Статья 'Храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно: истоки пути (ХVII-ХVIII вв.)' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно: истоки пути (ХVII-ХVIII вв.)

Бабич Ирина Леонидовна

доктор исторических наук

главный научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН

119334, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 32а

Babich Irina Leonidovna

Doctor of History

Chief Scientific Associate, Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences

119334, Russia, g. Moscow, ul. Leninskii Prospekt, 32a

babi7chi@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2018.12.28276

Дата направления статьи в редакцию:

05-12-2018


Дата публикации:

08-01-2019


Аннотация: Объект нашего исследования - храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно, предмет – истоки становления храма в ХVII – ХVIII вв. Цель предлагаемой статьи – проанализировать ключевые аспекты формирования нового религиозного института и православной общины (статус, финансирование, характеристика причта, паствы и т.д.). В работе использованы три архива: два государственных (Центральный исторический архив г. Москвы – далее ЦИАМ и Российский государственный архив древних актов – далее РГАДА) и один частный (семейный архив семьи священников Казанцевых, которые много лет служили в этой церкви во второй половине ХIХ – начале ХХ в.) Введенные впервые в научный оборот архивные материалы проанализированы методом исторической реконструкции и представлены в хронологическом порядке – ХVII – ХVIII вв. До сих пор в научном сообществе история данной церкви лишь единожды была объектом исследования. Статья сотрудников музея «Царицыно» А.А. Барановой и А.А. Галашевич была опубликована более 15 лет назад. Их работа основывалась только на архивных материалах РГАДА. Опираясь в нашем исследовании на эту, безусловно, глубокую и серьезную статью, мы продолжили изучение судьбы церкви, используя прежде всего два других, упомянутых выше архива.


Ключевые слова:

православие, Россия, Царицыно, история, хозяйство, архив, финансы, религиозная политика, Москва, Кантемир

Автор выражает огромную признательность Александру Казанцеву за возможность ознакомиться с материалами семейного архива и использовать документы из него в данной статье.

Abstract: The object of this research is the Church of Our Lady of Life-Giving Spring in Tsaritsyno, while the subject is the beginning of its establishment in the XVII-XVIII centuries. The goal of this work lies in the analysis of the key aspects in formation of the new religious institution and Orthodox congregation (status, funding, characteristic of the clergy and perish, etc.). The three archives are involved in the research Moscow Central State Archive, Russian State Archive of Ancient Documents, and Kazantsevs’ Family Archive (the priests who ministered in this church during the late XIX – early XX century). The newly introduced into the scientific discourse archival materials are analyzed trough the method of historical reconstruction and presented in chronological order – from XVII to XVIII century. The history of the church under consideration only once was the object of research within the academic community. The article of the workers of Tsaritsyno Museum – A. A. Baranova and A. A. Glashevich – was published 15 years ago. It was based only on the archival materials from the Russian State Archive of Ancient Documents. Leaning on this valuable article, the author continued studying the fate of the church using primarily the two other aforementioned archives.


Keywords:

Orthodoxy, Russia, Tsaritsyno, History, economy, archive, finance, religious policy, Moscow, Kantemir

Введение

Название церкви – Живоносного Пресвятые Богородицы Источника – редкое. Оно связано с почитанием чудотворной иконы Богоматери Живоносного Источника, празднование которой проходит в пятницу Светлой седмицы [1, Ф.203. Оп.753. Д.135. Л.1-2].

На месте нынешней церкви, располагавшейся в сел. Черная Грязь Пехрянской десятины, сменилось несколько церквей, но во всех была икона с поясным изображением Богоматери с младенцем Христом, помещенным в чашу, из которой вытекают струи воды. В иконостасе эта икона стояла в ряду местночтимых икон. Этот тип Богоматери назывался Живоносный Источник. Надо сказать, что церквей с таким названием на Руси всегда было мало. Со временем количество храмов с таким названием и чтимыми святыми в Московской губернии не увеличивалось. По данным на 1866 г., среди 275 соборов и церквей Епархиального ведомства Москвы была только одна церковь, которая имела придел Живоносного источника, а среди 908 церквей Московской епархии – лишь две, включая храм в Царицыно [2, с. 17, 71, 79, 88, 106, 117].

Объект нашего исследования - храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно, предмет – истоки становления храма в ХVII – ХVIII вв. Цель предлагаемой статьи – описать первые этапы формирования нового религиозного института и православной общины (статус, материальное положение духовенства, характеристика причта, паствы и т.д.). В работе использованы три архива: два государственных (Центральный исторический архив г. Москвы – далее ЦИАМ и Российский государственный архив древних актов – далее РГАДА) и один частный (семейный архив семьи священников Казанцевых, которые много лет служили в этой церкви во второй половине ХIХ – начале ХХ в.) [3]. Выбор источников связан с тем, что за исключением отдельных документов из РГАДА ранее они не были введены в научный оборот, тем не менее они позволяют раскрыть неизвестные науке стороны жизни церкви. Архивные материалы проанализированы методом исторической реконструкции и представлены в хронологическом порядке – конец ХVII – ХVIII вв.

