Статья 'Выставочная деятельность промысла федоскинской лаковой миниатюры советского времени послевоенного периода (вторая половина 1940-х гг. – начало 1970-х гг.)' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Выставочная деятельность промысла федоскинской лаковой миниатюры советского времени послевоенного периода (вторая половина 1940-х гг. – начало 1970-х гг.)

Лавров Дмитрий Евгеньевич

ORCID: 0000-0002-2607-7220

кандидат искусствоведения

старший преподаватель, кафедра музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9, ауд. 91

Lavrov Dmitrii Evgen'evich

PhD in Art History

Senior Educator, the department of Museology, Saint Petersburg State University

199034, Russia, g. Saint Petersburg, nab. Universitetskaya, 7-9, aud. 91

agitlak@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2022.4.36799

EDN:

ZNEGDT

Дата направления статьи в редакцию:

06-11-2021


Дата публикации:

03-09-2022


Аннотация: Предметом настоящего исследования является анализ выставочных практик федоскинского промысла лаковой миниатюры в послевоенный период (с 1945 г. до начала 1970-х гг.) Цель статьи – не просто рассказать о выставках лаковых изделий Федоскина послевоенного периода, но прежде всего – показать те важные изменения, которые позволяют считать именно послевоенный период важным этапом истории развития промысла и его выставочной деятельности. Кратко рассмотрев библиографию вопроса и дав характеристику выставкам Федоскинской трудовой артели в довоенный период (1920-е – 1930-е гг.), автор подробно анализирует наиболее примечательные послевоенные выставки промысла, находя как общие черты с предыдущим периодом, так и черты различия, на которых автор останавливает своё внимание.   Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и проблемно-хронологический методы исследования, автор даёт характеристику различным формам выставочной деятельности, применявшихся для экспонирования изделий федоскинского лакового промысла как в послевоенный период, так и в более раннее время. Научная новизна исследования состоит в анализе деятельности музейных работников и художников промысла в деле популяризации и общественного признания изделий федоскинской лаковой миниатюры в послевоенный период. Основным выводом статьи является утверждение важности изучения выставочных практик федоскинского промысла послевоенного периода для наиболее полного изучения его истории и общественного признания.


Ключевые слова:

Федоскино, лаковая миниатюра, русская лаковая миниатюра, советская лаковая миниатюра, прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, русское народное искусство, выставка, выставочная деятельность

Abstract: The subject of this study is an analysis of the exhibition practices of the Fedoskin lacquer miniature craft in the post-war period (from 1945 to the early 1970s). The purpose of the article is not just to tell about the exhibitions of Fedoskin lacquer products of the post–war period, but above all to show those important changes that allow us to consider the post–war period as an important stage in the history of the development of the craft and his exhibition activities. Having briefly reviewed the bibliography of the issue and given a description of the exhibitions of the Fedoskino labor artel in the pre-war period (1920s – 1930s), the author analyzes in detail the most remarkable post-war exhibitions of the craft, finding both common features with the previous period and the features of the differences on which the author focuses his attention.   Using the method of comparative analysis, as well as historical-systemic and problem-chronological research methods, the author characterizes the various forms of exhibition activity used to exhibit products of the Fedoskinsky lacquer craft both in the post-war period and earlier. The scientific novelty of the research consists in the analysis of the activities of museum workers and craft artists in the popularization and public recognition of the products of the Fedoskin lacquer miniature in the post-war period. The main conclusion of the article is the statement of the importance of studying the exhibition practices of the Fedoskinsky fishery of the post-war period for the most complete study of its history and public recognition.


Keywords:

Fedoskino, lacquer miniature, russian lacquer miniature, soviet lacquer miniature, applied art, decorative and applied art, folk art, russian folk art, exhibition, exhibition activities

Важным фактором общественного признания промысла лукутинской (федоскинской) лаковой миниатюры XIX в., а также и советского времени, являлась выставочная деятельность. Между тем, если об участии лукутинских изделий в выставках XIX в. написано уже немало [24, с. 15; 20, с. 14], то о выставочных практиках федоскинского промысла в советский период практически нет никаких специальных научных публикаций: исключение составляет лишь диссертация В. Б. Ключиковой 2004 г. «Лаковая миниатюра Федоскино в истории народной художественной культуры», в которой кратко рассматривается выставочная деятельность промысла довоенного периода [9, с. 79-83], но, однако, выставкам послевоенного времени не уделяется сколько-нибудь достаточного внимания [9, с. 88]. Предлагаемая статья призвана восполнить данный пробел и дать характеристику выставочной деятельности федоскинского промысла послевоенного времени (вторая половина 1940-х – начало 1970-х гг.)

