Электронный журнал Человек и культура - №2 за 2014 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-4-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
Культура и культуры
Ситникова А.А. - Концепт «север» в творчестве Рокуэлла Кента c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11550

Аннотация: Статья предлагает исследование живописных и графических произведений художника Рокуэлла Кента на предмет визуализации в этих работах концепта «север». Предваряет исследования подробный обзор «волн» профессионального и зрительского интереса к творчеству Р. Кента: в 1920-е годы художник занимает ведущее положение в американском искусстве, в 1960-е годы становится популярен в СССР, в 1980-е годы к художнику возвращается внимание американских зрителей, в современности интерес к творчеству Р. Кента поддерживается в интернете. В соответствии с задачами исследованиями дана общая характеристика циклам работ, созданных художником во время путешествия на Аляску (1918-1919), во время путешествия на Огненную Землю (1922-1923) и во время путешествия в Гренландию (1929, 1932-1933, 1935); проанализированы репрезентативные произведения из этих циклов – «Солнечные блики. Аляска» (1919), «Огненная земля» (1922-1925), «Ноябрь в Гренландии» (1932-1933). Исследован образ эскимоса – коренного жителя Гренландии, формирующийся в графических изображениях, созданных Р. Кентом. Помимо этого в статье раскрываются художественные традиции и приемы, характерные для творчества художника в целом. Основной метод - философско-искусствоведческий анализ репрезентативных художественных текстов. Данный метод был разработан В.И. Жуковским и Д.В. Пивоваровым. Кроме того, применялся метод описания и анализа художественных произведений, анализ базовых концептов (в том числе, Ю.С. Степанова). К художественным текстам Р. Кента были применены герменевтические методологические процедуры, включая интерпретацию и выявление смыслов, заложенных в произведении. Научная новизна исследования заключается в том, что творчество известного американского художника Р.Кента рассмотрено с позиций концептуального анализа. Исследованы художественные произведения, связанные с северной тематикой. Творчество Р.Кента представлено как определенная мировоззренческая система художника XX века, проявленная с помощью визуальных средств.
Этнология и культурная антропология
Пименова Н.Н. - Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики c. 28-66

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11269

Аннотация: Предмет исследования - содержание и форма сохранения, трансляции культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края (эвенков, нганасан, чулымцев). Автором были проведены полевые исследования в местах компактного проживания чулымцев в селе Пасечнок Тюхтетского района Красноярского края, где проживают представители чулымцев. На основании анализа современных культурных практик и их отражения в научно-исследовательской литературе представлены векторы изменения культурного пространства коренных малочисленных народов Красноярского края в условиях глобализации и реиндустриализации северных территорий Российской Федерации. Применялись полевые методы исследования, моделирование идеальных социальных типов (М. Вебер). Большое значение имел концептуальный анализ понятия "культурное наследие", критическая переработка научно-исследовательских текстов по тематике культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Доказано, что постсоветские практики сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края, в основном, сводятся к музеизации этого наследия, присвоения этнической группой культурных знаков и символов, связанных с шаманизмом. В связи с этим складывается особый культурный феномен неошаманизма, который является, скорее, репрезентацией культурных практик постмодерна, чем премодерна. Можно зафиксировать различие векторов реальной социально-экономической и культурной ситуации коренных малочисленных народов Красноярского края (связанные с процессами модернизации и реиндустриализации сибирских регионов Российской Федерации) и культурных практик, связанных с этнической идентичностью (где фиксируется экзотическое своеобразие коренных народов Сибири). Разрешение этого противоречия связано с виртуализацией культурного пространства северных народов и с нормативно-правовыми механизмами, регулирующими использование культурных знаков и символов северных народов.
Знак, слово, речь, язык
Щупленков Н.О. - Когнитивно-дискурсивный подход к описанию терминов Русского Зарубежья (1920-1930-х гг.) c. 67-96

