по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue № 03/2021
This issue is currently being formed. All articles presented on this page have already been included in this issue, are considered published, and will remain unchanged in the final version of the issue along with other metadata of the articles.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, Doctor of Art History, azarova_v.v@inbox.ru
Contents of Issue № 03/2021
Culture of the body
Pushkareva T.V., Ivanova E.Y., Shemyakina E.M. - The phenomenon of cosplay: cultural prototypes and trends pp. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.34966

Abstract: The subject of this research is cosplay as a modern large-scale practice of copying and public demonstration of the costume, image and behavior of famous heroes of popular culture: movies, animated movies, comic strips, and video games within the framework of thematic festivals, processions, and clubs. This article provides scientific grounds for comprehensive analysis of the phenomenon of cosplay as a modern cultural form and practice through determining its cultural and historical prototypes, as well as artistic and social development. The empirical material contains the interviews with the Russian cosplayers, observations, publications in field-specific mass media, and digital broadcasting of cosplay events. The novelty of this work consists in revealing the cultural-historical prototypes of cosplay – totemic primitive festivities, medieval carnival, first forms of theater, as well as in outlining the artistic and social trends of cosplay, among which are the development of the language of modern visual culture and improvement of popular culture through creative materialization of the characters of screen culture. The author describes the socio-psychological mechanisms, which underlie the practice of cosplay and are close to the genetic foundations of the existence of theater: imitation and identification. The article carries out the typology of cosplay genres; determines the universal features and the specifics of the national forms of cosplay.
Audiovisual culture and art
Shesterik O.V. - Juxtaposition of ideology and counter-ideology in the dystopias of Russian cinematography pp. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33111

Abstract: The object of this research is a separate element of chronotope genre – the time in dystopia in Russian cinematography of the late XX century – early XXI centuries. The subject of this research is the ideological time – a part of screenwriting that reflects the worldview of the characters through verbal constructions. Special attention is given to juxtaposition of ideology (the system proclaimed by the author) and counter-ideology (the opposing system of the public majority), as well as the manifestations of “doublethink”. Detailed analysis is conducted on the characteristic of the author's position on the ideological questions and its correlation with the social and cultural situation in the Soviet and post-Soviet society. Leaning on the theory of “vertical” time, the author explores one of its chronological layers associated with the ideology of dystopia, which defines the scientific novelty of this research. The works of K. Lopushansky, A. Sokurov, and A. German Sr. demonstrate that there can be at least to perspectives on the events, which underlies the dramaturgical conflict. The conclusion is made that various parts of ideology of the characters may be attributed to time that is different from time of the author and the audience. Another conclusion indicates the diversity of humanistic ideologies that film directors resort to, as well as different ways of their expression by the characters. The acquired results can be implemented in the genre dramaturgy, film studies, and film criticism.
Sociology of culture, social culture
Khingeeva L. - Problems of the Buryat society of the late XIX – early XX centuries (based on archival materials of the Republic of Buryatia and Irkutsk Region) pp. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.31063

Abstract: In the late XIX – early XX centuries, the Buryat people were struggling to survive due to numerous social problems that had accumulated over time. The absence of basic sanitation, low cultural level and moral standards, widespread alcoholism led to mass infectious diseases and issues in reproductive health. The established menacing situation is described by the researchers, medical personnel, and representatives of the European academic science, who worked in the Baikal Region at that time. The goal of this article consists in giving an outlook on the situation from the perspective of Buryat society. The research employs the analysis of previously unpublished materials stored in the State Archive of the Republic of Buryatia and State Archive of the Irkutsk Region. This article is first to publish the notes of the little-known Buryat researcher Mangutkhan Malasagaev. He lived his entire life in the Baikal Region, was engaged in the traditional peasant activities, and thus can be considered a true representative of the Buryat people. His elementary education and lively analytical mind allowed him keeping records of his own observations, and thus leaving a range of manuscripts that describe and analyze various aspects of life of the Buryat people. The article presents his observations on social problems of the Buryat society.
Culture and civilization
Bykovskaya A.V. - The image of enthroned goddess in coroplast of the Early Hellenistic Bosporus pp. 46-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35728

