Статья 'Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.)' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.)

Лавров Дмитрий Евгеньевич

ORCID: 0000-0002-2607-7220

кандидат искусствоведения

старший преподаватель, кафедра музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9, ауд. 91

Lavrov Dmitrii Evgen'evich

PhD in Art History

Senior Educator, the department of Museology, Saint Petersburg State University

199034, Russia, g. Saint Petersburg, nab. Universitetskaya, 7-9, aud. 91

agitlak@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2022.4.36873

EDN:

XAUILF

Дата направления статьи в редакцию:

15-11-2021


Дата публикации:

03-09-2022


Аннотация: Статья посвящена анализу выставочной деятельности мастеров палехской лаковой миниатюры. Автор избрал в качестве хронологического периода первые пятнадцать лет существования данного промысла – от его зарождения в первой половине 1920-х гг. до начала Второй мировой войны. Предметом исследования, таким образом, является анализ выставочных практик палехского художественного промысла довоенного времени (1923-1939 гг.) Статья показывает важность выставочной деятельности палехского лакового промысла на всех этапах этого краткого, но, тем не менее, крайне насыщенного событиями периода. Цель статьи – показать то значение, которое выставочная деятельность имела для успеха и общественного признания Палеха как нового и быстро ставшего самым известным лакового промысла России.     Научная новизна статьи состоит в том, что, используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, автор анализирует наиболее важные отечественные и зарубежные смотры 1920-х – 1930-х гг., на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры. Автор подчёркивает важное обстоятельство: само становление и укрепление промысла палехской лаковой миниатюры в первой половине и середине 1920-х гг. было вызвано именно успехом выставлявшихся опытных образцов на крупнейших выставках того времени, таких как Всероссийская выставка 1923 г. в Москве, а также Международная выставка в Париже 1925 г. При этом показано, что успех на смотрах сопутствовал изделиям Палеха и далее (выставка «10 лет Октября» 1927 г., Советская выставка в Нью-Йорке 1928 г., Международная выставка в Париже 1937 г. и многие другие выставки, анализируемые в статье). Таким образом, именно обоснование успешности выставочной деятельности промысла палехской лаковой миниатюры как важного фактора его общественного признания является основным выводом статьи.


Ключевые слова:

Палех, лаковая миниатюра, русская лаковая миниатюра, выставка, выставочная деятельность, советская лаковая миниатюра, народное искусство, русская народная культура, прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство

Abstract: The article is devoted to the analysis of the exhibition activity of the masters of the Palekh lacquer miniature. The author has chosen as a chronological period the first fifteen years of the existence of this fishery – from its inception in the first half of the 1920s to the beginning of the Second World War. The subject of the study, therefore, is an analysis of the exhibition practices of the Palekh art craft of the pre-war period (1923-1939). The article shows the importance of the exhibition activity of the Palekh lacquer craft at all stages of this brief, but nevertheless extremely eventful period. The purpose of the article is to show the importance that the exhibition activity had for the success and public recognition of Palekh as a new and quickly became the most famous lacquer craft in Russia.     The scientific novelty of the article consists in the fact that, using historical-typological and structural research methods, as well as a historical-systematic approach, the author analyzes the most important domestic and foreign shows of the 1920s - 1930s, at which the products of the Palekh lacquer miniature were exhibited. The author emphasizes an important circumstance: the very formation and strengthening of the Palekh lacquer miniature craft in the first half and mid-1920s was caused precisely by the success of the prototypes exhibited at the largest exhibitions of that time, such as the All-Russian Exhibition of 1923 in Moscow, as well as the International Exhibition in Paris of 1925. At the same time, it is shown that Palekh's products continued to be successful at the shows (the exhibition "10 years of October" in 1927, the Soviet Exhibition in New York in 1928, the International Exhibition in Paris in 1937 and many other exhibitions analyzed in the article). Thus, it is the justification of the success of the exhibition activity of the Palekh lacquer miniature craft as an important factor of its public recognition that is the main conclusion of the article.


Keywords:

Palekh, lacquer miniature, russian lacquer miniature, exhibition, exhibition activities, soviet lacquer miniature, folk art, russian folk culture, applied art, decorative and applied art

Участие в отечественных и зарубежных художественных выставках имело исключительно важное значение для жизнедеятельности промысла палехской лаковой миниатюры в течение всего советского времени. Можно утверждать, что само появление Артели древней живописи в декабре 1924 г. – первой организации, созданной палехскими мастерами лаковой миниатюры – было напрямую связано с той выставочной деятельностью, в которую были вовлечены эти художники.

