Электронный журнал Человек и культура - №2 за 2012 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2012
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-12-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2012
Естествознание, техника и культура
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная культура в формах материальной предметности и образах массового искусства 1960–1980-х: транспорт c. 1-14
Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной культуры 1960-1980-х гг. в искусстве данного периода. Хозяйственная культура понимается как способ человеческой деятельности, в совокупности всех форм предметности культуры, направленный на получение материальных благ. Цель исследования – на основе выявленных особенностей, основных тенденций и культурной динамики репрезентации советской хозяйственной культуры в массовом искусстве реконструировать процесс взаимосвязи и взаимовлияния материальной, духовной и художественной подсистем советской культуры в организации социалистического хозяйства. Методология исследования: системный подход, метод исторической типологизации, культурно-исторический (диахронический), семиотический, герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в художественных репрезентациях транспорта отобразились типологические особенности советской хозяйственной культуры 1960–1980-х: противоречивое соединение доминирующей административно-командной и теневой рыночной экономических систем, индустриальной и традиционной культур. Через образы транспорта в искусстве отобразилось советское общество: смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массовое, потребительское. Через образы транспорта в искусстве отобразился советский человек разных аксиологических типов: от «строителя коммунизма» в абсолютном меньшинстве до «обывателя» в подавляющем большинстве. Художественные репрезентации транспорта в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» отразили смещение ценностных ориентаций от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, показали рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о ценностных ориентациях. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в преподавании культурологии, философии культуры, истории отечественной культуры, экономики и истории искусства. Некоторые аспекты исследования могут явиться основой для решения конкретных проблем в сфере современной хозяйственной культуры. Результаты исследования могут помочь в формировании ценностных ориентаций современного поколения.
Социология культуры, социокультура
Голубицкий Ю.А. - Метафора в художественных артефактах, в профессиональной и научной лексике c. 15-62
Аннотация: Статья исследует как традиционные аспекты применения метафоры (живопись, литература, кинематограф), так и значительно менее традиционные (социальные науки, профессиональная лексика), сравнительно недавно включенные в художественный и научный оборот. На примере повышенного интереса к живописи "малых голландцев" со стороны советского общества первых послевоенных лет, делается попытка вскрыть причину латентной тяги к буржуазности у поколения победителей. Автор анализирует феномен советского мещанства как гносеологического фактора диссидентства в СССР. Метафора представлена также в качестве социального индикатора.
Этнология и культурная антропология
Kanasz T. - Отношение к бедности и богатству в польской, белорусской и русской культурах c. 63-105
Аннотация: На основе темо-рематического анализа изучены польские, белорусские и русские пословицы и поговорки по теме бедности и богатства, выявлены их сходства и различия.Особое внимание обращено на ментальные характеристики польского, белорусского и русского народов. Результаты данного исследования показывают схожество понимания бедности и богатства в трех культурах. Отношение к бедности и богатству амбивалентно как в традиционном, так и в современном обществе. B польском, в белорусском и в российском обществе находим похвалу/порицание бедности и богатства.
Эстетика и теория искусства
Серов Н.В. - Логика оформления цветовых образов c. 106-176
Аннотация: Цель настоящей работы – наглядное представление различий между двумя стратегиями мышления в искусстве и культуре. Методология хроматизма позволила провести семантическое выделение цвета и рисунка в сочетании с известными закономерностями билатеральности мышления. В результате исследования получены семиотические характеристики, которые описывают специфику обыденного, формально-логического и творческого мышления, что может быть использовано в теории культуры, творчества, моды и практике искусствоведения.
Изобразительные искусства
Лиманская Л.Ю. - Южно-украинская живопись второй половины ХХ века между нонконформизмом и трансавангардом c. 177-196
Аннотация: Несмотря на идеологический прессинг, наступивший в художественной жизни СССР в послевоенное время, в Одессе продолжали работать и преподавать такие представители классического авангарда, как Теофил Фраерман, Михаил Жук и Николай Шелютто. Они создали плодотворную творческую атмосферу, прививая своим ученикам вкус к философско-эстетическим размышлениям о языке искусства. Традиции раннего авангарда переосмысливались их учениками- лидерами нонкоформизма 50-60-х годов, О.Соколовым и Ю.Егоровым, которые создали новые живописные системы и в своем творчестве предвосхитили искания нонконформистов 70-х. ХХ века. Среди их последователей особое место занимает творчество группы "Мамай" . Опираясь на условно-декоративные эксперименты с плоскостью и цветом, разработанные в абстракционизме и неовизантизме, 10-20-х годов, художники этого объединения идут по пути абстрактно-символического развития образного языка живописи. Поколение 90-х- 2000-х получило возможность свободно выставляться, в Украине, России, за рубежом. О. Недошитко, В. Рябченко, А. Ройтбурд, В. Покиданец, В.Кабаченко и многие другие молодые художники 90-х стали участниками и лауреатами международных биенале, пленэров, выставочных проектов.
Музыка и музыкальная культура
Журкова Д.А. - Классическая музыка как сопровождение повседневности: формы и принципы функционирования c. 197-235
Аннотация: В статье дается общая характеристика закономерностей бытования и восприятия классической музыки в современной цивилизационной среде. Выявляются функции классической музыки в озвучивании пространства повседневности. В частности обозначаются особенности использования классической музыки как заполнителя «пустого» времени, включение её на правах фона в процесс работы и в различные контексты «живого» общения. Определяется, что классическая музыка своим присутствием формирует иллюзию гармоничности, эстетической притягательности окружающего пространства, обыденных действий и социальных отношений, способствует стиранию границ между удаленными историческими эпохами, привносит в монотонные операции и рядовые ситуации ощущение духовной содержательности и значимости. Также в статье рассматривается роль классической музыки в структуре персональных технических коммуникаций, а именно в виртуальных музыкальных открытках и звуковых сигналах мобильных телефонов. Выясняется, что с помощью классических мелодий человек может моделировать свой выигрышный социальный и культурный имидж. Вместе с тем выявляется противоположная тенденция эмоционально отстраненного, исполненного иронией обращения с классикой, привлечение ее в процессы межличностных коммуникаций в качестве шутки, сюрприза, эпатажа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.