Статья 'Работы палехских миниатюристов советского периода в области оформления художественных открыток (Палех и открытка)' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Работы палехских миниатюристов советского периода в области оформления художественных открыток (Палех и открытка)

Лавров Дмитрий Евгеньевич

ORCID: 0000-0002-2607-7220

кандидат искусствоведения

старший преподаватель, кафедра музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9, ауд. 91

Lavrov Dmitrii Evgen'evich

PhD in Art History

Senior Educator, the department of Museology, Saint Petersburg State University

199034, Russia, g. Saint Petersburg, nab. Universitetskaya, 7-9, aud. 91

agitlak@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2022.6.37077

EDN:

EGJGLR

Дата направления статьи в редакцию:

09-12-2021


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Статья посвящена феномену художественной открытки в палехском лаковом промысле в 1960-е – 1980-е гг. – малоизученной области народного искусства позднего советского периода. Предметом исследования является анализ свыше 20 комплектов палехских художественных открыток, имевших широкую популярность среди ценителей искусства, в их числе произведений К. С. Бокарёва, Б. Н. Кукулиева, А. М. Куркина и Е. И. Пашкова. Цель статьи – на широком круге привлекаемого автором материала показать важность изучения данной темы для познания истории и художественной специфики палехского лакового промысла в XX в., а также для успешного возрождения этих традиций в наше время.   Используя метод сравнительного анализа, а также иконографический и историко-системный методы исследования, автор подчёркивает важность значения выбранной темы, указывая на то, что, в отличие от всех других видов художественной продукции промысла, именно палехская открытка, издававшаяся миллионными тиражами, являлась истинно народным изделием, в советское время встречавшимся практически в каждом доме. Научная новизна исследования состоит в самой попытке комплексного анализа указанной темы; в частности, автор указывает на то, что основными жанрами изделий открыточной продукции промысла в 1960-е – 1980-е гг. являлись иллюстрации пушкинских и русских народных сказок, а также былин и идеологически значимых текстов. Основным выводом статьи является обоснование важности графических работ палехских художников-миниатюристов для понимания их общей творческой эволюции.


Ключевые слова:

Палех, русская лаковая миниатюра, русские былины, художественная открытка, филокартия, Пушкин, русское народное искусство, русские сказки, Бажов, палехская миниатюра

Abstract: The article is devoted to the phenomenon of art postcards in the Palekh lacquer craft in the 1960s - 1980s – a little-studied field of folk art of the late Soviet period. The subject of the study is the analysis of over 20 sets of Palekh art postcards that were widely popular among art connoisseurs, including works by K. S. Bokarev, B. N. Kukuliyev, A.M. Kurkin and E. I. Pashkov. The purpose of the article is to show the importance of studying this topic on a wide range of material attracted by the author for the knowledge of the history and artistic specifics of the Palekh lacquer craft in the XX century, as well as for the successful revival of these traditions in our time.   Using the method of comparative analysis, as well as iconographic and historical-systematic research methods, the author emphasizes the importance of the chosen topic, pointing out that, unlike all other types of artistic products of the craft, it was the Palekh postcard, published in millions of copies, was a truly folk product, which was found in almost every house in Soviet times. The scientific novelty of the research consists in the very attempt of a comprehensive analysis of this topic; in particular, the author points out that the main genres of postcard products of the craft in the 1960s - 1980s were illustrations of Pushkin and Russian folk tales, as well as epics and ideologically significant texts. The main conclusion of the article is the justification of the importance of graphic works by Palekh miniature painters for understanding their overall creative evolution.


Keywords:

Palekh, Russian lacquer miniature, Russian epics, art postcards, philocarty, Pushkin, Russian folk art, Russian tales, Bazhov, Palekh miniature

