Электронный журнал Человек и культура - №1 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2020
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 17-03-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2020
Memory studies
Линченко А.А. - Травмы культурной памяти в миграционном и постмиграционном обществе c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31889

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности конструирования и воспроизводства культурных травм в среде миграционных сообществ. На основе отечественных и зарубежных исследований миграционной сферы современного немецкого общества, а также серии эмпирических исследований автора в двух федеральных землях ФРГ, анализируется специфика конструирования и воспроизводства травм культурной памяти в среде беженцев и вынужденных переселенцев, этнических и трудовых мигрантов. Сопоставляются особенности репрезентации культурного травматического опыта в миграционном и постмиграционном обществе. Применение системного подхода позволило нам выявить структуру и основные отношения между ключевыми составляющими процесса воспроизводства и конструирования культурных травм в миграционной среде. Конструирование и воспроизводство культурных травм в миграционной среде зависят от позиции принимающего общества и длительности времени нахождения мигранта в нем, специфики самого вида миграции, интенсивности контактов со страной исхода, а также особенностей культурной памяти страны исхода. Новизна предпринятого исследования заключается не только в сравнительном анализе особенностей восприятия культурного травматического опыта в среде вынужденных переселенцев, этнических и трудовых мигрантов современной Германии, но и сопоставлении миграционного и постмиграционного общества в контексте вопросов конструирования и воспроизводства культурных травм. Было выявлено, что «постмиграционное общество» способствует трансформации процесса конструирования культурных травм в сторону дальнейшей фрагментации культурного травматического опыта, а также в сторону появления и распространения культурных травм, связанных с наиболее трагическими страницами истории человечества в целом.
Культура и культуры
Кузовенкова Ю.А. - «Кому дано знать?» или недоверие в глобальной деревне c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.30975

Аннотация: В данной статье рассматриваются реалии современной культуры, в которой под влиянием интернета возникает новая коммуникативная ситуация, хорошо описываемая термином «глобальная деревня». Для субкультуры граффити это выразилось в том, что информация о ней стала доступной для всех интересующихся. Но, в процессе проведения исследования граффити-сообщества нами был зафиксирован тот факт, что для его представителей иметь доступ к информации еще не значит быть носителем достоверного знания. Это поставило перед нами вопрос о легитимной базе знания в данной субкультуре. Исследование проводится на материалах самарской граффити-сцены. Применяемые в работе подходы базируются на концепции медиа Герберта Маршала Маклюэна и теории коллективной и индивидуальной памяти Мориса Хальбвакса. Методом исследования является кейс-стади. В частности, в основу нашего исследования положено два кейса, участником которых стала автор статьи. В результате исследований был сделан вывод о том, что знание в субкультуре граффити (как об истории, так и о смысле практики) напрямую связывается с опытом в этой сфере. Чтобы понять хранимые в коллективной память смыслы, нужно обладать индивидуальной памятью, связанной с этой практикой. Следовательно, достоверность знания в субкультуре граффити определяется не источником знания, а наличием опыта создания граффити-работ.
Денисова З.М. - Интонационно-жанровый монтаж в творчестве А. Шнитке c. 26-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31469

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является творчество выдающегося отечественного композитора А. Шнитке. Анализ музыкальных сочинений композитора показал, что одним из доминирующих приемов их тематического развития выступает интонационно-жанровый монтаж, а драматургия выстроена как своеобразное сплетение образно-тематических линий, каждая из которых формируется как совокупность ряда тем, относящихся к одному жанру. Главным принципом исследования послужил принцип историзма как один из основополагающих в отечественном музыкознании, где художественное явление рассматривается в единстве претворения традиций и современных тенденций. Общую методологию статьи составили следующие методы: теоретический (В. Бобровский, Е. Назайкинский, Ю. Холопов, В. Холопова, Е. Ручьевская, Н. Шахназарова, В. Задерацкий); семантический (Б. Асафьев, Е. Назайкинский, В. Медушевский, А. Арановский, Л. Шаймухаметова, Л. Казанцева и другие). Новизна исследования состоит в выявлении ведущего принципа музыкальных сочинений А. Шнитке — принципа «обобщения через жанр», представленного как интонационно-жанровый монтаж. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются результаты исследования: соединяя разные жанры в одном звуковом пространстве, композитор трактует их как некие интонационно-семантические знаки, сформировавшиеся в процессе длительного историко-культурного развития, порождающие устойчивое общезначимое содержание, и, вместе с тем, в своем сопряжении выстраивающие индивидуальную художественную картину мира.
Азарова В.В. - «Неумирающие элементы архаики» в драматической оратории А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре» c. 35-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31950