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.12030

Аннотация: В языках для специальных целей важную роль играет связь информации со знаниями и их использование в речевой деятельности, которая рассматривается в когнитивной лингвистике как особый вид обработки информации. Это сложный когнитивный процесс, включающий передачу и получение закодированной языковыми средствами информации, зависящей от условий его осуществления и от того, между какими партнерами он протекает. Поэтому изучение языковой обработки информации, необходимой для передачи знаний и проблемы коммуникации становятся центральными аспектами современного кoгнитивно-дискурсивного направления в терминоведении. Когнитивно-дискурсивный подход признает двумя главными функциями языка когнитивную и коммуникативную и преследует цель «изучать эти функции в постоянном взаимодействии и согласовании друг с другом». Когнитивная составляющая данной парадигмы позволяет анализировать типы знаний/информации, вербализуемых в научном тексте, и стоящие за ними ментальные единицы и структуры, в то время как дискурсивная составляющая позволяет выявить способы представления информации адресату с учетом прагматической направленности текста, интенций автора и особого контекста коммуникативного акта. Термины оптимизируют процесс сохранения и передачи информации в ходе научной коммуникации, так как смысл термина формируется характеристиками концептов, которые всегда представлены в системном значении слова. В этом состоит одно из отличий терминов от слов общелитературного (естественного) языка, концептуальные характеристики которых, по мнению когнитологов, проявляются только на функциональном уровне, то есть в высказывании. Поэтому важно отметить, что наличие у термина дефиниции позволяет использовать его как относительно стабильный элемент научного познания. Определение термина фиксировано, хотя и подвержено коррекции в связи с развитием научных знаний, то есть характеристики концептов, формирующих значение термина, в нем отражены достаточно точно и соответствуют определенному этапу развития науки.
Историческая культурология и история культуры
Сертакова Е.А. - Концепт «город» в русской культуре c. 97-126

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.12044

Аннотация: Предмет исследования - концепт города в контексте истории русской культуры. Проводится анализ исследований в области понятия "концепт", рассматриваются различные теории концепта. Концепт города раскрывается через интеграцию различных определений города, его понимания в летописных и живописных произведениях древнерусской культуры. Рассматриваются современные теории города как социально-культурного феномена. Предлагается понимание города как культурного пространства, рассматривается генезис современного культурологического понимания города в контексте анализа древнерусских летописей и живописных миниатюр. Основной метод - анализ концептов (методика Ю.С. Степанова, А.А. Ситниковой). Используется терминологический анализ понятия "город", применяются элементы культурных исследований (методика Н.П. Копцевой), искусствоведческого анализа текстов древнерусского искусства (методика В.И. Жуковского). Научная новизна работы заключается в интеграции культурологического, концептуального, искусствоведческого методов исследования. Уточнено древнерусское понимание концепта "город" на материале анализа конкретных древнерусских живописных миниатюр. Используется синтетическая культурологическая методология, связанная с синтезом теоретических и прикладных методов культурных исследований. Концептуальный анализ города дополняется искусствоведческим анализом художественных произведений.
Художественная культура и творчество
Середкина Н.Н. - К вопросу о методологических принципах культурно-семиотического подхода в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока c. 127-146

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11320

Аннотация: Статья посвящена анализу культурно-семиотического подхода, рассматриваемого в качестве одного из основных в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Предложена авторская систематизация методологических принципов культурно-семиотического подхода (понимание культуры как структуры, состоящей из ряда символических систем и культурных текстов; принцип символотворчества, актуализируемого в художественном диалогизме; репрезентативность культуры и символическая интерпретация знаков культуры; понятие «ценность» как одно из ключевых в концепции семантической философии искусства). На основе корреляции методологических принципов культурно-семиотического подхода и идей конструктивизма уточняется определение понятия «искусство». Искусство понимается как культурно-семиотический конструкт, порождающий социальные смыслы в индивидуальных и коллективных сознаниях, и позволяющий осуществлять верификацию человеком представлений об окружающем мире и конструировать на подсознательном уровне свою картину мира. Метод исследования - концептуальный и категориально-понятийный анализ базовых понятий. В статье обосновывает культурно-семиотический методологический подход к анализу произведений изобразительного искусства. Используется методология философско-искусствоведческого анализа В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова. Впервые определена наиболее эффективная методологическая стратегия для анализа произведений искусства коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Раскрыта двойная семиотика произведений искусства как культурных текстов. Проанализированы возможности культурно-семиотического подхода для анализа конкретных произведений, в том числе северных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Проблематика статьи важна в связи с новым освоением Сибири и Дальнего Востока, необходимостью сохранения уникальной культуры коренных народов, проживающих на этих территориях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.