Статья 'Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС как пример успешного взаимодействия «пятерки» в гуманитарной сфере ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС как пример успешного взаимодействия «пятерки» в гуманитарной сфере

Томилин Дмитрий Валентинович

Ректор, Автономная некоммерческая организация «Образовательная организация высшего образования «Институт театрального искусства»

127427, Россия, г. Москва, ул. Ботаническая, 21

Tomilin Dmitry Valentinovich

Rector, Institute of Theatrical Arts
 

127427, Russia, g. Moscow, ul. Botanicheskaya, 21

tomilind.v@yandex.ru
Носова Мария Витальевна

Проректор по образовательной и воспитательной работе, Автономная некоммерческая организация «Образовательная организация высшего образования «Институт театрального искусства»

127427, Россия, г. Москва, ул. Ботаническая, 21

Nosova Maria Vitalievna

Prorector for Academic Affairs, Institute of Theatrical Art

127427, Russia, g. Moscow, ul. Botanicheskaya, 21

tomilind.v@yandex.ru
Глазов Евгений Анатольевич

Главный режиссер Государственного Кремлевского Дворца, Автономная некоммерческая организация "Образовательная организация высшего образования "Институт театрального иску

127427, Россия, г. Москва, ул. Ботаническая, 21

Glazov Yevgeniy Anatolyevich

Chief Director of the State Kremlin Palace, Institute of Theatrical Art

127427, Russia, g. Moscow, ul. Botanicheskaya, 21

tomilind.v@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2020.2.32060

Дата направления статьи в редакцию:

28-01-2020


Дата публикации:

30-04-2020


Аннотация: В статье представлена форма успешного взаимодействия стран БРИКС в гуманитарной сфере. Предметом исследования является Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС. Фестиваль рассматривают как большой праздник творческой молодежи, которая представляет разные культуры, театральное искусство своей страны. Цель статьи – охарактеризовать Фестиваль, которым открыта уникальная возможность общения молодежи государств БРИКС. Студенты смогли обменяться театральными традициями и опытом. Им предоставили возможность приобрести новых друзей и продемонстрировать свои актерские таланты. Основу методологии работы составил метод аналитической характеристики источников, проясняющий понятие «Фестиваль театральных школ стран БРИКС». Научную новизну статьи доказывает впервые систематизированный материал, который касается специфики организации и проведения Международного Фестиваля театральных школ стран БРИКС. Доказано, что международная образовательная программа по актерскому мастерству (МОП) в рамках Фестиваля является реализацией творческих инвестиций в культурную жизнь Российской Федерации. Особый вклад автора заключается в уточнении, что за последние десять лет страны БРИКС добились многих достижений в областях культуры и искусства. Среди всех видов сотрудничества, образовательное и культурные обмены играют ключевую роль в качестве гуманитарных мостов между странами. Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС стал источником развития внутреннего мировоззрения молодежи разных стран, расширил кругозор современных форм культуры и искусства, подчеркнул определяющую роль образовательных методик обучения актерскому искусству, сквозь призму метода Станиславского - трансформирующего через культуру этносов стран, представленных на Фестивале.


Ключевые слова:

БРИКС, концепция, инновационные решения, технология, технологичность, театральная постановка, культура, режиссер, театрализованное представление, театральные школы

Abstract: This article describes the form of successful cooperation of the BRICS countries in the sphere of humanities. The subject of this research is the International Festival of Theater Schools of the BRICS countries, which is viewed as a festivity of creative youth that represents different cultures and performing arts of their country. The goal consists in characterization of the festival, which opens a unique opportunity for communication of youth from the BRICS countries, exchange theatrical traditions and experience, acquire new friends, and demonstrate their acting skills. The scientific novelty lies in the systematized material pertaining to the specificity of organization and hosting the International Festival of Theater Schools of the BRICS countries. It is proven that the international educational program in performing arts within the framework of the festival is the realization of artistic investments into the cultural life of the Russian Federation. The author’s special contribution consists in clarification of the fact that for the past ten years the BRICS countries have achieved great results in the area of culture and art. Among all types of cooperation, the exchange in education and culture play the key role as the bridge in the sphere of humanities between the countries. The International Festival of Theater Schools of the BRICS became the source of development of the worldview of youth from different countries; broadened the horizon of the contemporary forms of culture and art; as well as emphasized the defining role of the techniques of teaching acting through the prism of Stanislavsky’s method that transforms through the culture of ethnoses represented on the festival.


