по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 13-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Архитектура и дизайн
Сафронова Е.М. - Петербургский период творчества П.К. Ваулина (1906-1914) c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35221

Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является архитектурная керамика Ваулина в решении фасадов зданий Санкт-Петербурга начала XX века. В работе был использован системный подход, позволяющий исследовать взаимосвязи исторических фактов с культурными особенностями изучаемого исторического периода. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики. Автор подробно рассматривает петербургский период художника-керамиста, открытие собственной художественной мастерской и активное участие в формировании декоративного облика Петербурга в начале XX века. Особенное внимание уделяется рассмотрению наиболее значимых работ мастера для архитектурного убранства города. Акцентируется внимание на его работах для Дома страхового общества «Россия», который служит блестящим примером гармоничного соединения майолики и архитектуры. В результате исследования автор заключает, что архитектурная керамика мастера во многом определила майоликовое убранство Петербурга – композиционные, фактурные, цветовые, образно-стилистические и пластические особенности керамических произведений позволили П.К. Ваулину влиять на эстетическое преобразование окружающей среды. Научная новизна исследования заключается в утверждении положения, что керамическая мастерская Ваулина являлась одним из ведущих производителей художественной майолики рассматриваемого периода времени. А также утверждается тезис, согласно которому мастерской «Гельдвейн – Ваулин», удалось гармонично соединить наследие лучших традиций прошлого со смелостью и неоднозначностью нового стиля модерн.
Прикладная культурология
Травин И.А. - Введение образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35406

Аннотация: Предметом исследования является процесс введения образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения. С позиции культурной преемственности ставится научная задача поиска культурологических подтверждений проживания древнесаамского народа (носителей южного генетического компонента саамского языка). Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения применительно к культуре и географического места расселения древнесаамского населения (носителей южного генетического компонента саамского языка). Географическим местом введения образа северного оленя в культуру древнесаамского населения определяется территория между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Анализ полученных данных даёт понимание культурологической ситуации в середине I тыс. до н. э. Образ северного оленя вводится как в декоративно-прикладное искусство, так и в культуру (в бытие и быт). Для более широкого рассмотрения вопроса проводится краткий анализ топонимов и климатических процессов того периода. Новизна данного научного исследования состоит в применении синтеза наук к вопросу понимания культурологических процессов, протекающих в среде древнесаамского населения в период его проживания между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Результатом работы является получение данных, конкретизирующих время и место введения образа северного оленя в культуру. Визуальное совпадение декоративных геометрических элементов в саамских узорах и в декоративных орнаментах региона даёт основания предполагать исторически общее основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве изучаемого региона. Из анализа данных логично следует предположение, что процесс введения декоративного образа в культуру саамского народа происходил в изучаемом регионе в конкретизируемое синтезом наук, время. Вывод научной работы состоит в предоставлении культурологических подтверждений проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой и протекающим в это время процессом формирования культуры.
Архитектура и дизайн
Елькина Е.Л., Иванова Е.Ю. - Скандинавский дизайн 21 века. Традиции и современность c. 22-27

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35511

Аннотация: В статье проводится анализ северного дизайна XXI столетия, его достижения и значение. Дизайн рассматривается автором как феномен, начавший свое развитие в эпоху промышленной революции, также современные направления в дизайне среды. В статье автор осмысливает многолетний тренд на экологичность и ответственное потребление в дизайне в целом, направления развития предметного дизайна. Использованы общенаучные методы: анализ, синтез и сравнение. Ведущим является аналитический подход, в рамках которого тенденции в развитии дизайна оцениваются как часть массовой культуры. При этом основным является их прямое назначение: повысить конкурентоспособность товаров на рынках. В основе дизайна лежат принципы функциональности, целесообразности. Цель дизайна - придать вещам определенные качества, такие как: эстетическая привлекательность, удобство, соразмерность человеку. Работа над проектом в дизайне включает определенные этапы: функциональный анализ, компоновка, конструирование, создание пространственной и графической структуры. Дизайн использует данные многих научных дисциплин: семиотики, эргономики, социологии, эстетики, философии, культурологии. Основы дизайна берут начало в истории искусства, архитектуры, в современных художественных направлениях и стилях, в концептуальном искусстве, в ремесленном опыте, вписанном в промышленное производство, соединяясь с инновационными технологиями и материалами. Использование стилистики северного дизайна обусловлена спросом на на вещи с качественным, недорогом дизайном.
Культура и культуры
Напреенко Л.С. - ТПУ-дизайн: гамма цветов и материалов c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35611

