по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue є 06/2021
Contents of Issue є 06/2021
Cultural heritage, tradition and innovation
Loshchenkov A.V. - Classes and texts in the curriculum of Drepung Loseling Monastic University pp. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.36985

Abstract: This article examines the system of education in the philosophical college of Drepung Loseling Monastic University (India), introduces into the scientific discourse a full list of subjects and titles of the texts with their identification by the collected works of Indian and Tibetan authors posted on the digital platform TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). The primary sources and commentarial literature are determined. The learning process begins with the preliminary study of logic and epistemology, proceeding with the five great treatises that are core of the curriculum. The article combines classical textual approach and contextual analysis, with consideration of the Buddhist commentarial tradition; as well as methods of analytical comparison, structural and content classification. The novelty of this research lies in introduction into the scientific discourse of the previously unexplored system of education and its study guides. It is established that the monastery relies on the study guides compiled by Panchen Sonam Drakpa, as well as other prominent Tibetan authors – Je Tsongkhapa, Gendun Drub and Sherab Sangpo. The main method for digesting the material is the debates. Although with immigration of the Tibetans to India and reestablishment of Loseling College the curriculum structure was preserved, there are also innovations due to adding several grades and classes on the grammar and history of the Gelug School.
Culture and science
Zubanova N. - Alexei Vasilyevich Filippov and the State Museum of Ceramics pp. 13-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37013

Abstract: This article refers to previously unknown pages in the history of State Museum of Ceramics – its functioning as an industrial museum. The transformation of the Museum of Porcelain Art into the “industrial” State Museum of Ceramics took place in conditions of escalating discussion on the need for creating "industrial art” in the USSR. One of the initiators of such direction was the ceramic artist A. V. Filippov. His name earlier was not associated with the State Museum of Ceramics; however, Filippov contributed to the emergence of art-industrial laboratory in the museum structure, which not only experimented with manufacturing glazes and ceramic mixtures, but also set the production process. The novelty of this article lies in introduction into the scientific discourse of previously unknown archival documents, which allows tracing the history of origin of the art and ceramic laboratory. It was deemed that the structural division was opened in the State Museum of Ceramics. However, the laboratory was originally founded by A. V. Filippov at the Faculty of Ceramics of the Russian State Art and Technical School, then transferred to the Institute of Silicate Chemistry, and only in 1928 transferred from the Institute to the museum. The establishment of the laboratory has prompted a significant shift in the vector of development of the museum towards instusrial museum. It is also proven that Filippov developed the concept of exhibitory-manufacturing department in the museum, which included educational activity with interactive elements. These museum competencies would be in demand in the world museum practice only by the late XX century, which determines the activity of the State Museum of Ceramics during 1920s as innovative.
Architecture and design
Pushkareva T.V., Ivanova E.Y., Utkina I.V. - Architectural model through the prism of cultural-historical tradition and new technologies pp. 20-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37053

Abstract: This article provides a comprehensive research of the architectural model as a cultural phenomenon in cultural-historical dimension since its origin to the latest technological solutions applied in modern architectural modeling. Research methodology is based on the structural-functional and semiotic approaches. The analysis of historical-cultural and modern development of architectural model reveals the five sociocultural functions fulfilled by the architectural model in professional activity, society and culture: professional planning and coordination of architectural project; presentation of the project to customer; commemoration of the outstanding results of human activity; educational engineering; art modeling, namely within the framework of the ensemble type of stenographic art.  It is demonstrated that since the beginning of the XXI century, the main function of architectural model – improvement of the project – intertwines with digital modeling for the most part. However, the presentational, commemorative, educational and artistic functions of the architectural model continue to be implemented in actual material, scaling up the distribution and improving the professional methods and techniques of implementation. Analysis is conducted on the role of 3D- printing for the development of modern architectural model. The conclusion is made that the architectural model is a universal form of retaining and transmitting cultural experience, the possibilities of which are not diminished by the advancement of digital technologies and virtual reality. The relevance of architectural model in modern world is associated with the unique quality of the phenomenon- to give a person an enticing illusion of symbolic appropriation of space. Digitalization of the society, professional activity, and education expands the needs for architectural modeling, and simultaneously provides new opportunities for implementation of a number of sociocultural functions of the architectural model on a new level.
Culture and cultures
Shumov M.V. - Evolution of the Russian film festival movement: trends, forms, themes, and genres of children and adult amateur filmmaking in the XX Ц XXI centuries pp. 34-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37160

