Man and Culture - 2 2020
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue 02/2020
Contents of Issue 02/2020
Fine arts
Wang J. - Works of the artist Zhang Xiaogang in the dialogue of traditions of Western European and Chinese painting pp. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.31891

Abstract: This article examines the artworks of Zhang Xiaogang as a prominent representative of the modern Chinese painting, peculiarities of his mastery formed in different periods of his creative path under the dual influence of Chinese and Western painting. Transformation and evolution of painting concepts and formal artistic means, claimed in the painter’s “Bloodline-Big Family” series, demonstrate how the “own historical memory” forms new expressive forms of painting. The author compares the interaction of forms and languages in the Western and Chinese painting, as well as analyzes characteristics of the structure of brush strokes of the painter in different periods for showing the formation of the inner spiritual essence. It proves that the clash of concepts of the Western and Chinese painting generated new artistic phenomena, which represent a result of assimilation of painting concepts and “localization” of formal language. The mutual influence of two cultures lead to origination of multiple ideas of plasticity and artistic forms. China has entered the period of “non-modernism”.
Culture and cultures
Denisova Z.M. - The problem of analysis methodology of spatial and time model in a musical composition of Russian art of the late XX century pp. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.31470

Abstract: The relevance of the chosen topic is substantiated by insufficient study of this problematic within Russian musical culture of the late XX century in the Russian-language scientific literature. The object of this research is the artistic space and time of a musical composition. The author examines meaning of the categories of space and time and their existing philosophical concepts. The subject of this research is music of the Russian composers of the second half of the XX century. The work leans on the analytical method and carries a systemic cross-disciplinary character. The scientific novelty consists in suggesting of M. Bakhtin’s theory as a methodological framework for space and time analysis in a musical composition of that period that was further advanced by the art historical V. Chaikovskaya. As a conclusion, the author systematizes and generalizes the key ideas pertaining to the historical-social context of the indicated period, as well as harmoniousness of the art concept of V. Chaikovskaya to the musical texts of compositions, which reveals its peculiar polychronotopic space and time structure.
Shigurova T.A., Shigurov V.V. - Semantics of fur in costume of the Mordvins pp. 24-36

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32553

Abstract: The subject of this research is the traditional fur costume of the Mordvins. The authors examine the problem of formation of the semantics of fur as a material useful for survival and adaptation of a person in space. The goal of this work consists in determination of the factors substantiating semantic meanings of the transformation processes of natural material into a cultural object characteristic for many peoples of the Middle Volga  and Transural regions. The authors summarized the written sources. Including the archive of Russian Geographical Society, analysis of ethnographic collections of museums of the Republic of Mordovia, and results of the field research. The application of general scientific methods (analysis, synthesis, classification), comparative-historical approach, and comprehensive culturological approach allowed detecting the peculiarities of Mordvins’ perception of fur items, their implementation into the sphere of spiritual culture, and attribution as a symbol. The scientific novelty consists in the culturological approach towards understanding of the semantic of fur garments and accessories in the everyday culture and family ceremonies of the Mordvins. Substantiation is made on the special significance of fur in the material culture of the Erzya and Moksha peoples: fulfilling a utilitarian function and having become the second, artificial skin of a human, fur adequately protected from unfavorable effects of the environment. It is established that in Erzya language there are still remain similarities between the concepts of fur coat (fur item, animal skin) and clothes.
Ethnology and cultural anthropology
Fedorov S.I. - Economic activity of the Yakuts in the conditions and climate change and deficit of cold temperature: traditional practices and challenges of modernity pp. 37-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32566

Abstract: This article examines the questions pertaining to economic activity of the Yakuts in the conditions of climate change and “deficit of cold temperatures. Such aspects of agricultural activity as horse breeding, animal husbandry, hunting, and horticulture. An attempt is made to assess the scale of influence of changing climate upon the traditional life and industries of horse breeders, animal farmers, and hunters of the rural areas of Sakha Republic (Yakutia), as well as examine which difficulties they face and how they respond to the challenges of modernity. The acquired field materials are collected through the methods of overt observation, in-depth interview, audio, photo and video records. The attention is focused on the rural population who show concern over the situation of their households under such fast-paced circumstances: they do not know what to expect from nature next year, and many of them are not capable of handling the emerged problems. The main conclusions consist in revelation of certain problems in the life of rural population in the territories of Sakha Republic that emerge due to the climatic changes.
Art and Art History
Makeeva S. - Installation discourse: key positions and concepts pp. 49-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32471

