Статья 'Особенности воплощения образа Хуанхэ в китайской масляной живописи рубежа XX и XXI веков' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Особенности воплощения образа Хуанхэ в китайской масляной живописи рубежа XX и XXI веков

Хуан Юаньпэн

аспирант, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет

690920, Россия, г. Владивосток, остров Русский, кампус ДВФУ, корп. F

Huang Yuanpeng

Postgraduate student, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University

690920, Russia, g. Vladivostok, ostrov Russkii, kampus DVFU, korp. F

861121819@qq.com

DOI:

10.25136/2409-8744.2022.4.38499

EDN:

WQOMFR

Дата направления статьи в редакцию:

23-07-2022


Дата публикации:

03-09-2022


Аннотация: В статье рассматривается исторический процесс развития особенностей воплощения достаточно актуального в современном искусстве Китая мотива реки Хуанхэ, выполненного в технике масляной живописи. К классическому мировому наследию живописи китайские художники обратились лишь в конце ХIХ в. За сравнительно небольшой промежуток времени китайские мастера не только в совершенстве освоили реалистические принципы изображения маслом, но и смогли адаптировать этот вид художественного творчества к своей культуре путём поиска национальной идеи произведения. Настоящая статья посвящена анализу изображения и символическому значению реки Хуанхэ в китайской масляной живописи. В ходе исследования сделан вывод, что характер и мировоззрение китайского народа зародились в долине реки Хуанхэ, поэтому образ этой реки неразрывно связан в сознании каждого гражданина страны с истоками нации. Более того, художественное выражение духовных ценностей китайского народа не мыслится без образа Жёлтой реки. В современную эпоху многие художники, работающие маслом, по-разному выражают образ реки Хуанхэ, передавая живописными средствами свое понимание и восприятие национального духа. В этой связи представляет интерес изучение вариаций образа реки в масляной живописи с точки её символического значения и художественной выразительности. Данное исследование выявляет и рассматривает на примере выдающихся произведений масляной живописи Китая конца XX и начала XXI столетий особенности живописного прочтения образа в сюжетных композициях.


Ключевые слова:

масляная живопись, китайское искусство, художественный образ, Жёлтая река, изображение, символика, национальный символ, дух сопротивления, героизм, предназначение

Abstract: The article examines the historical process of the development of the features of the embodiment of the Yellow River motif, which is quite relevant in modern Chinese art, made in the technique of oil painting. Chinese artists turned to the classical world heritage of painting only at the end of the nineteenth century. In a relatively short period of time, Chinese masters not only perfectly mastered the realistic principles of oil painting, but also were able to adapt this type of artistic creativity to their culture by searching for a national idea of the work. This article is devoted to the analysis of the image and the symbolic meaning of the Yellow River in Chinese oil painting. The study concluded that the character and worldview of the Chinese people originated in the valley of the Yellow River, so the image of this river is inextricably linked in the minds of every citizen of the country with the origins of the nation. Moreover, the artistic expression of the spiritual values of the Chinese people cannot be conceived without the image of the Yellow River. In the modern era, many oil artists express the image of the Yellow River in different ways, conveying their understanding and perception of the national spirit through pictorial means. In this regard, it is of interest to study the variations of the image of the river in oil painting from the point of view of its symbolic meaning and artistic expressiveness. This study identifies and examines, by the example of outstanding works of oil painting in China of the late XX and early XXI centuries, the features of the pictorial reading of the image in the plot compositions.


Keywords:

oil painting, chinese art, artistic image, Yellow River, picture, symbolism, national symbol, the spirit of resistance, heroism, destiny

Настоящее исследование обращено к теме Жёлтой реки в китайской масляной живописи конца XX и начала XXI столетий. Образ реки Хуанхэ в данном виде изобразительного искусства Поднебесной – это глубокое осмысление национального духа на протяжении всей истории развития нации, отражение культуры и ментальности народа. В далекой древности на берегах реки жили племена трудолюбивых земледельцев, которые своими руками и непоколебимой волей создавали на этой реке могущественную цивилизацию. Они и обеспечили будущее китайского народа. Их потомки с благодарностью хранят память об основателях цивилизации, боровшихся с бурными горными потоками за процветание. Воды Хуанхэ формировали и философию, и мировоззрение народа, его этические и эстетические взгляды, подталкивали к научным открытиям и техническим достижениям. Образ Жёлтой реки стал символом духа китайской нации в различных видах искусства, например, китайской поэзии, музыке, живописи, скульптуре и т.д.