Аннотация: Предметом исследования является интеграция элементов старых жанров в композицию драматической оратории А. Онеггера. Отдельное внимание уделено формированию системы взаимосвязанных интонационно-драматургических сфер и вокально-симфонической разработке сквозных трансформируемых тем, мотивов и звуковых символов. Исследовано взаимодействие вербальных и вокально-симфонических элементов звуковой ткани. Целью работы является обнаружение признаков старых жанров и других элементов архаики в синтетической форме музыкального / драматического театра, а также выявление в ней доминирующего аспекта музыкального смысла. Методологией исследования является музыкально-герменевтическая реконструкция процесса композиции, обнаружение основных принципов музыкальной драматургии и выявление функций цитируемых композитором латинских текстов в синтетической форме драматической оратории. Методом проведения работы был музыкально-теоретический анализ полифонической вокально-симфонической музыкальной ткани и анализ вербального текста вокальных партий на французском языке и на латыни, в партитуре, de visu. Впервые интеграция в композицию драматической оратории А. Онеггера жанровых кодов мистерии Средних веков и цитат из литургических текстов прошлых эпох, в том числе из Священного Писания, истолкована как средство создания временно́й многомерности синтетической формы французского музыкального / драматического театра ХХ века, находящейся в русле христианской традиции. Онеггер преодолел линейность сюжетного повествования методом интеграции в композицию жанровых признаков прошлых эпох. В результате привлечения композитором цитат из литургических текстов, в том числе из Священного Писания, произошло расширение смыслового пространства художественного текста драматической оратории. Это привело к утверждению в произведении идеи синтеза времени и вечности, свойственного христианству.
Никифорова С.В., Иванова М.А. - Музей как "третье место" в культурном пространстве села c. 62-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.32074

Аннотация: Рассматривается проблема реконструкции и диверсификации деятельности региональных музеев на периферии. В фокусе внимания находится проблема недооцененности (невостребованности) потенциала музея в культурном пространстве села. Реконструкцию культурного пространства рекомендуется проводить по кластерному принципу: он позволяет менее затратно и относительно безболезненно реконструировать функции действующих учреждений культуры, более оптимально использовать их потенциал, сместить акценты в их роли для социума. Актуализация ценностей региональной этнической культуры способствует становлению позитивной культурной идентичности жителя села. Использован комплексный междисциплинарный подход к изучению проблем конструирования культурного пространства, форм организации досуга. При разработке проекта музея как третьего места применен метод мозаичного моделирования. Доказывается, что кластерный принцип организации учреждений культуры, образования и сферы обслуживания; коллаборация их сотрудников, широкое применение партисипаторных практик актуализируют потенциал культурных институций села. Современные социокультурные практики в качестве площадки третьего места активно продвигают библиотеки (А. Лисицкий и др.) и кафе (Р. Ольденбург и др.), нами предлагается музейный комплекс: объединение трех музеев села. Разработано теоретическое обоснование для расширения функций музея как образовательной площадки, места релаксации, самореализации и самоутверждения личности. Реорганизованный творческий кластер может способствовать становлению позитивной культурной идентичности жителей села, насыщению, усложнению и продуктивности культурного пространства.
Захарова Е.Е. - Культурная среда города как часть общественного пространства c. 73-80

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.32171

Аннотация: На современном этапе общественного развития человеческая жизнь все теснее связывается с городами. Города занимают важное место в истории, особенно в истории культуры. Города и культуры являются неотделимыми друг от друга понятиями, и они настолько тесно связаны, что составляют весь объект познания. Именно эти измерения придают городской среде индивидуальность и адаптируемость. Без пространства у людей не будет больше возможности для коммуникации, обмена опытом и проведения социальных акций. То есть условия существования новой культурной среды связаны не только с изменениями в художественных дизайнерских решениях и / или эстетических тенденциях. На основе метода сравнительного анализа автор статьи проводит исследование понятия «культурная среда города» и ее влияния на организацию общественного пространства. Новизна проводимого исследования заключается в том, что от организации городской культурной среды, от того, насколько эффективно решаются вопросы ее устройства, зависят перспективы развития городов в их социальном и экономическом единстве, где центральное место отводится степени удовлетворенности населения качеством жизни. Культурная среда влияет на потребительскую культуру и интересы сообщества и способствует развитию городского пространства.
Культура и цивилизация
Грибов Р.В. - Культурная инверсия понятия «социальная ответственность» на примере деятельности подразделений «Саратовнефтегаз» в 1950-80 гг. c. 81-89