Keywords:

BRICS, concept, innovative decisions, technology, technological effectiveness, stage play, culture, stage producer, theatrical performance, theatre school

Фестиваль (от лат. Festivus - праздничный) - массовое празднество, показ (обзор) достижений музыкального, циркового, эстрадного, театрального, киноискусства. Нередко фестивали имеют определенное посвящение, социальное значение. Воспитательная и культурно-художественная роль фестивалей чрезвычайно велика. Во время их подготовки и проведения значительно оживляется культурная жизни, обеспечивается приобщение людей к культурным ценностям, расширяется культурная инфраструктура. Театральные фестивали также проводятся по решению государственных и общественных органов, организаций и культурных обществ [2, с. 34].

В конце ХХ – начале ХХІ века фестивали во всем мире стали одной из открытых массовых форм социальной и межкультурной коммуникации, которой присущи различные тематические и жанровые направления, профессиональный или любительский уровень исполнения. В современном культурном пространстве Российской Федерации среди многочисленных ярких художественных явлений заметное место занимают театральные фестивали, которые уже давно стали брендами городов и отдельных регионов, играют важную роль в развитии мирового театрального искусства и доказывают свое не только воспитательное, но и эстетическое значение в культурном развитии общества.

Разнообразная тематика, структура, концепция, уровень проведения фестивалей на региональном, всероссийском, международном уровнях, несмотря на наличие определенных проблем общественного и финансово-организационного характера, свидетельствуют об успехах развития театрального искусства. Среда театрального фестиваля способствует совершенствованию деятельности актеров и режиссеров, повышает культуру слушателей, содержит весомый эстетико-ценностный аспект. Благодаря представлению на фестивалях лучших образцов мировой драматургии можно проследить приоритеты репертуара, сценографии, театральной режиссуры, новейшие стилевые и художественные тенденции.

Международный театральный фестиваль составляет праздничную организационно-художественную форму презентации творческих достижений, подчиненных единой цели, идеи или концепции, которые локализуются в определенном календарном периоде, а также в географическом и культурном пространстве. Большинство театральных фестивалей является составной частью гуманитарной политики государства, направленной на утверждение эстетических, морально-этических и художественных ценностей.

Театральный фестиваль является художественным событием, но одновременно и культурно-туристическим феноменом, зрелищем, направленным на популяризацию определенного города, региона, страны. Основными факторами развития театрального фестивального движения выступают актуализация и совершенствование его содержательных, формообразующих, исполнительских аспектов, составляющих художественную концепцию, а также совершенный менеджмент его организации, с учетом зрительских запросов.

Тематика театральных фестивалей формируется с учетом как исполнительских традиций региона, так и общественно-культурных потребностей его населения. Репертуарные приоритеты определяются посвящением определенным событиям и лицам – авторам-драматургам, актерам, жанрам, сценическим формам и тому подобное.

В начале 90 гг. ХХ века, когда российский театр переживал сложный период своего художественного переформатирования и экономической реорганизации, фестивальное движение стало одним из факторов его возрождения, поиска своего места в процессах государства, культурной и национальной идентификации. Важными факторами этого явления стала тематика возвращения исторической памяти, высокой духовности, традиций национальной (аутентичной) обрядности, повышение качества русской сценической речи, возрождение творчества репрессированных драматургов и режиссеров.

Постепенно еще одной новой тенденцией современного фестивального театрального движения становится постмодерная зрелищность, которая воплощается в экспериментальных постановках. Большинство театральных фестивалей происходит на конкурсной основе, номинации охватывают празднования как драматических произведений, так и отдельных художников-драматургов, режиссеров, сценографов, композиторов, актеров.

В рамках многих современных театральных фестивалей проходят встречи, лекции, круглые столы, дискуссии, презентации, мастер-классы, воркшопы (практические коллективные семинары), что придает им не только познавательную, но и учебно-образовательную функцию.

На современном этапе развития театрального искусства особенностью фестивалей является их тематическое разнообразие, жанрово-стилевое и формо-видовое многообразие. Каждый из них является артефактом времени, культурных символов и смыслов (вербальных, визуальных, аудиальных, информационных, художественно-образных), региональных традиций, становится воспитательным фактором для зрителя, профессиональным толчком для совершенствования участников фестиваля в частности и театра в целом.

