Статья 'Классы и тексты в учебной программе колледжа Лоселлинг монастырского университета Дрепунг' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Классы и тексты в учебной программе колледжа Лоселлинг монастырского университета Дрепунг

Лощенков Алексей Вячеславович

кандидат исторических наук

младший научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение, Российская академия наук

670042, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, каб. 306

Loshchenkov Aleksei Vyacheslavovich

PhD in History

Junior Scientific Associate, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

670042, Russia, respublika Buryatiya, g. Ulan-Ude, ul. Sakh'yanovoi, 6, kab. 306

loshchenkov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.6.36985

Дата направления статьи в редакцию:

28-11-2021


Дата публикации:

05-12-2021


Аннотация: Статья посвящена системе образования в философском колледже Дрепунг Лоселлинг (Индия), введению в научный оборот полного перечня предметов и названий текстов с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов, размещенных на электронном ресурсе TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Обучение студентов начинается с предварительного изучения логики и эпистемологии, затем переходят к изучению пяти великих трактатов, составляющих ядро учебной программы. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации.    Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Панчен Сонам Дакпой. Также основными тибетскими авторами, на истолкование которых опираются при прохождении монастырского курса обучения, являются Чже Цонкапа, Гендун Друб и Цонава Шерап Сангпо. Главным методом усвоения материала считается процесс дебатов, занимающий большую часть времени учебного процесса. При иммиграции тибетцев в Индию и воссоздании колледжа Лоселлинг была сохранена структура учебной программы, однако есть и нововведения за счет добавления нескольких классов обучения и дополнительных уроков по грамматике и истории школы гелуг.


Ключевые слова: Дрепунг Лоселлинг, буддийское образование, Панчен Сонам Дакпа, праманавартика, праджняпарамита, мадхьямака, абхидхармакоша, виная, дебаты, буддийская философия

Работа подготовлена в рамках государственного задания (проект «Трансформация направлений и школ буддизма: история и опыт взаимодействия с религиями и верованиями России, Центральной и Восточной Азии с периода распространения буддизма до современности (Россия – ХVIII–XXI вв.; Китай – II–XXI вв.; Тибет – VII–XXI вв.; Монголия – ХVI– XXI вв.)») № 121031000241-1.

Abstract: This article examines the system of education in the philosophical college of Drepung Loseling Monastic University (India), introduces into the scientific discourse a full list of subjects and titles of the texts with their identification by the collected works of Indian and Tibetan authors posted on the digital platform TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). The primary sources and commentarial literature are determined. The learning process begins with the preliminary study of logic and epistemology, proceeding with the five great treatises that are core of the curriculum. The article combines classical textual approach and contextual analysis, with consideration of the Buddhist commentarial tradition; as well as methods of analytical comparison, structural and content classification. The novelty of this research lies in introduction into the scientific discourse of the previously unexplored system of education and its study guides. It is established that the monastery relies on the study guides compiled by Panchen Sonam Drakpa, as well as other prominent Tibetan authors – Je Tsongkhapa, Gendun Drub and Sherab Sangpo. The main method for digesting the material is the debates. Although with immigration of the Tibetans to India and reestablishment of Loseling College the curriculum structure was preserved, there are also innovations due to adding several grades and classes on the grammar and history of the Gelug School.



Keywords:

Abhidharmakosha, Madhyamaka, Prajnaparamita, Pramanavartika, Panchen Sonam Dakpa, Buddhist Education, Drepung Loselling, Vinaya, Debate, Buddhist Philosophy

Введение

Философский колледж Лоселлинг был основан Лекденом, одним из учеников Джамьянг Чодже Таши Пэлдэна ('jam dbyangs chos rje bkra shis dpal ldan, 1379-1449), основателя монастырского университета Дрепунг. Он стал вторым колледжем после Гоманга, который к тому времени был широко известен своей ученостью. В научных трудах крайне мало сведений об истоках этого учебного заведения. Однако с уверенностью можно сказать, что его подъем до прославленного коллежда начался с Джамьянг Гаве Лодоя ('jam dbyangs dga' ba'i blo gros, 1429-1504), который после завершения длительного обучения в монастыре Сангпу (gsang phu) стал преподавателем в Лоселлинге на срок более двадцати лет. Он подготовил множество учеников среди которых наиболее известный это Далай лама II Гендун Гьяцо (1475-1542). C 1493 г. стал восьмым настоятелем Дрепунга, при этом продолжал преподавательскую деятельность. Его сочинения были первыми учебными пособиями колледжа Лоселлинг.

