по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
Содержание № 03, 2021
Культура тела
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Шемякина Е.М. - Феномен косплея: культурные прототипы и тренды c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.34966

Аннотация: Предметом исследования выступает косплей как современная массовая практика копирования и публичной демонстрации костюма, образа и поведения известных героев массовой культуры: героев кинофильмов, мультфильмов, комиксов, видеоигр в рамках фестивалей, шествий, деятельности клубов соответствующей тематики. В статье предлагаются научные основания комплексного анализа феномена косплея как современной культурной формы и практики на основе выявления его культурно-исторических прототипов и определения художественных и социальных тенденций развития. Эмпирическим материалом для исследования стали интервью с российскими косплеерами, наблюдения, публикации в профильных средствах массовой информации, записи электронных трансляций мероприятий косплея. Новизна исследования состоит в том, что выявлены культурно-исторические прототипы косплея – тотемические первобытные праздники, средневековый карнавал, первые формы театра, а также обозначены художественные и социальные тенденции косплея, среди которых – развитие языка визуальной культуры современности и оздоровление массовой культуры через творческую материализацию персонажей экранной культуры. Показаны социально-психологические механизмы, которые лежат в основе практики косплея и которые близки к генетическим основам существования театра: это подражание и идентификация. Представлена типология жанров косплея, выявлены универсальные черты и очерчена специфика национальных форм косплея.
Экранная культура и экранные искусства
Шестерик О.В. - Противопоставление идеологии и контридеологии в антиутопиях отечественного кино. c. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33111

Аннотация: Объектом исследования в статье является отдельный элемент жанрового хронотопа – время в антиутопии в отечественном кинематографе второй половины XX века – начала XXI века. Предметом исследования является идеологическое время – часть кинодраматургии, раскрывающая мировоззрение героев через вербальные конструкции. Особое внимание уделяется противостоянию идеологии (системы провозглашаемой автором) и контридеологии (противоборствующей системы общественного большинства), а также проявлениям «двоемыслия». Автор подробно рассматривает такой аспект темы как характеристика авторской позиции по идеологическому вопросу и ее соотношение с социальной и культурной обстановкой в советском и постсоветском обществе.     Новизна работы состоит в том, что автор, опираясь на теорию «вертикального» времени, изучает один из его хронологических пластов, связанный с идеологией антиутопии. На примере работ К. Лопушанского, А. Сокурова и А.Германа старшего исследование показывает, что взгляды могут быть представлены как минимум двумя сторонами и составлять одну из основ драматургического конфликта. Автор приходит к выводу, что различные части идеологии героев могут относиться ко времени, отличному от времени автора и зрителя. Другим выводом является констатация разнообразия гуманистических идеологий, к которым прибегают режиссёры, и вариативности путей их выражения героями. Результаты работы могут быть применены в жанровой драматургии, киноведении и кинокритике.
Социология культуры, социокультура
Хингеева Л.М. - Проблемы бурятского общества конца XIX-начала XX вв. (по архивным материалам Республики Бурятия и Иркутской области) c. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.31063

Аннотация: В конце XIX и начале XX веков бурятский народ находился на грани выживания из-за целого ряда социальных проблем, накопившихся к этому времени в обществе. Отсутствие элементарной санитарии, низкий культурный уровень, падение моральных норм, повсеместное распространение пьянства привели к массовым инфекционным заболеванием, проблемам с воспроизводством населения. Сложившаяся угрожающая ситуация освещена в трудах исследователей и медиков, представителей европейской академической науки, работавших в это время в байкальском регионе. Целью данной работы является дать описание существовавших проблем при взгляде изнутри бурятского общества. Методом данного исследования является поиск и анализ ранее не опубликованных материалов из хранилищ Государственного архива Республики Бурятия и Государственного архива Иркутской области. В результате проведенной работы впервые публикуются записи малоизвестного народного исследователя Мангутхана Маласагаева. Он является представителем бурятского народа и всю жизнь провел в прибайкальском регионе, занимаясь традиционным крестьянским хозяйством. Но обладая начальным образованием, позволявшим ему вести записи собственных наблюдений, и живым аналитическим умом, он оставил значительный объем рукописей с описанием и анализом различных аспектов жизни бурят. В статье приводятся его наблюдения о социальных проблемах бурятского общества.
Культура и цивилизация
Быковская А.В. - Образ богини на троне в коропластике раннеэллинистического Боспора c. 46-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35728

Аннотация: Предметом исследования является анализ композиции боспорских терракот с образом восседающей на троне богини периода раннего эллинизма (конец IV в. до н.э. – конец II в. до н.э.). Привлекались статуэтки из коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника изучаемой иконографии. Терракоты из довоенных раскопок музея, а также ряд статуэток из раскопок Порфмия публикуются впервые. Цель настоящей работы – выделить и проанализировать характерные особенности иконографии богини на троне в боспорской коропластике, а также их сакральный смысл. Особое внимание уделялось интерпретации изображенных атрибутов, на основании которых предприняты попытки провести идентификацию божества.   Анализ иконографии свидетельствует о широком распространении культа Кибелы в III-II вв. до н.э. В античной коропластике образ этой богини связывается с такими атрибутами, как тимпан, львенок и чаша. Такие детали част встречаются и в боспорских терракотах. Однако к рубежу III-II вв. до н.э., возможно, под влиянием представлений автохтонного населения региона, возникает специфическая локальная иконография: появление новых атрибутов («медальона» с головой львенка и конуса). Массовое тиражирование нового образа в произведениях коропластики указывает на популярность культа синкретического женского божества среди широких слоев населения Боспора.
Культурное наследие, традиции и инновации
Кананерова Е.Н. - Проблема коллективизации в Правобережной Молдавии в советской историографии c. 69-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35816