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31504

Аннотация:
Статья ретаргирована в связи с тем, что аналогичный текст был опубликован автором ранее: Грибов Р.В. Культурная инверсия понятия «социальная ответственность» на примере деятельности подразделений «Саратовнефтегаз» в 1950-80 гг. // Культура и цивилизация. 2019. № 6А. Т. 9. С. 33-42. DOI: 10.34670 / AR.2020.46.4.004
Предметом исследования является исторический опыт взаимодействия промышленного комплекса и социальной инфраструктуры; объектом исследования является нефтегазовый комплекс Саратовской области в 1950-80 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты как формирование отечественной традиции социальной ответственности, взаимодействие отечественной культуры производства с либеральной традицией, специфика цивилизационной базы отечественной культуры в аспекте организации хозяйственно деятельности, трансформация практик социальной ответственности в зависимости от культурной среды, способы организации жизненного пространства предприятиями, региональные аспекты вопрос организации производства. В проведении исследования автор использовал методы, характерные для историко-культурологического подхода: сравнительный, статистический и ретроспективный методы. Рассмотрев материалы государственных архивов, архивов и музеев предприятий, автор делает вывод о наличие двух этапов в формировании концепции социальной ответственности предприятий. Анализ деятельности предприятий нефтегазового комплекса в период с 1950 по 1980 гг. позволяет сделать вывод о существенных культурных различиях в интерпретации социальной ответственности в условиях российской действительности и в либеральной традиции.
Культура и культ
Бабич И.Л. - Отражение духовного кризиса конца ХIХ в. в среде творческой интеллигенции (на примере взаимоотношений монахов мужского православного монастыря «Вознесенская Давидова пустынь» и семьи Чеховых, 1892 – 1899 гг.) c. 90-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.28733

Аннотация: Предмет данного исследования – характер взаимоотношений семьи Чеховых и православного мужского монастыря «Вознесенская Давидова пустынь». Объект – религиозная жизнь семьи Чеховых. Цель статьи – проанализировать религиозные и светские контакты между семьей Чеховых и обителью и уточнить вопрос о религиозности крупного русского писателя Антона Павловича Чехова, ответить на вопрос о влиянии на него духовного кризиса конца ХIХ в. Автор рассматривает жизнь Чеховых в Мелихово с 1892 по 1899 г. - временем владения усадьбой. Родители А. П. Чехова, особенно его отец - глубоко религиозный человек. В статье отдельно рассматриваются взаимоотношения между писателем и монахами монастыря, посещение им служб в обители. Работа подготовлена на основе архивных (собранных в Центральном историческом архиве г. Москвы) и опубликованных материалов (писем А.П. Чехова и дневника его отца – Павла Егоровича). Методом исторической реконструкции собранные материалы были проанализированы и представлены в хронологическом порядке – с 1892 по 1899 гг. Российская чеховиана – огромна, в 1990-2010-е годы стали появляться работы, посвященные религиозным взглядам писателя. В современных публикациях о религиозных взглядах А.П. Чехова, как правило, подчеркивается наличие у него непоколебимых атеистических убеждений. Иногда упоминается и его пребывании в Мелихове, без указания о контактах с монастырем. Данная статья впервые выделяет проблему взаимоотношений семьи Чеховых и одного из подмосковных мужских монастырей.
Этнология и культурная антропология
Марфусалова В.П. - Функциональное и этнокультурное значение традиционной одежды народов Севера (на примере зимней одежды эвенков) c. 103-109