Abstract: The subject of this research is the analysis of the composition of Bosporan terracotta with the image of enthroned goddess of the Early Hellenistic period (the late IV century BC – the late II century BC). The research material involves the figurines from the collection of the East Crimean Historical and Cultural Museum-Reserve of this type of iconography. Terracotta from the prewar excavations of the museum, as well as a number of figurines from the excavations in Porfmy are being published for the first time. The goal of this work is to highlight and analyze the characteristic traits of iconography of the enthroned goddess in the Bosporan coroplast, as well as their reveal their sacred meaning. Special attention is given to interpretation of the depicted attributes, which allow identifying the deity. Analysis of iconography testifies to the spread of the cult of Cybele in the III – II centuries BC. In the ancient coroplast, the image of this goddess is associated with such attributes as a tympanum, a young lion, and a cup. Such details can be traced in the Bosporan terracotta. However, by the turn of the III – II centuries, perhaps under the influence of the ideas of autochthonous population of the region, emerges a specific local iconography: new attributes, such as medallion with the head of a young line and a cone). Replication of the new image in the coroplast works underlines the popularity of the cult of the syncretic female deity among the overall population of the Bosporus.
Cultural heritage, tradition and innovation
Kananerova E.N. - The Problem of collectivization in Right-Bank Moldova in the Soviet historiography pp. 69-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35816

Abstract: The object of this research is the Soviet historical paradigm in its development. The subject is the achievements of Soviet historians in studying postwar collectivization in Right-bank Moldova. The author dwells on the impact of objective and subjective factors upon the course of historical science during the Soviet period. The article traces the evolution of topics and assessments given in the articles, monographs and collective summary works dedicated to the history of the republic. The novelty of this study is consists in the analysis of the works of Soviet historians from the perspective of modern historical paradigm, which was founded by the scientific school of V. P. Danilov. Examination of the Soviet historiography of collectivization in Right-Bank Moldova allows making the following conclusions: 1) the key problem of Soviet historians consisted in the limited access to archival documents; 2) the agrarian historiography of the problem is often subjective and interprets the information from available archival documents and various statistical records through the prism of generally accepted Soviet ideological attitudes; 3) same as in studying collectivization of the 1920s – 1930s, the topics associated with the violations during collectivization and “dekulakization” remained under the ideological ban; 4) the specificity of historiography of collectivization in Right-Bank Moldova was the significant attention of historians to this problem in the late 1960s – 1970s, which the author believes is associated with L. I. Brezhnev, who was the First Secretary of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union in the 1951 –1952 and the conventional methods for organizing the collective farms in the republic.
Historical culturology and the history of culture
Shapiro B. - Boots and spurs: symbolic items of Russian cavalry in the reminiscences of Russian cavalrymen pp. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35669

Abstract: The subject of this research is the artifacts of material culture of Russian cavalry as a specific form with the capacity of symbolic and semantic content. The goal of this work lies in comprehensive examination of the process of symbolization of certain forms of material culture of Russian cavalry. The research employs archaeological material, historical journalism, memoir literature, including the works of the representatives of white émigré, such as Russian military-historical magazine “Le passé militaire” (Paris, 1952-1974) and literary-publicistic “The New Journal”. For obvious reasons, emphasis is placed on the symbolism and semantic aspect of the problem, despite a fair share of nostalgization and mythologization of historical reality. Most common principles ofresearch methodology are based on the culturological concepts of the representatives of Moscow-Tartu Semiotic School of Y. M. Lotman, B. A. Uspensky (reinterpretation of the Russian cultural history in the context of binary opposition), and V. N. Toporov (reconstruction of the archetypes of Russian culture). First and foremost, it refers to the possibilities of semiotic approach towards history, the object of analysis of which is interrelated historical texts and historical contexts. Such perspective on the problem has not been previously articulated in the historical culturology and history of culture. The history of material culture of the Russian cavalryman is described from the standpoint of culturological methodology of cognition for the first time. The conclusion is made that the process of poetization, mythologization, and symbolization of items of the Russian cavalry received demand in the extreme conditions of the turn of the XIX – XX centuries (the last years of the empire). The acquired results can be applied in the sphere of museology, which is focused not only in preservation of the artifact of material and intellectual culture, but also on fulfillment of their historical-cultural potential and historical uniqueness to the maximum.
Audiovisual culture and art
Nashikyan E.E. - pp. 96-110

