Статья 'Роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве

Лу Са

аспирант, кафедра искусствоведения и педагогики искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48, к. 6, каб. 51

Lu Sa

Graduate student, Department of Art History and Pedagogy of Art, Herzen State Pedagogical University

191186, Russia, Saint Petersburg, nab. Sinks, 48, room 6, room 51

tkachenko.lnik@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2022.5.38677

EDN:

DYYYIQ

Дата направления статьи в редакцию:

27-08-2022


Дата публикации:

06-11-2022


Аннотация: В статье раскрывается роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве. Даосизм рассматривается как духовный компонент традиционной культуры Китая, влияющий на все сферы человеческой сущности, в том числе на ее выражение в изобразительном искусстве. Проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы показать, как даосские представления о человеке и мире вокруг выразились в произведениях пейзажной живописи V–XIV веков, когда происходило как становление и развитие искусства изображения природы, так и формирование основополагающих принципов садово-паркового планирования. На оба феномена китайской культуре очевидное влияние оказывал даосизм, поэтому в фокусе внимания находятся живописные образы садов и парков и средства их художественного воплощения, которые сложились в результате воздействия философско-религиозных идей.   Целью публикации рассматривается стилистический и семантический анализ китайских средневековых пейзажей с изображением садово-парковых ансамблей и элементов, сформированных под влиянием даосской эстетики. Подобный ракурс должен обогатить российскую науку новыми сведениями о формировании и обогащении образного ряда в пейзажах китайских мастеров на протяжении длительного периода времени, а также оценить своеобразие визуальной интерпретации ими философско-эстетических представлений. Это позволит увидеть, как образы садов и парков передавали через символику изображений внутренний мир человека и самих авторов, как идеи даосов, связанные с названными образами, проявлялись не только в тематике картин, но и в художественной форме.


Ключевые слова:

даосизм, пейзажная живопись, даосские образы, китайский сад, садовое искусство, природный мотив, китайский художник, пустота в пейзаже, свиток, гохуа

Abstract: The article reveals the role of Taoism in the development of images of gardens and parks in Chinese art. Taoism is considered as a spiritual component of the traditional culture of China, affecting all spheres of human essence, including its expression in the visual arts. The problem of this study is to show how the Taoist ideas about man and the world around him were expressed in the works of landscape painting of the V–XIV centuries, when both the formation and development of the art of depicting nature and the formation of the fundamental principles of landscape planning took place. Both phenomena of Chinese culture were obviously influenced by Taoism, so the focus is on picturesque images of gardens and parks and the means of their artistic embodiment, which were formed as a result of the influence of philosophical and religious ideas.   The purpose of the publication is the stylistic and semantic analysis of Chinese medieval landscapes depicting garden and park ensembles and elements formed under the influence of Taoist aesthetics. Such a perspective should enrich Russian science with new information about the formation and enrichment of the figurative series in the landscapes of Chinese masters over a long period of time, as well as evaluate the originality of their visual interpretation of philosophical and aesthetic ideas. This will allow us to see how the images of gardens and parks conveyed through the symbolism of images the inner world of a person and the authors themselves, how the ideas of the Taoists associated with these images manifested themselves not only in the subject of paintings, but also in an artistic form.


Keywords:

Taoism, landscape painting, Taoist images, chinese garden, garden art, natural motif, chinese artist, emptiness in the landscape, scroll, guohua

Искусство живописи и садовое искусство в Китае шли рука об руку, так как мастера пера и туши Поднебесной с великим удовольствием обращались к природным мотивам, причем не только связанным с дикой природой, но и тем, что видели, и которыми любовались, пребывая в знаменитых китайских садах. Последние создавались по определенным принципам, обусловленным и религиозными, и философскими представлениями. Так, исследователь из России Е.В. Голосова, отмечает, что «китайская классическая эстетика сада находилась в большей степени под влиянием даосизма» [1, c. 198], что не удивительно с учетом роли природы в даосском миропонимании. Данный факт повлиял на то, что особого расцвета мастерство планировки и выращивания растений в китайских садах получило в период, когда на территориях современного Китая распространение получило именно это философско-религиозное учение.