Известный теоретик и историк театра Анна Юберсфельд подчеркивала важность роли театра в «налаживании мостов» между различными культурами. Особенно – «между западным и восточным мирами, где иногда кардинальными являются взгляды на человека и его место в системе мироздания. Театральное искусство путем наложения друг на друга смыслопорождающих векторов авторского и режиссерского замысла, актерской игры, зрительского восприятия и т.д. помогает если не понять, то образно воспринимать культуру другого народа» [13, с. 157].

Ретроспектива фестивального искусства представлена в работах по истории и организации массовых празднеств. Авторами этих работ стали А.В. Луначарский, Е.Н. Рюмин, А.А. Гвоздев, А.И. Пиотровский, О.В. Цехновицер, С.Э. Радлов, М.А. Данилевский. Актуальную информацию находим в сборниках статей о театрализованных зрелищах. Они вышли после создания в 1959 году Совета по театрализованным представлениям и праздникам. А также в учебных пособиях, авторами которых являются И.М. Туманов, Д.М. Генкин, И.Г. Шароев, А.Д. Силин.

Н. Алексеев, В.Н. Дмитриевский, B.C. Жидков, Е.А. Левшина, А.Я. Рубинштейн, К.Б. Соколов, Ю.У. Фохт-Бабушкин и ряд других ученых в своих трудах применяли различные способы изучения художественной жизни общества. Эти ученые охарактеризовали методы анализа аудитории искусства. В частности, таких систем, как «Театр и публика», «Город и театр», «Театр и молодежь», «Спектакль и зритель». Исследователи уточнили и характерные особенности этих «тандемов», а также рассмотрели перспективы для следующих шагов в их познании.

Фестиваль театральных школ стран БРИКС является пространством праздничного действа, а его проведение свидетельствует о целенаправленном поиске новаторских идей, реализации нетрадиционных решений, развитии инновационных форм работы актеров и режиссеров. Такие встречи становятся этапом решительного освобождения от стереотипов во взглядах на театральное искусство во второй половине ХХ века и приближают его к современным европейским образцам.

БРИКС - группа государств, которую создали по инициативе России. В ее состав входят Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и (с декабря 2010 года) Южно-Африканская Республика [4].

«16 мая 2008 года по инициативе России в Екатеринбурге состоялась первая полноценная встреча министров иностранных дел стран БРИКС. 9 июля 2008 года лидеры стран БРИКС встретились на полях саммита G8 в Тояко (Япония)» [3, c. 72]. Первый полноформатный саммит БРИКС организовали по предложению российской стороны. Он прошел в Екатеринбурге 16 июня 2009 года.

Благодаря БРИКС «разные по культуре и цивилизации государства строят свои отношения на принципах равенства. Они строго учитывают интересы друг друга, соблюдают правила взаимного уважения и открытости внешнему миру» [8].

Политическое влияние БРИКС определяется тем, «что государства группы являются авторитетными членами ведущих международных структур. Они сотрудничают в рамках ООН и других региональных, а также международных платформ по противодействию терроризму, наркоугрозе и коррупции, урегулированию конфликтов и обеспечению международной информационной безопасности» [1, c. 76]. Их взаимодействие в гуманитарной и культурной областях развивается быстрыми темпами.

В связи с развитием нового витка отношений между странами БРИКС в экономической, финансовой, политической и гуманитарной жизни Президент и Художественный руководитель Института театрального искусства Иосиф Давыдович Кобзон в 2017 году предложил Институту ежегодно проводить Международные Фестивали театральных школ стран БРИКС, которые должны были стать источником развития внутреннего мировоззрения молодежи разных стран, дать стимул для дальнейшего развития дружеских отношений, расширить кругозор современных форм культуры и искусства, помочь формированию культурной среды, основанной на историческом и театральном наследии, традиционных ценностях мировых культур.

Масштаб многогранной личности И.Д. Кобзона невозможно переоценить. Самозабвенно отстаивая интересы Отечества, идеалы мира и взаимопонимания между людьми и целыми народами он оставил большой след в развитии сотрудничества в рамках объединения БРИКС. «Энтузиазм и энергия Иосифа Давыдовича в продвижении положительного образа России за рубежом способствовали углублению контактов с партнерами в гражданском измерении, формированию общего культурно-гуманитарного пространства БРИКС» [7, c. 62]. Этот вклад находит отражение в растущем внимании лидеров стран «пятерки» к необходимости дальнейшего развития связей в сфере культуры.