Продолжил дело расцвета колледжа Панчен Сонам Дакпа (pan chen bsod nams grags pa, 1478-1554), ставший одним из ведущих учителей школы гелуг XVI в. и наставником в Лоселлинге. Период его деятельности пришелся на смутное время противостояния гелуг со стороны школ кагью и сакья, а также продолжавшейся гражданской войны между Центральным Тибетом и провинцией Цанг. Основной своей задачей он считал защиту и распространение традиции Чже Цонкапы (1357-1419). С этой целью им были написаны опровержения некоторых из самых яростных нападок против Цонкапы со стороны Восьмого Кармапы Микьо Дорже (1507-1554), Горампы (1429-1489) и Шакья Чокдена (1428-1509). Он посвятил свою жизнь написанию текстов, излагающих точку зрения гелуг: от схоластических руководств, принятых Лоселлингом, до исследования тантрической литературы, истории традиции гелуг и винаи (монашеской дисциплины).

Общая структура учебной программы в Лоселлинге является типичной для монастырских колледжей гелуг. Студенты начинают с предварительного изучения логики и эпистемологии, затем переходят к изучению пяти великих трактатов, составляющих ядро учебной программы: «Абхисамаяланкара» «Праманавартика», «Мадхьямакааватара», «Абхидхармакоша» и «Винаясутра». Эти пять трактатов изучались один за другим в рамках программы из восемнадцати классов, начиная с «Собрания тем» и заканчивая изучением абхидхармы. Настоятель монастыря курирует эту программу, следя за тем, чтобы учреждение работало должным образом и соблюдался общий график. Содержание данной программы основано на переводе с тибетского языка текста «Руководство-дополнение ‒ брод для разумных среди учебных уставов монастырей» (bca' yig blo gsal 'jug ngogs kyi zur rgyan dang 'brel ba'i kha snon yig cha) [1], составленного 11-м перерожденцем Кирти Ринпоче по имени Лосанг Тендзин Чжигме Еше Гьяцо (blo bzang bstan 'dzin 'jigs med ye shes rgya mtsho). Ранние ксилографы по данной тематике, а также сайт монастыря Дрепунг Лоселлинг, не содержат полноту изложения программы обучения, приводя лишь названия курсов, имена авторов и краткое маргинальное название учебных руководств. Для воссоздания полного названия текстов нами была проведена их идентификация по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов, размещенных на электронном ресурсе TBRC.

Основные результаты

Порядок сессий в году:

1. Первая 15-ти дневная весенняя сессия. Ежегодно весной со 2-го по 16-й лунный день второго тибетского лунного месяца (месяца змеи, приблизительно март/апрель) монахи-студенты в дневное учебное время проводят дебаты в своих классах. С наступление вечера эти дебаты они проходят уже в своих домах-землячествах (khang tshan), объединяющих монахов, родом из одной области или края. В 16-й лунный день в завершении учебной сессии проводятся молебны-благопожелания (smon lam). Затем следуют каникулы, которые длятся 17 дней.

2. Вторая большая весенняя сессия ‒ ежегодно с 3-го дня третьего лунного месяца по 3-й день четвертого месяца. В этот период проходит взаимная дискуссия между старшими и младшими классами по опровержению тезисов друг друга с опорой на источники и логику. Причем это не просто горячие интенсивные диспуты на дебатном дворе. Традиционно такое времяпровождение является формой развития ума и увлеченным занятием для монахов-текстуалистов (dpe cha ba). После 3-го дня четвертого месяца начинается перерыв на 13 дней.

3. Третья сессия ‒ дебаты о пустотности (stong nyid chos ra). Она продолжается 20 дней с 16-го дня четвертого месяца по 6-е пятого месяца. Те немногие, кто не имели возможность попеременно поучаствовать в дебатах в предыдущей большой весенней сессии должны провести их в этот период по теории пустоты с позиции философских воззрений школы читтаматра и сватантрика (класс праджняпарамиты). Монахи, становясь поочередно вопрошающими и отвечающими, проводят диспуты по изучаемым коренным текстам. Настоятель монастыря передает комментарий к тексту Чже Цонкапы «Ламрим ченмо» [2]. На 6-й день пятого месяца после утреннего заключительного занятия проводятся молебны-благопожелания, затем следует перерыв на 10 дней.