В даосизме утверждается «превосходство природы и высшего сознания (божественного промысла) над всем тем, что создал человек» [2, c. 330]. Разумеется, что подобное влияло на желание людей иметь в своем распоряжении уголки природы, которые бы можно было безмятежно, в отличие от дикой природы, созерцать и, тем самым, совершенствоваться. Более того, нередко они сами или приглашенные художники запечатлевали такие небольшие садики или масштабные видовые парки, чтобы, прежде всего, развивать себя, постигая и как бы сливаясь с природным началом. Поэтому в таких изображениях с особым вниманием авторы относились не только к тому, как верно передать истинную планировку сотворенного человеком ландшафта, но и в передаче этого соблюсти те художественные приемы, которые максимально для этого подходят.

В китайское средневековье как раз и складывались базовые принципы воплощения образов преображенной человеком природы, которые во многом стали «лицом» китайского искусства. Указанный факт определяет актуальность обращения к анализу особенностей интерпретации и воплощения живописными средствами в творчестве китайских мастеров тех природных мотивов, которые были связаны с учением о дао. Книга Цзун Бина «Предисловие к живописи пейзажа» считается самым ранним их существующих работ, посвященных искусству китайского пейзажа. В ней автор определяет пейзаж как источник естественных идей, перекликающихся с дао, и называет период, когда подобный синтез достиг значительного расцвета, — это династия Цзинь (III–V) [3]. Известно, что в рамках правления династии Цин, когда учение о дао перестало быть столь востребованным, как ранее, пейзажная живопись переживала не лучшие времена.

Предметов настоящего исследования следует считать живопись средневекового Китая, в которой ярко отражались природные образы, связанные с даосизмом, а объектом — механизм и специфику их отражения в традиционной китайской живописи того же периода. В качестве цели публикации необходимо рассматривать художественный анализ средневековых пейзажей с изображением садово-парковых ансамблей и элементов, сформированных под влиянием даосиской эстетики, в развитии в течение разных периодов, начиная с III века и заканчивая периодом упадка интереса к пейзажу в период правления династии Цин в VXII столетии. Подобный ракурс позволит обогатить российское искусствоведение и востоковедение новыми сведениями о формировании и обогащении образного ряда в пейзажах наиболее известных средневековых китайских мастеров пера и туши, а также оценить своеобразие визуальной интерпретации ими философско-эстетических представлений.

Стоит отметить, что исследование средневековых китайских пейзажей представляет собой достаточно разработанную для российской науки область. В настоящее время существует целый ряд исследований, которые составляют прочную теоретико-методологическую базу, а именно работы Е.В. Завадской [4] Н.А. Виноградовой [5],В.Л. Сычева [6] и др. Вопрос соотношения человека и природы в китайском искусстве звучит в исследовании Е.В. Новиковой [7], И.С. Родичевой [8] и иных современных ученых. Не последнюю роль в этом играют и современные китайские искусствоведы, которые публикуются на русском языке. Среди трудов последних лет следует упомянуть «Изображение садов и парков в творчестве китайских художников» Ма Сюэфэфн. В статье исследователь фокусируется на современном искусстве, в особенности масляной живописи, упоминая о том, что сад как тема изображения стала особенно часто появляться с XV века [9]. Между тем, данная тема все же существовала ранее, и в этот предшествующий период и происходило формирование основных художественных приемов.

Даосизм является древним философско-религиозных учением и частью культурного пространства Китая. Дао — широкое понятие, которое включает целый спектр понятий и категорий. В его основе лежит идея познания самого себя, идея вечного и бесконечного присутствия духа на Небе и Земле. Последователь учения Дао должен обрести полноту своего бытия через своеобразное растворение в окружающем мире. Это и является наиболее значимой и характерной частью даосской эстетики. Естественная красота — эстетический объект, условие развития природы и требование для ее совершенствования, а вслед за ней и существующего внутри нее человека. Отсюда склонность представителей учения к любованию красотой гор, лесов и вод. Более того, небо и земля превратились в их представлениях в объекты наибольшего поклонения, получив священный статус.