Аннотация: Объект исследования, результаты которого представлены в данной статье, – это советская историческая парадигма в ее развитии. Предмет в свою очередь определяется как достижения советских историков в изучении послевоенной коллективизации в Правобережной Молдавии. Автор подробно останавливается на том, как объективные и субъективные факторы влияли на развитие исторической науки в советское время.В статье детально изучена эволюция тем и оценок в статьях, монографиях и коллективных обобщающих трудах, посвященных истории республики в целом. При работе над статьей применялись как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, типологизации и идеализации), так и специальные историографические (метод периодизации, историко-генетический, историко-системный, сравнительно-исторический)        Новизна исследования определяется тем, что автор анализирует труды советских историков с позиций современной исторической парадигмы, основы которой были заложены научной школой В. П. Данилова. По итогам изучения советской историографии коллективизации в Правобережной Молдавии можно сделать следующие выводы. Во-первых, основной проблемой советских историков был ограниченный доступ к архивным документам. Во-вторых, аграрная историография данной проблематики зачастую субъективна и интерпретирует сведения доступных архивных документов и разнообразные статистические сведения в русле общепринятых советских идеологических установок. В третьих, как и в случае с изучением коллективизации 1920-1930 гг., темы, связанные с нарушениями при коллективизации, «раскулачиванием» оставались под идеологическим запретом. В-пятых спецификой историографии коллективизации в Правобережной Молдавии стало значительное внимание историков к этой проблеме во второй половине 1960-1970 годов, что связано, по нашему предположению, с правлением Л.И.Брежнева, который в 1951-1952 годах был первым секретарём ЦК КП(б) МССР и руководил укрупнением колхозов в республике.
Историческая культурология и история культуры
Шапиро Б.Л. - Сапоги и шпоры: вещи-символы русского всадничества в воспоминаниях русских кавалеристов c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35669

Аннотация: Предметом работы являются отдельные памятники материальной культуры русского всадничества как специфическая форма, имеющая потенциал символико-смыслового содержания. Цель работы — комплексное исследование процесса символизации некоторых форм материальной культуры русского всадничества. Источниковая база — археологический материал, историческая публицистика и мемуарная литература. Значительное место отдано трудам представителей русского зарубежья: это материалы, предоставленные корреспондентами русского военно-исторического журнала «Военная быль» (Париж, 1952–1974) и литературно-публицистического «Нового журнала». По понятным причинам в центре внимания здесь оказалась именно символика-смысловая сторона проблемы, несмотря на изрядную долю ностальгизации и мифологизации исторической действительности. Наиболее общие принципы методологии исследования связаны с культурологическими концепциями представителей московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского (реинтерпретация русской культурной истории в контексте бинарной оппозиции) и В. Н. Топорова (реконструкция архетипов русской культуры). В первую очередь, речь идет о возможностях семиотического подхода к истории, объектом анализа которого являются взаимосвязанные исторические тексты, и исторические контексты. Проблема, в том виде, как она поставлена в настоящем исследовании, еще не ставилась и не разрабатывалась исторической культурологией и историей культуры. История материальной культуры русского всадника впервые представлена с позиции культурологической методологии познания. Результатом исследования стало следующее заключение: процесс поэтизации, мифологизации и символизации вещей-символов русского всадничества получил наибольшую востребованность в экстремальных условиях рубежа XIX–XX веков (последних лет империи). Сфера возможного практического применения результатов исследования — музейное дело, важнейшим направлением которого является не только сохранение памятников материальной и нематериальной культуры, но и максимально возможное раскрытие их историко-культурного потенциала, исторической уникальности.
Экранная культура и экранные искусства
Нашикян Е.Е. - «Стареющий» зритель современного российского телевидения. c. 96-110

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.29475

Аннотация: Изучение культурных эффектов телевидения неотделимо от исследования культурных привычек, обоснованных возрастом, полом и другими базовыми параметрами аудитории. В современном мире резкие технологические перемены телевещания приводят к перераспределению аудитории и рефлективному отношению телезрителей к собственным привычкам телесмотрения. Но, вопреки ожиданиям, такие перемены не ведут к непременному омолаживанию аудитории или резкому привлечению молодежи к техническим инновациям телевидения. Наоборот, аудитория различных каналов и передач остается верной им и «стареет» вместе с ними. В статье предлагается ряд объяснений почему зритель самых крупных государственных федеральных каналов – это человек предпенсионного и пенсионного возраста; почему количество молодых телезрителей уменьшается с каждым годом и куда они «уходят» и что смотрят. Предмет: специфика культурных привычек, связанных с российским телевидением. Методология исследования: анализ статистических данных, построение модели функционирования медиа в культуре, интерпретация культурных образцов поведения и привычек. Научная новизна: Впервые российское телевидение изучается с точки зрения соотношения технологических инноваций и габитусов (устойчивых привычек) восприятия, что позволяет уточнить социокультурные характеристики телезрителя в их динамике и культурные контексты функционирования российского телевидения как медиа.Выводы. Итак, исследование подтвердило наличие различной структуры телесмотрения у разных социально-демографических страт российской аудитории. В рамках исследования удалось выделить социально-демографические группы, обладающие сходными структурами телесмотрения, а также отразить социально-демографическую дифференциацию российской телевизионной аудитории...
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"