4. Четвертая большая летняя сессия. С 16-го дня пятого лунного месяца по 16-й день шестого месяца. С третьего дня этой сессии все монахи не только этого колледжа, но и всего монастырского университета собираются вместе для проведения вечерних диспутов на главном дворе. Во время дневных занятий ‒ в собственных залах для диспутов. Если есть те, кто не участвовал в диспутах посреди всего собрания монахов в предыдущей сессии, здесь они должны выступить. Студенты, проходящие курс обучения по винае и абхидхарме, также присоединяются к процессу диспутов. С 20-го числа пятого месяца проходят диспуты посреди всего собрания монастыря, состоящего из учащихся двух колледжей Дрепунга (Гоманг и Лоселлинг).

5. Пятая большая осенняя сессия. С 3-го дня восьмого лунного месяца по 3-й день девятого месяца. Каждый второй день собираются на дебаты для устранения сомнений по темам классов праджняпарамиты и мадхьямаки. Монахи, хорошо декламирующие тексты и имеющие красивый голос, в течении семи дней изучают мелодику ритуалов (dbyangs). Затем следует перерыв на 13 дней.

6. Шестая вторая осенняя сессия ‒ «белая земля» продолжительностью в 20 дней. Название связано с периодом покраски всех дацанов и дуганов в это время в белый цвет. Период с 16-го дня девятого лунного месяца по 6-й день десятого месяца. В этот время настоятель монастыря передает опытный комментарий (nyams khrid) к ламриму Первого Панчен-ламы «Путь к блаженству» [3].

7. Седьмая первая зимняя сессия проходит в течении 15-ти дней с 16-го дня десятого лунного месяца по 1-й день одиннадцатого месяца. На 25-й лунный день проводится молебен «Ганден намчо ченмо» (dga' ldan lnga mchod chen mo), посвященный уходу из жизни Чже Цонкапы. У бурят и калмыков он называется «Зула хурал», где подносится тысяча масляных светильников. У калмыков этот день также является Днем начала Нового лунного года. По вечерам настоятель монастыря проводит сессии, на которых главным предметом дебатов является текст «Праманавартика». Его обсуждение и устранение возникших сомнений проходит в течении двух дней. Каждый дацан к наступлению зимней сессии «чжан гунчо» ('jang dgun chos), на которой дебатируют по темам «Праманавартика» студенты всех гелугпинских монастырей, подготавливает своих участников от каждого класса и землячества. Затем следует перерыв на 15 дней.

8. Восьмая большая зимняя сессия. Длится в течении месяца с 16-го дня одиннадцатого лунного месяца по 15-й день двенадцатого месяца. Так же как и в летней сессии, начиная с 3 дня, все монахи не только этого колледжа, но и всего монастырского университета собираются вместе для проведения вечерних диспутов на главном дворе, а в дневное учебное время ‒ в собственных залах для диспутов. В первых числа 12-го месяца начинаются диспуты. К этой сессии также обязаны подключаться геше лхарампы и геше цогрампы (высшая и средняя ученые степени). Затем следует перерыв на 46 дней. Вплоть до тибетского Нового года (лосар) проводятся дебаты по тексту «Праманавартика» в собственных землячествах. 26-го либо 27-го дня двенадцатого месяца проходит большой диспут-экзамен на звание знатока «Праманавартики».

Полный курс обучения состоит из 18 классов.

1. «Собрание тем» (bsdus grwa).

Главное руководство ‒ «Собрание тем» (bsdus gra'i don kun bsdus pa legs bshad mkhas pa'i dga' ston) [4] Цульканг Чжампэл Тинле Ёнтэн Гьяцо (tshul khang 'jam dpal 'phrin las yon tan rgya mtsho, 1913-1984). Дополнительно ‒ текст «Собрание тем монастыря Рато» (rwa stod bsdus grwa) гелугпинского мастера Чоглха Осер ('jam dbyangs bla ma mchog lha 'od zer, 1429-1500). Полное название: tshad ma rnam 'grel gi bsdus gzhung shes bya'i sgo 'byed rgol ngan glang po 'joms pa gdong lnga'i gad rgyangs rgyu rig sde mig.

2. Наука о доводе в силлогизме (rtags rig).

Несмотря на название, в этом классе также изучается предмет «наука о сознании и ментальных факторах» (blo rigs). Главными руководствами являются тексты Гьялрон Кьерпона Чжампэл Сампэла (rgyal rong skyor dpon 'jam dpal bsam 'phel) «Наука о доводе» и «Изложение науки о сознании» (blo rig gi rnam bzhag gnyer mkho kun 'dus blo gsar mig 'byed) [5], дополнительными ‒ тексты по этой теме в традиции монастыря Рато (rwa stod).

3. Поздние (тибетские) тексты по праджняпарамите. (gzhung gsar).་Первый год праджняпарамиты.