Под влиянием философских идей даосов, начиная с династий Суй и Тан, китайская живопись стала сосредотачиваться на пейзаже. До начала династии Цин жанр развивался наравне с изображением цветов и птиц, а также фигуративной живописью. В этот период и была сформирована стройная философская система в отношении отображения природных мотивов, в том числе преобразованных человеком [10]. Особое распространение она получила в Северную и Южную династию Вэй, а также с конца Цзинь. До этого момента при создании изображений художники отдавали предпочтение орнаментам, религиозным образам и вопросу назидания. Природные мотивы лишь украшали изображения, и не были самостоятельны. Именно даосское видение мира сформировало своеобразную моду в художественном мире на пейзаж. Предлагаемый им философский подтекст усилил выразительность создаваемых картин [11]. Например, в книге по теории китайской живописи «Древние картины» Ци Сехэ помимо описания подходов к пониманию живописи и технологии ее исполнения говорилось о «живом духе», который являлся мерилом качества работы. Живость, с точки зрения автора, должна создаваться за счет особой ритмичной организации элементов, расположенных в пустоте, а также посредством линейности в форме [12, c. 32]. В работах китайского философа Чжуан-Цзы (369 до н.э. — 286 до н.э.) утверждалась необходимость передачи образов природы аллегорически в виде «аналогий» и «фигур». Более того, данные объекты должны быть погружены в пустоту, связанную с идеей дао. Там же утверждалась мысль о «красоте в бездействии», а «красота неба и земли» воспринимались как «бессмертное и вечное». Философ считал, что «человек и небо — одно и то же, потому что человек и природа одинаковы и соединены между собой» [12, с. 33].

Китайский сад — это создание «предельной гармонии между основой пейзажа, созданного природой, и рукотворной его частью» [13, c. 198]. В садовом искусстве утверждается принцип контрастов, строящийся на сочетании твердого и мягкого, светлого и темного, предметов и окружающей их пустоты, открытости и замкнутости, простоты и декоративности, ограниченности и свободы, движения и статики. Главный контраст — это небо и земля, благодаря столкновению и дополнению который существует все между ними. Китайские сады обязательно учитывают образы двух могучих стихий, и концентрируются вокруг пустующего пространства. В такой «пустоте» и существуют объекты, которые создавались кистью китайских художников. Они, следуя идеям даосизма, как бы обрамляли пустое пространство шелка или бумаги, и за счет вновь созданных форм расширяли его в условиях ограниченности.

Художник династии Восточная Цзинь Гу Кайчжи более известен портретной и сюжетной живописью. Между тем, он умело включает образы людей в природное окружение, а также различные рукотворные среды, органично связывая их. И не последнюю роль в его работах играют даосские принципы организации садов и парков. Например, Гу Кайчжи изобразил своего героя Се Куня между скал, используя характерные формы данных природных объектов. Это помогло ему подчеркнуть индивидуальность и настроение персонажа. Поскольку мастер был не знаком с давно умершей моделью, то, скорее всего, опирался на записанное высказывание относительно оценки красот Юйляна и Та: «Один холм, а вторая — долина, и этого достаточно». В подобной позиции чувствуется влияние даосских представлений, связанных с любовью к естественной красоте и вниманием ко всему, что связано с камнем и его сочетанием с другими стихиями [14]. Как раз в тот период при создании даосских монастырей стали создаваться при отсутствии природных искусственные гроты и пещеры, предназначенные для небожителей. Эту же традицию начали перенимать и светские сады, что также нашло отражение в произведениях Гу Кайчжи, например, в «Го в водном павильоне» или «Посещение Западного сада в ночь Цин».