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.29475

Abstract:
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
Содержание № 03, 2021
Культура тела
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Шемякина Е.М. - Феномен косплея: культурные прототипы и тренды c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.34966

Аннотация: Предметом исследования выступает косплей как современная массовая практика копирования и публичной демонстрации костюма, образа и поведения известных героев массовой культуры: героев кинофильмов, мультфильмов, комиксов, видеоигр в рамках фестивалей, шествий, деятельности клубов соответствующей тематики. В статье предлагаются научные основания комплексного анализа феномена косплея как современной культурной формы и практики на основе выявления его культурно-исторических прототипов и определения художественных и социальных тенденций развития. Эмпирическим материалом для исследования стали интервью с российскими косплеерами, наблюдения, публикации в профильных средствах массовой информации, записи электронных трансляций мероприятий косплея. Новизна исследования состоит в том, что выявлены культурно-исторические прототипы косплея – тотемические первобытные праздники, средневековый карнавал, первые формы театра, а также обозначены художественные и социальные тенденции косплея, среди которых – развитие языка визуальной культуры современности и оздоровление массовой культуры через творческую материализацию персонажей экранной культуры. Показаны социально-психологические механизмы, которые лежат в основе практики косплея и которые близки к генетическим основам существования театра: это подражание и идентификация. Представлена типология жанров косплея, выявлены универсальные черты и очерчена специфика национальных форм косплея.
Экранная культура и экранные искусства
Шестерик О.В. - Противопоставление идеологии и контридеологии в антиутопиях отечественного кино. c. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33111

Аннотация: Объектом исследования в статье является отдельный элемент жанрового хронотопа – время в антиутопии в отечественном кинематографе второй половины XX века – начала XXI века. Предметом исследования является идеологическое время – часть кинодраматургии, раскрывающая мировоззрение героев через вербальные конструкции. Особое внимание уделяется противостоянию идеологии (системы провозглашаемой автором) и контридеологии (противоборствующей системы общественного большинства), а также проявлениям «двоемыслия». Автор подробно рассматривает такой аспект темы как характеристика авторской позиции по идеологическому вопросу и ее соотношение с социальной и культурной обстановкой в советском и постсоветском обществе.     Новизна работы состоит в том, что автор, опираясь на теорию «вертикального» времени, изучает один из его хронологических пластов, связанный с идеологией антиутопии. На примере работ К. Лопушанского, А. Сокурова и А.Германа старшего исследование показывает, что взгляды могут быть представлены как минимум двумя сторонами и составлять одну из основ драматургического конфликта. Автор приходит к выводу, что различные части идеологии героев могут относиться ко времени, отличному от времени автора и зрителя. Другим выводом является констатация разнообразия гуманистических идеологий, к которым прибегают режиссёры, и вариативности путей их выражения героями. Результаты работы могут быть применены в жанровой драматургии, киноведении и кинокритике.
Социология культуры, социокультура
Хингеева Л.М. - Проблемы бурятского общества конца XIX-начала XX вв. (по архивным материалам Республики Бурятия и Иркутской области) c. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.31063