Как известно, ещё в первые послереволюционные годы в Палехе была создана местная художественная артель для росписи деревянных изделий (Палехская художественная артель), однако составлявшие эту организацию бывшие иконописцы скоро убедились в бесперспективности этих занятий [26, с. 9]. Первые же опыты основателей искусства палехской лаковой миниатюры И. И. Голикова и А. А. Глазунова состоялись в Москве осенью 1922 г. [7, с. 87] Довольно быстро появилась возможность критического сопоставления деревянных образцов Палехской художественной артели и изделий из папье-маше группы И. И. Голикова и А. А. Глазунова. Весной 1923 г. в Москве состоялась I Всероссийская художественно-промышленная выставка Государственной академии художественных наук (ГАХН), на которой представленные Палехской художественной артелью изделия – в частности, деревянная коробка-бочонок «Пастушка» А. В. Котухина – получили Диплом II степени с указанием имевшихся недочётов; изделия же из папье-маше, представленные И. И. Голиковым (с подписью А. А. Глазунова) были удостоены Диплома I степени и приобретены московским Кустарным музеем [2, с. 206-207].

Уже летом 1923 г. директор Кустарного музея А. А. Вольтер даёт палешанам заказ по изготовлению изделий лаковой миниатюры на папье-маше для предстоявшей Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Известный искусствовед и покровитель палешан А. В. Бакушинский отвёз заказ вместе с полуфабрикатом из папье-маше в Палех и на протяжении нескольких недель осуществлял художественное руководство согласившимися работать палехскими художниками – участниками Палехской художественной артели (И. М. Бакановым, И. В. Маркичевым, А. В. Котухиным), добившись нужных результатов уже к августу 1923 г. – времени начала Всероссийской выставки [2, с. 209]. Изделия лаковой миниатюры на папье-маше, подготовленные для выставки, были безымянны (с обозначением лишь коллектива – Палехской художественной артели) и были выполнены на темы народных песен; в этой связи интересны воспоминания одного из мастеров, А. В. Котухина, о том, как проходил поиск тем для этих изделий: «Сначала мы были в тупике, не зная, что же писать. В конце концов решили писать сцены из песен, и я в первый раз написал “Вдоль да по речке”» [19, с. 227].

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, как широко известно, прошла в августе-ноябре 1923 г. в Москве, и, став первым масштабным смотром достижений советской страны, оказалась прообразом знаменитой ВСХВ (ВДНХ). Изделия палехских художников, демонстрировавшиеся в Кустарном отделе, по настоянию А. В. Бакушинского (занимавшего пост члена экспертной комиссии), а также в силу собственных художественных достоинств, были удостоены высоких наград: художникам Палехской художественной артели, представившим образцы лаковой миниатюры, был присуждён Диплом I степени с формулировкой: «за прекрасное выполнение изделий и применение высокой техники иконописного мастерства к росписи на папье-маше» [27, с. 51]. После окончания выставки изготовленные палешанами образцы, безусловно имевшие экспериментальный характер, были направлены в Кустарный музей. Изделия палехских художников, экспонировавшиеся на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, стали объектом показа и на Венецианской биеннале в 1924 г. – первом крупном международном смотре, в котором принимали участие изделия палехской лаковой миниатюры [17, с. 37].

Таким образом, уже первый опыт участия изделий палехской лаковой миниатюры, причём сразу же – в очень крупных выставочных проектах – оказался весьма многообещающим и успешным; не случайно знаменитый художник-миниатюрист А. В. Котухин спустя годы признавался, что именно после Всероссийской выставки 1923 г. у него «появилась вера в жизнь нашего [палехского] искусства» [19, с. 221]. Этот успех и перспективы общественного признания нового вида искусства стали важной причиной распада в 1924 г. Палехской художественной артели (напомним, занимавшейся росписью деревянных изделий) для организации нового дела (миниатюрной росписи изделий из папье-маше) [2, с. 210] и образования 5 декабря 1924 г. Артели древней живописи, ставшей условной (но при этом – широко известной) точкой отсчёта нового художественного русского промысла – промысла палехской лаковой миниатюры.