Поздней интерпретацией образа Гу Кайчжи считается работа художника Чжао Мэнфу, жившего уже во времена правления династии Южная Сун. Он написал образ Се Куня в окружении скал, внутри грота. Мастер, склонный обращаться к наследию художников прошлого, достаточно обобщенно большой светлой массой изображает каменистые склоны, которые создают защитный кокон вокруг героя. Аккуратными мягкими линиями он подчеркивает неровности поверхности. При этом вокруг модели формируется та самая пустота, которая характерна для даосских садов, а сам герой спокойно созерцает природное великолепие. Темными крупными пятнами со слегка размытыми краями решаются кроны сосен. Они « рассажены» мастером ритмично в виде трех групп, и написаны с изящно изогнутыми стволами. Почти всю нижнюю половину композиции занимает вода, в которой прописываются небольшими затемнениями тени от земли и деревьев, и отражается молочное небо. Примечательно, что в тот период грот или пещера внутри сада приобретают функцию, подчеркивающую высокий статус владельца.

У Даоцзы, 87 небожителей

Рисунок 1. У Даоцзы. Свиток «Восемьдесят семь бессмертных». Фрагмент. VIII в. Мемориальная коллекция Сюй Бэйхун (Китай). Источник: http://www.leadip.com/p/68054.html

У знаменитого представителя танской «литературной живописи», практиковавшего даосизм, У Даоцзы (XVIII в.) также встречаются образы, связанные с изображением садов. Так, в свитке «Восемьдесят семь бессмертных» автор изображает длинную процессию из фигур, которые то соединяются, то разъединяются в виде групп, а между ними образуется пустоты. Герои шествуют по длинному мосту, который напоминает те, что можно встретить в китайских садах. Его ограждения служат связующим звеном для всей композиции (рис. 1). Это не удивительно, так как данный мотив связан с идеей священного пути к дао. Между звеньями ограды, автор помещает изящные завитки волн, а также бутоны водных растений. Тонкие волнистые линии над головами участников действа изображают облака, плывущие по небу. Сами фигуры по форме напоминают продолговатые листья и украшены цветами, что, видимо, подчеркивает близость к природному началу.

https://bkimg.cdn.bcebos.com/pic/a71ea8d3fd1f413420dec5d42d1f95cad0c85eab?x-bce-process=image/watermark,image_d2F0ZXIvYmFpa2UxNTA=,g_7,xp_5,yp_5/format,f_auto

Рисунок 2. Ван Вэй. Фреска «Ванчуань Ту». Фрагмент. VIII в. Художественный музей Сиэтла (США). Источник: https://baike.baidu.com/pic/%E8%BE%8B%E5%B7%9D%E5%9B%BE/818215/1/a71ea8d3fd1f413420dec5d42d1f95cad0c85eab?fr=lemma&ct=single#aid=1&pic=a71ea8d3fd1f413420dec5d42d1f95cad0c85eab

В даосизме распространена идея «отшельничества». В живописи это подразумевает изображение человека вдали от беспорядка мира и ближе к природе. Среди живописных работ, в которых проявляется тема уединения в пределах сада, одной из самых известных является «Ванчуань Ту» Ван Вэя — художника династии Тан. Она была исполнена в последние годы жизни мастера, тогда, когда он жил в уединении в Ванчуане. За пределами изображенной им виллы плывут облака в небе, видна неспешно текущая река. Между волн заметны продолговатые лодки (рис. 2). Обращает на себя внимание то, что образ дворцового комплекса как место пребывания человека, обособлен от дикой природы, однако не изолирован, а, напротив, открыт токам энергии мира. Поэтому и сады, разбитые внутри, аналогичны ландшафту вокруг. Ракурс выбран таким образом, что кажется, что стены служат декоративным обрамлением пространства внутри, заполненного деревьями. Такой же подход к изображению сада как фрагмента естественного и природного, который человек лишь на время заключил в обрамления своих построек, можно встретить и в более поздних произведениях, например, «На берегу реки», «Гао Ши» и «Сяо Ичжуань Ланьтин» [15].

https://djvu.online/jpg/s/s/L/ssL6n1UKkVvIj/070.jpg

Рисунок 3. Су Ханьчэнь. Играющие дети. Ранняя копия. Около 1167. Государственный музей Востока (Москва). Источник: Сычев В.Л. Классическая живопись Китая. Каталог коллекции. – Москва : Государственный музей Востока, 2014. – С. 123.