В области живописи гохуа Жёлтая река издавна была любимым мотивом китайских мастеров. Однако в XX веке по мере освоения ими искусства масляной живописи у них появились новые возможности для передачи данного образа. Так, в последние два года на русском языке в свет вышли статьи Хуан Юаньпэня в соавторстве с российскими и китайскими учеными, посвященные истории развития данного мотива в творчестве художников Поднебесной [1] и его современному состоянию [2]. Внимание к данному мотиву в живописи маслом рубежа XX и XXI веков весьма опосредованно проявляется в работах, изданных на русском языке, Чжан Цзиньэня [3] и Ю.В. Курнина [4], Цзяна Дэсайя и Е.М. Коляды [5], Лу Цяньвэйя [6] и др. Разумеется, что и в китайском искусствоведении существует большое количество трудов, посвященных этому вопросу, но они известны российскому читателю, в лучшем случае, за счет упоминания в трудах перечисленных выше авторов. К числу ключевых для настоящего исследования ученых из Китая следует отнести Чжан Лу, который защитил докторскую диссертацию, посвященную развитию в XX столетии пейзажа в масляной живописи и анализу его национальных особенностей. Там же автор упоминает и рассматриваемый мотив [7].

Стоит отметить, что в многочисленных научных работах на китайском языке важнейшей проблемой сейчас является поиск своеобразия в воплощении художественных образов, которые создают живописцы из Поднебесной, причем в развитии [8]. Однако образ Жёлтой реки в масляной живописи конца XX и начала XXI века мало исследован. Это связано с тем, что изображение данной реки, чаще всего, появляются не в пейзажах, а в сложных сюжетных композициях, преимущественно, на тему борьбы китайского народа с угрозами, будь то внешние захватчики или природные бедствия. При этом трудов, освещающих вариации образа Хуанхэ в подобных живописных полотнах, в настоящее время нет, что актуализирует предлагаемое исследование. Между тем, летом 2022 года Шаньдунской федерацией литературных и художественных кружков и региональной ассоциацией художников была организована выставка «Дух Желтой реки», которая объединила творчество художников разных поколений, показав изменение образа в ретроспективе. В искусствоведческой среде отмечается, что на примере произведений молодых мастеров заметно формирование нового подхода к отображению Хуанхэ, в том числе благодаря использованию приемов и выразительных средств масляной живописи [9].

Данное исследование фокусируется на таком предмете, как пейзажная живопись маслом в современном Китае, а его объектом является развитие образа реки Хуанхэ в творчестве китайских художников-живописцев в конце XX и в начале XXI века – времени активных поисков в национальных мотивов и средств выражения области живописи. Следовательно, целью следует считать художественный анализ произведений, выполненных в технике масляной живописи и созданных в указанный период, образный ряд которых связан с великой китайской рекой.

图片1

Рис. 1. Ода реке Хуанхэ. Чэнь Ифэй. 1971 – 1977 гг. 143х297 см. Холст, масло. Национальный художественный музей Китая.

Особое видение образа реки отражается в картине «Ода реке Хуанхэ» Чэнь Ифэя (рис. 1). Художник начал работать над живописным произведением еще в 1971 году по заданию Шанхайского революционного комитета. Впервые работа была представлена публике на Всеармейской художественной выставке, где получила одобрение деятелей искусства за превосходную технику масляной живописи и художественную выразительность. Картина пронизана смелой и энергичной атмосферой, вселяющей в людей безграничную надежду и уверенность в безопасности, так как на страже их благополучия стоит отважный воин и могучая Хуанхэ.

Данное произведение было создано в соответствии с идеологией того времени. Сущность революционного искусства с 1972 по 1975 год заключалась в «доминировании героических мотивов» [10. с. 60], что значительно ограничивало авторов в выборе сюжетов и совсем не способствовало развитию пейзажей. Однако в картинах, созданных на тем героической борьбы народа, природные мотивы неизменно находили свое место. Разумеется, героизм, воплощенный в картине «Ода реке Хуанхэ», носит строго политический характер, но даже в этом случае нельзя отрицать удачное художественное решение. Несмотря на узкие идеологические рамки Чэнь Ифэй подошел к воплощению темы оригинально, пропустив сюжет через собственное понимание проблемы героики как национального характера китайского народа и выбрав соответствующее окружение. Заслуга Чэнь Ифэй состоит в том, что «он обратился к простоте и естественности человеческих чувств, наделив замысел идеализированным романтическим звучанием» [11, с. 12].