Abstract: The subject of this research is the fundamental positions and concepts of installation discourse, i.e. key texts that are dedicated to installation and formed representation on this artistic practice. Installation discourse has emerged in the West in the early 1960’s, and presently there can be determined the “anchor points, “objective concepts”, main positions and vectors of installation analysis. Elements of the discourse include academic monographs, such as art criticism, texts of artists, and exhibition catalogues. The article employs the methods of discourse analysis of E. Laclau, C. Mouffe, N. Fairclough, as well as general discourse theory of M. Foucault described in the “Archeology of Knowledge”. The conducted discourse analysis allows making the following conclusions. The three main vectors of installation discourse can be associated with three “turns” of philosophy and humanistic thought of the XX century – phenomenological, linguistic and performative. Discourse analysis allows tracing the meanings imposed on the “anchor points” in various vectors of the discourse. Discourse analysis gives a perspective on the “objective concepts” of discourse that underlie the understanding of installation at the present stage – “theatricality”, “indermediality”, “unlocked”, anti-object character of installation, site-specificity; institutional criticism, multisensority and ephemerality.
Scenic arts
Tomilin D.V., Nosova M.V., Glazov Y.A. - International Festival of Theater Schools of the BRICS countries as an example of successful cooperation of the five in the sphere of humanities pp. 65-76

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32060

Abstract: This article describes the form of successful cooperation of the BRICS countries in the sphere of humanities. The subject of this research is the International Festival of Theater Schools of the BRICS countries, which is viewed as a festivity of creative youth that represents different cultures and performing arts of their country. The goal consists in characterization of the festival, which opens a unique opportunity for communication of youth from the BRICS countries, exchange theatrical traditions and experience, acquire new friends, and demonstrate their acting skills. The scientific novelty lies in the systematized material pertaining to the specificity of organization and hosting the International Festival of Theater Schools of the BRICS countries. It is proven that the international educational program in performing arts within the framework of the festival is the realization of artistic investments into the cultural life of the Russian Federation. The author’s special contribution consists in clarification of the fact that for the past ten years the BRICS countries have achieved great results in the area of culture and art. Among all types of cooperation, the exchange in education and culture play the key role as the bridge in the sphere of humanities between the countries. The International Festival of Theater Schools of the BRICS became the source of development of the worldview of youth from different countries; broadened the horizon of the contemporary forms of culture and art; as well as emphasized the defining role of the techniques of teaching acting through the prism of Stanislavsky’s method that transforms through the culture of ethnoses represented on the festival.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Человек и культура - №2 за 2020 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 30-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Изобразительные искусства
Ван Ц. - Творчество художника Чжан Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.31891

Аннотация: В данной статье рассматривается живописное творчество Чжан Сяогана как видного представителя современной китайской живописи, особенности его художественного мастерства, сформировавшиеся в разные периоды его творчества под воздействием двустороннего влияния китайской и западной живописи. Трансформация и эволюция живописных концепций и формальных художественных средств, заявленные в серии работ художника зрелого периода «Кровные узы большой семьи», показывают как «собственная историческая память» формирует новые выразительные формы живописи. Сравнивать и анализировать, как взаимодействуют формы и языки западной и китайской живописи, и анализировать характеристики структуры мазка кисти художника в разные периоды, чтобы показать, как формируется внутренняя духовная сущность. Это доказывает, что столкновение концепций китайской и западной живописи порождает новые художественные явления, которые являются результатом ассимиляции живописных концепций и «локализации» формального языка; именно таким образом, западная и китайская живописи взаимно влияют и порождают многообразие пластических идей и художественных форм. Китай вступил в период «не модернизма».
Культура и культуры
Денисова З.М. - Проблема методологии анализа пространственно-временных моделей в музыкальном сочинении отечественного искусства второй половины XX века c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.31470

Аннотация: Актуальность тематики статьи обусловлена малой изученностью данной проблематики в отечественной музыкальной культуре второй половины XX века в русскоязычной научной литературе. Объектом исследования в данной статье является художественное пространство и время музыкального произведения. Рассматривается значение категорий пространства и времени, их существующие философские концепции. Предметом исследования выступает музыка отечественных композиторов второй половины XX века.В поисках адекватной методологии автор также обращается к исследовательским подходам к постижению категорий времени и пространства, сформировавшимся в сфере гуманитарных наук. В работе применяются общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический метод и носит системный междисциплинарный характер. Научная новизна состоит в выдвижении в качестве методологической основы анализа пространства и времени в музыкальном сочинении данного периода теории М. Бахтина, развитой впоследствии искусствоведом В. Чайковской. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются ее ключевые идеи, касающиеся историко-социального контекста указанного периода, а также органичности искусствоведческой концепции В. Чайковской музыкальному тексту сочинений, открывающей его особую полихронотопную пространственно-временную структуру.
Шигурова Т.А., Шигуров В.В. - Семантика меха в костюме мордвы c. 24-36