Су Ханьчэнь, работавший позже в XI–XII веках, также обращался в своих пейзажа к мотиву сада. В его работе «Играющие дети» на светлом фоне показаны высветленные фигурки мальчиков, сверху и снизу изображены темные участки: хвоя сосны и широкие листья невысокого растения (рис. 3). Чтобы уравновесить нижнюю и верхнюю части, за кустарником изображены темные листья с нежно розовыми бутонами. Эти же цветы поставлены в изящную вазу на переднем плане. Они мягко обозначают включение человеческих усилий в созидание изображаемого уголка природы, который вновь условно отделяется невысокой изгородью от мира вокруг, который практические не прорисовывается.

На свитке, созданном уже на рубеже XV–XVI столетий, Цю Ин также ограждает основное место действие стеной и смотрит на павильоны и сады между ними сверху, находясь на возвышенности (рис. 4). Причем то, как он изображает дикую природу, и пейзажные мотивы в пределах пространства жизни человека, сходно. На песочном фоне земли мастер располагает массивные и сучковатые стволы деревьев с шапками зеленой листвы. Они чередуют с разнообразными постройками человека. Этот ритм объединен мотивом дороги, по которой идут персонажи вдоль полотна. Природа за пределами стен имеют ту же ритмическую организацию и цветовое решение.

https://djvu.online/jpg/s/s/L/ssL6n1UKkVvIj/091.jpg

Рисунок 4. Цю Ин. Палиндром, вытканный на шелке. Ранняя копия. XVXVI вв. Фрагмент. Государственный музей Востока (Москва). Источник: Сычев В.Л. Классическая живопись Китая. Каталог коллекции. – Москва : Государственный музей Востока, 2014. – С. 164.

Даосское представление о пяти цветах, которые «ослепляют своим великолепием людей» и являются недостижимым идеалом, привело к тому, что колористическая составляющая садов и парков в Китае достаточно лаконична, проста. На фоне зелени, голубизны небес и воды обычно светлыми пятнами выделяются павильоны, беседки, гроты и т.д. Аналогичное происходило и в живописном искусстве. Изначально китайские художники преимущественно использовали цвет фона. Однако затем они начали включать зеленый цвет туши в качестве основного, а другие старались приглушить, естественно, происходило это с некоторыми поправками на характер мазка, своеобразие художественного языка и стиля мастеров.

https://djvu.online/jpg/s/s/L/ssL6n1UKkVvIj/086.jpg

Рисунок 5. Цю Ин. Две оды о Цзысюе. Ранняя копия. XVI в. Фрагмент. Государственный музей Востока (Москва). Источник: Сычев В.Л. Классическая живопись Китая. Каталог коллекции. – Москва : Государственный музей Востока, 2014. – С. 154.

В свитке «Две оды о Цзысюе» на светлом шелке изображены сине-зеленые холмы и горы, среди которых то тут, то там выглядывают темно-зеленые пятна рощиц и серо-бежевых павильонов (рис. 5). Казалось бы, перед зрителем предстает вполне естественный ландшафт с приглушенным колоритом, но фигурки людей и многочисленные видовые павильоны и беседки говорят о том, что данный уголок все же преображен человеком. Более того, присутствие дорог и точек осмотра, расположенных на возвышенностях, свидетельствуют об обязательности неспешного перемещения по пространству. При этом художник стремится показывать все объекты этого пути в динамичном и достаточно сложном взаимодействии. Так, высокие пики плавно «перетекают» в пологие холмы, а те в гребни волн. В сочинении Вэнь Чжэньхэна «Заметки о лишних вещах» (XVI в.) написано: «камень побуждает человека [думать о] древнем, а вода побуждает человека [думать об] отдаленном» [16, c. 43].

https://djvu.online/jpg/s/s/L/ssL6n1UKkVvIj/032.jpg

Рисунок 6. Вэнь Би. Из жизни Су Дунпо. XVIXVIIвв. Фрагмент. Государственный музей Востока (Москва). Источник: Сычев В.Л. Классическая живопись Китая. Каталог коллекции. – Москва : Государственный музей Востока, 2014. – С. 47.

