по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 15-03-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Культура и культуры
Олехнович Е.И. - Сюжеты Двунадесятых праздников в знаменных песнопениях c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37380

Аннотация: Предметом исследования являются стихиры певческой книги Праздники, а также принципы организации в ней стихир. Объектом исследования является музыкальные и поэтические композиции праздничных стихир. Материал исследования — рукописные источники XVII – начала XVIII веков из собраний Российской национальной библиотеки (РНБ), Российской государственной библиотеки (РГБ), Библиотеки Академии наук (БАН), Государственного исторического музея (ГИМ). К исследованию стихир применяются методы музыкального анализа, а также лингвистики и литературоведения. Автор подробно рассматривает присутствующие в стихирах двунадесятых праздников поэтические и музыкально-образные мотивы. Особое внимание уделяется художественным приемам, используемым в тексте и распеве стихир. Основными выводами проведенного исследования являются установленные закономерности в использовании поэтических и музыкальных приемов в организации композиции стихиры. Новизна исследования заключается в выявлении типов композиции стихир двунадесятых праздников в зависимости от содержания в них поэтических и музыкально-образных мотивов: мономотивной, многомотивной и композиции с элементами иножанровых включений. Все три типа композиции проявляются на уровне отдельного песнопения, микроцикла стихир, стихир праздника и стихир всей книги в целом в поэтическом тексте и распеве. Впервые осуществляется классификация праздничных стихир на основании использования в поэтических текстах стихир элементов непевческих богослужебных жанров. В стихирах выделяются вероучительная, гомилическая и скриптурная композиции. Выявленные композиционные закономерности в стихирах двунадесятых праздников являются важным этапом в дальнейшем изучении праздничной стихиры.
Культура и власть
Руцинская И.И. - Институциональная биография советского художника: опыт cопоставительного изучения c. 15-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37425

Аннотация: В статье впервые проведен сопоставительный анализ биографий двух известных советских художников – А. М. Герасимова и С.В. Герасимова. Акцент в исследовании ставится не на творческой или личной жизни двух мастеров, а на векторах и этапах их институциональной биографии. Люди одного поколения, одинакового образования, прожившие жизни, почти равные по продолжительности, они были вписаны в единую систему культурных институтов, стремились к достижению карьерных вершин, доступных советским художникам. При этом Александр Герасимов стал олицетворением сталинской художественной эпохи, получив все высшие посты и награды в стране, а Сергей Герасимов на протяжении 1930-1950-х годов, хоть и был официально признан талантливым мастером, вызывал у властей подозрения в «склонности к формализму». В результате, будучи достаточно успешным художником, педагогом и администратором, он все же значительно уступал по положению на иерархической лестнице своему однофамильцу. Долгая жизнь (оба мастера прожили около 80 лет) позволяет рассмотреть вариации судеб «элитных» советских художников на переломе эпох. «Оттепель» стала эпохой «низвержения» одного автора и «взлета» другого. Прежние грандиозные карьерные достижения Александра Герасимова были трактованы как отражение беспринципности художника, а менее грандиозные успехи Сергея Герасимова восприняты как знак его поведенческой сдержанности. Судьбы двух известных советских мастеров демонстрируют инварианты институциональной биографии советского художника. Разные соотношения таланта, конформизма, властных амбиций и стремления к достижению материальных благ, становились составляющими, которые приводили к разным формулам карьерного успеха и разному восприятию этого успеха современниками.
Сценические искусства
Хохлова Д.Е. - Балет Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой»: особенности авторской трактовки образов Катарины и Петруччо c. 32-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37356