До сих пор в научном сообществе история данной церкви лишь единожды была объектом исследования [4, 135-145]. Статья сотрудников музея «Царицыно» А.А. Барановой и А.А. Галашевич была опубликована более 15 лет назад. Их работа основывалась только на архивных материалах РГАДА. Опираясь в нашем исследовании на эту, безусловно, глубокую и серьезную статью, мы продолжили изучение судьбы церкви, используя прежде всего два других, упомянутых выше архива.

Как нам представляется, изучение истоков формирования одной из значимых церквей Москвы и Московской области (прежде всего в силу ее территориального положения, а именно, находясь в составе Дворцового екатерининского комплекса) является важным и ценным источником для понимания происходящего в настоящее время процесса православного возрождения.

История создания храма

На месте нынешней церкви специалисты - искусствоведы отмечают существование ранее деревянной церкви с таким же названием, которая была построена в 1683 г., о чем свидетельствуют архивные документы из РГАДА. Сотрудники Музея «Царицыно» А.А. Баранова и А.А. Галашевич пишут, что «основание церкви в «сельце» Черная Грязь относится к 80-м годам ХVII века, когда село было пожаловано из дворцового ведомства боярину Ивану Федоровичу Стрешневу «во 191 году ноября в 21-е» (т.е. в 1683 г.) [4, с.138]. И.Ф. Стрешнев – родственник предыдущего хозяина села Черная Грязь - Семена Лукьяновича Стрешнева (умер в 1666 г.) После его смерти имение перешло к его вдове - Марии Алексеевне, которая в свою очередь умерла в 1673 г. Село перешло в Дворцовое ведомство, откуда оно было в 1682 г. и было пожаловано И.Ф. Стрешневу. В этом же году Иван Федорович отдал это имение своему родному внуку – Алексею Васильевичу Голицыну [5, с. 178]. И именно Алексей, как пишут известные историки церкви братья Холмогоровы, решил начать строительство на этом месте церкви, для чего он выделил из своей пашни 10 четвертей для постройки каменного храма, построив в начале в 1683 году деревянный храм [5, с.172-173]. Однако довольно скоро, уже в 1689 г. имение было взято у Голицына за «их вины» в пользу Великого государя.

Несмотря на то, что первая церковь была деревянной, она была большой и просторной. Благодаря Федору Леонтьевичу Шакловитому - известному соратнику царевны Софии Алексеевны (1657–1704), управляющему стрелецким приказом, мы имеем описание этой первой церкви. Федор был одним из наиболее близких к Софии (после Василия Голицына – другого соратника Софии и владельца села Черная Грязь). При Петре он был схвачен и казнен. Обстоятельства этого дела сохранились в т.н. «Розыскном деле о Федоре Шакловитом»[6]. В церкви были иконы: образ Спаса, образ Алексея митрополита, образ Николая чудотворца, образ Живоносного Источника Пресвятые Богородицы, образ царя Иоасафа индийского, образ святых мучениц Софии, Деисусы, праздники, образ Вседержителя, образ Распятия Господня, Страсти Господни, Евангельские и Соломоновы притчи, 15 икон окладных. В алтаре находились следующие святые иконы: образ Воскресения Христова, Отечества, Богородицы Печорской, образ Николая чудотворца. На колокольне было 7 колоколов.

Как мы видим, земля, на которой была построена церковь, была частной: она была пожалована в 1683 г. частному лицу из Дворцового ведомства. В дальнейшем другое частное лицо выделило из своей частной собственности 10 четвертей паши для каменного храма.