Искусствовед Цай Жохун пишет, что «он [художник] неизменно сохранял романтическое очарование, способность к скульптурной лепке реалистической формы и к фокусировке так, что ему удавалось выделять простое и характерное» [11, с. 13]. Отметим, что героизм, выраженный в картинах мастера конца прошлого века – это не только проявление его личного видения, но и передача характерных для китайского народа представлений о героизме. Так, воин должен обладать волей, не бояться опасности, иметь широту ума и отличаться самоотверженностью, оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне. И совершенно не случайно автор сочетает дух такого понимания героизма с образом Жёлтой реки, объединяя их в единый художественный замысел. Первый созвучен с образом противостояния могучему горному потоку и укрощению, что открывает путь к счастливой и свободной жизни.

Рассматриваемая картина раскрывает чувство героизма, выражая безграничную гордость и любовь автора к горам и рекам Родины. Он передаёт это через эмоциональный настрой главного персонажа произведения, который поддерживает выразительность пейзажного мотива. Художник показывает, как широкое русло мутной реки течет к переднему плану, протекая между горными хребтами. Над горами высится бескрайнее небо, затянутое облаками и/или водной взвесью, поднимающейся от бурного потока. Солнце встает на востоке, предвещая начало прекрасной эпохи, заслуженной народом в его нелёгкой борьбе, и символизирует славное будущее и бесконечную жизненную силу нации. Молодой солдат стоит на высокой скале, озаренный солнечными лучами, и его переполняет чувство счастья и гордости за свою землю, красоту бескрайних просторов, простирающихся перед ним. Группа белых гусей расправила крылья у ног героя и летит на юг, прорезая по диагонали композицию. Они привносят в атмосферу чувство радости и легкости, движение.

В значительной степени воплощению задуманной идеи способствует реалистический метод изображения и виртуозное владение техникой масляной живописи. Автор точно передает перспективу путём тональных и цветовых контрастов, насыщая картинное пространство холодными оттенками. Он плавно уводит формы в туманную даль. Уделяется большое внимание построению пространства. Вертикаль фигуры, направление полёта диких гусей, сходящиеся линии гор и реки противопоставлены линиям горизонту и пространству неба. Внимание концентрируется на переднем плане – фигуре солдата на каменном выступе, трактовка которого сочетает мягкую моделировку объёма с пастозной фактурой мазка, детальную проработку формы с монументальностью. Способствует акценту на нем и яркое колористическое решение, выделяющее его на фоне растворённого в дымке пейзажа. Любующийся открывающимися с высоты скального выступа далями воин является представителем героического образа сыновей и дочерей Китая и символом героической истории реки Хуанхэ. Величественная поза прямо стоящего солдата свидетельствует о высокой миссии, об ответственности перед страной и её историей. Исследователь творческого пути мастера Фан Ди'ан считает, что «образную выразительность композиции “Ода реке Хуанхэ” заключается в величественной позе солдата, стоящего прямо с ружьем, и обширной реке, горном фоне, которые подчёркивают широту авторского замысла» [12, с. 15].

图片3

Рис. 2. Пьющий из реки. Чжун Хань. 1990–2008 гг. 150х136см. Холст, масло. Национальный художественный музей Китая.

Воды Хуанхэ изначально питали влагой землю, способствуя развитию жизни и культуры народа. Местами потоки реки гневно бурлят и сопротивляются, угрожая бедой, но, чаще, она течет медленно, проявляя спокойствие и безмятежность. По этой причине среди многочисленного многообразия передачи символического образа Жёлтой реки в китайском искусстве можно выделить художественное выражение национальной привязанности и благодарности. Так, картина Чжун Ханя «Пьющий из реки», созданная в конце XX века, демонстрирует склонность именно к такой интерпретации мотива (рис. 2). Здесь соединён энергичный темперамент Хуанхэ с простотой и угловатой фигурой крестьянина из северной Шэньси. Этот трудолюбивый человек показан собирающимся выпить воды из реки. Последняя в понимании художника подобна матери, питающей и воспитывающей людей, работающим на ее берегах.

«Пьющий из реки» создан Чжун Ханем в результате впечатлений от нескольких творческих поездок и наблюдений за жизнью местных крестьян. Еще в начале 1960-х годов он посещал эти края, чтобы сделать наброски с натуры, и бродил по обширному лесному плато. «Смотря на перекрещенные гребни плато на берегу бурной Жёлтой реки, я ощущаю величие и великолепие китайской цивилизации, ценю её непрекращающуюся пульсацию и жизненную силу», — писал живописец [12, с. 15]. Вдохновленный духом Хуанхэ, он создал серию картин, изображающих Жёлтую реку, лес и жителей русла реки. Эти работы раскрывают силу национальных чувств и выражают восхищение автора местной культурой. Известно, что в 1970-х годах Чжун Хань плавал с лодочником Лю Найэр из Цикоу, который однажды захотел напиться воды прямо из реки. Художнику показалось это простое действие настолько выразительным, что он сделал прямо на месте наброски, «захватив» характерное движение фигуры. Чжун Хань вспоминал: «Когда я впервые рисовал этот сюжет с натуры, то постарался запечатлеть направление изгиба спереди и со стороны, с большого расстояния, чтобы можно было в дальнейшем использовать этот материал» [12, с. 16].