Социальная значимость Фестиваля театральных школ стран БРИКС заключается в том, что Фестиваль стал новым форматом просветительства, наглядным и ярким примером доброй воли, выражением стремления народов стран БРИКС к взаимному сотрудничеству и пониманию. Органическая тяга к сближению разных культур имеет глубокую взаимосвязь и наполнена смыслом созидания.

Сегодня молодежь все чаще подвержена негативному влиянию улицы, вредным привычкам, межэтническим и межнациональным конфликтам, легковнушаемым к различным идеологиям. Пенсионеры, люди с ограниченными возможностями ущемлены общением. МОП Института имени И.Д. Кобзона путем вовлечения этих категорий граждан в процесс проведения Фестиваля помогает решить эти проблемы, способствовать формированию гражданской солидарности, противодействовать экстремизму в молодежной среде, отвлечь от отрицательных идеологий и негативного влияния улицы, сплотить людей разных национальностей. Следовательно, к целевым группам причислены - дети и подростки, молодежь и студенты, люди с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры.

В 2017 году Институт обратился к театральным школам стран БРИКС с предложением подготовить отрывки из «шекспировского» спектакля «Ромео и Джульетта». На сцене выступали студенты театральных институтов России, Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки, которые откликнулись на предложение и привезли свои постановки, отражающие культуру, менталитет и колорит этих стран. Фестиваль в 2017 году завершился 21 мая межкультурной международной интерпретацией пьесы, восхваляющей любовь.

На Фестивале было предложено использовать новый, неординарный формат подачи социокультурной информации «Играем вместе!». Студенты театральных школ из разных стран, разных национальностей, цвета кожи, вероисповедания, менталитета взаимодействовали друг с другом на разных языках в едином спектакле без перевода. Соединение разных школ, жанров и стилей в одно целое стало неповторимым действием, привлекающим внимание молодежи стран БРИКС к культуре и искусству, к творческому наследию великих классиков и преодолению языковых барьеров.

Идею Фестиваля поддержали Минкульт РФ, МИД России и лично С. Лавров. В частности, Министр иностранных дел заявил, что «…Творческое взаимодействие Российских культурных организаций с партнерскими структурами в государствах «пятерки» будет способствовать формированию общего культурно-гуманитарного пространства. МИД России заинтересован в углублении взаимопонимания и желает тесно сотрудничать с народами стран БРИКС» [6].

Первый Фестиваль был проведен Институтом в парковой зоне на ВДНХ. Получив уверенность в своих силах в организации такого большого крупного Фестиваля международного уровня, в значимости мероприятия, увидев сплочение вокруг единой задачи (спектакля) людей разных культур, говорящих на разных языках, Институт подал заявку в Фонд Президентских грантов с целью развития проекта и получил финансовую поддержку.

Последующие Фестивали проходили на одной из центральных и знаковых площадок города Москвы в парке «Зарядье», где были показаны спектакли в координатах комедии дель арте по произведению Гольдони «Слуга двух господ» (2018 год) и по трагедии Софокла «Царь Эдип» (2019 год).

Второй Международный фестиваль театральных школ БРИКС в 2018 году собрал около 120 студентов и преподавателей из стран БРИКС. Этот форум предоставил уникальную возможность для будущих актеров и режиссеров обменяться опытом, обсудить новые идеи, продемонстрировать зрителям свой талант и навыки, расширить кругозор, установить новые творческие контакты.

Как отметил директор фестиваля Дмитрий Томилин, «помимо образовательной и культурной роли, фестиваль помог студентам удовлетворить свои профессиональные требования. Молодые театральные специалисты признают, в каких направлениях театральное искусство будет развиваться по всему миру.

Всем гостям фестиваля предоставляется возможность увидеть репетиции, спектакли, а также посетить «Давайте играть вместе»! финальное выступление бесплатно. В 2018 году фестиваль посетили более 100 000 местных жителей и гостей города.