Abstract: The subject of this research of this article is the trends, forms, themes and genres of children and adult amateur filmmaking on the context of development of the national film festival movement. The author traces  the evolution of the Russian film festival movement, which is reflected in trends, organizational forms, themes and genres of children, mixed and adult amateur filmmaking in the XX – XXI centuries. Methodological framework of this research is comprised of the dynamics of formation of the experience of emotional-value perception of the visual image of reality (B. M. Nemensky), content analysis, comparative, genre-thematic, statistical, historical-culturological analysis of the themes and genres of works of amateur filmmaking of the Soviet and post-perestroika periods presented at film festivals. As a result of the conducted research, the author divides the traditional filmmaking into enthusiasts of cinemagorahic art and amateur videographers; outlines the organizational forms and development trends of the Russian film festival movement; highlights the thematic peculiarities of modern amateur filmmakers that consist in the successive, traditional, new and lost themes of children and adult amateur films. The traditional amateur film and modern amateur video genres of screen works are determined. The novelty of this research lies in nontraditional approach, as well as comprehensive analysis of the problem of modern development of the amateur film festival movement. The main conclusions are as follows: 1) the division of traditional amateur filmmaking into two groups: enthusiasts of traditional cinematographic art and amateur videographers – creation of the works of new and traditional themes is substantiated by sociocultural peculiarities of modern development of the amateur film festival movement; 2) It is noted that the lost thematic groups, such as the Soviet legacy, would be revived in the works of modern authors; 3) there is an important feature in the development of modern amateur videography in the context of film festival movement and establishment of the new genres.
Palatkin V.V. - Modern approaches towards the study of food culture in foreign scientific discourse pp. 49-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.34248

Abstract: The subject of this research is the modern scientific discourse on food culture, while the object is the foreign approaches towards the study of food culture. Research dedicated to food culture is a crucial part of modern scientific discourse. The goal of this article lies in determination of the key approaches towards the study of food culture. The majority of foreign researchers claim that the modern study of nutrition shifted towards examination of the communicative aspects of food consumption (identity, cultural symbolism, social activity, etc.). From year to year, food and its consumption are explored by mass media and non-specialists as a form of art, leisure, source of social status, as well as method to express social / global differences, which manifests in the growing number of “trendy” food practices, magazine and newspaper publications, video blogs, cooking shows, etc. The author’s special contribution consists in outlining the three main approaches towards the study of nutrition: natural scientific, anthropological, and sociological. The natural scientific approach is associated with the basic principle of vitality of nutrition for people, which at the present stage is turning into a cult of healthy eating. The anthropological approach is based on determination of the anthropic characteristics of nutrition and is ramified and multidisciplinary. A special place is assigned to culturological direction. The sociological approach is focused of revelation of the role of alimentary culture in strengthening of social ties, social differentiation and integration on the micro- and macro levels. However, due to broadening of the research field related to nutrition, such classification can be elaborated.
Culture of the mundane
Levandovskii A.N. - Everyday life of the Sakhalin exiles reflected in their songs and poems pp. 62-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.35081

Abstract: This article examines the everyday life and mentality of the Sakhalin exiles based on their songs and poems, using the historical-comparative and historical-genetic methods. This gives a different perspective on these problems, since the sources created by the exiles were not widely used. One of the few examples is the memoirs of I. P. Yuvachev and articles of L. Y. Sternberg and B. O. Pilsudsky. However, they could not be referred to as ordinary prisoner, unlike the creators of many hard labor songs and poems. In the course of research, the author determines that although there was virtually no original song culture on Sakhalin, however, it was replaced by the rich culture of versification, which alongside the common motifs of home, love and the hard fate of the exiles, touched upon the characteristic local problems. The author assumes that such state of affairs was caused by the overall atmosphere of distrust and reticence prevalent on the island. This explains the high popularity of poems, since they could be written for a narrow circle of friends or stored inside the desk, unlike songs, which were supposed to be performed for a wide audience.
Styles, trends, schools
Tanyushina A.A. - The landmark nature of visual art in of Weimar Germany and the principle of visual narrative pp. 69-78