В свитке Вэнь Би с четырямя сценами из жизни Су Дунпо также показано пространство сада. Изображение неба здесь отсутствует, так как мастер высоко поднимает линию горизонта, пряча ее за верхним срезом полотна. Земля не покрыта краской и выражена светлым цветом шелковой основы (рис. 6). Ее слегка желтоватый оттенок придает сходство с песком. Обрамляют землю темно-зеленые пятна хвои на соснах и розовые пятна цветов сливы. Местами художник слегка высветляет шелк, изображая фигуры в светлых одеждах и архитектуру. Также гармонично рассеян по полотну розовый и синий цвет, что создает приятный и неспешный ритм. В саду естественные природные формы как бы дополняются рукотворными. Люди неспешно передвигаются, слушают музыку, пьют чай, как и в остальных пейзажах. Она чувствуют и выражают единство эмоционального состояния с природой, необходимого им для духовного совершенствования.

Внимание китайских пейзажистов как раз и обусловлено было тем, что в отличие от дикой и непредсказуемой природы, сады позволяли выстраивать и показывать более ровные отношения между человеком и вещами. Тем самым, художники вместе со своими героями как бы переносили туда внутренние переживания [17, c. 89]. Примечательно то, что пейзажисты изображают пространство садов и парков с достаточно близкого расстояния и сверху. Именно так в Китае и принято созерцать сады и парки, так как видовые точки расположены на возвышенностях. Отсюда высокая линия горизонта и частое отсутствие неба как такового. При этом зритель должен видеть красоты невдалеке, и не только один уголок, но и хотя бы фрагменты остальных.

В качестве обобщения проведенного анализа наиболее известных пейзажей средневековых китайских живописцев, имеющих изображение рукотворного сада или парка, показывает, что наиболее часто показываются те ландшафтные композиции, которые представляют собой огороженные среды, полные свободных и пустых пространств. Они обрамляются участками с растениями, в основном хвойными, реже цветами, небольшими архитектурными элементами и садовой мебелью, а также в отдельные периоды камнями и гротами. Небо и земля практически не обозначаются (за исключением облаков и камней), так как авторы вместо стихий оставляют непокрашенные фрагменты. Более того, линия горизонта зачастую поднята очень высоко с целью показать то, что происходит внутри сада. Ритмическая организация садового пространства в качестве связующей нити имеет мотив дороги, по которой идут стаффажные фигурки. Важно то, что сады и парки в пейзажной живописи как раз и передавались с обязательным присутствием человека и, по сути, служили символическим отражением его внутреннего мира и умиротворенного состояния на пути к дао. Это в полной мере соответствовало идеям даосов, которые воспринимали садово-парковые комплексы как средство ухода от суеты мира и любования его красотой в священном бездействии, а для живописца как инструмент символического освоения пространства.