Поскольку сюжет возник у автора непосредственно из жизненных наблюдений, то в работе не чувствуется наигранности, театральности и искусственного позирования. Чжун Хань придает большое значение эмоциональному настрою. Однажды он написал в альбоме, что «необходимо многократное переживание сильных эмоций и чувства жизни, чтобы достичь чувства возвышенности» [12, с. 15]. Художник пишет полный жизненного правдоподобия образ немолодого крестьянина в обветшалой одежде. Способствует выявлению композиционного центра работы — фигуры главного героя произведения и фон за его спиной. Последний передан так, что с трудом можно различить, где заканчиваются желто-оранжевые воды реки, а где начинается небо, которое заволокла желтоватая пыль. Его загорелая кожа слегка влажная. Тонкая веревка, висящая на плечах героя, словно связывает его с речным руслом.

В картине «Пьющий из реки» используются разные по насыщенность цвета. Художник отказался от погони за академической моделировкой формы, предпочитая почти импрессионистично передать ощущение объемности и бескрайности пространства. Автор предпочитает колорит, построенный на сочетаниях оттенков желтого и коричневого Он «скрывает» линию горизонта за дымкой и высветляет более темную основу так, что буквально чувствуется жаркий и пронизанный пылью и водной взвесью воздух. Известно, что в процессе работы Чжун Хань часто корректировал и менял рисунок [13, с. 11]. Возможно, в результате корректировки появилось множество дополнительных оттенков, деталей, валёров.

图片2

Рис. 3. Чжан Цзяньцзюнь, Е Нань. Триптих «Кантата реки Хуанхэ» (сопротивление, восхождение, изгнание). Холст, масло. 2009. Национальный художественный музей Китая.

Одной из ярчайших работ, посвященной Хуанхэ и написанной современными авторами в технике масляной живописи, следует рассматривать картину «Кантата реки Хуанхэ» Чжан Цзяньцзюня и Е Наня (рис. 3). Источником вдохновения для мастеров послужила одноименная мелодия Сиань Синхая на стихи Гуан Вэйжаня. Она выражает дух неукротимости и сопротивления китайского народа, так как была создана во время освободительной войны Китая. В стихотворении говорится об угнетении народа захватчиками, и звучит призыв: «Восхваляйте Хуанхэ и проявляйте национальный дух; покажите жизнь китайского народа в страданиях после японского вторжения; объедините весь народ и храбро сражайтесь с японцами» [14, с. 9]. Композитор Сиань Синхай, услышав эти строки, создал кантату, которая вскоре зазвучала по всей стране, вдохновляя китайский народ на борьбу.

К сути поэтического и музыкального произведений близок по силе эмоционального воздействия и живописный триптих «Кантата река Хуанхэ». Он отражает лишения, муки и борьбу китайского народа. Творческая концепция живописного полотна сформировалась почти сразу. Чжан Цзяньцзюнь озвучил её так: «Человек должен помнить историю, ощущать свою национальность, это поднимает неукротимый народный дух. Но вместе с тем выразительные возможности искусства должны пробуждать и чувство прекрасного, отталкиваясь от конкретного исторического события, они погружают зрителя в атмосферу чарующей мелодии» [14, с. 9]. События в живописной интерпретации развиваются на фоне бурного течения желтых вод, которые занимают весь фон и изображены так, что будто бы обрушиваются на участников событий на переднем плане, а затем словно выплескиваются на зрителя, делая его соучастником. Именно река становится объединяющим началом в композиции трех картин. В центре поток обрушивается вниз, а справа и слева написан горизонтальными волнами. Светлая желто-молочная река сильно контрастирует с затемненными силуэтами персонажей спереди.

