на рынке педагогического труда. Помимо этого, освещаются ключевые особенности распространения музыкальной информации в современном обществе, влияние сетевых технологий на специализированную подготовку педагогов и реципиентов. Отмечается специфика восприятия и использования музыкальной информации различными поколениями российских людей. В качестве вывода автор предлагает дальнейшее, более глубокое изучение затронутой им проблематики, поскольку, на его взгляд, она недостаточно разработана на научном уровне. В качестве вывода автор предлагает дальнейшее изучение затронутой им проблематики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.