В довоенный период выставочная деятельность Федоскинской трудовой артели уже достигла значительного размаха: начиная с Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. (ставшей первым серьёзным успехом в общественном признании промысла после Революции) [13, с. 40], артель принимала участие во многих престижных художественных смотрах, включая Республиканские, Всесоюзные (например, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве 1939 г.), а также Всемирные выставки 1937 г. (в Париже) и 1939 г. (в Нью-Йорке). Между тем, именно в послевоенный период в выставочную деятельность промысла были внесены определённые изменения и дополнения, позволяющие охарактеризовать её как имеющую специфические особенности, по сравнению с довоенным временем.

Исключительно важное значение как для послевоенной выставочной деятельности промысла, так и для всей его дальнейшей истории, имел произошедший в начале 1950-х гг. перевод большей части художников Федоскинской артели с копийной работы на творческую. Другими словами, если в довоенный период на выставки, в которых участвовала Федоскинская артель, представлялись почти исключительно копии, т.е. не оригинальные композиции (традиционные сюжеты лошадиных троек и чаепитий, а также копии со станковых картин и рисунков-образцов), то, начиная с 1950-х гг., художники федоскинского промысла стали представлять на выставки большей частью оригинальные, разработанные самостоятельно, композиции. На желательность и даже необходимость такого перехода ведущие советские искусствоведы обращали внимание художников Федоскина ещё в 1930-е гг. в своих отзывах на выставки промысла [3, с. 10; 2, с. 46]. В первые послевоенные годы эти отзывы повторились: так, в своей рецензии на прошедшую в 1946 г. в Москве Всесоюзную художественную выставку народного декоративно-прикладного искусства «Победа» известный искусствовед, знаток лаковых промыслов Г. В. Жидков писал: «Вновь и вновь возвращаясь к великолепным произведениям, вышедшим из старейшего центра русской лаковой миниатюры по папье-маше – Федоскина, нельзя не задуматься о необходимости создать условия, которые помогли бы оживить работу художников по созданию собственных оригинальных композиций. Слов нет, хороши и нужны превосходные копии с картин Федотова, Репина, Васнецова, некоторых советских художников, в которых оригинал прошёл через творческую призму "лукутинского" стиля. Что говорить, чудесны традиционные зимние и летние "тройки" и "чаепития". Но наряду с этим хочется видеть больше произведений, в связи с которыми отпадает необходимость в обращении к слову "копия"» [8, с. 36].

В начале 1950-х гг. такой переход был осуществлён по инициативе ведущих мастеров федоскинского промысла М. С. Чижова и В. Д. Липицкого [22, с. 178] с помощью Министерства культуры РСФСР, а также НИИ художественной промышленности и Московского областного отделения Художественного фонда РСФСР, ввёдших практику заключения прямых (т.е. минуя Федоскинскую трудовую артель) договоров с художниками промысла на выполнение творческих работ с последующей отправкой их на ту или иную предстоявшую выставку. Таким образом, если в довоенный период практически все выставлявшиеся работы промысла являлись копийной продукцией, то, начиная с 1950-х гг., общим правилом федоскинских мастеров стало представлять на выставки любого уровня оригинальные композиции. Так, уже в 1952 г., на московскую выставку «Прикладное и декоративное искусство» федоскинские художники представили целый ряд оригинальных произведений (шкатулка С. П. Рогатова «Молодые строители» и другие работы) [19, с. 72]. Исключительно оригинальные работы были представлены Федоскинской артелью на Всемирную выставку в Брюсселе 1958 г., на которой ларцу «Русский балет» художников М. С. Чижова и В. П. Егорова были присуждены специальный диплом и бронзовая медаль (а сама артель была удостоена Диплома I степени и Золотой медали) [21, с. 282].

Как и в 1930-е гг., в послевоенное время федоскинский промысел принимает участие во всех важнейших художественных выставках СССР различного уровня. Особенно престижным было участие в выставках республиканского и всесоюзного значения, имевших периодический характер и часто приуроченных к значимым для советской идеологии юбилеям и датам (на Всесоюзные выставки в основном допускались изделия, до того выставлявшиеся на Республиканских выставках). Республиканские выставки проходили в Москве и Ленинграде: так, в 1963 г. в Ленинграде (в Государственном Русском музее) состоялась Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства, представившая, в составе раздела «Художественные лаки», 15 новых оригинальных произведений федоскинских художников (коробочку «Мост» П. Н. Мачеева 1962 г., шкатулку «Цапли» С. П. Рогатова 1961 г. и другие работы) [16, с. 15-156]. В 1967 г. в Москве состоялась приуроченная к 50-летию Октябрьской революции Республиканская выставка «Советская Россия», для которой миниатюристы Федоскина выполнили ряд агитационных работ (шкатулка «Былые дни» М. С. Чижова, пластина «К Ильичу» В. Д. Липицкого) [7, с. 180]. Крупным событием жизни федоскинского промысла стало его участие во Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства в московской Академии художеств СССР и посвящённой 100-летию В. И. Ленина, на которой было представлено 19 отобранных с предыдущей Республиканской выставки произведений [14].

