по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2021
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 31-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2021
Культурное наследие, традиции и инновации
Лощенков А.В. - Классы и тексты в учебной программе колледжа Лоселлинг монастырского университета Дрепунг c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.36985

Аннотация: Статья посвящена системе образования в философском колледже Дрепунг Лоселлинг (Индия), введению в научный оборот полного перечня предметов и названий текстов с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов, размещенных на электронном ресурсе TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Обучение студентов начинается с предварительного изучения логики и эпистемологии, затем переходят к изучению пяти великих трактатов, составляющих ядро учебной программы. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации.    Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Панчен Сонам Дакпой. Также основными тибетскими авторами, на истолкование которых опираются при прохождении монастырского курса обучения, являются Чже Цонкапа, Гендун Друб и Цонава Шерап Сангпо. Главным методом усвоения материала считается процесс дебатов, занимающий большую часть времени учебного процесса. При иммиграции тибетцев в Индию и воссоздании колледжа Лоселлинг была сохранена структура учебной программы, однако есть и нововведения за счет добавления нескольких классов обучения и дополнительных уроков по грамматике и истории школы гелуг.
Культура и наука
Зубанова Н.А. - Алексей Васильевич Филиппов и Государственный музей керамики. c. 13-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37013

Аннотация: Автор обращается к ранее неизвестным страницам в истории Государственного музея керамики - существовании музея в качестве музея «производственного типа». Трансформация художественного Музея фарфора в «производственный» Государственный музей керамики произошла в условиях нарастающей дискуссии о необходимости создания в СССР «производственного искусства». Одним из инициаторов этого направления стал художник-керамист А.В. Филиппов. Раннее имя Филиппова никогда не связывалось с Государственным музеем керамики, однако именно благодаря ему в структуре музея появилась художественно-промышленная лаборатория на базе которой не только ставились эксперименты по производству глазурей и керамических масс, но и был налажен выпуск продукции. Новизна статьи заключается в введении в научный оборот ранее не известных архивных документов, что позволяет проследить историю происхождения художественно-керамической лаборатории. Ранее считалось, что это структурное подразделение было открыто в Государственном музее керамики. Теперь нам известно, что первоначально лаборатория была образована А.В. Филипповым при керамическом факультете ВХУТЕМАСа, затем переведена в Институт силикатов, и лишь в 1928 г. была из института передана в музей. С появлением лаборатории произошел существенный сдвиг в векторе развития музея в сторону построения музея «производственного типа». Также удалось доказать, что Филипповым была разработана концепция показательно-производственного отдела в музее, на базе которого осуществлялась просветительская деятельность с элементами интерактива. Данные музейные компетенции станут востребованы в мировой музейной практике лишь во второй половине ХХ века, сто позволяет считать деятельность Государственного музея керамики в 1920- е гг. новаторской.
Архитектура и дизайн
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Уткина И.В. - Архитектурный макет сквозь призму культурно-исторической традиции и новых технологий c. 20-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37053

Аннотация: В статье предлагается комплексное исследование архитектурного макета (модели) как культурного феномена в культурно-историческом измерении от его зарождения до новейших технологических решений, применяемых в современном архитектурном макетировании. Методология исследования базируется на структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе анализа историко-культурного и современного развития архитектурного макета в статье выделяются пять социально-культурных функций, выполняемых архитектурным макетом в профессиональной деятельности, в обществе и культуре в целом: профессиональное планирование и сопровождение архитектурного проекта; презентация проекта заказчику; мемориализация выдающихся результатов деятельности человека; образовательное конструирование; художественное макетирование преимущественно в рамках ансамблевого вида искусств сценографии. Показано, что с начала XXI века основная функция архитектурного макета – совершенствование проекта – в большей степени сочетается с цифровым моделированием. Однако презентационная, мемориализационная, образовательная и художественная функции архитектурного макета продолжают осуществляться в реальном материале, расширяя масштабы распространения и совершенствуя профессиональные методы и приемы воплощения. Проанализировано значение 3D-печати для развития современного архитектурного макета. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что архитектурный макет представляет собой универсальную форму фиксации и передачи культурного опыта, возможности которой не умаляет развитие цифровых технологий и виртуальной реальности. Актуальность архитектурного макета в современном мире связана с уникальным свойством феномена - дарить человеку притягательную иллюзию символического присвоения пространства. Цифровизация общества, профессиональной деятельности и образования расширяет потребности в архитектурном макетировании и одновременно предоставляет новые возможности для реализации ряда социально-культурных функций архитектурного макета на новом уровне.
Культура и культуры
Шумов М.В. - Развитие отечественного кинофестивального движения: тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XXI вв. c. 34-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37160