На основе текстов Панчен Сонам Дакпы «Общий смысл праджняпарамиты» (phar phyin spyi don, полное название: shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan 'grel pa dang bcas pa'i rnam bshad snying po rgyan gyi don legs par bshad pa yum don gsal ba'i sgron me) [6], и «Критический анализ праджняпарамиты» (phar phyin mtha' dpyod, полное название: rnam bshad snying po rgyan gyi don rigs lam bzhin du gsal bar 'chad pa'i yum don yang gsal sgron me'i mtha' dpyod) [7] изучают следующие темы:

‒ раздел введение со слов: «три тела Будды и его окружение…»;

‒ основатели двух традиций: обширного пути – Асанга, и глубинного воззрения – Нагарджуна;

‒ пять аспектов, необходимые при изложении материала (bshad thabs yan lag lnga): цель, краткий смысл, значение слов, дискуссия и соединение глав воедино;

‒ 5 основных трактатов Майтреи;

‒ отсутствие единичности и множественности у всех явлений (gcig du bral) с точки зрения истинного существования;

‒ три вида высших знаний (mkhyen pa gsum): 1) знание основ (gzhi-shes); 2)знание путей (lam-shes); 3) знание всех аспектов или всеведение (rnam-mkhyen);

‒ нирвана (myang 'das);

‒ три поворота колеса Учения (chos 'khor gsum).

Дополнительные (yan lag) уроки: первая часть «Орфографического словаря» (dag yig ngag sgron) Пелкхан лоцавы Наванг Чокьи Гьяцо (dpal khang lo tsa ba ngag dbang chos kyi rgya mtsho, XV-XVI вв.) и «Древо, исполняющее желания ‒ прекрасное объяснение грамматики» (sum cu pa'i snying po'i don gsal byed legs bshad ljong pa'i dbang po) [8] Янчен Друпе Дордже (dbyangs can grub pa'i rdo rje, 1809-1887). В Тибете не было дополнительных уроков, их добавили позже в Индии в силу необходимости повышения грамотности монахов.

4. Класс герменевтики (drang nges). Второй год праджняпарамиты.

На основе двух текстов Панчен Сонам Дакпы, которые были начаты в предыдущем классе, проходят темы:

‒ подводящий и окончательный смыслы (drang nges);

‒ четыре истины с 16-ю аспектами, а также способ их постижения (gzhi gnyen rnam gsum);

‒ абсолютная реальность (yang-dag mtha');

‒ раздел Слова Будды и шастры-комментарии (bka' bstan bcos);

‒ и до раздела парамиты.

Дополнительные уроки: вторая часть орфографического словаря Пелкхан лоцавы и «Зерцало, проясняющее трудные места грамматики» (rtags kyi 'jug pa'i snying po'i don mdo tsam brjod pa dka' gnad gsal ba'i me long) [9] Янчен Друпе Дордже.

5. Класс бодхичитты (sems bskyed). Третий год праджняпарамиты.

Продолжение изучения текстов Панчен Сонам Дакпы. Темы:

‒ бодхичитта;

‒ наставления о способах продвижения по Путям (gdams ngag);

‒ две истины (bden gnyis);

‒ четыре истины (bden bzhi);

‒ три объекта Прибежища (skyabs gsum);

‒ пять глаз мудрости (spyan lnga) и шесть видов ясновидения (sngon shes).

Дополнительные уроки: грамматический трактат «Тридцать строф» (sum cu pa) Тхонми Самбхоты и «Комментарий Прасти к "Тридцати строфам"» (pra sti’i sum 'grel).

6. Двадцать видов сангхи (dge 'dun nyi shu). Четвертый год праджняпарамиты.

Продолжение изучения текстов Панчен Сонам Дакпы. Темы:

‒ 20 видов Сангхи;

‒ Путь подготовки в колеснице махаяны (theg chen gyi sbyor lam);

‒ природа будды (rigs);

‒ объекты осуществления махаяны (theg chen sgrub pa'i dmigs);

‒ практика, подобная доспехам (go sgrub).

Дополнительные уроки: грамматический текст «Тагчжук» (rtags 'jug) и объяснение к нему ‒ «Комментарий Прасти к "Тагчжу"» (pra sti'i rtags 'grel).

7. Дхьяны и миры (bsam gzugs). Пятый год праджняпарамиты.

Продолжение изучения текстов Панчен Сонам Дракпы. Темы:

‒ пратика вхождения в махаяну ('jug sgrub);

‒ осуществление собрания (tshogs sgrub);

‒ осуществление отречения (nges 'byung sgrub pa) и далее до конца первого раздела;

‒ второй раздел книги, начиная с пяти аспектов знания пути (lam shes kyi yang lag) и весь третий раздел.