Важнейшим событием в выставочной деятельности Артели древней живописи в середине 1920-х гг. стало её участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, состоявшейся в апреле-октябре 1925 г. Участие СССР (лишь за полгода до начала этого смотра, в октябре 1924 г., официально признанного Францией) было организовано ГАХН [25, с. 90], подбор экспонатов проводил Кустарный музей, главой отборочного комитета выступила председатель правления Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) О. Д. Каменева [36, p. 104]. Изделия палехских миниатюристов (кроме Палеха, в смотре принимал участие и промысел Федоскина) были представлены на Выставке в рамках Русского художественно-промышленного отдела и включали в себя большое количество произведений, выполненных на агитационные темы (металлический крылатый поднос И. П. Вакурова 1925 г. «Революционная деревня», шкатулка И. М. Баканова «Детский хоровод» 1925 г. и другие работы). Артель древней живописи на выставке получает Гран-при, каждый из участвовавших в выставке членов Артели получает диплом [1, с. 116], а художник-миниатюрист И. П. Вакуров, кроме этого, получает Золотую и Бронзовую медали [12]. Интересны воспоминания художника Н. М. Зиновьева о празднике, устроенном Артелью древней живописи ранней осенью 1925 г. после успеха на Парижской выставке (художники тогда устроили пикник в молодом берёзовом лесу в окрестностях Палеха) [16]. Именно успех Артели на этом смотре (подкреплённый в ноябре 1925 г. хвалебными отзывами газет «Правда» и «Известия») стал важной причиной начала активного вступления в Артель новых членов: так, в 1926 г. в АДЖ вступают бывшие иконописцы А. А. Дыдыкин, Н. М. Зиновьев, Л. И. Белоусов, умножившие своими изделиями славу палехского промысла [17, с. 41].

Во второй половине 1920-х гг. палехская Артель древней живописи принимала участие во многих смотрах, примечательных для истории промысла: прошедшей в Нью-Йорке в феврале 1928 г. Советской выставке, на которой, как отмечала местная пресса, именно палехские миниатюры произвели настоящий фурор, а все предназначенные к продаже предметы были немедленно распроданы [8]; Нижегородской ярмарке (лето 1929 г.), для Художественного отдела которой палехские художники И. И. Голиков, И. М. Баканов, И. В. Маркичев и Д. Н. Буторин выполнили декоративные панно клеевыми красками на холсте (это был первый опыт обращения советского Палеха к монументальной живописи) [24], и многих других.

Очень важной для этого периода стала знаменитая выставка «10 лет Октября», состоявшаяся в конце 1927 г. в Москве [20, с. 246-247]. Артель древней живописи (при содействии А. В. Бакушинского) получила от Совнаркома значительный заказ, удостоившись пристального внимания организаторов выставки, в том числе наркома просвещения А. В. Луначарского, давшего высокую оценку представленных палехской Артелью изделий [2, с. 124]. На выставку, имевшую разные названия («10 лет Октября», «Художественная выставка, посвящённая 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции», «Выставка заказов Совнаркома», «Выставка государственных закупок и заказов, связанных с 10-летним юбилеем Революции» [25, с. 107]), палешане представили несколько предметов, занявших отдельную витрину и ныне ставших наиболее известными образцами так называемого «агитационного лака» 1920-х гг.: круглую пластину И. И. Голикова «III Интернационал», пластину Н. М. Зиновьева «Комсомол в деревне», пластину И. В. Маркичева «Крестьянское восстание в деревне» [20, с. 247] и другие работы. За представленные изделия палехская Артель получает премию в 1000 рублей, а также важные дополнительные заказы. Так, в декабре 1927 г. член ЦК ВКП(б) А. Д. Цюрупа заказал Артели древней живописи письменный прибор с росписью на революционную тему [36, p. 225], а в 1928 г. другой член ЦК ВКП(б), Я. Э. Рудзутак, заказал палехской Артели шкатулку с изображением красноармейца в деревне [27, с. 58]. Таким образом, выставка «10 лет Октября», помимо материального успеха и общественного признания промысла, вызвала волну интереса к палехской миниатюре с агитационными сюжетами среди высших партийных деятелей СССР.