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в контексте развития отечественного кинофестивального движения. Автор поставил перед собой цель проследить эволюцию развития отечественного кинофестивального движения, выражающуюся в тенденциях, организационных формах, тематике и жанрах детского, смешанного и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XI вв. Методологическую основу статьи составляет динамика формирования опыта эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности (Б.М. Неменский), контент-анализ, сравнительный, жанрово-тематический, статистический, историко-культурологический анализ тематики и жанров произведений кинолюбительства советского и постперестроечного периодов, представленных на кинофестивалях. Автор при рассмотрении проблемы достигает следующих результатов: разрабатывает положение о разделении традиционного кинолюбительства на любителей киноискусства и видеолюбителей; организационные формы и тенденции развития кинофестивального движения в России, тематические отличия современных кинолюбителей, заключающиеся в преемственной, традиционной, новой и утраченной тематике детских и взрослых любительских кинофильмов. В процессе разработки поставленной проблемы автор выделил традиционные кинолюбительские и современные видеолюбительские жанры экранных произведений. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе проблемы современного развития любительского кинофестивального движения. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: 1. Разделение традиционного кинолюбительства на две группы: любителей традиционного киноискусства и видеолюбителей-создателей произведений новой и традиционной тематики обусловлено социально-культурными особенностями современного развития кинофестивального движения любителей. 2. Отмечается, что утраченные тематические группы, такие как наследие советской эпохи, будут возрождены в деятельности современных авторов. 3. Существует важная особенность в развитии современного видеолюбительства в контексте кинофестивального движения и становления новых жанров.
Палаткин В.В. - Современные подходы к изучению культуры питания в зарубежном научном дискурсе c. 49-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.34248

Аннотация: Предметом исследования является современный научный дискурс в области культуры питания, объектом - зарубежные подходы к изучению культуры питания. Исследования в области культуры питания давно являются важнейшей частью современного научного дискурса. Целью данной статьи было выявление основных подходов к изучению культуры питания. Большинство зарубежных исследователей утверждают, что современное исследование питания было смещено в сторону изучения коммуникативных аспектов потребления пищи (идентичность, культурная символика, социальная активность и т. д.). Еда и ее потребление с каждым годом все чаще рассматривается средствами массовой информации и неспециалистами как форма искусства, досуга, источника социального статуса, а также способа выразить осознание социальных / глобальных различий, что проявляется в росте числа «модных» практик питания, журнальных и газетных публикаций, видеоблогов, кулинарных шоу по всему миру и т.д. Однако, это не сводит исследование питания к простому средству «изучения чего-то иного», а, напротив, подчеркивает исключительность исследования данного вопроса.     Особым вкладом автора в исследование темы является выделение трех основных подходов к исследованию питания: естественно-научный, антропологический и социологический. Естественно-научный подход связан с базовым принципом витальности питания для человека, что на современном этапе превращается в культ здорового питания. Антропологический подход основан на выявлении антропной характеристики питания и является наиболее разветвленным и мультидисциплинарным. Особое место в нем занимает культурологическое направление. Социологический подход сосредоточен на выявлении роли алиментарной культуры в укреплении социальных связей, социальной дифференциации и интеграции на микро и макроуровнях. Но, возможно, в связи с расширением поля исследований, связанного с питанием, данная классификация может детализироваться.
Культура повседневности
Левандовский А.Н. - Повседневная жизнь сахалинских каторжан в отражении их песен и стихов. c. 62-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.35081

Аннотация: В данной статье автор ставит своей задачей изучить повседневную жизнь и ментальность сахалинских каторжан на основе их песен и стихов, используя для этого историко-сравнительный и историко-генетический метод. Это должно помочь взглянуть с другого угла на данные проблемы, так как до этого источники созданные самими каторжанами использовались достаточно мало. Из примеров можно отметить, только воспоминания И.П. Ювачёва и статьи Л.Я. Штернберга и Б.О. Пилсудского. Притом их никак нельзя было назвать рядовыми арестантами, в отличие от создателей многих каторжных песен и стихов.    В ходе работы выясняется, что хоть на Сахалине практически не существовало оригинальной песенной культуры, однако она заменялась богатой культурой стихосложения, которая, помимо общих мотивов дома, любви и тяжёлой судьбы каторжан затрагивала и оригинальные местные проблемы. Автор делает предположение, что подобное положение вещей было вызвано общей атмосферой недоверия и скрытности царящей на острове. Это объясняет большую популярность стихов, так как их можно было писать для узкого круга друзей или в стол, в отличие от песен, особенно каторжных, которые предполагали исполнение на широкую публику.
Стили, течения, школы
Танюшина А.А. - Знаковая природа изобразительного искусства Веймарской Германии и принцип визуального нарратива c. 69-78

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.34441

Аннотация: Предметом исследования являются художественные практики Веймарской Германии, представленные, в первую очередь, фотомонтажными работами художников-дадаистов, а также живописными и фотографическими произведениями представителей «новой вещественности», творивших с начала 1920-х годов до прихода к власти нацистов в 1933 году. Актуальность данной темы связана с ростом интереса со стороны современных исследователей к культурным процессам первой половины ХХ века, оказавшим значительное влияние на становление современной визуальности образной системы. Кроме того, в рамках настоящего исследования затрагивается проблема ассимиляции современных художественных практик, связанная с интеграцией искусства во все сферы социальной жизни; вопрос о толковании подобной тенденции является одним из наиболее актуальных для современного искусствоведения. Новизна работы связана с применением в ее рамках комплексной методологии, предполагающей единство социально-аналитического и философско-антропологического приемов, а также метода структурно-семиотического анализа, основанного как классических теориях, так и на работах современных искусствоведов и культурологов постструктуралистского толка (П. МакБрайд, Р. Краусс, Б. Бухло, П. Стетлер и др.). Итогом исследования является выявление с помощью описанных выше приемов результатов взаимовлияния фотомонтажных практик дадаистов и искусства «новой вещественности», наглядно демонстрирующих «знаковую» природу произведений, создаваемых в рассматриваемый исторический период. Основные выводы, сделанные в рамках данной работы, могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований как немецкого искусства «нового реализма», представленного в работах художников «новой вещественности» и «магического реализма», так и многих последующих художественных направлений ХХ века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.