Важной формой выставочных практик, осуществлявшихся для популяризации федоскинского промысла послевоенного времени (в составе общих экспозиций, посвящённых русскому народному искусству), являлись передвижные выставки различных музейных организаций. Так, в начале 1959 г., по Ленинградской области проходит приуроченная к XXI съезду КПСС передвижная выставка «Русское народное искусство», подготовленная Государственным Русским музеем совместно с Домом народного творчества Ленинградского областного управления культуры и представившая произведения федоскинских художников из собрания Государственного Русского музея (В. И. Лаврова, М. Г. Пашинина) областным жителям [18, с. 17].

Ещё одной новой формой выставочной деятельности, применявшейся в выставочных практиках московского Музея народного искусства, являлись ретроспективные юбилейные выставки, т.е. выставки произведений тех миниатюристов, которые отмечали в том или ином году свой юбилей. Такова, например, была ретроспективная выставка «Юбиляры-73», представившая работы мастеров Холуя (В. А. Белова), Жостова (А. П. Гогина, М. Р. Митрофанова), однако большую часть выставочного пространства занимали работы федоскинских художников: Николая Ильича Балашова, Михаила Степановича Чижова, Геннадия Венедиктовича Скрипунова и Сергея Васильевича Монашова (отметивших в 1973 г. своё 50-летие) [23, с. 3]. Для художественной молодёжи федоскинского промысла регулярно устраивались выставки, организованные Московской областной организацией Союза художников РСФСР. Так, в 1972 г. подобный смотр под названием «Выставка произведений молодых художников Подмосковья» состоялся в Доме художника города Ногинска. Произведения четырёх федоскинских миниатюристов (А. М. Грачёва, Ю. Л. Дубовикова, Н. М. Солонинкина и Е. И. Старых) составляли раздел «Художественные лаки». Несмотря на свою немногочисленность (было представлено 6 работ), каждая из них отражала важный этап в творчестве каждого из участвовавших молодых мастеров: коробочка А. М. Грачёва «Морские рассказы» 1971 г., пудреница Е. И. Старых «Осенние листья» 1970 г. и другие произведения [5, с. 57].

Московским музеем, наиболее «опекавшим» федоскинский промысел, безусловно, являлся Музей народного искусства НИИ художественной промышленности (находившийся по адресу: улица Станиславского, дом 7). Именно здесь, по инициативе музейного директора Людмилы Константиновны Розовой, в августе 1962 г. – апреле 1963 г. состоялась ретроспективная выставка федоскинских изделий, ставшая крупнейшим смотром промысла рассматриваемого времени и вообще за всю его предшествовавшую 160-летнюю историю: на выставке демонстрировалось более 600 работ из собраний восьми советских музеев, были представлены работы более 90 федоскинских миниатюристов [4]. Смотр, получивший название «Выставка миниатюрной живописи Федоскина» и собравший свыше 20 тысяч посетителей, стал важным культурным событием того времени, неоднократно освещавшимся в московской прессе [1], он был показан по телевидению и снят кинохроникой.

Отдельного внимания заслуживает разбор новаторского оформления выставки, выполненного известным архитектором В. Г. Макаревичем и заслуженно получившего восторженные отзывы в публикациях и отчётах [6]. Три раздела выставки – лукутинская миниатюра XIX в., лаковая миниатюра советского Федоскина и, наконец, работы учащихся Федоскинской школы миниатюрной живописи – были размещены в небольшом музейном зале в хронологической последовательности и объединены общей темой: показом подмосковной природы как творческой среды федоскинских мастеров и максимального приближения посетителя к этой природе. В итоге критики единодушно отмечали в качестве большого достижения В. Г. Макаревича удачное совмещение современных материалов, высокотехнологичного дизайна (разноуровневые подвесные потолки; светильники в виде цилиндров над витринами; дюралевые тонкие трубки, имитирующие берёзки; огромные фотопанно с видами Федоскина) с традиционными образами и материалами русского народного искусства (элементами крестьянского интерьера из настоящей берёзы, скамеек, резных наличников, кружев XIX в.) [17, с. 196-197]