Дополнительные уроки: «Украшение уст мудрых ‒ объяснение букв» (yi ge'i bshad pa mkhas pa'i kha rgyan) [10] Тендар Лхарампы (bstan dar lha rams pa, 1759-1831) и первую часть «Истории школы гелуг» (dga' ldan chos 'byung baiDU r+ya ser po) [11] Деси Сангье Гьяцо (sde srid sangs rgyas rgya mtsho, 1653-1705).

8. Глава четвертая (skabs bzhi pa). Шестой год праджняпарамиты.

Продолжение изучения текстов Панчен Сонам Дракпы. Дополнительные уроки: вторая часть «Истории школы гелуг» и «История бодхисаттвы махасатвы Дакпа Чжанчуб Пелзанпо» (byang chub sems dpa' sems dpa' chen po grags pa byang chub dpal bzang po'i rtogs pa brjod pa'i snyan dngags byin rlabs kyi lhun po) [12], написанная Чже Цонкапой.

9. Глава пятая (skabs lnga pa).

В Тибете была шестилетняя программа изучения праджняпарамиты. Позже с добавлением этого класса программа стала семилетней. Изучаются главы 5-8, тем самым завершается программа по тексту Панчен Сонам Дакпы.

Дополнительные уроки: «История бодхисаттвы махасатвы Садапрарудиты» (byang chub sems dpa' sems dpa' chen po rtag tu ngu'i rtogs pa brjod pa'i snyan dngags dpag bsam gyi ljong pa) [13] Чже Цонкапы; вторая глава «Поэзии» (санскр. Kavyadarsha, тиб. snyan ngag me long) Дандина и комментарий к ней Далай-ламы V (ngag dbang blo bzang rgya mtsho, 1617-1682) «Мелодия, услаждающая Сарасвати ‒ комментарий к трудным местам Кавьядарши» (snyan ngag me long gi dka' 'grel dbyangs can dgyes pa'i glu dbyangs) [14].

10. Мадхьямака: бодхичитта (sems bskyed). Первый год.

Изучается текст Панчен Сонам Дакпы «Светильник, проясняющий глубокий смысл» (dbu ma'i spyi don zab don gsal ba'i sgron me) [15] с раздела срединность (dbu) и до раздела пресечение ('gog).

11. Мадхьямака: две истины. Второй год.

Продолжение текста «Светильник, проясняющий глубокий смысл» и в дополнение ‒ текст «Муламадхьямакакарика» (rtsa ba shes rab) Нагарджуны со второго раздела «об исследовании прихода и ухода» (rab byed).

12. Мадхьямака: опровержение наличия самости (bdag 'gog).

В Тибете была двухлетняя программа изучения мадхьямаки. Уже в Индии c прибавлением этого класса стало три года обучения. Темы: от «меры опровержения» (tshad 'gog) и до «полного опровержения самости», затем текст полностью проходится до конца.

Таким образом, предмет мадхьямака изучается главным образом на основе комментария Чже Цонкапы «Освещение мысли мадхьямаки» (dbu ma la 'jug pa'i rnam bshad dgongs pa rab gsal) при непосредственном прохождения двух текстов Панчен Сонам Дакпы «Общий и критический анализ мадхьямаки». Тема пресечение «я» рассматривается по комментарию Чже Цонкапы «Океан доводов» (dbu ma rtsa ba'i tshig le'ur byas pa shes rab ces bya ba'i rnam bshad rigs pa'i rgya mtsho) [16] к «Муламадхьямакакарике» Нагарджуны. Наставники во время объяснения опираются также на такие индийские трактаты, как «Ясные слова» (dbu ma tshig gsal) [17] Чандракирти и текст Буддапалиты «Комментарий к Праджнямуле» (dbu ma rtsa ba'i 'grel pa bud+d+ha pA li ta) [18].

Также дополнительно изучают следующие тексты Чже Цонкапы: «Анализ сущности текстов прямого и условного значения» (drang nges legs bshad snying po); глава о випашьяне из «Большого» и «Среднего» ламримов.

13. Виная. Пять основных разделов свода монашеских обетов (lnga phrugs). Первый год.

Тексты: «Лучи солнца ‒ цитаты и доводы, комментирующие Виная сутру» ('dul ba mdo rtsa ba'i 'grel pa legs bshad nyi ma'i 'od zer) [19], Цонава Шерап Сангпо; «Солнце цитат и доводов, объясняющих Винаю» (полное название: so thar tshul khrims kyi pad tshal rgyas byed pan chen bsod grags kyis mdzad pa'i 'dul ba'i legs bshad lung rigs kyi nyi ma) [20] Панчен Сонам Дакпы. Темы: с первого предмета рассмотрения и до раздела «тринадцать монашеских нарушений» (lhag ma) включительно.