В 1712 г. начинается новый и ключевой для создания церкви в ее нынешнем виде период. Имение было пожаловано Дмитрию Константиновичу Кантемиру. Об этом свидетельствуют архивные материалы, хранящиеся в Центральном историческом архиве г. Москвы - Документы Государственной вотчинной Коллегии о передаче села Черная Грязь князю Дмитрию Кантемиру [1, Ф.364. Оп.1. Т.2. Д. 7915]. Князь Дмитрий Кантемир (1673 – 1723 гг.) – известный российский государственный деятель и ученый. В 1723 г. Дмитрий умер и был похоронен в Москве, в Греческом монастыре, где у Кантемиров было фамильное захоронение. Имение стало принадлежать его вдове Настасье Ивановне Трубецкой и ее пасынку Константину Дмитриевичу Кантемиру. От них оно перешло к родным братьям Константина - Матвею и Сергею Дмитриевичам Кантемирам. В 1757 г. они разделили имение, и сел. Черная грязь досталась князю М.Д. Кантемиру. Вместе с сел. Черная Грязь Матфей получил и деревянную церковь. Эта территория продолжала оставаться вотчиной князя Матфея Димитриевича Кантемира вплоть до 1766 г. [1, Ф.203. Оп.747. Д.352]. В то время сел. Черная Грязь представляло собой небольшую деревню, рядом с которой была горка, на которой и стоял «небольшой дом о шести комнат - дом Кантемира» на китайский манер, деревянный и ярко раскрашенный [7, с.24].

Во второй половине ХVIII ы. этот подмосковный край посетила российская императрица Екатерина. Он ей понравился и она решила построить на этом месте Дворец. В 1775 г. земля была куплена у Кантемиров и передана в ведомство Главной Дворцовой канцелярии и переименовано Екатериной в сел. Царицыно [5, с.182; 7, Ф.14. Оп.1. Д.51. Ч.5. Л.326 об., 497]. В 1785 г. появилось Дворцовое Управление и его управитель - секунд-майор Василий Яковлевич Карачинский [1, Ф.454, Оп.4. Д.17. Л.130: 7, Ф.14. Оп.1 Д.51. Ч.6. Л.53]. Эта перемена в административном положении стали важной вехой для истории храма, с 1790 г. храм получил новый статус - статус церкви Пехрянской десятины Дворцового села Царицыно [1, Ф.203. Оп.745. Т.2. Д. 799. Л.12-16]. Хотя земля, на которой стояла церковь, и сама церковь по-прежнему оставались частными ("дворцовая" собственность являлась частной, поскольку принадлежала лично монарху), тем не менее церковь приобрела статус Дворцовой. Это изменило ее материальное обеспечение.

Изначально, как отмечают братья Холмогоровы, у церкви не было своих угодий, однако к 1777 г. во владении церкви уже было 33 дес. пашенной и сенокосной земли [5, с. 177; 7, Ф.14. Оп.1. Д.54, Л.497; 1, Ф.454. Оп.4. Д. 17. ЛЛ.131-132]. Эта земля специально была выделена для церкви и принадлежала Дворцовой Канцелярии. И храм также перешл под управление Дворцовой канцелярии (вскоре была упразднена), которая начала выплачивать жалование причту храма [1, Ф.454. Оп.4. Д.17. Л.131].

При Голицыных деревянная церковь была перестроена в каменное здание. Первую перестройку церкви затеял еще Алексей Голицын, которыйпредоставил из своей пашни 10 четвертей для храма [5, C. 172-173]. В устройстве церкви принимал участие известный мастер второй половины ХVII в. Карп Золотарев – как живописец и как подрядчик [6].

Время создания церкви в ее настоящем виде датируется 1722 г. Новый владелец усадьбы молдавский князь Д.К. Кантемир в 1722 г. на этом месте построил новую церковь. Церковь имела традиционную композицию: деревянный «осьмерик» на каменном четверике. При следующем владельце К.Д. Кантемире производился лишь ремонт церкви. Первая существенная ее перестройка датируется 1765 г. Многие считают именно эту дату временем создания церкви. Следующий владелец усадьбы М.К. Кантемир был человеком набожным и активно занимался «храмосозиданием». Он решил перестроить церковь и подал прошение в Московскую духовную консисторию с просьбой о строительстве и получил разрешение. Он разобрал прежнюю церковь и построил на том же месте новую каменную на том же месте храм во имя Живоносного источника с теплым приделом во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого [1, Ф.203. ОП.753. Д.1202. Л.1.- 1 об.]. Поэтому искусствоведы и склонны считать дату постройки церкви в ее нынешнем виде 1760 г.

В нашем распоряжении имеется Летопись¸ подготовленная священником данного храма о. Владимиром Казанцевым (1869 г.) В ней подчеркивается, что начало церкви было положено в 1683 г., но церковь в ее нынешнем виде была построена в 1765 г. Доподлинно известно, что местный причт и прихожане праздновали столетие церкви в 1865 г. Если мы обратимся к метрике храма, обнаруженной нами в ЦИАМ (была составлена в 1887 г.), то увидим, что там фигурирует дата постройки церкви - 1761 г. [1, Ф.454. Оп.3. Д.79].