Аннотация: Объектом исследования является транспортно-пересадочный узел в городской среде, предметом – проектный потенциал дизайна транспортно-пересадочного узла. На основе проведенной ранее классификации выделены ключевые тенденции в современной проектной практике, проиллюстрированные примерами, как отечественных, так и зарубежных проектов. Цель исследования – изучить особенности дизайн-характеристик транспортно-пересадочного узла в городской среде и дать им развернутую характеристику. Особое внимание в работе уделяется таким характеристикам как гамма цветов и материалов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как колористическое решение композиций транспортно-пересадочного узла, а также влияние восприятия цветов на уровень стресса пассажиров.   Основными выводами проведенного исследования являются выделенные колористические характеристики ТПУ-дизайн в зависимости от объёмно-пространственной структуры узла и его расположения в городской среде. Полученные результаты основываются на применении комплекса методов: системного, аналитического, визуально-графического и описательного. Новизна исследования заключается в том, что впервые проанализированы транспортно-пересадочные узлы с точки зрения дизайна, выделен термин «ТПУ-дизайн», характеризующий всю совокупность элементов объёмно-пространственной композиции и художественно-выразительных средств. Особым вкладом автора в исследование является сбор и систематизация информации о наиболее интересных проектах транспортно-пересадочных узлов с точки зрения концепции «ТПУ-дизайн».
Декоративно-прикладное искусство
Лавров Д.Е. - П.Д. Баженов, И.К. Балакин, В.А. Белов – художники-новаторы в русских лаковых промыслах XX века c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.32765

Аннотация: Предметом исследования является анализ творчества трёх крупных художников различных центров производства лаковой миниатюры России ХХ века – П.Д. Баженова (Палех), И.К. Балакина (Мстёра), В.А. Белова (Холуй). Цель статьи – помимо попытки создания «сравнительного жизнеописания» художников различных лаковых промыслов, показать саму возможность плодотворной работы миниатюриста-новатора в различных областях искусства, не связанных с традиционным народным творчеством. Среди проявлений этого новаторства рассматривается «уход» перечисленных художников-миниатюристов в другие области изобразительного искусства, такие как станковое панно, театральные постановки, плакат, шарж. Используя биографический метод исследования, автор в то же время акцентирует внимание на экспериментировании и новаторстве как основной черте, объединяющей всех трёх мастеров данных лаковых промыслов: П.Д. Баженова в Палехе – в 1930-е г., И.К. Балакина во Мстёре – в 1940-е – 1950-е гг., В.А. Белова в Холуе – в 1960-е – 1970-е гг. Научная новизна исследования заключается в изучении практик внедрения перечисленными художниками особенностей перечисленных видов искусства в произведения лаковой миниатюры. Основным выводом статьи является принципиальное положение о правомерности творческого поиска любым художником народного искусства, которое оспаривалось в советский период истории русского народного искусства.
Культура и культуры
Калина Н.Д. - Модель существенных признаков визуальной культуры как критериев исследования артефактов и конструирования новых визуальных образов c. 51-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.34486

Аннотация: Объектом исследования является визуальная культура в контексте изучения артефактов и построения новых визуальных образов. Предметом исследования становится теоретическое осмысление существенных признаков как общих характеристик вида визуальной культуры. В исследовании сравниваются условия изображения артефактов визуальной культуры при постмодернизме и конструктивизме. Постмодернизм не стремится к построению целостных образов и выявлению через наглядную форму содержания. Конструктивизм в противовес постмодернизму выстраивает структуру целостных эстетически выразительных форм артефактов в единстве с содержанием. Информация знания и смыслы конструируются в визуальных артефактах в наглядных пространственных и художественных признаках. Особое внимание уделяется конструктивистскому подходу как теоретико-методологическому обоснованию исследований существенных признаков визуальных артефактов. Подход позволяет субъектам культуры конструировать смысловые модели средствами общекультурного геометрического языка в диалектическом синтезе различного рода форм, содержания и конвенциональных значений. Уникальному построению содержания способствуют художественные интерпретации. Методами конструктивистского подхода становятся: деконструктивизм выполнения детального анализа артефактов; конструктивизм построения новых эстетически выразительных образов. Результатом исследования становится систематизация существенных признаков визуальной культуры для любых форм и содержания. Новизна исследования состоит в соответствии конструктивистского подхода объекту и предмету исследования, также изучению актуальной реальности современной визуальной культуры цифровых технологий и новых конструктивных способов визуализации формы и содержания в изображениях.
Культура и власть
Маркова В.Н. - Корейская диаспора как субъект национальной политики Республики Казахстан 1991-2020 гг. c. 64-71