Важной составной частью деятельности по подготовке и проведению «Выставки миниатюрной живописи Федоскина» являлась научная работа. Так, в ходе подготовки к выставке была (по клеймам) уточнена хронологическая атрибуция миниатюры федоскинского промысла XIX в., в частности, было установлено, что жанровые композиции из русской народной жизни в ней (знаменитые лукутинские тройки, чаепития) появляются не в 1840-е – 1860-е гг. (как считалось раньше), а в 1870-е – 1880-е гг. [17, с. 184-185] Крайне важной, но, однако, более неоднозначной для дальнейшего развития федоскинского промысла оказалась прошедшая по итогам выставки творческая конференция, в которой приняли участие ведущие учёные-искусствоведы, специалисты по народной культуре Л. К. Розова, Н. И. Каплан, М. Д. Раков и В. М. Василенко. Подобные творческие конференции по итогам той или иной выставки произведений народного искусства не были чем-то необычным и проводились ещё в 1930-е гг.; их основной целью было найти слабые (в художественно отношении) места показанных произведений и дать совет художникам по исправлению (якобы) допущенных ими ошибок, причём зачастую эти советы носили противоречивый характер [10, с. 16]. Не стала исключением и разбираемая нами выставочная конференция, в значительной части посвященная критике тенденций станковизма в миниатюре – одной из наиболее острых искусствоведческих дискуссий о лаковых промыслах советского периода [12]. Так, В. М. Василенко и М. Д. Ракова выступали против станковизма; в частности, М. Д. Ракова обратила внимание на недопустимость показа в представленных на выставку федоскинских миниатюрах воздушной перспективы. С другой стороны, директор музея Л. К. Розова, обратив внимание на сокращение ассортимента промысла (по сравнению с XIX в.), предложила расширить список форм федоскинских изделий за счёт крупных настенных панно, приближающихся по своему назначению – висеть «на стене в виде каких-либо пластин» [17, с. 191] – именно к станковым картинам.

Таким образом, выставочная деятельность федоскинского промысла послевоенного периода стала важным шагом на пути его дальнейшего общественного признания и организационно-хозяйственного укрепления. Сохранив уже существовавшие формы участия в выставочных проектах (Республиканские, Всесоюзные, Всемирные выставки), в послевоенный период федоскинский промысел активно принимает участие в передвижных, а также ретроспективных выставках. Представление в качестве выставочных образцов преимущественно оригинальных композиций способствовало укреплению собственной творческой манеры каждого крупного федоскинского мастера-миниатюриста, а также его общественному признанию как самобытного мастера и в то же время носителя традиций уникального промысла русской народной культуры. Указанные достижения выставочной деятельности федоскинского промысла, несомненно, оказали самое благотворное воздействие на всю его дальнейшую судьбу.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Выставочная деятельность промысла федоскинской лаковой миниатюры советского времени послевоенного периода (вторая половина 1940-х гг. – начало 1970-х гг.) // Журнал «Человек и культура».
Предложенная тема, безусловно, заинтересует разные и многие слои читателей журнала, потому что федоскинская лаковая миниатюра является отражением национальной русской художественной и прикладной культуры и искусства. Статья написана по научному направлению «Искусствоведение», но автором выбран социальный аспект, т.к. выставочная деятельность является отражением пропаганды. Актуальность и Научная новизна статьи очевидны из ее содержания. В статье перечислено большое количество всесоюзных и республиканских выставок, а также некоторые престижные выставки. Автор показывает участие промысла и в передвижных выставках, как новом направлении в пропаганде художественной культуры. Достоинством статьи является насыщенность именами мастеров, которые создали шедевры отечественной художественной культуры. В статье поставлена задача: охарактеризовать выставочную деятельность федоскинского промысла послевоенного времени во второй половине 1940-х – начале 1970-х гг. Вывод четко сформулирован о том, что выставочная деятельность федоскинского промысла послевоенного периода стала важным шагом на пути его дальнейшего общественного признания и организационно-хозяйственного укрепления. Внушительный библиографический список включает статьи из периодических изданий, хороший набор источников в виде мемуаров и публикаций мастеров, а главное, редкие каталоги. В списке присутствует как литература 1930-х годов, так и современная. Стиль статьи соответствует требованиям русского языка и доступен молодым читателям. Структура статьи четкая, содержание соответствует названию. Статья написана грамотно, построена логично, в полном соответствии с требованиями к научной публикации.
Тем не менее, приходится указать, что в названии временные рамки исследования названы трижды. В отечественной научной исторической литературе устоялось понимание «послевоенного периода» как 1946-1953 годов. Упоминание о ретроспективной выставке «Юбиляры-73» показывает, что статья значительно шире предложенного названия, так как включает данные о выставках 1970-х гг., связанных со столетием В.И. Ленина. Используемая автором периодизация может быть принята, но желательно в будущих публикациях показать, что выделенный период связан не только с общесоюзными событиями, но свидетельствует и о истории производства, развитии промысла, а также динамикой развития художественной стороны производства. Статью значительно оживил бы иллюстративный материал и привлек к необходимости обратить внимание на федоскинскую лаковую миниатюру как уникальное явление отечественной художественной и прикладной культуры.
Текст статьи вызовет интерес к данной стороне народной культуры и специфике развития художественного промысла. Статью рекомендую к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.