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32553

Аннотация: Предметом исследования выступает традиционная верхняя одежда мордовского народа из меха. Авторы рассматривают проблему формирования семантики меха как материала, способствующего выживанию, адаптации человека в пространстве. Цель исследования заключается в выявлении факторов, обусловливающих смысловые значения процессов преобразования природного материала в культурное изделие, близких многим народам Среднего Поволжья и Приуралья. Задачами исследования было обобщение материалов письменных источников, включая архив Русского географического общества, анализ этнографических коллекций музеев Республики Мордовия (МРОКМ им. И.Д. Воронина) и результатов полевых исследований. Наряду с общенаучными (анализ, синтез, типологизация) и сравнительно-историческим методом, в работе используется комплексный культурологический подход, что позволило выявить особенности восприятия мордовским народом предметов из меха, введения их в сферу духовной культуры и осознание в целом материала в качестве знака. Новизна работы состоит в культурологическом подходе к осмыслению семантики одежды и аксессуаров из меха в повседневной культуре и семейной обрядности мордовского народа. Обосновывается положение об особой значимости меха в материальной культуре эрзи и мокши: выполняя утилитарную функцию и став второй, искусственной кожей человека, мех надежно защищал от неблагоприятных воздействий окружающей среды, создавал понятный всем образ человека. Установлено, что в эрзянском языке до сих пор сохранилась близость понятий шуба (изделие из меха, шкуры животного) и одежда.
Этнология и культурная антропология
Федоров С.И. - Хозяйственная деятельность якутов в условиях изменений климата и «дефицита холода»: традиционные практики и вызовы современности c. 37-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32566

Аннотация: В предлагаемой работе автор рассматривает вопросы касательно хозяйственной деятельности якутов в условиях изменений климата и «дефицита холода». В статье раскрываются такие аспекты сельскохозяйственной деятельности у якутов как коневодство, скотоводство, охота и растениеводство. Дана попытка оценить масштабы влияния меняющегося климата на традиционную жизнь и промыслы коневодов, скотоводов и охотников сельской местности Республики Саха (Якутия), рассмотреть с какими трудностями сталкиваются и как они отвечают на вызовы современности. В работе рассматриваются вопросы касательно хозяйственной деятельности у якутов на основе полевых материалов, собранных на территориях Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского, Чурапчинского и Мегино-Кангаласского улусов (районов) Республики Саха (Якутия). Полевые материалы собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В исследовании нас глубоко интересовали жители сёл, которые всё больше обеспокоены положением своего хозяйства в таких быстротечных условиях: они уже не знают, чего ожидать от природы в следующем году, многие не справляются с возникшими проблемами. Основными выводами проведенного исследования являются раскрытие некоторых проблем в жизнедеятельности сельских жителей на изучаемых территориях, возникающих в условиях меняющегося климата.
Искусство и искусствознание
Макеева С.О. - Инсталляционный дискурс: основные позиции и понятия c. 49-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32471

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются основные позиции и положения инсталляционного дискурса, то есть ключевых текстов, которые посвящены инсталляции и сформировали представление об этой художественной практике. Инсталляционный дискурс появился на Западе в начале 1960-х годов и к настоящему моменту получил полноценное развитие, так что в нём можно выделить "узловые точки", "объективные понятия", а также основные позиции или направления анализа инсталляции. В качестве элементов дискурса рассматриваются как академические монографии, так и арт-критика, тексты художников, выставочные каталоги. В статье используются методы дискурс-анализа Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэркло, а также общая теория дискурса М. Фуко, изложенная в "Археологии знания". Проведённый дискурс-анализ позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, три главных направления в инсталляционном дискурсе можно соотнести с тремя "поворотами" в философии и гуманитарной мысли ХХ века: феноменологическим, лингвистическим и перформативным. Во-вторых, благодаря дискурс-анализу можно проследить, каким значением "узловые точки" наделяются в различных направлениях дискурса. В-третьих, дискурс-анализ даёт представление об "объективных понятиях" дискурса, которые лежат в основе понимания инсталляции на современном этапе: "театральность"; интермедиальность; "разомкнутый", анти-объектный характер инсталляции; сайт-специфичность; институциональная критика; мультисенсорность и эфемерность.
Сценические искусства
Томилин Д.В., Носова М.В., Глазов Е.А. - Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС как пример успешного взаимодействия «пятерки» в гуманитарной сфере c. 65-76

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32060

Аннотация: В статье представлена форма успешного взаимодействия стран БРИКС в гуманитарной сфере. Предметом исследования является Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС. Фестиваль рассматривают как большой праздник творческой молодежи, которая представляет разные культуры, театральное искусство своей страны. Цель статьи – охарактеризовать Фестиваль, которым открыта уникальная возможность общения молодежи государств БРИКС. Студенты смогли обменяться театральными традициями и опытом. Им предоставили возможность приобрести новых друзей и продемонстрировать свои актерские таланты. Основу методологии работы составил метод аналитической характеристики источников, проясняющий понятие «Фестиваль театральных школ стран БРИКС». Научную новизну статьи доказывает впервые систематизированный материал, который касается специфики организации и проведения Международного Фестиваля театральных школ стран БРИКС. Доказано, что международная образовательная программа по актерскому мастерству (МОП) в рамках Фестиваля является реализацией творческих инвестиций в культурную жизнь Российской Федерации. Особый вклад автора заключается в уточнении, что за последние десять лет страны БРИКС добились многих достижений в областях культуры и искусства. Среди всех видов сотрудничества, образовательное и культурные обмены играют ключевую роль в качестве гуманитарных мостов между странами. Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС стал источником развития внутреннего мировоззрения молодежи разных стран, расширил кругозор современных форм культуры и искусства, подчеркнул определяющую роль образовательных методик обучения актерскому искусству, сквозь призму метода Станиславского - трансформирующего через культуру этносов стран, представленных на Фестивале.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"