В других источниках мы обнаруживаем иные даты. Так, в 1838 г. по просьбе Московской Консистории, храм представил так называемую «Ведомость о Церкви Живоносного Пресвятой Богородицы Источника Московского уезда, села Царицыно» [1, Ф.203. Оп.744. Д.2048. Л.59]. Согласно этому документу, церковь была построена в 1765 г. Князем Матфеем Димитриевичем Кантемиром. В 1759-1760 гг. действительно подавались прошения о постройках (мы их сами обнаружили в архивах [1, Ф.454. Оп.4. Д.17. Л.130; Ф.203. Оп.753. Д.1202] - прим. И.Б.), однако речь исключительно о постройке придела к уже ранее построенной церкви. Согласно архивным документам, освещение этого придела было осуществлено 21 января 1761 г. [1, Ф.454. Оп.3. Д.79]. По решению Московского духовной консистории было принято решение о выдаче нового освященного антиминса из Большого Успенского собора. Данное строительство церкви закончилось к 1765 г. и в июне 1765 г. состоялось освещение всей церкви [1, Ф.203. Оп.753. Д.1202. Л.5; Д.454.Оп.3. Д.79. ЛЛ.195-197].

Церковь была построена в стиле так называемого «елизаветинского» барокко – из кирпича с использованием деталей белокаменного архитектурного декора, однако архитектор – неизвестен. По мнению искусствоведов, можно твердо писать об одном из иконописцев, который расписывал храм - это Василий Волохов. Он считался иконописцем М.Д. Кантемира, поэтому специалисты считают, что скорее всего он писал и иконы для этого храма [4, с.137].

Если мы обратимся к другому источнику - Послужным спискам духовенства и сведений о церкви Живоносного источника, (1916 г.), то обнаруживаем ту же дату - 1765 г. В церкви было организовано три престола: во имя Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, во имя Димитрия, во имя Казанской Божией матери [1, Ф.1371. Оп.1. Д.31. ЛЛ.32-36]. Это важное свидетельство того, что в прежние времена руководство храма считало датой основания церкви – 1765 г. И наконец, приведем важный источник – мнение духовенства церкви Живоносный источник – священника Владимира Казанцева: датой основания храма он также считал 1765 г. [3]. Из всего вышесказанного мы все же склоняемся к дате постройки храма в его нынешнем виде 1765 г.

Не раз в среде искусствоведов вставал вопрос о влиянии В.И. Баженова как главного архитектора Дворцового комплекса на строительство церкви. Обратимся к запискам самого В.И. Баженова, которые он подготовил на имя Екатерины. В них он упоминает наличие в этой местности церкви [8, Ф.14. Д.51, ч.5. ЛЛ.331 об, 332 об, 365, 365 об.]. Искусствоведы считают, что храм – «это самое старое из существующих в усадьбе строений, единственная постройка некогда обширной вотчины князей Кантемиров - Черная Грязь, сохраненная зодчим В.И. Баженовым при создании им нового императорского подмосковского «Царицыно» [4, с.137].

Местное духовенство

Первые сведения о местном причте датируются 1689 г. и обнаружены А.А. Барановой и А.А. Галашевич в описных книгах Голицыных на поместья и вотчины. Также эти факты приводятся в материалах по истории церквей Московского уезда Холмогоровых [5, с.178; 8]. Это священник Гаврило Лукьянов, дьякон Борис Трофимов, дьячок Максимко Иванов, пономари Гришка и Стахейко Васильевы, а также просвириница Михайлова дочь. По данным на 1689 г. духовенство имело несколько домов: «У церкви ж двор попов, двор дьяконов, двор дьячков, 2 двора Пономаревых, двор просвириицын» [6]. По сведениям тех же Холмогоровых следующим священником в 1710 г. стал Феодор Леонтьев, а дьяконом - бывший пономарь Стахей Васильев. В 1722 г. произошла смена священника: им был назначен Петр Анисимов, а дьячком у него - Иван Евстафьев (оба служили до 1728 г.) [5, с.177].

Первые наиболее полные сведения мы имеем уже о следующем поколении духовенства. По нашим данным, полученным на основе исследования исповедных книг ХVIII в. в 1740-е годы священником храма был Иван Иванов (Иоанн Иоаннов), 1717 г. рожд. Он служил священником более 25 лет, даты служения по исповедным ведомостям: 1747 г. – 1773 г. [1, Ф.203. Оп.747. Д.438. Л.522]. Согласно архивным данным в период 1747-1766 гг. о. Иоанн был уже иерем [1, Ф.203. Оп.753. Д.135. Л.1-2, ЦИАМ. Ф.203. Оп.747. Д.352]. В 1773 г. в возрасте 56 лет он переводится в разряд «заштатного священника» и продолжает жить при храме. Причина такого раннего перевода за штат нам неизвестна. Умер Иван Иванов не позднее 1781 г. У иерея Иоана была большая семья: жена Ефимия Иванова (1717 г. рожд.) и четверо детей: Николай (1738 г. рожд.), Иван (1743 г. рожд.), Анилина (1745 г. рожд.), Фома (1748 г. рожд.)[1, Ф.203. Оп.747. Д.273, 352; Оп.753. Д. 135; Оп.746. Д.1959. Л.104-114].