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.34880

Аннотация: Данная статья посвящена корейской диаспоре как субъекту национальной политики Республики Казахстан. Свидетельства растущего значения национальной и этнической принадлежности как важных маркеров, идентифицирующих отдельных лиц и группы в современном казахстанском обществе актуализировали необходимость проведения специальных мероприятий и выработки доктрины взаимодействия народов внутри многонационального государства. Исследование национальной политики Республики Казахстан через призму корейской диаспоры позволило рассмотреть важнейшие аспекты и механизмы реализации государственной стратегии межэтнического регулирования. В данной статье сопоставлены юридическая и фактическая составляющие работы Ассамблеи народа Казахстана – центрального органа по делам национальностей. Рассмотрены гуманитарные инициативы Ассоциации корейцев Казахстана, как структурной части Ассамблеи. Была проведена аналитическая работа не только с внутренними нормативно-правовыми документами, но и с докладом Независимого эксперта от ООН по вопросам меньшинств. Работа разделена на логические части: знакомство с основными принципами и главными органами национальной политики Казахстана, обзор деятельности этнокультурных корейских обществ, освещение тем национального языка, изучение представленности диаспоры в различных органах и структурах государственной власти. Стоит отметить, что до настоящего момента не было проведено систематических исторических исследований, посвященных месту и роли коре сарам в системе казахстанской национальной политики. Проведенная работа дала ясное представление о том, что корейская диаспора, или коре сарам, является ярким примером позитивного опыта реализации государственной стратегии межэтнического согласия. Используя все необходимые юридические и инфраструктурные ресурсы, корейцам удается поддерживать и культивировать интерес к своей исконной культуре, одновременно являясь органической частью казахстанского демократического общества.
Культурное наследие, традиции и инновации
Родионова Д.Д., Гусев С.И., Толкалова Я.И. - Актуализация культурного наследия музейными средствами для посетителей с ограниченными возможностями здоровья по слуху c. 72-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35540

Аннотация: Предметом исследования является актуализация культурного наследия музейными средствами. Объектом исследования - адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху, в частности опыт музеев России. Музей играет существенную роль в многогранных процессах социокультурной адаптации, самоидентификации и общественной инклюзии инвалидов, обладая комплексом уникальных критериев, способностью накапливать и транслировать культурный потенциал. Активное участие музеев в решении социокультурных проблем во многом определяет вектор дальнейшего развития музейной деятельности, применяя современные культурные практики. Авторы считают, что работа с посетителями с ограниченными возможностями с нарушениями слуха требует переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспозиционного материала. Основными выводами проведённого исследования авторы считают, что музейные специалисты должны ориентироваться на индивидуальные особенности каждого посетителя, учитывая его возможности при выборе канала музейной коммуникации, форм, методов и подходов. Кроме того, планирование работы специалиста музея должно осуществляться совместно с педагогами, реабилитологами, социальными работниками, психологами и непосредственно с инвалидами. При этом для каждого конкретного музея должны быть предусмотрены условия для работы с детьми каждой категории инвалидности. Именно на этом была основана разработка концепции экскурсии "Глазами мы Вас слышим" на базе Кузбасского государственного краеведческого музея.
Экранная культура и экранные искусства
Беденко В.Н. - Кинопародия как постмодернистская деконструкция в кинематографе c. 82-100