Искусство палехской лаковой миниатюры, возникшее в первые годы советского периода, на всём протяжении ХХ в. вызывало самые восхищённые отзывы зрителей. Но чем больше от нас удаляется советское время, тем сильнее мы забываем, что в 1960-е – 1980-е гг. не менее громкую славу палехскому промыслу составляли талантливые художественные открытки, продававшиеся в многочисленных книжных магазинах и печатных киосках Советского Союза. Палехская открытка, до середины 1960-х гг. использовавшаяся как почтовое письмо, а впоследствии как сувенир, – самый массовый (тираж такой открытки мог достигать миллиона и более экземпляров), самый популярный, самый дешёвый (но не по своему художественному качеству!), и потому – самый народный вид искусства, в котором когда-либо работали палешане. Без всякого преувеличения можно утверждать: именно палехская открытка, стоившая от 3-4 копеек, была единственным видом изделий промысла, бывшим практически в каждом советском жилище, независимо от уровня достатка его владельца (данное утверждение, к сожалению, справедливо и для нашего времени). Далеко не каждый любитель прекрасного может позволить купить себе палехскую шкатулку или лаковое панно, не каждый может даже увидеть изделия палехского промысла на выставках и музеях, но палехскую открытку (правда, может быть, не всегда это помня) хотя бы раз в своей жизни видел и держал каждый.

В других промыслах советской лаковой миниатюры также были художники, занимавшиеся оформлением художественных открыток; наиболее активно в этой области (из художников вне Палеха) работал мстёрский мастер В. П. Фокеев, на протяжение своего творчества создававший талантливые произведения на темы русских былин [3] (особенно самобытна его серия открыток «Русские крепости» [23]). Тем не менее, только в Палехе создание художественных открыток было широко налаженной индустрией производства печатной сувенирной продукции, востребованной и любимой покупателями на протяжении нескольких десятилетий, и имело вполне самостоятельное хозяйственное значение, наряду с другими видами изобразительного искусства промысла.     

Для оформления ряда комплектов открыток художниками палехского промысла был характерен так называемый «бригадный» метод, применявшийся палешанами также в оформлении театральных постановок и монументальной живописи. Так, в 1961 г. в московском издательстве «ИЗОГИЗ» вышел комплект открыток в оформлении палешан «Уральские сказы П. П. Бажова» [28] (в 1969 г. [29], а также в 1972 г. [30] комплект был переиздан под тем же названием и в том же составе). Комплект, состоявший из 8 открыток, был создан шестью палехскими миниатюристами (Н. М. Малинкиным, А. В. Ковалёвым, Б. Н. Кукулиевым и другими). Открытки, каждая из которых иллюстрировала какой-либо сказ П. П. Бажова, были созданы в узнаваемой и самобытной палехской стилистике, представлявшей синтез иконописных черт (открытка Ю. П. Козлова «Жабреев ходок», открытка Б. Н. Кукулиева «Ермаковы лебеди») и особенностей палехской «школы» послевоенного периода (открытка Н. М. Малинкина «Серебряное копытце», открытка В. В. Елховиковой «Таюткино зеркальце»).

Другим примером комплекта открыток, оформленного «бригадным» методом, является набор «Золотое кольцо» 1972 г. [8], 32 открытки которого были выполнены тремя палехскими художниками: Ю. А. Бровкиным, А. В. Гордеевым и Б. Н. Кукулиевым. Необычность данного заказа состояла в том, что если обычно палехским художникам, оформлявшим открытки, приходилось иллюстрировать художественные тексты (сказки А. С. Пушкина, сказы П. П. Бажова, революционные песни, русские народные сказки и былины), то теперь задача была другой: было необходимо на каждой из 32 открыток, посвящённой какому-либо населённому пункту российского Золотого кольца, дать его символический, обобщённый, легко узнаваемый зрителем образ; иначе говоря, вместо иллюстрирования художественного текста нужно было дать символический, близкий плакату, образ. С другой стороны, палехским миниатюристам, в силу иконописных истоков их промысла (а также хорошему знакомству мастеров с советским плакатом), была хорошо известна такая работа, и они блестяще справлялись с символизацией образа в лаковой миниатюре [14, с. 114, 160]. Опыт такой символизации в палехской художественной открытке оказался также весьма успешным. Так, для символической передачи на открытке города Владимира художник Ю. А. Бровкин, прибегнув к плакатной стилистике, использовал совмещённые силуэты Золотых ворот, Успенского собора и церкви Покрова на Нерли, а образ Москвы был передан (палехским мастером Б. Н. Кукулиевым) как контур Московского кремля, совмещённый с силуэтом Московского государственного университета и «дома-книжки» на Новом Арбате [15, с. 99].