Важное значение для рассматриваемой темы имела выставочная деятельность Артели древней живописи в Ленинграде. Впервые жители города на Неве смогли увидеть изделия палехской миниатюры уже в 1925 г., в здании Государственного института истории искусств (нынешний Российский институт истории искусств); на выставке были представлены небольшие по размерам изделия основоположников Артели И. В. Маркичева, А. В. Котухина, И. И. Зубкова, особенно многочисленными были миниатюры И. И. Голикова [34]. Близкое участие в судьбе палехского промысла тогда проявляет известный советский искусствовед А. С. Гущин, специалист по древнерусскому искусству, в то время работавший старшим научным сотрудником Государственного института истории искусств. Именно А. С. Гущин организует в 1929 г. в Ленинграде выставку изделий палехской лаковой миниатюры [17, с. 50], по итогам которой, 29 января 1929 г., в Обществе поощрения художеств (на улице Герцена, 38), прочитывает доклад, и в нём, в частности, заявляет: «Революция вдохнула в него [палехское искусство. – Д. Л.] новые силы и совершенно изменила самый его характер, дав возможность мастерам порвать с омертвелой традицией иконописи и открыв им дорогу к новому творчеству» [10, с. 4]. То же идеологическое обоснование необходимости применения иконописной техники в изделиях советского прикладного искусства А. С. Гущин высказал и в вышедшей в 1930 г. брошюре «Палеховские миниатюристы»: «В этих миниатюрах древняя техника и формальные приёмы иконописного искусства, столь чуждого для нас теперь по существу, но ценного своей богатой и своеобразной художественной культурой, использованы для передачи нового, светского и бытового, содержания» [11, с. 3].

Очень важной для дальнейшего развития промысла стала организованная в Москве Всекопромсоветом и Культпромобъединением в январе-феврале 1932 г. выставка «Искусство Палеха», в результате которой искусство Палеха подтверждает свой статус уникального центра русской народной культуры. На смотре, проходившем в течение месяца в помещениях Всекохудожника, было представлено 252 предмета, включая 15 произведений лаковой миниатюры, выполненных на темы произведений А. С. Пушкина, а также изделия из фарфора, настенные панно и ученические работы [6, с. 20-21]. Именно вследствие успеха выставки «Искусство Палеха» издательство «Academia» решает поручить палехскому художнику И. И. Голикову иллюстрирование ставшего знаменитым издания «Слова о полку Игореве» [32, с. 34], а палехская Артель древней живописи получает заказ от Центрального Дома Красной Армии на изделия для предстоявшей выставки «15 лет РККА» [3, с. 209]. По итогам выставки состоялась конференция (впрочем, присутствовавший на ней председатель палехской Артели А. И. Зубков называл её «производственным совещанием» [17, с. 51]), на которой выступали, в том числе, палехские художники: в частности, член Артели древней живописи Н. М. Зиновьев произнёс речь, в которой обратил внимание московской общественности на недостаточность образования многих палехских мастеров, что, по мнению докладчика, мешало их максимальному творческому раскрытию [17, с. 52].

В октябре 1933 г. Всекохудожник, совместно с Институтом художественной и кустарной промышленности, организует в Москве следующую крупную выставку, получившую название «Русские художественные лаки». Смотр, на который палехская артель представила 113 произведений (темы 32 из них были посвящены произведениям А. С. Пушкина), стал первой выставкой миниатюр Палеха и Мстёры совместно с изделиями подмосковных лаковых промыслов (Федоскина и Жостова) [31, с. 3]. Как и в случае со смотром 1932 г. «Искусство Палеха», выставка 1933 г. запомнилась художникам оживлённой дискуссией о путях развития палехского промысла, в которой участвовал А. В. Бакушинский (выступивший с докладом «Художественно-производственные итоги выставки лаков»), а также известный писатель и покровитель палехских художников Е. Ф. Вихрев, прочитавший доклад «Русские художественные лаки», в котором, в частности, заявил, что палешанам-миниатюристам для полного развития их потенциала необходимы творческие командировки [9]. Артель древней живописи принимала участие и в знаменитой выставке «15 лет РККА» 1933 г., на которой, кроме изделий лаковой миниатюры, были представлены выполненные палехскими художниками панно, написанные темперой по холсту («Железный поток» И. М. Баканова 1931 г.)