Правая часть триптиха «Кантата реки Хуанхэ» называется «Изгнание» и отражает глубокие страдания нации в этот непростой исторический период. Желтая река возмущена. Она кажется внешне спокойной, но, подводное течение нарастает, ожидая своего часа, подобно накалу народного напряжения под гнётом захватчиков. Изображения персонажей включают стариков, женщин и детей, которые подверглись жестокому обращению и не могут сопротивляться. Есть также изображения мужчин среднего возраста, чьи глаза выражают негодование и неукротимость, и лодочников, которые изо всех сил пытаются грести, чтобы спасти своих пассажиров. Продолжает логику изображённых событий левая часть триптиха под названием «Сопротивление». Здесь уже персонажи не беспомощны и вялы, а, наоборот, энергичны, полны решимости, чтобы стремительно идти вперед. Это стремление подчеркивается и направленностью речного потока, его бурлением. Изображены там преимущественно молодые люди, вооруженные ружьями и копьями. Река здесь выступает как полноправный участник исторических событий, разделяющий все тяготы судьбы вместе со своим народом. В этот момент, кажется, звучит страстная мелодия и звучат такие строки, как: «Ревет ветер, рев коня, ревет Жёлтая река! Жёлтая река ревет! С мечами и копьями защитите свой родной город! Защитите Жёлтую реку! Защитите Северный Китай! Защитите весь Китай!» [14, с. 11].

Центральная часть живописного триптиха именуется «Восхождение». На полотне изображён композитор Сиань Синхай в образе воина, так как он был участником тех событий. Музыкант подобен скульптуре или скале, на которой стоит, и олицетворяет крепость народной воли. В качестве фона выступает водопад Хукоу, выбранный живописцами из-за его мощи и динамики. Искусствовед Чжоу Шаохуа так отзывался об этом уникальном природном явлении в книге «В поисках истока Великой реки»: «... Его непобедимый героический дух внезапно спустился с юга на север, врезавшись, как острый меч, и молнией упал в устье. Он похож на стройное построение небесных солдат и генералов, спустившихся с небес и образовавших вертикальные потоки высотой 20 метров <…> вода течет переливами, воздух и облака плывут, а виды то появляются, то исчезают. Люди часто ощущают, как туман и роса касаются их, проникая глубоко и пульсируя. Мутные водные потоки опускаются на тысячи футов, и слышен гром в десяти милях отсюда» [15, с. 5]. Водопад Хукоу отражает импульс и дух реки. Как пишут авторы триптиха, «здесь мы написали вздымающиеся волны водопада Хукоу на Жёлтой реке, и отразили его как духовный символ, то есть единство тысяч людей, их настойчивость, бесстрашие и смелость двигаться вперед» [16, с. 45].

Эмоционально образный аспект живописного триптиха, передача художественной концепции произведения невозможны без высокого профессионального уровня техники исполнения, предполагающего работу с композицией, реалистической моделировкой формы. Правдоподобно и убедительно трактованы не только персонажи всех частей триптиха, но и передан характер Хуанхэ, на фоне которой и разворачивается действо, объединяя все картины в единый ансамбль и формируя единое колористическое решение с преобладанием тёплых оттенков, становясь одним пространством и временем. Динамика боковых частей усиливает напряжение и импульс триптиха и акцентирует внимание на радикальную по композиционному решению среднее «Восхождение». Водопад идет сверху вниз, повторяя величественную статику персонажа.

В рассмотренных в рамках данной статьи произведениях, созданных китайскими художниками разных поколений, заметно, как формируется образ Хуанхэ в тематической картине в связи с семантикой реки в культуре Поднебесной и ведется поиск способов его воплощения средствами масляной живописи. Жёлтая река в китайском искусстве рубежа XX и XXI веков появляется в работах, которые подчеркивают героизм китайского народа. Причем водные потоки могут отражать как трагические моменты, так и героические, а также демонстрировать неразрывную и гармоничную связь человека с природой. В зависимости от эмоционального посыла авторы подчеркивают мощь реки или, напротив, ее благожелательность. Неизменно то, что для ее воплощения на холсте используется реалистическая форма, но лепка вод отличается в соответствии с замыслом и индивидуальной манерой творца. Хуанхэ может представать в виде крупных цветовых масс или строится за счет тончайших валеров, казаться мутной и враждебной или ласковой и почти золотистой, бурной и спокойной. Яркие цветовые отношения, дополненные рефлексами, отражают состояние природы, характерные особенности изображаемой местности. Еще одной объединяющей чертой следует считать обязательность присутствия образа человека, как правило, сильного и отважного. В таком синтезе художники и выстраивают колористическое и композиционное решение полотен с изображение Жёлтой реки. Более того, живописная экспрессия основывается на непосредственных натурных впечатлениях. В них ощущается та свежесть пространственной среды, наполненной светом и воздухом, которую ощутили мастера, будучи на берегах Хуанхэ.