Аннотация: Предметом изучения является интерпретация Ж.-К. Майо образов Катарины и Петруччо, рассматриваемых в контексте идейно-образных параллелей с оригинальным текстом – комедией У. Шекспира «Укрощение строптивой». Исследование проводится с целью определения выразительных средств и хореографических элементов, использованных балетмейстером для постановки главных ролей, а также их контекстуального сопоставления с литературным текстом первоисточника. Теоретической основой исследования стали принципы балетоведческого анализа, разработанные теоретиками и историками балета Добровольской, Красовской, Слонимским, Суриц. Работы Лопухова использовались как методологическая основа анализа формы и хореографии. К другим источникам относятся видеоматериалы из архивов Балета Монте-Карло и Большого театра, записи постановочных репетиций, проходивших с апреля по июнь 2014 г. (архив автора). В процессе исследования автор использовал методы идейно-художественного анализа, семантического анализа построения и хореографического решения партий Катарины и Петруччо, метод включенного наблюдения (личное участие в постановке). К новым результатам можно отнести значительный задел в аспекте выявления инновационных и модернизированно-классических художественных элементов хореографии и постановки, разработанных Майо (лейтмотивные пластические комбинации, трансформирующиеся движения-символы). Детальный семантический анализ композиции и хореографической разработки образов Катарины и Петруччо явился основным инструментом изучения и позволил сделать следующие выводы. Трактовка образов главных героев в первом акте концептуально близка тексту Шекспира и незначительно адаптирована согласно выразительному потенциалу балетного искусства и авторским художественным задачам. Во втором акте хореограф смещает композиционный и сюжетный акцент, выделяя не финальные сцены, а развернутый дуэт главных героев, где согласно изменениям их эмоциональных состояний трансформируется пластическое решение партий. Именно абстрактное и изобразительное пластическое мышление индивидуализирует хореографический стиль Майо и становится основой трактовки балетмейстером великого сюжета комедии Шекспира.
Культура и власть
Цибенко В.В., Погуляева Е.В. - Создание черкесской письменности в России и Турции в контексте нациестроительства (XIX – начало XX вв.) c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37505

Аннотация: Предметом исследования является создание черкесской письменности в Российской и Османской империях. Целью исследования было показать (на основе теории британского ученого М. Биллига), что процесс создания письменности был неотъемлемой частью черкесского нациестроительства в XIX – начале XX вв. в условиях отсутствия у черкесов собственного национального государства. В качестве источников использовались исторические, этнографические и лингвистические работы российских исследователей описываемого периода, материалы черкесской газеты «Гъуазэ», издаваемой в Османской империи в начале XX в., и результаты исследований советских, российских и зарубежных (в т. ч. турецких) ученых. Черкесский случай был взят в качестве примера по нескольким причинам: черкесы в настоящее время переживают активную фазу нациестроительства; проживают на исторической родине (Северный Кавказ) и в диаспоре (преимущественно Турция); обладают комплексом конкурирующих национальных проектов, что позволяет нагляднее проследить зависимость лингвистических процессов от национальных. В результате проведенного исследования было выяснено, что создание письменности стало важной фазой черкесского нациестроительства в его разных вариациях. В условиях взаимодействия с российским и османским обществом черкесы неизменно приступали к выработке собственной письменности, однако в зависимости от условий проживания и социально-политической обстановки они выбирали разные алфавиты, воспринимавшиеся как культурная ориентация. Письменность вырабатывалась черкесами для разных языков: общеадыгского или кабардинского в России, общеадыгского, адыго-абхазо-абазинского, общекавказского, убыхского в Турции, составляя в соответствии с этим разные перечни диалектов. Эти первые попытки создания письменности, в России к тому же имевшие во многом внешний характер, заложили основу для последующего вариативного развития черкесского национализма, которое отражается и на уровне владения родными языками черкесов на Кавказе и в диаспоре и коммуникации между российскими и турецкими черкесами.
История искусств
Васильева В.В. - Утопия космоса в книжной графике Франциско Инфанте c. 62-71

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37472

Аннотация: Предметом исследования является книжная иллюстрация Ф. Инфанте в сопоставлении с его графикой и станковыми работами. Объект исследования — образ космоса в книжной иллюстрации мастера. Материалом для исследования послужили научно-популярные и научно-фантастические издания, которые оформлял Ф. Инфанте, а также его графика и живопись. В ходе исследования автор пользовался методом описания и анализа. В статье рассматривается специфика и своеобразие образа космоса в работах художника. Внимание также уделяется комплексному сравнению этого образа в книжной иллюстрации с более широким контекстом творчества Ф. Инфанте. Цель данной статьи — на примере книжной графики и анализа теоретических концепций Ф. Инфанте раскрыть своеобразие его представлений о космосе в ракурсе утопии взаимоотношений человека с Вселенной, а также определить, как иллюстрации на данную тему вписываются в общий контекст творчества художника. Главным выводом исследования является установление своеобразия подхода Ф. Инфанте к указанной теме. Художник обращался к основным мотивам из своей графики и станковой живописи, однако изменял их согласно специфики сюжета иллюстрируемого издания. Особое внимание в анализе уделяется излюбленным формам художника: спирали и точке, с помощью которых он выражал идею бесконечности космоса. Новизна исследования заключается в обращении к материалу, с которым до этого еще не проводилась полноценная искусствоведческая научная работа. Впервые в научный контекст вводится книжная иллюстрация Ф. Инфанте, в которой художник обращается к образу космоса.
Экранная культура и экранные искусства
Лузянин С.В. - Профессиональная франшиза: Образ врача в адаптированном сериале c. 72-83