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.34441

Abstract: The subject of this research is the art practices of Weimar Germany, first and foremost displayed in photomontage works of the Dadaist artists, as well as paintings and photographic compositions of the representatives of “New Objectivity” since the early 1920s until coming to power of the Nazi in 1933. The relevance of this topic is substantiated by the heightened interest of modern researchers in the cultural processes of the early XX century, which had a significant impact upon the establishment of modern visual imagery system. Within the framework of study, the author also touched upon the problem of assimilation of modern art practices associated to the integration of art into all spheres of social life. The interpretation of this trend is one of the most relevant vectors of modern art history. The novelty of this work lies in the use of complex methodology that implies the unity of socio-analytical and philosophical-anthropological approaches, as well as the method of structural-semiotic analysis that leans on both classical theories and works of the contemporary art historians and culturologists of post-structuralism (P. McBride, R. Krauss, B. Buchloh, P. Stettler, and others.). The result of the conducted research lies in determination of interinfluence of photomontage practices of the Dadaists and the art of “New Objectivity”, which clearly demonstrate the “landmark” nature of the works created during the indicated historical period. The acquired conclusions may be valuable for further research of the German art of “New Realism”, reflected in the works of the artists of “New Objectivity” and “Magic Realism”, and as well as the upcoming trends in art of the XX century.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2021
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 31-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2021
Культурное наследие, традиции и инновации
Лощенков А.В. - Классы и тексты в учебной программе колледжа Лоселлинг монастырского университета Дрепунг c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.36985

Аннотация: Статья посвящена системе образования в философском колледже Дрепунг Лоселлинг (Индия), введению в научный оборот полного перечня предметов и названий текстов с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов, размещенных на электронном ресурсе TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Обучение студентов начинается с предварительного изучения логики и эпистемологии, затем переходят к изучению пяти великих трактатов, составляющих ядро учебной программы. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации.    Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Панчен Сонам Дакпой. Также основными тибетскими авторами, на истолкование которых опираются при прохождении монастырского курса обучения, являются Чже Цонкапа, Гендун Друб и Цонава Шерап Сангпо. Главным методом усвоения материала считается процесс дебатов, занимающий большую часть времени учебного процесса. При иммиграции тибетцев в Индию и воссоздании колледжа Лоселлинг была сохранена структура учебной программы, однако есть и нововведения за счет добавления нескольких классов обучения и дополнительных уроков по грамматике и истории школы гелуг.
Культура и наука
Зубанова Н.А. - Алексей Васильевич Филиппов и Государственный музей керамики. c. 13-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37013

Аннотация: Автор обращается к ранее неизвестным страницам в истории Государственного музея керамики - существовании музея в качестве музея «производственного типа». Трансформация художественного Музея фарфора в «производственный» Государственный музей керамики произошла в условиях нарастающей дискуссии о необходимости создания в СССР «производственного искусства». Одним из инициаторов этого направления стал художник-керамист А.В. Филиппов. Раннее имя Филиппова никогда не связывалось с Государственным музеем керамики, однако именно благодаря ему в структуре музея появилась художественно-промышленная лаборатория на базе которой не только ставились эксперименты по производству глазурей и керамических масс, но и был налажен выпуск продукции. Новизна статьи заключается в введении в научный оборот ранее не известных архивных документов, что позволяет проследить историю происхождения художественно-керамической лаборатории. Ранее считалось, что это структурное подразделение было открыто в Государственном музее керамики. Теперь нам известно, что первоначально лаборатория была образована А.В. Филипповым при керамическом факультете ВХУТЕМАСа, затем переведена в Институт силикатов, и лишь в 1928 г. была из института передана в музей. С появлением лаборатории произошел существенный сдвиг в векторе развития музея в сторону построения музея «производственного типа». Также удалось доказать, что Филипповым была разработана концепция показательно-производственного отдела в музее, на базе которого осуществлялась просветительская деятельность с элементами интерактива. Данные музейные компетенции станут востребованы в мировой музейной практике лишь во второй половине ХХ века, сто позволяет считать деятельность Государственного музея керамики в 1920- е гг. новаторской.
Архитектура и дизайн
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Уткина И.В. - Архитектурный макет сквозь призму культурно-исторической традиции и новых технологий c. 20-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37053