В нашем распоряжении оказался материал из ЦИАМ, датируемый 14 октября 1747 г.: Доношение священника Ивана Иванова в Московскую духовную Консисторию. В начале его службы случилась большая неприятность. Об этом пишет сам о. Иоанн: 13 сентября 1747 г. «во время утреннего пения в чтении мною оной церкви сугубой ектении во алтаре пред запрестольным образом Богоматери засвеченная свеща в небытность в том алтаре никого с подвешника упала наземь и на оном святом престоле одежда и срачица с одной восточной стороны обгорели, а препоясание цело». О. Иоанн обратился в Московскую духовную Консисторию с просьбой о разрешении ему починить одежду и срачицу. Он получил это разрешение [1, Ф.203. Оп.753. Д.135. Л.1-2]

Данными о других членах местного причта мы располагаем на 1758 -1759 гг. Пономарем в церкви был Федор Иванов (1716 – 1777 гг. жизни). Он был женат на Прасковье Семеновне (1716 г. рожд.). В семье росла дочь – Анна (1741 г. рожд.). В 1759 г. его перевели в дьячки (служил до 1766 г.), потом он перестал служить, но продолжал жить при храме (1766-1772 гг.). В 1772 г. он вновь становится пономарем и служит в церкви до смерти [1, Ф.203. Оп.746. Д.1959 Л.104-114; Оп.745. Д.651, Л.38 - 39 об.; Оп.747. ДД.273, 430]. В 1766 г. место пономаря занял сын священника Ивана Иванова - Николай Иванов (1742 г. рожд.). В 1762 г. у него родилась дочь Анна (1762 г.) [1, Ф.203. Оп.747. ДД.273, 352, 430, 438].

В период между 1773 - 1775 гг. в храме сменился священник. Им стал Гавриил Петров (служил до 1798 г.) [1, Ф.203. Оп.745. Т.2. Д. 651. С.38, 38 об, 39, 39 об.; Д. 671. Л. С.127, 127об, 128, 128об, 130, 130об, 131, 131 об.; Д. 745. Л.67-71 об.; 7, Ф.14. Оп.1. Д.54, Л.497]. О. Гавриил имел большую семью: жену – Анну и пятерых детей: Екатерину (1770 г. рожд.), Василия (1772 г. рожд.), Ивана (1775 г.), Марфу (1777 г. рожд.), Александра (1779 г. рожд.) [1, Ф.203. Оп.747. Д.517. Л.227]. У о. Гавриила было два дьякона с одинаковыми именами и фамилиями - Иваны Ивановы. Можно предположить, что одним из них был второй сын священника Ивана Иванова 1743 г. рожд. В 1780 г. их в храме не было. Появились новые люди: дьячок Семен Никитин (1755 г. рожд., гг. службы - 1777 -1781), и пономарь - Даниил Андрианов (1758 г. рожд., гг. службы - 1780 - 1790), который был женат на Агриппине Никитичне (1760 г. рожд) [1, Ф.454. Оп.4. Д.17. Л.130, 131;Ф.203. Оп.747. Д.517. Л.227].

У священника о. Гавриила со временем появляется новый пономарь – Иван Герасимов (либо в 1783 г., либо в 1790 г.). Иван Герасимов родился в 1766 г., был рукоположен в стихарь в этом храме, и вначале был пономарем, в 1784 г. его перевели в дьяконы, в 1790 г. - вновь в пономари. Он был женат, его жена - Феодора Алексеевна. Известно, что в 1790 г. его постигло горе - у него умерло двое детей - Яков (1786 г. рожд.), Константин (1788 г. рожд.). Впоследствии у него родилось еще двое детей – сын Андрей (1795 г. рожд.) и дочь Агриппина(1794 г. рожд.). У дьячка Семена Никитина также были дети: Александр (1799 г. рожд.) и Дмитрий (1804 г. рожд.) [1, Ф.203. Оп.745. Т.2. Д. 799. Л.12-16; Оп.752. Т.2. Д.4459; Оп.747. Д.895.Л.719; Д.2048. Л.59; Оп.745. Д.799. Л. 12-16; Оп 744. Д. 1567].