Аннотация: В конце XIX и начале XX веков бурятский народ находился на грани выживания из-за целого ряда социальных проблем, накопившихся к этому времени в обществе. Отсутствие элементарной санитарии, низкий культурный уровень, падение моральных норм, повсеместное распространение пьянства привели к массовым инфекционным заболеванием, проблемам с воспроизводством населения. Сложившаяся угрожающая ситуация освещена в трудах исследователей и медиков, представителей европейской академической науки, работавших в это время в байкальском регионе. Целью данной работы является дать описание существовавших проблем при взгляде изнутри бурятского общества. Методом данного исследования является поиск и анализ ранее не опубликованных материалов из хранилищ Государственного архива Республики Бурятия и Государственного архива Иркутской области. В результате проведенной работы впервые публикуются записи малоизвестного народного исследователя Мангутхана Маласагаева. Он является представителем бурятского народа и всю жизнь провел в прибайкальском регионе, занимаясь традиционным крестьянским хозяйством. Но обладая начальным образованием, позволявшим ему вести записи собственных наблюдений, и живым аналитическим умом, он оставил значительный объем рукописей с описанием и анализом различных аспектов жизни бурят. В статье приводятся его наблюдения о социальных проблемах бурятского общества.
Культура и цивилизация
Быковская А.В. - Образ богини на троне в коропластике раннеэллинистического Боспора c. 46-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35728

Аннотация: Предметом исследования является анализ композиции боспорских терракот с образом восседающей на троне богини периода раннего эллинизма (конец IV в. до н.э. – конец II в. до н.э.). Привлекались статуэтки из коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника изучаемой иконографии. Терракоты из довоенных раскопок музея, а также ряд статуэток из раскопок Порфмия публикуются впервые. Цель настоящей работы – выделить и проанализировать характерные особенности иконографии богини на троне в боспорской коропластике, а также их сакральный смысл. Особое внимание уделялось интерпретации изображенных атрибутов, на основании которых предприняты попытки провести идентификацию божества.   Анализ иконографии свидетельствует о широком распространении культа Кибелы в III-II вв. до н.э. В античной коропластике образ этой богини связывается с такими атрибутами, как тимпан, львенок и чаша. Такие детали част встречаются и в боспорских терракотах. Однако к рубежу III-II вв. до н.э., возможно, под влиянием представлений автохтонного населения региона, возникает специфическая локальная иконография: появление новых атрибутов («медальона» с головой львенка и конуса). Массовое тиражирование нового образа в произведениях коропластики указывает на популярность культа синкретического женского божества среди широких слоев населения Боспора.
Культурное наследие, традиции и инновации
Кананерова Е.Н. - Проблема коллективизации в Правобережной Молдавии в советской историографии c. 69-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35816

Аннотация: Объект исследования, результаты которого представлены в данной статье, – это советская историческая парадигма в ее развитии. Предмет в свою очередь определяется как достижения советских историков в изучении послевоенной коллективизации в Правобережной Молдавии. Автор подробно останавливается на том, как объективные и субъективные факторы влияли на развитие исторической науки в советское время.В статье детально изучена эволюция тем и оценок в статьях, монографиях и коллективных обобщающих трудах, посвященных истории республики в целом. При работе над статьей применялись как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, типологизации и идеализации), так и специальные историографические (метод периодизации, историко-генетический, историко-системный, сравнительно-исторический)        Новизна исследования определяется тем, что автор анализирует труды советских историков с позиций современной исторической парадигмы, основы которой были заложены научной школой В. П. Данилова. По итогам изучения советской историографии коллективизации в Правобережной Молдавии можно сделать следующие выводы. Во-первых, основной проблемой советских историков был ограниченный доступ к архивным документам. Во-вторых, аграрная историография данной проблематики зачастую субъективна и интерпретирует сведения доступных архивных документов и разнообразные статистические сведения в русле общепринятых советских идеологических установок. В третьих, как и в случае с изучением коллективизации 1920-1930 гг., темы, связанные с нарушениями при коллективизации, «раскулачиванием» оставались под идеологическим запретом. В-пятых спецификой историографии коллективизации в Правобережной Молдавии стало значительное внимание историков к этой проблеме во второй половине 1960-1970 годов, что связано, по нашему предположению, с правлением Л.И.Брежнева, который в 1951-1952 годах был первым секретарём ЦК КП(б) МССР и руководил укрупнением колхозов в республике.
Историческая культурология и история культуры
Шапиро Б.Л. - Сапоги и шпоры: вещи-символы русского всадничества в воспоминаниях русских кавалеристов c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35669