На сцене Большого амфитеатра в парке «Зарядье» в период с 27 мая по 5 июня 2019 года организована работа уже III Международного фестиваля театральных школ стран БРИКС. Участниками фестиваля являлись студенты и преподаватели театральных школ, которые представляли Бразилию, Индию, Китай и Южную Африку. Оригинально и ярко представили Россию студенты Института театрального искусства имени народного артиста СССР И. Кобзона. В качестве специальных гостей фестиваля были приглашены делегации из Республики Беларусь (Белорусский государственный университет культуры и искусств) и Армении (Ереванский государственный институт театра и кинематографии). Всего 420 человек приняли участие в театральной деятельности.

В 2019 году фестиваль основан на бессмертной трагедии «Царь Эдип», автором которого является афинский драматург Софокл. Зрители увидели ряд различных сцен из спектакля, подготовленных делегациями стран БРИКС. Молодые актеры в течение 10 дней реконструировали целую эпоху, наполненную эмоциями и страстями. В последний день фестиваля актеры коллективно приняли участие в совместной театральной постановке. И хотя в ней были задействованы представители разных культур, тем не менее, постановка была понятна зрителю без перевода.

Формат фестиваля под названием «Давайте играть вместе!» стал новым оригинальным театральным феноменом. В истории театра фестиваль стран БРИКС аналогов не имеет и характеризуется как яркий проект в области культуры и искусства. Фестиваль был удостоен Гранта Президентом России В.В. Путина за свою значимость в объединении культур и народов.

Празднество организовали сотрудники Института театрального искусства имени народного артиста СССР И. Кобзона. Большую поддержку в этом вопросе оказал Фонд президентских грантов. Одобрило проведение фестиваля Министерство иностранных дел России и лично министр иностранных дел С. Лавров, а также Департамент культуры города Москвы.

Фестиваль помимо зрелища предусматривает обучение, не разрушая основу методологии великих русских мастеров и школ других стран, учит каждого актера, проведя подробный сопоставительный анализ корректировки приемов и способов обучения актерской техники в разных странах, научиться применять их в своей работе, укреплять их актуальными разработками программы развития театральной школы своей страны.

Фестиваль является инновацией в театральном мире. Раскрывая потенциал объединенного спектакля, Институт в 2019 году в качестве гостей пригласил театральные школы из Армении и Беларуси. «…БРИКС является исключительным примером выстраивания партнерских отношений между столь разными в культурно-цивилизованном аспекте государствами…» [10].

Фестиваль также можно рассматривать как наглядный и яркий пример доброй воли. Он выражает стремление народов стран БРИКС к взаимному сотрудничеству и пониманию. «…Популяризация национальных театров и обмен опытом в области драматической педагогики в формате БРИКС очень актуальна и своевременна. Именно театры могут стать надежным фундаментом в процессе продвижения объективного положительного образа России за рубежом» [6].

Органическая тяга к сближению разных культур имеет глубокую взаимосвязь. Инициатива Института способствует не только единению творческих коллективов пяти стран, Фестиваль становится надежной платформой, создающей реальные предпосылки по воплощению в жизнь последовательных усилий Института имени Народного артиста СССР И.Д. Кобзона, направленных на доведение до широких кругов международной общественности полной и достоверной информации о России, о ее социокультурном развитии.

«Фестиваль также является реализатором творческих инвестиций в культурную жизнь общества, укрепляет взаимопонимание, дружбу и сотрудничество между народами» [8, c. 57]. Фестиваль способствует формированию гражданской солидарности, противодействию экстремизма в молодежной среде, служит сплочению и объединению людей мира вокруг России. Общий международный спектакль показывает, как можно существовать в мире и согласии людям разных стран, решая одну задачу, не враждуя между собой. «Когда весь мир погружен в русофобство, … мы создаем атмосферу дружбы, … интернационального единства…» [7].

«Мы помогаем руководителям наших стран, которые объединились в экономическом пространстве, понимать друг друга. Мало только физически накормить человека – он нуждается еще и в духовной пище» [12].

Театральная школа «Waterfront» (WTS) в Кейптауне в 2019 году также представила свои творческие достижения в России. Группа студентов из престижной школы исполнительских искусств в Кейптауне вновь была приглашена Институтомтеатрального искусства в Москве при поддержке Президентского грантового фонда, Министерства иностранных дел Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы принять участие в ІІІ фестивале театральных школ стран БРИКС с 27 мая по 6 июня 2019 года. Проект также получил поддержку со стороны Департамента искусств и культуры Западного Кейпа, Proud Partners, Южноафриканского национального танцевального фонда (SANDT) и The M Lahann.