Отдельная открытка того же комплекта, оформленная А. В. Гордеевым, была посвящена Палеху, чей символический образ был воплощен в знаменитой палехской конной тройке, мчащейся в тёмной зимней ночи. Подобный приём художественной передачи географического места через условный символический, но вполне узнаваемый образ был с таким же успехом повторён в вышедшем в 1974 г. наборе «Палех» Ю. А. Бровкина и Б. Н. Кукулиева [18], на 12 открытках которого были в схожей манере показаны многие достопримечательности «села-академии» (Дом-музей основателя местного промысла И. И. Голикова, Государственный музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, Ильинская церковь и другие объекты).

Важной областью оформительской работы палехских художников являлось создание агитационных открыток. Число таких агитационных открыток было крайне значительно; можно положительно утверждать, что эта цифра в общем количестве созданной палешанами печатной продукции уступала лишь открыткам на былинные и пушкинские темы. Объяснение этому феномену заключается в том, что заказчиком палехских открыток зачастую выступали советские государственные органы, заключавшие договоры с организацией палехского промысла (часто – к идеологически значимым для Советского государства датам). Так, весной 1967 г. (на 50-летие Октября) по такому заказу (последовавшему от Художественного фонда РСФСР) Палехские художественно-производственные мастерские изготавливают, в числе других творческих работ, несколько десятков новых наименований массовой сувенирной продукции, большую часть которых представляли именно открытки. Интересно, что на устроенной в апреле 1967 г. в московском Доме Совмина РСФСР выставке таких сувениров (отобранных со всей территории республики) именно палехские открытки были отмечены особой благодарностью Совета министров, после чего Палехским художественно-производственным мастерским поступили дополнительные заказы на новые открытки [17]. Так, в 1967 г., на 50-летие Советской власти, в издательстве «Советский художник» выходит комплект открыток «Песни Гражданской войны», созданный группой палехских мастеров (А. С. Песковым, А. В. Гордеевым, Ю. А. Виноградовым, А. Д. Кочупаловым, К. С. Семайкиным, В. Н. Смирновым) [20]. Другим ярким примером стал подарочный набор открыток-иллюстраций к поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» [5], оформленный в 1970 г. художником А. В. Ковалёвым – палехским мастером, наиболее часто из всех художников промысла обращавшимся к образу основателя Советского государства [13]. Наконец, одним из последних «идеологических» заказов такой продукции, выполненных промыслом, стал вышедший в 1987 г. (на 70 – летие Октября) комплект из 18 широкоформатных открыток «Песни России» палехского художника В. И. Миронова, представлявших собой иллюстрации российских и советских песен. Наряду с отчётливо звучащей лирической темой (открытки «Подмосковные вечера», «Не жалею, не зову, не плачу») в комплекте ясно прослеживается и советская агитационная тема (листы «Шумел сурово брянский лес», «Песня о тачанке», «Смело мы в бой пойдём») [21]. Кроме того, к идеологически значимым датам большими тиражами выпускались и одиночные палехские открытки: такова была, например, открытка «Иваново – родина первого Совета» художников Б. Н. Кукулиева и К. В. Кукулиевой, созданная в 1971 г. (к 100-летию образования города Иванова) и опубликованная издательством «Советская Россия» тиражом в 100 тысяч экземпляров [9].

В 1960-е – 1970-е гг. одним из ведущих оформителей художественных открыток был крупный мастер палехского промысла Александр Михайлович Куркин (1916-2004) [12]. Выпускник Палехского художественного училища, А. М. Куркин, наравне с лаковой миниатюрой, на протяжении своего долгого и успешного творчества чрезвычайно активно работал как график: создавал рисунки для газет «Призыв» и «Рабочий край», оформлял альбомы, а также многочисленные открытки. А. М. Куркин, в лаковой миниатюре много трудившийся над агитационными темами, отдал им должное и в художественной открытке. Таков комплект «За власть Советов!» 1967 г., вышедший в издательстве «Советский художник» [7]. 14 открыток набора, посвящённого песням Гражданской войны, показывают выдающийся талант мастера в создании лирических образов («Дан приказ: ему – на запад»; «Каховка, Каховка, родная винтовка»), а также в умелом использовании стилистики советского плаката («Мы кузнецы, и дух наш молод»; «Интернационал»).