Государственный музей палехского искусства (ГМПИ), открывшийся в Палехе 13 марта 1935 г., в дни празднования десятилетнего юбилея палехской Артели древней живописи [21, с. 53], изначально был задуман не только в качестве постоянной экспозиции палехской иконы и лаковой миниатюры, но и как площадка для проведения разнообразных временных выставок; так, уже при открытии музея, в марте 1935 г., состоялось несколько небольших выставочных проектов («Литературные труды Е. Ф. Вихрева», «А. С. Пушкин в творчестве художников Палеха»). Таким образом, ГМПИ сразу стал крупным центром проведения временных выставок палехских художников, причём не только в области лаковой миниатюры. Так, в марте 1936 г. (на годовщину открытия ГМПИ) в музее состоялась временная выставка вырезок из бумаги знаменитого в Палехе Акакия Ивановича Воробьёва (Капитона) [18], а в ноябре 1938 г., на временной выставке в ГМПИ (посвящённой XXI годовщине Октябрьской революции), наряду с лаковой миниатюрой, были выставлены эскизы стенных росписей, выполненных палехскими миниатюристами для комнаты А. С. Пушкина и Шахматной комнаты Ивановского дворца пионеров [35].

Особенно богатой событиями оказалась выставочная деятельность Товарищества художников Палеха (так называлась новая форма организации палехских художников) в 1937 г. В январе (с 12 по 25 число) 1937 г. состоялась важная для всей истории палехского промысла выставка в Ивановском областном краеведческом музее (Бурылинском) города Иванова [29]. Мероприятие, инициированное Управлением по делам искусств при Ивановском облисполкоме и руководимое тогдашним директором ГМПИ Г. В. Жидковым, стало новым словом не только в области организации выставок народного искусства (это был первый смотр, на котором были вместе показаны палехская, мстёрская и холуйская лаковая миниатюра), но и в области выставочных практик собственно палехского искусства. Так, эта выставка стала первой в истории советского Палеха, на которой была представлена не только миниатюра, но и образцы другой художественной продукции, уже к тому времени начавшей, наравне с миниатюрой, прославлять Палех: книжная иллюстрация, эскизы стенописи, фарфор, рисунки для текстиля, театральные декорации [14]; таким образом, на этой выставке советский Палех впервые был показан почти во всём многообразии своего художественного гения. Наконец, на выставке были показаны произведения не только зрелых мастеров-миниатюристов, но и работы молодых художников Палеха [15]; другими словами, смотр впервые представил лаковую миниатюру всех периодов существования палехского промысла, дав целостную картину его развития за время, прошедшее после Революции.

Изделия палехского промысла, экспонировавшиеся в Иванове, стали основой отдела «Искусство Палеха, Мстёры и Холуя» на выставке народного творчества РСФСР, открытой в марте 1937 г. в московской Государственной Третьяковской галерее [23]. Выставка, организованная Всесоюзным комитетом по делам искусств, также показала москвичам образцы различных видов палехского искусства; кроме того, на выставке, впервые в истории Палеха, демонстрировались подготовительные рисунки, выполненные палехскими художниками для изделий лаковой миниатюры [5, с. 13]: эскиз Ф. А. Каурцева для его пластины «Станционный смотритель» 1936 г. [5, с. 107], эскиз И. И. Зубкова для шкатулки «Русалка» 1936 г. [5, с. 106], и другие рисунки.

Крупнейшим выставочным событием 1937 г. в истории палехского промысла, безусловно, явилась знаменитая Международная выставка искусства и техники в Париже, прошедшая в мае-ноябре 1937 г. К этой выставке палехские мастера начали готовиться ещё за полтора года до начала её проведения, в январе 1936 г., представив в итоге на смотр 32 произведения. Отличительной чертой работ был явный интерес к французской культуре, не свойственный до того палехским изделиям: многие представленные на выставку экспонаты были написаны по произведениям известных французских писателей (миниатюра С. Д. Солонина «Женитьба Фигаро», миниатюра А. В. Котухина «Комедии Мольера», работа И. В. Маркичева «Басни Лафонтена») [30]. Особенно выдающимся и новаторским произведением в этом ряду стала написанная в 1936 г. знаменитым палехским художником Н. М. Зиновьевым круглая пластина «В огне» (по роману Анри Барбюса), в которой впервые художественные средства палехской лаковой миниатюры были использованы для показа предельно трагической антивоенной сцены (встречи искалеченных боями солдат с их впавшими в нищету, отчаявшимися родными и близкими) [13]. За свои работы на Всемирной выставке в Париже палехские художники были удостоены высоких наград: так, Н. М. Зиновьев за свою пластину «В огне» получает Гран-при, а также золотую медаль за шкатулки, расписанные на темы произведений А. С. Пушкина [36, p. 192], а известный палехский мастер И. И. Зубков получает за свою работу «Индустриализация сельского хозяйства» почётный диплом [33].