Старший сын священника Гавриила Петрова - Василий также стал священником и сменил отца на должности священника в этом же храме. По метрическим книгам 1798 г. мы видим, что священником храма был уже о. Василий Гаврилов. Ему было в это время всего 26 лет. Он уже был женат, имел сына Ивана (1798 г. рожд.) [1, Ф.203. Оп.745. Т.2. Д.889]. 12 марта 1806 г. у о. Василия родился второй сын Алексей. В крещении мальчика принимали участие два священника: как сказано в деле, «молитвословил» священник сел. Покровское о. Иоанн Козьмин, крестил иерей храма Николы Чудотворца у Каменного моста Иоанн Иоаннов. Восприемниками мальчика стали священник храма Николы Чудотворца Иоанн Иоаннов и дочка дьячка храма Преподобного Сергия Радоженского Симеона Иоаннова Настя [1, Ф.203. Оп.745. Т.2. Д.989].

Представляя скрупулезную родословную священников церкви в Царицыно, мы хотели показать, что, во-первых, уже в то время прослеживалась тенденция к созданию нескольких поколений православного духовенства, во-вторых, многие священники служили в этой церкви не один десяток лет, создавая таким образом, духовный фундамент, в-третьих, весь причт имел многодетные семьи.

Материальное положение духовенства

В момент создания церкви, по данным на 1683 г., духовенство не получало никакого жалования. Более того, как указывали братья Холмогоровы, церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну [5, с. 176]. Однако впоследствии финансовая ситуация в церкви изменилась кардинально. Местный причт имел шесть «дворов». Федор Шакловитый свидетельствовал: рядом с церковью была «богадельна, а в ней живут нищия…, двор попов, двор дьяконов, 2 двора пономаревых, двор просвирницын» [6]. В период владения землями А. Голицыным причт стал получать «годовую ругу» (годовое денежное содержание): священник - 12 руб., дьячок – 5 руб., пономари - по 4 руб. Кроме денег все имели право на получение продовольствия, куда включалась мука, мясо, соль, вино, а также некоторые вещи, в частности, овчина на «шубу», сукно «под рясу». Так, священнику полагалось в год 3 пуда мяса, 3 пуда соли, 3 ведра вина, 10 овчин, а к праздникам – по белуге [6]. В первой половине ХVIII в., в частности, по данным на 1722 г., духовенство храма, получало уже «государственное жалование» из Приказа Большого дворца: священник – 8 руб., 7 четей ржи, 2 получетверика овса, дьячок – 6 руб., 6 четей ржи, 2 получетверика овса, пономарь – 1 руб., 5 четей ржи, овес, просвирня – 1 руб., 5 четей ржи, овес, + для просвир пшеница [5, с.177]. Вплоть до 1772 г. храм «при князе Кантемире содержался и землею церковной - 42 десятины и доходами с прихожан». В Летописи говорилось: «В 1772 г. По Высочайшему Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны II Указу, данному Правительственному Сенату повелено именовать село Черная Грязь собственным селом Царицыным и подчинить Ведомству Кремлевской Экспедиции – Дворцовой Конторе, из которой производить, ремонтировать все казенные здания, в том числе и церкви и домов причта и причту выдавать 400 рублей жалования» [9].

Архивные материалы 1777-1785 гг. подтверждают продолжение получения жалования из Дворцовой канцелярии: священник Гавриил Петров - 50 руб., дьячок – 30 руб., пономарь – 24 руб. Во владении церкви было 33 десятины пашенной и сенокосной земли [7, Ф.14. Оп.1. Д.54, Л.497; 1, Ф.454. Оп.4. Д. 17. ЛЛ.131-132].

Жизнь причта и общины

Жизнь причта и общины церкви хорошо прослеживается по т.н. метрическим книгам, которые велись во всех российских храмах. В них записывалось совершение всех таинств: крещений, венчаний и отпеваний. Церковь с самого начала заниматься благотворительной деятельностью: при ней уже в 1689 г. была богадельня, в которой жили нищие [6].

Вначале, по данным на 1683 г., храм «обслуживал» сел. Черная Грязь (некоторое время оно называлось - Богородицкое, и далее - Царицыно), которое включало в себя 31 крестьянское хозяйство и 2 бобыльных двора. Как отмечают историки церкви Холмогоровы, крестьяне не сразу стали посещать этот храм, предпочитая ходить в церковь сел. Сабурово. В это время в округе были небольшие населенные пункты – дер. Борисово, Орехово, Шандурово, Борзецово и др. Так, по данным на 1712 г., в сел. Киселевка было 9 дворов, Петровка, Хохловка - по 5 дворов, Орехово - 9 дворов, Шандурово - 6 дворов и т.д. [5, с.176 -178, 182].

