по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
Содержание № 02, 2021
Архитектура и дизайн
Сафронова Е.М. - Петербургский период творчества П.К. Ваулина (1906-1914) c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35221

Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является архитектурная керамика Ваулина в решении фасадов зданий Санкт-Петербурга начала XX века.В работе был использован системный подход, позволяющий исследовать взаимосвязи исторических фактов с культурными особенностями изучаемого исторического периода. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики.Автор подробно рассматривает петербургский период художника-керамиста, открытие собственной художественной мастерской и активное участие в формировании декоративного облика Петербурга в начале XX века. Особенное внимание уделяется рассмотрению наиболее значимых работ мастера для архитектурного убранства города. Акцентируется внимание на его работах для Дома страхового общества «Россия», который служит блестящим примером гармоничного соединения майолики и архитектуры. В результате исследования автор заключает, что архитектурная керамика мастера во многом определила майоликовое убранство Петербурга – композиционные, фактурные, цветовые, образно-стилистические и пластические особенности керамических произведений позволили П.К. Ваулину влиять на эстетическое преобразование окружающей среды. Научная новизна исследования заключается в утверждении положения, что керамическая мастерская Ваулина являлась одним из ведущих производителей художественной майолики рассматриваемого периода времени. А также утверждается тезис, согласно которому мастерской «Гельдвейн – Ваулин», удалось гармонично соединить наследие лучших традиций прошлого со смелостью и неоднозначностью нового стиля модерн.
Прикладная культурология
Травин И.А. - Введение образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35406

Аннотация: Предметом исследования является процесс введения образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения. С позиции культурной преемственности ставится научная задача поиска культурологических подтверждений проживания древнесаамского народа (носителей южного генетического компонента саамского языка).Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения применительно к культуре и географического места расселения древнесаамского населения (носителей южного генетического компонента саамского языка). Географическим местом введения образа северного оленя в культуру древнесаамского населения определяется территория между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Анализ полученных данных даёт понимание культурологической ситуации в середине I тыс. до н. э. Образ северного оленя вводится как в декоративно-прикладное искусство, так и в культуру (в бытие и быт). Для более широкого рассмотрения вопроса проводится краткий анализ топонимов и климатических процессов того периода. Новизна данного научного исследования состоит в применении синтеза наук к вопросу понимания культурологических процессов, протекающих в среде древнесаамского населения в период его проживания между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Результатом работы является получение данных, конкретизирующих время и место введения образа северного оленя в культуру. Визуальное совпадение декоративных геометрических элементов в саамских узорах и в декоративных орнаментах региона даёт основания предполагать исторически общее основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве изучаемого региона. Из анализа данных логично следует предположение, что процесс введения декоративного образа в культуру саамского народа происходил в изучаемом регионе в конкретизируемое синтезом наук, время. Вывод научной работы состоит в предоставлении культурологических подтверждений проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой и протекающим в это время процессом формирования культуры.
Архитектура и дизайн
Елькина Е.Л., Иванова Е.Ю. - Скандинавский дизайн 21 века. Традиции и современность c. 22-27

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35511

Аннотация: В статье проводится анализ северного дизайна XXI столетия, его достижения и значение. Дизайн рассматривается автором как феномен, начавший свое развитие в эпоху промышленной революции, также современные направления в дизайне среды. В статье автор осмысливает многолетний тренд на экологичность и ответственное потребление в дизайне в целом, направления развития предметного дизайна. Использованы общенаучные методы: анализ, синтез и сравнение. Ведущим является аналитический подход, в рамках которого тенденции в развитии дизайна оцениваются как часть массовой культуры. При этом основным является их прямое назначение: повысить конкурентоспособность товаров на рынках. В основе дизайна лежат принципы функциональности, целесообразности. Цель дизайна - придать вещам определенные качества, такие как: эстетическая привлекательность, удобство, соразмерность человеку. Работа над проектом в дизайне включает определенные этапы: функциональный анализ, компоновка, конструирование, создание пространственной и графической структуры. Дизайн использует данные многих научных дисциплин: семиотики, эргономики, социологии, эстетики, философии, культурологии. Основы дизайна берут начало в истории искусства, архитектуры, в современных художественных направлениях и стилях, в концептуальном искусстве, в ремесленном опыте, вписанном в промышленное производство, соединяясь с инновационными технологиями и материалами. Использование стилистики северного дизайна обусловлена спросом на на вещи с качественным, недорогом дизайном.
Культура и культуры
Напреенко Л.С. - ТПУ-дизайн: гамма цветов и материалов c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35611

Аннотация: Объектом исследования является транспортно-пересадочный узел в городской среде, предметом – проектный потенциал дизайна транспортно-пересадочного узла. На основе проведенной ранее классификации выделены ключевые тенденции в современной проектной практике, проиллюстрированные примерами, как отечественных, так и зарубежных проектов. Цель исследования – изучить особенности дизайн-характеристик транспортно-пересадочного узла в городской среде и дать им развернутую характеристику. Особое внимание в работе уделяется таким характеристикам как гамма цветов и материалов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как колористическое решение композиций транспортно-пересадочного узла, а также влияние восприятия цветов на уровень стресса пассажиров.   Основными выводами проведенного исследования являются выделенные колористические характеристики ТПУ-дизайн в зависимости от объёмно-пространственной структуры узла и его расположения в городской среде. Полученные результаты основываются на применении комплекса методов: системного, аналитического, визуально-графического и описательного. Новизна исследования заключается в том, что впервые проанализированы транспортно-пересадочные узлы с точки зрения дизайна, выделен термин «ТПУ-дизайн», характеризующий всю совокупность элементов объёмно-пространственной композиции и художественно-выразительных средств. Особым вкладом автора в исследование является сбор и систематизация информации о наиболее интересных проектах транспортно-пересадочных узлов с точки зрения концепции «ТПУ-дизайн».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"