Аннотация: В статье предлагается комплексное исследование архитектурного макета (модели) как культурного феномена в культурно-историческом измерении от его зарождения до новейших технологических решений, применяемых в современном архитектурном макетировании. Методология исследования базируется на структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе анализа историко-культурного и современного развития архитектурного макета в статье выделяются пять социально-культурных функций, выполняемых архитектурным макетом в профессиональной деятельности, в обществе и культуре в целом: профессиональное планирование и сопровождение архитектурного проекта; презентация проекта заказчику; мемориализация выдающихся результатов деятельности человека; образовательное конструирование; художественное макетирование преимущественно в рамках ансамблевого вида искусств сценографии. Показано, что с начала XXI века основная функция архитектурного макета – совершенствование проекта – в большей степени сочетается с цифровым моделированием. Однако презентационная, мемориализационная, образовательная и художественная функции архитектурного макета продолжают осуществляться в реальном материале, расширяя масштабы распространения и совершенствуя профессиональные методы и приемы воплощения. Проанализировано значение 3D-печати для развития современного архитектурного макета. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что архитектурный макет представляет собой универсальную форму фиксации и передачи культурного опыта, возможности которой не умаляет развитие цифровых технологий и виртуальной реальности. Актуальность архитектурного макета в современном мире связана с уникальным свойством феномена - дарить человеку притягательную иллюзию символического присвоения пространства. Цифровизация общества, профессиональной деятельности и образования расширяет потребности в архитектурном макетировании и одновременно предоставляет новые возможности для реализации ряда социально-культурных функций архитектурного макета на новом уровне.
Культура и культуры
Шумов М.В. - Развитие отечественного кинофестивального движения: тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XXI вв. c. 34-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37160

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в контексте развития отечественного кинофестивального движения. Автор поставил перед собой цель проследить эволюцию развития отечественного кинофестивального движения, выражающуюся в тенденциях, организационных формах, тематике и жанрах детского, смешанного и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XI вв. Методологическую основу статьи составляет динамика формирования опыта эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности (Б.М. Неменский), контент-анализ, сравнительный, жанрово-тематический, статистический, историко-культурологический анализ тематики и жанров произведений кинолюбительства советского и постперестроечного периодов, представленных на кинофестивалях. Автор при рассмотрении проблемы достигает следующих результатов: разрабатывает положение о разделении традиционного кинолюбительства на любителей киноискусства и видеолюбителей; организационные формы и тенденции развития кинофестивального движения в России, тематические отличия современных кинолюбителей, заключающиеся в преемственной, традиционной, новой и утраченной тематике детских и взрослых любительских кинофильмов. В процессе разработки поставленной проблемы автор выделил традиционные кинолюбительские и современные видеолюбительские жанры экранных произведений. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе проблемы современного развития любительского кинофестивального движения. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: 1. Разделение традиционного кинолюбительства на две группы: любителей традиционного киноискусства и видеолюбителей-создателей произведений новой и традиционной тематики обусловлено социально-культурными особенностями современного развития кинофестивального движения любителей. 2. Отмечается, что утраченные тематические группы, такие как наследие советской эпохи, будут возрождены в деятельности современных авторов. 3. Существует важная особенность в развитии современного видеолюбительства в контексте кинофестивального движения и становления новых жанров.
Палаткин В.В. - Современные подходы к изучению культуры питания в зарубежном научном дискурсе c. 49-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.34248