14. Виная. Один из пяти основных разделов, состоящий из 30 правил (spang ltung) для гелонга (полностью посвященного монаха). Второй год.

Текст Далай-ламы I Гендун Друба «Драгоценные четки ‒ прекрасное объяснение сути всех положений винаи» ('dul ba mtha' dag gi snying po'i don legs par bshad pa rin po che'i phreng ba) [21] и продолжение вышеназванного текста Панчен Сонам Дакпы.

15. Виная. Общее объяснение (spyir bstan). Третий год.

Продолжение текстов второго года обучения винаи. Темы:

‒ «три основы» (gzhi gsum);

‒ раздел (nyes byas) о 112 малых падениях гелонга [22, с. 364-370];

‒ ритуалы завершения и выхода из летнего затвора (dgag dbye).

16. Виная. Основа. (gzhi gsum). Четвертый год.

Продолжение текстов второго года обучения винаи. Тремя основами являются: соджонг (gso sbyongs), ярне (dbyar gnas) и гагйе (dgag dbye). Дополнительно ‒ из «Виная-сутры» раздел о монашеском одеянии.

Рассматривая в целом, система изучения винаи выглядит следующим образом. Главным текстом является «Солнце цитат и доводов, объясняющих винаю» Панчен Сонам Дакпы. На его основе передается объединенный комментарий, используя следующие тексты: «Лучи солнца ‒ цитаты и доводы, комментирующие Виная сутру», Цонава Шерап Сангпо и текст Далай-ламы I Гендун Друба «Драгоценные четки ‒ прекрасное объяснение сути всех положений винаи». Большинство студентов этого курса заучивают наизусть обширный свод монашеских обетов из первой части текста «Виная васту» ('dul ba gzhi) и краткий свод ‒ из второй части. Многие просматривают текст индийского мастера Дхармамитры (XII в.) «Обширный комментарий к виная-сутре» ('dul ba mdo rgya cher 'grel pa) [23]. Кроме этого монахи получают комментарий и дебатируют по темам коренного индийского текста «Виная сутра» (dam chos 'dul ba mdo rtsa ba) Гунапрабхи (yon-tan 'od, VII в.), традиция изучение которого издавна проходила в завершении обучения. Основываясь на данных текстах в качестве основы, изучают также ритуал передачи обетов индивидуального освобождения (las chog) и «Сутру сотен карм» (mdo sde las brgya pa) [24].

17. Класс поздних (gsar pa) комментариев к «Абхидхармакоше». Первый год.

Наряду с использованием текста ««Украшение комментариев к главам Абхидхармакоши» (chos mngon pa'i mdzod kyi tshig le'ur byas pa'i 'grel pa mngon pa'i rgyan) [25] сакьяпинского ученого Чим Джампел Янга (mchim 'jam dpal dbyang) в качестве главного комментария, в сочетании с текстом Панчен Сонам Дакпы «Объяснение смысла абхидхармакоши ‒ прояснение феноменов» (chos mngon pa mdzod kyi dgongs pa legs par bshad pa shes bya rab gsal) [26] изучаются главы 1-4.

18. Класс ранних (rnying-pa) комментариев к «Абхидхармакоше». Второй год.

Продолжение текстов первого года изучения абхидхармы, главы 5-8. В целом, кроме объяснений по тексту «Абхидхармакоша» [27] (санскр. abhidharma kosa karika, тиб. mngon mdzod)с автокомментарием Васубандху (dbyig gnyen, IV в.) другие индийские комментарии не используются. Также просматривается текст «Комментарий к Абхидхарме, называемый "Прояснение пути к освобождению"» (dam pa'i chos mngon pa'i mdzod kyi rnam par bshad pa thar lam gsal byed) [28] Гендун Друба.

Заключение

На основе перевода представлена программа обучения и идентифицированы тексты по каждому из предметов, в результате чего было установлено, что были введены в традиционный философский курс тексты по традиции постепенного пути (ламрим) и грамматике, а также произошло увеличение классов обучения. На данный момент это единственный обнаруженный текст, дающий полное представление об образовательной программе одного из крупнейших буддийских монастырей в Индии. Это даст возможность полностью изучить специфику содержательной части обучения данного монастыря, и сравнить ее с подобной программой в колледже Гоман, который также входит в монастырь Дрепунг и чья программа послужила основой для образования в монастырях-дацанах Бурятии.