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31529

Аннотация: Предметом исследования является традиционная одежда эвенков – коренного этнического сообщества Севера. Эвенки имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционной жизнедеятельностью и кочевым образом жизни. При этом народ продолжает сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий его как один народ. В статье рассматриваются комплектация зимней одежды эвенков. Делается анализ функциональности его элементов, декоративности и эстетики. Она состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок. Предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности. Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды. Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Основными выводами исследования являются следующие: - Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе; - Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий; - Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности; - Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды;
Культура повседневности
Ипполитов С.С. - Российские гуманитарные организации на рынке труда Германии как фактор адаптации российских беженцев в 1919-1920-х гг. c. 110-122

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31912

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рынок труда и правовая ситуация в Германии 1920-х гг. в контексте пребывания на ее территории огромной массы русских беженцев и бывших военнопленных Первой мировой войны; деятельность российских общественных и профессиональных организаций по преодолению гуманитарного кризиса, в котором оказались соотечественники в изгнании; процесс воссоздания организационных структур российской гуманитарной деятельности в Европе; правовые и экономические основы их деятельности за границей; роль российских гуманитарных организаций в Германии в процессе трудоустройства русских беженцев. Методологической основой стали принципы историзма и системности. Системность подразумевает изучение поставленной проблемы в неразрывной взаимосвязи с процессами и событиями, происходящими в обществе в конкретный момент истории. Впервые история российской эмиграции первой волны изучалась через призму процессов, происходивших в сфере трудовых взаимоотношений российских беженцев и германского общества; как история людей, оказавшихся в условиях острого гуманитарного кризиса. Социокультурный стресс, полученный миллионами соотечественников, имел следствием маргинализацию, денационализацию огромных масс людей. В статье впервые осмыслена роль гуманитарной деятельности в противодействии этим кризисным процессам в исследуемый период.
Экранная культура и экранные искусства
Батова М.А. - Суггестивные приёмы кинодраматургии: запрет и тайна c. 123-131

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31706

Аннотация: Предметом исследования являются суггестивные приёмы драматургии на различных уровнях восприятия фильма, которые способствуют вовлечению зрителя в кинематографическое зрелище. Большинство фильмов воспроизводят тему социальной табуированности, играя тем самым на запретных желаниях зрителя и провоцируя интерес аудитории. Подобные картины стремятся нарушать принятые в обществе моральные и этические ограничения, размывая границы общепринятой нормы. Наряду с нарушением социального Табу, одним из наиболее важных элементов активизации зрительского внимания является тайна, используемая в драматургии фильма качестве неполноты информации происходящего на экране действия и пробуждающая желание зрителя познать её. В качестве основных методов исследования используются аналитический и компаративный методы, которые способствуют анализу определённых механизмы воздействия, заложенные автором на смысловом и драматургическом уровне кинопроизведения. Тайна в качестве суггестивного драматургического элемента может быть выражена в качестве отложенного события или непосредственно тайны героя, формирующая его экранный образ и характер. В статье проведёт анализ фильмов А. Звягинцева "Возвращение" (2003 г.), "Нелюбовь" (2017 г.),"Отступники" (2006 г.) М. Скорсезе, "Бойцовский клуб" (1999 г.) Д. Финчера, "Меланхолия"(2011 г.) Ларса фон Триера. В качестве результата исследования следует охарактеризовать современную тенденцию сохранения автором тайны в повествовательной структуре фильма, что позволяет сохранить нетривиальность сюжетной линии.
Искусство и искусствознание
Грызунова А.А. - Портреты представителей семьи Воронцовых, выполненные сэром Томасом Лоуренсом c. 132-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.30688

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются портреты представителей неразрывно связанной и с Великобританией, и с Россией русской семьи дипломатов Воронцовых. Эти произведения были выполнены английским художником сэром Томасом Лоуренсом (1769-1830) в начале XIX века, а именно, живописные портреты С Р. Воронцова - в 1805-06 гг., Е.С. Пембрук - в 1808 г., а М. С. Воронцова и графический портрет Е.К. Воронцовой - в 1821 г. Метод исследования заключается в подробном разностороннем рассмотрении изображений Воронцовых. При этом основное внимание уделяется сравнительному анализу воспоминаний современников о модели и живописного воплощения, выполненного Лоуренсом. Научная новизна заключается в рассмотрении данных портретов в одном из аспектов русско-английских художественных связей начала XIX века – связи Лоуренса с Россией и в расширении каталожных описаний новыми сведениями. Благодаря проведенному анализу, на конкретных примерах раскрывается тема русского заказа. Сопоставление живописных и графических работ Лоуренса с письменными воспоминаниями о представленных моделях доказывает тот факт, что его портреты очень точно отражают внутренний мир моделей и то впечатление, которое они производили на современников.
Пирязева Е.Н. - Траутониум: особенности произведений для электромузыкального инструмента c. 141-148