Аннотация: Предметом работы являются отдельные памятники материальной культуры русского всадничества как специфическая форма, имеющая потенциал символико-смыслового содержания. Цель работы — комплексное исследование процесса символизации некоторых форм материальной культуры русского всадничества. Источниковая база — археологический материал, историческая публицистика и мемуарная литература. Значительное место отдано трудам представителей русского зарубежья: это материалы, предоставленные корреспондентами русского военно-исторического журнала «Военная быль» (Париж, 1952–1974) и литературно-публицистического «Нового журнала». По понятным причинам в центре внимания здесь оказалась именно символика-смысловая сторона проблемы, несмотря на изрядную долю ностальгизации и мифологизации исторической действительности. Наиболее общие принципы методологии исследования связаны с культурологическими концепциями представителей московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского (реинтерпретация русской культурной истории в контексте бинарной оппозиции) и В. Н. Топорова (реконструкция архетипов русской культуры). В первую очередь, речь идет о возможностях семиотического подхода к истории, объектом анализа которого являются взаимосвязанные исторические тексты, и исторические контексты. Проблема, в том виде, как она поставлена в настоящем исследовании, еще не ставилась и не разрабатывалась исторической культурологией и историей культуры. История материальной культуры русского всадника впервые представлена с позиции культурологической методологии познания. Результатом исследования стало следующее заключение: процесс поэтизации, мифологизации и символизации вещей-символов русского всадничества получил наибольшую востребованность в экстремальных условиях рубежа XIX–XX веков (последних лет империи). Сфера возможного практического применения результатов исследования — музейное дело, важнейшим направлением которого является не только сохранение памятников материальной и нематериальной культуры, но и максимально возможное раскрытие их историко-культурного потенциала, исторической уникальности.
Экранная культура и экранные искусства
Нашикян Е.Е. - «Стареющий» зритель современного российского телевидения. c. 96-110

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.29475

Аннотация: Изучение культурных эффектов телевидения неотделимо от исследования культурных привычек, обоснованных возрастом, полом и другими базовыми параметрами аудитории. В современном мире резкие технологические перемены телевещания приводят к перераспределению аудитории и рефлективному отношению телезрителей к собственным привычкам телесмотрения. Но, вопреки ожиданиям, такие перемены не ведут к непременному омолаживанию аудитории или резкому привлечению молодежи к техническим инновациям телевидения. Наоборот, аудитория различных каналов и передач остается верной им и «стареет» вместе с ними. В статье предлагается ряд объяснений почему зритель самых крупных государственных федеральных каналов – это человек предпенсионного и пенсионного возраста; почему количество молодых телезрителей уменьшается с каждым годом и куда они «уходят» и что смотрят. Предмет: специфика культурных привычек, связанных с российским телевидением. Методология исследования: анализ статистических данных, построение модели функционирования медиа в культуре, интерпретация культурных образцов поведения и привычек. Научная новизна: Впервые российское телевидение изучается с точки зрения соотношения технологических инноваций и габитусов (устойчивых привычек) восприятия, что позволяет уточнить социокультурные характеристики телезрителя в их динамике и культурные контексты функционирования российского телевидения как медиа.Выводы. Итак, исследование подтвердило наличие различной структуры телесмотрения у разных социально-демографических страт российской аудитории. В рамках исследования удалось выделить социально-демографические группы, обладающие сходными структурами телесмотрения, а также отразить социально-демографическую дифференциацию российской телевизионной аудитории...
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"