Тем самым, можно заключить, что в масляной живописи рубежа прошлого и настоящего века образ данной реки гармонично сплетен с сюжетной составляющей, но при этом возможности данной техники исполнения дают мастерам гораздо больший спектр приемов для передачи характера и особенностей этих вод. Живопись маслом, прекрасно передающая течение мощного потока, его сложные цветовые вариации, делает Хуанхэ полноправным участником событий и инструментом, предназначенным для того, чтобы подчеркнуть состояния героя и самого автора, что значительно обогащает силу данного образа как национального символа.

Библиография
1. Юаньпэн Х., Алексеева, Г. В. Образ реки Хуанхэ в китайской живописи // Известия Байкальского государственного университета. – 2021. № 31 (4). – С. 546–552.
2. Хуан, Ю., Цинь, Т. Река Хуанхэ в современной живописи Китая: художественный образ и средства его воплощения // Искусство Евразии. – 2022. № 2 (25). – С. 26–35.
3. Цзиньэня, Ч. Анализ ситуации в современной китайской пейзажной живописи маслом // Искусство и диалог культур : сборник научных трудов XIV Международной межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2021). – Санкт-Петербург : Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2021. – С. 175–178.
4. Цзиньэня, Ч., Курнин, Ю. В. Пейзажная масляная живопись Китая в начале XXI века // Научный лидер. – 2021. № 5 (7). – С. 11–13.
5. Дэсай, Ц., Коляда, Е. М. Особенности развития пейзажа в китайской живописи начала XXI века // Научное мнение. – 2017. № 7-1. – С. 95–98.
6. Цяньвэй, Л. Пейзажная живопись в русском и китайском искусстве XXI столетия: традиции и новаторство // Искусство и диалог культур. – 2021. – С. 135–139.
7. Чжан, Л. Исследование китайской живописи пейзажей маслом[Текст]: дис. ... доктора искусствоведения: утв. 2014 / Чжан Л. – Нанкин: Нанкинский университет искусств, 2012. – 167 с.
8. Сунь Тиньюй. Исследование языка масляной живописи // Художественная литература. – 2019. № 05. – С. 56–58.
9. Сянъян, Чж. Река Хуанхэ на картинах как свидетельство о переменах // NetEase. – 19.08.2022. – URL: https://www.163.com/dy/article/HF4JQIG00530WJIN.html (дата обращения: 23.08.2022).
10. Сяодань, Л. Чэнь Ифэй: продолжение линии романтического героя // Искусство и инвестиции. – 2007. № 9. – С. 59–61.
11. Цюю, Ю. Впечатление от Чэнь Ифэй // Изящные искусства. – 1997. № 5. – С. 12–13.
12. Фан, Д. Мастер китайской масляной живописи ХХ века – Чжун Хань // Культура и искусства. – 2013. – С. 15–16.
13. Цзочжан, А., Кэци, В. Культура Хуанхэ и китайская цивилизация // Литература, история и философия. – 1992. № 4. – С. 10–12.
14. О создании масляной живописи по мотивам «Кантаты Жёлтой реки» / Под ред. Е Нань. – Народное издательство изящных искусств, 2011. – 98 с.
15. Шаохуа, Чж. В поисках истока реки. Часть 1 // Искусство. – 1884. № 4. – С. 4–6.
16. Реальность и реализм: эволюция китайской масляной живописи в XX веке / Под ред. Ван Дунмэя. – Пекин: Издательство китайской электрики, 2009. – 67 c.
References
1. Yuanpeng H., Alekseeva, G. V. (2021) The image of the Yellow River in Chinese painting, Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta, No 31 (4), pp. 546-552.
2. Huang, Yu., Qin, T. (2022) The Yellow River in modern painting of China: artistic image and means of its embodiment, Art of Eurasia, No 2 (25), pp. 26-35.
3. Jinen, Ch. (2021) Analysis of the situation in modern Chinese landscape oil painting, Art and dialogue of cultures: collection of scientific papers of the XIV International Interuniversity Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, 2021). St. Petersburg : Center of Scientific and Production Technologies "Asterion", pp. 175-178.
4. Jinen, Ch., Kurnin, Yu. V. (2021) Landscape oil painting of China at the beginning of the XXI century, Scientific Leader, No 5 (7), pp. 11-13.
5. Desai, Ts., Kolyada, E. M. Features of landscape development in Chinese painting of the beginning of the XXI century, Scientific opinion, 2017. No. 7-1, pp. 95-98.
6. Qianwei, L. (2021) Landscape painting in Russian and Chinese art of the XXI century: traditions and innovation, Art and dialogue of cultures, pp. 135-139.
7. Zhang, L. (2012) Research of Chinese oil painting of landscapes: dissertation. Nanjing: Nanjing University of Arts, 167 p.
8. Sun Tingyu (2019). The study of the language of oil painting, Fiction, No. 5, pp. 56-58.
9. Xiangyang, Zhe (2022). Yellow River in paintings as evidence of changes, NetEase, URL: https://www.163.com/dy/article/HF4JQIG00530WJIN.html (accessed: 08/23/2022).
10. Xiaodan, L. (2007) Chen Yifei: continuation of the romantic hero line, Art and Investment, 2007, No. 9, pp. 59-61.
11. Qiu, Yu. (1997) Impression of Chen Yifei, Fine Arts, No. 5, pp. 12-13.
12. Fan, D. (2013) Master of Chinese oil painting of the twentieth century – Zhong Han, Culture and Arts, pp. 15-16.
13. Zozhang, A., Keqi, V. (1992) Yellow culture and Chinese civilization, Literature, history and philosophy, No. 4, pp. 10-12.
14. On the creation of oil painting based on the "Cantata of the Yellow River" (2011), Ed. Ye Nan, People's Publishing House of Fine Arts, 98 p.
15. Shaohua, Zh (1884). In search of the source of the river. Part 1, Art, No. 4, pp. 4-6.
16. Reality and realism: the evolution of Chinese oil painting in the XX century (2009), Ed. Wang Dongmei, Beijing: Publishing House of Chinese Electrics, 67 p.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Актуальность темы настоящей статьи не вызывает сомнений, поскольку, как справедливо отмечает автор, появившись в Китае конце ХIХ в., «живопись маслом получила широкое развитие с установлением дипломатических отношений между СССР и КНР».
В начале статьи автор кратко характеризует исторические предпосылки формирования в Китае собственной техники масляной живописи и индивидуализирования художественной образности, а затем переходит к предмету исследования.