Библиография
1.
bLo bzang bstan 'dzin 'jigs med ye shes rgya mtsho. bCa' yig blo gsal 'jug ngogs kyi zur rgyan dang 'brel ba'i kha snon yig cha ‒ Kirti Monastery, 2012. ‒ 347 p.
2.
Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо) / Ч. Цонкапа ‒ СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2017. ‒ Том 1, 2 ‒ 1712 с.
3.
Панчен-лама Первый Лобсанг Чокьи Гьялцен. Обнаженное руководство по этапам пути к Пробуждению – путь блаженства, ведущий к всеведению / Л.Ч. Гьялцен ‒ Новосибирск: Дже Цонкапа, 2013. – 114 с.
4.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow W1KG20783%7CI1KG20835%7C1%7C1%7C1%7C168 (дата обращения: 01.10.2021).
5.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W17046%7CI1KG11722%7C1%7C1%7C1%7C22 (дата обращения: 03.10.2021).
6.
URL: http://www.tbrc.org/eBooks/W1KG18129-I1KG18144-1-244-abs.pdf (дата обращения: 04.11.2021).
7.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O3JT39451PD110950%7CW23828 (дата обращения: 04.11.2021).
8.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS10959410291%7CW22334 (дата обращения: 20.11.2021).
9.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS10959410292%7CW22334 (дата обращения: 20.11.2021).
10.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O4CZ34261C2O45326%7CW4CZ34261 (дата обращения: 20.11.2021).
11.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W8224%7CI00KG07643%7C1%7C1%7C1%7C556 (дата обращения: 20.11.2021).
12.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS102578LS9852%7CW22272 (дата обращения: 20.11.2021).
13.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS102578LS9851%7CW22272 (дата обращения: 20.11.2021).
14.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O1GS1385064CZ229052%7CW2CZ5990 (дата обращения: 20.11.2021).
15.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O3JT39451PD111205%7CW23828 (дата обращения: 20.11.2021).
16.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O2CZ72094CZ101264%7CW635 (дата обращения: 20.11.2021).
17.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O2DB757121KG75095%7CW22704 (дата обращения: 20.11.2021).
18.
URL: https://www.tbrc.org/#!rid=O2DB75712%7CO2DB757121KG75041$W22704 (дата обращения: 20.11.2021).
19.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W12567%7CI1PD36365%7C1%7C1%7C1%7C1080 (дата обращения: 20.11.2021).
20.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W1KG18188%7CI1KG18236%7C1%7C1%7C1%7C382 (дата обращения: 20.11.2021).
21.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O01PD1d1e69%7CW24769 (дата обращения: 20.11.2021).
22.
Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу / А.М. Позднеев ‒ Элиста, 1993. – 512 с.
23.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O2DB757121KG75536%7CW22704 (дата обращения: 20.11.2021).
24.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W3CN4801%7CI3CN4803%7C1%7C1%7C1%7C744 (дата обращения: 20.11.2021).
25.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W2CZ8096%7CI1PD97353%7C1%7C1%7C1%7C1728 (дата обращения: 20.11.2021).
26.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O3JT39451PD111378%7CW23828 (дата обращения: 20.11.2021).
27.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00CR00084CZ284522%7CW23702 (дата обращения: 20.11.2021).
28.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W1AC215%7CI2PD18540%7C1%7C1%7C1%7C598 (дата обращения: 20.11.2021).
References
1.
bLo bzang bstan 'dzin 'jigs med ye shes rgya mtsho. bCa' yig blo gsal 'jug ngogs kyi zur rgyan dang 'brel ba'i kha snon yig cha ‒ Kirti Monastery, 2012. ‒ 347 p.
2.
Chzhe Tsonkapa. Bol'shoe rukovodstvo k etapam puti Mantry (Nagrim Chenmo) / Ch. Tsonkapa ‒ SPb.: Nartang (Izdanie A. Terent'eva), 2017. ‒ Tom 1, 2 ‒ 1712 s.
3.
Panchen-lama Pervyi Lobsang Chok'i G'yaltsen. Obnazhennoe rukovodstvo po etapam puti k Probuzhdeniyu – put' blazhenstva, vedushchii k vsevedeniyu / L.Ch. G'yaltsen ‒ Novosibirsk: Dzhe Tsonkapa, 2013. – 114 s.
4.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow W1KG20783%7CI1KG20835%7C1%7C1%7C1%7C168 (data obrashcheniya: 01.10.2021).
5.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W17046%7CI1KG11722%7C1%7C1%7C1%7C22 (data obrashcheniya: 03.10.2021).
6.
URL: http://www.tbrc.org/eBooks/W1KG18129-I1KG18144-1-244-abs.pdf (data obrashcheniya: 04.11.2021).
7.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O3JT39451PD110950%7CW23828 (data obrashcheniya: 04.11.2021).
8.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS10959410291%7CW22334 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
9.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS10959410292%7CW22334 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
10.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O4CZ34261C2O45326%7CW4CZ34261 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
11.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W8224%7CI00KG07643%7C1%7C1%7C1%7C556 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
12.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS102578LS9852%7CW22272 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
13.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00EGS102578LS9851%7CW22272 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