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.34754

Аннотация: В последнее время исследования кинопародии как части кинодискурса достигли пика в истории и философии науки. Поликодовая сущность понятия кинодискурса стимулирует изменения и модификации в трактовке кинопародии. Именно поэтому предметом анализа является кинопародия. Цель исследования - проанализировать особенности, значение, роль концепта «кинопародия», который представляет собой творческую работу, которая предназначена для высмеивания сюжета посредством сатирической или иронической имитации. Методологию работы предопределяют цель и задачи исследования, самобытность исследуемого материала. В ее основу заложен метод аналитического изучения источников для прояснения логики и содержания концептов «пародия», «кинопародия», «кинодискурс», а также раскрывающий сущность кинопародии как постмодернистской деконструкции в кинематографе; методы сравнительного анализа и концепции локальных культур. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней систематизация существующих знаний о вопросах кинопародии осуществляется в свете кинодискурса, который как феномен на пересечении многочисленных дисциплин находится в эпицентре научных изысканий лингвистики, литературоведения, социолингвистики, философии семиотики и киносемиотики, критического дискурс-анализа, теории кинематографа. Теоретическая значимость подтверждается тем, что автором приведена характеристика понятий «пародия», «кинопародия», «комедия», «кинокомедия» в контексте современного знания о киноиндустрии и киноискусства. Результаты исследования позволят лучше понять место кинопародии в искусстве и жизни общества. Интерпретаторы поочередно или одновременно борются за кино, с одной стороны обожая его как искусство с неограниченными возможностями, с другой - пренебрегая за то, что оно должно удовлетворять неприхотливы запросы зрителей. Результатом работы стала констатация того факта, что в широком контексте кинопародия XXI века не направлена на пародирование художественного текста. Вместо этого режиссеры рассматривают и применяют кинопародию как средство для акцентирования внимания на различные обстоятельства в жизни общества и людей.
Архитектура и дизайн
Панкратова А.В. - Плоский дизайн как маркер гипермодерна c. 101-111

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.34912

Аннотация: Предметом исследования является плоский дизайн как основная стилистика и визуальное выражение эпохи гипермодерна. Так как современный дизайн больше не соответствует характеристикам постмодерна, в статье делается предположение о наступлении нового периода в дизайне – гипермодерна. Гипермодерн – термин, означающий усиление в дизайне тенденций, заложенных в эпоху модернизма: ориентация на современность, технологичность, разрыв с прошлым и отсутствие эстетической иерархии. Плоский дизайн является стилем, визуально выражающим данные тенденции. Корпусом материала исследования являются выпускные квалификационные работы по графическому дизайну, дизайну интерьера и промышленному дизайну, выполненные в 2020 году на кафедре дизайна НИУ «МЭИ» и на кафедре графического дизайна и визуальных коммуникаций РГУ им. Косыгина. Автор использует метод семиотического анализа, который позволяет выявить основной тип знаков, который используется в плоском дизайне, а также эксплицировать основные характеристики плоского дизайна.   Основной вывод исследования заключается в том, что плоский дизайн отражает основной запрос эпохи гипермодерна – демократизацию сознания, нивелирование любых различий вплоть до уничтожения индивидуальности. Идея нивелирования социальных различий, заложенная в дизайне модернизма, в гипермодерне доходит до идеи стирания любых различий, любой иерархии, в том числе эстетической. Наличие эстетической иерархии в дизайне предполагает использование выразительных знаков – знаков-индексов, иконических знаков и знаков-символов. Деконструкция эстетической иерархии приводит к использованию в дизайне невыразительных знаков – знаков-симулякров. Наиболее невыразительным знаком является симулякр четвертого порядка – знак, у которого не только означаемое, но и означающее сводится к нулю. Плоский дизайн использует симулякры четвертого порядка в качестве основной знаковой формы, тем самым, отвечая запросу гипермодерна.
Музыка и музыкальная культура
Аверина О.В. - Дистанционная форма как метод обучения в классе фортепиано c. 112-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35200

Аннотация: Статья посвящена вопросам специфики обучения музыкантов – исполнителей в классе фортепиано в условиях «удалённого» обучения в ВУЗе. Автор предлагает рассматривать дистанционную форму обучения в качестве активного способа осуществления познавательной деятельности, т.е. как метод обучения студентов – исполнителей. А также с позиции современной организационной инновации. Последовательно освещаются некоторые исторические предпосылки существования дистанционного метода обучения в музыкальном образовании в середине XX века, а также условия для успешной реализации исследуемого метода. Описываются форматы дистанционного обучения, интернет – платформы, позволяющие реализовать on – line и off - line взаимодействие участников образовательного процесса. На основании проанализированных мнений авторитетных педагогов – исполнителей, а также, опираясь на собственный опыт проведения дистанционных занятий автором определяется практическая значимость и целесообразность использования дистанционной формы как метода обучения в работе со студентами – исполнителями. Автор приходит к выводу о том, что современная повсеместная модернизация, внедрение и разработка технологии дистанционного обучения в сфере традиционного образования мало учитывает специфику ВУЗов музыкальной (творческой) направленности. При всех недостатках и несовершенстве дистанционной инновации описаны положительные стороны, которые позволят педагогам частично использовать дистанционный метод для достижения определенных учебных задач.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.