Тем не менее, несмотря на этот успешный опыт, А. М. Куркин в области оформления художественной открытки чаще обращался к иллюстрированию пушкинских и русских народных сказок. Таков набор открыток «Сказка о золотом петушке», вышедший в 1966 г. в московском издательстве «Советский художник» [24] и переизданный в 1968 г. тиражом в 1,5 миллиона экземпляров [25]. К иллюстрированию этой пушкинской сказки художники палехского промысла неоднократно обращались ещё в 1930-е гг. (И. П. Вакуров, И. М. Баканов, И. И. Голиков), однако А. М. Куркин, несомненно имевший необычайно самобытный талант художника-графика, сумел в этой работе (ставшей широко известной) сказать своё новое слово. На созданных для этого открыточного набора 12 пластинах художник даёт творчески переработанные декоративно-плоскостные композиции из широко известной пушкинской сказки. Некоторые из них несут следы воздействия искусства ярославской школы XVII в. (лист «И с девицей молодой Царь отправился домой»), однако большинство имеют независимый характер, идеально отражая в своих то динамичных и светлых (лист «Сына он теперь меньшого шлёт на выручку большого»), то, напротив, статичных и сумрачных композициях (листы «Царствуй, лёжа на боку!», «Государь! проснись! беда!») весь зловещий смысл этой наиболее загадочной из пушкинских сказок.

Мистическим отношением к сказочному повествованию отмечены и другие работы палехского мастера: таковы оформленные им подарочные наборы «Иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя» 1976 г. [10] и «Василиса Прекрасная» 1981 г. [4] Открытки последнего комплекта необычной для Палеха, вытянутой по горизонтали, формы имеют, как правило, чётко выраженный композиционный центр посередине каждого листа, где и разворачивается главное действие. Однако в некоторых листах, иллюстрирующих наиболее эмоциональные сцены сказки, А. М. Куркин отказывается от центричного построения композиции, предпочитая дать бурную, динамичную сцену («Василиса встречает белого всадника», «Бегом пустилась домой Василиса при свете черепа»). Интересно, что А. М. Куркин, активно трудясь в области оформления открыток, обращался к темам русских народных и пушкинских сказок также и в изделиях лаковой миниатюры: таковы пластина «Сказка о царе Салтане» 1961 г. из собрания Тульского областного художественного музея [22, с. 99], шкатулка «Золотой петушок» 1964 г. из частного собрания [11], панно «Русские народные сказки» для подмосковного ресторана «Архангельское» 1966 г. [22, с. 119] и многие другие работы мастера.   

Другим видным графиком советского времени, работавшим с художественной открыткой, был художник промысла, палехский краевед Константин Сергеевич Бокарёв (1928-2007). К. С. Бокарёв создавал и одиночные открытки [26], однако более известны его многочисленные открыточные наборы, оформленные на темы пушкинских и русских народных сказок, в также советской агитации, причём в каждой такой работе К. С. Бокарёву удавалось найти собственный оригинальный изобразительный язык, отличающий его иллюстрации от других произведений на ту же тему. Так, в открыточных листах комплекта «У моря, лукоморья» (созданных на темы сказок А. С. Пушкина) значительную роль играет растительный орнамент, занимающий в некоторых случаях до половины листа [27]. Другой интересной и необычной для Палеха чертой К. С. Бокарёва стала его приверженность белому фону открыточного листа – приём, к которому график прибегает в таких известных открыточных комплектах, как «Ленинская правда» 1968 г. [16] и «Вольга и Микула Селянинович» 1970 г. [6] Особенно удачным такое решение оказалось для иллюстрирования белорусской сказки «Ленинская правда», чей сюжет и художественные особенности идеально отвечали плакатной стилистике, выбранной К. С. Бокарёвым для некоторых открыток набора («Вернулся брат на фабрику и начал товарищам ленинскую правду рассказывать», «В Октябре 17 года объявилась ленинская правда» и другие листы).