Библиография
1. Голосова, Е. В. Теория национального китайского сада // Вестник ТГУ. – 2010. № 10 (90). – С. 197–201.
2. Фесикова, О. В., Никишина, Ю. Д. Философская основа китайских садов // Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы : материалы XVI международной научно-практической конференции (Ставрополь, 2022). – Ставрополь : Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство “Параграф”», 2022. – С. 329–332.
3. Вэй, Ч. История китайской живописи. – Пекин : Пекинское издательство древних книг, 2005. – 581 с.
4. Завадская, Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. – Москва : Искусство, 1975. – 440 с.
5. Виноградова, Н. А. Горы — воды. Китайская пейзажная живопись. – Москва : Белый город, 2011. – 48 с.
6. Сычев, В. Л. Классическая живопись Китая. Каталог коллекции. – Москва : Государственный музей Востока, 2014. – 248 с.
7. Новикова, Е. В. Человек и Природа в духовной культуре Востока. – Москва : ИВ РАН: Крафт+, 2004, – С. 397–417.
8. Родичева, И. С. Философия «Пустотности» Чжуан-цзы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-pustotnosti-chzhuan-tszy (дата обращения: 15.08.2022).
9. Сюэфэфн, Ма. Изображение садов и парков в творчестве китайских художников» // Искусство и диалог культур : сборник научных трудов XIII Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (Санкт-Петербург, 2019). – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион». – 2019. – С. 161–165.
10. Цзюнь, Ц. Ц. Даосские идеи и философия искусства в традиционной китайской пейзажной живописи // Шаньдунские общественные науки. – 2017. № 2. – С. 43–46.
11. Сяоцзюнь, Л. Краткий анализ отражения даосизма в пейзаже // Популярная литература и искусство. – 2018. № 21. – С. 25–28.
12. Хаймин, В. Отражение даосизма в китайской пейзажной живописи // Мир гуманитарных наук. – 2016. № 16. – С. 31–33.
13. Голосова, Е. В. Теория национального китайского сада // Вестник ТГУ. – 2010. № 10 (90). – С. 197–201.
14. Цзяньцзянь, Ли. Гу Кайчжи: художественная антропология и интерпретация // Искусство и дизайн. – 2014. № 1. URL: http://www.artanthropology.com/show.aspx?id=1591&cid=7 (дата обращения: 16.08.2022).
15. Янь, Ц. О влиянии традиционной китайской философии на создание современных пейзажей // Jingdezhen Ceramics. – 2011. № 5. – С. 123–126.
16. Энциклопедия китайских садов / Авт.-сост. Ч. Вэй-цюань. – Тайбэй: Минвэньшу цзюй, 1991. – 345 с.
17. Хун, Ц. Влияние даосизма на взгляды Хуан Биньхуна // Молодые писатели. – 2010. № 9. – С. 89–91.
References
1. Golosova, E. V. (2010) Theory of the national Chinese garden. Bulletin of TSU, № 10 (90), pp. 197-201.
2. Fesikova, O. V., Nikishina, Yu. D. (2022) The philosophical basis of Chinese gardens. World scientific research of modernity: opportunities and prospects : materials of the XVI International Scientific and Practical Conference (Stavropol, 2022). Stavropol : Limited Liability Company "Stavropol Publishing House "Paragraph"", pp. 329-332.
3. Wei, Ch. (2005) History of Chinese Painting. Beijing : Beijing Publishing House of Ancient Books, 581 p.
4. Zavadskaya, E. V. (1975) Aesthetic problems of painting in old China. Moscow : Iskusstvo, 440 p.
5. Vinogradova, N. A. (2011) Mountains — waters. Chinese landscape painting. Moscow : Bely Gorod, 48 p.
6. Sychev, V. L. (2014) Classical painting of China. Collection catalog. Moscow : State Museum of the East, 248 p.
7. Novikova, E. V. (2004) Man and Nature in the spiritual culture of the East. Moscow : IV RAS: Kraft+, pp. 397-417.
8. Rodicheva, I. S. (2012) Philosophy of "Voidness" Chuang tzu. Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, No. 4. Retrieved from: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-pustotnosti-chzhuan-tszy (accessed: 08/15/2022).
9. Xuefefn, Ma. (2019) The image of gardens and parks in the works of Chinese artists". Art and Dialogue of cultures: collection of scientific papers of the XIII International Interuniversity Scientific and Practical Conference "Art and Dialogue of Cultures" (St. Petersburg, 2019). St. Petersburg : Center of Scientific and Information Technologies "Asterion", pp. 161-165.
10. Jun, Ts. Ts. (2017) Taoist ideas and philosophy of art in traditional Chinese landscape painting. Shandong Social Sciences, No. 2, pp. 43-46.
11. Xiaojun, L. A. (2018) Brief analysis of the reflection of Taoism in the landscape. Popular Literature and Art, No. 21, pp. 25-28.
12. Haimin, V. (2016) Reflection of Taoism in Chinese landscape painting. The World of Humanities, No. 16, pp. 31-33.
13. Golosova, E. V. (2010) Theory of the National Chinese Garden. Bulletin of TSU, № 10 (90), pp. 197-201.
14. Jianjian, Li. (2014) Gu Kaizhi: artistic anthropology and interpretation. Art and Design, No. 1. Retrieved from: http://www.artanthropology.com/show.aspx?id=1591&cid=7
15. Yan, Ts. (2011) On the influence of traditional Chinese philosophy on the creation of modern landscapes. Jingdezhen Ceramics, No. 5, pp. 123-126.
16. Encyclopedia of Chinese Gardens (1991) / Author-comp. Ch. Wei-quan. Taipei: Mingwenshu ju, 345 p.
17. Hong, Ts. (2010) The influence of Taoism on the views of Huang Binhong. Young writers, No. 9, pp. 89-91.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» представлена статья «Роль даосизма в развитии образов садов и парков в китайском искусстве».