Помимо метрических книг в церкви велись и исповедные книги, в которых записывались фамилии тех, кто регулярно ходил на исповедь к священнику и тех, кто не делал этого. В 1758 г. в храме Живоносный источник в течение года исповедовалось (т.е. были прихожанами) около 450 чел. Среди них был, и князь М.Д. Кантемир, и его дворовые (14 чел.), и крестьяне сел. Черная Грязь (408 чел.) Всего за год исповедовалось 217 муж., 227 жен. Согласно метрической книги храма в 1766 г., численность прихожан храма была такова: дворовые (М.Д. Кантемира) 41 чел. (19 муж., 22 жен.), поселяне – 409 чел. (205 муж., 204 жен.) [1, Ф.203. Оп.746. 1959. Л.104-114; Оп.747.Д.273., Оп.745. Д.352. Л.10-11]. В эти годы фиксировался факт исповедования прихожанина в храме. По метрической книге 1766 г. из 457 чел. (всех прихожан вместе с причтом) 65 чел. не участвовали в таинстве исповеди.

Согласно исповедным книгам 1772 -1773 гг., храм Живоносного источника помимо крестьян сел. Черная Грязь стали посещать крестьяне дер. Орехово, Хохловка, Шайдрово (220 крестьян). В 1777 г. крестьян было уже 442 чел. Более точные данные мы имеем применительно на 1781 г.: в течение года на исповедь в храм пришло 264 жен. и 256 муж. Из них: представителей местного духовенства – 6 муж. и 6 жен., военных - 27 муж. и 22 жен., придворных - 5 муж. и 11 жен., разночинцев – 8 муж. и 10 жен., и крестьян сел. Царицыно, Хохловка, Орехово - 203 муж. и 210 жен. [1, Ф.203. Оп. 747. ДД.430, 438, 517; Ф.454. Оп.4. Д.17. Л.130].

В 1785 г. в Царицыно приехала императрица Екатерина и увидела почти построенный В.И. Баженовым Дворец, который ей не понравился, и продолжение строительства практически заморозилось. 20 апреля 1797 г. в Царицыно приезжал и другой российский царь - Павел I. Ему также не понравился дворец и вскоре, 8 июня, он издал Указ, что «в селе Царицыне никаких строений не производить». Отделка Дворца так и не была завершена. Тем не менее во второй половине ХVIII в. в Царицыно началась «дворцовая жизнь»: несмотря на то, что Екатерина не жила во Дворце, жизнь там кипела – была создана великолепная оранжерея с целым корпусом садовников (Дворцовая оранжерея). Во Дворце работали лакеи, капельдинеры и др. обслуживающий персонал (Дворцовая канцелярия), и проживали некоторые люди, например, военные. Все они стали прихожанами храма Живоносный Источник.

Бытовая жизнь местного причта стала пересекаться с жизнью Дворца. Например, в 1790 г. у казенного дворцового садовника Сергея Тихонова родился сын Петр, который был крещен в храме Живоносный Источник о. Гавриилом, который одновременно стал и восприемником мальчика вместе с женой дворцового лакея. В 1798 г. при рождении сына о. Василия Гаврилова его восприемниками стали сын полковника Алексей Иванов и жена капитана при Дворцовой экспедиции Александра Ильина, которые проживали во Дворце. Эти факты свидетельствуют о том, что между работниками Дворца и храма формировались тесные отношения [1, Ф.203. Оп.745. Т.2. Д.889]. 10 января 1798 г. у дворцового садовника Матфея Иванова родился сын Василий. Его крестили в храме, восприемником мальчика стал московский купец Андрей Никифоров. В другом случае при крещении сына садовника Ивана Леонтьева восприемником стал сам о. Василий Гаврилов. При крещении сына у однофамильца священника, проживавшего в ближайшем селении крестьянина - Василия Гаврилова, восприемником - дьякон храма Иван Герасимов [1, Ф.203. Оп.745. Т.2. Д.889].

В конце ХVIII в. Царицыно стало фигурировать в исторических источниках как место прогулки москвичей. Князь Куракин писал, что в 1778 г. он с кампанией ездил гулять в Царицыно [7, с.24]. Перемены в жизни Дворца и в жизни церкви наступили при следующем владельце усадьбы – императоре Александре I. Он тоже мало интересовался самим Дворцовым комплексом, однако при нем, с 1801 г., управление московскими и подмосковными императорскими дворцами было возложено на Экспедицию Кремлевского строения, Главноначальствующим которой был назначен Петр Степанович Валуев [10].