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.35535

Аннотация: Статья посвящена адаптированному медицинскому сериалу, как составной части профессиональной франшизы на современном телеэкране. Главным предметом при адаптации иностранного оригинала является трансформация современного образа врача. На примере сериального ряда «Доктор Хауз», «Доктор Рихтер», «Хекимоглу» проанализирован образ современного доктора в контексте архетипических образов прошлого. Адаптированный сериал, представляющий собой узаконенный ремейк иностранного оригинала, представляет собой достаточно новое явление. Главными принципом притягательности у зрителей является неординарность персонажа, который представляет собой сочетание архетипических образов прошлого в современном прочтении, предание образу национальных черт. Были рассмотрены и соотнесены типажи героев, их архетипические образы, проанализированы кастинг актеров оригинала и адаптации. На примере «Без свидетелей» проанализированы сериалы с сильной трансформацией сюжета. Выявлены причины неудач и как следствие низких рейтингов. Несмотря на то, что тема медицины является универсальной, вечной, тем не менее необходимо учитывать ментальные характеристики страны производителя так как не всякий сюжет возможно адекватно перенести на другую национальную почву. На данный момент адаптированный сериал не был предметом развернутого культурологического или искусствоведческого анализа. Подробный сравнительный анализ существующих сериальных образцов позволит выработать методологию проведения адекватной трансформации оригинального сюжета под национальный менталитет страны покупателя франшизы. Успех сериала складывается из множества составляющих. Одним из главных элементов является качественный кастинг актеров с попаданием в образ. Актерский состав должен создавать ансамбль сочетаемых образов. При адаптации требуется обеспечить национальному зрителю привычный темпоритм, качество картинки. Изучены причины успешности существующих сериальных адаптаций на медицинскую тему. Сделаны выводы, что тщательная проработка сценария под национальный менталитет позволяет создать ликвидный национальный продукт.
Эстетика и теория искусства
Ли С. - Идея «Небо и человек едины» в древнекитайской эстетической мысли и ее положительное значение c. 84-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37480

Аннотация: «Характерной чертой восточной модели всеобъемлющего мышления является общая концепция и универсальная связь /…/ Положение о «Небо и человек едины» является высшим и наиболее полным воплощением восточной всеобъемлющей модели мышления » [2,с.149]. Идея « Небо и человек едины » является одним из основных духов традиционной китайской культуры. Эта главная идея повлияла на древнекитайскую политику, этику, жизньи искусство, а также проникла в древнекитайскую эстетическую мысль и произведения искусства.Идея «Небо и человек едины» - это традиционная мудрость древнего китайского народа.Эта идея широко пропагандировалась китайским обществом в 21 веке. Всестороннее продвижение идеи ”единства неба и человека" может улучшить понимание художником измерения и формы красоты, помочь сломать старую парадигму и способствовать культурному развитию и прогрессу. Это воплощено в художественном творчестве, особенно в художественном творчестве китайской живописи, которое фокусируется на “художественной концепции”, что позволяет художникам обращать внимание на понимание общего духа произведений искусства, не разрушая общую красоту из-за определенной части. Из этого видно, что идея ”единства неба и человека" имеет сильное руководство и значение в области эстетической практики, такой как художественное творчество. Цель этой статьи - правильно интерпретировать идею “единства неба и человека” посредством анализа древнекитайской литературы и записей в сочетании с философией, эстетикой и другими областями. И благодаря анализу репрезентативных китайских картин, которые придерживались этой идеи в древнем Китае, это дает пример того, как эта идея может быть применена к эстетической практике. В заключении, мы объединим опыт того времени, чтобы в будущем увидеть положителные значения этой идеи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"