14.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O1GS1385064CZ229052%7CW2CZ5990 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
15.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O3JT39451PD111205%7CW23828 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
16.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O2CZ72094CZ101264%7CW635 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
17.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O2DB757121KG75095%7CW22704 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
18.
URL: https://www.tbrc.org/#!rid=O2DB75712%7CO2DB757121KG75041$W22704 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
19.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W12567%7CI1PD36365%7C1%7C1%7C1%7C1080 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
20.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W1KG18188%7CI1KG18236%7C1%7C1%7C1%7C382 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
21.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O01PD1d1e69%7CW24769 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
22.
Pozdneev A.M. Ocherki byta buddiiskikh monastyrei i buddiiskogo dukhovenstva v Mongolii v svyazi s otnosheniem sego poslednego k narodu / A.M. Pozdneev ‒ Elista, 1993. – 512 s.
23.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O2DB757121KG75536%7CW22704 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
24.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W3CN4801%7CI3CN4803%7C1%7C1%7C1%7C744 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
25.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W2CZ8096%7CI1PD97353%7C1%7C1%7C1%7C1728 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
26.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O3JT39451PD111378%7CW23828 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
27.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewByOutline-O00CR00084CZ284522%7CW23702 (data obrashcheniya: 20.11.2021).
28.
URL: https://www.tbrc.org/#library_work_ViewInWIndow-W1AC215%7CI2PD18540%7C1%7C1%7C1%7C598 (data obrashcheniya: 20.11.2021).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд». Эти строчки Р. Киплинга из «Баллады о Востоке и Западе» широко известны, однако не все знают продолжение: «Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает». Европа открыла для себя Восток постепенно, однако и сегодня наблюдается повышенный интерес к такому загадочному Востоку. В нашей стране, к примеру, достаточно слабо изучены буддийские традиции и особенности культуры, намного более сложной и разнообразной, чем принято считать.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является учебная программа колледжа Лоселлинг монастырского университета Дрепунг. Автор ставит своими задачами проанализировать общую структуру учебной программы, а также рассмотреть предметы и используемые для изучения тексты.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать образовательную программу одного из крупнейших буддийских монастырей.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 28 различных источников и исследований. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежных материалов, что определяется самой постановкой темы. Из привлекаемых автором источников укажем прежде всего на перевод с тибетского языка текста «Руководство-дополнение ‒ брод для разумных среди учебных уставов монастырей». Из используемых исследований отметим работу А.М. Позднеева, в центре внимания которого различные аспекты быта буддийских монастырей. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало рещению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, ее тематика сложна для восприятия простого читателявсем, вместе с тем сама статья будет полезна всем, кто интересуется как историей буддизма, в целом, так и образовательными программами в буддийских монастырях, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «философский колледж Лоселлинг был основан Лекденом, одним из учеников Джамьянг Чодже Таши Пэлдэна, основателя монастырского университета Дрепунг». Показывая характер сессий и анализируя полный курс обучения, автор обращается к тексту перевода с тибетского «Руководство-дополнение ‒ брод для разумных среди учебных уставов монастырей», в свою очередь, как показывает автор рецензируемой статьи, это «единственный обнаруженный текст, дающий полное представление об образовательной программе одного из крупнейших буддийских монастырей». Показано, что образовательная программа была типичной: «Студенты начинают с предварительного изучения логики и эпистемологии, затем переходят к изучению пяти великих трактатов, составляющих ядро учебной программы: «Абхисамаяланкара» «Праманавартика», «Мадхьямакааватара», «Абхидхармакоша» и «Винаясутра».
Главным выводом статьи является то, что приводимый текст «даст возможность полностью изучить специфику содержательной части обучения данного монастыря, и сравнить ее с подобной программой в колледже Гоман, который также входит в монастырь Дрепунг и чья программа послужила основой для образования в монастырях-дацанах Бурятии».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по религиоведению, так и в различных спецкурсах.
Статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Человек и культура».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"