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.32243

Аннотация: Предметом исследования является электромузыкальный инструмент траутониум и характерные черты произведений, написанных для этого инструмента. Развитие электронной музыки и ее инструментария вызвано инновационными преобразованиями и стимулируется постоянным появлением новых устройств, их усовершенствованием и исчезновением либо перевоплощением в новую генерацию конструкций. Один из таких электромузыкальных инструментов траутониум, изобретенный в первой половине ХХ века. Этот инструмент не получил большой популярности, но накопил собственный репертуар, библиотеку видео- и аудиозаписей. В исследовании привлечена следующая методология: исторический, системный подходы, методы целостного, структурного, стилевого, компаративного анализа. Новизна состоит в предмете изучения, корпусе привлекаемых для музыковедческого анализа сочинений, а также в ракурсе их рассмотрения. В результате исследования удалось выявить свойственные сочинениям для траутониума концертность и концертирование, которые проявляются в комплексе эстетических и технологических принципов на разных уровнях музыкальной композиции.
История искусств
Мерецкая Ю.С. - Анализ творческого наследия А. Ажбе в свете новых фактов c. 149-160

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.29726

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является творческое наследие словенского художника-педагога Антона Ажбе (1862–1905) и его интерпретация в работах искусствоведов и свидетельствах его учеников и современников. Предметом исследования являются графические и живописные работы художника-педагога. Целью статьи является переосмысление существующего в современном искусствознании понимания вектора творческого развития А. Ажбе. Особое внимание уделяется живописному наследию художника-педагога, в частности живописной работе «Негритянка», дата создания которой была уточнена. При написании данной статьи в процессе анализа творческого наследия А. Ажбе был использован метод формально-стилистического анализа как наиболее точно отвечающий цели статьи и потребностям автора. Научная новизна данного исследования заключается в переосмыслении процесса творческого развития словенского художника-педагога А. Ажбе на основе новой информации о датировке «Негритянки» – одной из его знаковых живописных работ. Основным выводом проведенного исследования является характеристика эволюционных этапов творческого развития А. Ажбе.
Архитектура и дизайн
Лебедев Н.И. - Опыт дизайн-проектирования промышленного оборудования: к вопросу о стандартизации в промышленном дизайне (на материале проекта модернизации испытательного оборудования индийской компании BiSS) c. 161-184

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31943

Аннотация: Актуальность освещаемых в статье вопросов обращения к стандартизации в ходе дизайн-проектирования определяется наблюдаемым в последние десятилетия изменением характера организации окружающего человека предметного мира, его усложнением и возрастающей неупорядоченностью. Предметом исследования является специфика применения принципов стандартизации в проектной практике промышленного дизайна с акцентом на интерпретацию последнего как деятельности по проектированию пользовательского опыта. Особое внимание уделяется описанию и анализу опыта обращения к проектным возможностям стандартизации в ходе разработки дизайна промышленного испытательного оборудования. В ходе анализа автор обращается как к современным исследованиям в области промышленного дизайна, так и к ставшим классикой теории дизайна работам, одновременно опираясь в своем исследовании на такие методы как наблюдение (в том числе включенное, в частности, такая его форма как «шедоуинг» или сопровождение), метод проектного моделирования, проектно-экспериментальный метод. Научная новизна исследования заключается в определении и уточнении места стандартизации в современном промышленном дизайне, которое сегодня лежит в поле проектирования опыта пользовательского взаимодействия. Важным итогом явилось также создание разработки, новизна которой подтверждена международным патентом. Результатом применения принципов стандартизации в ходе дизайн-проектирования органов управления и защитных элементов испытательных машин стало комплексное решение таких задач, как обеспечение стилистического единства всего модельного ряда оборудования, эргономика рабочих мест операторов, экономия материальных, человеческих и временных ресурсов. В заключение намечаются перспективы присутствия стандартизации в промышленном дизайне ближайшего будущего в связи с необходимостью приведения растущего множества технических устройств к «общему знаменателю».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.