Наконец, одним из наиболее самобытных оформителей художественных открыток в палехской стилистике в 1960-е – 1970-е гг. являлся ленинградский художник Евгений Иванович Пашков (1920-2002) [14, с. 92]. Е. И. Пашков, будучи обучающимся Ленинградского художественного училища, в 1938 г. был репрессирован и выслан в Палех, где был в том же году принят на 4 курс местного учебного заведения [19]. Окончив его и вернувшись в Ленинград, Е. И. Пашков на протяжении своей долгой творческой жизни писал портреты, а также занимался оформлением книг и художественных открыток. Тематика последних находилась в общем русле основной палехской продукции: Е. И. Пашков в своих открытках обращался к иллюстрированию пушкинских и русских народных сказок. Таков, например, набор открыток из 16 листов «А. С. Пушкин. Сказки», вышедший в 1964 г. (выполненные в 1963 г. эскизы хранятся в петербургском Музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке, 12) [1] и переизданный в 1968 г. [2] В этом открыточном наборе поражает другое: Е. И. Пашков, будучи носителем ленинградской графической школы, талантливо синтезирует её достижения с палехскими стилистическими традициями, и особенно это чувствуется при сопоставлении темной, насыщенной золотым орнаментом обложки с необычным для Палеха, родственным манере К. С. Бокарёва белым фоном открыточных листов.

Таким образом, можно утверждать, что палехская открытка в 1960-е – 1980-е гг. являлась важным и крайне востребованным видом изделий местного лакового промысла. Многочисленные палехские художники Б. Н. Кукулиев и К. В. Кукулиева, А. М. Куркин и А. В. Ковалёв, Е. И. Пашков и К. С. Бокарёв, Ю. А. Бровкин и А. В. Гордеев были широко известны и имели признание не только как лаковые миниатюристы, но и талантливые мастера графики. Отрадно видеть, что и в наше кризисное время палехская советская открытка по-прежнему имеет высокую популярность, быстро находя себе покупателей в российских магазинах старой книги, а также в сети Интернет. Возрождение палехского промысла, которого, без преувеличения, ждут все его поклонники, обязательно состоится, в том числе, и как возрождение его славных традиций в области оформления художественной открытки.   

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отечественная культура богата всемирно признанными достижениями в области классической музыки, балета, изобразительного искусства, архитектуры, литературы. Однако не менее значимыми, привлекающие внимание не только специалистов, но и туристов, являются такие народные промыслы как Гжель, Хохлома, Палех. Не секрет, что все они в 1990-е годы пережили непростой период своей истории, однако в настоящее время повышенное внимание наблюдается на всех уровнях, в том числе государственном. Однако творчество различных мастеров народных промыслов зачастую выходит за привычные рамки.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются работы палехских миниатюристов советского периода в области оформления художественных открыток. Автор ставит своими задачами проанализировать основные отличия создаваемых палехскими мастерами художественных открыток, а также рассмотреть деятельность отдельных оформителей.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать основные черты палехской открытки в 1960-е – 1980-е гг.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 30 различных источников и исследований. Источниковая база статьи представлена, прежде всего, изоматериалами и материалами периодической печати. Из используемых исследований укажем на труды Д.Е. Лаврова, в центре внимания которого различные аспекты анимационных образов палехских мастеров. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратится к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как народными промыслами, в целом, так и Палехом, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «только в Палехе создание художественных открыток было широко налаженной индустрией производства печатной сувенирной продукции, востребованной и любимой покупателями на протяжении нескольких десятилетий, и имело вполне самостоятельное хозяйственное значение, наряду с другими видами изобразительного искусства промысла». В работе показано, что «многочисленные палехские художники Б. Н. Кукулиев и К. В. Кукулиева, А. М. Куркин и А. В. Ковалёв, Е. И. Пашков и К. С. Бокарёв, Ю. А. Бровкин и А. В. Гордеев были широко известны и имели признание не только как лаковые миниатюристы, но и талантливые мастера графики». Примечательно, что как отмечает автор рецензируемой статьи, к юбилейным «идеологическим» датам создавались как серии открыток, так и одиночные.
Главным выводом статьи является то, что «палехская открытка в 1960-е – 1980-е гг. являлась важным и крайне востребованным видом изделий местного лакового промысла».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Человек и культура».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.