Валуев был человеком энергичным, предприимчивым, и его назначение принесло большую пользу Царицыно, которому он уделял особое внимание. Его очаровала местная природа. У царицынского пруда Валуев построил для себя деревянную дачу, в которой он начал жить летом вместе с семьей, став таким образом первым дачником Царицыно [10]. За десять лет Валуев привел хозяйство в порядок. Вот так характеризовал состояние имения сам Петр Семенович: «... обширные там ранжереи были в великой неисправности по строительной части, ... чрез Аглинской сад, только природою украшенный, поерику разчищены заборы зделанные около оного, прежде бывшим там аглинским садовником, прогоняли разной скот, и проезжали в телегах и верхами, ...вместо газонов, доставляющих садам наилучшую красоту, были сенокосы ..., стены и крыши дворца и прочих строений ... покрыты были кустарниками и травою ... Царицыну принадлежащие леса и рощи опустошены на многие тысячи...» Кроме того, из-за повреждения плотины давным-давно был спущен пруд. Парк, устроенный Френсисом Ридом был вытоптан скотом, постройки Баженова и Казакова приходили в негодность. Одним словом, повсюду царило запустение» [10].

Как человек основательный, первым делом Валуев восстановил плотину и пруд. Одновременно он начал приводить в порядок Английский сад, для чего ежемесячно нанимал на работу до 100 местных крестьян. На прудах Валуев распорядился устроить купальни и снарядил здесь гребные суда. Таким образом, Царицыно стало интересовать москвичей, которые приезжали сюда отдыхать. К 1804 г. Царицыно обрело вполне жилой вид. В Английском саду были устроены дорожки, засажены газоны, разбиты клумбы. Английский сад был обнесен оградой с каменными устоями и железными решетками и многочисленными воротами. В устьях рек Язвенка и Черепишка появились плотины, что намного увеличило размеры прудов. На прудах были возведены острова, по берегам построены пристани. Московская публика «рванула» в Царицыно, словно на курорт, бывал здесь даже московский военный губернатор А.А. Беклешов. Отдыхающим предлагалось катание на лодках, купание в прудах, прогулки по парку, отдых в Кофейном доме («очень хороший стол, лучшие вина, прохладительные напитки») и многие другие способы времяпрепровождения. Кофейным домом называли Малом Дворце, который после отделки и меблировки, был сдан в аренду московскому ресторатору Карлу Лекеню. Валуев привел в порядок и оранжереи. Старые были отремонтированы и построены две новые, из белого камня. Позже в них выращивались тыквы, арбузы, виноград и даже ананасы! Для содержания оранжерейно - паркового хозяйства в порядке в сентябре 1804 г. в Царицыно прибыл прусский садовник Карл Сигизмунд Унгебауер. Новый садовник разбил фруктовый сад, в котором были высажены яблони, груши, слива, вишни [10].

Со времени функционирования церкви место вокруг нее стало использоваться для кладбища. Около храма были похоронены Кантемиры: в 1771 г.– М.Д. Кантемир, а в 1772 г. – его жена Аграфена Яковлевна [1, Ф.454. Оп.3. Д.79. Л. 195-197]. Однако довольно скоро встал вопрос о первом переносе кладбища дальше от церкви. Он был поставлен в 1777 г. архитектором В.И. Баженовым, который занимался созданием архитектурного комплекса усадьбы Екатерины. Управитель Царыцинского комплекса В.Я. Карачинский написал прошение в Московскую Духовную Консисторию, в которой он просил архиепископа Платона разрешить перенести кладбище подальше от церкви в связи со строительством Дворца [1, Ф.454. Оп.4. Д.17. Л.132.]. Кладбище было перенесено на территорию между церковью и прудом.

Заключение

Итак, истоки создания современной церкви Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно начинаются в 1683 г., когда боярский внук Алексей Голицын построил деревянную церковь в сел. Черная Грязь. Новый период для истории церкви начинается в 1712 г., когда земли села переходят к известной семье Кантемиров, которой они владели до 1775 г. - времени покупки земли российской императрицею Екатериной II с целью строительства Дворца. Именно в период, когда землею и церковью владели Кантемиры и была построена каменная церковь в ее нынешнем виде (хотя первое каменное здание церкви появилось еще при Алексее Голицыне). Сопоставляя различные архивные данные, мы пришли к выводу, что дата постройки церкви – 1765 г. Представляя в статье подробную родословную причта церкви в Царицыно, мы обнаружили тенденцию, которая особо ярко проявилась в последующие века жизни церкви – возникновение преемственности служения: часто отцов заменяли сыны на должностях священников, дьяконов и пономарей. Материальное положение причта церкви значительно улучшилось, когда она вошла в состав Дворцового управления. Жизнь церкви и Дворца стала пересекаться: вначале церковь стали посещать жители Дворца (садовники, работники канцелярии и т.д.), впоследствии – дачники, которые появились в конце ХVIII в.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.