Аннотация: Предметом исследования является современный научный дискурс в области культуры питания, объектом - зарубежные подходы к изучению культуры питания. Исследования в области культуры питания давно являются важнейшей частью современного научного дискурса. Целью данной статьи было выявление основных подходов к изучению культуры питания. Большинство зарубежных исследователей утверждают, что современное исследование питания было смещено в сторону изучения коммуникативных аспектов потребления пищи (идентичность, культурная символика, социальная активность и т. д.). Еда и ее потребление с каждым годом все чаще рассматривается средствами массовой информации и неспециалистами как форма искусства, досуга, источника социального статуса, а также способа выразить осознание социальных / глобальных различий, что проявляется в росте числа «модных» практик питания, журнальных и газетных публикаций, видеоблогов, кулинарных шоу по всему миру и т.д. Однако, это не сводит исследование питания к простому средству «изучения чего-то иного», а, напротив, подчеркивает исключительность исследования данного вопроса.     Особым вкладом автора в исследование темы является выделение трех основных подходов к исследованию питания: естественно-научный, антропологический и социологический. Естественно-научный подход связан с базовым принципом витальности питания для человека, что на современном этапе превращается в культ здорового питания. Антропологический подход основан на выявлении антропной характеристики питания и является наиболее разветвленным и мультидисциплинарным. Особое место в нем занимает культурологическое направление. Социологический подход сосредоточен на выявлении роли алиментарной культуры в укреплении социальных связей, социальной дифференциации и интеграции на микро и макроуровнях. Но, возможно, в связи с расширением поля исследований, связанного с питанием, данная классификация может детализироваться.
Культура повседневности
Левандовский А.Н. - Повседневная жизнь сахалинских каторжан в отражении их песен и стихов. c. 62-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.35081

Аннотация: В данной статье автор ставит своей задачей изучить повседневную жизнь и ментальность сахалинских каторжан на основе их песен и стихов, используя для этого историко-сравнительный и историко-генетический метод. Это должно помочь взглянуть с другого угла на данные проблемы, так как до этого источники созданные самими каторжанами использовались достаточно мало. Из примеров можно отметить, только воспоминания И.П. Ювачёва и статьи Л.Я. Штернберга и Б.О. Пилсудского. Притом их никак нельзя было назвать рядовыми арестантами, в отличие от создателей многих каторжных песен и стихов.    В ходе работы выясняется, что хоть на Сахалине практически не существовало оригинальной песенной культуры, однако она заменялась богатой культурой стихосложения, которая, помимо общих мотивов дома, любви и тяжёлой судьбы каторжан затрагивала и оригинальные местные проблемы. Автор делает предположение, что подобное положение вещей было вызвано общей атмосферой недоверия и скрытности царящей на острове. Это объясняет большую популярность стихов, так как их можно было писать для узкого круга друзей или в стол, в отличие от песен, особенно каторжных, которые предполагали исполнение на широкую публику.
Стили, течения, школы
Танюшина А.А. - Знаковая природа изобразительного искусства Веймарской Германии и принцип визуального нарратива c. 69-78

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.34441

Аннотация: Предметом исследования являются художественные практики Веймарской Германии, представленные, в первую очередь, фотомонтажными работами художников-дадаистов, а также живописными и фотографическими произведениями представителей «новой вещественности», творивших с начала 1920-х годов до прихода к власти нацистов в 1933 году. Актуальность данной темы связана с ростом интереса со стороны современных исследователей к культурным процессам первой половины ХХ века, оказавшим значительное влияние на становление современной визуальности образной системы. Кроме того, в рамках настоящего исследования затрагивается проблема ассимиляции современных художественных практик, связанная с интеграцией искусства во все сферы социальной жизни; вопрос о толковании подобной тенденции является одним из наиболее актуальных для современного искусствоведения. Новизна работы связана с применением в ее рамках комплексной методологии, предполагающей единство социально-аналитического и философско-антропологического приемов, а также метода структурно-семиотического анализа, основанного как классических теориях, так и на работах современных искусствоведов и культурологов постструктуралистского толка (П. МакБрайд, Р. Краусс, Б. Бухло, П. Стетлер и др.). Итогом исследования является выявление с помощью описанных выше приемов результатов взаимовлияния фотомонтажных практик дадаистов и искусства «новой вещественности», наглядно демонстрирующих «знаковую» природу произведений, создаваемых в рассматриваемый исторический период. Основные выводы, сделанные в рамках данной работы, могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований как немецкого искусства «нового реализма», представленного в работах художников «новой вещественности» и «магического реализма», так и многих последующих художественных направлений ХХ века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"