Последними крупными событиями выставочной деятельности палехского промысла в предвоенный период стали выставки 1939 г. На Всемирную выставку в Нью-Йорке (проходила с 30 апреля 1939 г. по 27 октября 1940 г.) основная часть присланных палехскими художниками миниатюр была выполнена на темы пушкинских сказок и русского фольклора, что было положительно встречено художественной критикой [37]. Вторая же половина 1939 г. была отмечена подготовкой к юбилейной выставке «Искусство Палеха», приуроченной к 15-летию промысла и прошедшей в Москве, в ноябре-декабре 1939 г. Тематический план юбилейной выставки был составлен председателем Товарищества художников Палеха А. Г. Бакановым вместе с группой контролёров, приехавших в Палех из Москвы, куда входил давний друг палехских художников, почитатель их таланта искусствовед М. П. Сокольников, проанализировавший лаковые миниатюры и другие работы, подготовленные Товариществом к выставке [28]. В итоге на выставке, организованной Всекохудожником, было представлено более 300 произведений палехских миниатюристов, включая 63 эскиза книжных иллюстраций и стенных росписей, а также 180 шкатулок [4, с. 5] (миниатюра С. П. Бахирева «Колхозный праздник урожая» 1939 г., миниатюра Е. И. Пашкова «Последний табор» 1939 г. и другие работы).

Таким образом, как мы видим, в течение раннего периода существования палехской лаковой миниатюры – от его зарождения в начале 1920-х гг. до начала Второй мировой войны – именно выставочная деятельность являлась важным фактором развития художественного промысла Палеха, его финансового и общественного признания; можно даже в определённом смысле утверждать, что именно выставки «породили» палехскую лаковую миниатюру. Накопленный бесценный опыт, а также помощь, оказанная Советским государством, помогли палехским художникам сохранить свой потенциал в трудные годы Великой Отечественной войны и принимать весьма деятельное участие в крупных выставочных проектах Советского государства уже в послевоенный период [22, с. 479].

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Современная ситуация с пандемией, для которой характерна нестабильность и неопределённость, в том числе при пересечении границ, формирует новые перспективы для внутреннего туризма. Очевидно, что возможности роста для внутреннего туризма в нашей стране весомые: множество достопримечательностей находится в небольшой удалённости от Москвы, к примеру, Палех. Сегодня в условиях повышенного внимания к Палеху представляется важным изучением различных аспектов истории этого народного промысла.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры в 1920-1930-е гг. Автор ставит своими задачами показать появление Артели древней живописи, рассмотреть отдельные выставки и смотры, проанализировать деятельность Государственного музея Палехского искусства.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать выставочную деятельность промысла палехской лаковой миниатюры в 1923-1939 гг.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 37 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников укажем, прежде всего, на материалы периодической печати, а также каталоги выставок. Из используемых исследований отметим труды А.С. Гущина и Д.Е. Лаврова, в центре внимания которых различные аспекты истории Палеха. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как народными промыслами, в целом, так и Палехом, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «само появление Артели древней живописи в декабре 1924 г. – первой организации, созданной палехскими мастерами лаковой миниатюры – было напрямую связано с той выставочной деятельностью, в которую были вовлечены эти художники». В работе показано, что в рамках Всероссийской выставки 1923 г. «первый опыт участия изделий палехской лаковой миниатюры, причём сразу же – в очень крупных выставочных проектах – оказался весьма многообещающим и успешным». Автор рассматривает участие палехской Артели древней живописи в Советской выставке в Нью-Йорке, в выставке «10 лет Октября», в Ивановском областном краеведческом музее и др.
Главным выводом статьи является то, что «в течение раннего периода существования палехской лаковой миниатюры – от его зарождения в начале 1920-х гг. до начала Второй мировой войны – именно выставочная деятельность являлась важным фактором развития художественного промысла Палеха, его финансового и общественного признания; можно даже в определённом смысле утверждать, что именно выставки «породили» палехскую лаковую миниатюру».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В целом, на наш взгляд, статья может быть опубликована в журнале «Человек и культура».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.