Предмет исследования обозначен достаточно четко – это символика реки Хуанхэ в китайской масляной живописи. Также автор отмечает, что «исследование выявляет и рассматривает на примере выдающихся произведений масляной живописи Китая такие духовные ценности китайской нации как дух сопротивления, героизм, предназначение, символом которых в сознании каждого гражданина КНР является образ Жёлтой реки». Однако методы проводимого исследования остаются неопределенными, из чего проистекают дальнейшие его недостатки.

Структура статьи состоит из четырёх частей и заключения, что можно считать правомерным в случае, если части логически связаны между собой, а заключение содержит обобщающие выводы.

Вторая часть статьи начинается с исторического экскурса, посвященного влиянию реки Хуанхэ на жизнь населения, а также исторически обусловленному значению этого образа для китайского народа. Далее она содержит рассмотрение живописного триптиха «Кантата реки Хуанхэ» Чжан Цзяньцзюнь и Е Нань (2009). При эмоциональности и образности описания картины, произведённого автором с воодушевлением и глубоким знанием темы, особенности художественного воплощения замысла выявлены и проанализированы недостаточно убедительно. Также отсутствует обобщение или итог проведенного исследования.

К сожалению, рассмотрение полотен «Ода реке Хуанхэ» Чэнь Ифэй (1971 – 1977) и «Пьющий из реки» Чжун Хань (1990 – 2008), проводимое в третьей и четвёртой частях статьи, обнаруживает аналогичные недостатки.
Здесь необходимо отметить и достоинства работы, к которым относятся исчерпывающие исторические экскурсы в предысторию создания картин.

В этом контексте хочется посоветовать автору более четко определиться с целью исследования и сфокусироваться на предмете изучения, обосновав выбор анализируемых произведений и исключив отступления (например абзац, посвящённый каменной скульптуре «Хуанхэ – мать-река»).
Так в процессе научной работы могут быть достигнуты новые результаты, которые определят ее новизну.

Что касается выводов, содержащихся в заключении статьи, то к ним, при всей широте задач автора, рекомендуется добавить необходимой детализации и обобщений, непосредственно вытекающих из проведённого исследования.

Стиль изложения, в целом отличающийся красочностью и художественностью, требует определённых корректировок. Во-первых, в названиях частей пропущены пробелы. Во-вторых, необходимо переформулировать некоторые фразы и отредактировать текст, обратив внимание на окончания слов. Приводим примеры: «В этой связи представляет интерес роль образа реки в выразительности идеи произведения». Или: «Этим приёмом достигается необходимый для воплощения задуманной идеи эффект простоту и естественности. В ходе работы Чжун Хань часто корректировал и менял рисунок в поиске выразительности художественной образности».