Фестиваль стремится изучить, как колледжи исполнительских искусств в странах БРИКС исследуют типично европоцентрические стили театра, сохраняя при этом культурную актуальность и резонанс. Театральная Школа «Waterfront» фокусируется на хоровых сценах трагедии «Царь Эдип». Концептуальная идея их исполнения - связать традиционную африканскую практику поклонения, пророчества, протеста, празднования и траура с древним текстом. Особое внимание уделяется традициям коса, и в этом году в состав ансамбля WTS войдут восемь учеников.

Это уже третий раз, когда Театральная Школа «Waterfront» посещает фестиваль. Как уже выше отмечалось, главное событие состоялось во впечатляющем амфитеатре на 2500 мест в парке «Зарядье», современном пространстве в центре Москвы, расположенном недалеко от Красной площади.

Фестиваль предоставил прекрасную возможность поделиться своей культурой и стать частью мирового сообщества. Отношения между различными учреждениями, участвующими в проекте, чрезвычайно полезны для расширения международного сотрудничества и по-настоящему преобразуют творческий опыт студентов.

Другие учреждения, принимающие участие в 2019 году, включают Пекинский университет, Университет Дели и Casa de Artes Das Laranjeiras в Бразилии. А также к фестивалю присоединились делегаты из Армении и Белоруссии.

Самым насыщенным выдался последний день фестиваля. Его участники повторили совместную постановку прошлого года «Ромео и Джульетта» и, кроме этого, делегация из Армении еще раз представила свою потрясающую программу с национальными танцами и песнями. Актерам не помешало ни яркое солнце, ни проливной ливень, им удалось вместе сыграть спектакль Карло Гольдони «Слуга двух господ». Хотя в связи с погодными условиями сцена была не совсем безопасна.

В стиле «кабаре» и «Чикаго» провели церемонию закрытия Фестиваля. Зрители увидели программу с яркими искрометными номерами и зажигательными танцами, чем немного скрасилась грусть расставания талантливой молодежи. Экспрессивной и эмоциональной постановкой зрителей порадовала Делегация из Ереванского государственного института театра и кино. Она была исполнена в стиле аргентинского танго, которая не оставила равнодушным ни одного человека.

Таким образом, этот Фестиваль - надежная платформа, создающая реальные предпосылки по воплощению в жизнь последовательных усилий Института имени И.Д. Кобзона, направленных на доведение до широких кругов международной общественности полной и достоверной информации о России, о ее социокультурном развитии.

Международный театральный фестиваль стран БРИКС - это всегда особая аура, беседы критиков и беседы с актерами, споры и столкновения различных взглядов на искусство театра, особенности национальной театральной культуры. Именно здесь у режиссеров, художников, актеров существует возможность стать одной межнациональной творческой лабораторией.

Международная образовательная программа по актерскому мастерству (МОП) в рамках Фестиваля является реализацией творческих инвестиций в культурную жизнь общества, укрепляет взаимопонимание, дружбу, сотрудничество. Фестиваль становится образовательной площадкой для воплощения и продвижения МОП в театральные образовательные учреждения стран мира, а доступность Фестиваля позволит обычным людям присутствовать и участвовать на репетициях, спектаклях и мастер-классах.

Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС стал глобальным творческим языком, который мы все используем в процессе общения, для публичных выступлений и укрепления дипломатии. Но в наше время недостаточно преодолеть границу культур и языков. Поэтому цель Фестиваля состоит в том, чтобы развивать многокультурный диалог между пятью странами, показать разнообразие стран БРИКС.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Замечания:
Первый абзац:
«Представление о культуре и искусстве как о чем-то, связанном только с продуктами творческой деятельности, не соответствует действительности (вполне допустимый для публицистики, но неприемлемый для научного текста зачин; «представления о культуре и искусстве» бесконечно разнообразны, но в научном тексте их принято вводить с указанием авторов, работ и пр.; автор, используя риторический прием, далее спорит с воображаемым оппонентом). Вряд ли в истории человечества существует термин (культура или искусство?), значение которого будет таким широким и охватит больше областей человеческой деятельности. Сегодня, в первую очередь, необходимо говорить (кому необходимо? В какой связи? В каких обстоятельствах?) о культуре отношений, деловой культуре, культуре производства, не говоря уже о материальной и религиозной культуре, культуре общества и взаимодействии мировых культур. Очевидно, что сознание большинства населения различных государств мира и по сей день остается закрытым для активного взаимодействия с другими культурами (непонятно, как это утверждение связано с предыдущим). Это неудивительно, поскольку: «решение этой проблемы (какой? Взаимодействия?) находится не в законах или уставах (это о чем?), а в долгосрочном обучении, основанном на положительных ожиданиях (чего?)» [10, c. 57]. »
Чрезвычайно нестрогий и сразу во многих отношениях текст, включающий два по сути не связанных раздела.
Следующий абзац:
«БРИКС - группа государств, которую создали по инициативе России. В ее состав входят страны (:?) Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и (с декабря 2010 года) Южно-Африканская Республика [4]. »
Как это абзац связан с предыдущим?
И далее:
««16 мая 2008 года по инициативе России в Екатеринбурге состоялась первая полноценная встреча министров иностранных дел стран БРИКС. 9 июля 2008 года лидеры стран БРИКС встретились на полях саммита G8 в Тояко (Япония)» [3, c. 72]. Первый полноформатный саммит БРИКС организовали по предложению российской стороны. Он прошел в Екатеринбурге 16 июня 2009 года. »
Все это, разумеется, весьма информативно, но совершенно непонятно, о чем собирается говорить автор с читателем.
Пропуская несколько фрагментов (в основном состоящих из цитат, определяющих функции БРИКС):
«Быстрый рост Китая вызвал глобальную «китайскую волну», и в Бразилии также быстро (? как «рост Китая»?) развивается преподавание китайского языка. Поскольку язык является носителем культуры, отсутствие языковых навыков выступает одним из основных препятствий на пути политического, экономического, торгового и культурного обмена между Китаем и Бразилией (?).  »
Очень неплохо было бы прежде раскрыть перед читателем намерения автора и как-то в самом общем виде наметить структуру предлагаемого материала.
«В результате (?) возникла острая необходимость в усилении изучения текущих проблем в процессе китайско-бразильского сотрудничества в области образования и деятельности по преподаванию / изучению языка. С точки зрения теории языкового образования и культурного обмена становится ясно, что на экстерриториальное распространение языка всегда влияют различные культурные различия, и этот процесс никогда не был гладким. » Предельно сумбурное изложение с неопределенной во времени и пространстве авторской позицией.
Как вообще связаны с основной темой проблема налаживания языковой коммуникации между Китаем и Бразилией? Или именно это и составляет предмет статьи?
И далее:
«Страны БРИКС, Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка имеют сеть творческих городов (это — о чем?), культурных, туристических и гастрономических центров (? а не страны БРИКС их не имеют?). Как передает ТАСС (то есть регулярно?), страны БРИКС договорились развивать культурное сотрудничество между городами на встрече в южноафриканском городе Претория (когда она состоялась?). Более того (?), пять стран создадут совместный фонд производства и распространения художественных фильмов (?). »
И сразу далее:
«Помимо кино и мультфильмов (?), члены организации хотят продолжить сотрудничество в области археологии, охраны культурного наследия, моды и дизайна (о каком именно мероприятии и какой именно договоренности идет речь? Почему ей придается такое значение?). »
Ничего из этого не уточняется, но автор и далее продолжает снабжать читателя информацией различной степени свежести:
«БРИКС был основан в 2006 году на Петербургском экономическом форуме (может, стоило с этого начать?). В 2011 году к группе присоединилась Южная Африка. Страны ассоциации активно сотрудничают в финансовой, образовательной и культурной сферах. «Русский мир» ранее сообщал, что Байкальская школа БРИКС, открытая в Иркутске, год назад начала прием студентов. Здесь учатся молодые люди из России, Китая, а также из стран Африки и Азии. » ???
Какая-то пестрая мозаика.
Посмотрим, к чему все это ведет.
Заключительные строки:
«Русский язык был бы очень полезен в странах БРИКС (?), потому что в настоящее время он занимает все больше места на дипломатической сцене, все больше студентов, особенно из стран БРИКС, изучают русский язык (поэтому он был бы полезен?). Некоторые из них учатся этому, потому что они хотят развивать торговлю между Китаем и Россией, или изучать русскую культуру, или стать учителем русского языка в своей родной стране, либо получить больше знаний о русских писателях, лингвистах или историках. И этот факт необходимо принять во внимание (кому, зачем, как?). Теперь настало время для БРИКС определить новую мозаику мира (?), но не в попытках превзойти Западный мир, а в том (???), чтобы подчеркнуть искусство (что это значит?) (в том числе и театральное), язык, культуру, чтобы сделать наш мир (?) лучшим местом для жизни (???).
Для этого было бы интересно узнать больше о писателях, драматургах, мыслителях, экономистах, которые внесли свой вклад в странах БРИКС (???). Примеры их творчества являются ключом для лучшего понимания нашего века, политических вопросов, особенностей и менталитетов разных культур (?). Следовательно (?), сила (?) Международного Фестиваля театральных школ БРИКС должна заключаться в его культурном и языковом разнообразии, чтобы создать подлинный диалог между народами.» ???
Чрезвычайно далеко от принятых канонов научного исследования.