Осмысление специфики живописи китайского средневековья, в период которого и были заложены базовые принципы отражения преображенной человеком природы, представляется актуальным предметом, имеющим значительный потенциал для исследования. В начале статьи автором четко сформулированы такие основополагающие для любой научной работы понятия, как предмет, объект и цель работы, что является безусловным ее достоинством: «В качестве цели публикации необходимо рассматривать художественный анализ средневековых пейзажей с изображением садово-парковых ансамблей и элементов, сформированных под влиянием даосиской эстетики, в развитии в течение разных периодов, начиная с III века и заканчивая периодом упадка интереса к пейзажу в период правления династии Цин в VXII столетии». Как справедливо замечает автор далее, «подобный ракурс позволит обогатить российское искусствоведение и востоковедение новыми сведениями о формировании и обогащении образного ряда в пейзажах наиболее известных средневековых китайских мастеров пера и туши». Так же убедительно автор определяет и методологию проведённого исследования, опирающуюся на солидную теоретико-методологическую базу; апеллирует к оппонентам.

Среди недочетов статьи сразу хочется отметить опечатки, допущенные автором в окончаниях слов и требующие корректировок («их существующих работ»; «предметов настоящего исследования», «философско-религиозных учением», «образуется пустоты», «место действие» и т.д.).

Отмеченное не умаляет достоинств, которые в целом демонстрирует содержание работы. Очевидно, что автор вдумчиво изучил существующие труды по теории китайской живописи и философии исследуемого периода, что обеспечивает возможность междисциплинарного подхода, требуемого темой представленной работы. В статье умело определяются и прослеживаются закономерности появления специфических художественных особенностей: «До этого момента при создании изображений художники отдавали предпочтение орнаментам, религиозным образам и вопросу назидания. Природные мотивы лишь украшали изображения, и не были самостоятельны. Именно даосское видение мира сформировало своеобразную моду в художественном мире на пейзаж». Или: «В садовом искусстве утверждается принцип контрастов, строящийся на сочетании твердого и мягкого, светлого и темного, предметов и окружающей их пустоты, открытости и замкнутости, простоты и декоративности, ограниченности и свободы, движения и статики. Главный контраст — это небо и земля, благодаря столкновению и дополнению который существует все между ними».

Особую ценность статье придает собственно анализ работ таких художников, как Гу Кайчжи, Чжао Мэнфу, У Даоцзы, Ван Вэй, Су Ханьчэнь, Цю Ин, Вэнь Би.
Детальный анализ художественных композиций автор сопровождает трактовкой используемых приёмов и их значения с точки зрения изучаемого тематического ракурса: «Эти же цветы поставлены в изящную вазу на переднем плане. Они мягко обозначают включение человеческих усилий в созидание изображаемого уголка природы, который вновь условно отделяется невысокой изгородью от мира вокруг». Или: «Причем то, как он изображает дикую природу, и пейзажные мотивы в пределах пространства жизни человека, сходно. На песочном фоне земли мастер располагает массивные и сучковатые стволы деревьев с шапками зеленой листвы… Природа за пределами стен имеют ту же ритмическую организацию и цветовое решение».

Структура статьи четкая и логичная, стиль отличается оправданной художественностью и грамотной научностью изложения.

Заключение работы содержательно и конструктивно: в нем автор емко обобщает художественные приёмы, отмеченные в процессе анализа наиболее известных пейзажей средневековых китайских живописцев. Сделанные автором обширные и правильные выводы подытоживают научную новизну проведённого исследования.

Библиография, состоящая из семнадцати источников, соответствует теме и специфике исследования.

Настоящий материал может представлять несомненный интерес и пользу как для профессионалов в области искусствоведения и востоковедения, так и для самой широкой аудитории, интересующейся китайским искусством.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.