Библиография статьи соответствует теме исследования, но содержит источники только на русском языке. Автору рекомендуется расширить библиографический список и оформить его, согласно требованиям.
Аппеляция к оппонентам невразумительна.

Как абсолютно резонно замечено автором, «сегодня мы говорим о необходимости изучения духовного потенциала китайской культуры в аспекте художественного обращения для привлечения внимания к этой теме со стороны художников и искусствоведов, культурологов и философов. И предпринятое исследование станет существенным дополнением в раскрытии этой темы». Настоящая работа, после определённой доработки, безусловно будет интересна и полезна самой широкой аудитории, а также профессионалам во всех перечисленных областях науки.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования, пейзажная живопись маслом в современном Китае, а его объектом является развитие образа реки Хуанхэ в творчестве китайских художников-живописцев в конце XX и в начале XXI вв., рассмотрен автором комплексно на примере анализа ряда работ китайских художников, последовательно раскрывающих многообразие и эволюцию техник живописи при формировании общенационального символа-образа Хуанхэ. Автор раскрыл, как трудом нескольких поколений художников сформирована устойчивая семантика реки в культуре Поднебесной, связанная с героизмом китайского народа. Особый семантический год формируется благодаря бинарной оппозиции трагического и героического, охватывая благодаря разнообразным техникам (мазки, штрихи, цвета, сюжеты, формы, геометрия и др.) различные оттенки эмоционального настроя. В результате, как утверждает автор, на рубеже XX–XXI вв. Желтая река в многообразии художественных образов становится устойчивым национальным символом трудолюбия и героизма китайского народа, своего рода «ключом» к пониманию культурных констант Поднебесной.
Отдельную ценность представляет детальный анализ работ китайских художников (Чэнь Ифэй, Чжун Хань, Чжан Цзяньцзюнь, Е Нань) раскрывающий российскому читателю эталоны пейзажной живописи маслом современного китайского искусства.
Исследование выстроено в традиции современного китайского искусствоведения, где важнейшей проблемой является поиск своеобразия в воплощении художественных образов. Вместе с тем, автор обозначил, что образ Жёлтой реки в масляной живописи конца XX и начала XXI вв. недостаточно исследован. Поэтому работа не только эксплицирует в российский искусствоведческий дискурс проблематику китайского искусствоведения, но и расширяет область научного знания непосредственно в культуре Китая.
Таким образом, предмет исследования в достаточной мере раскрыт и представляет интерес для российских и зарубежных искусствоведов и культурологов.
Методология исследования подчинена логике семантического искусствоведческого анализа, раскрывающего содержательную сторону образа реки Хуанхэ в его развитии. Элементы анализа техник живописи китайских художников подкрепляют в качестве аргументов общую логику раскрытия центрального образа в качестве культурной константы. Комплексная программа исследования воплощена в полной мере, цель достигнута, задачи решены. Описанная проблемная область и использованные методические приемы достойны экспликации в российского и мировое пространство искусствоведческого дискурса.
Актуальность поднятой автором темы подкрепляется контекстом общего состояния живописи как в России, так и за рубежом. Отвернувшись от монументальных образов и сконцентрировавшись на новаторских решениях отражения мало изученных областей человеческой души, современная живопись во многих странах мира теряет связь с общем пространством культуры и крайне индивидуализируется. В этом потоке инноваций творчество художника, обращенного взглядом внутрь себя, а не в бесконечные просторы окружающей его культуры, теряет культурную значимость и мельчает. В этой связи обращение автора к теме формирования национального образа-символа китайскими живописцами крайне актуально и своевременно.
Научная новизна работы заключается в том, что автор касается мало изученных аспектов проблемы поиска своеобразия в воплощении художественных образов на примере становления образа Желтой реки в китайской живописи рубежа XX–XXI вв.
Стиль работы научный, отдельные недочеты (автор не использует принятые сокращения веков и годов) существенно не влияют на качество статьи. Структура статьи подчинена логике изложения научного исследования. По содержанию замечаний нет.
Библиография хорошо отражает проблемную область исследования. Отдельные помарки в оформлении малосущественные и не влияют на общую высокую оценку работы.
Апелляция к оппонентам корректна, уместна и достаточна.
Безусловно, представленная на рецензирование статья достойна публикации, поскольку интерес читательской аудитории журнала «Человек и культура» ей гарантирован.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.