Заключение: работа не отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, как в стилистическом, так и в структурно-логическом отношении. Рекомендована к публикации в данном виде быть не может.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования статьи стал Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС, проводящийся с 2017 г. Методология исследования основана на описательном и сравнительно-историческом методе: автор описывает фестиваль в разные годы его проведения, а также дает ретроспективу самого понятия фестиваля. Актуальность статьи весьма велика, поскольку, как справедливо замечено автором, фестивали "играют важную роль в развитии мирового театрального искусства и доказывают свое не только воспитательное, но и эстетическое значение в культурном развитии общества". Научная новизна статьи, на мой взгляд, отмечена рядом противоречий: с одной стороны, материалов об этом фестивале нет, хотя они однозначно необходимы вследствие самой актуальности темы, с другой стороны, автор во многом ограничился общим описанием понятия фестиваля, упустив из виду те процессы, что происходили в изучаемый им период непосредственного проведения данного фестиваля. О них хотелось бы узнать поподробнее. Стиль статьи - научно-публицистический, что вполне оправдано в сочинениях такого рода. Структура и содержание статьи отмечены теми же особенностями: похвально, что дается историческая справка, но печально, что она подменяет собой непосредственное исследование современного периода. За счет этого содержание характеризуется некоторым сумбуром: от общих рассуждений о понятии современного фестиваля автор переходит к историческим материалам по ретроспективе фестивального искусства, представленной в работах по истории и организации массовых празднеств, что относится совсем к другому временному периоду, тут же обращается к весьма общей цитате из труда А. Юберсфельд, словам министра С. Лаврова и личности И. Кобзона. Это разрушает целостность работы. Похвально, что автором все же приводится краткое описание спектаклей, проходивших на фестивале в последние годы. Хотелось бы, чтобы оно было дополнено, расширено и систематизировано. Библиография представляется вполне достаточной, хотя есть небрежность в одной цитате: "Как отметил директор фестиваля Дмитрий Томилин, «помимо образовательной и культурной роли, фестиваль помог студентам удовлетворить свои профессиональные требования. Молодые театральные специалисты признают, в каких направлениях театральное искусство будет развиваться по всему миру". Здесь не только не указан источник, но и непонятно, когда заканчивается прямая речь. Апелляция к оппонентам также, на мой взгляд, представлена слабо. Тем не менее, статья призвана вызвать большой интерес читательской аудитории благодаря актуальности самой темы и ее близости современному человеку. Выводов мне также не хватило, желательно было бы их расширить. То, что "Международный театральный фестиваль стран БРИКС - это всегда особая аура, беседы критиков и беседы с актерами, споры и столкновения различных взглядов на искусство театра, особенности национальной театральной культуры. Именно здесь у режиссеров, художников, актеров существует возможность стать одной межнациональной творческой лабораторией", - представляется довольно общим местом статьи, а вот тезис о том, что "этот Фестиваль - надежная платформа, создающая реальные предпосылки по воплощению в жизнь последовательных усилий Института имени И.Д. Кобзона, направленных на доведение до широких кругов международной общественности полной и достоверной информации о России, о ее социокультурном развитии", как мне представляется, является основой выводов, которые следовало бы углубить и развить.
Тем не менее в целом статья может быть опубликована на смотря на некоторые недочеты.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.